Основные цели применения этой методики — формирование когнитивных операций, необходимых для опознания при нарушенном сенсорном отражении, т. е. развитие операционной стороны восприятия; обогащение представлений детей; развитие наглядно-образного мышления. В ходе работы по этой методике решаются следующие задачи:
— интериоризация внешних перцептивных действий, превращение их во внутренние;
— закрепление навыков выделения основных информативных признаков изображений;
— формирование механизма интегрирования признаков и их симультанного опознания;
— максимальное включение в сенсорно-перцептивный процесс когнитивных операций (сравнение, вербально-логический анализ и др.);
развитие константности восприятия.
Средством реализации методикиявляется разнообразный иллюстративный материал:
— отдельные изображения, сгруппированные по характеру наполнения и по тематической направленности;
— сюжетные ситуации разной степени сложности.
— Особый вид изобразительного материала предназначен для выполнения визуально-логических заданий, способствующих интеллектуализации процесса восприятия.
Весь иллюстративный материал делится на следующие подгруппы:
— по пространственным свойствам — изображения плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные);
— по степени сложности — простые и сложные;
— по смысловой нагрузке — предметные и сюжетные;
— по формообразующему признаку — контурные, силуэтные, заполненные;
— по цветообразующему признаку — черно-белые и гетерохромные;
— по художественной направленности — рисунок (графика) и картина (живопись).
—
Основные обучающие задания и приемы.
На первом этапе работа с рисунками строится на использовании следующих обучающих заданий:
— нахождение рисунка, определение границ, выделение из фоновой плоскости;
— ориентирование на изобразительной плоскости, определение верха—низа, правой—левой, центральной частей рисунка;
— поиск изображения на рисунке;
— наложение силуэтного изображения на рисунок;
— построение вербально-смысловых схем описания изображения;
— выделение и опознание контура;
— определение порога узнавания формы;
— постепенное сокращение угла зрения, демонстрация изображений на более удаленном расстоянии;
Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 ...
... либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти. Наше познание окружающей действительности начинается с ... абстракции числа, пространства и времени., а развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит ...
— определение количественных понятий с помощью рисунков, развитие порога различения величины;
— развитие цветовосприятия;
— опознание основных ахроматических и хроматических цветов;
— различение оттенков и промежуточных цветов;
— закрепление связи между вербальным и зрительным представлениями о цвете;
— обнаружение объекта в условиях пониженной контрастности, насыщенности и яркости цвета, четкости контура.
Ряд заданий первого этапа связан с опознанием простых предметных изображений. Эти задания включают:
— формирование дискретного способа опознания, выделение частей (фрагментов) изображений, описание их информативных свойств;
— формирование интегрального способа опознания, определения сигнальных признаков, определение основного в объектах изображения,
— закрепление различительных признаков путем многократного сравнения разнородных изображений;
— развитие быстроты и точности восприятия, стереотипов узнавания;
— дифференциация зрительных представлений, сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки однородных, но разновидных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект как отличный от всех других объектов;
— обобщение объектов изображения;
— выделение обобщающих понятий;
— решение сложных мыслительных задач на материале предметных изображений.
Основной формообразующей структурой объекта является контур; для отработки приемов выделения и опознания контура используются задания:
— совмещение силуэтного трафарета с изображением;
— прослеживание контура, т. е обведение контура карандашом; для проверки качества воспроизведения обведение производится под копировальную бумагу;
— опознание контурных изображений;
— опознание контурных изображений по частям (деталям);
— выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля (маскировочной сетки, наложения контурных изображений одного на другое).
Тематическое наполнение предметного иллюстративного материала ограничивается на первом этапе геометрическими телами и предметами, близкими по форме к геометрическим телам или состоящими из их сочетаний, например: домик, пирамида, звезда и т. п. С помощью таких рисунков изучаются количественные понятия — больше — меньше, одинаковое — разное, по размеру, равно, длинее — короче, толще — тоньше, уже — шире. Учащиеся сравнивают равно- и разновеликие изображения, выделяют из ряда равновеликих разновеликие, располагают предметы «по росту».
Развитие цветовосприятия начинается с различимости основных ахроматических и хроматических цветов и их сочетаний, а затем промежуточных цветов. Закрепляются связи между названиями и зрительными представлениями о цветах. Даются задания на опознание изображений при вариации их хроматических характеристик: цветового тона, коэффициента отражения, чистоты цвета. Предлагаются следующие задания:
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ... процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих ...
— выделение заданного цвета из цветовой гаммы;
— построение цветовых рядов при снижении насыщенности и
яркости цвета;
— сопоставление цветовых рядов с цветовой матрицей;
— прослеживание цветовых рядов с постепенным понижением
цветового контраста;
— опознание и построение различных цветовых сочетаний.
На втором этапе коррекционного курса дети учатся опознавать сложные изображения. В круг заданий этого этапа входят:
— пространственная ориентация на материале сложных изображений;
— описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами;
— взаиморасположение объектов на рисунке и пространственные соотношения между изображенными объектами,
— изучение законов перспективы;
— объяснение построения проекционной глубины, понятий «линия горизонта» и «точка схода»;
— описание изображений, имеющих проекционную глубину;
— развитие восприятия объемности изображаемых объектов;
— сопоставление изображений, имеющих фронтальную и угловую перспективу, а также изображений, находящихся в различной угловой перспективе по отношению к наблюдателю,
— опознание изображений с контрастными изменениями цветового тона, различение светотени, изменение окраски предметов в зависимости от расположения относительно источника света и его структуры;
— опознание объектов, имеющих перекрытие объектами первого плана;
— отработка приемов по частичному наложению одного изображения на другое, определение целого по части;
— обучение опознанию объектов в различных условиях воспроизведения и демонстрации;
— развитие константности восприятия формы, цвета, величины.
Третий этап коррекционною курса связан с развитием восприятия сложных сюжетных рисунков и картин. Задания включают:
— подробное описание сюжетной композиции;
— выделение главного на рисунке;
— определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия;
— установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений;
— определение основной сюжетной канвы сложного изображения, установление ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания;
— обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним (признакам эмоционального состояния персонажей;
— знакомство с произведениями изобразительного искусства;
— понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины;
1. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром
... с плоскостным изображением округлой и угольной формы. Учить выполнять мануальные обследовательские действия при восприятии изображений с постепенным ... последующим изменением вариантов их расположения. Упражнять в зрительном определении расстояния (ближе-дальше) от себя до 2 ... прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям ...
— развитие эмоционального восприятия произведений искусства.
Основные приемы работы:
— поиск и обнаружение изображений;
— различение их информативных признаков;
— дискретное и фрагментарное опознание частей изображения;
— целостное опознание на основе интегрирования признаков и частей;
— опознание изображений в различных условиях предъявления;
— сопоставление и сравнение изображений и их частей,
— обобщение и категоризация;
— установление пространственно-временных зависимостей и причинно-следственных связей на сюжетных рисунках,
— осмысление ситуаций сюжетных рисунков.
Итак, коррекционные занятия с наглядно-образными методиками формируют и развивают:
— умения выделять признаки изображений — контур, яркость, цвет, черно-белый и хроматический контраст, форму, размер, ориентацию;
— способность к интегрированию признаков; дискретное, фрагментарное и целостное восприятие изображения;
— константность восприятия;
— навыки максимального включения в сенсорно-перцептивный процесс мыслительных операций;
— зрительную кратковременную память.