28.Неофредитская социология э.Фромма

25. психологические теории А.АдлераПредставление о человеке. А. Адлер разделял, пожалуй, одну из позиций З. Фрейда, что личность в основном складывается в первые шесть лет жизни. Во многих других отношениях он занимал противоположные позиции, не говоря уже о многочисленных новшествах, введенных им в теорию и практику психологии и психотерапии.Согласно А. Адлеру, человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Таким образом, А. Адлер выступил как предтеча субъективного (феноменологического) подхода в психологии, введя значимость внутренних переменных и экзистенциальных ценностей. Концепция А. Адлера с ее принципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологии и оказала влияние на целое поколение психологов.ПсихологияАдлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного.Адлер как психолог предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.  Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство.

26.К.Юнг и психоанализКарл Густав Юнг, как и Адлер, также вносит существенные изменения в психоанализ, что приводит к возникновению так называемой «аналитической психологии», по которой автор пишет одноименную книгу. Важнейшим вкладом Юнга стоит считать введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом. Если Фрейд был атеистом, то его ученик Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях он реабилитирует понятие «душа».

 Также Юнг проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит схожие мотивы и соответствующую им специфику поведения, идентичность которой зачастую встречается, не смотря на расовые и половые различия.

26 стр., 12786 слов

Здоровый образ жизни и психология

... у студентов – немедиков. 1. Проблема здорового образа жизни в психологии 1.1. Понятие здоровья и его критерии Во все ... своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются ... фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы жизни (32). Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что ...

 Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы.

 Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений. Стоит отметить, что у Фрейда элементами сна являются образы желаний.Структура личности по Юнгу состоит из нескольких частей:Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Анима и анимус – мужские и женские проявления души. Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным.

27. неофрейдизм в работах К. Хорни Крупными представителями неофрейдизма являютсяК. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен. Его появлению способствовал, по-видимому, новый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфически невротические симптомы. Это были прежде всего представители деловых кругов, практиков, специалистов-профессионалов, служащих. Они в первую очередь испытали влияние депрессии 30-х годов, последовавшей за экономическим кризисом . К. Хорни (1885—1952) выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной (в терминологии Хорни, культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Под влиянием опыта врачебной работы пришла к выводу о том, что «неврозы и сам склад людей в Соединенных Штатах во многом отличаются от того, что я наблюдала в европейских странах, и поняла, что это можно объяснить только разницей цивилизаций». К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.

Э.Фромм — самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию, которую назвал «радикально-гуманистическим психоанализом». Центральное место в системе Э. Фромма занимает разработка идеи об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной, психики.. В трактовке этой идеи Фромм достиг наибольшей, по сравнению с другими представителями неофрейдизма, конкретности и глубины. Использование им при этом учения Маркса, отдельных трудов Ленина вылилось, однако, в одну из распространенных в буржуазной науке попыток соединить Фрейда с Марксом, которая, как и все другие, оказалась несостоятельной. Фромм является также автором работ, посвященных исследованию основных религиозных концепций — иудаизма, христианства, дзен-буддизма.Так же как Салливен и Хорни, Фромм отвергает биологизм Фрейда и пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. В отличие от общих утверждений Хорни о роли культуры Фромм анализирует экономическую, социальную и политическую структуру общества. Эрих Фроммпризнавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры.

29 стр., 14342 слов

Социально-психологические теории Адлер, Фромм, Хорни, Салливан

... обозначившим фундаментальную социальную сущность человека. Позже против инстинктивистической ориентации психоанализа восстали Хорни и Фромм, настаивавшие на том, что теории личности релевантны социально- ... что вовлекаются в социальные процессы; социальный интерес врожден, хотя развивающиеся специфические отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором ...

По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения. Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие отФрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями.

29. Теория «социального характера»э. Фромма

В связи с широкой постановкой проблем личности и поиском путей их решения Фромм пришел к выводу о значимости теории социального характера и выявление его определенных типов Здесь он продолжает традиций ию всего неофрейдизма и постфрейдизма, выдвигая концепцию социального характера на видное место в своем творчестве. Социальный характер у Фромма — это форма связи между психикой индивида и социальной структурой общества Он отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера Разница а состоит в том, что индивидуальный характер присущ людям в рамках одной культуры, тогда как социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от второй. Фромм своей теорией социального характера хочет снять дихотомии социального и инстинктивного, внешнего и внутреннего, эгоизма и альтруизма. Характер, по Фромму, выступает как субститут, заместитель животных инстинктов. Он социален по происхождению, но «встроен» в личность и обладает для нее принудительной силой. Подчиняясь влечениям характера, люди желают того, что хочет от них общество, ненавидят то, что противоречит его идеологии. Они поддерживают свои чувства самоидентичности, укорененности и удовлетворяют другие экзистенциальные потребности тем способом, который выгоден для общества. Этим поддерживается устойчивость во взаимоотношениях людей, надежность в выполнении ими своих обязательств. Общество больше заинтересовано в том, чтобы его члены хотели делать то, что они должны делать, нежели в том, чтобы они ясно осознавали, что именно они делают. Социальный характер опирается на бессознательный, иррациональный базис и служит как бы «приводным ремнем» от общества к личности. Он является более эффективным и надежным средством, чем нравственный долг или принуждение.

22 стр., 10624 слов

Социальные стереотипы поведения молодежи

... также рядом зарубежных авторов, в основном представителями американской социальной психологии и социологии У.Липпманом, Д.Катцем и П.Брейли, Р.Нисбетом, М.Россом, Д.Л.Гамильтоном, ... А.Е.Певзнером, Р.М.Грановской и Ю.С.Крижанской. Объект исследования – социальные стереотипы. Предмет исследования – сущность социальных стереотипов поведения. Цель исследования заключалась в комплексном изучении ...

30. «Бегство от свободы» э.Фромма и программа социально-психологического преодоления одиночества

В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную).

Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.

31. Генезис , место и содержание символического интеракцизма

Один из основоположников симво­лического интеракцизма американский философ Дж. Г. Мид считал, что знак ста­новится символом для индивида только тогда, когда индивид говорит с самим собой и другими от лица группы. Сим­вол — это жест, знак, слово, которые адресуются самому себе в то время, когда они адресуются другому индивиду. И на­оборот, когда эти действия адресуются самому себе, они облекаются в такую фор­му, в которой они могут быть адресованы другому. Знак сам себе не может считать­ся символом. Таким образом, символ, по Миду, можно рассматривать как резуль­тат социализации, в силу чего поведе­ние человека и состоит главным образом из «выражающих» действий, релевант­ных по отношению к существующей системе значений.Интеракционизм резко отличается от социологии социального действия, изображающей поведение человека, как ответ на внешние социальные стимулы. Однако критикуя тех, кто рассматривает действие как предсказуемый ответ па внешние стимулы, он признает, что до определенной степени действие структурировано: `В большинстве ситуаций, в которых люди общаются друг с другом, они уже заранее имеют твердое убеждение, как себя вести и как будут действовать другие`. Но это знание касается лишь общих направлений поведения, внутри которых остается значительное пространство для маневра, переговоров и т. д.СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологи, кладущее в основу анализа социокультурной реальности взаимодействия, взятые в их символическом выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики для СИ.

32. Теоретическая система д. Мида

В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни. В современной социологии существуют три основных подхода: функциональный (функционализм), конфликтологический (теория конфликта) и символический интеракционизм. Основателем символического интеракционизма был Д. Мид американский философ, социолог и социальный психолог, профессор Чикагского университета, написавший очень мало работ, в связи, с чем о его взглядах приходится судить по посмертно опубликованным записям его лекций, прежде всего по опубликованной лишь в 1934 году работе «Разум, Я и Общество». Стоя на позициях социального бихевиоризма, он исходил из того, что в основе всех социальных явлений и процессов лежит социальное взаимодействие индивидов, которое формирует социальный мир как индивида, так и общества. В отличие от ортодоксального бихевиоризма Д.Мид признавал примат социального над индивидуальным, шел от внешнего к внутреннему в изучении процесса формирования сознания в поведении, придавал решающую роль в этом «символическому окружению». Он считал, что общение, взаимодействие (интеракция) между людьми осуществляется путем особых средств – символов (жестов и особенно языка), имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера или партнеров. Поэтому его учение и получило после его смерти название «символический интеракционизм».

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Будучи противником теории свободы воли, отрицавшей возможность существования социологии ... словам Спенсера, человек в естественном состоянии “в значительной мере антисоциален”. Человек становится социальным существом в ... школы, Спенсер, вслед за О. Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" эволюционизма. Понятия эволюционистской социологии ...

33. Ролевое поведение и его значение. Социодраматический подход к социальному действию

Ролевое Поведение – это поведение, заданное той или иной социальной ролью. Подобная роль нередко трактуется как динамическая характеристика статуса человека или социальной группы, как способ поведения, задаваемый обществом. В деловом общении ролевое поведение партнеров определяется их положением в системе существующих экономических отношений, что прямо влияет на их деловые отношения. Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.УТ. Парсонсапроблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:нормативность ,.волентаричность ,наличие знаковых механизмов регуляции

34. основные принципы феноменологии Э. Гуссерля Эдмунд Гуссерль — выдающийся немецкий мысли­тель, родоначальник одного из основных направлений современной философии — феноменологии , что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. По Э. Гуссерлю, феноменология — это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия», о «самоочевид­ных логических принципах», дающих возможность очистить созна­ние от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «фено­менологической редукции». В результате из рассмотрения исклю­чаются весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существо­вании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта — предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е. описательной, наукой.

35. разработка А. Шюцем феноменологических методов в социологии . Альфред Шюц один из учеников Э. Гуссерля, испытав сильное влияние идей американской прагматической философии и символического интеракционизма, попытался объединить их с феноменологическим пониманием своего учителя в своем основополагающем труде «Феноменология социального мира».А. Шюц считал, что, используя методфеноменологической редукции, мы приходимк «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами. «Обозначивая» объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (значимым объектам), который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем — во взаимодействии между индивидами и является стержнемфеноменологической социологии.

2 стр., 542 слов

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория ...

... осадках “постоянства агрегатов” (типа львы)   Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Три основных периода: 1. Период создания и ... равновесие определяется осадками. 6 классов осадков: 1. осадки “инстинкта комбинаций” (склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех соц изменений) 2. осадки “постоянства ...

36. феноменология и этнометодология.В литературе возникновение феноменологической социологии часто связывают со стремлением противостоять, с одной стороны, натурализму, позитивизму, структурному функционализму, с другой — эмпиризму. Отчасти это верно. Однако для появления и утверждения феноменологической социологии были и иные, не менее важные причины, находившиеся в логике развития социологической науки в целом. Задача феноменологической социологии в таком случае состоит в том, чтобы выяснить, обнаружить, понять, познать, как, каким образом люди структурируют (упорядочивают) воспринимаемый мир (его феномены, явления) в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях, т.е. в обыденной жизни. Центральное, ключевое понятие феноменологии — интенциональность, что означает направленность сознания на определенный, значимый для него объект. Следовательно, иитенциональность конституирует сознание и наделяет его содержанием. Признание постоянной направленности сознания на объект и необходимости для науки описывать этот процесс и есть существо феноменологического подхода. Этнометодологияопределенным образом связана с символическим интеракционизмом и феноменологической социологией, поскольку и для нее основное в предметной зоне — изучение взаимодействия между людьми. Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

37. социальные условия возникновения и формирования Франкфуртской школы.Формально история ФШ начинается в Германии в 1930 г. с приходом Макса Хоркхаймера к руководству Институтом социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. Именно он и Теодор Адорно , выходцы из среды буржуазной интеллигенции, стояли у истоков этой философской школы. Самыми крупными и влиятельными мыслителями первых периодов развития франкфуртской школы были, несомненно, М. Хоркхаймер и Т. Адорно. В 20-х годах большое влияние на становление Хоркхаймера как мыслителя оказал марксизм — в той его форме, которая получила широкое распространение в тогдашней Европе. Хоркхаймер с самого начала отвергал претензии догматического марксизма на роль абсолютной истины, выступал против натуралистического догматизма во взглядах Энгельса. В 1930г. во Франкфуртском университете специально для Хоркхаймера была учреждена кафедра социальной философии.

13 стр., 6413 слов

Инстинктивизм в социологии (теория Уильяма Мак-Дуголла).

... которых претендовал инстинктивизм, подменялись индивидуально-психическими факторами функционирования человека и общества.   Психоаналитическая социология. 1. Фрейд утверждал принцип всеобщей детерминации психической деятельности. ... основу, на которой формируется сознание и самосознание личности. Отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие идей Фрейда, ...

38. содержание програмних установок создателей «критической теории» Франкфуртской школыВ отличие от старой критической теории, пытающейся объяснить только конформное поведение индивидов, теория коммуникативного действия акцентирует внимание на тех ресурсах жизненного мира, которые способствуют самоопределению индивида. Хоркхаймер и Адорно рассматривали в качестве движущих сил истории не коллективы индивидов, а функциональные императивы, на которые коллективы реагируют только механически. Старая критическая теория выступает как теория осуществленного господства, разрушенной природы и безостаточно покоренной властью общественной сферы. Это, несомненно, своеобразная философия истории, так как история в ней предстает не как сумма случайных событий, она подчинена негативной телеологии, это направленная связь катастроф. Создатели критической теории Хоркхаймер и Адорно экстраполировали ситуацию, современную ее возникновению, на весь исторический процесс, подобно тому, как Маркс сделал капитализм ключом к анализу предкапиталистических формаций.

39. американский период эволюции Франкфуртской школыАмериканский период (1934—1948) истории Франкфуртской школы отмечен попытками придать критической теории конструктивную форму. Предметом их философствования становится новая квазиреальность, определяемая не экономическими категориями собственности, а типом культуры, западной цивилизацией, формой рациональности, внутри которой сосуществуют и капитализм, и социализм. Теоретики Франкфуртской школы пытаются перевести анализ в плоскость глобальной проблематики и критически переосмыслить первоистоки современной цивилизации. В этот же период появились работы двух других франкфуртцев: «Бегство от свободы» Э. Фромма и «Разум и революция» Г. Маркузе. Э. Фромм предпринял попытку дать общую характеристику различных исторических типов «самоотчуждения» человека, истолковав Маркса с помощью фрейдовского психоанализа, а психоанализ — с помощью марксистских социально-экономических категорий. Г. Маркузе исследовал возможности применения диалектики к анализу исторической реальности, общества и человека.

40. Творческая деятельность представителей Франкфуртской школы в ФРГОсновная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:УМарксавзятыкатегорияотчуждения,классовая борьба(гдепролетариатбольше не активная сила).

Все противоречия капиталистического сводилось к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.УФрейдавзята идея человека: структура личности ибессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.УГегелявзятадиалектика. Ей заменяетсядиалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ееАдорно).УЛукачавзята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтоженаи идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).УВеберавзято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.УКантапочерпнуты идеи критики традиционного мышления.

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала ... могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего ...

41. радикальная социология и ее предшественникиРадикальная социологияпоявляется в Америке в конце 60 — х годов XX в. Но как критика общества, радикальная социология в различных формах появляется и в западноевропейских странах.Хотя радикальная социологиявсе еще не оформилась как целостное теоретическое направление, общей идеей, объединяющей эти стремления ( и которая скрывается за трудами Гоулднера, Хортона, Дойча, Гудвина и других радикальных социологов), является то, что она должна заниматься деятельностью по реконструкции общества. Поэтому она представляет собой важное теоретическое течение в социологии, так как подчеркивает потребность противопоставления, и сама противостоит любой форме догматизма в теории и фетишизации общественной деятельности. Основные черты радикальной социологиибыли обусловлены критикой исходных положений академической социологии. Эта критика начинялась с критики представлений об обществе, как постоянно поддерживаемом уравновешенном целом, в котором человек испытывает пассивное влияние и реагирует, на внешние факторы. При таком подходе к обществу не видны взаимодействия в обществе, конфликты, процессы и изменения, что стало инструментом мистификации и идеологического оправдания существующего положения в обществе. Радикальная социология не только подвергла критике такое понимание общества, но исходя из того, что в обществе существуют конфликтные ситуации, выступила против того, будто причины этих конфликтов следует искать в неспособности индивидов приспособиться к обществу или в их неспособности принять его ценности.

42.Политический и социологический радикализм ч.Р. Миллса

Миллз опубликовал две важнейшие работы, отражавшие его радикальные по­литические взгляды, а также его слабость в марксистской теории. Первой рабо­той была «Белый воротничок» , язвительная критика статуса работников интеллектуальных профессий. Вторым произведением стала «Властная элита» , стремившаяся продемонстрировать, что в Америке доминирует неболь­шая группа бизнесменов, политиков и военных. Между этими книгами появилась самая теоретически сложная работа Миллза, «Характер и социальная структура» , написанная совместно с Хансом Гертом . Учитывая видную роль Миллза в истории марксистской социологической теории, любопытно, что эта книга содержала более серьезный анализ теорий Вебера и Фрей­да, чем марксистской теории. Тем не менее книга была крупным теоретическим вкладом в социологию, хотя сегодня читается не многими, возможно потому, что казалась не очень соответствовавшей наиболее известным радикальным произве­дениям Миллза. Фактически на работу оказал влияние Ханс Герт, всерьез инте­ресовавшийся теорией Вебера.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... 1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах. 2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и ... исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир. 2) ...

43. теория властвующей элиты Ч.Р. Миллса Миллса, к примеру, не удовлетворяет точка зрения, согласно которой элита перестала быть «единой властвующей элитой». Большинство социологов считает, что для элиты характерно «распыление власти», происходит «саморазрушение» понятия элиты, поскольку насчитывается множество элит, представляющих собой своего рода баланс противоборствующих сил и т.д., то есть то, что совпадает с концепцией политического плюрализма. По Миллсу пирамида власти включает три уровня: реальная власть, осуществляемая властвующей элитой (монополисты, правительственные лидеры, верхушка военщины); «средний уровень власти», выражающей групповые интересы (члены Конгресса); уровень «фактического бесправия» – масса, или политически инертное общество. Миллс показывает, что реальную власть в США осуществляет узкий верхушечный слой (властвующая элита).

Социальная мобильность в элите всегда была незначительной, и имеет тенденцию к еще большему сокращению. Таким образом, в рамках теории властвующей элиты предметом анализа стала проблема отношения общества и политической власти.

44. гиперкритическая социология А. Гоулднера Гоулднер амер. социолог, виднейший представитель альтернативнойсоциологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. Основной заслугойГоулднерав исследовании промышленной бюрократии явился анализ действия системы безличных правил, существующих в этих организациях. Он пришел к выводу, что эта система способствует уменьшению напряженности в работе группы. При выведении системы из равновесия в ней начинают действовать специальные внутренние правила, направленные на восстановление равновесия, но при этом значительно возрастает строгость контроля за работой всей группы. Это в свою очередь ведет к увеличению напряженности в работе и, следовательно, опять вызывает нарушение равновесия системы. Анализ этой дисфункциональности сыграл определенную роль в развитии теории бюрократии. На дальнейшее формирование взглядовГоулднерасущественное влияние оказали идеи Маркса, неомарксизма, франкфуртской школы и др. идеологов левого движения. В 70-е гг. Г. выступил с концепцией так называемой «критически-рефлексивной» социологии. С его точки зрения, капиталистическое общество находится в кризисном состоянии, поэтому основная задача социолога заключается в выявлении с помощью «критической рефлексии» причин этого кризиса и поисках путей его преодоления. Самые глубокие причины кризиса западного обществаГоулднервидел в деперсонализации человека, в разрушении целостного взгляда на мир, в антиномически-противоречивом отношении между знанием и властью.

45. социобиология : становление и тенденция развития Цель общей социобиологии состоит в обнаружении и изучении путей развития характерных черт «социальной» организации сообществ живых организ- мов. Социобиология оказалась одной из самых неоднозначных и противоречивых научных дисциплин второй половиныXX века. Всё началось с публикации книги энтомологаЭдварда Уилсона.Книга была первой попыткой объяснить такие типы социального поведения животных какальтруизм,агрессияи т. п. при помощи эволюционных механизмов. В этой книге лишь последняя глава касалась поведения людей. В современной социобиологии существуют направления (теория двойной наследственности)или теория генно-культурной коэволюции ) стремящиеся рассматривать культуру в понятиях теории эволюции

46. Социальный бихевиоризм в западной социологии

Бихевиористическое направление зародилось в американской психологии в конце XIX — начале ХХ вв. Отец-основатель — Дж. Уотсон, влияние, на идейные воззрения которого оказало учение российского физиолога И. П. Павлова. Центральная идея данного направления — понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Важнейшая категория — стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.Новый импульс развитию бихевиоризма дала теория Б.Ф. Скиннера, разработавшего концепцию «оперантного бихевиоризма». Одной из центральных идей Б. Ф. Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, он считал, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Стремясь переработать классический бихевиоризм, Б. Ф. Скиннер исходил, прежде всего, из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Неврозы, психические расстройства, болезни и связанное с ними асоциальное поведение, согласно Б. Ф. Скиннеру, порождены не природой человека как таковой, а пороками среды и, в частности, воспитания.

47. Ч.Р. Миллс о социологическом воображении

Известный американский социолог Ч. Миллс считал, что чтобы понять те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение, социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам

, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не заслуживающими

внимания вообще. И тогда привычное может приобрести совершенно иной смысл.

Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем кажутся. Но инакомыслие

не является конечной целью ученого . Скорее с этого момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение.На эту тему Миллс написал целую работу, которая так и называется«Социологическое воображение». По Ч. Миллсу, социологическое воображение – это плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества .Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. «Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью».

48.методологические принципы неопозитивистской социологии Неопозитивизм в социологии – теоретико-методологическая ориентация, опирающаяся на философское положение логического позитивизма. Несмотря на кризис неопозитивизма в 60-е годы XX в., его основополагающие идеи, в частности, так называемая стандартная концепция науки, остаются главной методологической базой социологии на Западе, а с конца 80-х годов и на Востоке. Основные принципы неопозитивизма в социологии состоят в признании того, что,во-первых, социальные и политические явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и социально-исторической (натурализм); во-вторых,методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;в-третьих, субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм); в-четвертых,истинность научных понятий и утверждений должно устанавливаться на основе эмпирических процедур;в-пятых,все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно; социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.Позитивизм в общественных науках всегда претендовал на монопольную разработку методологии социального познания. В буржуазной социологии XIX в. метод и теория выступали как две взаимосвязанные стороны позитивистского натурализма. С переходом позитивизма на стадию эмпиризма понимание метода претерпевает изменения. Представители второй формы позитивизма (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд), отказываясь от грубого натурализма и редукционизма, свойственных прошлым социологическим концепциям, начинают рассматривать метод безотносительно к содержательной социологической теории как совокупность общих логических принципов и исследовательских нормативов, гарантирующих реализацию в социологии канонов естественной науки. Вопреки провозглашенному требованию освобождения социальной науки от философии, новая форма позитивизма все же сохраняет тесную связь с гносеологическими концепциями прагматизма и эмпириокритицизма.