Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

39

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Содержание

диагностика креативность торренс методика

Введение

Глава 1. Теоретические основы методики Торренса

1.1 КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

1.2 КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ Э.П. ТОРРЕНСА

Глава 2. Практическое применение методики Торренса

2.1 ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

2.2 Использование методики Е. Торренса на примере изучения способностей студентов-химиков Заключение Список литературы Приложения Введение В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. По мнению К.К. Платонова, «способности -- это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соответствии с определенной деятельностью» Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 134. Более развернутое понятие способностей содержится в трудах другого известного психолога Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, -- указывал он, -- под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие „способность“ не сводится к тем занятиям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» Теплов Б.М.

Способности и одаренность // Ученые записки ГНИИ психологии. М., 1941. Т. II. С 22--23. Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем. В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени. В отличие от них, специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... круга покупателей Тематика рефератов Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Системный подход и психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как ... студенты должны: Знать: - основные понятия психологии рекламы; - основные психологические подходы в психологии рекламной деятельности; - основные методы психологического воздействия на потребителя ...

Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т. п. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т. д. Кроме того, в деятельности человека постоянно проявляются два уровня развития способностей. Первый из них -- это репродуктивный уровень развития способностей, характеризующийся умением человека усваивать знания, овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при решении стандартных задач. И второй, более высокий уровень развития способностей -- творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

Способности проявляются во взаимодействии и функционировании систем, определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. Таким образом, способность -- это свойство системы проявлять свою сущность при взаимодействии с другими системами.

Субстратом, материей способностей являются репрезентативные когнитивные структуры. Развитие репрезентативно-когнитивных структур зависит от задатков (определенных базовых морфофункциональных особенностей мозга).

Для успешного выполнения разных видов деятельности нужны свои специфические системы репрезентативно-когнитивных структур. В то же время какие-то структуры могут быть использованы в разных видах деятельности -- такие структуры можно соотнести с понятием «общие способности».

Проблемам психологии способностей в нашей стране и за рубежом посвящено большое количество работ (Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Волковой Е.В., Горбачевой Е.И., Дружинина В.Н., Торренса Э.П., Туник Е.Е., Чуприковой Н.И. и многих других авторов).

12 стр., 5533 слов

Психология 50

... функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творческому решению проблем есть у многих, а интеллектуальный ... физиологии движений (Н. А. Бернштейн), психологии труда, инженерной психологии и др. Многие положения Гастева не всегда ... стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Гастева идея ...

Целью настоящей работы является анализ психодиагностических возможностей методики Торренса.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) исследовать основные положения концепции креативности Э.П. Торренса;

2) выявить возможности практического применения методики Торренса;

3) рассмотреть особенности реализации методики Торренса на конкретных примерах.

Объект исследования — креативность и ее диагностика.

Предмет исследования — тест креативности Торренса.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Глава 1. Теоретические основы методики Торренса

1.1 КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов ХХ в.

В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорд в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003. С. 123.

Как это ни удивительно, с 50-х годов положение изменилось крайне незначительно. И многие психологи, в частности Стернберг, считают креативность «золушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 1950-е годы интерес к исследованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стернберга, всего лишь 0,5% статей в Psychological Abstract (с 1975 по 1995 год) имели отношение к проблеме креативности. Из 1200 американских университетов, имеющих факультеты психологии, только в 76 читался курс по психологии креативности. Как правило, лабораторий по исследованию креативности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для специалистов в области психологии творчества крайне мало Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994. С. 88.

22 стр., 10675 слов

Проблема способностей в психологии 2

... Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Э. П. Торренс и др. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне ... следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые ... исследовали состояние проблемы способностей в современной психологии. Для этого мы определили понятие способностей в психологии, рассмотрели различные ...

Исследования творческих способностей в Программе Американской психологической ассоциации помещены под рубрикой «Психология искусства». В нашей стране исследования по психологии творческих способностей проводятся в рамках программы «Одаренные дети» Там же. С. 100.

Публикации по креативности сосредоточены в двух крупных журналах: «The Creative Behavior», основанном в 1967 году, и «The Creativity Research Journal», который существует с 1988 года. Однако в первом журнале, ориентированном на широкий круг читателей, преобладают теоретические и обзорные статьи. Второй журнал рассчитан на психологов-исследователей.

Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны психологов-экспериментаторов являлась нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики.

Креативность (от лат. creatio — созидание) -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. С. 90−91.

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 56.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... на психологические знания. Критерии оценивания: Реалистичность представления психологической проблемы. Креативность, артистизм. Организация обсуждения драматического этюда, психологическая обоснованность комментариев к ... возрастов (детство; подростково-юношеский возраст; зрелый возраст). Виды заданий: Мультимедиа-презентация Аннотированная подборка интернет-источников Подборка литературных примеров ...

«Психометрическая революция» в исследованиях креативности началась в начале 60-х годов и до сей поры не окончена.

Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты -- SOI (structure of the intellect) Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1. С. 190.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд).

Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

1 стр., 473 слов

Тест Торренса

... применения: Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться ... очень важно достичь полного понимания инструкций. Образовательные программы: Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях: исследование развития одаренности ...

Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость -- способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость -- способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость -- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость -- способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность -- способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004. С. 116.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Приведем примеры тестов Чуприкова Н.И. Указ. соч. С. 191−192.

Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).

Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).

Составление изображений. «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».

9 стр., 4369 слов

Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков

... оригинальность». Аналогичную специфику выполнения теста Торренса мы обнаружили при исследовании гендерных различий в структуре творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: по общему показателю невербальной креативности ... этот факт обращал внимание Е. Торренс, по мнению которого креативность — это не специальная, а общая способность. Однако наиболее интересные результаты были получены ...

И так далее. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 -- на вербальную креативность и 4 -- на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази).

Время выполнения тестов ограничено Там же. С. 193.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса.

1.2 КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ Э.П. ТОРРЕНСА

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей Там же. С. 66−71.

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление Там же. С. 88−90.

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звукоподражание и образы» используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (животному, механизму и т. д.).

Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

Надежность тестов Торренса очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные Там же. С. 100−101.

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Метод. руководство. СПб., 1998. С. 20−22.

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ испытуемого встречается менее чем в 1% случаев, то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается менее чем в 1−2% случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6% случаев, присваивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 112.

Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115−120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами Там же. С. 156−157.

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).

Итак, тест Е. Торренса — один из лучших в мировой психологической практике страндартизованный инструмент для измерения творческого (креативного) мышления.

Тест позволяет оценить:

* вербальную креативность;

* образную креативность;

* отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Глава 2. Практическое применение методики Торренса

2.1 ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая -- невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья -- для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

Рассмотрим адаптацию одного из субтестов полного теста Торренса -- субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures), проведенную на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993—1994 годах в лаборатории диагностики способностей Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами -- вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление).

Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1−2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 67−68.

Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется б картинок, выбранных из 10 оригинальных (в приложении 1 к настоящей работе приведены картинки 1 и 6).

Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее показательный из них -- оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков.

В прилагаемом атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, как представляется, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:

где Or -- оригинальность данного типа рисунка; X -- количество рисунков данного типа; х -- максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий сти-мульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1−2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.», как представляется, характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В кратком варианте теста эти показатели не используются.

Инструкция. Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность -- 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность -- 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим).

Его оригинальность -- 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола -- 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. Оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола -- 1.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности Там же. С. 69.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. Это означает, что примерно у 80% людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20% имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

2.2 Использование методики Е. Торренса на примере изучения способностей студентов-химиков

Поскольку в немногочисленных работах Борецка К. Теория и практика изучения общей химии на основе профессиональной направленности в педвузах Польши. СПб., 1993; Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 19 994 Очирова Л.П. Формирование умений осуществлять причинно-следственные связи в обучении химии: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 1995; Федоренко П.В. Психологические условия эффективного применения ТСО для совершенствования профессиональной деятельности будущего учителя химии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992; Шаталов М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998; Эпштейн Д.А. Формирование химических способностей у учащихся // Вопр. психологии. 1963. С. 106--116., посвященных способностям химиков, в качестве отличительных особенностей указываются творческий характер химического мышления и способность устанавливать причинно-следственные связи, то в поисках диагностического инструментария, позволяющего хоть в какой-то мере пролить свет на сущность способностей к усвоению химических знаний, внимание Е.В. Волковой привлекла методика Е. Торренса Волкова Е.В. «Great chemists» -- новый подход к диагностике специальных способностей // Материалы науч. конф., посв. памяти В.Н. Дружинина. 19--20 сент. 2005 г. М., 2005. С. 98--103; Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков / Е.В. Волкова // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 241−253. Волкова предположила, что у более способных химиков будут более высокие показатели субтестов «Причины» и «Следствия» вербальной батареи и показатели вербальной и невербальной креативности, чем у менее способных.

Существуют различные варианты адаптации методики Е. Торренса к российской выборке. При исследовании креативных способностей студентов-химиков Волкова опирались на иматоновский вариант теста, включающий две батареи -- вербальную и образную Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков. С. 241−242.

Вербальная часть методики состоит из семи субтестов. Первые три субтеста выполняются на основе одного и того же стимульного изображения и связаны с «научным» (причинно-следственным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проявить любознательность, чувствительность к неизвестной и недостающей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных событий. В четвертом субтесте «Улучшение предмета» обследуемому предлагается высказать как можно больше способов улучшения игрушечного слона. В пятом субтесте «Необычное использование» требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Образ «картонные коробки» стимулирует множество стереотипных идей и тем самым позволяет выявить способность испытуемого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные решения. В шестом субтесте «Необычные вопросы» обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. В седьмом субтесте предлагается картинка, на которой изображена неправдоподобная ситуация. Задача испытуемого -- предположить как можно больше последствий этой ситуации.

Невербальная батарея включает в себя три субтеста. В первом субтесте «Создание рисунка» испытуемому предлагается нарисовать картинку, используя овальное цветное пятно в качестве основного элемента изображения. Во втором субтесте «Незаконченные фигуры» испытуемый должен дорисовать десять незаконченных фигур, навязывающих человеку определенные устойчивые образы. Для того чтобы создать оригинальный рисунок, необходимо противодействовать этому стремлению. В третьем субтесте «Повторяющиеся линии» стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий, на основе которых необходимо создать какие-либо изображения.

В процессе обработки результатов вербальной батареи ответы испытуемого необходимо оценить по параметрам «беглость», «гибкость», «оригинальность». При обработке невербальной батареи к этим показателям добавляются параметры «разработанность», «абстрактность названий» и «сопротивление замыканию».

Параметр «беглость» раскрывает способность человека генерировать большое количество осмысленных идей. Параметр «гибкость» отражает способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. Параметр «оригинальность» оценивает способность придумывать необычные уникальные ответы, требующие творческой силы. Концепция «творческой силы» в понимании Гилфорда, Торренса состоит в том, что очевидные, часто встречающиеся ответы (более чем у 5% испытуемых) не требуют большого умственного напряжения при их создании и оцениваются в нуль баллов. Для каждого субтеста приводятся списки ответов: на 0 баллов, на 1 балл (2--4,99%), 2 балла (менее чем у 2% испытуемых).

Параметр «разработанность» отражает способность детально разрабатывать возникшие идеи. Параметр «абстрактность названий» позволяет определить уровень понимания сути проблемы, способность трансформировать образную информацию в словесную форму. Показатель «сопротивление замыканию» отражает способность не следовать стереотипам и длительное время оставаться открытым для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Исследование проводилось в 2002--2006 гг. среди студентов второго курса химического факультета УрГУ. В эксперименте приняли участие 289 студентов, из них 60% девушек. В качестве критерия деления студентов на группы мы приняли успеваемость по химическим дисциплинам: в группе более способных -- средний балл по химическим дисциплинам выше 4,7, в группе менее способных -- средний балл ниже 4,7.

Следуя предостережению В. Н. Дружинина Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. С. 201. о том, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико и перенос норм с выборки стандартизации на другую выборку дает большие ошибки, были разработаны стандартные нормы для выборки студентов-химиков второго курса (см. табл. 1 и 2 в приложении 2).

При подсчете среднеарифметических значений (M) и стандартного отклонения (s) показателей креативности было обнаружено, что нормы стандартизации различаются не только между студентами разных факультетов, но и внутри выборки -- между юношами и девушками одного факультета.

Математический анализ среднегрупповых показателей выполнения теста Торренса с использованием параметрических и непараметрических методов выявления различий для двух независимых выборок показал отсутствие достоверных различий. И следующий момент, на который Волкова обратила внимание, -- число «химических образов» при выполнении невербальной батареи Торренса у более способных химиков значимо выше, чем у менее способных Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков. С. 245. Отсутствие достоверных различий по показателям методики Торренса в группах лучше и хуже успевающих по химии студентов можно объяснить существованием специальных способностей, позволяющих более способным химикам достигать более высоких результатов в профессиональной деятельности. Таким образом, можно предположить, что в основе химического мышления, отражающего химическую форму движения материи, лежат свои специфичные операционные механизмы, отличные от операционных механизмов общих творческих способностей, задействованных при выполнении теста Торренса.

Данные, что в основе мышления химика имеются свои специфичные когнитивные структуры, специфичные операционные механизмы, обусловленные соответствующей деятельностью, можно получить, наблюдая за тем, как химики, физики и математики решают одну и ту же задачу «Слили два раствора…»: большинство химиков пыталось представить эту задачу наглядно и нарисовать эти растворы (наглядно-образное мышление); математики сразу рисуют таблицу 3×3 и пишут x, y… (абстрактное мышление); физики переводят граммы и литры в систему СИ и выводят общую расчетную формулу (концептуальная модель).

Полученные данные согласуются с исследованиями художественных, литературных, музыкальных способностей Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей ОВД / Под общ. ред. Н.В. Андреева. М., 1996. С. 67−69., в которых показывается, что творческое мышление, описанное Торренсом (и измеряемое тестами креативности), и художественное воображение, специализирующееся в сфере художественного творчества, -- явления не родственные функционирующие по разным законам. На этот факт обращал внимание Е. Торренс, по мнению которого креативность -- это не специальная, а общая способность Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 6−7.

Однако наиболее интересные результаты были получены в результате качественного анализа рисунков невербальной батареи Торренса.

Во-первых, достаточно часто встречаются химическая посуда (пробирки, колбы, воронки, мерные цилиндры, осушители), химические формулы и знаки, графики химических процессов (цикл Карно), гальванические элементы, электролиз, и нас особенно заинтриговало, чем же отличаются студенты, отразившие и не отразившие образы химии в невербальной батарее Торренса.

Во-вторых, существует гендерная специфика творческих способностей, юноши и девушки по-разному воспринимают окружающий мир и те образы, которые являются типичными для одной гендерной группы, для другой, согласно Торренсу, требуют творческой силы, следовательно, необходимо разработать свои списки неоригинальных ответов для каждой гендерной группы.

В-третьих, культура, в которой происходит социализация личности, формирует культурно-обусловленные когнитивные структуры, поэтому при обработке невербальной батареи Торренса очевидны как одинаковые образы на один и тот же стимульный материал, так и специфичные, характерные для данной культуры.

Итак, попытаемся разобраться, почему не у всех студентов-химиков в ответах обнаруживаются «химические образы». Чем это можно объяснить -- способностью противостоять давлению среды или за этим скрыт более глубокий пласт работы сознания? Чем же отличаются студенты, отобразившие и не отобразившие химическую форму движения материи?

Для того чтобы исключить случайность появления «химического образа» в ответе, выборка была разделена на две группы: в первую группу вошли студенты, нарисовавшие два и более образа, во вторую -- все остальные.

Математический анализ показал отсутствие достоверных различий между показателями успеваемости по математике, физике; показателями уровня интеллектуального развития (по тестам интеллектуальных и профессиональных способностей (ТИПС), Равена, Д. Векслера, кроме арифметического субтеста 3); показателями творческих способностей (тест Торренса); показателями теста Кадырова (активность, воображение, самоорганизация, воля, общий показатель второй сигнальной системы); объему кратковременной слуховой памяти (методика 10 слов); показателями психомоторной и интеллектульных сфер по методике опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) Русалова и т. д.

Наибольшее число достоверных различий было выявлено именно по показателям химических способностей: успеваемость по химии; химические дифференцировки; объем сохранения химической информации в памяти; химическая интуиция; субъективные оценки химических способностей, интерес к химии; по тесту Great chemists -- способность различать физические и химические явления, выявлять окислительно-восстановительные свойства, способность прогнозировать направление химического процесса в зависимости от изменения внешних условий.

По факторному личностному опроснику Кеттелла были выявлены более высокие показатели фактора G (развитое чувство ответственности, обязательность и добросовестность, точность и аккуратность в делах, хороший самоконтроль) и менее высокие фактора F (большая надежность, серьезность отношения к жизни и к работе).

Волкова Е.В. предположила Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков. С. 250., что причиной появления химических рисунков в невербальных субтестах Торренса является более высокая степень дифференцированности когнитивных структур репрезентации химических знаний, являющихся носителем специальных способностей химиков. Данные однофакторного дисперсионного анализа подтвердили предположение о наличии причинно-следственной связи между временем сложнейших дифференцировок (химический пасьянс и окислительно-восстановительный процесс -- не окислительно-восстановительный процесс) и числом химических образов.

На основе полученных данных можно утверждать, что студенты, отобразившие химическую форму движения материи в невербальных субтестах Торренса, обладают более высокими специальными способностями. Следовательно, появление «химических образов» в невербальной батарее Торренса может служить более надежным критерием для выявления потенциально способных химиков, чем успеваемость.

Следует особо подчеркнуть тот момент, что причинно-следственная связь была выявлена между числом химических образов и временем сложнейших химических дифференцировок: чем более тонко дифференцированы когнитивные структуры репрезентации химических знаний, тем больше вероятность появления химических образов. Возможно, именно этот факт лежит в основе действия механизма подсказки или возникновения гипотезы в условиях творческого процесса. Происходит своего рода «настройка» репрезентативных когнитивных структур на подсказку, как настраивают инструменты, голос, ориентируясь на камертон. Тонко дифференцированные структуры имеют возможность образовывать большее разнообразие новых временных связей, необычных комбинаций, и вероятность образования интегративной структуры, наиболее точно соответствующей по инвариантным признакам исследуемому объекту, возрастает. Происходит то, что мы называем «внезапное озарение», «инсайт», совпадение внешних условий мышления с его результатом -- с репрезентативными когнитивными структурами, отражающими релевантные свойства объекта.

Полученные Волковой данные согласуются с подходом к раскрытию природы творческого мышления Д. Б. Богоявленской Богоявленская Д.Б. Указ. соч. С. 105−106., которая утверждает, что суть так называемого бокового, или дивергентного, мышления заключается в том, что «думать около» на деле означает «думать вглубь». Анализируя биографии великих химиков, можно найти много примеров, подтверждающих, что в основе открытий лежит способность «думать вглубь», а не частота встречаемости ответов, согласно концепции творческой силы Е. Торренса. Так, академик Н. Черняев характеризует академика В.В. Лебединского следующим образом: «…Всегда находит новые и интересные факты, часто у соединений, казалось бы, вдоль и поперек исследованных в обычной химической практике» Цит. по: Чуприкова Н.И. Указ. соч. С. 195.. По-видимому, именно высокая степень дифференцированности когнитивных структур репрезентации химических знаний обусловливает творческий характер химического мышления.

Следующий момент, который требует детального рассмотрения, -- это гендерная специфика творческих способностей.

Значимые различия между юношами и девушками химического факультета были выявлены только по показателям «невербальная оригинальность» и «невербальная разработанность». Причем у девушек показатель «невербальная разработанность» выше, а у юношей выше показатель «невербальная оригинальность». Аналогичную специфику выполнения теста Торренса обнаружили при исследовании гендерных различий в структуре творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: по общему показателю невербальной креативности между юношами и девушками нет значимых различий. Достоверные различия были выявлены только по параметру «оригинальность»: мальчики оригинальнее девочек.

Параметры «беглость», «разработанность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» не затрагивают содержания рисунков. В то же время параметр «оригинальность» непосредственно связан с содержанием рисунков.

Для выборки студентов-химиков, Волкова разработала списки часто встречающихся ответов с учетом гендерной специфики появления того или иного образа в невербальной батарее Торренса.

Проверка надежности полученных ответов осуществлялась на основе математико-статистического анализа таблиц сопряженности переменных с номинальной шкалой (Chi-Square Tests): большинство образов невербальной батареи Торренса значимо связаны с полом испытуемого. Так, если образ животного или цветка в субтесте «Создание рисунка» для девушек является банальным, то для юношей такой ответ является уникальным и требует, согласно Е. Торренсу, творческой силы. Образ дупла, дыры для юношей в данном субтесте является обычным, у девушек он вообще не встречается. Более подробные списки ответов на 0 баллов для российской выборки студентов-химиков в возрасте 18--19 лет представлены в табл. 3 (приложение 2).

Таким образом, несмотря на то, что по тесту Торренса мальчики и юноши оказываются оригинальнее девочек и девушек, очевидны существенные различия в содержании рисунков. Обнаружено, что-то, что оригинально для представителей одной гендерной группы, может быть совсем неоригинально для представителей другой гендерной группы. Также можно отметить, что девушки находятся под сильным давлением социальной среды, общества, которые существенно сужают круг возможностей женщин. Данное предположение подтверждается анализом гендерных особенностей структуры творческих способностей. Если для мальчиков и юношей ключевым показателем творческих способностей является разработанность, то для девушек -- сопротивление замыканию. Динамика структуры творческих способностей показывает, что в младшем дошкольном возрасте у девочек показатель сопротивления замыканию является независимым фактором, но в возрасте 18--19 лет он теснейшим образом связан со всеми другими показателями невербальной креативности. Следовательно, для того чтобы реализовать себя в творчестве, девушкам приходится преодолевать все большее число стереотипов, штампов поведения, навязываемых социальной средой.

Известно, что наиболее значимые образы сознания в ответах испытуемых сохраняются и воспроизводятся лучше. Именно поэтому наибольший интерес представляют типичные, часто встречающиеся ответы испытуемых, которые позволяют воссоздавать внутренний мир испытуемых, моделировать содержание и структуру психического отражения действительности. Как указывает Н.И. Чуприкова, «это возможно потому, что характер и особенности поведения глубинно и закономерно связаны с содержанием, структурой и динамикой отражательной деятельности мозга» Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997. С. 94.

Волкова сравнила списки типичных ответов наших студентов-химиков и американских испытуемых (см. табл. 3).

В субтесте 1 «Создание рисунка» овальное цветное пятно вызывает как общие для разных культур образы сознания (яйцо, лицо), так и специфичные, присущие только испытуемым данной культуры. Например, если для наших студентов типичными являются образы цветка, животного, то для американских испытуемых -- абстрактный рисунок, кружок, слеза.

В целом анализируя данные, представленные в табл. 3, можно образно описать «менталитет» американской молодежи: абстракция, цифры, буквы, лицо и фигура. Для российских студентов-химиков более значима природа: животные, цветы и деревья, насекомые, облака, рельеф местности. Важным является не столько лицо, сколько глаза, улыбка -- образы, несущие информацию о духовном мире человека.

Заключение

Креативность (от лат. creatio — созидание) -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

На практике тест Торренса работает как проективная методика, уникальность которой определяется прежде всего инструкцией. Инструкция раскрепощает испытуемого, снимает защиты и в творческом процессе направляет полет мысли к отображению того, что для человека значимо. Качественный анализ содержания рисунков невербальной батареи Торенса позволяет заглянуть во внутренний мир испытуемого, увидеть его интересы, состояние, способности, даже такие, которые пока еще им не осознаются, или такие, которые он старается спрятать даже от самого себя.

Полученные в результате анализа содержания рисунков невербальной батареи Торренса данные показывают, что в процессе социализации личности формируются внутренняя картина мира, репрезентативные когнитивные структуры, отражающие гендерную специфику поведения, которые впоследствии не только определяют восприятие окружающего мира, но и управляют творческой активностью.

Практическое использование теста Торренса приводит к следующим выводам:

1. В основе профессионального мышления, отражающего определенную форму движения материи, лежат свои специфичные операционные механизмы, отличные от операционных механизмов общих творческих способностей.

2. Чем выше уровень специальных способностей, чем более тонко дифференцированы когнитивные структуры репрезентации знаний в определенной сфере, тем больше вероятность появления соответствующих образов в невербальной батарее Торренса.

3. Появление таких образов в невербальной батарее Торренса может служить более надежным, чем успеваемость, критерием выявления потенциально способных будущих профессионалов.

4. В процессе социализации личности формируется внутренняя картина мира, репрезентативные когнитивные структуры, отражающие гендерную специфику поведения, которые впоследствии не только определяют восприятие окружающего мира, но и управляют творческой активностью.

5. Невербальную батарею теста Торренса можно использовать в качестве проективной методики, позволяющей в известных и контролируемых условиях моделировать содержание и структуру психического отражения действительности.

Тест Е. Торренса оказывается полезным при решении целого ряда задач:

* менеджмент, консалтинг, политика — подбор сотрудников, обладающих творческим потенциалом способных принимать нестандартные решения и находить выход в новых неизвестных ситуациях;

* педагогика — выявление креативных способностей, прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

2. Борецка К. Теория и практика изучения общей химии на основе профессиональной направленности в педвузах Польши. СПб., 1993.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003.

4. Волкова Е.В. «Great chemists» -- новый подход к диагностике специальных способностей // Материалы науч. конф., посв. памяти В.Н. Дружинина. 19--20 сент. 2005 г. М., 2005. С. 98--103.

5. Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков / Е. В. Волкова // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 241−253.

6. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга, 2001.

7. Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1999.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

9. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4.

10. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994.

11. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004.

12. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей ОВД / Под общ. ред. Н.В. Андреева. М., 1996.

13. Очирова Л.П. Формирование умений осуществлять причинно-следственные связи в обучении химии: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 1995.

14. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

15. Рехтман И.В. Психологические условия формирования ориентировочной основы действий (на материале обучения химии): Дис. … канд. психол. наук. М., 2000.

16. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки ГНИИ психологии. М., 1941. Т. II.

17. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Метод. руководство. СПб., 1998.

18. Федоренко П.В. Психологические условия эффективного применения ТСО для совершенствования профессиональной деятельности будущего учителя химии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992.

19. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.

20. Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1.

21. Шаталов М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998.

22. Эпштейн Д.А. Формирование химических способностей у учащихся // Вопр. психологии. 1963. С. 106--116.

23. Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.

Приложение 1

Приложение 2

Таблица 1. Показатели вербальной креативности

Среднеарифметические значения (М) и стандартные отклонения (s) показателей вербальной креативности

Возраст 18--19 лет

Объем выборки

Беглость

Гибкость

Оригинальность

М

s

М

s

М

s

Психологи

30

66,86

26,93

30,9

7,87

78,29

34,29

Химики, вся выборка

289

50,49

19,51

30,098

10,866

43,679

20,096

Химики юноши

114

46,67

23,47

27,79

13,15

46,20

32,35

Химики девушки

175

52,68

16,51

31,41

9,09

42,23

21,72

Таблица 2. Показатели образной креативности

Среднеарифметические значения (М) и стандартные отклонения значений (s) показателей образной креативности

Возраст 18--19 лет

Объем выборки

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Абстрактность названия

Сопротивление замыканию

М

s

М

s

М

s

М

s

М

s

Психологи

30

22

7,56

18,48

6,3

8,24

2,26

6,9

4,74

14,57

4,06

Химики, вся вы-борка

289

18,301

6,033

10,341

4,262

10,0

3,164

6,512

4,461

9,532

3,98

Химики юноши

114

17,26

6,58

9,25

3,66

6,29

4,39

9,35

4,28

9,8

3,98

Химики девушки

175

18,87

5,65

10,42

2,77

6,63

4,51

9,63

3,81

9,76

3,77

Таблица 3. Ответы на 0 баллов

Список ответов на 0 баллов

Номер и название субтеста

Российская выборка. Возрастной диапазон 18--19 лет. Студенты второго курса химического факультета

Американская выборка. Возрастной диапазон 5--17 лет

Вся выборка

Девушки

Юноши

Субтест 1. «Создание рисунка»

Яйцо (29,5), лицо, голова (17,1), животные (7,8), цветок (5,7)

Яйцо (29,0), лицо, голова (16,1), животное (9,7), цветок (8,1)

Яйцо (30,9), лицо, голова (19,1), дупло, дыра (8,8)

Абстрактный рисунок, кружок, лицо, фигура, слеза, яйцо

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 1

Птицы (29,0), сердце (12,4), животные (9,7), облако, тучи (7,7), фрукты (5,4)

Птицы (27,3), сердце (15,8), животные (10,9), облако, тучи (8,5), лицо (6,1), фрукты (5,5)

Птицы (32,3), животные (7,5), сердце (6,5), брови (6,5), облако, тучи (5,4), фрукты (5,4)

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, птица, сердце, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 2

Деревья (32,5), рогатка (15,4), птичьи следы (6,9)

Деревья (34,4), рогатка (19,1), птичьи следы (5,1), дом (5,1)

Деревья (28,4), птичьи следы (10,2), рогатка (9,1), техника (9,1), лэп, антенна (6,8), виселица (5,7)

Абстрактный рисунок, буквы, дерево, лицо, фигура, рогатка, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 3

Корабль, паруса, лодка (8,5), глаза, взгляд (5,4)

Корабль, паруса, лодка (8,8), фрукты (7,4), шары, мячи (6,8), глаза, взгляд (6,1), тучи, облака (5,4), деревья, ветки (5,4), бытовая техника (5,4), животные (5,4)

Корабль, паруса, лодка (8,1), человек (8,1), техника (8,1), графики (цикл Карно) (6,8), волны, блики (5,4), цилиндры (5,4)

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 4

Животные (19,4), волны (15,2), голова, лицо (13,4), знаки, буквы (11,5), пресмыкающиеся (7,4), глаза, очки (6,5)

Животные (20,1), волны (16,1), голова, лицо (15,4), знаки, буквы (7,4), пресмыкающиеся (6,7), посуда (6,0), орнамент, свиток (5,4)

Знаки, буквы (20,6), животные (17,6), волны (13,2), глаза, очки (11,8), голова, лицо (8,8), пресмыкающиеся (8,8)

Абстрактный рисунок, буквы, животное, лицо, фигура, улитка, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 5

Посуда (22,6), губы (улыбка) (12,0), корабль (яхта) (10,6), лицо (9,7), график (5,1), качели (гамак, шезлонг) (5,1)

Посуда (28,1), лицо (12,9), губы (улыбка) (12,2), корабль (яхта) (8,6), качели (гамак, шезлонг) (7,2)

Корабль (яхта) (14,3), посуда (13,0), график (13,0), губы (улыбка) (10,4), яма (7,8), морда (кот) (6,5)

Абстрактный рисунок, буквы, кружок, лицо, фигура, лодка, цифры, чаша

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 6

Человек (9,2), посуда (8,6), лицо, голова (7,9), цветок (6,6), лестница, ступени (5,3)

Посуда (13,4), цветок (10,3), человек (8,2), лицо, голова (7,2), лестница, ступени (5,2), звезда (5,2), птицы (5,2), животные (5,2)

Человек (10,9), лицо, голова (9,1), лестница, ступени (5,5), насекомые (5,5),

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, молния, ступени, лестницы, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 7

Машины (35,5), ключ (10,5), слесарные инструменты (8,1), рельеф местности (7,0)

Машины (37,0), ключ (13,0), рельеф местности (7,4), очки (5,6)

Машины (31,7), слесарные инструменты (14,3), крючок (9,5), ключ (6,3), рельеф местности (6,3)

Абстрактный рисунок, буквы, детская коляска, кабриолет, змея, знак вопроса, лицо, фигура, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 8

Человек (37,6), лицо (7,9), деревья (6,7)

Человек (38,4), деревья (8,9), лицо (8,0), платье (5,4), животное (5,4)

Человек (36,5), лицо (7,7), щит (7,7), ядерный взрыв (5,8), карандаш (5,8)

Абстрактный рисунок, буквы, лицо, фигура, цифра, человечки

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 9

Горы, вулканы (54,1), животные (16,0), знаки (7,7)

Горы, вулканы (57,3), животные (17,6), шляпа (5,3)

Горы, вулканы (46,8), знаки (17,7), животные (12,9)

Абстрактный рисунок, буквы, горы, кролик, монахиня, ракета, сова, цифры

Субтест 2. «Незаконченные фигуры». Фигура 10

Лицо (19,0), дерево (33,0), животные (20,7), человек (6,7)

Лицо (14,4), дерево (37,3), животные (21,2), человек (9,3), рука (5,1)

Лицо (28,3), дерево (23,3), животные (20,0), знак (6,7), рыба (5,0)

Абстрактный рисунок, буквы, дерево, лицо, фигура, муравьед, нос, утка, цифры

Субтест 3. «Повторяющиеся линии»

Одеяло (15,22), цветок (12,8), качели (7,61)

Одеяло (22,15), цветок (18,75), качели (11,93)

Одеяло (4,42), цветок (3,5), качели (0,8)

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector