Результат изучения каждого модуля оценивается по билетам. Структура вопросов билета модульного рубежного контроля:
- первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;
- второй вопрос – практический вопрос (расчетная задача), оценивающий уровень умений;
- третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;
- четвертый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа из не менее чем пяти альтернативных вариантов.
1. Взаимодействие человека со средой обитания.
2. Понятия «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.
3. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.
4. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий.
5. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы.
6. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.
7. Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности.
8. Структура техносферы и ее основных компонентов.
9. Виды техносферных зон: производственная, промышленная, городская, селитебная, транспортная и бытовая.
10. Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды: ингредиентные, биологические и энергетические загрязнения, деградация природной среды, информационно-психологические воздействия.
11. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу, акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы, информационные и транспортные потоки.
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ... интерпретации информации, получаемой от респондента. Глубинное интервью - один из видов свободного, неструктурированного интервью, нацеленного на получение полной, глубоко личностной ...
12. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания.
13. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
14. Критерии и параметры безопасности техносферы – средняя продолжительность жизни, уровень профессиональных и экологически обусловленных заболеваний.
15. Основные принципы защиты. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты.
16. Защита от химических и биологических негативных факторов. Общие задачи и методы защиты: рациональное размещение источника по отношению к объекту защиты, локализация источника, удаление вредных веществ из защитной зоны, применение индивидуальных и коллективных средств очистки и защиты.
17. Защита от загрязнения воздушной среды. Вентиляция: системы вентиляции и их классификация; естественная и механическая вентиляция; общеобменная и местная вентиляция, приточная и вытяжная вентиляция, их основные виды и примеры выполнения. Требования к устройству вентиляции.
18. Очистка от вредных веществ атмосферы и воздуха рабочей зоны. Основные методы, технологии и средства очистки от пыли и вредных газов. Сущность работы основных типов пылеуловителей и газоуловителей. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
19. Защита от загрязнения водной среды. Основные методы, технологии и средства очистки воды от растворимых и нерастворимых вредных веществ. Сущность механических, физико-химических и биологических методов очистки воды.
20. Методы обеспечения качества питьевой воды и водоподготовка. Требования к качеству питьевой воды. Методы очистки и обеззараживания питьевой воды. Хлорирование, озонирование, ультрафиолетовая и термическая обработка. Сорбционная очистка, опреснение и обессоливание питьевой воды. Достоинства и недостатки методов, особенности применения.
21. Коллективные и индивидуальные методы и средства подготовки питьевой воды. Модульные системы водоподготовки, индивидуальные устройства очистки питьевой воды.
22. Методы утилизации и переработки антропогенных и техногенных отходов. Классификация отходов: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, радиоактивные, биологические, токсичные – классы токсичности. Сбор и сортировка отходов. Современные методы утилизации и захоронения отходов. Отходы как вторичные материальные ресурсы. Методы переработки и регенерации отходов. Примеры вторичного использования отходов как метод сохранения природных ресурсов.
23. Защита от энергетических воздействий и физических полей. Основные принципы защиты от физических полей: снижение уровня излучения источника, удаление объекта защиты от источника излучения, экранирование излучений – поглощение и отражение энергии.
24. Защита от вибрации: основные методы защиты и принцип снижения вибрации. Индивидуальные средства виброзащиты. Контроль уровня вибрации.
25. Защита от шума, инфра- и ультразвука. Основные методы защиты: снижение звуковой мощности источника шума, рациональное размещение источника шума и объекта защиты относительно друг друга, защита расстоянием, акустическая обработка помещения, звукоизоляция, звукопоглощение, экранирование и применение глушителей шума. Контроль уровня интенсивности звука.
Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод ...
... В качестве более современного варианта упорядочения методов можно привести следующий: 1. основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных ... который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, ...
26. Защита от электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей. Общие принципы защиты от электромагнитных полей. Экранирование излучений – электромагнитное экранирование, электростатическое экранирование, магнитостатическое экранирование. Эффективность экранирования. Особенности защиты от излучений промышленной частоты. Индивидуальные средства защиты. Контроль уровня излучений и напряженности полей различного частотного диапазона.
27. Защита от лазерного излучения. Классификация лазеров по степени опасности. Общие принципы защиты от лазерного излучения.
28. Защита от инфракрасного (теплового) излучения. Теплоизоляция, экранирование – типы теплозащитных экранов.
29. Защита от ионизирующих излучений. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений – особенности защиты от основных видов излучений (гамма, рентгеновского, бета, альфа и нейтронного излучения).
Особенности контроля уровня ионизирующих излучений различных видов.
30. Методы и средства обеспечения электробезопасности. Применение малых напряжений, электрическое разделение сетей, электрическая изоляция, защита от прикосновения к токоведущим частям, защитное заземление (требования к выполнению заземления), зануление, устройства защитного отключения. Принципы работы защитных устройств – достоинства, недостатки, характерные области применения, особенности работы применительно к различным типам электрических сетей. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током. Контроль параметров электросетей – напряжения, тока, изоляции фаз, определение фазы.
31. Защита от статического электричества. Методы, исключающие или уменьшающие образование статических зарядов; методы, устраняющие образующие заряды. Молниезащита зданий и сооружений – типы молниеотводов, устройство молниезащиты и требования к ее выполнению.
32. Защита от механического травмирования. Оградительные устройства, предохранительные и блокирующие устройства, устройства аварийного отключения, ограничительные устройства, тормозные устройства, устройства контроля и сигнализации, дистанционное управление. Правила обеспечения безопасности при работе с ручным инструментом. Особенности обеспечения безопасности подъемного оборудования и транспортных средств.
33. Обеспечение безопасности систем под давлением. Предохранительные устройства и системы, маркировка и окраска сосудов и баллонов, регистрация и техническое освидетельствование систем под давлением.
34. Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные, пожарной безопасности, эвакуационные, медицинского и санитарного назначения.
35. Понятие комфортных или оптимальных условий. Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещенность и комфортная световая среда.
Сущность психологии безопасности труда
... рационализацию трудовой деятельности в том числе, на повышение ее безопасности. Предмет, цели и задачи психологии безопасности труда Предметом психологии безопасности труда является человеческая психика, позволяющая ему осуществлять и регулировать ... т а я п р и ч и н а - нарушение правил безопасности труда. Человек адаптируется не только к опасностям , но и к нарушениям правил. Далеко ...
36. Микроклимат помещений. Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма человека.
37. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях: системы отопления, вентиляции и кондиционирования, устройство, выбор систем и их производительности; средства для создания оптимального аэроионного состава воздушной среды. Контроль параметров микроклимата в помещении.
38. Освещение и световая среда в помещении. Влияние состояния световой среды помещения на самочувствие и работоспособность человека. Характеристики освещения и световой среды. Виды, системы и типы освещения. Нормирование искусственного и естественного освещения. Контроль параметров освещения.
39. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Факторы, влияющих на надежность действий операторов.
40. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.
41. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека.
42. Организация рабочего места: выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места, взаимное положение рабочих мест, размещение технологической и организационной оснастки, конструкции и расположение средств отображения информации. Техническая эстетика.
43. Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. Понятие опасного производственного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
44. Классификация видов пожаров и их особенности. Основные сведения о пожаре и взрыве. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Опасные факторы пожара. Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности. Пожарная защита. Пассивные и активные методы защиты.
45. Радиационные аварии. Их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Зонирование территорий при радиационном загрязнении территории. Понятие радиационного прогноза. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения. Допустимые уровни облучения при аварийных ситуациях. Дозиметрический контроль.
Глава1. Основы психологии риска и чрезвычайных ситуаций
... к риску, потребность в острых ощущениях и статусные притязания. Это наиболее многочисленный отряд профессионалов. 2. Понятие чрезвычайной ... эволюционное значение: пробуются новые варианты развития. Третью группу составляют люди, стремящиеся к получению моральных и материальных ... среда стала еще более нестабильной, горизонт прогноза ее основных параметров сузился. С другой стороны, рост качества ...
46. Аварии на химически опасных объектах. Группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ.
47. Чрезвычайные ситуации военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Ядерный взрыв и его опасные факторы.
48. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты.
49. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
50. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Понятие об устойчивости объекта. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС.
51. Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм, характер и особенности террористических действий. Меры борьбы с терроризмом.
52. Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Способы ведения спасательных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций.
53. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
54. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Требования безопасности в технических регламентах. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.
55. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) – структура и основные стандарты. Стандарты предприятий по безопасности труда. Правила и инструкции по охране труда. Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
56. Экономика безопасности труда. Социально-экономическое значение охраны труда, финансирование охраны труда. Экономические ущербы от производственного травматизма, профессиональных заболеваний и неблагоприятных условий труда – основные составляющие ущерба. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда.
57. Государственное управление безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Министерства, агентства и службы – их основные функции, обязанности, права и ответственность в области различных аспектов безопасности.
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
... составляют три основных компонента: эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешно-неспешный. 4. Поиск конструктивных способов выхода из трудной жизненной ситуации основан на использовании таких внутреичностных позиций ... категориях. Возражения против этого подхода связаны с возможным разным восприятием ситуации с позиций внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а ...
58. Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях – российская система управления в чрезвычайных ситуациях – система РСЧС, система гражданской обороны – сущность структуры, задачи и функции.
2. Расчетная задача
1. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0021, 0016, 0013. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).
2. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0010, 0019, 0012. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).
3. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0021, 0010, 0009. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).
4. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0021, 0008, 0015. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).
5. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0022, 0012, 0019. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).
6. Площадь учебной аудитории составляет 60 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
7. Площадь учебной аудитории составляет 78 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
8. Площадь учебной аудитории составляет 54 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
9. Площадь учебной аудитории составляет 48 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
10. Площадь учебной аудитории составляет 66 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
11. Площадь учебной аудитории составляет 50 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
12. Площадь учебной аудитории составляет 44 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
13. Площадь учебной аудитории составляет 120 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?
14. Риск летального исхода от курения составляет 3,610-3 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
15. Риск летального исхода от загрязнения атмосферы составляет 1,110-4 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
16. Риск летального исхода от автомобильного транспорта составляет 310-4 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
17. Риск летального исхода от железнодорожного транспорта составляет 410-7 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
18. Риск летального исхода от пожара составляет 410-5 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
19. Риск летального исхода от воздушного транспорта составляет 910-6 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
20. Риск летального исхода от алкоголя составляет 210-5 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.
3. Проблемные ситуации
Ситуация 1.
В ситуации рассмотрите взаимосвязь и взаимодействие факторов эффективности функционирования системы «человек-машина-среда» (ЧМС) па примере систем «человек-машина».
Оператор универсального станка – станок (токарный, фрезерный, сверлильный).
На эффективное функционирование такой системы ЧМС при наличии самых наилучших характеристик технической системы будут влиять все факторы физического, психофизического, психологического состояния и профессиональной подготовки оператора (человека).
Предположим, что у оператора нет уверенности в себе или у него замедленная реакция на возникшую ситуацию, или недостаточный опыт работы на данном универсальном станке. В этом случае возможно нарушение взаимодействия оператора и станка и травмирование оператора, а также нарушение функционирования станка.
Ситуация 2.
В ситуации рассмотрите взаимосвязь и взаимодействие факторов эффективности функционирования системы «человек-машина-среда» (ЧМС) па примере систем «человек-машина».
Водитель – автомобиль (грузовой, легковой).
На эффективное функционирование такой системы ЧМС при наличии самых наилучших характеристик технической системы будут влиять все факторы физического, психофизического, психологического состояния и профессиональной подготовки водителя (человека).
Предположим, что у водителя нет уверенности в себе или он обладает недостаточной силой, или у него замедленная реакция на возникшую ситуацию, или недостаточный опыт вождения. В этом случае возможно нарушение взаимодействия водителя (водителей) и автомобиля (автомобилей) и как следствие травмирование водителя (водителей) и нарушение функционирования автомобиля.
Ситуация 3.
В 1912 г. суперлайнер «Титаник» из порта Саутгемптона (Великобритания) взял курс на Америку. На четвертые сутки плавания произошла трагедия – столкновение судна с айсбергом. На состоявшемся в Лондоне судебном заседании виновником катастрофы был признан капитан Эдвард Смит. Такое решение приняла комиссия – это оказалось самое простое, но не единственное объяснение трагедии.
В дальнейшем были пересмотрены взгляды на непотопляемость судов, их оснащение спасательными средствами, разработаны и приняты нормативы, регламентирующие плавание в особо сложных условиях. Проекты даже тех судов, которые к этому моменту уже собирались на стапелях, были пересмотрены, с тем чтобы устранить ошибки, допущенные при строительстве «Титаника».
Проанализируйте ситуацию и дайте ей оценку с позиций безопасности жизнедеятельности.
Ситуация 4.
Наиболее крупномасштабные теракты с применением отравляющих веществ были осуществлены членами религиозной секты «Аум Синрике» в Японии. В 1994 г. в г. Мацумото в результате применения отравляющего вещества «зарин» погибли 7 человек, 114 получили поражения различной степени тяжести. В 1995 г. террористы из той же секты на пяти линиях токийского метро применили отравляющее вещество «зарин». В результате террористического акта было заражено 16 подземных станций. Погибло 12 человек и около 4 тыс. человек получили отравления различной степени тяжести.
Проанализируйте ситуацию и дайте ей оценку с позиций безопасности жизнедеятельности.
Ситуация 5.
11 сентября 2001 г. от рук террористов в результате самого страшного в истории США террористического акта погибло около 4 тыс. человек. Два самолета «Боинг», похищенные из Бостона, врезались в обе башни-небоскребы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке с разницей в 18 мин. Чуть позже еще один самолет «Боинг» (вылетевший из Вашингтона в Лос-Анджелес) рухнул на Пентагон. Четвертый похищенный самолет (следующий из Нью-Йорка в Сан-Франциско) потерпел крушение на поле около Шенксвилла (окрестности Питтсбурга).
Обе башни ВТЦ рухнули и часть Пентагона разрушена.
Проанализируйте ситуацию и дайте ей оценку с позиций безопасности жизнедеятельности.
Ситуация 6.
Вы держите в руках ртутный термометр, который за время использования в медицинской практике и в быту доказал незначительность риска воздействия на человека, хотя он содержит ртуть – вещество первого класса опасности.
Можно ли назвать термометр безопасным и безвредным?
Ситуация 7.
Из программы теленовостей Вы узнали, что фоновое значение ионизирующих излучений сегодня составляет 13 микрорентген в час.
Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности.
Что требуется знать о радиационной опасности? Как действует радиационное излучение на человеческий организм? Каковы меры радиационной безопасности?
Ситуация 8.
Ваши соседи по дачному участку регулярно сжигают бытовой мусор, а также применяют пестициды и гербициды в своем саду.
Действию каких вредных веществ Вы подвергаетесь?
Какие еще токсичные летучие органические соединения Вам известны?
Какие Вы знаете способы снижения их вредного воздействия?
Ситуация 9.
Вы строите новый дом и хотите приобрести современные строительные материалы.
Какие экологически опасные материалы и вещества не рекомендуется при этом использовать? Как уменьшить действие вредных веществ в Вашем новом доме?
Каковы основные загрязнители воздуха в доме?
Ситуация 10.
Вы приобрели на продовольственном рынке арбуз. По приходу домой Вы измерили содержание нитратов в продукте, составившее 200 мг/кг.
Можно ли употреблять данный арбуз в пищу?
Ситуация 11.
В рамках рекламной компании Вам предлагают приобрести уникальный фильтр для очистки водопроводной воды. Оцените новое устройство с позиций безопасности жизнедеятельности. На какие характеристики нового устройства Вы обратите свое внимание перед приобретением устройства? В чем главное предназначение фильтра?
Ситуация 12.
Из программы теленовостей Вы узнали, что пилот пассажирского самолета при посадке был ослеплен лучом лазерной указки. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности. Что требуется знать о лазерном излучении? Как действует лазерное излучение на человеческий организм? Каковы меры защиты от лазерного излучения?
Ситуация 13.
После посещения кинотеатра с просмотром 3D-изображения у Вас заложило уши от громкого звукового сопровождения фильма. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности. Что требуется знать о защите от шума? Как действует шум на человеческий организм? Каковы индивидуальные средства защиты от шума?
Ситуация 14.
В стакан с горячей водой опустить термометр и наблюдать за его показаниями в двух случаях – и нахождении стакана в неподвижном воздухе и при его обдуве с помощью вентилятора.
Во втором случае показания термометра будут уменьшаться быстрее.
Какое явление описано сточки зрения безопасности жизнедеятельности?
Почему при одинаковой температуре воздуха в ветреную погоду человек воспринимает климатические условия как более холодные?
Ситуация 15.
Вы – сотрудник крупной фирмы, довольны своей работой и заработком. Однако в ходе грядущей реорганизации фирмы Вас могут уволить.
Как облегчить стрессовую ситуацию, возникшую в связи с потерей рабочего места?
Ваше поведение до увольнения.
Ваше поведение в случае увольнения.
Ситуация 16.
С завтрашнего дня Вы – безработный. Вас уволили по сокращению штатов.
Каковы будут Ваши действия сразу же после увольнения?
Как Вы организуете поиски работы?
Как Вы собираетесь бороться с возможными финансовыми трудностями?
Ситуация 17.
«Оглушающий рев ветра, бушевание бури, громыхание камней, увлекаемых бурным потоком, удары грома, шум ливня, тьма… И вдруг, покрывая все звуки, из самых недр земли раздалось глухое рокотанье. Оно росло, приближалось, сотрясало почву. Дрожавшая земля начала подниматься, опускаться, качаться из стороны в сторону. Подземный рев вырывающихся чудовищ огня все возрастал – и вдруг превратился в оглушительный взрыв сверхъестественной силы. Вся верхушка конуса вулкана взлетела на облака… На темном фоне гор с боку усеченной вершины вулкана вдруг появилось пятно ослепительной яркости. Это расплавленная лава переплеснулась через край вулканического жерла. Скоро донеслось ее горячее дыхание.
Воздух накалялся и все более насыщался серой и углекислотой. Становилось трудно дышать. Громадные камни, выброшенные на воздух, падали обратно в жерло. Прорывающиеся из недр земли, сжатые жерлом пары вновь выбрасывали их. Это создавало необычайный шум, лязг и грохот, словно работала какая-то чудовищная кузница… Расплавленная лава медленно двигалась вниз… Удары грома заглушались непрерывным грохотанием вулкана. Молнии царили над этим хаосом… Громадная трещина прошла по полу, превратилась в зияющую щель. Толстые стены шатались, с треском рвались, разваливались, все качалось и рушилось… Пропасть разодрала на две части весь материк через горный хребет – от берега до берега океана. Открывшаяся бездна была полна огня. Океан устремился в эту огненную бездну. Вода превратилась в пар и рвала материк еще больше, освобождая новые огненные массы… Безумная борьба стихий… Все это длилось несколько мгновений… В эту ночь Атлантиды не стало». (Фрагмент из романа А. Беляева «Последний человек из Атлантиды»).
- Почему погибла Атлантида?
- О каких еще природных опасностях идет речь в приведенном фрагменте?
- Почему материк Атлантида во время катастрофы находился во тьме и что этому способствовало?
- Как жители Атлантиды могли бы избежать гибели? (Предложите свои версии.)
Ситуация 18.
Дайте рекомендации, как действовать в условиях природных опасностей.
Рекомендации |
Снежная лавина |
Гроза |
Отключите в доме газ, электричество, потушите огонь в печи |
|
|
Возьмите с собой запас продуктов и воды, теплые вещи |
|
|
Остерегайтесь порванных и провисших проводов, повреждения газовых магистралей |
|
|
Перед входом в дом убедитесь в его прочности |
|
|
Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место |
|
|
Максимально расширьте пространство возле лица и груди |
|
|
Ни в коем случае не поддавайтесь панике |
|
|
Не пытайтесь дойти до населенного пункта |
|
|
Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку |
|
|
Ни в коем случае не покидайте убежище, выходите только по веревочной страховке |
|
|
Ни в коем случае не спите |
|
|
При «раскачке» дома или появившихся трещинах бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованным двумя капитальными стенами |
|
|
Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток |
|
|
Избегайте магистральных улиц |
|
|
Оклейте стекла толстой бумагой |
|
|
Отойдите от отдельно стоящих деревьев |
|
|
Закройте все створки и форточки окон и не приближайтесь к ним |
|
|
Не передвигайтесь плотной группой |
|
|
Оказывайте первую медицинскую помощь пострадавшим |
|
|
Ситуация 19.
Решите ситуационную задачу.
«Палящее солнце иссушило сочные, высотой по колено, золотистые травы до самой сердцевины, каждая травинка стала хрусткой и ломкой. <…>
Какая наступила сушь! Даже деревья высохли, кора с них отваливается жесткими ломкими полосами. <…> В один из августовских дней налетела страшная буря. Небо осветила яркая вспышка синего пламени. Над исполинским деревом <…> вскинулся столб огня, вмиг занялись рядом пни и упавшие стволы, и отсюда, разгоняемые вихрем, шире, шире и шире пошли кружить и полыхать полотнища огня. <…> Куда ни глянь, вокруг стеной – огонь; пылают деревья, вспыхнула пол ногами трава…
Ветер усиливается, пожар надвигался на усадьбу». (Фрагмент из романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике»).
1. Каковы причины пожара?
2. К какому виду пожаров относится описанное стихийное бедствие?
3. Объясните, как вести себя людям, находящимся в усадьбе?
4. Возможно ли спасение людей, оказавшихся в этот момент в лесу? (Ответ поясните)
5. Какие способы тушения лесных пожаров Вам известны?
Ситуация 20.
Определите тактику поведения человека в случае аварии на радиационноопасном объекте.
Ситуация |
Действия или профилактические меры для обеспечения безопасности |
|
Вы живете вблизи РОО. Как подготовиться к возможной аварии на нем? |
|
|
Средства массовой информации (СМИ) оповестили население о радиационной аварии |
Вы находитесь: |
|
а) на улице; |
|
|
б) в общественном транспорте; |
|
|
в) в школе (проводите урок) |
|
|
Получено указание о проведение йодной профилактики |
|
|
Вам предстоит пересечь загрязненную радиоактивными веществами (РВ) территорию |
|
|
Получена команда подготовиться к возможной эвакуации |
|
Ситуация 21.
Определите необходимые меры и профилактические действия для обеспечения безопасности при пожаре, взрыве и обрушении здания.
Ситуация |
Решение |
На новогоднем празднике в клубе загорелась большая елка. |
|
В цехе внезапно вспыхнула электропроводка. |
|
Во время урока химии произошел взрыв. Два ученика получили механические травмы, один – ожог. |
|
В зрительном зале во время спектакля внезапно вспыхнул пожар. |
|
Вы услышали грохот и почувствовали, что дом зашатался |
|
Ситуация 22.
Из программы теленовостей Вы узнали, что на городском предприятии с опасным производством произошла техногенная авария. Система мониторинга источников загрязнения на особо опасном объекте должна решить задачи обеспечения безопасности персонала и окружающей среды. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности. Какая из задач является первостепенной?
Ситуация 23.
Вы устраиваетесь на работу по контракту на предприятие, которое осваивает производство новой, эксклюзивной бытовой техники. В процессе трудоустройства Вас ознакомили с инструкцией по охране труда на рабочем месте, составленной и утвержденной 5 лет назад. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Ситуация 24.
Оцените проводимые виды работ, материалы, оборудование и химические вещества, которые используются или производятся на известном Вам рабочем месте. Что может вызвать опасности? Например, высокий уровень шума, который может вызвать глухоту.
Ситуация 25.
Вы – работник промышленного предприятия, проверьте себя по следующим вопросам безопасности:
- Проводил ли работодатель когда-либо оценку рисков на Вашем рабочем месте?
- Получили ли Вы достаточно информации о тех опасностях, с которыми Вы можете столкнуться, и о том, как это может на Вас повлиять?
- Осведомлены ли Вы о последних рекомендациях по оказанию первой помощи и действиях в чрезвычайных ситуациях?
- Обеспечивает ли Ваш работодатель надлежащую систему наблюдения за Вашим здоровьем?
Ситуация 26.
Вы офисный работник. Оцените опасности при работе в офисе:
- Создан ли надлежащий микроклимат?
- Соответствует ли размер помещения количеству сотрудников, работающих в нем (в соответствии с нормами)?
- Имеется ли в комнате естественное освещение?
- Есть ли в наличии набор для оказания первой помощи, и обучены ли сотрудники его применению?
- Находится ли монитор от глаз пользователя на расстоянии 50 – 70 см?
- Может ли сотрудник делать необходимые перерывы или менять вид работы при длительной работе с компьютером?