14. Немецкая классическая философия: черты и проблематика 2

Немецкая классическая философия формировалась в специфической духовной ситуации: попытки осуществить идею автономной философии, основанной только на опыте и разуме, привели к предельному заострению спора мировоззрений. Оказалась, что, опираясь на опыт, используя строгие логические рассуждения, можно вывести и существование Бога и его отрицание. Решение вопросов о существовании Бога, души, свободной воли считалось необходимыми для выроботки стратегии поведения и филосовского обоснования морального долга.

Тенденции праксеологизма и рационализма остаются, но в установках данного типа филосовствования происходят изменения. Принципиально изменяется направленность философии, она гносеологизируется и морализуется. Несмотря на гносеологизацию философии, онтологические модели составляли важную часть филосовских систем её представителей, и ведущими онтологическими принципами били принцип субстанционализма, монизма и пантеизма (Фихте, Шеллинг, Гегель), системной организации и разумности мира.

Гносеологические принципы: постигаемости мира, прозрачности субъектно-объектных отношений для познающего субъекта, иерархичности познавательных средств, активности познающего субъекта.

Этический принцип- категорический императив. Гносеология имела, с точки зрения немецких философов, вспомогательное значение в их философиях, так как их целью было создание этической системы, дающей человеку правило поведения в гражданском обществе.

Иммануил Кант. Два периода творчества: докритический и критический. В первый период интересы Каета имели естественно-научный и натурфилосовский характер. Во втором новый подход Канта к задачам философии. Исследование условий возможности самих предметов филосовского интереса( познания, морали, религии) и критического испытания всякого догматизма. Синтезировал позиции эмпиристов и рационалистов.

И.Фихте. Разрабатывал и расширял проблематику Канта. Он строит гносеологизированную онтологию.

Ф. Шеллинг разрабатывает натурфилософию, в которой природа является формой бессознательной жизни. Разум изначально наделён мощной творческой силой,порождающей и человека и его сознание.

Г. Гегель создает диалектику как методологию,как науку, как систему. Все развитие мира Гегель представляет как развитие абсолютного духа. Признание разумности мира: *все действительное –разумно, все разумное- действительно*

Цель немецкой классической философии – доказать разумность организации мира и способность разума преодолеть существующее зло и несовершенство общественной жизни.

9 стр., 4132 слов

Классическая немецкая философия. Гегель

... о развитии» и признавали ее «величай­шим приобретением классической немецкой философии»[1]. Говоря о значении философии Гегеля, В. И. Ленин подчеркивал, что она по­ставила вопрос о ... г.). Гегелевская система — это объективный или абсолютный идеализм; согласно Гегелю, основой мира является абсолютная идея. Природа, по Гегелю, — лишь инобытие духа. Человеческое соз­нание развивается путем преодоления ...

15. Иррационалистический тип философствования 19века.

Представители философии иррационализма (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше ) усомнились в базовой установке, определяющей торжествующую классическую философию. Они усомнились в возможности познания мира и его разумного преобразования, так как нельзя познать иррациональное и нельзя постичь истины. Мир не построен на основании изначально заданных законов и не является рациональной системой, познание истины и вообще познание- занятие элитное, для немногих. Человек индивидуален и необъясним, тайнв для самого себя.

Установка субстанционализма остается, но в качестве первопричины мира рассматривалась слепая, бессмысленная иррациональная воля, она определяет и установку на непостигаемость мира, так как нельзя постигнуть то, что не имеет смысла. Добавляется антропо-персонализм, предполагающий в качестве предмета философии субъективную жизнь личности, внутренний мир переживаний, сознания.

Онтологический принцип иррационалистической философии- принцип монизма (мир создан и живет под воздействием Универсально-космической Воли).

Гносеологические принципыинтуитивности познания (понятийное мышление не отражает адекватно действительность, её можно постигнуть лишь в субъекивном переживании личности) и оценочности познания (мир не познается объективно, а оценивается с точки зрения условий бытия в нем личности).

Этический принцип— эгоизма и индивидуализма.

Проблематика иррационалистической философии определялась целью ее авторов- выработкой эмоцианально-нравственных установок, служащих для ориентировки человека в межличностных ситуациях: человек и его внутренний мир, человек и общество и т.д.

Ницше Фридрих. Выдвигает образ сверхчеловека. Идеал Ницше отличают гармония и синтез двух начал- дионисийского, с его радостным утверждением инстинктивной жажды жизни, и аполлоновского, придающего этой бьющей через край жизни одухотворяющую стройность и цельность идеала. Его учения для того, чтобы *унизить всех слабых и укрепить сильных*. Исследует феномен морали, показывая, что всякая мораль является тиранией по отношению к *природе* и *разуму*, что прежде всего она учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает в людях потребность в ограниченных горизонтах, содействует глупости как условию жизни и роста.

Дух философии- пессимистический- мир не познаваем, морально не преобразуем.

Самосознание: философия- занятие элитарное, только для избранных, так как знание философское- это искусство, а не наука.

16. Материалистический тип философствования 19 века

Возникновение антропологического материализма и марксизма связано не только с идейно-теоритическими предпосылками, но и с социально-историческими условиями, сделавшими востребованным эту философскую систему( формирование классов капиталистического общества).

Немецкая классическая философия определила тенденции и установки материализма (Л.Фейербах, К.Маркс), которые были существенно им видоизменены и подвергнуты критике.

Материалистическое направление сосредоточило свою критику на положении об идеальном характере субстанции и на цели философии, понимаемой только как объяснение мира( его надо изменить, а философия рассматривается как духовное оружие такого изменения).

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... мир, общество и сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный «остаток», должно постоянно предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в вопросе о возможностях человеческого познания, ... начало которому было положено главным образом философией Нового времени. Прежде всего здесь ... подчеркивают важную роль в жизни общества и познании иррационального фактора. Можно, видимо, говорить о ...

Установки марксистского типа филосовствования:

— на субстанционализм( в качестве субстанционального начала рассматривается материя, которая неисчерпаема, существует бесконечно и каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения:механическая, физическая, социальная и т.д)

— на постигаемость мира (диалектический метод раскрывает происходившее в мире развитие,возникновение и уничтожение, взаимопереходы явлений).

Онтологические принципы: монизма, системной организации мира, детерминизма, развития(окружающий мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами, и все они постоянно взаимодействуют друг с другом).

Гносеологические принципы: иерархичности средств познания, активности познающего субъекта, диалектичности исследования. Принцип практики – источник и цель познания, критерий истины, позволяющий отличить истинное значение от заблуждения).

Проблематика марксизма концентрируется вокруг идеи материалистического понимания истории: какова роль идей в жизни общества, как возникает и формируется идейный фактор, каковы законы развития общества.

Материалистическое понимание истории выявляет объективные предпосылки исторического процесса- предметно-практическая деятельность и материальные условия существования индивидов.Материальное производство выделяет человека из природы и делает его субъектом истории. Трактовка бытийной обусловленности сознания.

К.Маркс. Бытие – это деятельное бытие самого человека, которое в качестве жизненной целостности навязывает человеку соответствующие формы сознания. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора,и новые, высшие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне старого общества.

Цель философии: сформулировать новое мировоззрение, которое станет духовным фактором, преобразующим общество и мир.

Дух философии марксизма оптимистический,т.к общество можно преобразовать, опираясь на разум человека.

17. Сциентический тип философствования.

Сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Наука стала играть важное место в Европейской индустриальной цивилизации.

Науч­ные обоснования приобрели в глазах общества значение безлич­но- авторитетной, самой объективной аргументации. В филосо­фии позитивизма нашли выражение тенденции сциентизма, на­учного рационализма, антиметафизичности (позицивизм призывал отказаться от метафизических абстракций и обратиться к ис­следованию позитивного знания).

Установки философии позитивизма — на функционализм (т.е. отказ от построения целостной картины мира и направленность на выяснение тех проблем, которые интересуют в рамках специфического понимания предметного поля и задач философии) и методологизм, выражающимся в обобщении методологии науки и решении логико-эпистемологических проблем.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... ё Я противополагается всем предметам и явлениям окружающей меня среды. Я как член общества – социальное Я. В этом смысле моё Я сопоставляется с «Ты», то есть ...

Сциентистски ориентированный тип философствования трансформировался и изменялись ведущие принципы, цели и проблематика на каждом из этапов.

Классический позитивизм (середина XIX — конец XIX вв.) базировался на принципе рационализма и описания (в процессе познания не раскрывается причина и сущность явления, оно лишь описывается).

Этические принципы — утилитаризма и прагматизма .

Проблематика была опосредована задачей доказать необхо­димость очищения науки от метафизических наслоений и систе­матизацией естественно-научного знания (в системах О. Конта. Г, Спенсера была систематизирована механистическая научная картина мира).

Цель философии виделась в разработке общенаучных мето­дов познания и создании системы научного знания.

Огюст Конт-франц. Филосов –один из основоположников позитивизма и социологии. Единственным источником подлинного знания явл система частных наук, которые могут дать положительный,позитивный материал. Конт полагал ,что наука-сама себе философия,метафизика должна быть устранена а ее место занять позитивная философия.

Эмпириокритицизм –сохраняет установки и принципы позитивизма,создание теории научного знания.Закон экономии мышления.Эмпириокритисты «очищали» понимание опыта от метафизических понятий-причинности,необходимости,материи,субстанции.

Неопозитивизм-предметом философии не может быть теория познания,связанная с мировоззренческой проблематикой.

В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос).

Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1. (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

2.Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3.Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4.Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.).

В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

18. Экзистенциализм

Экзистенциализм как философское течение XX века выдвинуло на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Он оформился после Первой мировой войны, потрясшей весь социально-экономический уклад европейского общества, и, прежде всего, официальную либерально-христианскую идеологию .

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

... в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Классификации научного знания   Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, [8]): ·& ... потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки ...

Экзистенциализм ( существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр-«существование предшествует сущности». В основе экзестенциальной философии лежит идея постижения бытия как непосредственного переживания субъектом собственного существования.Религиозный экзистенциализм(Ясперс,Марсель,Бердяев,Шестов,Бубер).Атеистический экзистенциализм(Сартр,Камю,Мерло-Понти,Хайдеггер).

Тенденции-персонализм,антисциентизм.

Установки-индивидуализма и гуманизма.-чтобы устоять в мире,нужно разобраться в своем внутр мире.

Сартр -Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В экзистенциализме, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты .

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные:

1. отчуждение человека в эпоху социального кризиса;

2. существование человека и его сущность;

3. бытие человека и бытие мира;

4. человек как уникальное существо;

5. бытие между жизнью и смертью и т.п.

19. Феноменолого-герменевтический

Определяется тенденциями сциентизма и антиметафизичности. Установки: 1.функционализм(исследование чистого сознания,изучение жизненного мира и овладение искусством понимания).

2. рефлексивность(ориентированность на смыслы сознания человека).

В.Дильтей как представитель «философии жизни» ввел а гер­меневтику понятие жизни, трактуя ей не в биологическом или прагматическом смысле, но как внутреннее восприятие нашей души, непо­средственное впечатление возникающих в сознании фактов. Метод постижения жизни — понимание, интуитивное проникновение, сопережи­вание. Понимание приобретает новые черты, осознает­ся, что понимание себя возможно через понимание другого. Оно не может быть представлено формулами логических операций, предстает как истолкование, интерпретация устойчиво фиксированных проявле­ний жизни, языка, культуры прошлого, а герменевтика — как искусстве такого истолкования.

Х.-Г. Гадамер признал конструктивную роль «временной дис­танции» между созданием текста и его истолкованием, Укорененность субъекта-интерпретатора в истории продуктивна для понимания, «ис­торичность» которого также принципиально не снимаема. Он разрабо­тал концепцию традиции, рассматривая «события традиции» как при­сутствие истории в современности. Нахождение внутри традиции, при­частность к общему смыслу — важная предпосылка понимания. Понять текст, значит, понять «суть дела», обсуждаемого автором, произвести свой смысл, а не реконструировать авторский.

Цель феноменологии — построить науку о науке и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего по­знания.

Цель герменевтики — выявить суть искусства понимания как постижения смыслов и значений знаков, текстов.

Самосознание определялось задачей интеграции научного знания в практическое сознание, то есть философия выполняет функцию соединения науки и обыденного сознания.

Представители этого типа философствования принадлежа­ли к университетским преподавателям гуманитарных дисциплин» поэтому преобладающими жанрами были трактаты» философ­ские исследования, научные статьи.

63. Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

12 стр., 5966 слов

Сущность правосознания и его роль в жизни общества

... к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного ... - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. ...

Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества[3].Акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т. е. на решение их государством. Еще Ж.-Ж. Руссо создал классическую формулу, согласно которой государство, воплощающее непосредственное верховенство суверенного народа, выше отдельной личности и обладает правом принуждения по отношению к ней.А. Смит, объявивший модернизацию и саморегуляцию необходимыми компонентами гражданского общества;Исходным пунктом всех рассуждений английского политического мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) в сочинении «О гражданине» явилось учение об обществе, государстве, гражданских правах человека. Этот мыслитель не представлял себе существования людей без единого, сильного государства. Гоббс был убежден, что до того, как люди вышли из естественного состояния и объединились в общество с единой волей, «была война и не простая война, а война всех против всех».

Государство противопоставлялось Гоббсом естественному состоянию людей, но в то же время отождествлялось со всем совокупным обществом и его частью — гражданской сферой. «Возникшее единство называется государством или гражданским обществом», — пишет Томас Гоббс.

20. Структурали́зм

        научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного С. структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике (См. Структурная лингвистика) (или лингвистическом С.), а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и некоторые др. гуманитарные науки. Поэтому С. в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания, заметно различающихся как по конкретным модификациям структурного метода, так и по его реальной роли в исследованиях. В более узком (и строгом) смысле под С. имеют в виду комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (французский С.).

Его основные представители — французские учёные: этнолог К. Леви-Строс, историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Внедрение в гуманитарные науки структурного метода в такой его трактовке связано с радикальной перестройкой самого предмета этих наук — с построением новых типов идеальных объектов, обладающих высокой степенью конструктивности, с возникновением новых типов межпредметных связей.

21. Понятие постмодернизма было введено в употребление искусствове­дами и культурологами для обозначения особенностей западного искус­ства последних десятилетий XX в. Эпоху постмодернизма стали рас­сматривать как новый исторический этан, пришедший на смену эпохе модернизма, которая охватывает развитие художественной культуры с конца XIX в. до послевоенного (после окончания Второй мировой войны) времени. Обращение к понятию постмодернизма опирается на предположение, что после войны в западном искусстве появились новые веяния, не укладывающиеся в рамки модернизма, а потому его время истекло.

В литературе конца XX в. понятие постмодернизма стало перено­ситься из сферы искусства на другие области культуры и всю культуру вообще, а иногда и общество в целом стали называть постмодернист­скими. Возникла философия постмодернизма, которая претендует на то, чтобы быть философией современной эпохи. Саму эту эпоху стали называть Постмодерном (подобно эпохе Возрождения), а постмодер­низм стали толковать как концепцию, раскрывающую специфику этой эпохи. Однако сущность постмодернизма (как и Постмодерна) остается неясной, и споры вокруг смысла этих понятий не утихают.

Тем не менее существование постмодернизма как феномена куль­туры конца XX в. является фактом. Постмодернизм, так сказать, сам себя создал, причем создал во многих обличьях. Потому что его теоре­тики, так или иначе формулируя его специфику, порождают тем са­мым тексты, являющиеся феноменами культуры. А когда их описания постмодернизма задают принципы и условия, которые принимают другие авторы, появляется и множество постмодернистских произве­дений, созданных в соответствии с этими описаниями. Так возникает культурная реальность, становящаяся объектом исследования и дающая основание для выводов о специфике постмодернизма.

Философия постмодернизма базируется на выводах структурализма и постструктурализма (Р.Барт, Ф.де Соссюр, М.Фуко и др.), согласно которым язык обладает определенной субстанциальностью, т.е. не просто пассивно отражает некоторую внеязыковую реальность, а живет своей собственной жизнью, является причиной самого себя, говорит о самом себе. Язык есть универсальный феномен, т.к. всё созданное человеком есть язык. В принципе субстанциализация языка не является открытием структуралистов, она встречается в средневековой схоластике, у М.Хайдеггера, в герменевтике. Но точкой отсчета впервые сделал эту идею структурный лингвист Ф.де Соссюр.

64

Маркиз де Сад

Для него нет абсолютной морали. Маркиз де Сад утомительно перечисляет противоречащие друг другу моральные нормы разных народов и разных эпох и приходит к двум выводам. Первый: моральные нормы — это чистейшая условность, зависящая от времени, места и прихоти господ. Второй, куда более серьёзный: если в морали и есть что-то общее, то это — насилие как инструмент утверждения нормы и как особая ценность, некая сверхнорма. «Нравственно то, что служит интересам рабочего класса, товарищи!» «Не ограниченное никакими законами насилие, товарищи!»

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

Однако есть нечто, заменяющее Бога и мораль — это Природа. Природа — это и есть столь любимые революционерами «объективные законы», которые легитимизируют насилие — революционное, да и всякое иное. Главный закон природы — это стремление всех живых существ доминировать и наслаждаться, доминируя. Духовный интерес, духовный мотив, по де Саду — это интерес и мотив телесного наслаждения, который может быть осуществлён путём безраздельного контроля над чужим телом.

Де Сад четко следовал нормам морали. Из норм Де Сада наиболее известны такие, как:

-Негоже девкам оставаться девками после десяти лет.

— Негоже мешать роду людскому плодиться.

-Негоже давать ссуду на развитие своего свечного заводика барону Фон Дюрексу.…

«моя единственная мораль состоит в том, чтобы делать абсолютно все, что мне по нраву, и не противиться своим желаниям: мои добродетели — это ваши пороки, мои преступления — ваши добрые дела; то, что вам кажется честным и порядочным, является презренным а моих глазах; ваши хорошие поступки вызывают у меня отвращение, ваши ценности меня отталкивают, ваши добродетели приводят меня в ужас. И если я еще не дошел до того, чтобы убивать путников на большой дороге, …так это не потому, что у меня не возникало такого желания или что я не смог бы прикончить человека в пылу сладострастия, но потому лишь, что я богат и могу наслаждаться и делать столько же зла, не подвергаясь таким опасностям и не давая себе такого труда.»

Вообщем по нему херня полнейшая, это все что я нашла!!!

КАНТ

Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете, на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. В этом он и видит специфику моральности, отличая ее от легальности (просто исполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения).

Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта.

Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Вообще, мораль не сводится к “внутренней механике” душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом прежде всего и состоит объективно-долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций).

Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.

Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.

65

МАРКС

Согласно Марксу человек — это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд — вот что отличает человека от животного.

Для того, чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человечестве человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие же этого, нового “золотого века” от первобытного заключается в том, что здесь “неотчужденность” базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном изобилии.

Духовную сферу общественной жизни составляют наука, образование, воспитание, мораль, искусство, религия, т.е. утверждение духовных начал в поведении и деятельности каждого человека. Достижению этой цели в той или иной степени подчинена деятельность многих социальных институтов, решающих задачи образования и воспитания молодежи и остальных слоев общества, а также задачи развития науки и культуры. Основная проблема заключается в том, как в современных условиях сохранить и обогатить духовный мир людей, побудить каждого человека действовать во имя высоких и благородных идеалов как в своих интересах, так и в интересах других людей, ближних и дальних. В этом заключается важнейшее проявление духовного здоровья человека и всего общества, способного помочь решить самые сложные задачи общественной жизни, утвердить подлинное достоинство каждой личности, равно как и достоинство народа, общества и государства. Все говорит о том, что значение духовной сферы для развития современного общества, равно как и для его будущего, невозможно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, социологи, другие представители культуры.

Идею моральной переделки действительности К. Маркс воплотил в учении о коммунизме. Здесь он столкнулся с труднейшей (не имеющей до настоящего времени решения) проблемой субъектности морали. На языке К. Маркса она звучала следующим образом: как несовершенные люди могут построить совершенное общество, или как воспитать самого воспитателя? Ответ состоял в том, что революционно преобразующей и одновременно морально очищающей силой истории явится пролетариат. Реальное состояние пролетариата (его нравы, интеллектуальное и даже физическое развитие), которое Маркс и Энгельс оценивали вполне трезво, не давало оснований для такого вывода. Однако предполагалось, что, когда дело дойдет до революции, вместе с обстоятельствами изменятся также и люди, пролетариат из класса «в себе» станет классом «для себя», очистится от всей «мерзости старого строя», словом, произойдет некое чудесное преображение золушки в принцессу.

В связи с интерпретацией морали как явления, выходящего (пусть хотя бы частично) за рамки классовых формаций, возникал вопрос: что является ее источником, основанием в той части, в какой она является внеклассовым феноменом?

Общая задача обоснования самостоятельности морали ее, незаменимой роли в жизни человека и общества решалась различными теоретическими средствами. Прежде всего следует назвать попытки сформулировать специфичную для марксизма этическую нормативную программу. Наиболее цельными среди них были концепции А.Ф. Шишкина и Я.А. Мильнера-Иринина. В строгом и узком значении, фиксирующем только то принципиально новое, что внес Маркс в понимание морали, марксистская этика совпадает с позицией классического марксизма и состоит в нигилистическом отношении к морали и этике как к духовным продуктам классовых обществ. Марксу грезилось идеально справедливое общество, поэтому для него мораль – “внутренний регулировщик социальных отношений”

НИЦШЕ

Мораль — это важничанье человека перед природой.

Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением.

Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не следовало бы жить, — мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: «ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное», — что, разумеется, есть ложь.

Условия существования некоего существа, поскольку они выражают себя в плане «долженствования», суть его мораль.

Понятие морали появляется в связи с попыткой оценить вещи и явления. Оценка — то, что мнимо упорядочивает окружающую человека хаотичную вселенную, определяет для него направление движения. ”Через оценку впервые появляется ценность и без оценки был бы пуст орех бытия” -уверяет нас ницшеанский пророк Заратустра. Добро и зло – фундаментальные оценочные понятия, абстракции призванные помочь человеку ориентироваться в окружающем мире превратились в тиранов, в картонный небосклон мешающий увидеть Солнце. Ницшеанская философия это одна из первых попыток заглянуть за него, встать “по ту сторону добра и зла”.

Вообще, найти истоки моральных чувств, в девятнадцатом веке (и начале двадцатого), пытались многие, но самым главным нигилистом оказался Ницше. Все-таки его исторический подход к вопросу морали существенно отличался от исторического подхода Маркса мотивом поиска, стержневой идеей, утопией.. Ницше видел будущее только в сверхчеловеке, а для сверхчеловека мораль (та мораль, что господствует в современной Европе) не что иное, как кандалы.

В своем произведении “По ту сторону добра и зла” (“прелюдии к философии будущего” и одновременно сопроводительным документом к “Заратустре”) Ницше заверяет, что современная европейская мораль основана на обыкновенной трусости, а любовь к ближнему – не что иное, как потаенный страх перед ним. Страх быть наказанным. Слова “ты должен” для многих единственное, что наполняет их жизнь смыслом. Естественная, данная человеку природой, воля к власти выродилась у них в волю к подчинению. Ницше обращает особое внимание на отношение морали к страсти. Он уверяет, что “противоестественная мораль, т. е. почти всякая мораль, которой до сих пор учили, направлена против инстинктов жизни”. Разумеется, христианская мораль и здесь на круг опережает любую другую. ”Жизнь кончается там, где начинается «Царствие Божие»”

Мораль говорит человеку: “погибни!”. Она есть “инстинкт decadence делающий из себя императив”. Даже вовсе не имморалист Шопенгауэр подвел итог под тем, что было моралью два тысячелетия, определив ее как “отрицание воли к жизни” По-моему, весьма показательно.

66

ФРЕЙД

Акцентируя внимание на бессознательных влечениях человека, Фрейд обратился к рассмотрению «темной» стороны человеческой души. Расшифровка символического языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов болезненного расщепления внутреннего мира личности — все это приводило к признанию того «дурного» начала в человеке, которое находило свое проявление в природной сексуальности, противостоящей культурным завоеваниям человечества.

Согласно Фрейду, в сновидениях обнаруживаются антисоциальные, противоморальные желания человека. В этой связи он напоминает об уместности изречения древнегреческого философа Платона, в соответствии с которым добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной совершает в реальной жизни.

Фрейд не только говорит о «дурных» душевных движениях и «злобных» желаниях, вытесненных из сознания человека, но и указывает на возможность обострения внутрипсихических конфликтов, возникающих в результате столкновения бессознательных природных влечений с нравственными предписаниями культуры. С одной стороны, полагает он, имеются различные враждебные импульсы против ближних, готовые вырваться наружу и обнажить свою агрессивную природу, поскольку склонность к агрессии является инстинктивной предрасположенностью в человеке. С другой — любое общество основывается на нравственных предписаниях и моральных требованиях, сдерживающих свободное проявление агрессивных склонностей человека и способствующих вытеснению его природных желаний из сознания. В представлении Фрейда именно столкновение бессознательных влечений человека и ограничений нравственного, морального характера часто приводит к внутрипсихическим срывам и надломам, особенно в том случае, когда в силу природной конституции или личностных установок индивид оказывается не в состоянии подчиниться требованиям культуры. Исход для такого индивида может быть различным — от совершения антисоциальных деяний, осуществления преступлений до «бегства в болезнь», развития невроза. Фрейд фиксирует двойственность бытия человека в мире, связанную с естественной и нравственной детерминацией его жизнедеятельности. В попытках объяснить эту двойственность он дает такую интерпретацию этических и социокультурных проблем, которая приводит к признанию изначальной греховности человеческого существа, мечущегося не столько между должным и сущим, сколько между желаниями и запретами, искушением их нарушить и страхом перед возможным наказанием.Первоначальный отказ от влечений является следствием страха перед внешним авторитетом. В результате подобного отказа у человека не остается чувства вины. В случае же страха перед Сверх-Я чувство вины возникает, несмотря на отказ человека от влечений. Тем самым человек как бы променял угрозу внешнего несчастья, связанную с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, на длительное внутренние несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

По Фрейду, навязанный извне отказ от влечений способствует порождению совести. В свою очередь Сверх-Я, как олицетворение совести, становится строгим и нетерпимым к слабостям человека. Возникает страх совести, когда злодеяние и злой умысел приравниваются друг к другу. Отсюда — сознание вины и потребность в наказании, консервация агрессии авторитета за счет усиления агрессии совести. Чем добродетельнее человек, тем суровее и агрессивнее его совесть, так как от Сверх-Я не скроешь не только свои поступки, но и мысли.

Фрейд не отрицает психологической ценности религии в устранении нервозности отдельного человека. Но он высказывает мысль, согласно которой существует внутренняя связь между Эдиповым комплексом и верой в Бога, поскольку психологически личный Бог является не чем иным, как идеализированным отцом.

Одна из основных задач человечества состоит в том, чтобы найти целесообразное равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс.

ФРОММ

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является).

Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать).

Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделен каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. <…> Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны с частотой ~ 440—485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает

67

Сартр

французский атеистический философ-экзистенциалист марксистской направленности.

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте»(произведение Сартра) Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.

Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. …Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем

Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл.

«существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[3].Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

А.Камю

французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада»

Скука — результат машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание.

Чтобы понять мир, человек должен свести его к человеческому, наложить на него свою печать. должна ли жизнь иметь смысл, чтобы ее стоило прожить. Сейчас же, напротив, кажется, что, чем меньше в ней смысла, тем больше оснований, чтобы ее прожить. Пережить испытание судьбой значит полностью принять жизнь. Следовательно, зная об абсурдности судьбы, можно жить ею только в том случае, если абсурд все время перед глазами, очевиден для сознания.

Но что значит жить в такой вселенной? Ничего, кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано. Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд, по определению, учит нас прямо противоположному.

А.Камю, сам не в силах был постичь разумно всю сложность бытия, нашел понятие абсурда как все объясняющее.  В его понимании абсурд – это «столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности».

Чтобы утвердиться в своей теории А.Камю рассматривает абсурдность разных сторон жизни: абсурдные рассуждения (поиски абсурдного в философии), абсурдный человек, абсурдное творчество, миф о Сизифе (Сизиф как образец счастливого человека).

В абсурдных рассуждениях А.Камю анализирует философии разных философов, безжалостно находя в их теориях абсурд: «Разум бессилен перед криком сердца. Поиски пробужденного этим требованием ума ни к чему, кроме противоречий и неразумия, не приводят . … эти мыслители с завидным упорством провозглашают, что нет ничего ясного, повсюду хаос, что человек способен видеть и познавать лишь окружающие его стены». «Если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек».

К. Льюис английский и ирландский писатель, учёный и богослов

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.

«Цель нашего существования, таким образом, в нашем вовлечении в жизнь Бога. (Лишь у христиан вы найдете идею о том, как человеческие души могут обрести жизнь в Боге, оставаясь при этом собою; более того – становясь собою в значительно большей степени, чем они были прежде.)»

А. Швейцер

«Письма из Ламбарене» Смысл человеческой жизни не может быть выведен из смысла бытия, а этика — из гносеологии.

«Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни.