1.Анатомия —(гречес.anatome- «рассечение») — наука о строении организма и его органов.
Методы Анатомии:
— вскрытие мертвого тела и изучение его органов.
В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.
Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.
—методы прижизненного исследования:рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.
2.Физиология — наука о функциях организма и его органов.
Функция органа- это его работа.
Строение органов и их функции тесно связаны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной стороне кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно — кожа натянулась бы и затруднила это движение.
Методы физиологии:
А.Эксперимент — опыт, искусственное воспроизведение /моделирование какого-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.
Хронические эксперименты – это длительные эксперименты на живых животных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, которой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.
Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции.Благодаря экспериментальным животным — лягушкам, морским свинкам, собакам и обезьянам — удалось выяснить, какие функции выполняет каждый орган.
К вопросу об объективной стороне принуждения к изъятию органов ...
... в теории уголовного права имеются исследования, разграничивающие указанные понятия. Принуждение к изъятию органов и (или) тканей означает приневоливание человека к «донорству» путем применения физического ... тем обстоятельством, что оно направлено на физическую сферу человека, которая состоит из органов, тканей и физиологических функций. Говоря о «физическом принуждении», И.М. Тяж - кова, в ...
Б.Исследование работы любого органа человека и животного при помощиприборов:электрокардиограмма позволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.
В.Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологических жидкостей.
Г.Инструментальные методы исследования.
3.Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») — область /раздел медицины, изучающаявлияние условийжизни, трудас целью создания оптимальных условиядля существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактикиразличных заболеваний.
→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины.
Основные разделы науки Гигиены: общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.
Методы гигиены:
-клинические — выяснение причин массовых заболеваний,
—физиологические — установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды,
-лабораторные — анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).
Факторы воздействующие на организм:
Биологические— микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.
Химические — химические элементы и их соединения.
На каждый этот фактор врачи-гигиенистыразрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации веществ),превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, асанитарные врачиследят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭСсанитарным врачам).
Так, ПДК хлора в водопроводной воде — 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.
Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи — гигиенисты:выясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и институтах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.
Гигиенические Рекомендации внедряются через СЭС (санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологические центры).
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... что шоколад в умеренных количествах позитивно сказывается на здоровье, поэтому шоколадный подарок будет ещё и полезным. ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ...
Инспектору СЭЦданы большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая продукцияне соответствуют санитарным нормам; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.
Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарныенормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраивающие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.
Санитарные врачиустанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляюткарантин — запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.
Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.
Нарушившие карантин могут стать разносчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.
Эпидемия- широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.
4. Валеология (лат. valeo — «быть здоровым») — теория здоровьяскладывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.
-это интегральная наукат.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.
Точнее Валеология — это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,
2.резервах здоровья человека,
3. правилах гигиены,
4.основах экологической грамотности.
Что такое здоровье?в биологическом смысле — это физиологическаяадаптация /приспособлениеконкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.
Какие факторы провоцируют негативные сдвигив состоянииздоровья человека?
11 Советов для Долголетия (Элементы Здорового Образа Жизни) разработанных международной группой врачей, психологов, диетологов:
1.активный умственный труд;
2.работа, которая приносит радость;
3.самореализация (выбирать профессию самому, а не ту за которую больше платят, более престижная или хотят родители);
4.рациональное питание;
5.питание в соответствии с возрастом (по мнению ученых, чем меньше, тем лучше, но не доводить организм до истощения);
6.периодическое употребление сладостей;
7.улыбка, позитивный настрой
На физиологическое состояниечеловека большое влияние оказывает егопсихоэмоциональноесостояние, которое зависит, в свою очередь, от егоментальныхустановок. => Поэтому некоторые авторы считают, чтодля здорового образа жизни важны:
Ученые разделяют возраст человека на такие виды: хронологический, ...
... реакцию, увеличивает вероятность её появления. Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и ... регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией». ...
-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.Позитивное мышление.
-духовное самочувствие:способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.Оптимизм.
— «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
8.Эмоциональная разрядка;
9.отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
10.Сон при температуре 17-18 градусов, около 8 часов;
11.постоянные физические нагрузки, закаливание с учётом возрастных и физиологических особенностей.
12.соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
Элементы здорового образа жизни в идеале должны воспитываться с раннего детства и закрепляться виде здоровых привычек и навыков.
Формирование образа жизни осуществляется на трёх уровнях:
1.социальном:пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
2.инфраструктурном: конкретные условия в которых живет личность (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
3.личностном:ценности человека, его уклад быта.
Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни
Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).
Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.
Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.
Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).
Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.
Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.
Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.
Брэгг, Поль — автор многочисленных книг.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Шелтон, Герберт — диетолог и автор книг по здоровому питанию.
Биологическая и Социальная (Биосоциальная) Природа вида Человек Разумный (Homo Sapiens):
С появлением на свет младенца включается:
1.генетическая программаи
2.социальная программа(передача опыта поведения среди людей, подготовка к трудовой деятельности).
1) Биологическая природа человека: Поскольку человек относится к царству животных, для него характерны черты свойственные животным: ест, спит, чувство страха, инстинкт самосохранения болезни.
Ранние этапы антропогенеза проходили по биологическим законам(естественный отбор) так сформировалисьбиологические особенности и РАСЫ видаЧеловек разумный (Homo sapiens).
2) Социальная природа человеказаключается в том, что он только в обществе становится «человеком».
без социальной средычеловек сформироваться не может— т.к не сформируются:
-абстрактное мышление, сознание, речь (вне общества речь не формируется (дети маугли)).
-наше поведение социально и зависит от воспитания.
При становление вида Человек разумный происходит увеличение периода детства и юности — это дало возможность старшим передавать свой жизненный опыт и знания: обучать изготовлению орудий труда, развивать их речь, помогать усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом сообществе.
Отличие человека от животных:
-более развитый мозг,
-способность к мышлению,
-прямохождение,
-членораздельная речь,
-умением преобразовывать окружающиймир сознательным трудом. Именно труд позволил человекусоздать новую жизненную среду-принципиально иную экологию.
Животное только приспосабливается к среде с помощью своих органов и поведения (т.е. пользуются только природной (естественной) средой), а человек научился создавать для себяискусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий.Эту искусственную среду называют социальной, т.к. она создавалась не однимчеловеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Совершенствование техники →производить больше продуктов питания, чем имелось в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти, каменного угля, при расщеплении атома.
Создание искусственной /социальной среды принесло человечеству:
1.величайшие блага;
2.привелок нарушению природного равновесия, и как следствие возникли экологические и медицинские проблемы…:промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин + использование транспорта и различных технических средств приводит к гиподинамии — недостатку движения, что пагубно действует на сердце, мышцы и другие органы. Пищевые добавки, удешевляющие производство продуктов или улучшающие их вкус, вызывают аллергию. Чтобы сохранить урожай, приходится прибегать к ядохимикатам, но далеко не все из них безвредны для человека.
Приоритетная: запор после операции на органах брюшной полости.
... ые, пульс 90 в 1 мин., дыхание 30 в 1 мин. У пациента рвота. Задание. Определите проблемы пациента, составьте план ухода пополость заполнена рвотными массами; рваная рана губы; повреждения зубов. Потенциальные: высокая степень ... при оказании помощи; сестра повернет голову пациента набок и очистит ротовую полость и полость носа от рвотных масс и будет очищать их при ...
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность
Клетки имеют микроскопические размеры => изучать их строение можно только при большом увеличении(рис.1).
Рис. 1.Увеличительные приборы:1- Лупа; 2-4- Оптические Микроскопы; 5-Электронный микроскоп
Под Оптическим Микроскопомвидны основные части клетки:цитоплазма иядро (рис.2).Форма клеток разнообразна(рис.3).
Рис. 2.Клетки под оптическим микроскопом:
1 — ядро; 2- цитоплазма; 3- клеточная мембрана Рис. 3. Разнообразие клеток
Электронный микроскоп позволяет увидеть, что клетка имеет сложное строение(рис.4):
Рис. 4. Животная клетка под электронным микроскопом:
1-ядрышко; 2- ядро; 3- эндоплазматическая сеть; 4- цитоплазма; 5- клеточная мембрана; 6-митохондрия;
7- клеточный центр; 8- рибосомы; 9- лизосомы; 10- комплекс Гольджи
Ткани
Ткань – это группа клеток имеющиходинаковоестроение, происхождение, функцию; и объединенные межклеточным веществом.
Межклеточное вещество выделяется самими клетками, оно определяет свойства тканей (прочность костей, эластичность хрящей).
Из тканей состоят органы.
4 основные вида тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная:
1.Эпителиальные ткани(рис.1) -состоят изплотно прилегающих клетокипочти не содержат Межклеточного Вещества.
-образует покровы тела,выстилают полости тела и внутренних органов;
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... суставы, напряжение их; висцероцепторы-состав крови, натяж сосудов, органов) по адаптации к стимулу: тонические (медленноадаптирующиеся) –характер ... особый вид раздражения и преобразующая его в нервный процесс. Рецепторный потенциал – изменение мембр потенциала ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе. роль хеморецепция играет в жизни человека, ...
-внутренняя поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, полости сердца — выстланы эпителиальной тканью–Эндотелием.
Функции:
-защитная(покровы защищают тело от ударов, повреждений, перегрева, переохлаждения),
-секреторная (эпителий желудка выделяет слизь),
-газообменная(эпителий, выстилающий органы дыхания, участвует в газообмене),
-всасывающая (в эпителий кишечника всасываются питательные вещества)
-выделительная(эпителий органов выделения участвует в удалении из организма продуктов обмена)
Эпителиальные ткани:
1-плоский эпителий;
2-кубический эпителий;
3-мерцательный эпителий носовой полости с бокаловидными клетками, выделяющими слизь;
4- цилиндрический эпителий почечного канальца
2.Соединительные ткани(рис.2) – её особенность — сильно развито Межклеточное Вещество, в котором разбросаны отдельные клетки.
Функции:
1.опора тела(хрящи икости);
2.теплоизоляция, резервная — (жировая ткань);
3.транспортная ф.:перенос кислорода, питательных в-в, продуктов распада+ связь органов между собой – (Кровь)
4.защищает от микробов — рыхлая соединительная ткань.
!Соединительная ткань часто замещает другие ткани, утраченные организмом вследствие болезни и других причин, например мышечную, железистую, покровную, но выполнять их функции она не может.
1Рис. 2. Соединительные ткани:
А- хрящ: 1-клетки; 2—межклеточное вещество;
Б-костная ткань: 1-костные клетки; 2-концентрически расположенные ряды пластинок межклеточного вещества;
3 -каналы, черед которые проходят кровеносные сосуды и нервы;
В -жировая ткань: 1- клетки жировой ткани; 2-волокна межклеточного вещества.
3.Мышечные ткани(рис.3).
— состоят из вытянутых клеток, которые способнысокращаются по действием нервного импульса→ благодаря этому мы двигаемся и работают внутренние органы.
3И вида мышечной ткани:
А.Поперечно-полосатая мышечнаяткань имеет многоядерные волокна.
Пороки и аномалии в развитие органов и систем
... функций, например деформации ушных раковин, не обезображивающие лица больного и существенно не отражающиеся на восприятии звуков. Причины заболеваний Причины возникновения врожденных пороков вообще и нервной системы ... позвоночника, уретры); сохранение первоначального расположения органов (крипторхизм); гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей (дисплазия почек, микроцефалия, гидроцефалия и ...
Образует скелетные мышцыи обеспечивает произвольные движения человека.Эта ткань встречается и в некоторых внутренних органах: языке, гортани, верхней части пищевода.
Регулируется (иннервируется) соматическим отделом нервной системы.
Б.Гладкая мышечнаятканьсостоит из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами.
Входит в состав стенки некоторых внутренних органов. Не подвластна нашей воли.
Регулируется (иннервируется) вегетативным отделом нервной системы.
В.Сердечная мышечная ткань состоит из поперечно-полосатых волокон, соединенных между собой.
Регулируется (иннервируется) вегетативным отделом нервной системы.
Рис.3. Мышечные ткани:
А — гладкая мышечная ткань: 1- ядро, 2-цитоплазма клетки;
Б — волокна поперечнополосатой мышечной ткани: 1- ядра волокна; 2- цитоплазма;
3 — поперечная исчерченность волокна, образуемая особенностями строения сократительных нитей;
В — волокна сердечной мышечной ткани: 1- ядра: 2-цитоплазма.
4.Нервная ткань(рис.4).образует 1.головной мозг, 2.спинной мозг, 3.нервные узлы, 4.нервы.
Нейрон— нервная клетка- это структурная и функциональная единица нервной ткани.
Нейрон состоит из:
1.тела;
2.дендридов— это короткие отростки,воспринимающиенервные сигналы;
3.аксона — длинный отросток,передающий нервные сигналы другим клеткам. Покрыт белоймиелиновой оболочкой. Аксоны пронизывают организм виде «нервов» и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.
Дендритов у нейрона может быть много, аксон только один.
Дендриды и тела нейроновобразуютсерое веществомозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В толще голодного мозга оно рассредоточено в виде отдельных скоплений — ядер. На поверхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образуеткору.
Синапс — место контакта аксона с другими клетками. — конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом (медиаторы).
Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса,пузырьки лопаются, и жидкость вытекает всинаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу (возбудиться) или выйти из работы (затормозиться).
Помимо нейронов в состав нервной ткани входит и нейроглия, клетки которой обеспечиваютпитание нейронов.
Желудочковая система головного мозга
... упакованных в единую структуру, осуществляющую связь центральной нервной системы со всеми органами в теле.Число пар спинномозговых нервов соответствует числу сегментов спинного мозга, которое в свою очередь соответствует Числу ...
Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам.
Рис. 4. Нервная ткань:
А — разнообразие нейронов нервной ткани: 1-нейрон с одним длинным отростком; 2-нейрон с двумя короткими отростками; 3- нейрон с многими отростками;
Б — синаптическая передача информации: а-передающий нейрон; б-принимающий нейрон;
1-дендриты; 2-тело нейрона; 3-аксон;
4- синаптичсское утолщение с пузырьками раздражающего вещества;
5- мембрана принимающего нейрона;
6- синаптическая щель с молекулами раздражающего вещества.
Структура тела
Внешние органы видны при наружном осмотре (глаза, уши и др.).
Внутренние органы(их больше) не видны, они внутри организма, поэтому различают области тела, под которыми эти органы находятся: области сердца, желудка, печени.
Внутренние органы расположены в Полостях Тела: Грудной и Брюшной.
В грудной полости находятся: сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и лёгкие, пищевод же проходит из грудной полости в брюшную через отверстие в диафрагме.
В брюшной полости находятся: желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы.
В полости тазаразмещены половые органы женщин.
Семенники мужчин располагаются в мошонке вне брюшной полости, т.к. для вызревания мужских половых клеток — сперматозоидов требуется более низкая температура.
Системы органов в организме
Система органов — связанные между собой органы, объединенные общей функцией.
Исполнительные системы:опорно-двигательная, кровеносная, иммунная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и др.
Регуляторные системы — нервная и эндокринная.
Системы органов:
1.Система покровных органов- этоКожа(покрывает тело человека) и Слизистые Оболочки (покрывают полости внутренних органов, пищеварительные и дыхательные пути).
Функции:предохранение организма от механических повреждений, высыхания, колебаний температуры, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
2.Опорно-Двигательная система-это скелети прикрепленные к немумышцы.
Функции:позволяет человеку стоять, двигаться, защищает внутренние органы от повреждения.
3.Пищеварительная система.
Состоит изпищеварительного канала (ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника) ипищеварительных желёз(слюнных, желудочных, кишечных, поджелудочной, печени).
Функции:перевариваниепищи ивсасываниепитательных веществ в кровь.
4.Иммунная система.
Состоит из: костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенку, лимфоидную ткань дыхательных путей и органов пищеварения.
Функции:защита организмаот чужеродных теливеществ-антигенов.
5.Кровеносная система.
Состоит изсердца и кровеносных сосудов.
Функции:снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и отработанные вещества, + защитная функция.
6.Дыхательная система.
Состоит из:носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. (Транспортировку кислорода
Функции:газообмен между наружным воздухом и воздухом в легких.
от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким осуществляет кровеносная система!)
7.Мочевыделительная система.
Состоит из:органов биологической фильтрации – почек, и органов мочевыведения (почечные лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Функция: выведение отработанных веществ растворенных в крови.
8.Половая /Репродуктивная система.
Состоит из органов репродукции:
1.половых желез (гонад), вырабатывающихполовые клетки (гаметы),иполовые гормоныпод действием которых формируются вторичные половые признаки.
Половые железы женщин – яичники (в них образуются женские гаметы – яйцеклетки)
Мужские половые железы – семенники(в них образуются мужскиегаметы –сперматозоиды).
2.выводящих протоков.
Оплодотворение- слияние яйцеклетки и сперматозоида.
Функция: воспроизведение (репродукция) нового поколения.
9.Эндокринная1 системавключает железывнутренней секреции(гипофиз, щитовидную железу, надпочечники и др.) и железысмешанной секреции(поджелудочную железу, половые железы).- Они выделяющиегормоны2— биологические регуляторы, действующиегуморадьно3 — через кровь и жидкости организма.Гормоны могут как усиливать работу органов, так и тормозить ее.
1От греч.endon-внутри иkrino—отдельно,
2 От лат.secretio—отделение,
3От лат.humor—жидкость.
Гуморальная регуляция – т.е. регуляция через жидкость.
Вещества, попадающие в кровь, способны влиять на работу внутренних органов: соли кальция вызывают усиление сердечной деятельности, а солей калия — замедление.
Функции:управляет внутренними органами, регулируют рост и развитие организма, созревание отдельных систем органов, включая головной мозг, поддерживают постоянство состава крови, участвуют в переводе организма от состояния покоя к деятельности.
Поскольку органы эндокринной системы выделяют свои секреты не в протоки или наружу, а в кровь или лимфу, их назвали железами внутренней секреции в отличие от желёз внешней секреции (потовые, слюнные, молочные).
В организме существуют железы (например, поджелудочная и половые), которые выделяют свои секреты и наружу, и в кровь. Их называют железами смешанной секреции.
Нервная и Гуморальная регуляции дополняют друг друга:
-Нервнаядействует быстро и направленно,
-Гуморальная — медленно, но зато охватывает много органов и систем.
Вместе с Вегетативной нервной системойГуморальнаярегуляция приводит в действие (или затормаживает) работугладких мышцивнутренних органов.
10.Нервная система и органы чувств
Функции:1.регулирует работуорганов, обеспечивая их согласованную работу;
2.обеспечивает приспособлениеорганизмак условиям среды(а информация поступает через органы чувств).
Части нервной системы:
•Центральная часть(ЦНС)– это спинной и головной мозг;
• Периферическая- нервы и нервные узлы.
Отделы Нервной Системы:
•Соматический (от греч. soma — тело) — управляет работой скелетных мышц (контролируется сознанием и волей).
•Вегетативный /Автономный- регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.
–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом).
Вмешаться в работу внутренних органов, регулируемую вегетативной нервной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависимость без врачебной помощи нельзя).
Рис. Нервная система:
1 — головной мозг;
2 — спинной мозг;
3 — нервы;
4 — нервные узлы.
Рефлекс- это простейшая форма нервной регуляции.
Рефлексы есть как у соматического, так и у вегетативного отдела нервной системы.
В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга.
5 звеньеврефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С.:
1.Рецептор– это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздраженияв нервные импульсы→
2.Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)—воспринимает раздражения с помощьюрецепторов.
Возникающие при раздражении нервные импульсы передаются по дендриту→в телочувствительного нейрона→по аксонув мозг→
3.наВставочные Нейроны— их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС(головного и спинного мозга) —обработки полученной информации→
4.после, сигналы передаютсяИсполнительным /двигательным нейронам, нервные импульсы которых вызывают работу →
5.Органа.
(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета).
5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса
Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи, несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глазаи попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга — этоцентральное торможение,открытое русским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень, определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.
Органы кроветворения
3