19.02 Модуль психология и психофизиология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»

ПРОГРАММА МОДУЛЯ

Психология и психофизиология младшего школьника

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

44.03.01-Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника __бакалавр педагогики__

Утверждено на заседании кафедры

педагогики и психологии начального образования

Протокол № __ от __ 201 г.

Зав. кафедрой

­­_Котова С.А.

Утверждено на заседании Совета

факультета

___Институт детства_____

Протокол № ___ от _______201 г.

Председатель Совета

_Ноткина Н. А. __

Санкт-Петербург

2015 г.

МОДУЛЬ

Психология и психофизиология младшего школьника

Место модуля в структуре ООП: вариативная часть, профессиональный цикл подготовки, Б.3.4.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина

(учебные курсы) / семестр

Трудоемкость

Аудиторная нагрузка, часы:

Форма итоговой аттестации / семестр

Всего кредитов

Всего часов на теоретическое обучение

из них:

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Возрастная анатомия и физиология с элементами

дефектологии

3

108

54

54

24

30

Психология младшего школьника

3

108

54

54

24

30

Дисциплина по выбору1.1.

Загадки мозга ребенка

1

36

16

20

6

10

Дисциплина по выбору 1.2

Возрастная психофизиология

1

36

16

20

6

10

Дисциплина по выбору 2.1

Основы диагностики ребенка младшего школьного возраста

1

36

16

20

6

10

Дисциплина по выбору 2.2.

Комплексная оценка уровня развития младшего школьника

1

36

16

20

6

10

Психология и психофизиология младшего школьника

11 (1 — экзамен)

396

198

198

78

60

64

120

148

94

Экзамен

(4 семестр)

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: развитие у студентов следующих компетенций, необходимых для психологически грамотного и обоснованного построения образовательного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста:

Общекультурных:

— способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

— способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

Общепрофессиональных:

Способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

— готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

— готовностью к осуществлению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

Исследовательских:

— готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Ожидаемые результаты:

Студенты знают:

  • Особенности анатомии детского организма;
  • Закономерности психофизиологического развития ребенка на протяжении младшего школьного возраста;
  • Закономерности развития психики ребенка младшего школьного возраста как особого этапа психического развития;
  • Знают основные риски развития ребенка в младшем школьном возрасте.
  • Основной перечень стандартизированных методик, оценивающих различные стороны развития ребенка младшего школьного возраста;
  • Морально-этические аспекты проведения психодиагностического обследования детей младшего школьного возраста;
  • Основные принципы организации и проведения психодиагностического обследования

Студенты умеют:

  • Учитывать психофизиологические изменения состояний младших школьников и их описывать;
  • Проводить диагностику психологического развития младшего школьника;
  • Обрабатывать полученные результаты обследования и формулировать психолого-педагогические выводы.
  • Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
  • Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста.
  • Соотносить педагогическое воздействие с развитием возрастных новообразований младшего школьного возраста.

Студенты владеют:

  • Понятиями, используемыми в психологической диагностике;
  • Методами и приемами обработки и описания полученных результатов;
  • Умениями корректировки психоэмоционального состояния младшего школьника;
  • Основами педагогического общения с ребенком (готовы, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю).
  • Психодиагностическими умениями в области оценки готовности ребенка к школьному обучению, развития его учебной мотивации, личностного развития, развития познавательной сферы, адаптации к учебно-воспитательному процессу.

Образовательные результаты:

Студент способен:

  • Учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития,
  • Проводить психолого-педагогическую диагностику и сопровождение младшего школьника в образовательном процессе начальной школы;
  • обеспечивать психологически комфортную атмосферу в ходе организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  • эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам здоровьесбережения ребенка в образовательной среде;

Содержание дисциплины «Возрастная анатомия и физиология с основами дефектологии»

№ п/п

Название темы с кратким содержанием

Виды занятий, часы

Самостоятельная работа, часы

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

1.

Основы анатомии и физиологии. Основы дефектологии.

Опорно-двигательный аппарат.

Анатомия и физиология как науки и их задачи. Понятие об аномалиях и дефектах развития и их причинах. Дефектология как наука. Взаимосвязь анатомии, физиологии и дефектологии. Учение о первичном и вторичном дефекте Л.С.Выготского.

Анатомия скелета. Строение скелета, позвоночный столб, грудная клетка, череп, скелет конечностей.

Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Основные виды движений человека. Развитие двигательной функции в онтогенезе.

Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности развития младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2

4

6

12

2.

Сердечно-сосудистая система и система крови. Сердце, физиологические свойства сердечной мышцы, проводящая система сердца, желудочки, сосуды, перикард. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца.

Кровеносные сосуды, малый и большой круг кровообращения, артерии и вены. Основные принципы гемодинамики, регуляция движения крови в сосудах.

Общая характеристика системы крови. Плазма и форменные элементы. Органы системы кроветворения. Центральные органы иммунной системы — костный мозг, тимус. Периферические органы иммунной системы — миндалины, лимфоидные узелки, аппендикс, селезенка, лимфатические узлы. Образование лимфы, механизм передвижения лимфы.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте.

Анатомические и физиологические нарушения развития сердечно-сосудистой системы у младших школьников. Проблемы обучения младших школьников с проблемами сердечно-сосудистой системы.

2

4

6

12

3.

Система органов дыхания. Строение и роль воздухоносных путей. Механизм вдоха и выдоха, изменение объема легких при дыхании, пневмоторакс. Транспорт газов кровью. Обмен газов в легких и тканях. Регуляция дыхания. Особенности дыхания и снабжения организма кислородом в разных условиях (при мышечной работе, повышенном и пониженном атмосферном давлении и др.).

Основные заболевания дыхательных путей.

Развитие дыхательной системы в младшем школьном возрасте. Проблемы обучения часто болеющих детей в младшей школе.

2

4

6

12

4.

Пищеварительная система, строение и функциональное значение. Общие характеристики пищеварительных процессов. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке, в тонких кишках, в толстых кишках. Влияние разных видов деятельности на процессы пищеварения. Основные заболевания пищеварительной системы у младших школьников. Требования к организации питания детей.

Внутренняя секреция. Классификация и общая характеристика желез внутренней секреции. Внутренняя секреция щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, половых желез, гипофиза, эпифиза, вилочковой железы, поджелудочной железы. Тканевые гормоны. Роль гормонов в регуляции функций организма и поведения. Особенности гуморальной регуляции у детей. Гормональное созревание и его влияние на поведение школьников.

2

4

8

14

5.

Нервная система. Общие понятия о строении функциях нервной системы, о локализации основных структур периферической и центральной нервной системы. Оболочки мозга, цистерны, спинномозговая жидкость. Кровоснабжение мозга. Гематоэнцефалический барьер. Нервная ткань — нейроны и глия. Типы межклеточных контактов. Эмбриогенез нервной системы, стадии и сроки развития.

Заболевания нервной системы у детей. Особенности проявления эмоций у детей дошкольного возраста. Стресс, причины возникновения, влияние на здоровье. Неврозы у детей, механизм возникновения, особенности развития. Школьный невроз. Детский церебральный паралич. Причины возникновения заболеваний, особенности ухода за детьми с диагнозом ДЦП. Требования к организации обучения младших школьников с ДЦП. Эпилепсия у детей.

Учет судорожной готовности ребенка в образовательном процессе.

4

6

10

20

6.

Сенсорные системы. Общая характеристика деятельности сенсорных систем. Классификация рецепторов. Механизм возбуждения рецепторов. Переработка информации в сенсорных системах. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Вестибулярная сенсорная система. Сомато-висцеральная сенсорная система. Вкусовая и обонятельная сенсорная системы.

Основные причины и формы нарушения зрительного и слухового анализаторов. Пути компенсации нарушений анализаторов. Требования к обучению детей с ослабленным зрением. Требования к обучению слабослышащих младших школьников. Способы профилактики нарушения зрения в учебном процессе.

2

8

10

20

7.

ВНД. Учение о ВНД. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в понимании процессов ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Механизм и условия выработки УР как основа обучения. Роль торможения. Типы ВНД и особенности их проявления в младшем школьном возрасте. 1-я и 2-я сигнальные системы. Особенности развития 2-ой сигнальной системы у младших школьников. Основные нарушения речевого развития детей. Основные виды речевых нарушений: алалия, дислалия, дислексия, общее недоразвитие речи, нарушения ритма речи, заикание. Логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития.

4

6

8

18

Содержание вариативной самостоятельной работы:

Диагностика состояния органов дыхания Практическая диагностика сенсорных систем.

Итого:

18

36

54

108

Интерактивные формы занятий:

№ Темы

Формы

Доля от аудиторных занятий

Групповая дискуссия «Роль анатомо-физиологических знаний в работе педагога начальной школы»

1/10

Тема 6. Дискуссия по фильму «Первая медицинская помощь»

1/10

Аннотация Интернет источников

1/10

Работа в группах по составлению памяток для педагогов и родителей

1/10

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

Количество часов

Анатомия и физиология как наука.

Основные проблемы дефектологии.

Нарушения опорно-двигательного аппарата у младших школьников

.

Составление Глоссария по Литературным источникам

Составление памятки для педагогов и родителей

12

    Внутренняя секреция и ее особенности у детей младшего школьного возраста. Особенности развития пищеварительной системы у младших школьников.

    Аннотация литературных источников

    Составление памятки для педагогов и родителей

    8

    3.

    Система органов дыхания. Характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний у детей. Особенности развития сердечно-сосудистой системы у детей.

    Подготовка к практическим занятиям

    Составление аннотаций Интернет-источников

    Составление памятки для педагогов и родителей

    8

    4.

    ВНД. Формирование 1-й и 2-й сигнальных систем в онтогенезе. Формирование индивидуально — типологических различий в онтогенезе.

    Аннотация литературных источников

    Составление памятки для педагогов и родителей

    6

    5.

    ЦНС. Стресс, причины возникновения, влияние на здоровье. Неврозы у детей, механизм возникновения, особенности развития. Причины развития логоневрозов у детей.

    Подготовка к практическим занятиям

    Аннотация литературных источников

    Составление памятки для педагогов и родителей

    10

    6.

    Сенсорные системы. Основные причины и формы нарушения зрительного и слухового восприятия у младших школьников. Особенности обучения детей с ослабленным зрением. Особенности обучения слабослышащих младших школьников.

    Составление аннотаций Интернет-источников

    Составление памятки для педагогов и родителей

    10

    Курсовой проект (работа)

    НЕТ

    Итого:

    54 часа

    Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    ЦНС

    Самодиагностика состояния органов дыхания

    10

    2.

    Сенсорные системы

    Самодиагностика состояния основных сенсорных систем

    10

    Итого:

    18 часов

    Содержание дисциплины «Психология младшего школьника»

    Содержание дисциплин с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

    № п/п

    Название темы с кратким содержанием

    Виды занятий, часы

    Самостоятельная работа, часы

    Всего часов

    Лекции

    Практические занятия

    Лабораторные занятия

    1.

    Тема 1. Младший школьный возраст в системе возрастной периодизации психического развития.

    Место и значение младшего школьного возраста в аспекте различных направлений психологических исследований. Когнитивные теории об особенностях развития интеллекта ребенка 7 — 10 лет. Поведенческие теории развития психики: расширение репертуара поведения от 7 до 10 лет. Психофизическое и психосоциальное развитие младших школьников в аспекте психоаналитического подхода. Гуманистически ориентированный подход: особенности самоактуализации в младшем школьном возрасте. Деятельностный подход к изучению младшего школьного возраста: периодизация Д.Б. Эльконина.

    2

    4

    6

    12

    2.

    Тема 2. Готовность ребенка к школьному обучению.

    Структура изучения и формирования готовности ребенка к школьному обучению. Психофизиологическая готовность детей к школе, анатомо-физиологические предпосылки развития младших школьников.

    Интеллектуальная готовность к обучению в школе (общая осведомленность детей, сформированность начальных учебных умений, развитие основных познавательных процессов — внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие связной речи).

    Личностная готовность к школе: формирование у детей стремления к новой социальной позиции (позиции школьника), развитие положительной мотивации учения, готовность принимать и выполнять требования учителя, коммуникативные умения. Возможности диагностики различных направлений готовности ребенка к школьному обучению. Проблема готовности ребенка к обучению в средней школе.

    4

    6

    8

    18

    3.

    Тема 3. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников.

    Понятие адаптации и дезадаптации к школьному обучению. Основные проявления и сроки адаптации первоклассников к учебному процессу. Основные проявления дезадаптации младших школьников. Группы детей с различной выраженностью адаптации к школе. Основные группы причин школьной дезадаптации. Анатомо-физиологические, интеллектуальные и личностные особенности детей, специфика семейного воспитания и проблемы деятельности и личности учителя как возможные факторы школьной дезадаптации. Характеристика процесса адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.

    4

    4

    6

    14

    4.

    Тема 4. Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста.

    Игровая деятельность дошкольника и основное новообразование дошкольного детства (стремление к новой социальной позиции) как предпосылки развития в младшем школьном возрасте. Изменение условий развития ребенка в связи с поступлением в школу: особенности познания, общения и труда как факторов развития в младшем школьном возрасте. Развитие личности младшего школьника: доверчивость, исполнительность, реактивность, подражательность как личностные свойства, основные потребности ребенка младшего школьного возраста (игровые, двигательные, потребность в новых впечатлениях, познавательные потребности), развитие самосознания и самооценки. Учебная деятельность младших школьников как ведущий вид деятельности. Значение и возможности учебной деятельности для развития возрастных новообразований. Основные новообразования младших школьников: произвольность, рефлексия и внутренний план действий. Новообразования младших школьников как условие перехода к подростковому возрасту. Постепенная смена ведущего вида деятельности к 10−11 годам.

    2

    2

    6

    10

    5.

    Тема 5. Интеллектуальное развитие младших школьников.

    Возрастная специфика психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Возрастные характеристики внимания младших школьников, перспективы и предпосылки развития произвольного внимания. Восприятие в младшем школьном возрасте, его низкая произвольность и слабая дифференцированность.

    Возрастные закономерности развития памяти младших школьников.

    Особенности и возможности развития логических приемов запоминания. Мышление младших школьников, его наглядно-образный характер. Развитие речи в младшем школьном возрасте, диалогический характер речи детей, возможности развития связной монологической речи. Письменная речь — новый вид речи младших школьников. Возрастные особенности воображения детей. Цели диагностики развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Возможности целенаправленного развития познавательных процессов младших школьников в работе учителя.

    4

    8

    12

    24

    6

    Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 — 10 лет.

    Анатомо-физиологические предпосылки развития эмоциональной сферы детей. Возрастные особенности проявления эмоций. Различение эмоций. Развитие чувств. Взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны развития личности детей. Психофизиологические предпосылки развития волевых компонентов поведения, произвольность как основное новообразование младших школьников.

    4

    4

    10

    18

    7.

    Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.

    Проявление акселерации в младшем школьном возрасте: внутригрупповая и межгрупповая акселерация Проявление половозрастных различий в поведении и учебной деятельности младших школьников. Межполушарная функциональная асимметрия у детей. Значение биологических и социокультурных факторов в психическом развитии левшей. Индивидуальные различия в развитии анализаторов у детей: ведущие каналы приема и переработки информации. Их учет в процессе начального обучения. Проявления одаренности и отставания в темпах психического развития в начальной школе. Девиантное поведение младших школьников (проявление агрессии, тревожности, стойкие нарушения дисциплины, игровая и компьютерная зависимость).

    4

    4

    6

    16

    Всего

    24

    30

    54

    108

    19.02 Модуль психология и психофизиология — Стр 2

    Интерактивные формы занятий:

    № темы

    Формы

    Тема 1, 4

    Защита тематической презентации

    Тема 2, 3

    Ролевая игра

    Тема 5

    Защита подборки развивающий упражнений

    Тема 7

    Групповая дискуссия

    Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

    Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество времени, часы

    Тема 1. Младший школьный возраст в системе возрастной периодизации психического развития

    Тематическая презентация

    6

    Тема 2. Готовность ребенка к школьному обучению.

    Составление кейса диагностических методик, подготовка к ролевой игре

    6

    Тема 3. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников

    Составление кейса диагностических методик,

    подготовка к ролевой игре

    6

    Тема 4. Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста

    Тематическая презентация

    6

    Тема 5. Интеллектуальное развитие младших школьников.

    Составление психологической характеристики познавательных процессов, подборка диагностических методик и развивающих упражнений

    8

    Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 — 10 лет.

    Составление психологической характеристики эмоционально-волевого развития младшего школьника, подборка диагностических методик

    6

    Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.

    Тематические сообщения, подготовка к групповой дискуссии

    6

    Итого:

    44

    Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество времени, часы

    2

    Тема 2, 3. Готовность ребенка к школьному обучению. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников.

    Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей

    4

    3

    Тема 6. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 — 10 лет.

    подборка развивающих упражнений

    2

    4

    Тема 7. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте.

    Составление библиографии

    2

    Итого:

    10

    Дисциплина по выбору: Загадки детского мозга

    Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

    № п/п

    Название темы с кратким содержанием

    Виды занятий, часы

    Самостоятельная работа, часы

    Всего часов

    Лекции

    Практические занятия

    Лабораторные занятия

    1.

    Введение в нейронауку развития мозга.

    Суть комплексных исследований мозга. Специфика нейронауки.

    4

    2

    -

    10

    16

    2.

    Механизмы пластичности детского мозга. Определение пластичности. Роль глиальных клеток в пластичности мозга. Пластичность и функциональная асимметрия мозга.

    2

    4

    -

    6

    12

    3.

    Анатомо-физиологическая характеристика развития мозга ребенка до рождения. Особенности онтогенеза до рождения ребенка от нейрональной пластинки до целостного мозга. Специфика роста аксонов к клеткам-мишеням. Помесячная характеристика центральной нервной системы до рождения

    2

    4

    -

    10

    16

    4.

    Анатомо-физиологическая характеристика развития мозга ребенка в первый год жизни. Характеристика мозга в момент рождения. Рост числа глиальных клеток. Их функции в первый год жизни. Миелинизация. Формирование гемато-энцефалического барьера.

    2

    4

    -

    10

    16

    5.

    Анатомо-физиологическая характеристика развития мозга ребенка-дошкольника. Специфика формирования лимбической системы. Функции подкорковых ядер. Связь развития с движением.

    2

    4

    -

    10

    16

    6.

    Специфика мозга ребенка в начальной школе. Развитие мозолистого тела и лобных долей мозга.

    6

    -

    10

    16

    7

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    4

    12

    16

    Итого:

    12

    28

    -

    68

    108

    Интерактивные формы занятий:

    № темы

    Формы

    Тема № 1−6

    Групповая дискуссия «Нейронаука — наука будущего ?!»

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

    Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    Введение в нейронауку развития мозга

    Подготовка к практическим занятиям, конспектирование работ по теме

    10

    2.

    Механизмы пластичности детского мозга

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    6

    3.

    Анатомо-физиологическая характеристика развития мозга ребенка до рождения

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    10

    4.

    Анатомо-физиологическая характеристика развития мозга ребенка в первый год жизни

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    10

    5

    Анатомо-физиологическая характеристика развития мозга ребенка-дошкольника.

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    10

    6

    Специфика мозга ребенка в начальной школе

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    10

    7

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    Подготовка докладов по интегративным темам

    12

    Итого:

    68 часов

    Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    Тема 1−6

    Подготовка резюме параграфа учебника по психофизиологии

    6

    2

    Тема 6

    Подготовка материала стенда для родителей

    6

    Итого:

    12 часов

    Дисциплина по выбору: Возрастная психофизиология

    Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

    № п/п

    Название темы с кратким содержанием

    Виды занятий, часы

    Самостоятельная работа, часы

    Всего часов

    Лекции

    Практические занятия

    Лабораторные занятия

    1.

    ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Условные и безусловные рефлексы

    Возрастные особенности рефлекторной функции человека

    Физиологический механизм образования временной связи

    Принцип доминанты и значение доминанты в

    условнорефлекторной деятельности

    Торможение условных рефлексов.

    Возрастные особенности торможения Физиологический механизм и локализация внутреннего торможения.

    Возрастные изменения выраженности и взаимодействия нервных процессов

    Аналитико-синтетическая деятельность коры мозга .

    4

    2

    -

    4

    10

    2.

    ВОСПРИЯТИЕ, КОДИРОВАНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ.

    Нейронные коды и их виды.

    Переработка информации. Декодирование и опознание образа. Информационные процессы и их особенности в онтогенезе. Общие представления о возрастной динамике восприятия.

    2

    2

    -

    4

    8

    3.

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ

    Общие представления. Виды памяти. Процессы памяти. Забывание. Локализация памяти. Механизмы памяти. Нарушения памяти. Возрастные особенности памяти. Вопросы тренировки памяти и мнемонические приемы.

    2

    -

    4

    6

    4.

    МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

    Вторая сигнальная система. Особенности типологии человека. Локализация мыслительно-речевой функц. Вторая сигнальная система, типология и межполушарные отношения. Творчество и межполушарные отношения

    2

    -

    4

    6

    5

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    2

    2

    4

    Итого:

    6

    10

    -

    20

    36

    Интерактивные формы занятий1:

    № темы2

    Формы

    Тема № 1−6

    Групповая дискуссия «Психофизиология — наука будущего ?!»

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

    Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    Основы физиологии высшей нервной деятельности

    Подготовка к практическим занятиям, конспектирование работ по теме

    4

    2.

    Восприятие, кодирование, переработка информации в нервной системе

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    4

    3.

    Психофизиология памяти

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    4

    4.

    Мышление и речь

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    4

    5

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    Подготовка докладов по интегративным темам

    4

    Итого:

    20 часов

    Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    Тема 1−6

    Подготовка резюме параграфа учебника по психофизиологии

    4

    Итого:

    4 часа

    Дисциплина по выбору: Комплексная оценка уровня развития младшего школьника

    Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

    № п/п

    Название темы с кратким содержанием

    Виды занятий, часы

    Самостоятельная работа, часы

    Всего часов

    Лекции

    Практические занятия

    Лабораторные занятия

    1.

    Комплексная диагностика и ее задачи.

    Комплексная оценка, определение, подходы к комплексной оценке младшего школьника.

    Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностический комплект Н. Я. Семаго, М. М. Семаго

    4

    2

    -

    4

    10

    2.

    Диагностика уровня умственного развития. Методика для определения уровня умственного развития детей 7−9 лет. Замбицявичене Э. Ф, тест «Цветные матрицы Равена», диагностический комплекс Ясюковой Л.А.

    2

    2

    -

    4

    8

    3.

    Диагностика когнитивных способностей. Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной. Диагностика речевого развития.

    2

    -

    4

    6

    4.

    Диагностика моторики и пространственной ориентации. Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер

    2

    -

    4

    6

    5

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    2

    2

    4

    Итого:

    6

    10

    -

    20

    36

    Интерактивные формы занятий3:

    № темы4

    Формы

    Тема № 1−6

    Групповая дискуссия «Комплексная оценка за и против»

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

    Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    Комплексная диагностика и ее задачи.

    Подготовка к практическим занятиям, конспектирование работ по теме

    4

    2.

    Диагностика уровня умственного развития.

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    4

    3.

    Диагностика когнитивных способностей.

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    4

    4.

    Диагностика моторики и пространственной ориентации.

    Подготовка выступлений по темам практических занятий, подготовка к мини-контрольной работе по теме

    4

    5

    Круглый стол с обсуждением интегративных докладов

    Подготовка докладов по интегративным темам

    4

    Итого:

    20часов

    Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество часов

    1.

    Тема 1−6

    Подготовка резюме параграфа учебника по психофизиологии

    4

    Итого:

    4 часа

    Содержание дисциплины «Основы диагностики ребенка младшего школьного возраста»

    № п/п

    Название темы с кратким содержанием

    Виды занятий, часы

    Самостоятельная работа, часы

    Всего часов

    Лекции

    Практические занятия

    Лабораторные занятия

    1.

    Тема 1. Организация диагностического обследования младших школьников.

    Специфика организации индивидуального и группового обследования младших школьников. Особенности оформления результатов обследования, формулирования заключения и рекомендаций.

    8

    8

    16

    2.

    Тема 2. Диагностика познавательного развития младшего школьника

    Диагностика общего и невербального интеллектуального развития учащихся. Особенности вербального интеллектуального развития учащихся. Оценка уровня осведомленности ребенка. Исследования особенностей развития психических функций. Исследования развития отдельных видов памяти (зрительно-пространственной, символической, слухоречевой, слуховой, опосредованного запоминания).

    Исследование внимания и его свойств.

    10

    10

    20

    3.

    Тема 3. Диагностика эмоционально-личностного развития младшего школьника

    Изучение эмоционально-личностных особенностей развития ребенка. Исследование самооценки ребенка. Исследование уровня притязаний, личностной тревожности. Изучение фрустрационных реакций. Изучение особенностей мотивационной сферы ребенка. Проективные тесты в оценке личностных свойств и качеств. Исследование самооценки ребенка. Исследование уровня притязаний, личностной тревожности.

    10

    10

    20

    Тема 4. Диагностика социального развития младшего школьника.

    Психодиагностика социальных отношений в группе сверстников. Диагностика отношений в системе ребенок-взрослый. Диагностика отношений с учителей и детско-родительских отношений.

    8

    8

    16

    Итого:

    36

    36

    72

    19.02 Модуль психология и психофизиология — Стр 3

    Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

    Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

    № п/п

    Темы дисциплины

    Содержание самостоятельной работы студентов

    Количество времени, часы***

    1

    Тема 1. Организация диагностического обследования младших школьников.

    Изучение научно-методической литературы, подборка научно-методических статей

    8

    2

    Тема 2. Диагностика познавательного развития младшего школьника

    Изучение научно-методической литературы, создание банка диагностических методик. Анализ материалов эмпирического исследования.

    10

    3

    Тема 4. Диагностика социального развития младшего школьника.

    Изучение научно-методической литературы, создание банка диагностических методик. Анализ материалов эмпирического исследования.

    8

    Итого:

    36

    Содержание вариативной (необязательной) составляющей самостоятельной работы:

    № п/п

    Содержание работы

    Количество времени, часы

    Аннотирование Интернет-источников

    2

      Написание психолого-педагогического эссе

      4

      Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

      а) основная литература:

      1. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости: логические схемы и таблицы: [учебное пособие по педагогическим специальностям]/Б. С. Волков. -Москва:Владос, 2013. — 511 с
      2. Крайг, Г. Психология развития/ Грэйс Крайг, Дон Бокум; науч. ред. пер. на рус. яз. канд. психол. наук, доц. Т. В. Прохоренко; [пер. с англ. А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов]. — СПб. [и др.]:Питер, 2011. — 939 с.
      3. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития. — М.: ФЛИНТА, 2011. — 216 с. — ISBN 978−5-89 349−759−5
      4. Скрыльникова Л.П.; Сивак Л.Г.; Богомягкова О.Н. Детская психология. 2-е изд. — М.: ФЛИНТА, 2014.- 104с.
      5. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 307 с. — ISBN 978−5-89 349−840−0
      6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. — М.:Юрайт, 2012
      7. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. СПб.: Питер, 2013.
      8. Зверева Н. В. Клиническая психология для детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. -Москва:Академия, 2013. — 272 с.
      9. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: /В. Г. Каменская. -М.:Форум, 2014. — 287 с.
      10. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: [учебное пособие]/Ю. В. Микадзе. — СПб.:Питер, 2014. — 288 с.

      б) дополнительная литература:

      1. Вергелес Г. И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. — 159с.
      2. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2005
      3. Педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / сост.: В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина .- СПб.: Питер, 2006.
      4. Агаджанян Н.А., Власова И.Г. Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека. — М., 2005
      5. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
      6. Медведев В. Анатомия и психология человека. — СПБ.; Издательство СПбГУ.; -2008.
      7. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма).

        — М: ACADEMA, 2009.

      8. Сапин Н.М., Брыксина З. Г Анатомия человека — М: Просвещение, 2006.
      9. Сафиров Г. А. и др. Возрастная анатомия и физиология. М.: Мир, 2006.
      10. Физиология человека // под ред. Покровского В.М., Коротько Г. Ф. — М.: Медицина, 2001, в 2-х томах.
      11. Физиология человека. / Под ред. В.М. Смирнова. — М., 2001.
      12. Герасимов И. Г. Возрастная динамика качества функционирования организма человека (физиология, психофизиология, биохимия, цитология) //
      13. Пробл. старения и долголетия. — 2011. — 20, № 1. — С. 25—34.
      14. www.geront.kiev.ua/psid-2010/20111.pdf
      15. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов/Т. Г. Визель. -Москва:В. Секачев, 2014. — 262, [1] с.
      16. Мандель Б .Р. Возрастная психология: учебное пособие/Б. Р. Мандель. -Москва:Вузовский учебник, 2014. — 350, [1] с.
      17. Николлс Дж. Г., Мартин А.Р., Валлас Б. Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу.М.: Либроком, 2012.
      18. Свааб Д, Мы — это наш мозг. М.:Изд-во И. Лимбаха, 2012.
      19. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. — СПб.: ПИТЕР. — 2006. — 240 с.
      20. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
      21. Ратанова Т. А. Диагностика умственных способностей детей: учебное пособие. — Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.:Флинта, 2010. — 166 с.
      1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005.
      2. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка: учебное пособие/под редакцией Т. П. Авдуловой. — Москва: Владос, 2014. — 95 с.
      3. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский — Самара: Бахрах — М, 2007. — 672 с.
      4. Психодиагностика ребенка: учебник для вузов по направлению 50 700 Педагогика/В. Г. Каменская, Л. В. Томанов, Драганова О. А. — М.:Форум, 2011. — 399 с.

      в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):_______________________

      1. http://www.recipe.ru/docs/nd/period.php?category=13&type=20 Нормативные документы сайт НИИ физиологии детей и подростков
      2.  — 16,916 байт АКЦИЯ «Внимание: шестилетки!"НИИ физиологии детей и подростков, Москва
      3. психологические методики.
      4. -психологические методики.
      5. vch.narod.ru/- «Психологическая лаборатория». Большая

      коллекция тестов (описание + бланки).

      Сайт создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностей.

      1. http://www.psylist.net/- сайт для студентов по психодиагностике.
      2. Официальный сайт психологического общества России
      3. http://www.kid.ru/index021−1.php3
      4. http://detochka.ru/articles/list.php?ID=283
      5. http://www.womenhealthnet.ru/children/
      6. http://www.missfit.ru/mammy/hygiene_baby/
      7. http://all-gigiena.ru/gigiena-rebenka
      1. www.recipe.ru/docs/nd/period.php?category=13&type=20Нормативные документы сайт НИИ физиологии детей и подростков
      2.  — АКЦИЯ «Внимание: шестилетки!"НИИ физиологии детей и подростков, Москва
      3. здоровье и образование
      4. http://dob.1september.ru- газета «Школьный психолог»
      5. http://www.psihologu.info/ - психология
      6. http:// iemcko.narod.ru›2115.html- сайт практического психолога
      7. http://psixischool.blogspot.com›2009/09/blog-post25.html- сайт школьной психологической службы
      8. http://deti-66.ru›forteachers…parentsteaching- портал по работе с родителями
      9. http://dou.ru› - оформлениеродительскогоуголка

      г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

      Модуль

      Ссылка на информационный ресурс

      Наименование разработки в электронной форме

      Доступность

      «Психология и психофизиология начального образования»

      http://ibooks.ru/

      Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      http://www.iprbookshop.ru/

      Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      http://www.iprbookshop.ru/

      Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      http://www.biblioclub.ru

      Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      http://e.lanbook.com

      Электронно-библиотечная система (ЭБС)на платформе издательства «Лань»

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      -

      — Электронно-библиотечная система «Книгафонд»

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      http://www.book.ru/

      Электронная библиотечная система современной учебной и научной литературы BOOK.ru

      Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

      д) программноеобеспечение:

      • MicrosoftOffisWord, MikrosoftOfisPowerPoint.

      Материально-техническое обеспечение модуля / дисциплины:

      Модуль обеспечен учебной и учебно-методической литературой, компьютерным классом. Для самостоятельной работой студенты могут воспользоваться читальным залом библиотеки и медиа-залом с компьютерным обеспечением и свободным доступом в Интернет.

      1. Лекционные занятия:
        1. комплект электронных презентаций/слайдов,
        2. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …),
        3. и т.п.
      2. Практические занятия:
        1. компьютерный класс,
        2. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …),
        3. пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, …),

      Краткое содержание аттестации по дисциплине

      Аттестация по дисциплинам осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы на основе оценки заданий по каждой теме. При этом оценка сформированных компетенций проводится на основании критериев оценки текущих заданий по каждой теме, сформулированных в технологической карте, а полученные студентом баллы суммируются.

      Итоговая аттестация:

      Итоговая аттестация проводится по бальной системе путем суммирования баллов набранных студентами в процессе посещения лекций и лабораторных занятий, качества их выполнения, представления самостоятельных работ и результатов контрольных работ по обеим дисциплинам.

      Осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю. Экзамен проводится в форме защиты диагностического портфолио по модулю.

      Оценка компетенций, сформированных по модулю:

      Компетенция

      Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции

      ОК- 5

      Д. 1. Групповая дискуссия «Роль анатомо-физиологических знаний в работе педагога начальной школы»; работа в группах по составлению памяток

      Д. 2. Групповая дискуссия, групповая игра

      ОК — 6

      Д. 1. Составление глоссария, аннотация Интернет источников, проведение самодиагностики

      Д. 2. Составление психологической характеристики школьника, написание эссе

      Д/В Подготовка тематического сообщения

      ОПК-2

      Д. 2. и Д/В Разработка диагностического кейса, Составление психологической характеристики школьника

      ОПК-3

      Д. 2. и Д/В Разработка диагностического кейса, Составление психологической характеристики школьника

      ОПК -6

      Д. 1. Тема 6. Дискуссия по теме фильма «Первая медицинская помощь»

      ОПК-11

      Д. 2. и Д/В Проведение сопоставительного исследования 2-х младших школьников

      Разработчики:

      кафедра возрастной психологии и педагогики семьи

      д.психол.наук, профессор д. биол наук, профессор

      к. пс. наук, доцент, к.пс.н., доцент

      И.Е.Мельникова

      Е.И.Николаева

      С.Н.Никифорова

      Т.В.Александрова

      Кафедра ПНОи ХРРР

      канд. пс. наук, доцент

      С.А.Котова

      РГПУ им. Герцена

      Институт детства

      канд. пс. наук, доцент

      канд. пс. наук, доцент

      А.А.Денисова

      В.А.Тургель

      Эксперты:

      (место работы)

      (должность, уч. степень, звание)

      (подпись)

      (ФИО)

      (место работы)

      (должность, уч. степень, звание)

      (подпись)

      (ФИО)

      1 Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т. п. и т. д.

      2 Для программы модуля указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, № 4/3 — Дисциплина № 4, тема № 3.

      3 Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т. п. и т. д.

      4 Для программы модуля указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, № 4/3 — Дисциплина № 4, тема № 3.

      ****** В соответствии с ФГОС количество времени, отводимое на самостоятельную работу студентов, составляет не менее 60% от общей трудоемкости дисциплины у бакалавров,

      Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

      Отправить запрос

      Adblock
      detector