1. Взаимодействие человека со средой обитания

Результат изучения каждого модуля оценивается по билетам. Структура вопросов билета модульного рубежного контроля:

  • первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;
  • второй вопрос – практический вопрос (расчетная задача), оценивающий уровень умений;
  • третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;
  • четвертый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа из не менее чем пяти альтернативных вариантов.

1. Взаимодействие человека со средой обитания.

2. Понятия «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.

3. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.

4. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий.

5. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы.

6. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.

7. Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности.

8. Структура техносферы и ее основных компонентов.

9. Виды техносферных зон: производственная, промышленная, городская, селитебная, транспортная и бытовая.

10. Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды: ингредиентные, биологические и энергетические загрязнения, деградация природной среды, информационно-психологические воздействия.

11. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу, акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы, информационные и транспортные потоки.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ... интерпретации информации, получаемой от респондента. Глубинное интервью - один из видов свободного, неструктурированного интервью, нацеленного на получение полной, глубоко личностной ...

12. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания.

13. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.

14. Критерии и параметры безопасности техносферы – средняя продолжительность жизни, уровень профессиональных и экологически обусловленных заболеваний.

15. Основные принципы защиты. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты.

16. Защита от химических и биологических негативных факторов. Общие задачи и методы защиты: рациональное размещение источника по отношению к объекту защиты, локализация источника, удаление вредных веществ из защитной зоны, применение индивидуальных и коллективных средств очистки и защиты.

17. Защита от загрязнения воздушной среды. Вентиляция: системы вентиляции и их классификация; естественная и механическая вентиляция; общеобменная и местная вентиляция, приточная и вытяжная вентиляция, их основные виды и примеры выполнения. Требования к устройству вентиляции.

18. Очистка от вредных веществ атмосферы и воздуха рабочей зоны. Основные методы, технологии и средства очистки от пыли и вредных газов. Сущность работы основных типов пылеуловителей и газоуловителей. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

19. Защита от загрязнения водной среды. Основные методы, технологии и средства очистки воды от растворимых и нерастворимых вредных веществ. Сущность механических, физико-химических и биологических методов очистки воды.

20. Методы обеспечения качества питьевой воды и водоподготовка. Требования к качеству питьевой воды. Методы очистки и обеззараживания питьевой воды. Хлорирование, озонирование, ультрафиолетовая и термическая обработка. Сорбционная очистка, опреснение и обессоливание питьевой воды. Достоинства и недостатки методов, особенности применения.

21. Коллективные и индивидуальные методы и средства подготовки питьевой воды. Модульные системы водоподготовки, индивидуальные устройства очистки питьевой воды.

22. Методы утилизации и переработки антропогенных и техногенных отходов. Классификация отходов: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, радиоактивные, биологические, токсичные – классы токсичности. Сбор и сортировка отходов. Современные методы утилизации и захоронения отходов. Отходы как вторичные материальные ресурсы. Методы переработки и регенерации отходов. Примеры вторичного использования отходов как метод сохранения природных ресурсов.

23. Защита от энергетических воздействий и физических полей. Основные принципы защиты от физических полей: снижение уровня излучения источника, удаление объекта защиты от источника излучения, экранирование излучений – поглощение и отражение энергии.

24. Защита от вибрации: основные методы защиты и принцип снижения вибрации. Индивидуальные средства виброзащиты. Контроль уровня вибрации.

25. Защита от шума, инфра- и ультразвука. Основные методы защиты: снижение звуковой мощности источника шума, рациональное размещение источника шума и объекта защиты относительно друг друга, защита расстоянием, акустическая обработка помещения, звукоизоляция, звукопоглощение, экранирование и применение глушителей шума. Контроль уровня интенсивности звука.

3 стр., 1250 слов

Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод ...

...     В качестве более современного варианта упорядочения методов можно привести следующий: 1. основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных ... который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, ...

26. Защита от электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей. Общие принципы защиты от электромагнитных полей. Экранирование излучений – электромагнитное экранирование, электростатическое экранирование, магнитостатическое экранирование. Эффективность экранирования. Особенности защиты от излучений промышленной частоты. Индивидуальные средства защиты. Контроль уровня излучений и напряженности полей различного частотного диапазона.

27. Защита от лазерного излучения. Классификация лазеров по степени опасности. Общие принципы защиты от лазерного излучения.

28. Защита от инфракрасного (теплового) излучения. Теплоизоляция, экранирование – типы теплозащитных экранов.

29. Защита от ионизирующих излучений. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений – особенности защиты от основных видов излучений (гамма, рентгеновского, бета, альфа и нейтронного излучения).

Особенности контроля уровня ионизирующих излучений различных видов.

30. Методы и средства обеспечения электробезопасности. Применение малых напряжений, электрическое разделение сетей, электрическая изоляция, защита от прикосновения к токоведущим частям, защитное заземление (требования к выполнению заземления), зануление, устройства защитного отключения. Принципы работы защитных устройств – достоинства, недостатки, характерные области применения, особенности работы применительно к различным типам электрических сетей. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током. Контроль параметров электросетей – напряжения, тока, изоляции фаз, определение фазы.

31. Защита от статического электричества. Методы, исключающие или уменьшающие образование статических зарядов; методы, устраняющие образующие заряды. Молниезащита зданий и сооружений – типы молниеотводов, устройство молниезащиты и требования к ее выполнению.

32. Защита от механического травмирования. Оградительные устройства, предохранительные и блокирующие устройства, устройства аварийного отключения, ограничительные устройства, тормозные устройства, устройства контроля и сигнализации, дистанционное управление. Правила обеспечения безопасности при работе с ручным инструментом. Особенности обеспечения безопасности подъемного оборудования и транспортных средств.

33. Обеспечение безопасности систем под давлением. Предохранительные устройства и системы, маркировка и окраска сосудов и баллонов, регистрация и техническое освидетельствование систем под давлением.

34. Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные, пожарной безопасности, эвакуационные, медицинского и санитарного назначения.

35. Понятие комфортных или оптимальных условий. Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещенность и комфортная световая среда.

8 стр., 3811 слов

Сущность психологии безопасности труда

... рационализацию трудовой деятельности в том числе, на повышение ее безопасности. Предмет, цели и задачи психологии безопасности труда Предметом психологии безопасности труда является человеческая психика, позволяющая ему осуществлять и регулировать ... т а я п р и ч и н а - нарушение правил безопасности труда. Человек адаптируется не только к опасностям , но и к нарушениям правил. Далеко ...

36. Микроклимат помещений. Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма человека.

37. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях: системы отопления, вентиляции и кондиционирования, устройство, выбор систем и их производительности; средства для создания оптимального аэроионного состава воздушной среды. Контроль параметров микроклимата в помещении.

38. Освещение и световая среда в помещении. Влияние состояния световой среды помещения на самочувствие и работоспособность человека. Характеристики освещения и световой среды. Виды, системы и типы освещения. Нормирование искусственного и естественного освещения. Контроль параметров освещения.

39. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Факторы, влияющих на надежность действий операторов.

40. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.

41. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека.

42. Организация рабочего места: выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места, взаимное положение рабочих мест, размещение технологической и организационной оснастки, конструкции и расположение средств отображения информации. Техническая эстетика.

43. Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. Понятие опасного производственного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

44. Классификация видов пожаров и их особенности. Основные сведения о пожаре и взрыве. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Опасные факторы пожара. Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности. Пожарная защита. Пассивные и активные методы защиты.

45. Радиационные аварии. Их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Зонирование территорий при радиационном загрязнении территории. Понятие радиационного прогноза. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения. Допустимые уровни облучения при аварийных ситуациях. Дозиметрический контроль.

12 стр., 5793 слов

Глава1. Основы психологии риска и чрезвычайных ситуаций

... к риску, потребность в острых ощущениях и статусные притязания. Это наиболее многочисленный отряд профессионалов. 2. Понятие чрезвычайной ... эволюционное значение: пробуются новые варианты развития. Третью группу составляют люди, стремящиеся к получению моральных и материальных ... среда стала еще более нестабильной, горизонт прогноза ее основных параметров сузился. С другой стороны, рост качества ...

46. Аварии на химически опасных объектах. Группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ.

47. Чрезвычайные ситуации военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Ядерный взрыв и его опасные факторы.

48. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты.

49. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

50. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Понятие об устойчивости объекта. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС.

51. Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм, характер и особенности террористических действий. Меры борьбы с терроризмом.

52. Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Способы ведения спасательных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций.

53. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

54. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Требования безопасности в технических регламентах. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.

55. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) – структура и основные стандарты. Стандарты предприятий по безопасности труда. Правила и инструкции по охране труда. Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

56. Экономика безопасности труда. Социально-экономическое значение охраны труда, финансирование охраны труда. Экономические ущербы от производственного травматизма, профессиональных заболеваний и неблагоприятных условий труда – основные составляющие ущерба. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда.

57. Государственное управление безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Министерства, агентства и службы – их основные функции, обязанности, права и ответственность в области различных аспектов безопасности.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... составляют три основных компонента: эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешно-неспешный. 4. Поиск конструктивных способов выхода из трудной жизненной ситуации основан на использовании таких внутреичностных позиций ... категориях. Возражения против этого подхода связаны с возможным разным восприятием ситуации с позиций внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а ...

58. Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях – российская система управления в чрезвычайных ситуациях – система РСЧС, система гражданской обороны – сущность структуры, задачи и функции.

2. Расчетная задача

1. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0021, 0016, 0013. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).

2. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0010, 0019, 0012. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).

3. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0021, 0010, 0009. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).

4. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0021, 0008, 0015. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).

5. При измерениях фоновых значений ионизирующих излучений с помощью прибора РКСБ-104 на табло индикатора отобразились следующие 4-разрядные числа: 0022, 0012, 0019. Определите измеренную величину мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в микрорентгенах в час (мкР/ч) и в микрозивертах в час (мкЗв/ч).

6. Площадь учебной аудитории составляет 60 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

7. Площадь учебной аудитории составляет 78 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

8. Площадь учебной аудитории составляет 54 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

9. Площадь учебной аудитории составляет 48 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

10. Площадь учебной аудитории составляет 66 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

11. Площадь учебной аудитории составляет 50 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

12. Площадь учебной аудитории составляет 44 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

13. Площадь учебной аудитории составляет 120 кв. м. Какова должна быть площадь окон, исходя из санитарно-гигиенических нормативов по естественному освещению?

14. Риск летального исхода от курения составляет 3,610-3 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

15. Риск летального исхода от загрязнения атмосферы составляет 1,110-4 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

16. Риск летального исхода от автомобильного транспорта составляет 310-4 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

17. Риск летального исхода от железнодорожного транспорта составляет 410-7 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

18. Риск летального исхода от пожара составляет 410-5 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

19. Риск летального исхода от воздушного транспорта составляет 910-6 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

20. Риск летального исхода от алкоголя составляет 210-5 чел. в год. Оцените индивидуальный риск от данного фактора с позиций допустимого (приемлемого) риска.

3. Проблемные ситуации

Ситуация 1.

В ситуации рассмотрите взаимосвязь и взаимодействие факторов эффективности функционирования системы «человек-машина-среда» (ЧМС) па примере систем «человек-машина».

Оператор универсального станка – станок (токарный, фрезерный, сверлильный).

На эффективное функционирование такой системы ЧМС при наличии самых наилучших характеристик технической системы будут влиять все факторы физического, психофизического, психологического состояния и профессиональной подготовки оператора (человека).

Предположим, что у оператора нет уверенности в себе или у него замедленная реакция на возникшую ситуацию, или недостаточный опыт работы на данном универсальном станке. В этом случае возможно нарушение взаимодействия оператора и станка и травмирование оператора, а также нарушение функционирования станка.

Ситуация 2.

В ситуации рассмотрите взаимосвязь и взаимодействие факторов эффективности функционирования системы «человек-машина-среда» (ЧМС) па примере систем «человек-машина».

Водитель – автомобиль (грузовой, легковой).

На эффективное функционирование такой системы ЧМС при наличии самых наилучших характеристик технической системы будут влиять все факторы физического, психофизического, психологического состояния и профессиональной подготовки водителя (человека).

Предположим, что у водителя нет уверенности в себе или он обладает недостаточной силой, или у него замедленная реакция на возникшую ситуацию, или недостаточный опыт вождения. В этом случае возможно нарушение взаимодействия водителя (водителей) и автомобиля (автомобилей) и как следствие травмирование водителя (водителей) и нарушение функционирования автомобиля.

Ситуация 3.

В 1912 г. суперлайнер «Титаник» из порта Саутгемптона (Великобритания) взял курс на Америку. На четвертые сутки плавания произошла трагедия – столкновение судна с айсбергом. На состоявшемся в Лондоне судебном заседании виновником катастрофы был признан капитан Эдвард Смит. Такое решение приняла комиссия – это оказалось самое простое, но не единственное объяснение трагедии.

В дальнейшем были пересмотрены взгляды на непотопляемость судов, их оснащение спасательными средствами, разработаны и приняты нормативы, регламентирующие плавание в особо сложных условиях. Проекты даже тех судов, которые к этому моменту уже собирались на стапелях, были пересмотрены, с тем чтобы устранить ошибки, допущенные при строительстве «Титаника».

Проанализируйте ситуацию и дайте ей оценку с позиций безопасности жизнедеятельности.

Ситуация 4.

Наиболее крупномасштабные теракты с применением отравляющих веществ были осуществлены членами религиозной секты «Аум Синрике» в Японии. В 1994 г. в г. Мацумото в результате применения отравляющего вещества «зарин» погибли 7 человек, 114 получили поражения различной степени тяжести. В 1995 г. террористы из той же секты на пяти линиях токийского метро применили отравляющее вещество «зарин». В результате террористического акта было заражено 16 подземных станций. Погибло 12 человек и около 4 тыс. человек получили отравления различной степени тяжести.

Проанализируйте ситуацию и дайте ей оценку с позиций безопасности жизнедеятельности.

Ситуация 5.

11 сентября 2001 г. от рук террористов в результате самого страшного в истории США террористического акта погибло около 4 тыс. человек. Два самолета «Боинг», похищенные из Бостона, врезались в обе башни-небоскребы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке с разницей в 18 мин. Чуть позже еще один самолет «Боинг» (вылетевший из Вашингтона в Лос-Анджелес) рухнул на Пентагон. Четвертый похищенный самолет (следующий из Нью-Йорка в Сан-Франциско) потерпел крушение на поле около Шенксвилла (окрестности Питтсбурга).

Обе башни ВТЦ рухнули и часть Пентагона разрушена.

Проанализируйте ситуацию и дайте ей оценку с позиций безопасности жизнедеятельности.

Ситуация 6.

Вы держите в руках ртутный термометр, который за время использования в медицинской практике и в быту доказал незначительность риска воздействия на человека, хотя он содержит ртуть – вещество первого класса опасности.

Можно ли назвать термометр безопасным и безвредным?

Ситуация 7.

Из программы теленовостей Вы узнали, что фоновое значение ионизирующих излучений сегодня составляет 13 микрорентген в час.

Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности.

Что требуется знать о радиационной опасности? Как действует радиационное излучение на человеческий организм? Каковы меры радиационной безопасности?

Ситуация 8.

Ваши соседи по дачному участку регулярно сжигают бытовой мусор, а также применяют пестициды и гербициды в своем саду.

Действию каких вредных веществ Вы подвергаетесь?

Какие еще токсичные летучие органические соединения Вам известны?

Какие Вы знаете способы снижения их вредного воздействия?

Ситуация 9.

Вы строите новый дом и хотите приобрести современные строительные материалы.

Какие экологически опасные материалы и вещества не рекомендуется при этом использовать? Как уменьшить действие вредных веществ в Вашем новом доме?

Каковы основные загрязнители воздуха в доме?

Ситуация 10.

Вы приобрели на продовольственном рынке арбуз. По приходу домой Вы измерили содержание нитратов в продукте, составившее 200 мг/кг.

Можно ли употреблять данный арбуз в пищу?

Ситуация 11.

В рамках рекламной компании Вам предлагают приобрести уникальный фильтр для очистки водопроводной воды. Оцените новое устройство с позиций безопасности жизнедеятельности. На какие характеристики нового устройства Вы обратите свое внимание перед приобретением устройства? В чем главное предназначение фильтра?

Ситуация 12.

Из программы теленовостей Вы узнали, что пилот пассажирского самолета при посадке был ослеплен лучом лазерной указки. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности. Что требуется знать о лазерном излучении? Как действует лазерное излучение на человеческий организм? Каковы меры защиты от лазерного излучения?

Ситуация 13.

После посещения кинотеатра с просмотром 3D-изображения у Вас заложило уши от громкого звукового сопровождения фильма. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности. Что требуется знать о защите от шума? Как действует шум на человеческий организм? Каковы индивидуальные средства защиты от шума?

Ситуация 14.

В стакан с горячей водой опустить термометр и наблюдать за его показаниями в двух случаях – и нахождении стакана в неподвижном воздухе и при его обдуве с помощью вентилятора.

Во втором случае показания термометра будут уменьшаться быстрее.

Какое явление описано сточки зрения безопасности жизнедеятельности?

Почему при одинаковой температуре воздуха в ветреную погоду человек воспринимает климатические условия как более холодные?

Ситуация 15.

Вы – сотрудник крупной фирмы, довольны своей работой и заработком. Однако в ходе грядущей реорганизации фирмы Вас могут уволить.

Как облегчить стрессовую ситуацию, возникшую в связи с потерей рабочего места?

Ваше поведение до увольнения.

Ваше поведение в случае увольнения.

Ситуация 16.

С завтрашнего дня Вы – безработный. Вас уволили по сокращению штатов.

Каковы будут Ваши действия сразу же после увольнения?

Как Вы организуете поиски работы?

Как Вы собираетесь бороться с возможными финансовыми трудностями?

Ситуация 17.

«Оглушающий рев ветра, бушевание бури, громыхание камней, увлекаемых бурным потоком, удары грома, шум ливня, тьма… И вдруг, покрывая все звуки, из самых недр земли раздалось глухое рокотанье. Оно росло, приближалось, сотрясало почву. Дрожавшая земля начала подниматься, опускаться, качаться из стороны в сторону. Подземный рев вырывающихся чудовищ огня все возрастал – и вдруг превратился в оглушительный взрыв сверхъестественной силы. Вся верхушка конуса вулкана взлетела на облака… На темном фоне гор с боку усеченной вершины вулкана вдруг появилось пятно ослепительной яркости. Это расплавленная лава переплеснулась через край вулканического жерла. Скоро донеслось ее горячее дыхание.

Воздух накалялся и все более насыщался серой и углекислотой. Становилось трудно дышать. Громадные камни, выброшенные на воздух, падали обратно в жерло. Прорывающиеся из недр земли, сжатые жерлом пары вновь выбрасывали их. Это создавало необычайный шум, лязг и грохот, словно работала какая-то чудовищная кузница… Расплавленная лава медленно двигалась вниз… Удары грома заглушались непрерывным грохотанием вулкана. Молнии царили над этим хаосом… Громадная трещина прошла по полу, превратилась в зияющую щель. Толстые стены шатались, с треском рвались, разваливались, все качалось и рушилось… Пропасть разодрала на две части весь материк через горный хребет – от берега до берега океана. Открывшаяся бездна была полна огня. Океан устремился в эту огненную бездну. Вода превратилась в пар и рвала материк еще больше, освобождая новые огненные массы… Безумная борьба стихий… Все это длилось несколько мгновений… В эту ночь Атлантиды не стало». (Фрагмент из романа А. Беляева «Последний человек из Атлантиды»).

  1. Почему погибла Атлантида?
  2. О каких еще природных опасностях идет речь в приведенном фрагменте?
  3. Почему материк Атлантида во время катастрофы находился во тьме и что этому способствовало?
  4. Как жители Атлантиды могли бы избежать гибели? (Предложите свои версии.)

Ситуация 18.

Дайте рекомендации, как действовать в условиях природных опасностей.

Рекомендации

Снежная

лавина

Гроза

Отключите в доме газ, электричество, потушите огонь в печи

Возьмите с собой запас продуктов и воды, теплые вещи

Остерегайтесь порванных и провисших проводов, повреждения газовых магистралей

Перед входом в дом убедитесь в его прочности

Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место

Максимально расширьте пространство возле лица и груди

Ни в коем случае не поддавайтесь панике

Не пытайтесь дойти до населенного пункта

Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку

Ни в коем случае не покидайте убежище, выходите только по веревочной страховке

Ни в коем случае не спите

При «раскачке» дома или появившихся трещинах бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованным двумя капитальными стенами

Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток

Избегайте магистральных улиц

Оклейте стекла толстой бумагой

Отойдите от отдельно стоящих деревьев

Закройте все створки и форточки окон и не приближайтесь к ним

Не передвигайтесь плотной группой

Оказывайте первую медицинскую помощь пострадавшим

Ситуация 19.

Решите ситуационную задачу.

«Палящее солнце иссушило сочные, высотой по колено, золотистые травы до самой сердцевины, каждая травинка стала хрусткой и ломкой. <…>

Какая наступила сушь! Даже деревья высохли, кора с них отваливается жесткими ломкими полосами. <…> В один из августовских дней налетела страшная буря. Небо осветила яркая вспышка синего пламени. Над исполинским деревом <…> вскинулся столб огня, вмиг занялись рядом пни и упавшие стволы, и отсюда, разгоняемые вихрем, шире, шире и шире пошли кружить и полыхать полотнища огня. <…> Куда ни глянь, вокруг стеной – огонь; пылают деревья, вспыхнула пол ногами трава…

Ветер усиливается, пожар надвигался на усадьбу». (Фрагмент из романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике»).

1. Каковы причины пожара?

2. К какому виду пожаров относится описанное стихийное бедствие?

3. Объясните, как вести себя людям, находящимся в усадьбе?

4. Возможно ли спасение людей, оказавшихся в этот момент в лесу? (Ответ поясните)

5. Какие способы тушения лесных пожаров Вам известны?

Ситуация 20.

Определите тактику поведения человека в случае аварии на радиационноопасном объекте.

Ситуация

Действия или профилактические меры для обеспечения безопасности

Вы живете вблизи РОО. Как подготовиться к возможной аварии на нем?

Средства массовой информации (СМИ) оповестили население о радиационной аварии

Вы находитесь:

а) на улице;

б) в общественном транспорте;

в) в школе (проводите урок)

Получено указание о проведение йодной профилактики

Вам предстоит пересечь загрязненную радиоактивными веществами (РВ) территорию

Получена команда подготовиться к возможной эвакуации

Ситуация 21.

Определите необходимые меры и профилактические действия для обеспечения безопасности при пожаре, взрыве и обрушении здания.

Ситуация

Решение

На новогоднем празднике в клубе загорелась большая елка.

В цехе внезапно вспыхнула электропроводка.

Во время урока химии произошел взрыв. Два ученика получили механические травмы, один – ожог.

В зрительном зале во время спектакля внезапно вспыхнул пожар.

Вы услышали грохот и почувствовали, что дом зашатался

Ситуация 22.

Из программы теленовостей Вы узнали, что на городском предприятии с опасным производством произошла техногенная авария. Система мониторинга источников загрязнения на особо опасном объекте должна решить задачи обеспечения безопасности персонала и окружающей среды. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности. Какая из задач является первостепенной?

Ситуация 23.

Вы устраиваетесь на работу по контракту на предприятие, которое осваивает производство новой, эксклюзивной бытовой техники. В процессе трудоустройства Вас ознакомили с инструкцией по охране труда на рабочем месте, составленной и утвержденной 5 лет назад. Оцените данную информацию с позиций безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Ситуация 24.

Оцените проводимые виды работ, материалы, оборудование и химические вещества, которые используются или производятся на известном Вам рабочем месте. Что может вызвать опасности? Например, высокий уровень шума, который может вызвать глухоту.

Ситуация 25.

Вы – работник промышленного предприятия, проверьте себя по следующим вопросам безопасности:

  1. Проводил ли работодатель когда-либо оценку рисков на Вашем рабочем месте?
  2. Получили ли Вы достаточно информации о тех опасностях, с которыми Вы можете столкнуться, и о том, как это может на Вас повлиять?
  3. Осведомлены ли Вы о последних рекомендациях по оказанию первой помощи и действиях в чрезвычайных ситуациях?
  4. Обеспечивает ли Ваш работодатель надлежащую систему наблюдения за Вашим здоровьем?

Ситуация 26.

Вы офисный работник. Оцените опасности при работе в офисе:

  1. Создан ли надлежащий микроклимат?
  2. Соответствует ли размер помещения количеству сотрудников, работающих в нем (в соответствии с нормами)?
  3. Имеется ли в комнате естественное освещение?
  4. Есть ли в наличии набор для оказания первой помощи, и обучены ли сотрудники его применению?
  5. Находится ли монитор от глаз пользователя на расстоянии 50 – 70 см?
  6. Может ли сотрудник делать необходимые перерывы или менять вид работы при длительной работе с компьютером?