ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Рабочая программа дисциплины
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки: 030300.62
Профиль подготовки: «Психология»
Степень выпускника: бакалавр.
Форма обучения: очная.
Срок обучения: 4 года
2011
УДК 31
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.___.2011 г.)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании учёного совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от «___»____________ 2011 г.).
Составитель:
Морозов Александр Владимирович — профессор кафедры «Прикладная психология» МГУТУ, д.п.н., профессор
Рецензенты:
Урунтаева Галина Анатольевна – профессор кафедры «Педагогика и психология» МГУТУ, д.пс.н., профессор
Этнопсихология: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.
Рабочая программа учебной дисциплины «Этнопсихология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предназначена для студентов очной формы обучения.
© Московский Государственный университет
Темы магистерских диссертаций психология технологии развития личности
... и девушек, способствующего вовлечению в деятельность организаций террористической направленности. Технологии развития ассертивного поведения учащихся общеобразовательных школ. Влияние интернет-коммуникаций ... на личностные особенности подростка. Влияние компьютерных технологий на особенности познавательной сферы школьников. Психолого-педагогические условия развития ...
технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.
109004, Москва, Земляной вал, 73
© А.В. Морозов
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины _____________ 4
2. Общие требования к содержанию и уровню освоения
дисциплины _______________________________________________5
3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы ____________7
4. Содержание дисциплины __ ______8
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их
Трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы____________8
4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей
дисциплины _______________________________________________9
4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание
учебно-образовательных модулей _____________________________14
4.4. Лабораторный практикум ________________________________16
5. Самостоятельная работа ___________________________________20
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины _______________________________________________29
7. Материально–техническое обеспечение дисциплины __________ 32
8. Контроль и оценка результатов обучения ____________________ 33
9. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых
в дисциплине «Этнопсихология»______________________________34
1. Цели и задачи дисциплины
Цель и задачи дисциплины «Этнопсихология» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для психологов.
Целью курса «Этнопсихология» является формирование социальных компетенций будущих психологов, позволяющих им сознательно и рационально действовать в социальном окружении, принимать соответствующие решения частного и публичного характера, анализировать социальные явления и процессы, оценивать их позитивные и негативные влияния на их личную жизнь и на жизнь общества.
Задачи курса «Этнопсихология»:
— познакомить студентов с суммой основных этнопсихологических знаний;
— дать знания о социальных аспектах их профессиональной деятельности.
— развить этнопсихологическое мышление и навык этнопсихологической рефлексии;
— сформировать интерес к этнопсихологии, как отрасли психологической науки, а также к исследованиям в данной области;
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Этнопсихология» относится к базовой части.
Религиоведение как наука и учебная дисциплина
... признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины. Изучение науки религии в ведомственных вузах и в системе ... ОВД. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать истоки учения такой науки как «религиоведение»; рассмотреть необходимость дисциплины ...
2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Этнопсихология» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
— способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
— знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
— готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
— умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
— владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
— способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);
— пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
— базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;
— основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии;
— этнопсихологические особенности разных народов;
— особенности проявления феномена «национальный» характер;
— динамические стороны народной психики;
уметь:
— выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения;
— применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием;
— применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности.
— классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России;
— применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях;
владеть:
— системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;
— выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;
— основными методами психологического исследования в этнопсихологии.
4. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы
Изучение курса «Этнопсихология» предусматривает 2 зачётных единицы (72 часа) для полной очной формы обучения, соотнесенные с общими целями ГОС ВПО по всем направлениям и профилям подготовки.
Таблица 1.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы |
Зачетные единицы |
Академические часы |
Общая трудоёмкость дисциплины |
2 |
72 |
Аудиторные занятия (всего) |
0,5 |
18 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
0,22 |
8 |
Практические занятия |
0,28 |
10 |
Самостоятельная работа (всего) |
0,5 |
18 |
В том числе: |
|
|
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей |
0,11 |
4 |
Подготовка домашних заданий |
0,11 |
4 |
Изучение тем лекций |
0,11 |
4 |
Подготовка к рубежному контролю |
0,11 |
4 |
Подготовка к промежуточной аттестации – экзамен. |
0,06 |
2 |
Учебный процесс по дисциплине «Этнопсихология» сочетает лекционные и семинарские занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план семинарских и практических занятий.
Формы контроля: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, зачёт.
Все вышеизложенное даёт студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы этнопсихологии.
4. Содержание дисциплины
Таблица 2.
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоёмкость и рекомендуемые виды учебной работы
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ |
Зачетные единицы/ академические часы |
||||
Всего |
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
Контроль (входной текущий, рубежный) |
||
Модуль1. Общие проблемы этнопсихологии. |
0,77/28 |
0,08/3 |
0,11/4 |
0,19/7 |
0,39/14 |
|
|
Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса. |
8 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований. |
4 |
— |
1 |
1 |
2 |
|
Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов. |
8 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации. |
8 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. |
1,23/44 |
0,14/5 |
0,17/6 |
0,31/11 |
0,61/22 |
|
|
Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом. |
8 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России. |
12 |
1 |
2 |
3 |
6 |
|
Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. |
8 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Тема 2.4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья. |
8 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Тема 2.5. . Этническая напряженность и этнические конфликты. |
4 |
— |
1 |
1 |
2 |
|
Тема 2.6. Этнический парадокс современности. |
4 |
1 |
— |
1 |
2 |
Всего |
2/72 |
0,22/8 |
0,28/10 |
0,5/18 |
1,0/36 |
Таблица 3.
4.2. Дидактический минимум
учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ |
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии. |
||
Тема1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса. |
Этническая психология как отрасль научных знаний. Ее объект и предмет исследования. Понятия и категории этнопсихологии. Особенности этнопсихологических феноменов, специфика их проявления и функционирования. Основные задачи этнопсихологической науки: стратегические, оперативные, ситуативные, в области взаимодействия с другими общественными науками. Главные направления изучения национально-психологических особенностей людей, их взаимодействия и общения в процессе полиэтнических отношений. |
|
|
Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.
|
Релятивизм, абсолютизм, универсализм – сущность подходов, основные положения, задачи. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Исследование коллективных представлений, Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.
|
|
Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.
|
Современные представления о факторах формирования национально-психологических явлений и процессов. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей. Классификация психологии представителей различных этнических общностей в зависимости от особенностей их социально-политического и экономического развития. Национальная психология людей и их культура. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей. Типология психического склада представителей различных наций в зависимости от строения их языка и письменности. Место национальной психологии в структуре общественного сознания. Сущность этнопсихологических феноменов. Специфика национально-психологического отражения. Своеобразие влияния национальной психологии на жизнь и деятельность людей. Механизмы функционирования национально-психологических особенностей людей. Свойства и специфика функционирования национальной психологии как явления общественного сознания. Принципы подхода к анализу и сопоставлению этнопсихологических феноменов. Понятие содержания психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация национально-психологических особенностей личности. Актуальный этнический статус личности. Подход к пониманию структуры психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация структурных компонентов психологии этнической общности. |
|
Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации.
|
Роль и место национального сознания и самосознания в жизни и деятельности людей. Специфика влияния национального сознания и самосознания на поведение и взаимодействие личности и группы. Понятие национального сознания в современной науке. Общая характеристика национального сознания. Функции, содержание и структура национального сознания, закономерности его проявления. Национальное самосознание. Уровни проявления национального самосознания. Представления о сущности и своеобразии проявления психического склада этнической общности в различных науках. Структура психического склада нации. Национальный характер как совокупность устойчивых психологических черт нации, основа ее психического склада. Своеобразие его формирования и развития национального характера. Склад ума как интегративная форма проявления особенностей мыслительной деятельности представителей различных этнических общностей. Национальный темперамент, роль национальных чувств и настроений. Представления об интеллекте и мышлении в различных науках. Понятие национального своеобразия интеллекта и мышления. Общая характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей. Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей. Работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, дисциплинированность и другие качества как системообразующие характеристики мотивационной сферы психики представителя конкретной этнической общности. Понятие эмоций и воли в этнопсихологической науке. Влияние эмоционально-волевой сферы национальной психики на все формы поведения и деятельности людей и этнических групп. Источники возникновения национальных чувств и воли. Общая характеристика национальных особенностей воли и ее проявления. Специфика национальных установок на волевую активность, устойчивость волевых и эмоциональных процессов, длительность волевых усилий и динамика. Коммуникативные-поведенческие национально-психологические особенности личности. Своеобразие внешних и внутренних коммуникативных характеристик этнической группы. Классификация и специфика проявления коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей. Принципы научного подхода к восприятию и оценке коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей представителей других этнических общностей. Понятие национальных традиций, обычаев и привычек. Характеристика и классификация кодифицированных, нормативных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью к своим представителям, их сознанию и поведению. Виды и особенности национальных традиций, обычаев и привычек. |
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. |
||
|
Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.
|
Зарождение этнопсихологии в России. Этнопсихологические исследования и теоретические концепции русских ученых во второй половине Х1Х в. Вклад российской науки в разработку теории и методологии этнопсихологии в начале ХХ в. Состояние этнопсихологических исследований после 1917 года. Этнокультурный подход к изучению психических познавательных процессов представителей различных национальных общностей в СССР. Дискуссия по проблемам национальной психологии на страницах журналов “Вопросы истории”, “Вопросы философии” (1964 г.), “Советская этнография” (1983 г.). Советская военная психология о национально-психологических особенностях представителей различных народов. Взгляды советских этнографов на сущность и содержание этнопсихологических феноменов. Современное состояние исследований в области этнопсихологии и психологии межнациональных отношений. Зарождение этнопсихологических взглядов на Западе во второй половине Х1Х в. Основание Л. Штейнталем и С. Лацарусом “Журнала народной психологии и языкознания”. Исследования В. Вундта. Методологические и теоретические подходы к изучению этнопсихологических явлений и процессов на Западе в начале ХХ в. Американская этнопсихологическая школа А. Кардинера. Концепция “базовой” (“модальной”) личности в зарубежной науке в середине ХХ в. Наиболее важные результаты прикладных этнопсихологических и кросскультурных исследований за рубежом в 50-70-х гг. Современное состояние и основные направления развития этнопсихологии на Западе. Превращение этнопсихологии в науку, обслуживающую интересы деловых, политических и других кругов зарубежных государств. |
|
Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России. . |
Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих черт психологии русских, украинцев и белорусов. Характеристика основных черт национального характера представителей славянских народов России. Национально-психологические особенности русских. Своеобразие национального самосознания, национальных потребностей и интересов представителей русской нации. Мотивационные характеристики в поведении и деятельности русского народа. Особенности интеллектуально-познавательной сферы психики русских. Специфика проявления эмоций и воли в поведении, деятельности и поступках представителей русской национальности. Своеобразие общения, взаимодействия и взаимоотношений русских. Национально-психологические особенности украинцев. Специфика восприятия украинцами поведения и деятельности представителей других этнических общностей, отношение к ним в различных условиях и обстоятельствах. Национальный склад ума украинского народа. Своеобразие проявления различных черт национального характера и национального темперамента украинцев. Особенности общения и взаимодействия украинцев. Национально-психологические особенности белорусов. Специфика формирования, развития и проявления национального самосознания белорусского народа. Роль национальных потребностей и интересов в деятельности и поведении белорусов. Своеобразие интеллектуально-познавательной сферы психики белорусского народа. Динамика проявления эмоций и воли белорусов. Особенности взаимодействия, общения и взаимоотношений белорусов. Природа психологии представителей различных народов Поволжья. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Поволжья. Специфика проявления национального сознания и самосознания народов Поволжья. Общее и особенное в психологии народов Поволжья. Национально-психологические особенности татар, башкир, чувашей, удмуртов, мордвы, марийцев и калмыков. Своеобразие их традиций, обычаев и привычек. Факторы и условия, оказавшие влияние на национально-психологические особенности народов Северного Кавказа, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов этих регионов. Специфика их национального самосознания и национальной культуры, общее и своеобразное. |
|
Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.
|
Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих и особенных черт национальной психологии народов Прибалтики. Характеристика национально-психологических особенностей литовцев, латышей и эстонцев. Общее и своеобразное в национальной психологии народов Закавказья. Национальная специфика мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер психики азербайджанцев, армян, грузин и абхазов. Своеобразие этнопсихологических особенностей народов Средней Азии. Сравнительный анализ основных характеристик мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер национальной психики узбеков, казахов, киргизов, таджиков и туркменов. |
|
Тема 2.4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.
|
Своеобразие национального характера, склада ума, динамики эмоциональных и волевых процессов, традиций и поведения представителей некоторых народов Западной Европы: англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, греков, финнов, шведов. Национально-психологические особенности американцев: национальный стиль их жизни и деятельности; специфика проявления интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер их психики; особенности взаимоотношений, общения и взаимодействия с иностранцами; их национальные обычаи и привычки. Национально-психологические особенности арабов. Сравнительный анализ этнопсихологических характеристик японцев и китайцев. |
|
Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты. |
Актуальность проблемы межэтнических конфликтов. Национальная нетерпимость неприязнь. Понятие об этническом конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта. Теории конфликтного взаимодействия. Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов и оценка их эффективности. Задачи психолога в урегулировании этнических конфликтов. |
|
Тема 2.6. Этнический парадокс современности. |
Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Основные тенденции развития этнических общностей. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире: поиск ориентиров в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов. Трансформации этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности современного российского общества. Роль и возможности этнопсихолога в анализе и решении этнических проблем. |
Таблица 4.
4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание
учебно-образовательных модулей
№ п/п |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
Учебно-образовательные модули |
|
1 |
2 |
||
1. |
Знания: |
||
1.1 |
— базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения; |
+ |
+ |
1.2 |
— основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии; |
+ |
|
1.3 |
— этнопсихологические особенности разных народов; |
+ |
|
1.4 |
— особенности проявления феномена «национальный» характер; |
|
+ |
1.5 |
— динамические стороны народной психики; |
|
+ |
2. |
Умения: |
|
|
2.1 |
— выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения; |
+ |
+ |
2.2 |
— применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием; |
+ |
+ |
2.3 |
— применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности; |
+ |
+ |
2.4 |
— классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России; |
+ |
+ |
2.5 |
— применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях; |
+ |
+ |
3. |
Владение: |
|
|
3.1 |
— системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности; |
+ |
|
3.2 |
— выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований; |
+ |
|
3.3 |
— основными методами психологического исследования в этнопсихологии. |
|
+ |
Таблица 5.
4.4. Лабораторный практикум
№ п/п |
Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия |
Перечень практических занятий |
|
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии. |
4 |
||
Цель: усвоить методологические понятия и базовые категории курса. |
1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса. |
1 |
|
|
Цель: сформировать навыки этнопсихологического исследования. |
2. Основные направления этнопсихологических исследований. |
1 |
|
Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов. |
3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов. |
1 |
|
Цель: усвоить сущность основных компонентов психологии нации. |
4. Сущность основных компонентов психологии нации. |
1 |
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. |
6 |
||
|
Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека. |
1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом. |
1 |
|
Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне. |
2. Национально-психологические особенности народов России. |
2 |
|
Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. |
3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. |
1 |
|
Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья. |
4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья. |
1 |
|
Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов. |
5. . Этническая напряженность и этнические конфликты. |
1 |
Всего часов |
10 |
Таблица 6
Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№ п/п |
Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Наименование обеспечиваемых дисциплин* |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии. |
||||||||||
Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса. |
|
* |
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований. |
|
* |
|
* |
* |
* |
|
|
|
|
Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов. |
|
* |
|
|
|
* |
|
|
|
|
Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации. |
* |
* |
|
* |
* |
* |
|
|
|
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. |
||||||||||
|
Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом. |
* |
* |
* |
* |
* |
|
* |
* |
* |
|
Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России. |
|
* |
|
* |
* |
|
|
* |
* |
|
Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. |
|
* |
* |
* |
|
|
|
|
* |
|
Тема 2.4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья. |
|
|
* |
|
|
|
|
* |
* |
|
Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты. |
* |
* |
|
* |
* |
|
* |
|
|
|
Тема 2.6. Этнический парадокс современности. |
* |
* |
* |
|
|
|
|
|
* |
*1. Экономика.
2. Политология.
3. Правоведение.
4. Статистика.
5. История.
6. Философия.
7. Культурология.
8. Социология.
9. Связи с общественностью.
5. Образовательные технологии
В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.
Таблица 7.
Образовательные технологии,
применяемые в процессе обучения дисциплине
№ п/п |
Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения |
Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии |
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии. |
||
Цель: закрепить материалы лекции. |
1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса – коллоквиум. |
|
|
Цель: проанализировать основные направления этнопсихологических исследований и многообразие подходов к ним в современном обществе. |
2. Основные направления этнопсихологических исследований — дискуссия «Многообразие исследований проблем этнопсихологии в современном обществе». |
|
Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов. |
3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов – круглый стол «Этнопсихологические феномены и их роль в социальной жизни». |
|
Цель: закрепить материалы лекции, проанализировать теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы. |
4. Сущность основных компонентов психологии нации – коллоквиум. |
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. |
||
|
Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека. |
1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом – дискуссия «Проблемы этнопсихологии в России и за рубежом». |
|
Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне. |
2. Национально-психологические особенности народов России – дискуссия на тему «Динамика национально-психологического развития народов России». |
|
Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. |
3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья – дискуссия на тему «Национально-психологические особенности народов ближнего зарубежья». |
|
Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья, закрепить материал лекции. |
4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья – коллоквиум. |
|
Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов. |
5. Этническая напряженность и этнические конфликты – деловая игра «Мир – хижинам, война – дворцам». |
6. Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Этнопсихология» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы психологического исследования в этнопсихологии, научные основы этнопсихологии.
Эти знания студенты приобретают, в основном, путём самостоятельного изучения учебного материала. Следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:
а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;
б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;
в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и анализа статистических показателей.
Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.
Темы рефератов
- Актуальность этнопсихологических знаний.
- Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс и его социально-психологические причины.
- Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.
- Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы.
- Ранние этнопсихологические идеи, касающиеся природы психологических особенностей народов.
- Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя.
- Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.
- Г.Лебон о психологии народов и масс.
- Деятельность Русского географического общества по проведению первого этнопсихологического исследования в середине 40-х годов XIX в.
- Дискуссия между И.М. Сеченовым и К.Д. Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры.
- А.А. Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г.Чернышевского на проблему национального характера и психологии.
- Предложения Г.Г. Шпета по созданию этнической психологии в России.
- Работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию».
- Основные понятия концепции Г.Г. Шпета: «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип».
- Оценка вклада Г.Г. Шпета в развитие этнопсихологии.
- Ф. Боас как основатель школы «Культура и Личность», диффузионизм против эволюционизма.
- Предмет, задачи, методы культурной антропологии.
- Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур».
- Анализ А.Р. Лурия достижений и проблем этнопсихологии.
- Научные основы исследования, гипотезы.
- Исторический фон исследования.
- Ход исследования, методы исследования, результаты.
- Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер.
- Закон партиципации.
- Особенности пралогического мышления.
- Исследование логики религиозного мышления К. Леви-Стросом.
- Основные проблемы социализации и направления ее исследования
- Исследование социализации в школе «Культура и личность».
- Сравнительно-культурные исследования социализации.
- Формирование психоаналитического направления в культурной антропологии.
- Методы исследования, основные направления исследований.
- Понятие «базовой личности» и «модальной личности» их характеристики, мультимодальная личность.
- Сравнительно-культурный подход У. Риверса, цели, методы, гипотезы, результаты его исследования.
- Развитие сравнительно-культурной психологии, основные теоретические построения и результаты конкретных исследований подверженности зрительным иллюзиям, изучение восприятия цвета,
- Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф).
- Основные методы этнопсихологического исследования.
- Специфика и проблемы проведения этнопсихологического исследования.
- Основные направления этнопсихологических исследований.
- Ценности и методы их исследований.
- Универсальные проблемы, которые решает каждая культура и конкретные пути их реализации в различных культурах.
- Понятие об интеллекте в разных культурах. Проблемы и парадоксы межкультурного тестирования интеллекта.
- Полихронные и монохронные культуры.
- Проблема социальной идентичности личности.
- Этническая идентичность механизмы и этапы формирования.
- Язык и этноидентичность.
- Механизмы межэтнического восприятия
- Этнические стереотипы, история изучения, основные функции
- Свойства и компоненты этностереотипов
- Этнические предрассудки, их происхождение и функции.
- Теоретические подходы и практические исследования этнических предрассудков.
- Понятие об этническом конфликте.
- Этническая напряженность этнические и конфликты. Возникновение, протекание.
- Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов.
- Межкультурная адаптация как проблема, актуальность, трудности решения, подходы к пониманию, основные понятия.
- Основные направления подготовки к межкультурному взаимодействию, виды программ, их задачи.
- Цели и задачи культурного ассимилятора.
- Понятие о «национальном характере»
- Проблемы исследования национального характера, методы и принципы изучения.
- Ранние и современные исследования национального характера.
- Изучение национального характера народов в западной науке.
- Культурный контекст и особенности коммуникации.
- Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации.
- Экспрессия и пространственно-временная организация общения в разных культурах.
- Исследования конформности, индивидуализма, коллективизма.
- Кросс-культурные исследования особенностей проявления чувства вины и стыда.
- Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах.
Вопросы к экзамену по этнопсихологии
- Психологическая наука о возможностях и направлениях совершенствования национальных и межнациональных отношений, активизации этносоциальных исследований, необходимости новых подходов к регулированию этнических и межэтнических процессов в стране.
- Место и роль национальной психологии в структуре общественного сознания, специфика ее влияния на все стороны жизни и деятельности людей.
- Источники и факторы формирования национальной психологии (национально-психологических особенностей) людей.
- Предмет этнопсихологии как науки.
- Задачи этнопсихологии как науки.
- Связь этнопсихологии с другими отраслями знаний.
- Роль природно-климатической и географической среды в развитии национально-психологических особенностей людей.
- Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей.
- Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей.
- Методологические и теоретические основы понимания сущности этнопсихологических феноменов.
- Сущность этнопсихологических явлений.
- Структура национальной психологии (классификация национально-психологических явлений).
- Характеристика структуро- (системо-) образующей стороны национальной психики.
- Характеристика динамической стороны национальной психики.
- Национальный характер и его роль в жизни и деятельности людей.
- Сущность и основные особенности национального сознания и самосознания.
- Национальный темперамент.
- Национальные интересы и ценностные ориентации.
- Национальные чувства и настроения.
- Национальные традиции и привычки.
- Учет национальных традиций, обычаев и привычек во взаимодействии и общении с представителями различных этнических общностей.
- Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей.
- Характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.
- Своеобразие эмоционально-волевых национально-психологических особенностей.
- Характеристика коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей.
- Свойства национально-психологических особенностей.
- Механизмы проявления национально-психологических особенностей людей.
- Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований за рубежом.
- Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований в России и СССР.
- Взгляды С. Лацаруса и Л. Штенталя на народную психологию.
- Концепция психологии народов в работах В. Вундта.
- Зарождение и развитие этнической психологии в России в середине XIX в.
- Взгляды на этническую психологию в работах Н.Д. Надеждина.
- Взгляды на этническую психологию в работах К.Д. Кавелина.
- Взгляды на этническую психологию в работах Г.Г. Шпета.
- Г. Лебон о психологии народов и масс.
- Взгляды на этническую психологию в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского.
- Американская этнопсихологическая школа в 40-60-е годы XX в.
- Концепция базовой (модальной) личности в зарубежной этнопсихологической науке.
- Дискуссии по проблемам этнопсихологии в России и СССР.
- Общая характеристика методов изучения и анализа национально-психологических явлений.
- Сущность национально-психологической детерминации.
- Сущность этнопсихологического отражения.
- Принципы подхода к анализу, сравнению и сопоставлению национально-психологических особенностей.
- Основные направления учета национально-психологических особенностей в деятельности воспитателей, руководителей многонациональных коллективов, социальных работников.
- Национальные системы управления.
- Этнопсихологическая детерминация идеологических, воспитательных и управленческих мероприятий в многонациональном коллективе.
- Национально-психологические особенности русских.
- Национально-психологические особенности украинцев.
- Национально-психологические особенности белорусов.
- Национально-психологические особенности народов Севера.
- Национально-психологические особенности народов Поволжья.
- Национально-психологические особенности народов Сибири и Дальнего Востока.
- Национально-психологические особенности народов Кавказа и Закавказья.
- Национально-психологические особенности народов Прибалтики.
- Национально-психологические особенности народов Средней Азии и Казахстана.
- Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья
- Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.
- Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках.
- «Концепции заговора» и этнический конфликт.
- Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации.
- Изучение ценностей в этнопсихологии.
- Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.
- «Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности.
- Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы.
- Этнические стереотипы, их содержание, функции.
- Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования.
- Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.
- Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон).
Теория базовой и модальной личности.
- Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур.
№ п/п |
Учебно-образовательные модули дисциплины |
Трудоёмкость СРС, зач.ед./часы |
Виды самостоятельной работы студентов |
Зач.ед./ часы |
1 |
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии. |
0,19/7 |
1. Изучение тем лекций |
0,08/3 |
2. Подготовка к практическим занятиям |
0,057/2 |
|||
3. Подготовка к тестированию по модулю |
0,057/2 |
|||
4. Подготовка к тренингу |
— |
|||
5. Подготовка к деловой/ролевой игре |
— |
|||
6. Подготовка к рубежному контролю |
— |
|||
2 |
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. |
0,31/11 |
1. Изучение тем лекций |
0,08/3 |
2. Подготовка к практическим занятиям |
0,057/2 |
|||
3. Подготовка к тестированию по модулю |
0,057/2 |
|||
4. Подготовка к тренингу |
— |
|||
5. Подготовка к деловой/ ролевой игре |
0,057/2 |
|||
6. Подготовка к промежуточной аттестации экзамену |
0,057/2 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
- Актуальные проблемы этнической психологии. — Тверь, 1992.
- Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.
- Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. — С. 195-308.
- Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива).
— М., 1988.
- Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, 1999. — С. 270-303.
- Крысько В.Г.Этническая психология. — М., 2004.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
- Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
- Лебон Г. Душа толпы / Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С.42-48.
- Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. — СПб, 1993.
- Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. – Мн., 1988.
- Стефаненко Т. Этнопсихология. — М., 2007.
Дополнительная литература:
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
- Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С. 349-356.
- Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб, 1997.
- Баклушинский С.А., Белинская В.П., Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С. 356-364.
- Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. — М., 2001.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. — М.; Воронеж, 2000.
- Бенидикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. — С. 271-284.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. – С. 43-271.
- Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. – М., 1980.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1997.
- Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С. 37-42.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. — М., 1993.
- Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. — №4. — 1997.
- Кленов И.Н. Этнополитический конфликт. — М., 1996.
- Кон И.С. К проблеме национального характера // И.С.Кон. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. С. 304-324.
- Коул М. Культурно-историческая психология. — М., 1997.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. — М., 1999.
- Лебедева Н.М. Новая Русская Диаспора: социально-психологический анализ. — М., 1997.
- Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. — С. 237-257.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М., 1994.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. — М., 1991.
- Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. — М., 2003.
- Мацумото Д. Психология и культура. — СПб., 2002.
- Mид M. Культура и мир детства. — М., 1988.
- Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. — М., 1994.
- Сеченов И.М. Замечания на книгу г. Кавелина: «Задачи психологии». Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.
- Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С.327-349.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.
- Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Введение в практическую социальную психологию. — М., 1966. — С.167-185.
- Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Социальная психология. Хрестоматия. — М., 1999. — С.204-209.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. — М., 1993.
- Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. — М., 2001. — С. 104-133.
- Уоллес Э.Ф.К. Психические заболевания, биология и культура // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. — М., 2001. — С. 361-404.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. – Мн., 1998. — С. 114-174.
- Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — М.; Воронеж, 1996.
- Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
- Этнопсихологические сюжеты. — М., 1992.
- Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. — М., 1999.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятий по этнопсихологии требуются учебная аудитория, интерактивная доска, компьютеры.
9. Контроль и оценка результатов обучения
Таблица 9.
Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
Виды учебной работы |
Максимальный балл |
Зачетный балл |
Модуль 1. |
130 |
70 |
в том числе |
|
|
Посещение лекций |
20 |
15 |
Подготовка и выполнение практических (домашних) работ |
20 |
10 |
Текущий контроль (тестирование) |
50 |
25 |
Подготовка и участие в тренинге |
— |
— |
Подготовка и участие в ролевой игре |
20 |
10 |
Рубежный контроль по Модулю 1. (тестирование, коллоквиум) |
20 |
10 |
Mодуль 2. |
140 |
75 |
в том числе |
|
|
Посещение лекций |
20 |
15 |
Подготовка и выполнение практических (домашних) работ |
20 |
10 |
Текущий контроль (тестирование) |
40 |
20 |
Подготовка и участие в тренинге |
— |
— |
Подготовка и участие в ролевой игре |
40 |
20 |
Рубежный контроль по Модулю 1. (тестирование, коллоквиум) |
20 |
10 |
Промежуточная аттестация – экзамен. |
270 |
145 |
Итого по дисциплине: |
270 |
145 |
10. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «этнопсихология»
АВТОСТЕРЕОТИПЫ – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности её представителями (как правило, содержат комплекс положительных оценок).
АДАПТАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ(лат. adapto – приспособляю,conflictus– столкновение) – конфликт, возникающий вследствие нарушения оптимального для организма человека процесса психофизиологической, психической, психологической или социальной адаптации при воздействии определенных условий окружающей среды.
АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс заимствования, восприятия культуры другой группы в условиях тесного взаимодействия с ней; может быть как односторонней (унилатеральной), так и двусторонней (билатеральной); в применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут; неполный синоним: социализация.
АНАЛИЗ КОНФЛИКТА (греч. analysis – разложение, расчленение; лат. conflictus – столкновение) – процесс расчленения конфликта на части с целью более подробного, досконального его рассмотрения и изучения.
АНТАГОНИСТ– человек, который жестко, непримиримо и даже враждебно отстаивает свои интересы в конфликте, не настроен ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов, воспринимаетоппонентакак личного «врага», «противника»; в конфликте придерживается стиляпротивоборство (или соперничество).
АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio – слияние, уподобление) – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания; в ряде стран в условиях национального и религиозного гнёта происходит насильственная ассимиляция (этнограф.).
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ – столкновение между различными социальными группами с использованием вооружения (исключая вооруженные силы).
ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ – совокупность оценочных суждений о других народах (могут быть как положительными, так и отрицательными), в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.
ИЗБЕГАНИЕ – см. «уклонение».
КОМПРОМИСС — один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся готовностью субъекта идти на уступки при условии адекватной позиции и поведении оппонента
КОНКУРЕНЦИЯ (лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.
КОНФЛИКТ (лат. conflictus — столкновение) – столкновение противоположно направленных, взаимоисключающих целей, интересов, потребностей, мотивов, мнений или взглядов
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
КОНФЛИКТОГЕНЫ – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта.
КОНФРОНТАЦИЯ – противоборство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.
ЛАТЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ – 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной (латентной) фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo – край) – личность, у которой не сформировано прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, маргинальная личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад; понятие ввёл Р. Парк (1932 г.); Э. Стоунквест (1960) рассматривал этнокультурную и расовую маргинальность.
МЕДИАТОР – см. посредник.
МЕДИАТОРСТВО – посредничество в конфликте (существуют специально созданные для этих целей медиаторские фирмы, получившие достаточно широкое распространение в ряде западных стран).
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ – термин психологической антропологии для обозначения наиболее распространённого (типичного, репрезентативного) типа личности в данной социокультурной среде (Р.Бенедикт); в мультикультурных, стратифицированных обществах существует несколько модальных личностей; близким, но не тождественным, является теоретический конструкт «базисной или базовой структуры личности» – ядерный набор черт, присущий всем носителям данной культуры (А. Кардинер); содержательно оба понятия до определённой степени противопоставляются маргинальной личности.
МОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, имеющих выраженный нравственный компонент.
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – концептуальное идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества и его практическая реализация в образовательной политике, цель которых – решение образовательными средствами проблем, возникающих в мультикультурном обществе; данный термин противоположен концепции и политике ассимиляции в образовании.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС – совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях; определяется общественным и государственным строем, национальной политикой господствующих классов, классовой борьбой, оказывая, в то же время, влияние на общественные отношения.
НАЦИЯ (от лат. natio – племя, народ) – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности: их территориальных, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.
ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА – конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оппоненты.
ОППОНЕНТ – один из субъектов конфликта, занимающий иную (отличную от других) или противоположную другим позицию, придерживающийся иного мнения, преследующий интересы, отличающиеся от интересов других сторон конфликта.
ПЕРЕГОВОРЫ – механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы (могут проводиться с участием третьих сторон).
ПОСРЕДНИК – третья сторона в конфликте, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы и выполняющая функцию своеобразного «буфера» между оппонентами, однако, данная сторона не влияет на окончательное решение, которое принимается участниками самостоятельно.
ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником разногласий между конфликтующими сторонами.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ — один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением одного из субъектов конфликта уступить другой стороне в возникшем разногласии с целью сохранения партнерских отношений на будущее.
ПРОТИВОБОРСТВО — один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся навязыванием оппонентам предпочтительного для себя решения, исключительной ориентацией на собственные интересы, открытой антагонистической борьбой за реализацию своих целей.
СОПЕРНИЧЕСТВО – см. противоборство.
СОТРУДНИЧЕСТВО – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением человека к согласованной, слаженной работе с людьми, подчеркивающий готовность поддержать и оказать им помощь, заключающийся в ориентации на совместный поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех сторон.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis – общественный) – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
СУБЪЕКТ КОНФЛИКТА (лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа, являющиеся носителем определенной степени активности, проявляющейся в конфликтной ситуации и приводящей к конфликту.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – показатель устойчивости реакции человека при воздействии на него конфликтогенов отсутствие или ослабление
ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ – нейтральная или «третья» сторона в конфликте; лицо, наделенное данными полномочиями, обладает следующими характерными признаками: обязательная референтность для участников конфликта, предусматривающая авторитарное принятие им решения, обязательного для выполнения оппонентами после предварительного поочередного заслушивания каждой из сторон.
УКЛОНЕНИЕ – один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своем.
УСТУПКА – см. «приспособление».
ФАСИЛИТАТОР – см. «посредник».
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА – свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.
ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА – одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания членами каждого общества (в том числе и этнической общности) «правил жизни», диктуемых им социальными, природными и «сверхъестественными» силами; представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение.
ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; данный термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле (иногда им обозначают несколько народов – этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, поляки и др. – славянская этническая общность), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ – относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей; в содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах; помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности; принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ – готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и, в соответствии с этим восприятием, действовать определённым образом в конкретной ситуации; этнические установки фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку; источником, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия; нарастание этнических конфликтов сопровождается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии; внутренним, собственно этническим источником может быть столкновение национальных интересов, то есть тех же социально-политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне национального самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности.
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА – обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры и быта.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ – отражают размещение народов, а также различных элементов их материальной и духовной культуры.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ethnos – племя, народ) – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.
ЭТНОС – см. этническая общность.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ – склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
40