36. Учет меланхолического типа темперамента в учебно–воспитательной работе

36-42 Лугинова А

Знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учебной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системы, т. е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам. И. Я. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения.

Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание. У детей меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества. Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися I класса.

37. Принцип связи обучения с практикой.

Его основой является центральное положение классической философии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал:

18 стр., 8621 слов

Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности

... деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре типа нервной системы: ... с учащимися в учебной деятельности. 1. Понятие о темпераменте Рассматривая ... темперамента. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности ...

— эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения;

— правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности;

— эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней;

— эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся;

— чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки;

— чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства;

— чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся;

— чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

[Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с]

38. Этапы психологического исследования

38. Этапы психологического исследования

I. Подготовительный этап

1. Организационно-подготовительный — формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования.

Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.

В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования.

Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.), например групповая деятельность операторов сложной системы управления, адаптация личности к условиям социальной изоляции и т. п.

10 стр., 4839 слов

1. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся

... систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях. В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению задач ... в других научных дисциплинах. 2.Общая характеристика технологии активизации деятельности учащихся (проблемное обучение, исследование технологии коммуникации) По уровню применения: частнопредметная. По ...

Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям — механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний).

2. Выдвижение гипотезы.

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Гипотеза – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают.

3. Методический этап.

В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидно-сти и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.

II. Основной этап

1. Сбор данных

В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности.

III. Заключительный этап

1. Обработка данных

Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами.

2. Выводы и включение результатов в систему знаний.

Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема.

39. Предмет и методы социальной психологии

Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии — это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Основные методы социальной психологии:

16 стр., 7650 слов

Семейные отношения как объект исследования в психологии

... по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их ... распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования [3] Джея Хейли, благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка ...

— методы феноменологизации и концептуализации — данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;

— методы исследования и диагностики — к методам исследования относятся такие методы социальной психологии, как:

— наблюдение — строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?; опрос (письменный и устный) — метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;

— эксперимент — вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;

— моделирование — исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;

К методам диагностики относятся такие методы социальной психологии, как: — тестирование — стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных; — методы обработки и интерпретации — применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям методы коррекции и терапии — способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений; методы мотивирования и управления — применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;

— методы обучения и развития — направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;

40. Методы возрастной психологии

1. Организационные:

Сравнительный метод— (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

11 стр., 5272 слов

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

... Петровной выполнена курсовая работа по теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически проводимых игровых ... психолого-педагогического процесса в школе всё большее применение стали занимать игровые формы обучения. Игра сочетает игровую ситуацию и учебную деятельность, содействует истреблению барьера между ...

Лонгитюдный метод— (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

— Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

2. Эмпирические

наблюдение и самонаблюдение

экспериментальные:

— лабораторный – проводятся в искусственно созданных условиях;

— естественный (полевой) — эксперимент проводится в условиях реальной деятельности испытуемого: в учебном классе, на самолете, в реально действующем трудовом коллективе;

— формирующий — совмещает процедуры психологического исследования, обучения, воспитания, тренировки. Может проводиться в виде тренингов, игр, решения конкретных ситуаций.

психодиагностические (тесты, анкеты, опрос, беседа, интервью)

анализ процессов и продуктов деятельности

биографические — анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств.

3. Методы обработки данных

статистический (количественный)

— качественный — дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями.

4. Интерпретационные методы

генетическое описание — позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований;

структурное описание — устанавливает структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

41. Особенности холерического типа темперамента

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений и необузданность.

Сила нервной системы позволяет холерику в критические моменты работать долго и неудержимо. В это время его способность к концентрации сил очень высока. Однако неуравновешенность нервных процессов холерика предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но, как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность невротическим срывам и конфликтам. Вообще непостоянство — характерная черта холерика. То он чересчур разговорчив — не остановить, то слишком молчалив. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, очень трудно.

18 стр., 8621 слов

Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности

... и минусы, то ему будет легче работать с учащимися в учебной деятельности. 1. Понятие о темпераменте Рассматривая психические процессы – ... влиянием мотивов, состояний, упражнений и могут формироваться в процессе обучения и воспитания, но имеются и такие качества личности, ... в организации преобладают желчь (chole), таких людей стали называть холериками, у других больше всего крови (sanguinis), они были ...

42. Урок как основная форма обучения

Урок (занятие) – главный модуль учебного процесса, в котором и происходит взаимодействие педагога и учащегося.

Урок (занятие) – это в свою очередь форма организации, которая обеспечивает адекватную учебно-познавательную деятельность, не зависимо от количественного состава учащихся, т.е. будь-то это класс, состоящий из 20 человек, или же это индивидуальные занятия. Наша система образования предполагает урок, как главную единицу организации обучения.

Задачи и принципы учебного процесса во многом определяются пониманием и выполнением педагогом поставленных перед ним социальных и педагогических требований. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

К дидактическим, требованиям относятся:

  1. Четкое определение образовательных задач урока и определение конкретного места в общей системе.
  2. Определение адекватного содержания урока в соответствии с учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
  3. Выбор рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
  4. Применение на уроке принципов и условий успешного обучения.

Воспитательные требования к уроку:

  1. Постановка воспитательных задач урока
  2. Формирование у учащихся моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
  3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
  4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.).
  5. Соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

  1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
  2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
  3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, с учетом повсеместного внедрения компьютерных технологий, рационально было бы использовать и достижения компьютерных технологий.