Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Институт дополнительного профессионального образования и переподготовки
Кафедра социологии и социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Молодежь на рынке труда
Выполнила: студентка 2 курса
группы УП-239 Гуляева Н.В.
Проверила: Алушина И.Н.
Вышний Волочек 2013
Содержание
Введение
1. Проблемы занятости молодежи. Молодежный рынок труда
1.1 Специфические особенности молодежного рынка труда
1.2 Социальный портрет молодежи России
1.3 Основные проблемы молодежной среды Тверской области
2. Молодежный рынок труда Тверской области. Современное состояние
3. Основные направления стабилизации обстановки на молодежном рынке труда в Тверской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Преобразование национальной экономики на рыночные основы, конкуренция, изменение форм собственности на средства производства, появление излишней рабочей силы, т. е. безработицы, существенно изменили подходы и принципы использования трудовых ресурсов. Для россиян безработица становится новым явлением в сфере занятости и естественным проявлением рынка труда.
Проблемы занятости и безработицы в условиях рыночной экономики относятся к числу наиболее острых проблем любого экономически развитого государства. Для России они еще более значимы, так как такое явление как безработица относительно молодо для российского общества. Безработица вызвала в обществе множество социальных проблем.
Во-первых, многие граждане даже не предполагали, что могут оказаться в роли безработного, что повлекло за собой стрессы, психологический шок, болезненную неуверенность в себе и даже депрессионное состояние.
Во-вторых, перед многими встала проблема перепрофилирования рода своей деятельности, изменения качества работы, режима, форм занятости, что тоже очень нелегко, особенно для людей с устоявшимися консервативными взглядами на заботу государства в обеспечении занятости каждого трудоспособного человека.
В-третьих, безработица серьезно отразилась на состоянии занятости многих социальных групп населения, таких как молодежь, женщины, граждане предпенсионного возраста, лица из мест лишения свободы и др., т. е. таких, кто действительно нуждается в особой защите государства на рынке труда.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... связанных с социальной защитой населения; ✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее ... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ ...
И даже сегодня, когда рынок труда существует уже 15 лет, население более или менее адаптировалось к новым социально-экономическим реалиям, возможность потери работы, безработицы воспринимается населением как потенциальная угроза, опасность, риск в сфере занятости. Преодолеть вероятностную неопределенность грядущего состояния безработицы возможно через разработку и реализацию взвешенной государственной политики занятости в отношении неконкурентоспособных групп трудоспособного населения как фактора регулирования социально-трудовой сферы. В приоритетном порядке государственная политика занятости и государственные инициативы на рынке труда должны выстраиваться как комплекс активных мер, направленных на реальную государственную помощь молодежи в решении проблем занятости и трудоустройства.
На решение проблем занятости молодежи направлена государственная молодежная политика.
Государственная молодежная политика Тверской области (далее — государственная молодежная политика) является составной частью государственной молодежной политики Российской Федерации.
Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию Правительства области, направленную на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Твери, и исходит из признания того, что молодежь является стратегическим ресурсом общества.
Целью курсовой работы является рассмотрение состояния молодежного рынка труда и практики влияния на него молодежной политики на примере Тверской области.
Из цели вытекают и задачи работы:
— рассмотреть теорию молодежной политики на основе истории ее формирования;
— изучить социальный портрет молодежи России;
— выявить проблемы, связанные с занятостью молодежи в Тверской области;
— предложить мероприятия по устранению этих проблем.
Предметом рассмотрения данной курсовой работы является рынок труда Тверской области.
1. Проблемы занятости молодежи. Молодежный рынок труда
1.1 Специфические особенности молодежного рынка труда
Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В России, в силу огромных масштабов и разных уровней социально-экономического развития регионов проблемы молодежной безработицы дифференцированы.
Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
Молодежный рынок труда имеет свою специфику.
Социально-психологические характеристики молодежи
... специальности. Молодые специалисты должны быть сильно востребованы на рынке, это будущее России. Необходимость анализа молодежи на рынке происходит по ряду обстоятельств. 1, молодые люди составляют ... платы, в итоге слаживается сложная ситуация с занятостью молодежи. 2.2Перспективы современной молодежи: Перспективы современной молодежи Жизненная перспектива - не раз и навсегда ...
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально- профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.113 Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда //Социс. — 2002. — №5. — с.101-107.3
1.2 Социальный портрет молодежи России
молодежь труд занятость
Дети и молодежь — стратегический ресурс России в 21 веке.
По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет — 21% населения страны, 15% населения страны — дети до 14 лет, около 6% — молодые люди в возрасте 15-19 лет.
Библиографическая деятельность Н.А. Рубакина и его труд "Среди книг"
... вся читающая и пишущая Россия. В подготовке второго издания «Среди книг» неоценимую помощь Н.А. Рубакину оказал Г.В. Плеханов, давший ... Г.В. Плеханова во многом помогли Н.А. Рубакину улучшить свой труд, повысить его научную ценность. Но далеко не все ... первую очередь занимающихся самообразованием. Когда Рубакин готовил второй том «Среди книг», он попросил Ленина написать для указателя статью с ...
Среди молодого поколения страны наблюдается примерно равное соотношение полов: у детей — 51,2% мальчики, 48,8% девочки, у молодежи — 51,1% юноши, 48,9% девушки. При этом смертность молодых мужчин 15-19 летнего возраста на протяжении последнего десятилетия в среднем в 2 раза выше смертности женщин.
Отмечу, что сегодня категоричные выступления о катастрофическом состоянии молодого поколения в контексте решения стратегических задач стоящих перед страной — несправедливы.
По данным Института социологии РАН, молодежи с социально неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних — 17%, а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше — всего 8%.
Соответственно, социально благоприятной молодежи — подавляющее большинство — 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних.
Изучив многочисленные исследования, проведенные за последний период, мы пришли к выводу, что структура жизненных целей и ценностей, уровень духовно-нравственного развития практически отвечают ожиданиям государства от молодого поколения.
Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%), стабильная работа (45%), высшее образование (44%).
Практически, абсолютное большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов.
Среди ведущих психологических качеств молодого поколения — эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%).
Эти черты были названы самими молодыми людьми — участниками наших собственных опросов.
Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.
К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей — телевидение, Интернет, местные телеканалы.
Если говорить об экономической мотивации молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.).
В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%.
Хочу подчеркнуть, что, хотя актуальный портрет молодого поколения омрачен неблагоприятной демографической статистикой и данными о социальных болезнях поколения, все же Россия в лице граждан молодого возраста сегодня обладает высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом, с высоким социально-психологическим потенциалом.
Мы должны выстроить реальные, социально-ориентированные отношения с активной, интеллектуально развитой молодежью и на деле включить молодое поколение в социальную практику, направленную на укрепление страны, ее инновационное развитие и социальную модернизацию.
Социально-психологическое качество молодежного ресурса достаточно высоко и именно от нас с вами зависит, удастся ли его использовать на благо России, или еще одна возможность возродить свое могущество с помощью молодого поколения будет упущена.
1.3 Основные проблемы молодежной среды Тверской области
Традиционная система образования и молодежная политика, сложившиеся в стране за последние полтора десятилетия, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, духовно зрелой, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. На решение этих проблем в первую очередь должна быть в настоящий момент направлена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые ценности и нормы поведения молодежи в общественных традициях.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставляют общество уже в самом недалеком будущем предъявить сегодняшним 10 — 25-летним гражданам повышенные требования. Согласно прогнозу Росстата количество школьников за период с 1999 года по 2010 год сократится на 41.06% (с 21500 человек до 12480).
Тем не менее именно молодежь, численность которой сокращается ежегодно, является основным трудовым ресурсом страны.
В июле — августе 2012 года на территории Тверской области было проведено социологическое исследование, в ходе которого опрошено 1100 респондентов в возрасте 14 — 30 лет. Проведенное исследование показало, что в среде молодежи области растет престиж высшего образования. Получить его для жизненного успеха считают необходимым около половины опрошенных. Негативной стороной этой проблемы являются трудности с трудоустройством на работу по специальности после окончания вуза, сокращение выпуска по рабочим специальностям. Кроме того, около 60% молодых граждан не удовлетворены специальностью, которую они получили или получают в вузе.
Одной из главных социальных проблем, присущих сегодня молодым жителям как городской, так и сельской местности, согласно исследованию стала проблема пьянства и других видов зависимостей. В будущем она может стать самой серьезной проблемой общества. Необходим пересмотр системы мер по профилактике негативных явлений в молодежной среде и по пропаганде здорового образа жизни.
Еще одна доминантная проблема молодежи — скрытая или явная безработица. Предлагаемые вакансии представляют собой в основном низкооплачиваемую, непрестижную работу. В перспективе это может угрожать обществу разочарованием молодежи, падением в ее сознании ценности работы, службы вообще, ростом социальной нестабильности в обществе.
Едва ли не самой главной проблемой в современном обществе молодежь называет жилищную. При этом ценности, касающиеся семьи, дома, детей, отмечаются в качестве наиболее приоритетных. С другой стороны, данные статистики показывают, что молодые люди зачастую ориентируются на создание гражданских браков, однодетных семей. Острота демографического кризиса требует мер по поддержке молодых семей.
Еще одна категория, нуждающаяся в определенном внимании, — молодежь, испытывающая трудности интеграции в социум. Таким людям необходимо оказывать поддержку, но делать это адресно, в соответствии с профильными программами и комплексами мер.
Учитывая субъективизм восприятия молодыми людьми окружающего общества, в социсследовании в Тверской области проводился анализ объективных проблем, существующих у данной возрастной категории населения. Как показали опросы, 42% тверской молодежи не рассчитывают на свои силы, в своих ожиданиях и надеждах на решение всех проблем намерены прежде всего опереться на помощь со стороны (родители, государственная поддержка).
Таким образом, почти половина молодежи демонстрирует иждивенческую, патерналистскую позицию («Не я сам, а мне должны»).
Помощь государства требуется в первую очередь незащищенным категориям молодежи, попавшим в трудную ситуацию (инвалиды, сироты, участники вооруженных конфликтов, переселенцы и мигранты, безработные, отбывающие наказание в воспитательных учреждениях, лица, страдающие от различных видов зависимостей, психически больные люди и др.).
Помощь должна быть нацелена на то, чтобы молодые люди могли стать полноценными членами общества, приносящими реальную пользу. Работа в данном направлении должна минимизировать издержки, которые несут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвращать объединение молодых людей по признаку неуспешности.
Как показывают социологические исследования общественного мнения в молодежной среде, каждый третий молодой человек в России считает для себя общественный протест приемлемой формой борьбы за свои права. Скорее готовы, нежели нет принять участие в массовом выступлении в своем городе (поселке) 24% молодых жителей области.
Еще одной трудностью вхождения молодых во взрослую, зрелую жизнь является информационно-правовой вакуум, сформировавшийся в последние годы. Наряду с мощными потоками информации, носящими разнонаправленные векторы, в современном информационном поле проблематично выделить нужную информацию, которую можно реально применить в жизни молодого человека. Необходимо создание молодежных информационных ресурсов в СМИ, которые будут доступны, публичны и достоверно отразят для молодых людей адекватную информационную картину современного общества, помогут сориентироваться в юридически-правовой, культурно-досуговой, учебной, профессиональной и других сферах жизни.44 ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 января 2006 г. N 26 «О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2016 г.г. »
2. Молодежный рынок труда Тверской области. Современное состояние
Современное состояние рынка труда, изменения, происходящие в экономической жизни страны и региона, требуют от государственных органов содействия занятости активной и гибкой политики на рынке труда, и прежде всего, в сфере регулирования предложения рабочей силы. В последние несколько лет спрос на рабочую силу со стороны работодателей существенно изменился. Значительно возросла потребность в специалистах, имеющих рабочие профессии в различных отраслях промышленности, транспорта, строительства, сферы обслуживания. Понятно, что эти позитивные тенденции должны быть обеспечены соответствующим количеством работников для этих рабочих мест. Спрос и предложение рабочей силы должны быть сбалансированы.
Однако сравнение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы со структурой имеющихся вакансий показывает, что расхождение между спросом и предложением постоянно увеличивается. Данный фактор конъюнктуры рынка труда оказывает очень большое влияние на емкость молодежного рынка труда и его качественные характеристики.
Молодежный рынок труда Тверской области находится под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике. И продолжают оставаться достаточно высокими уровень обращаемости молодежи в органы службы занятости по вопросам трудоустройства и уровень молодежной безработицы. (Таблица 2.1.) Среди этой категории безработных большинство (68%) — молодежь в возрасте 16-24 лет.99 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2013): Сборник докладов. Книга III
Таблица 2.1 — Молодежь в числе граждан, обратившихся в службу занятости
Граждане |
2009 |
2010 |
2012 |
6 мес. 2013 |
|
Всего |
37549 |
44477 |
43306 |
22089 |
|
В т.ч. молодежь |
13070 |
17019 |
15084 |
7394 |
|
В настоящее время ситуация на областном рынке труда такова, что число имеющихся вакансий постоянно увеличивается. В структуре вакансий наибольшую долю (более 80%) представляют рабочие вакансии. При чем современное производство заинтересовано в квалифицированных рабочих кадрах. Преобладают вакансии на специалистов 3, 4, 5 разрядов.
Но свободные рабочие места зачастую не могут удовлетворить запросы молодых людей с точки зрения уровня заработной платы, условий труда. Остается достаточно большим количество молодежи, получившей профессиональное образование, но ни дня не проработавших по избранной специальности. Они часто трудоустраиваются не по специальности, и полученные ими знания и навыки практически не используются. В то же время выпускаемые учебными заведениями специалисты нередко оказываются неконкурентоспособными в силу отсутствия стажа, опыта работы, требуемой квалификации. Многие выпускники не владеют навыками грамотного поиска работы, ведения переговоров с работодателями, не всегда активны при решении вопросов своего трудоустройства.
Следует отметить и «перепроизводство» некоторых специалистов, приводящее к дисбалансу на рынке труда. Ежегодный выпуск одних и тех же специалистов на локальные рынки труда, недостаток работодателей, способных предоставить рабочие места, — характерная ситуация для сельских районов.
Отсутствие представления о выбираемой профессии и слабая профессиональная мотивация при выборе учебного заведения выпускниками школ становятся также причинами незанятости дипломированных специалистов.
Молодые люди разочаровываются в полученной профессии, так как их профессиональный выбор был случайным.
Все это и является причинами проблем, с которыми сталкиваются молодые люди на рынке труда (табл. 2.2).99 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2006): Сборник докладов. Книга III
Таблица 2.2 — Распределение безработных из числа выпускников учебных заведений по типам учебных заведений
Учебное заведение |
Безработных, % |
|
Высшее профессиональное |
9,5 |
|
Среднее профессиональное |
14,3 |
|
НПО |
29,3 |
|
Школы |
46,9 |
|
С целью определения соответствия профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов и квалифицированных рабочих кадров потребностям экономики региона и определения направлений профориентационной работы с выпускниками школ и профессиональных учебных заведений Управление ФГСЗН по Тверской области постоянно проводит мониторинги обращаемости в органы службы занятости выпускников государственных учебных заведений профессионального образования Тверской области. Анализ проводится в разрезе и учебных заведений профессионального образования области, и профессий, по которым ведется обучение. Отслеживается трудоустройство выпускников, обратившихся в органы службы занятости, в том числе по профессии, полученной в учебном заведении. Обобщение полученной информации позволяет проанализировать востребованность профессий и специальностей на рынке труда, перспективы трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Результаты мониторинга направляются в департамент образования и департамент труда и социального развития области для использования при формировании планов подготовки рабочих и специалистов в учебных заведениях области, в учебные заведения — для анализа востребованности их выпускников на рынке труда, определения качества подготовки специалистов. Данные мониторинга позволяют работникам службы занятости вести аргументированный разговор с руководителями профессиональных учебных заведений на совещаниях, расширенных заседаниях педагогических советов, советов ректоров, где обсуждаются вопросы трудоустройства выпускников).
Используются эти материалы и при проведении профориентационной работы с выпускниками школ.
Опросы учащихся школ свидетельствуют о том, что у многих отсутствует достаточная информация о профессиях, о путях получения профессионального образования. Основная мотивация при выборе профессий для большинства школьников — это престижность. Причем при выборе профессии учащимися главную роль играют не востребованность этой профессии на рынке труда, не личные склонности и способности, а некий престижный социальный стереотип, заманчивый социальный статус, которого хотят достичь и которому хотят соответствовать выпускники школ. Престижные в массовом сознании профессии зачастую не имеют связи с реальными потребностями рынка труда, причем представления подростков о той или иной профессии не всегда совпадают с ее реальным содержанием. Это подтверждает тот факт, что по профессиям юриста, экономиста, бухгалтера имеется реальное перепроизводство специалистов, риск безработицы выпускников в этом случае высок. Однако в профессиональные учебные заведения, готовящие этих специалистов, по-прежнему большой приток желающих.
Опросы школьников констатируют незаинтересованность молодых людей в получении рабочей профессии, представление о которой ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. Молодежь не информирована о том, что на многих предприятиях внедряется новая, современная техника, повышается культура труда, и оплата труда высококвалифицированных специалистов достаточно высокая.
Анализ профессиональных намерений выпускников школ 2012 года показал, что большинство сориентированы на поступление в высшие учебные заведения (80% одиннадцатиклассников желают получить высшее образование).
Учащиеся по-прежнему останавливают свой выбор на получении профессий юридического и экономического профилей, считая эти профессии престижными, высокооплачиваемыми (причем материальное вознаграждение за труд является одним из главных критериев при выборе профессии учащимися).
А выбор рабочих профессий остается очень незначительным. Особо следует отметить непривлекательность для молодежи профессий сельскохозяйственного профиля. Большинство выпускников сельских школ мечтают уехать из своих мест проживания и не планируют возвращаться обратно после получения профессионального образования.
Переход школы на профильное обучение предполагает более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования учетом реальных потребностей рынка труда.
Это означает, что профориентационную работу с учащимися необходимо активизировать, создавать новые подходы к профессиональной ориентации, насыщать новыми технологиями, обогащать лучшим опытом. А это требует обязательного введения в штат образовательного учреждения должности педагога-организатора профориентационной работы. Сегодня профориентационная работа с учащимися в ряде территорий области держится на энтузиазме социальных педагогов, школьных психологов, завучей, директоров. Эта работа (целенаправленная, систематическая) должна объединять усилия службы занятости и образовательных учреждений.
От того, как в профессиональном плане будут сориентированы школьники, будет зависеть ситуация на рынке труда — это волнует службу занятости. Проведение профориентационных мероприятий с молодежью в областной службе занятости, направленных на обоснованный выбор профессии, получение профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда — одна из ключевых задач службы занятости, способствующая повышению конкурентоспособности, профессиональной мобильности и предупреждению безработицы среди молодежи
Поэтому особую актуальность сегодня имеет информирование школьников о содержании и характере конкретных профессий и специальностей, потребности и спросе на них на региональном и муниципальных рынках труда. Причем служба занятости, располагая достоверной, объективной информацией, достаточно большим объемом научно-методических профориентационных материалов и практическим опытом, призвана обеспечить предоставление этой информации учащимся — будущим участникам рынка труда.
Объективная и своевременная информация о процессах в экономике региона, потребностях рынка труда позволяет гражданам активно и грамотно вести себя на рынке труда и решать проблемы своей занятости. Причем роль информационной составляющей в содержании работы службы занятости по организации профориентации населения в условиях прогрессирующей информатизации общества будет возрастать.99 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2013): Сборник докладов. Книга III
3. Основные направления стабилизации обстановки на молодежном рынке труда в Тверской области
1. Адаптированная к рынку труда система информирования и консультирования выпускников школ по выбору профессии и построению профессиональной карьеры (уроки занятости, информирование учащихся о состоянии рынка труда региона, реальной и прогнозируемой востребованности профессий, о содержании труда и требованиях профессий к способностям и личным качествам человека, профориентационные курсы по выбору профессии, разработанные специалистами службы занятости, мониторинги профессиональных предпочтений учащихся старших классов, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей службы занятости и др.).
Последние два года профориентационные услуги службы занятости получают более 20 тысяч учащихся и выпускников школ.
2. Информирование и консультирование выпускников профессиональных учебных заведений об услугах службы занятости, о состоянии и конъюнктуре рынка труда, эффективном поведении при поиске работы, адаптации на рабочем месте (проведение занятий в рамках программы «Эффективное поведение на рынке труда», «Планирование профессиональной карьеры», тренинги, ролевые игры по отработке навыков самопрезентации, индивидуальное консультирование и др.).
3. Организация специализированных ярмарок рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования.
Так, традиционным стало ежегодное проведение ярмарок рабочих мест для выпускников Тверского государственного технического университета, на которых выпускники и студенты старших курсов могут познакомиться с ситуацией на рынке труда, встретиться с работодателями, обсудить возможности трудоустройства для молодых специалистов, получить консультации юриста, психолога-профконсультанта службы занятости.
Мини-ярмарки рабочих мест для выпускников профессиональных учебных заведений проводятся в большинстве территорий области.
4. Организация встреч выпускников профессиональных учебных заведений с работодателями, специалистами службы занятости, представителями органов власти муниципальных образований.
Центры занятости выступают посредниками между работодателями, учебными заведениями и ищущими работу выпускниками. С молодежью проводится подготовительная работа по формированию реалистичной картины рынка труда и возможностей трудоустройства, направленности на приобретение навыков работы для дальнейшей карьеры, мотивации к труду.
Работодателям разъясняются преимущества трудоустройства на первое рабочее место, возможности увидеть в работе молодого специалиста и выбрать для постоянной работы лучшего. Результатом работы по этому направлению является увеличение трудоустройства выпускников, у многих из которых «первое рабочее место» переросло в постоянную работу.
Специалисты службы занятости проводят встречи-семинары с учащимися выпускных курсов учреждений профессионального образования, на которых разъясняют положения закона о занятости, возможности трудоустройства выпускников на предприятиях своего региона, информируют о ситуации на рынке труда, профессиональной структуре безработицы, поведении молодежи при трудоустройстве.
5. Развитие сети информационно-консультационных пунктов службы занятости в школах, учреждениях профобразования, сельских администрациях, библиотеках и других учреждениях культуры и др. Оснащение их справочными и информационными материалами, постоянное обновление банка вакансий.
6. Разработка и тиражирование справочно-информационных материалов и методических пособий по рынку труда, возможностях трудоустройства, востребованных профессиях, поиске работы, выборе профессии. Обобщается опыт работы по профессиональной ориентации районных и городских центров занятости. Издаются буклеты и памятки для выпускников учебных заведений.
Ежегодно Управление ФГСЗН издает справочник для поступающих в учебные заведения области. Средства на финансирование справочника предоставляют негосударственные учебные заведения, информация о которых включается в справочник. Справочники бесплатно передаются в школы области, библиотеки, имеются в каждом центре занятости. Востребованность выпускниками данного информационного продукта велика, особенно в сельских районах.
7. Открытие кабинетов профориентации, оформление уголков и стендов профориентационной тематики в центрах занятости, образовательных учреждениях.
8. Обеспечение свободного доступа молодежи к областным информационным банкам вакансий, сайту Управления ФГСЗН, создание условий для эффективного функционирования информационных залов в центрах занятости, развитие автоматизированной системы консультирования населения. Эти инструменты коммуникационных технологий обеспечивают оперативность, открытость, доступность, достоверность, качество информации о рынке труда, услугах службы занятости, государственной политике занятости и ее законодательной основы.
9. Организация и проведение городских и районных мероприятий профориентационной направленности, являющихся эффективной формой информирования молодежи (дни, декады профориентации, дни карьеры, презентации профессий, информационные выставки учебных мест, дни открытых дверей службы занятости и др.).
Традиционным стало проведение информационных выставок учебных мест в районах области. Организаторами вставок являются Управление ФГСЗН по Тверской области, центры занятости, отделы образования. Средства на организацию и проведение выставок выделяются из местных бюджетов. Выставки посещают не только учащиеся выпускных классов, но и школьники 7-8 классов, учащиеся профессиональных учебных заведений, родители, педагоги, незанятая молодежь. На выставки приглашаются учебные заведения не только Тверской области и соседних территорий, но и представители органов местной власти, средств массовой информации, работодатели. В рамках выставок проводятся групповые и индивидуальные консультации учащихся по выбору профессии, тестирование по выявлению профессиональных интересов и склонностей школьников, семинары по организации профориентационной работы с учащимися для педагогов школ, проводимые специалистами службы занятости. Экспозиции учебных заведений рассказывают об условиях поступления, программах и уровнях обучения. Представители учебных заведений дают исчерпывающую информацию для посетителей выставки. Многие учебные заведения представляют свои презентации с помощью современных средств информирования, раздаточных информационных и методических материалов для абитуриентов.
Большой интерес к этим мероприятиям проявляют родители выпускников, особенно из сельских районов. Для них проводятся родительские конференции, встречи с представителями учебных заведений, которые отвечают на вопросы родителей, касающиеся условий поступления в профессиональные учебные заведения и всех изменениях в приеме.
Учитывая ситуацию, складывающуюся на региональном рынке труда, акцент в проведении выставок в 2012 году был сделан на презентацию учебных заведений начального профессионального образования, на рабочие профессии, наиболее востребованные на региональном рынке труда. Интересными и полезными для выпускников были встречи с представителями различных профессий, особенно в сфере сельскохозяйственного производства, строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства, а также знакомство с предприятиями, испытывающими потребность в кадрах, перспективами развития этих предприятий.
Необходимость в проведении подобных выставок очевидна. Об этом свидетельствуют результаты опросов посетителей выставок. Выставки полезны, информативны и востребованы учащимися, педагогами, родителями.
Для учащихся школ г. Твери проводятся презентации профессий. «Быть рабочим — призвание гордое!» — под таким названием прошли презентации профессий машиностроительного комплекса, деревопереработки, строительства, потребность в которых для города очень велика. Организаторами мероприятия выступили МОУ Межшкольный учебный комбинат, управление занятости и центр занятости населения г. Твери, Управление образования администрации г. Твери, Союз промышленников и предпринимателей Тверской области. Учащиеся смогли познакомиться с крупнейшими предприятиями этих отраслей, представители предприятий рассказали о перспективах развития, были показаны ролики-презентации. Учащиеся профессиональных училищ представили «визитные карточки» учебных заведений, проводящих подготовку специалистов для этих предприятий, рассказали об условиях поступления и обучения. В завершение мероприятия были организованы экскурсии школьников на эти предприятия.
С целью содействия молодежи в профессиональном самоопределении и привлечения внимания молодого поколения к проблемам осознанного выбора профессии проводилась областная деловая игра по профориентации«Человек. Труд. Профессия». Учредителем игры выступил комитет по делам молодежи Тверской области. В экспертный совет и оргкомитет вошли специалисты управления ФГСЗН по Тверской области. В игре приняли участие учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений области.
Одной из главных задач игры было знакомство с современными профессиями, их презентация и защита, как наиболее востребованных на региональном рынке труда.
10. Повышение роли СМИ в освещении вопросов профессиональной ориентации молодежи и адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений. Управлением и центрами занятости населения выстроена гибкая схема долгосрочного сотрудничества с газетами, каналами ТВ, радиостанциями, информационными агентствами по реализации информационной политики на рынке труда. В работе с участниками регионального медийного рынка используются все доступные нам формы и методы: от организации пресс-конференций до создания специализированных рубрик, телепрограмм и радиопередач. Этой же цели служит информационный бюллетень управления ФГСЗН по Тверской области «Биржа труда». Его специальные ежегодные выпуски адресуются выпускникам школ и профессиональных учебных заведений. На сайте управления размещается электронная версия данного печатного издания.
11. Оказание помощи в информационном и методическом обеспечении профориентационной работы с населением работодателям, специалистам других организаций отраслей социального комплекса (образования, здравоохранения, социальной защиты населения).
12. Проведение совместных семинаров, круглых столов по вопросам организации и проведения профориентационной работы с учащимися. Об- суждение вопросов повышения качества профессионального образования и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда (участие руководителей и специалистов органов службы занятости в коллегиях департамента образования, советах ректоров, расширенных заседаниях педагогических советов в учебных заведениях, заседаниях советов работодателей и т. д.).
Расширение информационного обслуживания в сочетании с возросшим спросом работодателей на рабочую силу позволяет молодежи, которая активна и заинтересована в построении своей профессиональной карьеры, решать проблемы своей занятости, а выпускникам школ выбрать профессию, соответствующую их интересам и склонностям и востребованную на рынке труда.
Профориентационная работа с молодежью необходима в условиях ухудшения демографической обстановки, старения экономически активной части населения, наличия дефицита рабочих кадров наряду с имеющейся безработицей, снижением престижа рабочих профессий. Развитие системы профориентационной помощи молодежи может быть реализовано через социальное партнерство школы, учреждений профессионального образования, службы занятости, органов власти, работодателей. Перед нами стоит задача объединить усилия всех вышеназванных организаций, распространять накопленный профконсультантами службы занятости опыт работы, внедрять новые, современные технологии оказания профориентационной помощи молодежи. Цивилизованно построенная межведомственная работа, взаимодействие с социальными партнерами позволяют решать многие насущные проблемы занятости молодежи.
Профессиональный выбор молодежи приобретает все большее значение и для определения направлений дальнейшего социально-экономического развития региона. С целью согласования спроса на рабочую силу и подготовку кадров в области приняты постановления Правительства Тверской области «О формировании социального заказа на подготовку кадров массовых рабочих профессий в учреждениях начального профессионального образования области» и «О порядке определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств областного бюджета в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования».
Заключение
Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи.
Две тенденции сегодня господствуют на рынке труда применительно к российской молодёжи. С одной стороны бизнес-сообщество при найме работников отдают предпочтение лицам более молодых возрастов. При условии открытого найма (объявлении о вакансиях) в более 70 процентов случаев если оговаривается возраст желаемого специалиста, то как правило речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.
Вторая тенденция прямо противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым специалистам, не выдерживающим конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам старших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке.
В Тверской области в 2013 году реализуется областная целевая Программа «Содействие занятости населения, включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения в 2013 году».
В рамках целевой Программы на временные работы (стажировки) на предприятия Тверской области планируется направить 1795 выпускников образовательных учреждений.
Выпускники образовательных учреждений — общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования направляются на временные работы (стажировки) на период 2 месяца. Временное трудоустройство выпускников осуществляется по полученной в профессиональном образовательном учреждении специальности.
Это и другие мероприятия значительно улучшают обстановку на молодежном рынке труда и поддерживают молодежь в осуществлении права на труд и повышении морального духа.
Список использованной литературы
1. Александр Тарасов. Молодежь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
2. Намлинская О.О. Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодёжное движение в России: 15 лет перемен» // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 3. — С. 233-234.
3. ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 января 2006 г. N 26 «О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006- 2016 г.г. »
4. Официальный сайт Правительства Тверской области
5. Статистический ежегодник Тверской области 2012 год.
6. Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов
7. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. — М.: Мысль, 2012.
8. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2013): Сборник докладов. Книга III. Отдел социологии молодёжи ИСПИ РАН.
9. Научно-практическая конференция «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»
10. Зубок, Ю.А. Права молодёжи в России. Состояние и проблемы реализации (социокультурный анализ).
— М. Р
11. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда //Социс. — 2012. — №5. — с.101-107.
12. Селиванова О. Занятость молодежи — стратегическая проблема // Человек и труд. -2013. — №3. с.29-32.
13. Социально-трудовая адаптация молодежи за рубежом //Социальная работа. — 2012. — №3. — с.34-45.
14. Таюрская Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи // Человек и труд. -2012. — №4. с.55-56.
Размещено на