Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Классификация основных форм деятельности человека.

Физический и умственный труд. Физические и психофизиологические

нагрузки на человека в эргатической системе. 3

2. Решение задач. 7

3. Список литературы и ссылки на источники информации 13

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ФИЗИЧЕСКИЙ И УМСТВЕННЫЙ ТРУД.

ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ НА ЧЕЛОВЕКА В ЭРГАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Классификация основных форм деятельности человека.

Физический и умственный труд.

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций:

1. Физический труд. Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида:

· динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве, подразделяется:

¨ общая — в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека;

¨ региональная — в процессе трудовой деятельности задействовано от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук);

¨ локальная — задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере)

· статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории:

· легкие(категория I) бывают:

§ категория  — работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием;

§ категории  — работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... деятельность человека - это труд, который занимает,какмин.,треть взрослой самост-ной жизни.Рез-ты, достигнутые людьми в процессе работы, ... тип: конкретные задачи, необходимы ручные навыки, подвижность, физическая сила. Профессионалы эмоционально стабильны, несоциальны, ориентированы на настоящее ... процессе труда: правильное расп-ние функции между чел-ом и техн-ми средствами; задействовать высшие ...

· средней тяжести (категория II) бывают:

§ категория IIа — работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий;

§ категории IIб — работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

· тяжелые физические работы — работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

2. Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Различают следующие виды умственного труда:

· Операторский труд — отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

· Управленческий труд — определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

· Творческий труд — требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.

· Труд преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения.

· Труд учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.

При выполнении человеком умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления O2, повышение температуры.

Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

Деятельность человека в эргатических системах можно разделить на три основные работы по характеру выполняемых человеком функций:

15 стр., 7431 слов

Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника

... требует от обучающегося приспосабливаться к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям труда, уметь ориентироваться в нарастающем информационном потоке. Роль самостоятельной работы ... посредством работы с информацией на уроках технологии. Экспериментальная работа ... связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, нахождением наиболее действенных форм, методов и приёмов работы ...

· физический труд,

· механизированные формы труда,

· умственный труд.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).

Для механизированных форм труда важное значение имеет такая характеристика, как напряженность труда.

Можно выделить следующие рабочие нагрузки:

1) тяжелая динамическая мышечная работа;

2) динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа малых групп мышц);

3) статическая мышечная работа;

4) умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внима­ния);

5) однообразная работа в монотонной обстановке;

6) влияние атмосферных условий (температура и влажность воздуха, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации организма);

7) напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды (например, физическими — шум, блики, плохое освещение, вибрация и социологическими — межличностные отношения или факторы, личностные групповые проблемы).

Превышение уровней рабочих нагрузок приводит к негативным последствиям: снижению работоспособности, профессиональным заболеваниям, травматизму.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Задача 1.Определение потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции.

Оценить пригодность цеха объемом V1 = 1700 м2 для выполнения работ, в ходе которых выделяется G1 = 95 г/ч СО, G2 = 2,2 г/ч этилена, G3 = 6,5 г/ч аммиака, G4 = 120 г/ч диоксида серы, а также Q = 7,12×106 Дж/ч избыточного тепла. Система общеобменной вентиляции обеспечивает полную замену воздуха в цехе 5 раз в течение часа. Температура приточного воздуха равна t1 = 20°, температура в рабочей зоне равна t2 = 25°. Вытяжные отверстия находятся на высоте 5 м от рабочей площадки.

12 стр., 5602 слов

Проблема принятия управленческого решения

... -психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть ... и количественный показатель варианта решений можно представить в сопоставимых величинах, если придать им определённый вес с помощью весовых коэффициентов или оценивать вес ...

Примечания:

1) ПДКСО = 20 мг/м3; ПДКС2Н2 = 1 мг/м3; ПДКNH3 = 20 мг/м3; ПДКSО2 = 10 мг/м3;

2) аммиак и диоксид серы обладают эффектом суммации;

3) считать концентрацию каждой примеси в приточном воздухе равной 0,3ПДК.

Решение:

Потребный воздухообмен при выделении вредных веществ:

В случае выделения нескольких веществ, не обладающих эффектом суммации потребный воздухообмен рассчитывается по каждому из них, а затем выбирается максимальное значение.

В случае n суммирующихся веществ окончательная величина потребного воздухообмена рассчитывается как

Температура вытяжного воздуха определяется по формуле

, где

Н — высота вытяжных отверстий над уровнем рабочей площадки,

Dt = 1° С/м — температурный градиент по высоте.

Воздухообмен при выделении избыточного тепла:

, где

c — теплоемкость воздуха,

ρ — плотность воздуха

Задача 2. Проектирование и расчет производственного освещения.

Произвести расчет искусственного общего (люминесцентного) освещения методом коэффициента использования светового потока в помещении, где проводятся работы, соответствующие разряду X (I — Наивысшей точности). Размеры помещения: длина a = 9 м, ширина b = 8 м, высота подвеса светильника h = 4 м, коэффициенты отражения стен и потолка rс и rп соответственно равны 50 и 70. Принять коэффициент запаса К = 1,3, коэффициент неравномерности Z = 1,1. Число ламп в светильнике равно 2. Длина рекомендуемого светильника серии ЛСПО1, рассчитанного на две люминесцентные лампы равна 1,536 м.

15 стр., 7496 слов

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения

... четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. 1-й уровень. Готовность ... очередьдолжны быть обследованы школьными специалистами (школьным психологом, логопедом, дефектологом). Для решения вопроса о специализированной помощи дети должны пройти комплексное обследование силами ...

Решение:

Основное уравнение метода:

, где

F — световой поток лампы, лм;

EН — минимальная нормируемая освещенность;

К — коэффициент запаса, учитывающий снижение освещенности вследствие старения ламп, запыления и загрязнения светильников;

S — площадь помещения;

Z — отношение средней освещенности к минимальной; для люминесцентных ламп принимается;

N — число светильников;

n — число ламп в светильнике;

h — коэффициент использования светового потока (в процентах), т. е. отношение потока, падающего на расчетную поверхность, к суммарному потоку всех ламп.

Коэффициент использования светового потока определяется в зависимости от величины индекса помещения i, коэффициентов отражения потолка и стен rс и rп, а также типа светильника по формуле

где h — расчетная высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м;

a и b — основные размеры (длина и ширина) помещения, м.

Значение коэффициента использования светового потока находится в таблице: η = 42%

Если взять 24 светильника, то световой поток:

Для освещения выбираем люминесцентные лампы типа ЛД65−4, световой поток которых Fл = 3390 Лм.

Задача 3, 4. Производственный шум, вибрация.

В течение рабочего дня (8ч.) в помещении управления на работающих действует постоянный шум. Согласно результатам измерений в течении t1 = 0,5 ч. действует шум с уровнем звука, равным L1 = 72 дБА, t2 = 3 ч. — L2 = 85 дБА, t3 = 3,5 ч. — L3 = 85 дБА.

В остальное время — L4= 90дБА. Оценить условия труда на рабочем месте по шуму.

Решение:

, где

ti — относительное время воздействия шума класса i в % от времени измерения;

Li — уровень звука класса i.

Рассчитать уровень интенсивности шума на территории, где находятся три ненаправленных источника шума с уровнями звуковой мощности Lw1 = 45 дБ и Lw2 = 65 дБ. Расчет выполнить для точки, отстоящей от 1-го источника на расстоянии r1 = 4 м, от 2-го — на расстоянии r2 = 3 м. Звуковое поле считать свободным, т. е. не имеющим границ, от которых могло бы происходить отражение звуковых волн. Влажность воздуха равна 80%.

Решение:

Поскольку шум ненаправленный — Ф=1. еd найдем для 80%-ной влажности:

на частоте 1000 Гц еd = 5,5 дБ/км = 0,0055 дБ/м;

на частоте 2000 Гц еd = 9,7 дБ/км = 0,0097 дБ/м.

В любом случае — это пренебрежимо малые величины.

Таким образом, для нашего случая:

Определим суммарный уровень интенсивности:

Задача 5.Ионизирующие излучения.

Определить эффективную дозу облучения человека, если у него облучаются кисти рук и легкие, эквивалентная доза за год, приходящаяся на эти органы, составляют q1 = 480 мЗви q2 = 200 мЗв. Сделайте вывод об опасности этой дозы, исходя из основных дозовых пределов облучения.

Решение:

Для альфа-, бета-частиц и нейтронов

По таблице форм и степеней пороговых эффектов ионизирующего излучения следует, что при облучении 1,44 Гр имеет место форма острой костномозговой лучевой болезни легкой степени тяжести, данные по процентам и срокам смертельных исходов не установлено согласно НРБ-99.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1.

2. Т. А. Хван, П. А. Хван. Основы безопасности жизнедеятельности. Ростов н/Дону: Феникс, 2000. -384 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова, -е изд. — М.: Высшая школа, 2003. — 357 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая А. Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. 4-е изд. — М.: Высшая школа, 2006. — 606 с.

5. Лекции.

6. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) Учебное пособие для ВУЗов/ П.П. Кукин., В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. — М.: Высш. шк., 1999.-318с.

7. Средства защиты в машиностроении: расчет и проектирование: Справочник/ СВ. Белов, А.Ф. Козьяков, О.Ф. Партолин и др.; Под ред. С.В. Белова. — М.: Машиностроение, 1989. — 368 с. ил.

Критерии оценки знаний, навыков

Задача проведения контроля в данной дисциплине (как текущего, так и итогового) — стимулировать студентов к самостоятельному поиску информации, активно включаться в разнообразную деятельность, проявлять свою позицию, знакомиться и адаптироваться к новой среде. Поэтому практически все задания носят компетентностный характер, подразумевают освоение новых инструментов, принципов учебной деятельности.

В силу вышесказанного контроль по дисциплине имеет обязательную, инвариантную часть, оценка которой влияет на оценку освоения дисциплины, и факультативную, которая обеспечивает «выходы» продуктивной деятельности студентов, начатой в рамках дисциплины, за ее пределы, в реальное пространство университетской жизни. Оценка этой части находит продолжение в конкурсах и проектах, реализуемых студентами на основе своих идей и предложений при поддержке различных структур университета в учебной, исследовательской или внеучебной деятельности; по участию в этих заданиях определяются наиболее инициативные, заинтересованные первокурсники, которые получают шанс для более раннего самоопределения в выбранных ими направлениях.

Текущий контроль:

Самостоятельная работа по модулю «Безопасность студента в мегаполисе»

Фото или видео-файл с названием, содержащим ФИО автора и пункт Правил внутреннего распорядка www.hse.ru/docs/48 094 015.html, Правил внутреннего распорядка в общежитиях www.hse.ru/docs/54 963 178.html, нарушение которого зафиксировано, размещен в соответствующем месте в ЛМС — 6 баллов

Неправильно названный файл — -2 балла

Зафиксированное нарушение действительно является таковым и соответствует указанному пункту — +2 балла

Зафиксированное нарушение (нарушенный пункт) уникально, не повторяется у других выполнявших задание — + 1 балл

Один автор разместил 3 и более файла, соответствующих условиям задания, — + 1 балл

В файле зафиксировано, что автор пресекает нарушение — +1 балл

ИТОГО максимально -10 баллов

Домашнее задание по модулю «Правила выживания в университете как сложной системе»

Домашнее задание выполняется индивидуально.

Предложение по организации волонтерского движения, размещенное в открытом доступе, на ресурсе, подразумевающем голосование, — 6 баллов

Наличие голосов «за» предложение — 1−10 проголосовавших +1 балл, более 10 проголосовавших + 2 балла

Попадание в ТОП-50 предложений — + 1 балл

Оценка предложения лекторами от 8 до 10 — +1 балл

Оценка предложений лекторами носит факультативный характер (учитывается в дальнейшей поддержке и развитии предложений), относится только к 50 наиболее популярным предложениям; предложения оцениваются содержательно по следующим критериям:

— практическая значимость предложенной идеи;

— простота исполнения;

— проработанность всех возможных сложностей.

Домашнее задание по модулю «Психологическая безопасность студентов НИУ ВШЭ»

Домашнее задание выполняется в мини-группе, оценку получает команда (оценка каждого члена команды равна общекомандной):

Выложенный в соответствующем месте (LMS, SlideShare) минутный ролик «Elevator Pitch» — 4 балла

План реализации проекта по заданной структуре, выложенный в указанном месте (LMS), — 3 балла

Корректная оценка проектов других команд (Google-опрос) — 3 балла

Корректность оценки означает соблюдение следующих условий:

Каждая группа оценивает задания, выполненные 10ю другими группами: от [номер моей группы +1] до [номер моей группы+10], Из 10 размещенных проектов коллегиально выбираются 3 самых интересных, которые, на взгляд группы, заслуживают реализации больше, чем другие, или имеют лучшие шансы.

Корректность голосования оценивается по результатам гугл-опроса в Exel

Факультативно: Отзывы на проект своей группы, размещенные в указанном месте (LMS) и содержащие ссылку на автора отзыва в любом из электронных ресурсов НИУ ВШЭ — +0,5 балла за каждый отзыв

Если при, добавлении баллов за отзывы к остальным баллам сумма превышает 10 баллов — «лишние баллы» не учитываются в оценке за ДЗ, но учитываются при выборе по итогам голосования за проекты среди 10 лидеров одного-двух, которым будет оказана организационная и, возможно. финансовая поддержка в реализации их проекта (дополнительный конкурс проводит Управление по внеучебной работе со студентами).

Структура плана реализации проекта и требования к видеоролику выкладываются в модуле урока в LMS

Факультативно: эссе/интервью

Задание выполняется индивидуально, по желанию, во время, отведенное на самостоятельную работу, в одном из двух вариантов; в оценке за курс не учитывается. Студенты лучших 10-ти работ получают возможность участвовать (приглашение) в мероприятии, связанное с темой академического развития, организованном членами и выпускниками кадрового резерва.

Задание проверяется экспертами-преподавателями, оценивается по десятибалльной шкале (по заданным критериям).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Формулировки заданий, вспомогательные материалы к ним, более подробные критерии размещаются в соответствующем уроке в LMS.

Итоговый контроль (зачет):

Компьютерный тест, допускает использование информационных ресурсов НИУ ВШЭ во время прохождения. Направлен, в числе прочего, на проверку умения ориентироваться и осуществлять быстрый поиск необходимой информации.

Тест включает вопросы по модулям (разделам) 1−4. В итоговой оценке по тесту оценка ответов на вопросы каждого модуля имеет следующий вес (пропорционально учебному времени):

1модуль — 0,2

2 модуль — 0,2

3 модуль — 0,4

4 модуль — 0,2.

Тест оценивается по 10- балльной системе.

Содержание дисциплины

Название раздела/темы Количество аудиторных часов (часов самостоятельной работ
Модуль 1. Безопасность студента в мегаполисе 6(2)
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Подраздел: Безопасность в социальной среде. Безопасность в криминогенных ситуациях. Безопасность при террористических актах
Тема 1.2 Безопасность в бытовой (городской) среде. Безопасность в населённом пункте. Безопасное участие в дорожном движении. Безопасность на городском транспорте. Безопасность в быту. Подраздел: Нормы и правила поведения в учебных корпусах и общежитиях НИУ ВШЭ
Тема 1.3 Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре. Понятие о пожаре, правила пожарной безопасности. Поведение при пожаре в общежитии, в учебном корпусе. Выполнение заданий для самоподготовки. (2)
Литература и источники: Правила внутреннего распорядка www.hse.ru/docs/48 094 015.html, Правила внутреннего распорядка студенческого общежития www.hse.ru/docs/54 963 178.html, сайты Дирекции безопасности www.hse.ru/org/persons/dept_12 350 518.html, www.hse.ru/org/persons/dept_4 432 143.html
Модуль 2. Информационная среда НИУ ВШЭ 6(2)
Тема 2.1. Интернет и компьютерное обеспечение в НИУ ВШЭ. Подключение и пользование единой Wi-Fi сетью в НИУ ВШЭ и общежитиях (правила, особенности доступа и т. п.) Правила безопасного пользования Интернет в НИУ ВШЭ. Ответственность студентов при нарушениях. Компьютерные классы и программное обеспечение. Куда обращаться с вопросами и проблемами.
Тема 2.2. Библиотека НИУ ВШЭ: печатные и электронные ресурсы. Структура библиотеки (медиатека, наличие читальных залов и отделов абонемента в различных корпусах) и правила пользования. Удаленный доступ к ресурсам библиотеки. Библиотечный этикет. Справочно-поисковый аппарат библиотеки. Поведение в непредвиденных и часто встречающихся ситуациях пользования библиотекой. Правила лицензий для использования электронных ресурсов. Выполнение заданий для самоподготовки (получение читательского билета, первичный поиск, получение удаленного доступа). (1)
Тема 2.3. Информационные системы НИУ ВШЭ для студентов. Сетевые и коммуникационные ресурсы НИУ ВШЭ. Общие информационные ресурсы НИУ ВШЭ для студентов. Система управления учебным процессом НИУ ВШЭ (Learning Management System, LMS).

Содержание Выполнение заданий для самоподготовки (регистрация в форуме, освоение корпоративной электронной почты, сервисов LMS).

(1)
Литература и источники: Презентация ДИТ, презентация «Библиотека НИУ ВШЭ: печатные и электронные ресурсы», презентация «Информационные системы для студентов» (LMS
Модуль 3. Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ 6(10)
Тема 3.1 Основы безопасной учебы в НИУ ВШЭ. Правила учебного процесса, нормативные документы, его регламентирующие. Справочник учебного процесса. Порядок изучения дисциплин и их взаимосвязи. Образовательные стандарты, учебные планы, программы дисциплин. Особенности организации учебного процесса: график учебного процесса, сессии. Порядок и график пересдач. Система оценок. Рейтинг и его виды: как считается, где используется, как увидеть, можно ли оспорить. Оценивание в рамках дисциплины: оценивание разных видов работ, виды оценки и формулы. Академические задолженности и последствия. Отчисление и возможности восстановления. ИУП студента. Условия завершения учебы. Перевод внутри университета. Международная мобильность. Стипендии: порядок начисления, лишение стипендии. Скидки на обучение, отсрочки платежей, государственная система кредитования обучения. Диплом бакалавра, структура. Европейское приложение к диплому. Апостиль. К кому обращаться по вопросам, связанным с учебным процессом. Выполнение заданий для самоподготовки. (4)
Тема 3.2 Академическое развитие в НИУ ВШЭ. Задачи и возможности современных студентов. Как включиться в научную деятельность и исследования. НУЛ, НИИ, конкурс НИРС. Как повысить собственную конкурентоспособность и приобрести профессиональные навыки. ПУГ. Программы академической мобильности. Проект «Учебный ассистент». Кадровый резерв НИУ ВШЭ. Научные мероприятия. Академическая этика. Академические издания в Вышке. Выполнение заданий для самоподготовки. Факультативно: выполнение бонусных заданий — интервью или эссе по итогам научного мероприятия. (2) (4)
Литература и источники: Презентация «Основы безопасной учебы», презентация «Академическое развитие», материалы к заданиям (LMS
Модуль 4. Правила выживания в университете как сложной системе (рекомендованное содержание, может варьировать в зависимости от факультета/отделения) 6(2)
Тема 4.1. Презентация факультета/отделения. История создания ВШЭ и факультета/отделения; концептуальные особенности программы подготовки бакалавров; научная и международная деятельность, связи факультета/отделения с бизнесом/работодателями, перспективы развития факультета/отделения. Тип карьеры выпускника и возможности профилизации. Кафедры и специализации. Базовые кафедры и их функции. Выбор учебных курсов внутри и вне факультета. Возможности академической мобильности: основные международные партнеры факультета. Проекты, реализуемые факультетом/отделением: конференции. On-line лекции. Круглые столы. Кинолекторий. Стажировки. Место НСО в данных проектах. Структура факультета/отделения: руководство, деканат, кафедры, научные центры и лаборатории. Кураторы курсов. Учебно-методическая комиссия/профессиональная коллегия УМС.
Тема 4.2. Организация учебного процесса на факультете/отделении. Схема корпусов, расположение аудиторий и подразделений в учебном корпусе, местонахождение административных подразделений университета; контакты, графики работы. Представление преподавательского состава и основных дисциплин Представление учебной части и функционала сотрудников (вопросы, по которым следует обращаться в учебную часть; порядок выдачи справок, выписок из приказов; правила предоставления медицинских справок; порядок оплаты обучения).

Разделение на группы и подгруппы. Обязанности старост. Выбор (назначение) старост и их заместителей. Презентация научных семинаров, факультативов и дисциплин по выбору, входящих в рабочий учебный план 1 курса 2012/2013 уч.г.

Тема 4.3. Принципы академического поведения. Этические нормы отношений между студентами и преподавателями факультета/отделения, письменный и устный этикет, соотношение прав и обязанностей. Основные официальные источники информации: сайт факультета/отделения, доски объявлений, как читать расписание занятий, где можно его увидеть, и почему необходимо ежедневно следить за изменениями в расписании. Общение «преподаватель — студент» офф-лайн и он-лайн. Присутственные дни и часы. Антиплагиат. Посещаемость. Пересдачи и отчисления. Как сочетать учебу и науку: презентации форм научной деятельности студентов. Научно-учебные лаборатории, проектно-учебные лаборатории и группы на факультете. Работа факультетских учебных ассистентов.
Тема 4.4. Внеучебные формы активности. Спорт и физкультура (секции, бассейн).

Презентация студсовета. Медицинские и социальные вопросы: в чем может помочь куратор курса и куратор группы. О военной кафедре; библиотеке; Центре психологического консультирования. Выступление членов студенческого совета с информацией о студенческой жизни на факультете/отделении, включая информацию о группах в социальных сетях. Выступление представителей студенческих организаций. Ответы на вопросы студентов.

Тема 4.5. Волонтерство. Возможные варианты участия. Участие в акциях. Популярные акции (кейсы).

Привлечение материальных средств. Распространение информации. Фонды, заслуживающие доверия. Выполнение индивидуального домашнего задания «Предложения по организации волонтерского движения»

(2)
Литература и источники: Презентация факультета/отделения, презентация УВР, материалы задания (LMS
Модуль 5. Психологическая безопасность студента НИУ ВШЭ. Принципы социально-психологической адаптации и оптимизация адаптационных ресурсов (Адаптационный тренинг). 6(4)
Тема 5.1. Знакомство. Интенсификация социально-психологических и динамических процессов в группе. Группа как адаптационный ресурс. 1,5
Тема 5.2. Проработка ожиданий, тревог и страхов как ресурсов и барьеров в адаптационном процессе. 1,5
Тема 5.3. Корпоративная культура НИУ ВШЭ. Принятие правил, включенность и принадлежность, ответственность как адаптационный ресурс. 1,5
Тема 5.4. Выработка индивидуальных и коллективных целей обучения в университете и командная работа. Выполнение командного домашнего задания «Представление проектной идеи» 1,5 (4)
Литература и источники: Материалы задания в LMS)

Методические указания студентам. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» прежде всего направлена на снижение информационных и психологических барьеров при вступлении в университетскую

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» прежде всего направлена на снижение информационных и психологических барьеров при вступлении в университетскую жизнь, разрушение определенных мифов и стереотипов, которые есть у первокурсников-вчерашних абитуриентов относительно высшего образования и обучения конкретно в НИУ ВШЭ. Освоение этой дисциплины должно помочь вашей адаптации в университете, но многое зависит от вашей собственной активности, инициативы. Не бойтесь спрашивать, не стесняйтесь предлагать, будьте активны! Помните, что это первое знакомство с университетом для многих предоставляет уникальные шансы на замечательные встречи с ключевыми фигурами в университете, шансы заявить о себе, выбрать интересные дела на внеучебное время, включиться в существующие проекты или запустить новые.

Старайтесь, не теряя времени, применить на практике информацию, полученную на лекциях: регистрируйтесь на информационных ресурсах Вышки, читайте документы, которые назывались и обсуждались преподавателем, проверяйте данные, пользуйтесь библиотекой и т. д.

Не откладывайте в долгий ящик выполнение домашних заданий: после первой недели заботы учебной жизни закрутят вас и время пролетит быстро. Для командной работы назначайте встречи и рассылайте напоминания, старайтесь максимально точно фиксировать общие договоренности и сроки, реперные точки для сбора и обмена информацией и результатами.

Помните — нельзя научить. Можно только научиться!

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Самостоятельная работа «Нарушения Правил внутреннего распорядка»

Домашнее задание «Идеи организации волонтерского движения»

Домашнее задание «Командный проект»

Эссе «Оценка научного мероприятия"/Интервью на тему академического развития

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерные задания для самоподготовки по модулю «Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ», тема 2.

Вопрос-задание Источник ответа
Стартовые механизмы включения в научную деятельность
Познакомьтесь с содержанием сайта посвященного академическому развитию НИУ ВШЭ. Обратите внимание на проекты, освещаемые на этом сайте. Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой расположен сайт, посвященный академическому развитию. http://academics.hse.ru/
Познакомьтесь с тематикой, целями и деятельностью научно-учебных лабораторий существующих в НИУ ВШЭ. Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой можно познакомиться с полным списком научно-учебных лабораторий. http://academics.hse.ru/research/labs
Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ отражающую деятельность научно-учебной лаборатории, интересной лично Вам.
Познакомьтесь с тематикой, целями и деятельностью проектно-учебных групп существующих в НИУ ВШЭ. Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой можно познакомиться с полным списком проектно-учебных групп. http://academics.hse.ru/research/groups
Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ отражающую деятельность проектно-учебной группы, интересной лично Вам.
Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой можно узнать сроки проведения конкурса НИРС, познакомиться с требованиями к оформлению конкурсных работ, узнать контакты координаторов конкурса.
Стартовые механизмы включения в проектную деятельность
Познакомьтесь с тематикой, целями и деятельностью проектно-учебных лабораторий существующих в НИУ ВШЭ. Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой можно познакомиться с полным списком проектно-учебных лабораторий. http://academics.hse.ru/project/labs
Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ отражающую деятельность проектно-учебной лаборатории, интересной лично Вам.
Познакомьтесь тематикой, целями и деятельностью проектно-учебных групп существующих в НИУ ВШЭ. Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой можно познакомиться с полным списком проектно-учебных групп. http://pug.hse.ru/
Укажите ссылку на страницу информационного портала ВШЭ на которой можно познакомиться с полным списком проектно-учебных лабораторий.
Стартовые механизмы включения в программы академической мобильности
С помощью поиска на информационном портала ВШЭ перейдите на страницу «Шаг за шагом: академическая мобильность», познакомьтесь с ее содержанием. Укажите ссылку на эту страницу. http://www.hse.ru/org/hse/wzwmob/4
Перейдите в раздел — «Международных программ на факультетах» и познакомьтесь со спектром предлагаемых программ. Укажите ссылку на программу, которая интересна вам.
Найдите информацию о ежегодных международных летних и зимних школах: Baltic Practice и Escapes from Modernity. Укажите ссылку на заинтересовавшую вас информацию.
Перейдите в раздел — «Управление международной академической мобильности». Укажите ссылку на эту страницу. http://www.hse.ru/org/hse/12 930 923/mob
Полезная информация
Познакомьтесь с разделом информационного портала ВШЭ — «Наука». Прочитайте страницу «Как устроена наука в ВШЭ?». Укажите ссылку на ближайшее научное мероприятие, которое Вас заинтересовало.
Познакомьтесь с материалами сайта информационного бюллетеня «Окна роста», который издаётся в Высшей школе экономики. Укажите ссылку на последний бюллетень «Окон роста»
1.3 На сайте академического развития перейдите в раздел «График мероприятий академического развития для первокурсников», познакомьтесь с указанными в графике мероприятиями. Укажите ссылку на мероприятие, которое вы посетили / посетите в сентябре.

8.3 Примеры заданий промежуточного /итогового контроля

Домашнее задание по модулю 5/Адаптационный тренинг:

(1 час) План реализации проекта по заданной структуре — загружается в ЛМС
(2 часа) Минутный видеоролик (Elevator pitch) — загружается в ЛМС (или slideShare)
(30 минут) Коллегиальная оценка 10 других проектов, в соответствии с нумерацией — в гугл-опроснике (факультативно) Отзывы (дают бонусные баллы) — загружаются в ЛМС
Elevator pitch. Продолжительность — меньше минуты (т.е. 200−300 слов) Представьте себе, что у Вас есть отличная идея проекта, который при должном финансировании принесет вам помимо результатов, известность во всей Вышке и за её пределами. И вот Вы едете в лифте, открывается дверь и в лифт входит Ректор. Он проедет с Вами в лифте, выйдет и не известно, увидите ли вы его еще когда-нибудь так близко. Вам предоставляется уникальный шанс осуществить проект — заинтересовать Кузьминова, пока он стоит рядом с Вами. Ваша пламенная речь должна ответить на следующие вопросы: 1. В чем суть проекта? Кратко опишите то, что Вы продаете. Не вдавайтесь в мелкие детали 2. Почему это нужный и полезный проект? Кратко опишите предполагаемый результат, кому от этого будет хорошо? 3. Почему вы считаете, что именно вы с этим справитесь? Пару слов о команде, вашем бэкграунде и о достижениях. 4. Какая выгода Вышке от реализации вашего проекта? Даже если проект не имеет никакого отношения к Вышке, вы как яркий представитель университета можете принести ему славу. Выгоды бывают разные — опишите, почему для Вышки важно, чтобы ваш проект был реализован?

Отзывы (мнения) о проекте дадут вам бонусные баллы, если будут оформлены в электронном виде (текст или аудио), со ссылкой на конкретного человека, давшего отзыв.

Выбор факультативного задания:

Вариант 1

1) Взять интервью на тему академического развития у преподавателя/сотрудника НИУ ВШЭ.

2) Подготовить интервью (1−2 страницы)

3) Разместить интервью в LMS (т.е. отправить на проверку преподавателю)

Вариант 2

1) Исходя из своих профессиональных и образовательных интересов, посетить одно из

научных мероприятий университета.

2) Подготовить эссе о посещении мероприятия (1−2 страницы)

3) Разместить эссе в LMS. (т.е. отправить на проверку преподавателю)

9 Порядок формирования оценок по дисциплине

Работу студентов на семинарском и практических занятиях (тренинге) преподаватели оценивают в ходе самих занятий и дают обратную связь непосредственно по итогам ответов на вопросы, проявленной активности и т. д. Оценки за работу на семинарском и практическом занятиях не выставляются.

Самостоятельная работа студентов оценивается через подготовку и выполнение домашних заданий и включается в оценку каждого из заданий текущего контроля.

В накопленную оценку включаются только оценки за текущий контроль; она рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля по следующей формуле:

Онакопленная= 0,2* Ос/р + 0,4* Одз1 + 0,4* Одз2

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,4* Онакопл + 0,6 *·Озач

Способ округления накопленной оценки и результирующей оценки арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector