Учебно-методический комплекс Креативная имиджелогия

СЕРГИЕВО — ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Креативная имиджелогия

Учебно — методический комплекс

для студентов факультета психологии, экономического и юридического факультетов

Сергиев Посад

2003

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры психологии.

Протокол № _____ от «___"________________ 200___г.

Зав. кафедрой __________________________________

Учебно — методический комплекс разработан

Доцентом, к. пс. н. Лопатковой И. В.

Рецензент:

к. пс. н. Молчанова Л. И.

Учебно — методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию

Учебно — методическим советом.

Протокол № _______ от «___"______________200___г.

1. Цель и задачи курса.

Креативная имиджелогия — область психологических исследований творческой деятельности в процессе формирования личностной «Я — концепции» и «Я — образа», творческих возможностей человека в сложном процессе социализации, интеграции личностного внутреннего «я» и социума. Особый раздел креативной имиджелогии образует теоретическое изучение и практическое формирование структуры творчества. К специфической проблематике изучения креативной имиджелогии относится изучение роли воображения и фантазии, творческого мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной творческой активности, индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в процессе творческой деятельности при формировании «Я — образа», влияний, оказываемых на личность и ее имидж вхождением в различные социальные группы, различных психологических и социальных факторов способных стимулировать творческую активность.

Креативная имиджелогия изучает возможности творческого процесса в создании имиджа, как фактора социализации. Это — особая дисциплина, которая формируется на стыке ряда наук: философии, социологии, психологии и педагогики творчества, истории искусств, имиджелогии, мировой художественной культуры.

15 стр., 7330 слов

Методические рекомендации по психологическому консультированию И. В. Серафимович, к пс н

На правах рукописи Методические рекомендации по психологическому консультированию И.В.Серафимович, к.пс.н. Оглавление Коррекция лени у подростков...................................................................................................................................................................... 2 Коррекция лживости в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, подростки ...

Цель курса — постижение психологических основ созидательной деятельности человека в процессе формирования «Я — концепции» и «Я — образа», формирование понимания творчества как культуры межличностных отношений.

Через изучение этого предмета можно понять, как следует гармонично входить в различные ситуации, сохраняя и развивая свою индивидуальность, как следует применять творческую деятельность и имидж при решении жизненных (профессиональных, социальных, личных) проблем, улаживать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути через формирование «Я — образа».

Креативная имиджелогия изучает психологические особенности творческой деятельности, особенности проявления личности человека при создании и восприятии образов, этапы творчества: от замысла к созданию образа, как творческого произведения, его восприятию и оценке его роли. Студенты смогут принять участие в исследовании условий создания художественного и личностного образа, овладеть творческими методами и способами переработки впечатлений опыта, восприятия, мышления, самовыражения и самоопределения. Они смогут познакомиться с особенностями психологии творческой личности, обратить внимание на проблемы активности и направленности личности, понять действенность процессов сопереживания и сотворчества на психологическое развитие личности и на формирование «Я — концепции».

Практическая значимость курса заключается в том, что студенты смогут не только узнать теоретически психологические особенности творческой личности и структуру творческого процесса, но и получат возможность использовать свои знания на практике, расширив тем самым личностные возможности в адаптации и социализации, получив дополнительные технологии и методики для самореализации в профессиональной деятельности.

Изучение креативной имиджелогии помогает внести в профессиональную подготовку будущих гуманитариев возможность для формирования творческой, профессиональной установки, осознания себя, как творческой личности. Такой подход поможет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, к сложному процессу социально — психологической адаптации к профессиональной деятельности гуманитария.

Курс включает в себя обзорные лекции (информационная основа творческих практикумов) и практические занятия (творческие лаборатории, деловые, коммуникативные и психотехнические игры), на которых студенты смогут на практике познакомиться с формами, методами и способами организации творчески развивающей среды для диагностики и коррекции личностных возможностей и психологических особенностей, формирования «Я — образа» и личностной концепции «Я — творец профессионального процесса», возможностями творчества в самопознании, самореализации и социализации, попробовать самостоятельно организовать творческий процесс.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендуемой литературы и в творческой разработке личностного имиджа, профессионального имиджа, в написании творческих работ по предложенным темам.

Актуальность курса заключается в необходимости дополнительного образования в сфере менеджмента специалистов гуманитариев различных специальностей: психологов, юристов, экономистов. Сфера бизнеса становится все более обширной и знания по творческой самоорганизации, по планированию и творческим действиям в профессиональной деятельности стали необходимостью. Конкуренция затрагивает уже все сферы деятельности, и необходимым условием успешности стала конкурентоспособность и презентабельность, готовность к самостоятельным творческим действиям в профессии. Изучение курса предусматривает применение новых образовательных технологий педагогики творчества, что, несомненно, позволит студентам быстрее адаптироваться к условиям обучения в вузе, самоутвердиться и определиться социально и психологически.

2. Программа курса

2.1. Тематический план

Тема

Кол-во час.

Очное отделение

Заочное отделение

лек.

самост.

практ.

аудит.

самост.

1.

Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

2

1

-

1

2

4

2.

Творчество — необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.

4

1

2

1

4

8

3.

Функции имиджа.

Имидж как личностная «Я — концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Психологические особенности формирования «Я — образа».

8

2

4

2

4

6

4.

Психологические особенности творческой личности.

Творчество и социализация.

8

1

6

1

4

6

5.

Интеллект и творчество. Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление — основа формирования «Я — образа» и образа мира.

14

4

6

4

4

6

6.

Процесс самопознания и творчество. Самопознание как процесс формирования и коррекции «Я — образа»

6

-

4

2

2

4

7.

Имидж и искусство коммуникабельности. Коммуникативная роль имиджа. Исследование личностных коммуникативных способностей, творчество и коммуникация.

14

2

8

4

2

4

8.

Психологические особенности восприятия и формирования образа. Образ в искусстве и в психологии.

10

2

6

2

4

4

10.

Собеседование (зачет)

4

Всего

70

13

36

17

28

42

2.2. Содержание разделов.

Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

Понятия «креативность», «творчество», «имидж», «образ» в философии, психологии, социологии, культурологии, искусстве. Экскурс в историю, поиск даты возникновения стремления человека создать образ. Искусство и образ. Социум и образ. Творческая природа создания образа. Возможности творческого процесса в создании имиджа, как фактора социализации. Творческий практикум по изучению содержания понятий.

Основные категории и понятия: имидж, образ, креативность, творчество, категория, целостность, гармония, социализация, факторы, ассоциация, синтаксис, экскурс, коммуникация, социум.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Понятия «имидж» и «образ», сравнительный анализ.
  2. Имидж — социально — коммуникативный фактор прогресса человечества.
  3. Что такое технологичность имиджа? Исторический экскурс.
  4. Факторы, влияющие на имидж.
  5. Что важнее в создании имиджа: творчество или репродукция?
  6. Зачем человеку нужен имидж?
  7. Синтаксический, этимологический разбор и творческий анализ словосочетания «креативная имиджелогия»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое имидж?
  2. Что такое образ?
  3. Дайте содержательную характеристику понятия «креативная имиджелогия»
  4. Из каких параметров состоит имидж?
  5. Существует ли внутренний и внешний имидж?
  6. Что изображает и выражает создатель имиджа?

Литература:

  1. В.П.Зинченко «Образ и деятельность» — Москва — Воронеж, 1997
  2. Г. Г. Шпет «Психология социального бытия» — Москва — Воронеж, 1996
  3. Р. Чалдини. Психология влияния. СПб., М., Харьков, Минск: «Питер», 2000
  4. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза, 1994
  5. Культурология в вопросах и ответах. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998
  6. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» — М., 1993
  7. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997
  8. Л.Г. Емохонова «Мировая художественная культура» — Москва, ACADEMIA, 1999

Тема 2. Творчество — необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности

Этимология, содержание понятия, термина. Структура творческой деятельности. Концепции творчества в психологии, педагогике и социологии. Творческая и репродуктивная деятельность. Творчество — основа социализации личности. Адаптация и творчество. Творческий практикум по изучению содержания понятий.

Основные категории и понятия: творчество, структура, личность, психологические особенности творческой личности, идеал, социальные предпосылки, социальные условия, индивидуальность, мышление, воображение, фантазия, первичное творчество, замысел, реализация, демонстрация, презентация.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Как, когда и где появилось слово «творчество»?
  2. Дать сравнительный анализ творческой и репродуктивной деятельности.
  3. Личность и индивидуальность: сравнение понятий.
  4. Социальные предпосылки и социальные условия, необходимые для творчества. Исторический экскурс.
  5. Образы творчества, имиджа, личности и социума во взаимосвязи

(изобразить схематически)

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое творчество?
  2. Структура творческой деятельности.
  3. Что такое «первичное творчество»?
  4. Роль мышления, воображения и фантазии в процессе творчества.
  5. С чего начинается и на что направлен творческий процесс?

Литература:

  1. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» — Питер, 2000
  2. «Психология художественного творчества» хрестоматия — Минск «Харвест», 1999
  3. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
  4. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997

Тема 3. Функции имиджа. Имидж как личностная «я — концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Психологические особенности формирования «Я — образа». Личность. Понятие «внутренний космос». Психологические особенности личности — основа создания имиджа. Исторический экскурс в имиджелогию: когда и зачем человеку и обществу понадобился имидж? Факторы, влияющие на создание имиджа. Имидж как демонстрация индивидуальности, личностных интересов, мотивов, характера. Творческий практикум «Составляющие имиджа».

Основные категории и понятия: «Я — концепция», «Я — образ», личность, интерес, мотив, характер, темперамент, эмоция, чувство.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. В чем заключается процесс формирования «Я — концепции»?
  2. «Я — образ» и имидж.
  3. Мотивация создания имиджа.
  4. Какие интересы реализует человек, создавая имидж?
  5. Мой «внутренний космос» — фантастический полет.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите функции имиджа.
  2. Что такое интерес?
  3. Что такое характер?
  4. Виды темперамента.
  5. Чем отличается эмоция от чувства?

Литература:

  1. Кэррол Э. Изард «Психология эмоций» — изд. Питер, 2000
  2. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
  3. С.Немов «Психология»
  4. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997
  5. Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» — Питер, 2000
  6. Ж. Годфруа «Что такое психология» — изд. «Мир», 1999

Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.

Признаки личности с точки зрения психологии творчества. Процесс формирования личности и творческий процесс — общее и различное в психологических основах. Тезаурус личности и творческая деятельность. Признаки творческой личности: интровертно — экстравертная работа с информацией. Творческое мышление, эмоциональная чувствительность и подвижность, надситуативная активность и способность к действиям за пределами заданного, независимость, толерантность и т. д. Диагностика креативности студентов. Процесс социализации и творчество.

Основные категории и понятия: творческая личность, тезаурус, интроверсия, экстраверсия, толерантность, активность, сознательное, бессознательное, социализация.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Провести сравнительный анализ процесса формирования личности и творческого процесса.
  2. Дать себе характеристику, как творческой личности.
  3. В чем заключается процесс социализации личности? Насколько этот процесс соотносится с творческим процессом?
  4. Существует ли разница в понятиях «креативная личность» и «творческая личность»?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы психологические особенности творческой личности?
  2. Какие психологические качества необходимо развивать, чтобы уметь создать имидж?
  3. Чем характеризуется эмоциональная чувствительность и подвижность?
  4. Что такое толерантность и надситуативная активность?
  5. Какова роль бессознательного в творческой деятельности?
  6. Что такое тезаурус личности?

Литература:

  1. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» — М., 1993
  2. А.С.Сабуров Психология. Курс лекций. Киев, 1996, гл. 7 «Адаптация и творчество»
  3. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» — Питер, 2000
  4. М.Б. Березин «Психическая и психофизиологическая адаптация человека"" — Л., 1998
  5. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997
  6. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» — М., 1993

Тема 5. Интеллект и творчество

Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление — основа формирования «Я — образа» и образа мира. Логическое, конструктивное, ассоциативное, образное и латеральное мышление в формировании «Я — образа». Формула интеллекта профессионала. Эрудиция, память, чувство юмора — их место в формуле интеллекта. Методы, приемы организации мыслительной деятельности. Отличительные характеристики творческого мышления. Психология нестандартного мышления. Выявление цели и постановка задачи. Генерация идей. Планирование конкретных действий.

Основные категории и понятия: мышление, интеллект, сознание, творческое мышление, конструктивное мышление, латеральное мышление, ассоциативное мышление, логическое мышление, образное мышление, формула, эрудиция, память, юмор, метод, прием, характеристика, синтез, анализ.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Что такое творческое мышление, его отличия от всех других видов мышления.
  2. Почему творческое мышление является основой формирования «Я — образа», имиджа?
  3. В чем заключается функция мышления при создании имиджа?
  4. Какие методы и виды мышления нужны лично вам, и какие вы уже применяете при создании имиджа?
  5. Зачем необходимо мыслить нестандартно?
  6. Составьте формулу интеллекта профессионала.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите виды мышления.
  2. Что такое конструктивное мышление?
  3. Что такое логическое мышление?
  4. Оперативная сфера латерального мышления.
  5. Какие виды мышления находятся в основе создания имиджа?
  6. Что такое память, виды памяти.
  7. Что такое эрудиция и зачем она нужна при создании имиджа?
  8. Что такое интеллект?

Литература:

  1. Эдвард де Боно «Латеральное мышление» — С-Пб, 1997
  2. «Кладоискатели». Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996
  3. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
  4. Д.Халперн «Психология критического мышления» — Питер, 2000
  5. А.Г.Асмолов «Культурно — историческая психология и конструирование миров» — Москва — Воронеж, 1996
  6. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» — Питер, 2000

Тема 6. Процесс самопознания и творчество.

Самопознание как процесс формирования и коррекции «Я — образа». Этапы самопознания: «Чудеса в самом себе», «Я + …». Формирование умения организовывать процесс самопознания, самопрезентации, самоактуализации, как творческих процессов.

Основные категории и понятия: самопознание, самоактуализация, самоприятие, самовосприятие, восприятие, внимание, презентация, коммуникация, сопереживание, сотворчество.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Восприятие, как творческий процесс.
  2. Имидж — воспринимаемый «Я — образ».
  3. Многоканальность творческого восприятия.
  4. Создание имиджа, как процесс самопознания, самовосприятия и самоприятия.
  5. Размышление на тему: «Имидж — коммуникативное сотворчество»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое восприятие? Каналы восприятия.
  2. В чем заключается коммуникативная функция имиджа?
  3. Что такое внимание?
  4. В чем заключается процесс сопереживания и сотворчества?
  5. Что такое творческое восприятие?
  6. Самопрезентация и презентация — общее и различное.

Литература:

  1. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» — М., 1993
  2. А.С.Сабуров Психология. Курс лекций. Киев, 1996 г. Гл. 7 «Адаптация и творчество»
  3. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997
  4. Ф.Зимбродо, М. Ляйппе «Социальное влияние» — Питер, 2000
  5. Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» — Питер, 2000
  6. «Современная психология». Справочное руководство под ред. В.Н.Дружинина — изд. «Инфра — М», 1999

Тема 7. Имидж и искусство коммуникабельности

Коммуникативная роль имиджа. Исследование личностных коммуникативных способностей, творчество и коммуникация. Технология общения и создание образа. Актерское мастерство и имиджелогия. Коммуникативные игры, тренинги. Определение составляющих искусства коммуникабельности. Восприятие и создание образа — основа коммуникабельности. Искусство — средство, метод и технология коммуникабельности. Творческие лаборатории по искусству коммуникабельности.

Основные категории и понятия: коммуникация, коммуникабельность, коммуникативность, технология, общение, целостность образного восприятия, искусство, интерес, внимание, внешность, выразительность, самовыражение, лексика, темп, ритм, интуиция, чувствительность, реакция, реакционность, рефлекс, рефлексия.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Проблематика коммуникаций в современном мире.
  2. Коммуникативность и презентабельность — неотъемлемые качества профессионала гуманитария.
  3. Искусство коммуникабельности — творческий разбор словосочетания, определение содержания.
  4. Психологические основы коммуникабельности. Какие психологические характеристики необходимо развивать, чтобы быть коммуникабельным человеком?
  5. Мысли великих гуманитариев о значении общения в развитии личности.
  6. Средства общения в современном мире. Что помогает нам понять и принять друг друга?
  7. Как можно говорить не разговаривая?
  8. Имидж — основное средство коммуникабельности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какими качествами обладает коммуникабельный человек?
  2. Что такое коммуникабельность и чем это понятие отличается от общения?
  3. С чего начинается общение?
  4. В чем заключается искусство коммуникабельности?
  5. Что такое технология общения?
  6. Какие характеристики творческой личности необходимы в искусстве общения?
  7. Актерское мастерство. Что это такое и насколько оно необходимо в искусстве коммуникабельности?
  8. В чем заключается творческая основа коммуникабельности?

Литература:

  1. Ф.Зимбродо, М. Ляйппе «Социальное влияние» — Питер, 2000
  2. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997
  3. «Кладоискатели». Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996
  4. Г. Г. Шпет «Психология социального бытия» — Москва — Воронеж, 1996
  5. Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» — изд. «Школа — Пресс» Москва, 1996
  6. «Психология художественного творчества» — Минск «Харвест», 1999

Тема 8. Психологические особенности восприятия и формирования образа. Образ в искусстве и в психологии. Внимание, память, воображение, фантазия, интуиция и образ. Образ — результат и средство интериоризации и экстериоризации личности. Художественный образ. Его характеристики и отличия от психологического образа. Экономия мысли и энергии — психологический механизм действия художественного образа. Сопереживание и сотворчество. Рациональное и иррациональное в творческой деятельности. Интуитивная природа импровизации — творческая структура коррекции «Я — образа».

Основные категории и понятия: образ, художественный образ, художественные способности, художественный вкус, художественное восприятие, художественное произведение, художественная одаренность, самооценка, идентичность, художественный тип, эстетическая реакция, последействие, искусство, интериоризация, экстериоризация, сопереживание, сотворчество, эмпатия, интуиция, импровизация.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Можно ли назвать имидж художественным образом личности?
  2. Нужны ли художественные способности для того, чтобы создавать имидж?
  3. Можно ли развить художественный вкус?
  4. «Я — образ» — художественное произведение личности или результат самовосприятия?
  5. В чем заключается искусство создания имиджа?
  6. Зачем имиджмейкеру интуиция?
  7. Имидж- это законченное художественное произведение или импровизация?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какая бывает самооценка и как она влияет на имидж?
  2. Что такое идентичность? Можно ли создать имидж идентичный чему-либо или кому-либо?
  3. Что такое художественный тип личности?
  4. Что такое эстетическая реакция?
  5. Понятие последействия искусства по отношению к имиджу.
  6. Что такое интериоризация и экстериоризация?
  7. Интуиция и эмпатия — содержание понятий.
  8. Импровизация в процессе создания имиджа.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1986

3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994

4. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. — Л., 1983

5. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество. Художественное творчество и психология. Сборник. — М., Наука, 1991

7. В.П.Зинченко «Образ и деятельность» — Москва — Воронеж, 1997

8. А.Ю. Козырева «Лекции по педагогике и психологии творчества» — Пенза, 1994

  1. «Психология художественного творчества» хрестоматия — Минск «Харвест», 1999

10. К.С.Станиславский «Из записных книжек», Москва, ВТО, 1986

Тема 9. Профессиональное творчество

Процесс формирования «Я — образа» профессионала. Создание и сравнительные характеристики образов профессий. Сравнительная образная характеристика концепций «Я — профессионал» и «Я — творец профессионального процесса». Творческая лаборатория «Образ профессионала».

Основные категории и понятия: «Я — профессионал», образ профессионала, «Я — творец профессионального процесса», профессионализм, дилетантство, профессия, специальность, профессиональные качества, профессиональные психологические характеристики.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Я — будущий специалист. Какой? С точки зрения психологии, специальности, социологии, имиджелогии.
  2. Профессиональное творчество — есть ли у него границы?
  3. Каким ты видишь образ будущей профессии?
  4. Профессиональные качества специалиста.
  5. Психологические основы будущего профессионала. Можно ли их развить в вузе?
  6. Профессионализм и конкуренция. Роль имиджа в этих проблемах.
  7. В чем вы видите свое творчество в будущей профессии?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое профессия?
  2. Что такое специальность?
  3. Какую роль играет имидж в профессиональной деятельности?
  4. Профессионализм и дилетантство с позиций творчества.
  5. Какими психологическими характеристиками должен обладать в большей степени представитель вашей профессии?
  6. Чем отличаются личностные концепции «Я — профессионал» и «Я — творец профессиональной деятельности»?

Литература:

  1. А. К. Маркова «Психология профессионализма» — Москва, 1996
  2. М.Б. Березин «Психическая и психофизиологическая адаптация человека"" — Л., 1998
  3. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «Психологические особенности готовности к деятельности» — Минск, 1976
  4. П.С.Кузнецов «Адаптация как функция развития личности» — Саратов, 1991
  5. Ф.Зимбродо, М. Ляйппе «Социальное влияние» — Питер, 2000

Тема 10. Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».

3. Вопросы для подготовки к зачету

  1. Что такое креативная имиджелогия? Содержание понятий «креативность» и «имиджелогия».
  2. Творческая и репродуктивная деятельность, общее и различное. Психологические особенности творческой деятельности, составляющие структуры творчества. Цель творчества в имиджелогии.
  3. Имидж в жизни человека и общества. Функции имиджа.
  4. Составляющие имиджа. Личность — основа имиджа.
  5. Социальная роль имиджа. Имидж — средство адаптации и социализации.
  6. Психологические особенности творческой личности.
  7. Интеллект и творчество. Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление — основа формирования «Я — образа» и образа мира.
  8. Логическое мышление в креативной имиджелогии. Методы, приемы организации мыслительной деятельности.
  9. Конструктивное мышление в имиджелогии. Методы, приемы организации мыслительной деятельности.
  10. Ассоциативное мышление в имиджелогии. Методы, приемы организации мыслительной деятельности.
  11. Образное мышление. Методы, приемы организации мыслительной деятельности. Формирование «Я — образа».
  1. Латеральное мышление. Методы, приемы организации мыслительной деятельности.
  2. Творческое мышление. Отличительные характеристики творческого мышления.
  3. Формула интеллекта профессионала. Психология нестандартного мышления.
  4. Эрудиция, память, чувство юмора — их место в формуле интеллекта.
  5. Процесс самопознания и творчество. Самопознание как процесс формирования и коррекции «Я — образа».
  1. Имидж и искусство коммуникабельности. Коммуникативная роль имиджа. Творчество — культура межличностных отношений.
  2. Творчество и коммуникация. Технология общения и создание образа. Актерское мастерство и имиджелогия.
  3. Составляющие искусства коммуникабельности. Восприятие и создание образа — основа коммуникабельности.
  4. Искусство — средство, метод и технология коммуникабельности.
  5. Психологические особенности восприятия и формирования образа. Образ в искусстве и в психологии.
  6. Внимание, память, воображение, фантазия, интуиция и образ. Образ — результат и средство интериоризации и экстериоризации личности.
  7. Художественный образ. Его характеристики и отличия от психологического образа. Экономия мысли и энергии — психологический механизм действия художественного образа.
  8. Сопереживание и сотворчество в имиджелогии. Рациональное и иррациональное в творческой деятельности. Интуитивная природа импровизации — творческая структура коррекции «Я — образа».
  9. Профессиональное творчество. Процесс формирования «Я — образа» профессионала. Сравнительная образная характеристика концепций «Я — профессионал» и «Я — творец профессионального процесса».

4. Литература

Основная литература.

  1. «Кладоискатели». Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996
  2. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
  3. Кэррол Э. Изард «Психология эмоций» — изд. Питер, 2000
  4. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» — Питер, 2000
  5. А. К. Маркова «Психология профессионализма» — Москва, 1996
  6. Д.Халперн «Психология критического мышления» — Питер, 2000
  7. С.Немов «Психология»

Дополнительная литература.

  1. «Игры, обучение, тренинг, досуг». Под ред. Петрусинского В.В. М., «Новая школа», 1994
  2. «Игры, обучение, тренинг, досуг» Книга пятая «Педагогические игры» под ред. Петрусинского В.В. М., 1994
  3. Сабуров А.С. Психология. Курс лекций. Киев, 1996
  4. Культурология в вопросах и ответах. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998
  5. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» — М., 1993
  6. А.С.Сабуров Психология. Курс лекций. Киев, 1996, гл. 7 «Адаптация и творчество»
  7. Эдвард де Боно «Латеральное мышление» — С-Пб, 1997
  8. Д. Майерс «Социальная психология» — Питер, 1997
  9. М.Б. Березин «Психическая и психофизиологическая адаптация человека"" — Л., 1998
  10. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «Психологические особенности готовности к деятельности» — Минск, 1976
  11. П.С.Кузнецов «Адаптация как функция развития личности» — Саратов, 1991
  12. Ф.Зимбродо, М. Ляйппе «Социальное влияние» — Питер, 2000
  13. Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» — Питер, 2000
  14. Ж. Годфруа «Что такое психология» — изд. «Мир» 1999
  15. А.Г.Асмолов «Культурно — историческая психология и конструирование миров» — Москва — Воронеж, 1996
  16. В.П.Зинченко «Образ и деятельность» — Москва — Воронеж, 1997
  17. Г. Г. Шпет «Психология социального бытия» — Москва — Воронеж, 1996
  18. «Современная психология». Справочное руководство под ред. В.Н.Дружинина — изд. «Инфра — М», 1999
  19. Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» — изд. «Школа — Пресс» Москва, 1996
  20. «Психология художественного творчества» хрестоматия — Минск «Харвест», 1999
  21. Л.Г. Емохонова «Мировая художественная культура» — Москва, ACADEMIA, 1999

29. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1986

30. К.С.Станиславский «Из записных книжек», Москва, ВТО, 1986