НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Е.Д.
В статье представлены результаты теоретического анализа проблем изучения нормы психического развития. Цель данной работы состоит в сопоставлении разных подходов к определению этого понятия в психологии развития и выявление наиболее эффективной стратегии определения конкретных нормативов.
In article results of the theoretical analysis of studying problems of norm of mental development are presented. The purpose of this work consists in comparison of different research approaches to definition of this concept of developmental psychology and definition of the most effective strategy of definition of concrete specifications.
Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. Ведь, как известно, «все течет, все изменяется». Поэтому особую актуальность данная проблема приобретает в период, когда такие изменения становятся заметны.
Вследствие этого сейчас вновь становится важным вопрос о норме психического развития.
Известно, что социальная среда является источником психического развития ребенка. Одним из важных факторов, его определяющих, является социальный фактор, совокупность окружающих ребенка предметов материальной, духовной культуры и людей. Изменение культурного уровня социального окружения, насыщение окружающего пространства техническими,
электронными устройствами разного уровня сложности вызывает, возможно,
изменение темпа развития современного ребенка. Очевидно, что с изменением ситуации в обществе, с усложнением информационной среды, в которой развивается ребенок, изменяются и критерии нормы. Это замечают не только ученые, психологи и педагоги, но и обычные родители. Все чаще от многих из них можно услышать, что «современные дети намного умнее». Интересно было бы получить этому научное подтверждение.
Нужно сказать, что проблема нормы и ее вариантов является одной из самых неоднозначных в современной психологической науке. Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных публикациях, подтверждает тот факт, что она пока еще не имеет окончательного решения в виду своей сложности [1]. Ее решение осложняет и недостаточная изученность природы, сущности психики человека, принципов
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ...
... ДОО и родителями. Зaдaчи исследовaния: 1. Изучить психолого-лингвистические основы развития связной речи детей дошкольного возрaстa; 2. Изучить особенности восприятия картины дошкольниками; 3. ... на сознaние, вырaботку мировоззрения, норму поведения, формирование вкусов, удовлетворение потребностей в общении [40; 2]. Физиологическую основу речевого развития состaвляет учение И.П. Павловa ...
ееорганизации, наличие достаточно большого спектра теоретико-
методологических подходов к пониманию личности человека, содержанию и границам «нормального» и «аномального» в психике.
Очевидно, что проблема определения нормы носит междисциплинарный характер. Так или иначе, она возникает в различных отраслях психологической науки: дифференциальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, нейропсихологии и др. Очень актуален этот вопрос также и для психиатрии. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них представлены в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности. В целом в современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».
Статистический подход. Самым распространенным для многих является понимание нормы как
правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как отличную от нормальной. Быть нормальным в рамках данного подхода значит соответствовать некоему усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу).
Однако, такой подход вызывает давнюю критику ученых. Они справедливо отмечают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко ограничивает представление о человеческом развитии.
Адаптационный подход представляет понимание нормы в соотнесении с понятием адаптации; быть нормальным значит быть приспособленным,
адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом адаптация понимается,
То есть, норма – это процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.
Однако при этом социальная адаптация может пониматься слишком узко и ассоциироваться с приспособленчеством. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности [2].
Социогенетический подход к развитию личности
... теорию развития личности (социогенетический подход к развитию личности). 1. Социогенетический подход к развитию личности Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности ... развития личности: -теория социализации -теория научения -теория ролей 1.1 Теория социализации Курт Левин - немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию ...
предъявляемых каждым таким социумом требований делает невозможным однозначное определение нормального поведения.
Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие
Экзистенциальный подход. Данный подход является по сути описательным и тесно связан с гуманистической теорией личности. Представители данного подхода пытаются выделить, прежде всего, то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Нормой признается самоусовершенствующаяся,
самоактуализирующаяся личность. Однако в данном подходе описывается только конечный продукт — сформировавшаяся личность, и практически ничего не говорится о том процессе, который привел к ее появлению, а также о тех внутренних закономерностях, что лежат в основе этого процесса [2].
Можно сказать, что ни один из названных подходов в отдельности не позволяет однозначно определить критерии нормы. Понятно, что в настоящее время однозначных показателей нормального поведения и внятных границ нормы не существует.
При этом очень важно четко понимать, что включает в себя понятие
«норма» и конкретно, «норма психического развития». Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma – правило, точное предписание, образец,
мера) – установленная мера, средняя величина
Психология оперирует такими понятиями как норма реакции (моторной,
сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, возрастная норма и т.д.
Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и
Общепсихологические аспекты проблемы
например, в рамках психологии личности. В отечественной психологии это направление широко представлено в работах Б.С. Братуся. Он рассматривает основные подходы к пониманию нормы, а также определяет норму личностного развития. Согласно точке зрения Б.С. Братуся признаками и атрибутами нормального развития личности считается отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего;
Развитие системного подхода в изучении познавательных процессов
... Н.А. Бернштейна и др. Применение в прикладных исследованиях принципов системного подхода на современном этапе развития научной психологической мысли связано, прежде всего, с реализацией идей ... специфичности процессов интеграции, стали основой открытия нового вида процессов в целостном организме - системных процессов, организующих частные физиологические процессы, но несводимых к последним. ...
веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни. Это те направления, в которых осуществляется нормальное развитие человека. Нужно отметить, что выделенные критерии имеют достаточно общий характер, они нуждаются в конкретизации и операционализации, после чего могут быть использованы на практике [2].
Не в каждой из теорий и периодизаций развития специально ставится проблема нормального развития личности. Например, в рамках бихевиоризма она, по сути, вообще не рассматривается. Под нормой здесь изначально подразумевается приспособляемость, адаптивность, стремление к гомеостатическому равновесию со средой.
Проблема специфики нормального развития фактически не ставилась и в психоаналитическом направлении, поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика»,
такие как связь мотивации с сексуальным влечением, бессознательность определяющих мотивов поведения человека, распространялись на здорового индивида.
Представители гуманистической психологии, критикуя бихевиоризм и психоанализ, особо подчеркивали роль самосознания в нормальном личностном развитии, стремление здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность.
Особое значение для психологии развития имеет понятие «возрастной нормы развития». Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о ее существовании. Однако при более детальном анализе оказывается, что понятие возрастной нормы определить и представить в доступной для изучения и измерения форме, достаточно сложно. Поэтому в психологии развития также выделяют несколько подходов к определению понятия «возрастная норма».
Статистический подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта).
Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств или признаков подчиняется нормальному закону (кривая Гаусса или частотная кривая).
Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического ...
... психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются 3 критерия – ССР, ведущая деятельность и центральное возрастное ... является существенным признаком конституции растущего организма, поэтому детство делил на 3 ... Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются ...
Нормальным признается такое значение признака,
которое оказывается в пределах среднего или стандартного отклонения.
Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам)
границы, считаются ненормальными.
В рамках статистического подхода норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Но статистическая интерпретация нормы сталкивается с рядом трудностей. Например, редко встречающиеся значения
количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.
определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К.В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды [3].
Такой подход позволяет
(социальных условий, развития науки и т.п.).
Таким образом, можно сказать, что понятие нормы является весьма динамичной категорией, функционирующей в определенных пределах,
Системный подход в исследованиях личности
... основании которой стало возможным воссоздание психофизиологической системы организма. Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении ... системный принцип строения целого наблюдается у живых организмов с их системами функционирования и жизнеобеспечения. Нервная система, волокна которой связывают в единое целое даже ...
которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В
результате многолетних наблюдений и исследований, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т.е. статистические нормы.
Выделяют следующие варианты нормы развития:
среднестатистическая;
социокультурная;
Учет всех трех позволяет сформулировать представление о норме не как о среднем (стандартном), а как о том лучшем, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а
стандартные отклонения – их диапазон. Большинство индивидуальных вариаций в развитии связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости физиологических систем организма.
Поэтому на сегодняшний день возрастную норму в психологии развития рассматривают как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития [4].
Очевидно, что данное определение предполагает весьма широкие границы нормы психического развития и не указывает его конкретных критериев. При этом очень важно знать конкретные нормы психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это позволит определить подходы к решению развивающих, а при необходимости, и коррекционных задач.
Учитывая сложность психики человека и многоплановость процесса психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса,
умения, навыка и т.д.
Сформулированные Л.С. Выготским положения о системе психических функций, о существовании ведущих психических функций на каждом возрастном этапе [5], а также положения Ю.Н. Карандашева о функционально-
стадиальном развитии [6] позволяют говорить о том, что одним из важнейших критериев нормального психического развития является сформированность конкретной ведущей психической функции на каждом из этапов онтогенетического развития.
Таким образом, наличие многообразия подходов к определению категории
«норма психического развития», достаточно широкий объем данного понятия делает очевидным необходимость проведения серии научных исследований,
целью которых будет уточнение, корректировка, дополнение существующих норм психического развития детей, относящихся к конкретной исторической эпохе, культуре и нации.
Список использованных источников
1.Валитова, И.Е. Проблема нормы психического развития / И.Е. Валитова
Обучение и развитие в работах Л.С. Выготского
... и развития в работах Л.С. Выготского 1.1 Проблема адекватного метода исследования психического развития человека Задача изучения своеобразия культурно - исторического развития психики, высших психических функций и ... углубленно изучаются возможности использования понятия зоны ближайшего развития в диагностике психического развития ребенка в норме и патологии (А.Я. Иванова, 1976; Г.А. Варданян, ...
//Изв. Тул. гос.
Сапоговой. – Тула, 2003. – Вып. 3. – С.
2.Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 280 с.
3.Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем / К.В.Судаков. –
М.: Медицина, 1984. – 223 с.
4. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб.
заведений / Марютина Т.М. [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд.
центр «Академия», 2001. – 352 с.
5. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский //
Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский ; под ред.
М. Г. Ярошевского. – М. :
–С.
6.Карандашев, Ю. Н. Диагностика
Карандашев, 2003. – 304 с.