Направление подготовки: 030300.62

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

Рабочая программа дисциплины

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки: 030300.62

Профиль подготовки: «Психология»

Степень выпускника: бакалавр.

Форма обучения: очная.

Срок обучения: 4 года

2011

УДК 31

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.___.2011 г.)

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании учёного совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от «___»____________ 2011 г.).

Составитель:

Морозов Александр Владимирович — профессор кафедры «Прикладная психология» МГУТУ, д.п.н., профессор

Рецензенты:

Урунтаева Галина Анатольевна – профессор кафедры «Педагогика и психология» МГУТУ, д.пс.н., профессор

Этнопсихология: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.

Рабочая программа учебной дисциплины «Этнопсихология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предназначена для студентов очной формы обучения.

© Московский Государственный университет

2 стр., 634 слов

Темы магистерских диссертаций психология технологии развития личности

Список тем магистерских диссертаций по направлению «Психолого-педагогическое образование» программы «Психология образования: технологии воспитания и развития личности» Особенности выражения самооценки и самоотношения в сказках, в младшем школьном возрасте Понимание юмористических рассказов в детском, подростковом и юношеском возрасте Взаимосвязь уровня развития самосознания в юношеском возрасте и ...

технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

© А.В. Морозов

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины _____________ 4

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения

дисциплины _______________________________________________5

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы ____________7

4. Содержание дисциплины __ ______8

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их

Трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы____________8

4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей

дисциплины _______________________________________________9

4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание

учебно-образовательных модулей _____________________________14

4.4. Лабораторный практикум ________________________________16

5. Самостоятельная работа ___________________________________20

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины _______________________________________________29

7. Материально–техническое обеспечение дисциплины __________ 32

8. Контроль и оценка результатов обучения ____________________ 33

9. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых

9 стр., 4339 слов

Объём дисциплины и виды учебной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Дифференциальная психология» Б1.Б.35 Направление подготовки 37.3.01 Психология   Курс: Аудиторная работа: Семестр: Лекции:     Практические занятия: Зачет: Самостоятельная работа: Экзамен:   Всего часов:         Курсовая работа:   Зачетные единицы:   Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна     ...

в дисциплине «Этнопсихология»______________________________34

1. Цели и задачи дисциплины

Цель и задачи дисциплины «Этнопсихология» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для психологов.

Целью курса «Этнопсихология» является формирование социальных компетенций будущих психологов, позволяющих им сознательно и рационально действовать в социальном окружении, принимать соответствующие решения частного и публичного характера, анализировать социальные явления и процессы, оценивать их позитивные и негативные влияния на их личную жизнь и на жизнь общества.

Задачи курса «Этнопсихология»:

— познакомить студентов с суммой основных этнопсихологических знаний;

— дать знания о социальных аспектах их профессиональной деятельности.

— развить этнопсихологическое мышление и навык этнопсихологической рефлексии;

— сформировать интерес к этнопсихологии, как отрасли психологической науки, а также к исследованиям в данной области;

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Этнопсихология» относится к базовой части.

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Этнопсихология» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

— способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

— знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

— готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

— умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

— владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

— способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);

— пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

— базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;

— основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии;

— этнопсихологические особенности разных народов;

— особенности проявления феномена «национальный» характер;

— динамические стороны народной психики;

уметь:

— выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения;

— применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием;

— применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности.

— классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России;

— применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях;

владеть:

— системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;

— выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;

— основными методами психологического исследования в этнопсихологии.

4. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы

Изучение курса «Этнопсихология» предусматривает 2 зачётных единицы (72 часа) для полной очной формы обучения, соотнесенные с общими целями ГОС ВПО по всем направлениям и профилям подготовки.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Зачетные единицы

Академические

часы

Общая трудоёмкость дисциплины

2

72

Аудиторные занятия (всего)

0,5

18

В том числе:

Лекции

0,22

8

Практические занятия

0,28

10

Самостоятельная работа (всего)

0,5

18

В том числе:

Самостоятельное изучение отдельных тем модулей

0,11

4

Подготовка домашних заданий

0,11

4

Изучение тем лекций

0,11

4

Подготовка к рубежному контролю

0,11

4

Подготовка к промежуточной аттестации – экзамен.

0,06

2

Учебный процесс по дисциплине «Этнопсихология» сочетает лекционные и семинарские занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план семинарских и практических занятий.

Формы контроля: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, зачёт.

Все вышеизложенное даёт студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы этнопсихологии.

4. Содержание дисциплины

Таблица 2.

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоёмкость и рекомендуемые виды учебной работы

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

МОДУЛЯ И ТЕМЫ

Зачетные единицы/ академические часы

Всего

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная

работа

Контроль

(входной текущий, рубежный)

Модуль1. Общие проблемы этнопсихологии.

0,77/28

0,08/3

0,11/4

0,19/7

0,39/14

  1. 1

Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика

изучения курса.

8

1

1

2

4

  1. 2

Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.

4

1

1

2

  1. 3

Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.

8

1

1

2

4

  1. 4

Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации.

8

1

1

2

4

Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.

1,23/44

0,14/5

0,17/6

0,31/11

0,61/22

  1. 6

Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.

8

1

1

2

4

  1. 7

Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России.

12

1

2

3

6

  1. 8

Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.

8

1

1

2

4

  1. 9

Тема 2.4. Национально-психологические особенности

народов дальнего зарубежья.

8

1

1

2

4

    Тема 2.5. . Этническая напряженность и этнические конфликты.

    4

    1

    1

    2

      Тема 2.6. Этнический парадокс современности.

      4

      1

      1

      2

      Всего

      2/72

      0,22/8

      0,28/10

      0,5/18

      1,0/36

      Таблица 3.

      4.2. Дидактический минимум

      учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

      п/п

      НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

      ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

      Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.

      Тема1.1.

      Предмет, основные задачи и методика

      изучения курса.

      Этническая психология как отрасль научных знаний. Ее объект и предмет исследования. Понятия и категории этнопсихологии. Особенности этнопсихологических феноменов, специфика их проявления и функционирования.

      Основные задачи этнопсихологической науки: стратегические, оперативные, ситуативные, в области взаимодействия с другими общественными науками. Главные направления изучения национально-психологических особенностей людей, их взаимодействия и общения в процессе полиэтнических отношений.

        Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.

        Релятивизм, абсолютизм, универсализм – сущность подходов, основные положения, задачи. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Исследование коллективных представлений, Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.

          Тема 1.3.

          Природа и особенности этнопсихологических феноменов.

          Современные представления о факторах формирования национально-психологических явлений и процессов. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей. Классификация психологии представителей различных этнических общностей в зависимости от особенностей их социально-политического и экономического развития. Национальная психология людей и их культура. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей. Типология психического склада представителей различных наций в зависимости от строения их языка и письменности.

          Место национальной психологии в структуре общественного сознания. Сущность этнопсихологических феноменов. Специфика национально-психологического отражения. Своеобразие влияния национальной психологии на жизнь и деятельность людей. Механизмы функционирования национально-психологических особенностей людей. Свойства и специфика функционирования национальной психологии как явления общественного сознания. Принципы подхода к анализу и сопоставлению этнопсихологических феноменов.

          Понятие содержания психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация национально-психологических особенностей личности. Актуальный этнический статус личности. Подход к пониманию структуры психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация структурных компонентов психологии этнической общности.

            Тема 1.4.

            Сущность основных компонентов психологии нации.

            Роль и место национального сознания и самосознания в жизни и деятельности людей. Специфика влияния национального сознания и самосознания на поведение и взаимодействие личности и группы. Понятие национального сознания в современной науке. Общая характеристика национального сознания. Функции, содержание и структура национального сознания, закономерности его проявления. Национальное самосознание. Уровни проявления национального самосознания.

            Представления о сущности и своеобразии проявления психического склада этнической общности в различных науках. Структура психического склада нации. Национальный характер как совокупность устойчивых психологических черт нации, основа ее психического склада. Своеобразие его формирования и развития национального характера. Склад ума как интегративная форма проявления особенностей мыслительной деятельности представителей различных этнических общностей. Национальный темперамент, роль национальных чувств и настроений.

            Представления об интеллекте и мышлении в различных науках. Понятие национального своеобразия интеллекта и мышления. Общая характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.

            Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей. Работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, дисциплинированность и другие качества как системообразующие характеристики мотивационной сферы психики представителя конкретной этнической общности.

            Понятие эмоций и воли в этнопсихологической науке. Влияние эмоционально-волевой сферы национальной психики на все формы поведения и деятельности людей и этнических групп. Источники возникновения национальных чувств и воли.

            Общая характеристика национальных особенностей воли и ее проявления. Специфика национальных установок на волевую активность, устойчивость волевых и эмоциональных процессов, длительность волевых усилий и динамика.

            Коммуникативные-поведенческие национально-психологические особенности личности. Своеобразие внешних и внутренних коммуникативных характеристик этнической группы. Классификация и специфика проявления коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей. Принципы научного подхода к восприятию и оценке коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей представителей других этнических общностей.

            Понятие национальных традиций, обычаев и привычек. Характеристика и классификация кодифицированных, нормативных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью к своим представителям, их сознанию и поведению. Виды и особенности национальных традиций, обычаев и привычек.

            Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.

              Тема 2.1.

              Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.

              Зарождение этнопсихологии в России. Этнопсихологические исследования и теоретические концепции русских ученых во второй половине Х1Х в. Вклад российской науки в разработку теории и методологии этнопсихологии в начале ХХ в. Состояние этнопсихологических исследований после 1917 года. Этнокультурный подход к изучению психических познавательных процессов представителей различных национальных общностей в СССР. Дискуссия по проблемам национальной психологии на страницах журналов “Вопросы истории”, “Вопросы философии” (1964 г.), “Советская этнография” (1983 г.).

              Советская военная психология о национально-психологических особенностях представителей различных народов. Взгляды советских этнографов на сущность и содержание этнопсихологических феноменов. Современное состояние исследований в области этнопсихологии и психологии межнациональных отношений.

              Зарождение этнопсихологических взглядов на Западе во второй половине Х1Х в. Основание Л. Штейнталем и С. Лацарусом “Журнала народной психологии и языкознания”. Исследования В. Вундта. Методологические и теоретические подходы к изучению этнопсихологических явлений и процессов на Западе в начале ХХ в. Американская этнопсихологическая школа А. Кардинера. Концепция “базовой” (“модальной”) личности в зарубежной науке в середине ХХ в. Наиболее важные результаты прикладных этнопсихологических и кросскультурных исследований за рубежом в 50-70-х гг. Современное состояние и основные направления развития этнопсихологии на Западе. Превращение этнопсихологии в науку, обслуживающую интересы деловых, политических и других кругов зарубежных государств.

                Тема 2.2.

                Национально-психологические особенности народов России.

                .

                Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих черт психологии русских, украинцев и белорусов. Характеристика основных черт национального характера представителей славянских народов России.

                Национально-психологические особенности русских. Своеобразие национального самосознания, национальных потребностей и интересов представителей русской нации. Мотивационные характеристики в поведении и деятельности русского народа. Особенности интеллектуально-познавательной сферы психики русских. Специфика проявления эмоций и воли в поведении, деятельности и поступках представителей русской национальности. Своеобразие общения, взаимодействия и взаимоотношений русских.

                Национально-психологические особенности украинцев. Специфика восприятия украинцами поведения и деятельности представителей других этнических общностей, отношение к ним в различных условиях и обстоятельствах. Национальный склад ума украинского народа. Своеобразие проявления различных черт национального характера и национального темперамента украинцев. Особенности общения и взаимодействия украинцев.

                Национально-психологические особенности белорусов. Специфика формирования, развития и проявления национального самосознания белорусского народа. Роль национальных потребностей и интересов в деятельности и поведении белорусов. Своеобразие интеллектуально-познавательной сферы психики белорусского народа. Динамика проявления эмоций и воли белорусов. Особенности взаимодействия, общения и взаимоотношений белорусов.

                Природа психологии представителей различных народов Поволжья. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Поволжья. Специфика проявления национального сознания и самосознания народов Поволжья. Общее и особенное в психологии народов Поволжья. Национально-психологические особенности татар, башкир, чувашей, удмуртов, мордвы, марийцев и калмыков. Своеобразие их традиций, обычаев и привычек.

                Факторы и условия, оказавшие влияние на национально-психологические особенности народов Северного Кавказа, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов этих регионов. Специфика их национального самосознания и национальной культуры, общее и своеобразное.

                  Тема 2.3.

                  Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.

                  Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих и особенных черт национальной психологии народов Прибалтики. Характеристика национально-психологических особенностей литовцев, латышей и эстонцев.

                  Общее и своеобразное в национальной психологии народов Закавказья. Национальная специфика мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер психики азербайджанцев, армян, грузин и абхазов.

                  Своеобразие этнопсихологических особенностей народов Средней Азии. Сравнительный анализ основных характеристик мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер национальной психики узбеков, казахов, киргизов, таджиков и туркменов.

                    Тема 2.4.

                    Национально-психологические особенности

                    народов дальнего зарубежья.

                    Своеобразие национального характера, склада ума, динамики эмоциональных и волевых процессов, традиций и поведения представителей некоторых народов Западной Европы: англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, греков, финнов, шведов.

                    Национально-психологические особенности американцев: национальный стиль их жизни и деятельности; специфика проявления интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер их психики; особенности взаимоотношений, общения и взаимодействия с иностранцами; их национальные обычаи и привычки.

                    Национально-психологические особенности арабов. Сравнительный анализ этнопсихологических характеристик японцев и китайцев.

                      Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты.

                      Актуальность проблемы межэтнических конфликтов. Национальная нетерпимость неприязнь. Понятие об этническом конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта. Теории конфликтного взаимодействия. Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов и оценка их эффективности. Задачи психолога в урегулировании этнических конфликтов.

                        Тема 2.6. Этнический парадокс современности.

                        Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Основные тенденции развития этнических общностей. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире: поиск ориентиров в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов. Трансформации этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности современного российского общества. Роль и возможности этнопсихолога в анализе и решении этнических проблем.

                        Таблица 4.

                        4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание

                        учебно-образовательных модулей

                        п/п

                        РЕЗУЛЬТАТЫ

                        ОБУЧЕНИЯ

                        Учебно-образовательные модули

                        1

                        2

                        1.

                        Знания:

                        1.1

                        — базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;

                        +

                        +

                        1.2

                        — основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии;

                        +

                        1.3

                        — этнопсихологические особенности разных народов;

                        +

                        1.4

                        — особенности проявления феномена «национальный» характер;

                        +

                        1.5

                        — динамические стороны народной психики;

                        +

                        2.

                        Умения:

                        2.1

                        — выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения;

                        +

                        +

                        2.2

                        — применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием;

                        +

                        +

                        2.3

                        — применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности;

                        +

                        +

                        2.4

                        — классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России;

                        +

                        +

                        2.5

                        — применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях;

                        +

                        +

                        3.

                        Владение:

                        3.1

                        — системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;

                        +

                        3.2

                        — выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;

                        +

                        3.3

                        — основными методами психологического исследования в этнопсихологии.

                        +

                        Таблица 5.

                        4.4. Лабораторный практикум

                        п/п

                        Учебно-образовательный модуль.

                        Цели практического занятия

                        Перечень

                        практических занятий

                        Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.

                        4

                        Цель: усвоить методологические понятия и базовые категории курса.

                        1. Предмет, основные задачи и методика

                        изучения курса.

                        1

                          Цель: сформировать навыки этнопсихологического исследования.

                          2. Основные направления этнопсихологических исследований.

                          1

                            Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов.

                            3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.

                            1

                              Цель: усвоить сущность основных компонентов психологии нации.

                              4. Сущность основных компонентов психологии нации.

                              1

                              Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.

                              6

                                Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека.

                                1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.

                                1

                                  Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне.

                                  2. Национально-психологические особенности народов России.

                                  2

                                    Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.

                                    3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.

                                    1

                                      Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.

                                      4. Национально-психологические особенности

                                      народов дальнего зарубежья.

                                      1

                                        Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов.

                                        5. . Этническая напряженность и этнические конфликты.

                                        1

                                        Всего часов

                                        10

                                        Таблица 6

                                        Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

                                        п/п

                                        Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

                                        Наименование обеспечиваемых дисциплин*

                                        1

                                        2

                                        3

                                        4

                                        5

                                        6

                                        7

                                        8

                                        9

                                        Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.

                                        Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса.

                                        *

                                        *

                                          Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.

                                          *

                                          *

                                          *

                                          *

                                            Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.

                                            *

                                            *

                                              Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации.

                                              *

                                              *

                                              *

                                              *

                                              *

                                              Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.

                                                Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.

                                                *

                                                *

                                                *

                                                *

                                                *

                                                *

                                                *

                                                *

                                                  Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России.

                                                  *

                                                  *

                                                  *

                                                  *

                                                  *

                                                    Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.

                                                    *

                                                    *

                                                    *

                                                    *

                                                      Тема 2.4. Национально-психологические особенности

                                                      народов дальнего зарубежья.

                                                      *

                                                      *

                                                      *

                                                        Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты.

                                                        *

                                                        *

                                                        *

                                                        *

                                                        *

                                                          Тема 2.6. Этнический парадокс современности.

                                                          *

                                                          *

                                                          *

                                                          *

                                                          *1. Экономика.

                                                          2. Политология.

                                                          3. Правоведение.

                                                          4. Статистика.

                                                          5. История.

                                                          6. Философия.

                                                          7. Культурология.

                                                          8. Социология.

                                                          9. Связи с общественностью.

                                                          5. Образовательные технологии

                                                          В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.

                                                          Таблица 7.

                                                          Образовательные технологии,

                                                          применяемые в процессе обучения дисциплине

                                                          п/п

                                                          Учебно-образовательный модуль.

                                                          Цели применения активных форм

                                                          обучения

                                                          Темы и применяемые

                                                          активные формы обучения и другие образовательные технологии

                                                          Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.

                                                          Цель: закрепить материалы лекции.

                                                          1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса – коллоквиум.

                                                            Цель: проанализировать основные направления этнопсихологических исследований и многообразие подходов к ним в современном обществе.

                                                            2. Основные направления этнопсихологических исследований — дискуссия «Многообразие исследований проблем этнопсихологии в современном обществе».

                                                              Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов.

                                                              3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов – круглый стол «Этнопсихологические феномены и их роль в социальной жизни».

                                                                Цель: закрепить материалы лекции, проанализировать теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы.

                                                                4. Сущность основных компонентов психологии нации – коллоквиум.

                                                                Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.

                                                                  Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека.

                                                                  1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом – дискуссия «Проблемы этнопсихологии в России и за рубежом».

                                                                    Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне.

                                                                    2. Национально-психологические особенности народов России – дискуссия на тему «Динамика национально-психологического развития народов России».

                                                                      Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.

                                                                      3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья – дискуссия на тему «Национально-психологические особенности народов ближнего зарубежья».

                                                                        Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья, закрепить материал лекции.

                                                                        4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья – коллоквиум.

                                                                          Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов.

                                                                          5. Этническая напряженность и этнические конфликты – деловая игра «Мир – хижинам, война – дворцам».

                                                                          6. Самостоятельная работа

                                                                          При изучении дисциплины «Этнопсихология» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы психологического исследования в этнопсихологии, научные основы этнопсихологии.

                                                                          Эти знания студенты приобретают, в основном, путём самостоятельного изучения учебного материала. Следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

                                                                          а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

                                                                          б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

                                                                          в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и анализа статистических показателей.

                                                                          Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.

                                                                          Темы рефератов

                                                                          1. Актуальность этнопсихологических знаний.
                                                                          2. Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс и его социально-психологические причины.
                                                                          3. Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.
                                                                          4. Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы.
                                                                          5. Ранние этнопсихологические идеи, касающиеся природы психологических особенностей народов.
                                                                          6. Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя.
                                                                          7. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.
                                                                          8. Г.Лебон о психологии народов и масс.
                                                                          9. Деятельность Русского географического общества по проведению первого этнопсихологического исследования в середине 40-х годов XIX в.
                                                                          10. Дискуссия между И.М. Сеченовым и К.Д. Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры.
                                                                          11. А.А. Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г.Чернышевского на проблему национального характера и психологии.
                                                                          12. Предложения Г.Г. Шпета по созданию этнической психологии в России.
                                                                          13. Работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию».
                                                                          14. Основные понятия концепции Г.Г. Шпета: «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип».
                                                                          15. Оценка вклада Г.Г. Шпета в развитие этнопсихологии.
                                                                          16. Ф. Боас как основатель школы «Культура и Личность», диффузионизм против эволюционизма.
                                                                          17. Предмет, задачи, методы культурной антропологии.
                                                                          18. Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур».
                                                                          19. Анализ А.Р. Лурия достижений и проблем этнопсихологии.
                                                                          20. Научные основы исследования, гипотезы.
                                                                          21. Исторический фон исследования.
                                                                          22. Ход исследования, методы исследования, результаты.
                                                                          23. Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер.
                                                                          24. Закон партиципации.
                                                                          25. Особенности пралогического мышления.
                                                                          26. Исследование логики религиозного мышления К. Леви-Стросом.
                                                                          27. Основные проблемы социализации и направления ее исследования
                                                                          28. Исследование социализации в школе «Культура и личность».
                                                                          29. Сравнительно-культурные исследования социализации.
                                                                          30. Формирование психоаналитического направления в культурной антропологии.
                                                                          31. Методы исследования, основные направления исследований.
                                                                          32. Понятие «базовой личности» и «модальной личности» их характеристики, мультимодальная личность.
                                                                          33. Сравнительно-культурный подход У. Риверса, цели, методы, гипотезы, результаты его исследования.
                                                                          34. Развитие сравнительно-культурной психологии, основные теоретические построения и результаты конкретных исследований подверженности зрительным иллюзиям, изучение восприятия цвета,
                                                                          35. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф).
                                                                          36. Основные методы этнопсихологического исследования.
                                                                          37. Специфика и проблемы проведения этнопсихологического исследования.
                                                                          38. Основные направления этнопсихологических исследований.
                                                                          39. Ценности и методы их исследований.
                                                                          40. Универсальные проблемы, которые решает каждая культура и конкретные пути их реализации в различных культурах.
                                                                          41. Понятие об интеллекте в разных культурах. Проблемы и парадоксы межкультурного тестирования интеллекта.
                                                                          42. Полихронные и монохронные культуры.
                                                                          43. Проблема социальной идентичности личности.
                                                                          44. Этническая идентичность механизмы и этапы формирования.
                                                                          45. Язык и этноидентичность.
                                                                          46. Механизмы межэтнического восприятия
                                                                          47. Этнические стереотипы, история изучения, основные функции
                                                                          48. Свойства и компоненты этностереотипов
                                                                          49. Этнические предрассудки, их происхождение и функции.
                                                                          50. Теоретические подходы и практические исследования этнических предрассудков.
                                                                          51. Понятие об этническом конфликте.
                                                                          52. Этническая напряженность этнические и конфликты. Возникновение, протекание.
                                                                          53. Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов.
                                                                          54. Межкультурная адаптация как проблема, актуальность, трудности решения, подходы к пониманию, основные понятия.
                                                                          55. Основные направления подготовки к межкультурному взаимодействию, виды программ, их задачи.
                                                                          56. Цели и задачи культурного ассимилятора.
                                                                          57. Понятие о «национальном характере»
                                                                          58. Проблемы исследования национального характера, методы и принципы изучения.
                                                                          59. Ранние и современные исследования национального характера.
                                                                          60. Изучение национального характера народов в западной науке.
                                                                          61. Культурный контекст и особенности коммуникации.
                                                                          62. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации.
                                                                          63. Экспрессия и пространственно-временная организация общения в разных культурах.
                                                                          64. Исследования конформности, индивидуализма, коллективизма.
                                                                          65. Кросс-культурные исследования особенностей проявления чувства вины и стыда.
                                                                          66. Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах.

                                                                          Вопросы к экзамену по этнопсихологии

                                                                          1. Психологическая наука о возможностях и направлениях совершенствования национальных и межнациональных отношений, активизации этносоциальных исследований, необходимости новых подходов к регулированию этнических и межэтнических процессов в стране.
                                                                          2. Место и роль национальной психологии в структуре общественного сознания, специфика ее влияния на все стороны жизни и деятельности людей.
                                                                          3. Источники и факторы формирования национальной психологии (национально-психологических особенностей) людей.
                                                                          4. Предмет этнопсихологии как науки.
                                                                          5. Задачи этнопсихологии как науки.
                                                                          6. Связь этнопсихологии с другими отраслями знаний.
                                                                          7. Роль природно-климатической и географической среды в развитии национально-психологических особенностей людей.
                                                                          8. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей.
                                                                          9. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей.
                                                                          10. Методологические и теоретические основы понимания сущности этнопсихологических феноменов.
                                                                          11. Сущность этнопсихологических явлений.
                                                                          12. Структура национальной психологии (классификация национально-психологических явлений).
                                                                          13. Характеристика структуро- (системо-) образующей стороны национальной психики.
                                                                          14. Характеристика динамической стороны национальной психики.
                                                                          15. Национальный характер и его роль в жизни и деятельности людей.
                                                                          16. Сущность и основные особенности национального сознания и самосознания.
                                                                          17. Национальный темперамент.
                                                                          18. Национальные интересы и ценностные ориентации.
                                                                          19. Национальные чувства и настроения.
                                                                          20. Национальные традиции и привычки.
                                                                          21. Учет национальных традиций, обычаев и привычек во взаимодействии и общении с представителями различных этнических общностей.
                                                                          22. Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей.
                                                                          23. Характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.
                                                                          24. Своеобразие эмоционально-волевых национально-психологических особенностей.
                                                                          25. Характеристика коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей.
                                                                          26. Свойства национально-психологических особенностей.
                                                                          27. Механизмы проявления национально-психологических особенностей людей.
                                                                          28. Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований за рубежом.
                                                                          29. Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований в России и СССР.
                                                                          30. Взгляды С. Лацаруса и Л. Штенталя на народную психологию.
                                                                          31. Концепция психологии народов в работах В. Вундта.
                                                                          32. Зарождение и развитие этнической психологии в России в середине XIX в.
                                                                          33. Взгляды на этническую психологию в работах Н.Д. Надеждина.
                                                                          34. Взгляды на этническую психологию в работах К.Д. Кавелина.
                                                                          35. Взгляды на этническую психологию в работах Г.Г. Шпета.
                                                                          36. Г. Лебон о психологии народов и масс.
                                                                          37. Взгляды на этническую психологию в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского.
                                                                          38. Американская этнопсихологическая школа в 40-60-е годы XX в.
                                                                          39. Концепция базовой (модальной) личности в зарубежной этнопсихологической науке.
                                                                          40. Дискуссии по проблемам этнопсихологии в России и СССР.
                                                                          41. Общая характеристика методов изучения и анализа национально-психологических явлений.
                                                                          42. Сущность национально-психологической детерминации.
                                                                          43. Сущность этнопсихологического отражения.
                                                                          44. Принципы подхода к анализу, сравнению и сопоставлению национально-психологических особенностей.
                                                                          45. Основные направления учета национально-психологических особенностей в деятельности воспитателей, руководителей многонациональных коллективов, социальных работников.
                                                                          46. Национальные системы управления.
                                                                          47. Этнопсихологическая детерминация идеологических, воспитательных и управленческих мероприятий в многонациональном коллективе.
                                                                          48. Национально-психологические особенности русских.
                                                                          49. Национально-психологические особенности украинцев.
                                                                          50. Национально-психологические особенности белорусов.
                                                                          51. Национально-психологические особенности народов Севера.
                                                                          52. Национально-психологические особенности народов Поволжья.
                                                                          53. Национально-психологические особенности народов Сибири и Дальнего Востока.
                                                                          54. Национально-психологические особенности народов Кавказа и Закавказья.
                                                                          55. Национально-психологические особенности народов Прибалтики.
                                                                          56. Национально-психологические особенности народов Средней Азии и Казахстана.
                                                                          57. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья
                                                                          58. Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.
                                                                          59. Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках.
                                                                          60. «Концепции заговора» и этнический конфликт.
                                                                          61. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации.
                                                                          62. Изучение ценностей в этнопсихологии.
                                                                          63. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.
                                                                          64. «Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности.
                                                                          65. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы.
                                                                          66. Этнические стереотипы, их содержание, функции.
                                                                          67. Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования.
                                                                          68. Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.
                                                                          69. Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон).

                                                                            Теория базовой и модальной личности.

                                                                          70. Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур.

                                                                          № п/п

                                                                          Учебно-образовательные

                                                                          модули дисциплины

                                                                          Трудоёмкость СРС,

                                                                          зач.ед./часы

                                                                          Виды самостоятельной работы студентов

                                                                          Зач.ед./

                                                                          часы

                                                                          1

                                                                          Модуль 1.

                                                                          Общие проблемы этнопсихологии.

                                                                          0,19/7

                                                                          1. Изучение тем лекций

                                                                          0,08/3

                                                                          2. Подготовка к практическим занятиям

                                                                          0,057/2

                                                                          3. Подготовка к тестированию по модулю

                                                                          0,057/2

                                                                          4. Подготовка к тренингу

                                                                          5. Подготовка к деловой/ролевой игре

                                                                          6. Подготовка к рубежному контролю

                                                                          2

                                                                          Модуль 2.

                                                                          Частные этнопсихологические проблемы.

                                                                          0,31/11

                                                                          1. Изучение тем лекций

                                                                          0,08/3

                                                                          2. Подготовка к практическим занятиям

                                                                          0,057/2

                                                                          3. Подготовка к тестированию по модулю

                                                                          0,057/2

                                                                          4. Подготовка к тренингу

                                                                          5. Подготовка к деловой/ ролевой игре

                                                                          0,057/2

                                                                          6. Подготовка к промежуточной аттестации экзамену

                                                                          0,057/2

                                                                          7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

                                                                          Основная литература:

                                                                          1. Актуальные проблемы этнической психологии. — Тверь, 1992.
                                                                          2. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.
                                                                          3. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. — С. 195-308.
                                                                          4. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива).

                                                                            — М., 1988.

                                                                          5. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, 1999. — С. 270-303.
                                                                          6. Крысько В.Г.Этническая психология. — М., 2004.
                                                                          7. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
                                                                          8. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
                                                                          9. Лебон Г. Душа толпы / Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С.42-48.
                                                                          10. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. — СПб, 1993.
                                                                          11. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. – Мн., 1988.
                                                                          12. Стефаненко Т. Этнопсихология. — М., 2007.

                                                                          Дополнительная литература:

                                                                          1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
                                                                          2. Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С. 349-356.
                                                                          3. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб, 1997.
                                                                          4. Баклушинский С.А., Белинская В.П., Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С. 356-364.
                                                                          5. Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. — М., 2001.
                                                                          6. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. — М.; Воронеж, 2000.
                                                                          7. Бенидикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. — С. 271-284.
                                                                          8. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. – С. 43-271.
                                                                          9. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. – М., 1980.
                                                                          10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1997.
                                                                          11. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С. 37-42.
                                                                          12. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. — М., 1993.
                                                                          13. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. — №4. — 1997.
                                                                          14. Кленов И.Н. Этнополитический конфликт. — М., 1996.
                                                                          15. Кон И.С. К проблеме национального характера // И.С.Кон. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. С. 304-324.
                                                                          16. Коул М. Культурно-историческая психология. — М., 1997.
                                                                          17. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. — М., 1999.
                                                                          18. Лебедева Н.М. Новая Русская Диаспора: социально-психологический анализ. — М., 1997.
                                                                          19. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993.
                                                                          20. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. — С. 237-257.
                                                                          21. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.
                                                                          22. Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М., 1994.
                                                                          23. Лосский Н.О. Характер русского народа. — М., 1991.
                                                                          24. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. — М., 2003.
                                                                          25. Мацумото Д. Психология и культура. — СПб., 2002.
                                                                          26. Mид M. Культура и мир детства. — М., 1988.
                                                                          27. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. — М., 1994.
                                                                          28. Сеченов И.М. Замечания на книгу г. Кавелина: «Задачи психологии». Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.
                                                                          29. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С.327-349.
                                                                          30. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.
                                                                          31. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Введение в практическую социальную психологию. — М., 1966. — С.167-185.
                                                                          32. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С.204-209.
                                                                          33. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. — М., 1993.
                                                                          34. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. — М., 2001. — С. 104-133.
                                                                          35. Уоллес Э.Ф.К. Психические заболевания, биология и культура // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. — М., 2001. — С. 361-404.
                                                                          36. Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. – Мн., 1998. — С. 114-174.
                                                                          37. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — М.; Воронеж, 1996.
                                                                          38. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
                                                                          39. Этнопсихологические сюжеты. — М., 1992.
                                                                          40. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. — М., 1999.

                                                                          8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

                                                                          Для проведения занятий по этнопсихологии требуются учебная аудитория, интерактивная доска, компьютеры.

                                                                          9. Контроль и оценка результатов обучения

                                                                          Таблица 9.

                                                                          Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине

                                                                          Виды учебной работы

                                                                          Максимальный

                                                                          балл

                                                                          Зачетный

                                                                          балл

                                                                          Модуль 1.

                                                                          130

                                                                          70

                                                                          в том числе

                                                                          Посещение лекций

                                                                          20

                                                                          15

                                                                          Подготовка и выполнение практических (домашних) работ

                                                                          20

                                                                          10

                                                                          Текущий контроль (тестирование)

                                                                          50

                                                                          25

                                                                          Подготовка и участие в тренинге

                                                                          Подготовка и участие в ролевой игре

                                                                          20

                                                                          10

                                                                          Рубежный контроль по Модулю 1.

                                                                          (тестирование, коллоквиум)

                                                                          20

                                                                          10

                                                                          Mодуль 2.

                                                                          140

                                                                          75

                                                                          в том числе

                                                                          Посещение лекций

                                                                          20

                                                                          15

                                                                          Подготовка и выполнение практических (домашних) работ

                                                                          20

                                                                          10

                                                                          Текущий контроль (тестирование)

                                                                          40

                                                                          20

                                                                          Подготовка и участие в тренинге

                                                                          Подготовка и участие в ролевой игре

                                                                          40

                                                                          20

                                                                          Рубежный контроль по Модулю 1.

                                                                          (тестирование, коллоквиум)

                                                                          20

                                                                          10

                                                                          Промежуточная аттестация – экзамен.

                                                                          270

                                                                          145

                                                                          Итого по дисциплине:

                                                                          270

                                                                          145

                                                                          10. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «этнопсихология»

                                                                          АВТОСТЕРЕОТИПЫ – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности её представителями (как правило, содержат комплекс положительных оценок).

                                                                          АДАПТАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ(лат. adapto – приспособляю,conflictus– столкновение) – конфликт, возникающий вследствие нарушения оптимального для организма человека процесса психофизиологической, психической, психологической или социальной адаптации при воздействии определенных условий окружающей среды.

                                                                          АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс заимствования, восприятия культуры другой группы в условиях тесного взаимодействия с ней; может быть как односторонней (унилатеральной), так и двусторонней (билатеральной); в применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут; неполный синоним: социализация.

                                                                          АНАЛИЗ КОНФЛИКТА (греч. analysis – разложение, расчленение; лат. conflictus – столкновение) – процесс расчленения конфликта на части с целью более подробного, досконального его рассмотрения и изучения.

                                                                          АНТАГОНИСТ– человек, который жестко, непримиримо и даже враждебно отстаивает свои интересы в конфликте, не настроен ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов, воспринимаетоппонентакак личного «врага», «противника»; в конфликте придерживается стиляпротивоборство (или соперничество).

                                                                          АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio – слияние, уподобление) – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания; в ряде стран в условиях национального и религиозного гнёта происходит насильственная ассимиляция (этнограф.).

                                                                          ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ – столкновение между различными социальными группами с использованием вооружения (исключая вооруженные силы).

                                                                          ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ – совокупность оценочных суждений о других народах (могут быть как положительными, так и отрицательными), в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

                                                                          ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.

                                                                          ИЗБЕГАНИЕ – см. «уклонение».

                                                                          КОМПРОМИСС — один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся готовностью субъекта идти на уступки при условии адекватной позиции и поведении оппонента

                                                                          КОНКУРЕНЦИЯ (лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.

                                                                          КОНФЛИКТ (лат. conflictus — столкновение) – столкновение противоположно направленных, взаимоисключающих целей, интересов, потребностей, мотивов, мнений или взглядов

                                                                          КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

                                                                          КОНФЛИКТОГЕНЫ – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта.

                                                                          КОНФРОНТАЦИЯ – противоборство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.

                                                                          ЛАТЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ – 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной (латентной) фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.

                                                                          МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo – край) – личность, у которой не сформировано прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, маргинальная личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад; понятие ввёл Р. Парк (1932 г.); Э. Стоунквест (1960) рассматривал этнокультурную и расовую маргинальность.

                                                                          МЕДИАТОР – см. посредник.

                                                                          МЕДИАТОРСТВО – посредничество в конфликте (существуют специально созданные для этих целей медиаторские фирмы, получившие достаточно широкое распространение в ряде западных стран).

                                                                          МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

                                                                          МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ – термин психологической антропологии для обозначения наиболее распространённого (типичного, репрезентативного) типа личности в данной социокультурной среде (Р.Бенедикт); в мультикультурных, стратифицированных обществах существует несколько модальных личностей; близким, но не тождественным, является теоретический конструкт «базисной или базовой структуры личности» – ядерный набор черт, присущий всем носителям данной культуры (А. Кардинер); содержательно оба понятия до определённой степени противопоставляются маргинальной личности.

                                                                          МОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, имеющих выраженный нравственный компонент.

                                                                          МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – концептуальное идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества и его практическая реализация в образовательной политике, цель которых – решение образовательными средствами проблем, возникающих в мультикультурном обществе; данный термин противоположен концепции и политике ассимиляции в образовании.

                                                                          НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС – совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях; определяется общественным и государственным строем, национальной политикой господствующих классов, классовой борьбой, оказывая, в то же время, влияние на общественные отношения.

                                                                          НАЦИЯ (от лат. natio – племя, народ) – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности: их территориальных, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

                                                                          ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА – конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оппоненты.

                                                                          ОППОНЕНТ – один из субъектов конфликта, занимающий иную (отличную от других) или противоположную другим позицию, придерживающийся иного мнения, преследующий интересы, отличающиеся от интересов других сторон конфликта.

                                                                          ПЕРЕГОВОРЫ – механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы (могут проводиться с участием третьих сторон).

                                                                          ПОСРЕДНИК – третья сторона в конфликте, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы и выполняющая функцию своеобразного «буфера» между оппонентами, однако, данная сторона не влияет на окончательное решение, которое принимается участниками самостоятельно.

                                                                          ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником разногласий между конфликтующими сторонами.

                                                                          ПРИСПОСОБЛЕНИЕ — один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением одного из субъектов конфликта уступить другой стороне в возникшем разногласии с целью сохранения партнерских отношений на будущее.

                                                                          ПРОТИВОБОРСТВО — один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся навязыванием оппонентам предпочтительного для себя решения, исключительной ориентацией на собственные интересы, открытой антагонистической борьбой за реализацию своих целей.

                                                                          СОПЕРНИЧЕСТВО – см. противоборство.

                                                                          СОТРУДНИЧЕСТВО – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением человека к согласованной, слаженной работе с людьми, подчеркивающий готовность поддержать и оказать им помощь, заключающийся в ориентации на совместный поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех сторон.

                                                                          СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis – общественный) – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

                                                                          СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА (лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа, являющиеся носителем определенной степени активности, проявляющейся в конфликтной ситуации и приводящей к конфликту.

                                                                          ТОЛЕРАНТНОСТЬ – показатель устойчивости реакции человека при воздействии на него конфликтогенов отсутствие или ослабление

                                                                          ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ – нейтральная или «третья» сторона в конфликте; лицо, наделенное данными полномочиями, обладает следующими характерными признаками: обязательная референтность для участников конфликта, предусматривающая авторитарное принятие им решения, обязательного для выполнения оппонентами после предварительного поочередного заслушивания каждой из сторон.

                                                                          УКЛОНЕНИЕ – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своем.

                                                                          УСТУПКА – см. «приспособление».

                                                                          ФАСИЛИТАТОР – см. «посредник».

                                                                          ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА – свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

                                                                          ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА – одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.

                                                                          ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания членами каждого общества (в том числе и этнической общности) «правил жизни», диктуемых им социальными, природными и «сверхъестественными» силами; представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение.

                                                                          ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; данный термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле (иногда им обозначают несколько народов – этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, поляки и др. – славянская этническая общность), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).

                                                                          ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ – относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей; в содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах; помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности; принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.

                                                                          ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ – готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и, в соответствии с этим восприятием, действовать определённым образом в конкретной ситуации; этнические установки фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.

                                                                          ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку; источником, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия; нарастание этнических конфликтов сопровождается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии; внутренним, собственно этническим источником может быть столкновение национальных интересов, то есть тех же социально-политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне национального самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности.

                                                                          ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА – обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры и быта.

                                                                          ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ – отражают размещение народов, а также различных элементов их материальной и духовной культуры.

                                                                          ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ethnos – племя, народ) – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

                                                                          ЭТНОС – см. этническая общность.

                                                                          ЭТНОЦЕНТРИЗМ – склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

                                                                          40