МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н. М. Пинегина
Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-09 от 08.12.2011
Рецензент канд. пед. наук, доцент Кунаковская Л.А.
Учебная программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендована для студентов 1 курса очной и очно-заочной форм обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.
Для направления: 030300 − Психология.
Б3.Б.2
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Общая психология (познавательные процессы)» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Она продолжает знакомить студентов с основами психологической науки и включает в себя наиболее традиционные темы данного университетского курса. Сквозной линией построения учебного материала выступают психологические закономерности познавательной деятельности человека.
Философия образования и науки 2
... зрения и быть способным к обнаружению недостаточно исследованных проблем философии образования инауки. Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории ... понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. 6 ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК- ...
Ведущая цель изучения дисциплины «Общая психология (познавательные процессы)» – сформировать у студентов научное мировоззрение в отношении психической реальности человека, её природы, механизмов её возникновения и развития.
Достижение этой цели предполагает решение следующих дидактических задач: а) дать представление о человеке как субъекте познания; б) познакомить с научными фактами и теоретическими концепциями, в которых накопленные экспериментальные данные получают своё объяснение и связываются в закономерности и законы протекания основных познавательных процессов человека; в) показать исторически сложившиеся тенденции в изучении познавательных процессов и современное состояние когнитивной психологии.
Дисциплины «Общая психология (познавательные процессы)» направлена на изучение таких познавательных процессов, как: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. При изложении материала главной задачей является показать студентам логику становления научной мысли, значение вклада в общемировую психологическую науку исследований отечественных учёных, опирающихся на методологические принципы диалектического материализма. Вместе с этим уделяется большое внимание и последним достижениям зарубежной науки, в частности, когнитивной психологии.
Усвоение учебного материала предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Каждая тема, выносимая на семинарское занятие, сопровождается ключевыми понятиями, чёткое представление о которых является необходимым условием успешного усвоения учебной информации.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы. Конспекты студентов подлежат последующей проверке для получения допуска к экзамену по данной дисциплине.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии (в частности, такому ее разделу, как введение в психологию).
Без глубокого изучения и понимания базовых психологических категорий, включённых в раздел «Введение в психологию», таких, как «психика», «психический образ», «психофизическая проблема», «методы психологического исследования», «высшие психические функции», «сознание», «бессознательное», невозможно полноценное усвоение знаний о познавательной сфере личности. У студентов должны быть сформированы компетенции: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способность и готовность квладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).
Учебная дисциплина «Общая психология (познавательные процессы)» является предшествующей для следующих дисциплин: «Общепсихологический практикум», «Общая психология (психология личности и деятельности)», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», «Основы консультативной психологии», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», «Психофизиология».
В ходе изучения дисциплины предполагается проведение нескольких текущих аттестаций в форме письменных контрольных работ. Изучение дисциплины «Общая психология (познавательные процессы)» завершается экзаменом.
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК) – способность и готовность к:
– пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
– использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
б) профессиональные (ПК) – способность и готовность к:
– прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
– применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
– правильному объяснению фактов повседневной жизни, в которых проявляются индивидуальные особенности познавательной сферы личности.
Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом — 4 ЗЕТ/144 часа(очная форма обучения) и5 ЗЕТ/180 часов(очно-заочная форма обучения).
Виды учебной работы:
Вид учебной работы |
Трудоемкость (часы) |
|||
Всего |
По семестрам |
|||
2 сем. |
|
|||
Аудиторные занятия |
68 |
68 |
|
|
в том числе: лекции |
34 |
34 |
|
|
практические |
34 |
34 |
|
|
лабораторные |
0 |
0 |
|
|
Самостоятельная работа |
76 |
76 |
|
|
Итого: |
144 |
144 |
|
|
Тематический план (очная форма обучения)
№ п/п |
Наименование тем курса |
Лек-ций |
Семин./ практ. |
Всего ауд. |
Сам. раб. |
1. |
Человек как субъект познания |
2 |
0 |
2 |
3 |
2. |
Ощущения |
4 |
2 |
6 |
5 |
3. |
Восприятие |
4 |
4 |
8 |
5 |
4. |
Внимание |
4 |
2 |
6 |
5 |
5. |
Память |
4 |
6 |
10 |
8 |
6. |
Мышление как предмет психологического исследования |
2 |
2 |
4 |
8 |
7. |
Мышление как высшая психическая функция |
2 |
4 |
6 |
8 |
8. |
Механистический подход в изучении мышления |
2 |
2 |
4 |
4 |
9. |
Телеологический подход в изучении мышления |
2 |
2 |
4 |
4 |
10. |
Целостный подход в изучении мышления |
2 |
2 |
4 |
4 |
11. |
Генетический подход в изучении мышления |
2 |
4 |
6 |
4 |
12. |
Мышление и принятие решений |
2 |
0 |
2 |
4 |
13. |
Диагностические исследования мышления |
2 |
0 |
2 |
4 |
14. |
Мышление, воображение, творчество |
0 |
2 |
2 |
6 |
15. |
Проблема искусственного интеллекта в исследованиях мышления |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
Итого: |
34 |
34 |
68 |
76 |
Тематический план (очно-заочная форма обучения)
№ п/п |
Наименование тем курса |
Лек-ций |
Семин./ практ. |
Всего ауд. |
Сам. раб. |
1. |
Человек как субъект познания |
2 |
0 |
2 |
10 |
2. |
Ощущения |
4 |
2 |
6 |
8 |
3. |
Восприятие |
4 |
2 |
6 |
8 |
4. |
Внимание |
4 |
2 |
6 |
8 |
5. |
Память |
4 |
2 |
6 |
8 |
6. |
Мышление как предмет психологического исследования |
2 |
1 |
3 |
8 |
7. |
Мышление как высшая психическая функция |
2 |
2 |
4 |
10 |
8. |
Механистический подход в изучении мышления |
2 |
1 |
3 |
8 |
9. |
Телеологический подход в изучении мышления |
2 |
1 |
3 |
8 |
10. |
Целостный подход в изучении мышления |
2 |
1 |
3 |
8 |
11. |
Генетический подход в изучении мышления |
2 |
1 |
3 |
8 |
12. |
Мышление и принятие решений |
2 |
0 |
2 |
9 |
13. |
Диагностические исследования мышления |
2 |
0 |
2 |
8 |
14. |
Мышление, воображение, творчество |
0 |
1 |
1 |
10 |
15. |
Проблема искусственного интеллекта в исследованиях мышления |
0 |
1 |
1 |
10 |
|
Итого: |
34 |
17 |
51 |
129 |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Человек как субъект познания
Познание как особая сторона взаимодействия человека с миром. Психологическая категория познавательной деятельности. Направленность активности познающего субъекта – окружающий человека предметный мир и мир других людей (социальный мир).
Отличия гносеологического (философского) и психологического подходов к изучению человеческого познания. Чувственный и рациональный уровни человеческого познания в гносеологии. Взаимосвязанность познавательной и потребностно-мотивационной сфер личности. Предмет психологии познавательных процессов – человек познающий мир. Основные характеристики познавательной сферы человека («персональные познавательные конструкты» (Дж. Келли)).
Понятие «образ мира» (А. Н. Леонтьев).
Тема 2. Ощущения
Ощущения как исходные, начальные ступени человеческого познания, обеспечивающие ориентировку человека в окружающем мире и управление своим поведением. Ощущения – «кожа» нашей психики. Проблема истинности ощущений и её решение в философии и психологии. Принцип специфической энергии органа чувств (И. Мюллер).
Эволюция органов чувств как специализация на отражении определённого типа раздражителей (специфического вида энергии).
Понятие сенсорной системы. Психофизика ощущений. Чувствительность органа чувств. Нижний и верхний абсолютные пороги чувствительности. Разностный (дифференциальный) порог чувствительности. Психофизические методы измерения порогов. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Адаптация органа чувств как изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Виды адаптации. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация и синестезия как результат взаимодействия ощущений.
Классификация ощущений. Виды ощущений по характеру отражения и месту расположения рецептора (экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные).
Виды ощущений по типу контакта с раздражителем: контактные (осязательные, вкусовые); дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные).
Протопатическая и эпикритическая чувствительность как результат эволюционного процесса (Г. Хэд).
Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность (продолжительность), пространственная локализация, эмоциональный тон.
Проблема ощущений в когнитивной психологии. Теория обнаружения сигналов, её основные положения. Проблема порога ощущения как проблема принятия решения о выделении сигнала на фоне шума. Факторы, определяющие критерий принятия решения.
Тема 3. Восприятие
Общее представление о восприятии. Проблема соотношения ощущений и восприятия. Ощущения и образы. Основные свойства перцептивных образов. Необходимость различения, с одной стороны, предметного и физического миров, с другой стороны, воспринимаемого и знаемого миров. Предметность образа восприятия, раскрывающаяся в его свойствах: реальность, объективированность, означенность, константность, полимодальность (А. Д. Логвиненко).
Феноменология восприятия. Двойственная природа образов восприятия: чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э. Титченер); первичный образ и образ восприятия (Г. Гельмгольц); видимый мир и видимое поле (Дж. Гибсон); чувственная ткань и предметное содержание (А. Н. Леонтьев).
Феномены восприятия (Ф. Олпорт).
Свойства восприятия: избирательность, осмысленность и обобщённость, структурность, константность, целостность и предметность. Явление апперцепции.
Теории восприятия: ассоциация чувственных представлений в психологии сознания (И. Мюллер, Э. Мах, Г. Гельмгольц, Э. Геринг и др.); перцептивная организация в гештальтпсихологии (В. Кёллер, М. Вертхаймер, К. Коффка); экологический подход (Дж. Гибсон); деятельностный подход в отечественной психологии (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев); процессы переработки информации в когнитивной психологии. Научение в восприятии, проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Восприятие и деятельность.
Виды восприятия: по преобладанию анализаторной системы и по форме существования материи. Восприятие пространства: формы, величины, объёмности и удалённости предметов. Зрительные иллюзии. Восприятие движения. Феномен фи-движения. Восприятие времени. Ритмическая смена возбуждения и торможения в ЦНС как основа восприятия времени.
Проблема распознавания образов, основные подходы: принцип перцептивной организации; сравнение с эталоном; распознавание по прототипу; подетальный анализ.
Тема 4. Внимание
Общее представление о внимании. Проявление внимания в избирательности восприятия. Внимание и сознание.
Теории внимания: внимание как сосредоточение и концентрация сознания (У. Джеймс); «моторная» теория внимания (Т. Рибо); взаимосвязь внимания и установки (Д. Н. Узнадзе); внимание в ориентировочно-исследовательской деятельности (П. Я. Гальперин).
Экспериментальные исследования внимания.
Внимание и деятельность. Развитие внимания как высшей психической функции (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев).
«Культурное» внимание – опосредованное словами-стимулами и выполняющее функцию самоконтроля и самоуправления поведением.
Виды и свойства внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, их роль в жизни и деятельности человека. Факторы, определяющие возникновение непроизвольного внимания (новизна, сила, структурированность, личностная значимость раздражителя).
Устойчивость, сосредоточённость, переключаемость, распределение и объём как основные свойства внимания.
Исследование внимания в когнитивной психологии. Когнитивные модели внимания. Модель фильтра Д. Бродбента. Модель делителя Э. Трейсман. Модель уместности Д. Нормана. Модель распределения ресурсов Д. Канемана.
Тема 5. Память
Общее представление о памяти. История психологического изучения памяти. Первые экспериментальные исследования памяти (кривая забывания Г. Эббингауза).
Память как запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Основные факты и закономерности психологии памяти. Память и научение.
Виды памяти. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Произвольная и непроизвольная память. Механическая и логическая память. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. Основные методы психологического изучения памяти.
Теории памяти. Физиологические, биохимические и химические теории памяти. Психологические теории и концепции памяти (ассоциативная, гештальтпсихологическая, психоаналитическая).
Память и деятельность. Понятия «мнемической задачи», «мнемической деятельности», «мнемических действий и операций». Генетическая теория памяти П. П. Блонского. Память как высшая психическая функция (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Процессы памяти, основные закономерности их функционирования. Исследования непроизвольного запоминания (П. И. Зинченко).
Кратковременное, долговременное, непосредственное и опосредованное запоминание, их роль в развитии памяти (А. Н. Леонтьев).
Запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Виды воспроизведения (узнавание, припоминание, воспоминание).
Явление реминисценции.
Аномалии памяти. Виды амнезий. Причины и факторы, определяющие нарушения памяти. Профилактика забывания.
Развитие и тренировка памяти. Мнемотехнические приёмы.
Принципы организации памяти. Исследование памяти в когнитивной психологии. Когнитивные модели памяти. Модель И. Во и Д. Нормана. Модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина. Теория уровней обработки информации Ф. Крейка и Р. Локхарта. Различия эпизодической и семантической памяти в модели Е. Тульвинга.
Семантическая организация памяти: основные модели (кластерная, групповая, сравнительных семантических признаков, сетевая).
Тема 6. Мышление как предмет психологического изучения
Роль и место мышления в человеческом познании. Изучение мышления как познавательного процесса. Общефилософские основы исследования мышления. Логика – исторически первая наука о мышлении. Формы мышления. Взаимосвязь различных наук, изучающих мышление. Представления о природе мышления, его механизмах и процессах. Определения мышления в смежных с психологией науках.
Объект и предмет психологии мышления. Отличия философской и психологической точек зрения на мышление. Мышление как полиморфное психическое образование (А. Н. Леонтьев).
Методы изучения мышления: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов человеческой деятельности и др. Их специфика и взаимосвязь в конкретном исследовании.
Виды мышления в различных классификациях. Дихотомические типологии: наглядное и вербальное; реалистическое и аутистическое (Э. Блейлер); интуитивное и аналитическое; теоретическое и практическое (Б. М. Теплов); творческое и критическое; абстрактная и конкретная «мыслительные установки» (К. Гольдштейн).
Генетическая классификация: наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический уровни мышления (Дж. Брунер).
Определения мышления в широком и узком смыслах. Мышление как решение задач. Понятие мыслительной задачи. Объективная и субъективная (психологическая) структура задачи. Условия и требования в структуре задачи. Акт субъективного принятия задачи. Процессы целеобразования в ходе решения задачи (О. К. Тихомиров).
Алгоритмы и эвристика в решении задач.
Основные подходы в изучении мышления: механистический, телеологический, целостный и генетический.
Тема 7. Мышление и речь как высшие психические функции
Фило-, социо- и онтогенез мышления. Развитие понятийного мышления. Понятийное мышление как предмет психологического исследования. Проблема соотношения мышления и речи (Л. С. Выготский).
Генетические корни мышления и речи. Проявление единства мышления и речи в речевом мышлении. Значение слова как единица анализа речевого мышления. Знак как единство обозначающего (чувственно воспринимаемой формы) и обозначаемого. Язык, сознание и мышление.
Речь и язык. Язык как система знаков и правил их преобразования, речь как реальный процесс оперирования языком. Речь и речевая деятельность. Виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя человеческая речь – основное средство коммуникации в совместной деятельности. Функции внешней речи: индикативная (указания); сигнификативная (обозначения); гностическая (познания).
Формы внешней речи: устная и письменная; монологическая и диалогическая.
Развитие речи в онтогенезе. Внутренняя речь как средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Дискуссия между Л. С. Выготским и Ж. Пиаже о происхождении и функции эгоцентрической речи.
Формирование понятий, основные пути изучения. Функциональные эквиваленты понятий. Методы образования искусственных понятий. Методика Н. Аха. Методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова. Стратегии образования понятий в исследованиях Дж. Брунера. Основные линии развития современных исследований понятийного мышления.
Представление о субъекте мыслительной деятельности. Индивидуально-личностная детерминация мышления. Мышление и мотивация. Принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский).
Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Зависимость целеобразования в мыслительной деятельности от мотивационной составляющей. Соотношение вербализованного и невербализованного компонентов поиска решения задачи. Понятие операционального смысла (О. К. Тихомиров).
Тема 8. Механистический подход в изучении мышления
Перенос общих механизмов, созданных для описания и объяснения психических процессов вообще, на высшие познавательные процессы в механистическом походе. Реализация механистического подхода в теориях ассоцианизма, бихевиоризма и в информационной теории мышления.
Проблемы мышления в ассоцианизме. Мышление как ассоциация чувственных представлений. Тождественность общего и существенного в ассоцианистических теориях мышления.
Мышление в бихевиоризме. Мышление как «безгласное поведение» (Дж. Уотсон).
Мышление как научение. Теория «проб и ошибок» Э. Торндайка.
Мышление как процесс переработки информации. Отождествление моделирования процесса мышления с его объяснением в информационной теории мышления.
Общие характеристики механистического подхода: бессубъектность мыслительного процесса, его реактивность, неспецифичность мышления по сравнению с другими психическими процессами и др. Направления развития механистического подхода.
Тема 9. Телеологический подход в изучении мышления
«Вюрцбургская школа» психологии мышления. Понятие детерминирующей тенденции (Н. Ах).
Утверждение специфичности мышления как самостоятельного психического процесса, его ненаглядный, «безо́бразный» характер.
Решение задач как метод изучения мышления. Мышление как действие. Психологическая структура процесса решения задачи. «Теория комплексов» О. Зельца. Значение прошлого опыта субъекта в психологической структуре задачи.
Общая характеристика телеологического подхода и его значение для психологии мышления.
Тема 10. Целостный подход в изучении мышления
Эмпирические и теоретические основы гештальтпсихологии (М. Вертхаймер).
Понятия «продуктивное мышление» и «целостная организация проблемной ситуации».
Феномен «инсайта» как прямого усматривания правильного решения. Структура инсайта: описание и объяснение. Исследования интеллектуального поведения человекообразных обезьян (В. Кёллер).
«Основной конфликт» проблемной ситуации в опытах К. Дункера. Рассуждение вслух как метод исследования творческого мышления. Особенности «дункеровских» задач.
Дальнейшее развитие целостного подхода.
Тема 11. Генетический подход в изучении мышления
Принцип развития в психологии мышления. Проблема развития интеллекта в работах Ж. Пиаже. Структурное и генетическое определение стадий развития интеллекта у ребёнка. Основные понятия генетического подхода в изучении мышления: ассимиляция, аккомодация, операция и интериоризация. Сенсомоторный, дооперациональный уровни развития интеллекта, уровни конкретных и формальных операций, их характеристика.
Тема 12. Мышление и принятие решений
Формально-логический подход в изучении мышления. Логические законы мышления. Типы силлогизмов. Дедуктивное и индуктивное рассуждения.
Решение как выбор на основе оценки значимых параметров. Альтернативная модель А. Тверски – решение на основе «устранения по параметрам». Факторы, влияющие на решение задач: гипотеза доступности, рамки решения, неверная оценка характерности свойств объекта для данной группы и недооценка математической вероятности события. Оценка вероятности исходов.
Этические основы принятия решений. Две этические системы – «восточная» и «западная» – в математической психологии В. Лефевра.
Тема 13. Диагностические исследования мышления
Мышление и интеллект. Диагностика интеллектуальных способностей: общая характеристика и краткая история развития. Разновидности интеллектуальных психодиагностических методик. Шкалы Бине-Симона. Понятия «умственное развитие» и «коэффициент интеллектуальности» (Л. Термен).
Структура интеллекта. Факторный анализ интеллекта, модель факторной структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
Понятие «персональный познавательный конструкт» (Дж. Келли).
Основные характеристики познавательной сферы человека: когнитивная сложность; устойчивость, осознанность, противоречивость персональных конструктов. Диагностика «креативности» (творческих способностей).
Достижения и проблемы диагностических исследований мышления.
Тема 14. Мышление, воображение, творчество
Воображение и творческое мышление. Воображение как процесс творческого мышления образами (В. В. Петухов).
Творческая личность.
Виды воображения. Пассивное воображение (преднамеренное и непреднамеренное) как замена реальной деятельности, как воображение, не связанное с волей. Активное воображение: воссоздающее (на основе условного изображения, описания) и творческое (создание новых образов).
Функции воображения. Механизмы воображения: концентрация (сгущение) в образе всей сути проблемы; агглютинация (слипание деталей различных объектов в одном образе); перемещение (сдвиг) отдельных элементов относительно оригинала. Роль воображения в психическом развитии ребёнка.
Мышление и построение эффективных систем обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).
Тема 15. Проблема искусственного интеллекта в исследованиях мышления
Понятие «искусственный интеллект». Возможности и ограничения компьютерного моделирования человеческого мышления. Алгоритмическая и неалгоритмическая модели мышления. Диалог человека и компьютера.
Психология понимания и проблемы создания понимающих систем. Возможности использования компьютера при изучении человеческого мышления. Перспективы изучения искусственного интеллекта.
Основная литература
1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – 480 с.
2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – 320 с.
Дополнительная литература
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М. : Прогресс, 1980. – 528 с.
2. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – М. : Лабиринт, 1998. – 336 с.
3. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – 412 с.
4. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 336 с.
5. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М. : Академия, 1997. – 496 с.
6. Вертхаймер М. Продуктивное мышление / М. Вертхаймер. – М. : Прогресс, 1987. – 335 с.
7. Восприятие и деятельность / под ред. А. Н. Леонтьева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 320 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2: Проблемы общей психологии. – 482 с.
9. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А. Л. Галин. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1989. – 136 с.
10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. – М. : Прогресс, 1988. – 461 с.
11. Горелов И. Н. Разговор с компьютером : Психолингвистический аспект проблемы / И. Н. Горелов. – М. : Наука, 1987. – 256 с.
12. История зарубежной психологии (30-е-60-е годы ХХ века) / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 342 с.
13. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы / Р. Клацки. – М. : Мир, 1978. – 319 с.
14. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М. : Прогресс, 1983. – 302 с.
15. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 164 с.
16. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл : КДУ, 2001. – 511 с.
17. Линдсей П. Переработка информации у человека. Введение в психологию / П. Линдсей, Д. Норман. – М. : Прогресс, 1974. – 572 с.
18. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства / А. Д. Логвиненко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 224 с.
19. Логвиненко А. Д. Психология восприятия / А. Д. Логвиненко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 81 с.
20. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 112 с.
21. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 413 с.
22. Мегрелидзе К. Основные проблемы социологии мышления / К. Мегрелидзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1973. – 483 с.
23. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. – М. : Прогресс, 1981. – 230 с.
24. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 687 с.
25. Общая психология : Тексты / [отв. ред. В. В. Петухов]. – М. : Психология, 2001. – Т. 1 : Введение. – 607 с.
26. Петухов В. В. Психология мышления / В. В. Петухов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 87 с.
27. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – 628 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер КОМ, 2000. – 720 с.
29. Смирнов С. Д. Психология образа / С. Д. Смирнов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 231 с.
30. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – 589 с.
31. Страхов И. В. Психология воображения / И. В. Страхов. – Саратов : Саратов. гос. пед. ин-т, 1975. – 235 с.
32. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
33. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
34. Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 295 с.
35. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 296 с.
36. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : ЧеРо, 1981. – 400 с.
37. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 1979. – 272 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Петровский А. В. Психология [Электронный ресурс] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский ; звукореж., читает И. Бобылёв. – М. : Говорящая книга : Равновесие-Медиа, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
– (Учебники для высшей школы).
– CD-плеер с поддержкой МР3 или Pentium-233 с Windows 9.x-XP, CD-ROM, звуковая карта.
- Петровский А. В. Психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вуза / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Электрон. текстовые и граф. дан. – М. : Говорящая книга, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
– (Учебники для высшей школы) (Учебники и учебные пособия для высшей школы) (Комфортное чтение).
– Систем. требования : CD-плеер с поддержкой МР3 или Pentium-233 с Windows 9.x-XP, CD-ROM, звуковая карта.
- Психология [Электронный ресурс] : Реферативный журнал : РЖ / ВИНИТИ. – М. : ВИНИТИ, 2002-. – В ЗНБ ВГУ с 2002 г. – ЭБ. – Ежемесячно.
- Полнотекстовая база «Университетская библиотека» — образовательный ресурс. —
- Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/).
- Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология : Библиогр. база данных. 1981–2010 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2011. – (CD–ROM).
Планы семинарских занятий
Тема 1. Психология ощущений (2 часа)
Ключевые понятия: ощущения, модальность ощущений, интенсивность, пространственная локализация ощущений, эмоциональный тон ощущений, длительность ощущения, анализатор, орган чувств, пороги ощущений, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.
Вопросы для обсуждения
1. Значение ощущений в жизни человека. Различные взгляды на природу ощущений в психологии.
2. Общие свойства ощущений.
3. Строение анализатора, основные закономерности его функционирования.
4. Чувствительность органа чувств. Психофизические методы измерения порогов.
5. Адаптация органа чувств. Взаимодействие ощущений, явление сенсибилизации и синестезии.
Основная литература
1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – С. 25–40.
2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 96–120.
Дополнительная литература
1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 4–42.
2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 165–180.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 177–225.
4. Хелсон Х. Уровень адаптации / Х. Хелсон // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 291–292.
Литература для конспектирования
1. Кравков С. В. Пороги ощущения и их измерение / С. В. Кравков // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 242–249.
Тема 2. Психология восприятия (2 часа)
Ключевые понятия: восприятие, феномены восприятия, осмысленность и обобщённость восприятия, структурность и предметность восприятия, целостность восприятия, апперцепция, восприятие времени, пространства и движения, восприятие человека человеком.
Вопросы для обсуждения
1. Проблема соотношения ощущений и восприятия.
2. Феномены и свойства восприятия.
3. Влияние на восприятие субъективных факторов: явление апперцепции.
4. Классификации видов восприятия.
Основная литература
1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 120–153.
Дополнительная литература
1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 43–69.
2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 181–197.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 225–240.
Литература для конспектирования
1. Олпорт Ф. Х. Феномены восприятия / Ф. Х. Олпорт // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 67–76.
Тема 3. Восприятие пространства, движения и времени (2 часа)
Ключевые понятия: восприятие величины, формы, объемности и удалённости предметов; зрительные иллюзии, восприятие времени, восприятие движения, «фи-феномен».
Вопросы для обсуждения
1. Восприятие формы, величины, глубины и удалённости предметов.
2. Зрительные иллюзии.
3. Восприятие времени.
4. Восприятие движения.
Основная литература
1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М., 2002. – С. 41–58.
2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 153–164.
Дополнительная литература
1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 69–110.
2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 182–190.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 240–255.
Литература для конспектирования
1. Вудвортс Р. С. Зрительное восприятие глубины / Р. С. Вудвортс // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 343–380.
2. Грегори Р. Л. Зрительное восприятие движения / Р. Л. Грегори // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 461–489.
3. Креч Д. Восприятие движения и времени / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М. : ЧеРо, 1999. – С. 447–460.
Тема 4. Психология внимания (2 часа)
Ключевые понятия: «моторная» теория внимания, внимание и установка, внимание в ориентировочно-исследовательской деятельности, внимание как высшая психическая функция, устойчивость, сосредоточенность и переключаемость внимания, распределение и объём внимания.
Вопросы для обсуждения
1. «Моторная» теория внимания Т. Рибо.
2. Природа внимания в теории установки Д. Н. Узнадзе.
3. Теория внимания П. Я. Гальперина.
4. Развитие внимания как высшей психической функции (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
5. Свойства внимания, их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Основная литература
1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – С. 59–78.
2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 165–191.
Дополнительная литература
1. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 202–214.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 417–434.
Литература для конспектирования
1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 184–219.
2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 220–228.
3. Рибо Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 66–101.
4. Узнадзе Д. Н. Установка у человека / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 260–270.
Тема 5. Общее представление о памяти (2 часа)
Ключевые понятия: физиологическая теория памяти, биохимическая и химическая теории памяти, психологическая теория памяти; кратковременная, оперативная и долговременная виды памяти, механическая и логическая память, произвольная и непроизвольная память, двигательный, эмоциональный, образный и словесно-логический виды памяти, запоминание, кратковременное и долговременное запоминание, непроизвольное и произвольное запоминание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное), узнавание, припоминание, воспоминание.
Вопросы для обсуждения
1. Физиологическая, биохимическая, химическая и психологические теории памяти.
2. Виды памяти, основания для классификаций.
3. Общая характеристика основных процессов памяти: запоминания и воспроизведения.
4. Основные методы психологического изучения памяти.
Основная литература
1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 192–228.
Дополнительная литература
1. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы / Р. Клацки. – М. : Мир, 1978. – С. 26–54.
2. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 218–232.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256–283.
Литература для конспектирования
1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 207–216.
2. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание / А. А. Смирнов // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 217–225.
3. Флорес Ц. Память / Ц. Флорес // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 244–270.
Тема 6. Развитие памяти (4 часа)
Ключевые понятия: генетическая теория памяти, память как высшая психическая функция, сохранение, забывание, реминисценция, аномалии памяти, амнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, прогрессирующая амнезия, мнемотехнические приёмы.
Вопросы для обсуждения
1. Генетическая теория памяти П. П. Блонского.
2. Развитие памяти как высшей психической функции (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
3. Процессы памяти: сохранение и забывание. Основные закономерности.
4. Аномалии памяти. Виды амнезий.
5. Тренировка памяти, мнемотехнические приёмы.
Основная литература
1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – С. 228–234.
Дополнительная литература
1. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 232–254.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 283–294.
3. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – С. 196–203.
Литература для конспектирования
1. Блонский П. П. Основные предположения генетической теории памяти / П. П. Блонский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 145–153.
2. Выготский Л. С. Память и её развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 155–162.
3. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 163–176.
4. Рибо Т. Общие амнезии (потери памяти) / Т. Рибо // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 25–48.
Тема 7. Мышление как предмет
психологического изучения (2 часа)
Ключевые понятия: гносеология, логика, обобщённость мышления, опосредованность мышления, понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, мышление как полиморфное психическое образование, методы изучения мышления.
Вопросы для обсуждения
1. Место и роль мышления в познавательной сфере личности.
2. Определения мышления в смежных с психологией науках.
3. Основные отличия философского и психологического подходов в изучении мышления.
4. Мышление как полиморфное психическое образование.
5. Психологические методы изучения мышления.
Основная литература
1. Когнитивная психология : учебник для вузов / [под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова]. – М. : PerSe, 2002. – С. 171–240.
Дополнительная литература
1. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 274–305.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 309–372.
3. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 16–20.
Литература для конспектирования
1. Леонтьев А. Н. Мышление / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 60–70.
2. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе / С. Л. Рубинштейн // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 71–77.
Тема 8. Виды мышления, их характеристика (2 часа)
Ключевые понятия: дихотомическая классификация мышления, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, аутистическое мышление, первобытное мышление, абстрактная и конкретная мыслительные установки, практическое мышление.
Вопросы для обсуждения
1. Сравнительный анализ критериев дихотомических классификаций мышления.
2. Специфика наглядного и действенного представления ребёнком окружающего мира (по Дж. Брунеру).
3. Характерные признаки аутистического мышления.
4. Пралогичность первобытного мышления, его проявления.
5. Абстрактная и конкретная мыслительные установки. Практическое мышление.
Дополнительная литература
1. Юнг К.Г. Мышление у экстравертов и интровертов / К.Г. Юнг // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 391–398.
Литература для конспектирования
1. Блейлер Э. Аутистическое мышление / Э. Блейлер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 113–122.
2. Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребёнком / Дж. Брунер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 87–96.
3. Гольдштейн К. Абстрактное и конкретное поведение / К. Гольдштейн // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 141–144.
4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 130–140.
5. Теплов Б. М. Практическое мышление / Б. М. Теплов // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 145–148.
Тема 9. Проблема предмета и метода в психологическом исследовании речевого мышления л. С. Выготским (2 часа)
Ключевые понятия: анализ «по элементам», анализ «по единицам», речевое мышление, единица речевого мышления, метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения, значение слова, связь интеллекта и аффекта.
Вопросы для обсуждения
1. Сложившиеся к 30-м годам ХХ в. подходы к решению проблемы мышления и речи. Их оценка Л. С. Выготским.
2. Сравнительная характеристика психологического анализа «по элементам» и «по единицам». Значение слова как единица анализа речевого мышления.
3. Взаимосвязь предмета и метода психологического исследования на примере изучения Л. С. Выготским проблемы речевого мышления.
4. Связь интеллекта и аффекта и её значение для изучения проблемы речевого мышления.
Дополнительная литература
1. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – С. 31–78.
Литература для конспектирования
1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психологии. – С. 10–23.
Тема 10. Генетические корни мышления и речи (4 часа)
Ключевые понятия: отношение между мышлением и речью, доинтеллектуальная стадия развития речи, доречевая стадия развития мышления, речевое мышление, интеллектуальная речь, эгоцентрическая речь, эгоцентрическое мышление, внутренняя речь.
Вопросы для обсуждения
1. Факты, лежащие в основе вывода Л. С. Выготского о различных генетических корнях мышления и речи.
2. Филогенетическая и онтогенетическая линии развития мышления и речи: их сопоставительный анализ.
3. Роль эгоцентрической речи в становлении мышления ребёнка.
4. Стадии развития речевого мышления как высшей психической функции.
5. Динамика соотношения мышления и речи у взрослого человека.
Дополнительная литература
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 372–380.
Литература для конспектирования
1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психологии. – С. 89–118.
2. Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 183–187.
Тема 11. Экспериментальные исследования развития понятий (4 часа)
Ключевые понятия: метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий, синтетически-генетический метод, метод двойной стимуляции, синкретический образ, мышление в комплексах, псевдопонятия, мышление в понятиях, стратегия сканирования, целостная стратегия, концептуальное правило, ассоциация, проверка гипотез.
Вопросы для обсуждения
1. Сравнительная характеристика методов изучения понятий в психологии мышления.
2. Сходство и принципиальные различия синтетически-генетического метода Н. Аха и методики двойной стимуляции Выготского-Сахарова.
3. Виды функциональных эквивалентов слов (стадий допонятийного мышления ребёнка), выделенные и описанные в исследованиях Л. С. Выготского.
4. Стратегии образования понятий в экспериментах Дж. Брунера.
5. Основные линии развития современных исследований понятийного мышления.
Дополнительная литература
1. Брунер Дж. Стратегии приёма информации при образовании понятий / Дж. Брунер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 204–209.
2. Выготский Л. С. Исследование образования понятий : методика двойной стимуляции / Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 194–203.
3. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – С. 79–105.
4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – С. 461–465.
Литература для конспектирования
1. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – С. 131–138, 170–209.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психологии. – С. 118–184.
3. Рэдфорд Дж. Формирование понятий : после Брунера. Гуднау и Остин / Дж. Рэдфорд, Э. Бартон // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 210–214.
Тема 12. Мысль и слово (2 часа)
Ключевые понятия: значение слова, единство слова и мысли, внешний план речи, внутренний план речи, эгоцентрическая речь, эгоцентрическое мышление, внутренняя речь, соотношение значения и смысла.
Вопросы для обсуждения
1. Функциональная роль словесного значения в акте мышления, по Л. С. Выготскому.
2. «Особые законы движения» внешнего и внутреннего плана речи.
3. Особенности эгоцентрической речи, положенные в основу экспериментального исследования Л. С. Выготского.
4. Вопрос о соотношении значения и смысла, его постановка и решение Л. С. Выготским.
Литература для конспектирования
1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психологии. – С. 295–361.
Тема 13. Мышление, воображение, творчество (2 часа)
Ключевые понятия: воображение, творчество, функции воображения, конкретное воображение, абстрактное воображение, пассивное воображение, преднамеренное воображение, непреднамеренное воображение, активное воображение, творческое воображение, воссоздающее воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, фантазия, мечта, грёзы, сновидения, галлюцинации, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность взаимосвязи мышления, воображения и творчества.
2. Основные функции воображения.
3. Классификации видов воображения и их основания.
4. Роль воображения в психическом развитии ребёнка.
5. Формы синтезирования образов (механизмы воображения).
Дополнительная литература
1. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – С. 304–319.
2. Галин А. Л. Личность и творчество Психологические этюды / А. Л. Галин. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1989. – С. 64–102.
3. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – С. 18–39, 83–138.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – С. 295–308.
5. Страхов И. В. Психология воображения / И. В. Страхов. – Саратов : Саратов. гос. пед. ин-т, 1975. – 235 с.
Литература для конспектирования
1. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М. : Академия, 1997. – С. 222–238.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие у детей / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психологии. – С. 436–454.
3. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 260–271.
Тема 14. Проблема искусственного интеллекта (2 часа)
Ключевые понятия: информационные процессы в теории мышления человека, искусственный интеллект, компьютер, роботы.
Вопросы для обсуждения
1. Основные этапы развития исследований искусственного интеллекта.
2. Возможности и ограничения моделирования человеческого мышления средствами вычислительной техники.
3. Основные направления современных исследований проблемы искусственного интеллекта.
4. Перспективы изучения искусственного интеллекта.
Дополнительная литература
1. Горелов И. Н. Разговор с компьютером : Психолингвистический аспект проблемы / И. Н. Горелов. – М. : Наука, 1987. – 256 с.
Литература для конспектирования
1. Ньюэлл А. Моделирование мышления человека с помощью ЭВМ / А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г. А. Саймон // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 305–318.
2. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – СПб. : Питер, 2006. – С. 535–581.
Вопросы к промежуточной аттестации
1. Человек как субъект познавательной деятельности: общая характеристика проблемы.
2. Значение ощущений в жизни человека. Различные взгляды на природу ощущений.
3. Общие свойства ощущений. Строение анализатора.
4. Чувствительность органа чувств. Сенсорные пороги.
5. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
6. Психофизические методы измерения порогов.
7. Адаптация органа чувств. Взаимодействие ощущений.
8. Основные положения теории обнаружения сигналов.
9. Классификация ощущений.
10. Понятие восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия.
11. Предметность образа. Двойственная природа образов восприятия.
12. Феномены (свойства) восприятия.
13. Теории восприятия, их сравнительная характеристика.
14. Основные закономерности восприятия пространства.
15. Основные закономерности восприятия времени и движения.
16. Распознавание образов: основные исследовательские подходы.
17. Понятие внимания. Теории внимания.
18. Развитие внимания как высшей психической функции.
19. Виды и свойства внимания, их проявление в учебной и профессиональной деятельности.
20. Когнитивные модели внимания. Модель Д. Бродбента. Модель Э. Трейсман.
21. Когнитивные модели внимания. Модель Д. Нормана.
22. Когнитивные модели внимания. Модель Д. Канемана.
23. Понятие памяти. Классификации памяти.
24. Физиологические, химическик, биохимические и психологические теории памяти.
25. Процессы памяти: запоминание и воспроизведение.
26. Процессы памяти: сохранение и забывание. Мнемотехнические приёмы.
27. Когнитивные модели памяти. Модель И. Во и Д. Нормана. Модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина.
28. Когнитивные модели памяти. Теория уровней обработки информации. Модель Е. Тульвинга.
29. Семантическая организация памяти: основные модели.
30. Основные нарушения памяти. Виды амнезий.
31. Мышление как предмет психологического изучения. Методы изучения мышления.
32. Классификации видов мышления, их основания.
33. Мышление как решение задач. Мыслительная задача. Её структура.
34. Проблема метода в исследовании мышления Л. С. Выготским.
35. Генетические корни мышления и речи.
36. Речь и язык. Виды и функции речи.
37. Полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о природе и роли эгоцентрической речи в психическом развитии ребёнка.
38. Формирование искусственных понятий: основные подходы и методы изучения.
39. Функциональные эквиваленты слов на этапе допонятийного мышления ребёнка, по Л. С. Выготскому.
40. Механистический подход в изучении мышления. Обща характеристика, тенденции развития.
41. Мышление как сочетание чувственных представлений в ассоцианизме.
42. Мышление как научение в бихевиоризме.
43. Мышление как процесс переработки информации.
44. Телеологический подход в изучении мышления. Общая характеристика, тенденции развития.
45. Вюрцбургская школа психологии мышления. Мышление как решение задач.
46. Мышление как действие в Вюрцбургской школе психологии мышления. Теория комплексов О. Зельца.
47. Целостный подход в изучении мышления. Природа мышления в гештальтпсихологии.
48. Структура «инсайта» в исследованиях К. Дункера.
49. Генетический подход в изучении мышления. Проблема развития интеллекта в работах Ж. Пиаже.
50. Мышление как деятельность (мыслительные действия и мыслительные операции).
Понятие «операциональный смысл» (О. К. Тихомиров).
51. Теоия поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
52. Мышление и принятие решений. Модели принятия решений.
53. Мышление, воображение, творчество. Их взаимосвязь.
54. Виды и функции воображения.
55. Роль воображения в психическом развитии ребёнка.
56. Проблемы диагностики интеллектуальных способностей. Структура интеллекта, по Дж. Гилфорду.
57. Понятие когнитивной сферы личности. Персональные познавательные конструкты.
58. Когнитивные стили.
59. Мотивационные (эмоциональные) детерминанты мышления. Когнитивные теории мотивации.
60. Проблема искусственного интеллекта и перспективы исследования.
№ |
Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации |
1 |
Контрольная работа. Вариант 1. Основные отличия философского и психологического подходов в изучении мышления. Вариант 2. Психологические методы изучения мышления. |
№ |
Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации |
1 |
Контрольно-измерительный материал № 1. 1. Человек как субъект познавательной деятельности: общая характеристика проблемы. 2. Семантическая организация памяти: основные модели. |
2 |
Контрольно-измерительный материал № 2. 1. Значение ощущений в жизни человека. Различные взгляды на природу ощущений. 2. Основные нарушения памяти. |
Оценка |
Критерии оценок экзамена |
Отлично |
Оценка «отлично» выставляется в любом из трех случаев: 1. Выполнение пяти требований к ответу на каждый вопрос экзаменационного билета: 1) правильность, полнота и глубина ответа (верное и глубокое изложение фактов, понятий, законов, закономерностей, принципов; опора при ответе на исходные методологические положения; анализ основных теоретических материалов, описанных в различных источниках, связь теории с практикой; иллюстрация ответа конкретными примерами; отсутствие необходимости в уточняющих вопросах); 2) логическая последовательность изложения материала в процессе ответа; 3) грамотное изложение материала на высоком научном уровне, высокая культура речи; 4) наличие полных и обоснованных выводов; 5) демонстрация собственной профессиональной позиции (творческое применение знаний в практических ситуациях, демонстрация убежденности, а не безразличия; демонстрация умения сравнивать, классифицировать, обобщать). 2. Невыполнение одного из перечисленных требований (к одному из вопросов экзаменационного билета) и правильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение двух из перечисленных требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета) и правильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. |
Хорошо |
Оценка «хорошо» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение одного из требований к ответу (к одному из вопросов экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильный ответ на дополнительный вопрос в пределах программы. 2. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы. |
Удовлетворительно |
Оценка «удовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу, либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один дополнительный вопрос в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильные ответы не менее, чем на два дополнительных вопроса в пределах программы. |
Неудовлетвори-тельно |
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев: 1. Невыполнение более четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1). 2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и неправильные ответы на два дополнительных вопроса в пределах программы. 3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых к оценке «отлично» (п.1), и правильный ответ только на один из не менее двух дополнительных вопросов в пределах программы. |
Учебное издание
Пинегина Наталья Михайловна
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ)
Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов
31