Философия сознания

10

  1. Отражение как всеобщее свойство материи, эволюция его форм. Сознание как высшая форма отражения действительности.
  2. Сознание как философская проблема. Религия и философия о сущности сознания.
  3. Природные и социальные факторы происхождения сознания. Социальная сущность и творческая активность сознания.
  4. Структура сознания.
  5. Сознание и язык.
  6. Самосознание и его формы.
  7. Сознание и бессознательное.

1. Отражение как всеобщее свойство материи, эволюция его форм. Сознание как высшая форма отражения действительности.

Отражение– всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

Отражение характеризуется следующими признаками:

  1. оно предполагает взаимодействие объектов;
  2. зависит от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов;
  3. зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов;
  4. отражение адекватно структуре отражаемого объекта;
  5. отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте;
  6. на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.

Историческое развитие форм отражениянеотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения.

В неорганической природе отражение проявляется в следующих формах:

— механическое отражение (механические изменения: *след на земле),

— физическое(физические реакции),

— химическое(химические реакции).

В живой природе в результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая. Элементарными формами биологического отражения являютсяраздражимость, т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), ичувствительность, т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникаетпсихическое отражение(психика/греч.psyche– душа/ – присущая животным и человеку способность сигнального взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающая отражение этой среды и состояния своего организма и выступающая регулятором взаимодействия с внешним миром).

18 стр., 8822 слов

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс)

... эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека) психологические черты личности (направленность личности, темперамент, ... – метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта исследования с целью получения информации. Эксперимент – специально ... Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную ...

Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.).

Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения– сознания.сознание это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.

2. Сознание как философская проблема. Религия и философия о сущности сознания.

Проблема сознания– одна из самых сложных философских проблем. Это связано с тем, что сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Однако человек мыслит, чувствует, обладает памятью, волей, воображением. Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией. Многогранность сознания делает егообъектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, физиология, биофизика, кибернетика, психиатрия и др.

Человеческое сознание является также предметом религиозного осмысления. Уже в глубокой древности возникло представление о душе как некой таинственной силе, которая руководит человеком, когда он бодрствует, покидает его на время, когда он спит, и навсегда – когда он умирает. Душа наделялась независимым от тела существованием, бессмертием, способностью переселяться в другие тела. Эти представления явились предпосылкой религиозных учений о душе. Согласно религиозным учениям, Бог, создав человека, вдохнул в его смертное тело искру бессмертного божественного духа, который при жизни человека руководит его действиями, а после его смерти переселяется в потусторонний мир. В монотеистических религиях понятие Бога сформировалось на основе представлений о самостоятельном существовании сверхприродного духа, который наделяется личностными чертами.

С возникновением философиина смену понятиям «дух», «душа» приходят понятия «ум», «разум», «мышление», «сознание» и т.п. В зависимости от характера философских систем эти понятия трактуются с идеалистических или материалистических позиций.

В объективном идеализмеобосновывается положение о существовании универсального духовного начала, надындивидуального сознания, которое является первоосновой всего существующего (мир идей Платона, мировой разум Гегеля, мировая воля Шопенгауэра и т.д.).

В субъективном идеализме(Беркли, Юм, Фихте, неопозитивисты) духовное начало трактуется как психологическая деятельность индивида, которая рассматривается как единственная реальность.

Материализмдает естественное объяснение происхождению и сущности сознания и выдвигает положение о зависимости сознания от материи. Однако с развитием исторических форм материализма эта зависимость понималась по-разному.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем ... 19 2.2. Эффективность синапсов……………………………………………….20 Список используемой литературы…………………………………………..22 ВВЕДЕНИЕ Головной мозг человека, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий ...

Представители античной натурфилософиирассматривали сознание в соответствии с общими космологическими представлениями. Космос – это живое целое, поэтому они наделяли душой любое материальное тело. Такая позиция получила названиегилозоизм(философское учение, признающее одушевленность всего мира, приписывающее способность ощущения и мышления всем материальным телам).

Гилозоизм характерен и для некоторых представителей более поздних эпох:Возрождения(Дж. Бруно),Новое время(Спиноза, Дидро).

Упрощенно трактовали сознание представители вульгарного материализма(например, нем. философыXIXв. Бюхнер, Фохт, Молешотт).

Согласно их взглядам, мышление есть сугубо физиологический процесс: мозг выделяет мысль, как печень – желчь. Они утверждали, что содержание сознания определяется, прежде всего, химическим составом продуктов питания и игнорировали социальную природу сознания.

Диалектический материализм акцентирует внимание на социальной сущности сознания, рассматривает сознание как продукт общественной практики и социальных отношений. С позиций диалектического материализма, сознание – это свойственная только человеку функция мозга, это высшая форма отражения действительности.сознание объективно по своему содержанию и субъективно по форме проявления, т.е. различные состояния сознания (мысли, чувства, переживания и т.д.) несут в себе информацию об объективной действительности. Иными словами, сознание – это субъективный образ объективного мира (Ленин).

3.Природные и социальные факторы происхождения сознания. Социальная сущность и творческая активность сознания

В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.

В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом(процессом индивидуального развития человека): человек с раннего детства усваивает правила поведения, язык, культуру той социальной среды, в которой он живет; его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе отношений, принципов, традиций.

[Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: передвигались на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.]

В происхождении сознания выделяют два вида условий:

— природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),

— социальные(жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).

Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Человеческий мозг – это сложная система, состоящая из нескольких (5) крупных подсистем, каждая из которых имеет свою организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 миллиардов).

Полушария, в свою очередь, делятся на области, ответственные за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.

В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:

  • уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);
  • при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобной доли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.).

Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. СеченоваиИ.П. Павлова, которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных. Эти учения явились естественнонаучным основанием материалистического понимания проблемы сознания.

Важное значение для понимания сущности сознания человека имеет учение Павлова о двух сигнальных системах.

Отличие сознания от психики высших животных

Психика высших животных

Сознание человека

Наличие 1 сигнальной системы

(реакция на непосредственный раздражитель)

Наличие 1 и 2 сигнальных систем

(+ реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)

Конкретное, наглядно-образное мышление

Абстрактное мышление

Не обладают языком, речью

Обладают языком, речью

Пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде

Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека.

Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе — с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.

Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана спотребностями, возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характерцели. Способность к целеполаганию присуща только человеку и является одной из основных особенностей сознания. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее. Реальность, преобразованная в мыслях, может стать действительностью в результате практической деятельности. Таким образом, идеальное превращается в материальное, сознание через практику оказывает воздействие на породившую его действительность.

[Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции. В результате этого возник вопрос: может ли искусственный мозг заменить или даже превзойти человека? Прежде всего, следует отметить, что мыслит не мозг человека, а человек с помощью мозга. Сознание не только функция мозга, оно имеет общественную природу, развивалось в процессе длительной эволюции, обусловлено многовековой культурой. Сознание активно и способно к творчеству. Оно включает в себя не только мыслительную деятельность, но также чувства, эмоции, волю, оценки. Возможности искусственного мозга ограничены: машина действует только по программе, заданной человеком, она не обладает чувствами, не способна предвидеть незапланированное изменение ситуации.]

4.Структура сознания.

В структуре сознанияможно выделить несколько основных элементов.

I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувствспособностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.

II–логико-понятийный компонентсознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.

IиIIсферы сознания образуют еговнешнепознавательную составляющуюи соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.

III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.

IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.

III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.

Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу.

5.Сознание и язык.

Язык– это знаковая система, которая служит орудием мышления и средством общения в процессе человеческой жизнедеятельности.

Существует множество знаковых систем, служащих для приобретения, хранения и передачи информации. Среди них:

  • язык мимики и жестов,
  • язык цифр, формул, схем,
  • искусственные языки (*азбука Морзе, язык компьютерных программ),
  • знаки-символы,
  • знаки-сигналы (*звонок, аплодисменты),
  • знаки-признаки (*озноб, туча) и др.

Наука о строении и функционировании знаковых систем – семиотика.

Язык – это универсальное средство выражения мысли, наиболее универсальная из знаковых систем, что объясняется его неразрывной связью с мышлением.

Мышление и язык взаимосвязаны в своем происхождении и историческом развитии.

биологической предпосылкой формирования человеческой речистали мимико-жестикуляторные и звуковые средства общения высших животных. [Многие животные, ведущие стадный образ жизни, общаются между собой.*Так, шимпанзе могут произносить примерно 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из пространственных фигур: с помощью комбинирования фигур в «танец» пчела передает рою информацию о местоположении источника пищи и пути к нему.] Однако средства сигнализации высших животных принципиально отличаются от человеческой речи: содержанием общения животных всегда является конкретная, наличная в данный момент ситуация (голод, страх, предупреждение об опасности), человеческая же речь являетсявнеситуативной.

Основным социальным фактором возникновения языкаявилась потребность в обмене информацией в процессе совместной трудовой деятельности.

Физиологический механизм образования речи– условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки сочетались в мозгу с соответствующими предметами или действиями, а затем стали соотноситься с их идеальными образами. Таким образом звук превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. С помощью языка человек может формулировать абстрактные понятия, которые являются главным средством познания и мышления.

Сознание и язык образуют единство, язык является материальной формой выражения мысли. Связь между языком и мышлением не механическая, а органическая: сознание не только проявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. [Понимать – значит уметь выразить в понятиях, поэтому фраза «Все понимаю, но сказать не могу» неверна по своей сути.] Богатство или бедность языка свидетельствует о степени развитости мышления (*словарь языка Эллочки Людоедки, состоящий из 12 слов и выражений).

Но единство языка и сознания не означают их тождества. Стороны единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее. Речь – это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть и величайшими мыслителями.

Язык – это общественное явление, важнейшее средство человеческого общения. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей становятся достоянием общества. Язык – необходимое условие и главное средство усвоения и передачи социальных норм, культуры.

Язык реализуется в речи. Речь– это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка как знаковой системы.

Язык как социальное явление выполняет в обществе ряд функций:

— отражательную,

— коммуникативную,

— познавательную,

— функцию социализации,

— ценностно-ориентационную,

— функцию механизма социальной наследственности и др.

Язык с древнейших времен был предметом философских размышлений. Уже в античности, у Сократа, Платона, Аристотеля встречаются высказывания о языке. Интерес к философскому осмыслению языка резко возрастает с концаXVIIIв. Немецкий философ и естествоиспытатель В. Гумбольдт высказал положение о том, что язык представляет собой особого рода реальность, характерной чертой которой является саморазвитие. Гегель подчеркивал роль языка в процессе формирования человека, его сознания и мышления. ВXIXв. сложилось классическое представление о языке, с позиций которого языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Мыслители Нового времени обращали внимание и на опасности, скрытые в языке. Так, Ф. Бэкон называл среди причин, препятствующих познания, «идолы рынка», к ним он относил небрежное пользование языком и неправильно толкование языковых выражений.

Философия ХХ в. характеризуется пристальным вниманием к проблемам языка. Современные философы признают, что отношение языка и действительности отличается особой сложностью. Иллюстрацией этого является пример известного лингвиста академика Л.В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Построенная в строгом соответствии правилам русской грамматики, она не имеет смысла. В ней можно выделить члены предложения, указать части речи, но говорить о ее истинности или ложности невозможно. Это заставляет задуматься о природе языка.

Проблемы языка явились центральными в аналитической философии. Ее представители (Б.Рассел, М.Шлик и др.) видели главную задачу философии в логическом анализе языковых выражений, устранении из языка науки двусмысленностей и логических противоречий. В рамках аналитической философии сложилось направление – лингвистическая философия (Л. Витгенштейн), представители которой поставили цель достижение ясности при пользовании языком.

Язык, являясь средством отражением действительности, изменяется вместе с ней и с ходом человеческой истории. Примером этому может послужить сопоставление следующих отрывков:

  1. «Я помню чудное мгновенье…» (А.С. Пушкин, 1825 г.);
  2. «Ты, как луч лазера, пересекла мою жизнь и осталась в ней устойчивой интерференционной картиной. Когда ты проходишь мимо, я чувствую себя абсолютно черным телом, так как поглощаю абсолютно все длины волн, излучаемые тобой. Однако ты всегда держишься от меня на фокусном расстоянии. Мы с тобой как два атома в узлах кристаллической решетки…» (Из письма 10-классника, 2004 г.)

6.Самосознание и его формы.

В структуре сознания выделяется также самосознание.

Самосознание– это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей.

Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности.

Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы:самонаблюдение– непосредственный подход к собственному сознанию,самоконтроль– способность контролировать свои мысли, действия, поступки,самообладание– способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли,самореализация– способность реализовать себя в жизни как личность,самопознание и самооценка– познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности. Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»).

Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.

7.Сознание и бессознательное.

Психика человека не исчерпывается сознанием, она включает и сферу бессознательного. Бессознательное– это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

К бессознательным относятся автоматизм действий, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости, инстинкты.

Сознание и бессознательное в психике человека неразрывны. Так, человек как биологическое существо несвободен от инстинктов (*половой, пищевой инстинкты), они могут порождать у человека подсознательные желания, эмоции, однако в большинстве случаев затем они попадают в сферу сознания и контролируются ею. Автоматические действия и интуиция, наоборот, зарождаются благодаря сознанию и первоначально производятся под контролем сознания, но в результате длительных тренировок и многократного повторения приобретают бессознательный характер (*игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д.).

Автоматизмы как бессознательные акты

Выполняют важную для человека функцию: они уменьшают нагрузку на сознание и тем самым увеличивают творческие возможности человека.

Бессознательное в психике человека обладает определенной активностью и в определенных случаях может определять поведение человека и воздействовать на его сознание (*в состоянии гипноза человеку можно внушить какое-либо приказание, которое он потом выполнит в сознательном состоянии, найдя для него мотивацию).

Вопрос о соотношении сознания и бессознательного – один из интереснейших для современной науки. Одним из первых его пытался решить австрийский врач-психотерапевт и философ З. Фрейд. На основе наблюдений за пациентами, страдающими неврологическими и психическими недугами, З. Фрейд сделал вывод о решающей роли бессознательного в психике человека. Те или иные «комплексы» которые складываются под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут потом выступать причиной психических расстройств. Необходимо обнаружить этот комплекс, довести его до сознания пациента, и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З. Фрейдом метод лечения был названпсихоанализом.

Учение З. Фрейда имеет не только медицинское, но и философское значение, оно стало значительным вкладом в разработку проблемы человеческой психической деятельности человека. По З. Фрейду, в психике человека можно выделить три элемента:

«Оно» – сфера бессознательных влечений, главным для него является принцип наслаждения;

«Я» – сфера сознательного, здесь определяющим является принцип реальности;

«Сверх-Я» — это область социальных норм и моральных запретов.

В своем учении Фрейд преувеличивал значение бессознательного по отношению к сознанию. Он полагал, что именно бессознательное является основным мотивом поведения человека. Социальный фактор он не считал определяющим в формировании и развитии сознания. В то же время значение его учения заключается, прежде всего, в том, что он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным и полностью подавленная сознанием человека.