Модели поведения покупателя на потребительском рынке

Основные данные о работе

Версия шаблона2.1ФилиалТемиртаусскийВид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныМаркетингТемаМодели поведения покупателя на потребительском рынкеФамилия студентаХачатрянИмя студентаЛианаОтчество студентаШагеновна№ контракта14205120301289

Содержание

Введение

. Покупатель на потребительском рынке и факторы, влияющие на его решение о покупке

.1 Факторы культурного и социального уровня

.2 Факторы личного порядка

.3 Значение потребительского рынка в маркетинге

. Модель покупательского поведения на потребительском рынке

.1 Простейшая модель поведения покупателей

.2 Общая модель поведения покупателя

.3 Модель организационного покупательского поведения

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Казахстанская экономика развивается, опираясь на требования и принципы современной рыночной экономики — саморегулирующегося механизма, обеспечивающего производство, распределение, продвижение товара согласно закону спроса и предложения. Только рыночные отношения позволяют покупателям найти продавцов, а продавцам — покупателей.

Актуальность этой темы состоит в том, что потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Деятели рынка сочли целесообразным обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказывается достаточно большим, некоторые фирмы могут разработать отдельные маркетинговые программы для обслуживания этого сегмента.

Предпринимательский мир строит свою деятельность, подчиняясь основному ключевому требованию — производить только то, что реализуется, а не продавать то, что производится, поскольку главная задача цивилизованного общества — удовлетворить спрос потенциальных потребителей. Маркетинг определяет: что производить, для кого, по какой цене, в каком количестве, ассортименте и когда; товаропродвижение — сроки реализации.

Основу маркетинга составляют изучение рынка, разработка программы производства конкретных видов товаров, налаживание соответствующих коммуникаций, четкая организация доставки товаров, установление оптимальных цен и тарифов, развертывание служб сервиса, формирование и функционирование инфраструктуры товарного рынка [4, 131]

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... той или иной семье переплетаясь с жизненными обстоятельствами, складывается в определённую модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения – это устойчивая, специфическая, ... агрессора». Это значит, что «жертва» - это ожидающий фактор, а «агрессор» - исполняющий эти неосознаваемые жертвой ожидания, фактор. Да, в 1995 году, при обучении в Международном ...

Субъекты рынка стремятся чётко ориентироваться в рыночных отношениях, добиваться максимальных экономических результатов с наименьшим риском, регулировать определенные рыночные процессы с целью обеспечения себе коммерческо-хозяйственного преимущества.

Достижение этого преимущества возможно благодаря умелому применению принципов, методов, приемов маркетинга — системы социально — экономической деятельности в условиях рыночных отношений в обществе.

Каждый из нас ежедневно совершает те или иные покупки, потребляет соответствующие товары и услуги. Поэтому продавцов, у которых имеются необходимые нам товары и услуги, интересуют вопросы:

как мы обеспечиваем свое ежедневное существование;

почему мы покупаем именно данные товары;

где, сколько и когда мы покупаем соответствующие товары.

Продавцов также интересует:

какие факторы определяют нашу потребность в тех или иных товарах и услугах;

каков процесс принятия решения о покупке;

какое впечатление у нас от потребления данных товаров и услуг.

Ответы на все эти вопросы и содержатся в поведении потребителей и покупателей.

На подсознание покупателя оказывают влияние внешние факторы, включающие и маркетинговые. Под воздействием этих факторов в сознании покупателя формируются определенные выводы о целесообразности совершения покупки. Содержание этих выводов, а также сам процесс принятия решения о покупке определяется личностными и психологическими характеристиками покупателя. Таким образом, поведение покупателя, с одной стороны, зависит от степени воздействия внешних факторов на сознание покупателя, а с другой — определяется принимаемыми им решениями в процессе совершения покупки. Рассмотрим сначала факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение, а затем процесс принятия решения о покупке.

Основной целью этой курсовой работы является рассмотрение и изучение моделей покупательского поведения на потребительском рынке, для того чтобы узнать стереотипы поведения целевого потребителя, его нужды, предпочтения, восприятие им товара.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд следующих задач:

во-первых, дать характеристику покупателю и факторам, влияющим на его решение о совершении покупки;

во-вторых, охарактеризовать значимость потребительского рынка в маркетинге;

в-третьих, рассмотреть модели поведения покупателей на потребительском рынке.

Методологической основой при написании курсовой работы послужила литература как отечественных, так и зарубежных авторов-экономистов, являющихся классиками в учебном процессе, а также законодательные и иные нормативно-правовые акты.

14 стр., 6802 слов

Восприятие как фактор поведения потребителей

... покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение № Личностные факторы Психологические факторы Социальные факторы Факторы ... Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и ...

1. Покупатель на потребительском рынке и факторы, влияющие на его решение о покупке

.1 Факторы культурного и социального уровня

Принимая свои решения о покупке, покупатели находятся не в вакууме и соответственно на совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка [приложение А]

В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.

. Факторы культурного уровня.

Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня. Культура — основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение — вещь в основном благоприобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в Америке, знакомятся или сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение и успех, активность, работоспособность и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт, филантропство, моложавость.

Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, мормонов, пресвитериан, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем негров и уроженцев Востока.

Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые мы определяем следующим образом: Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

Общественным классам присуще несколько характеристик: 1) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; 2) в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе; 3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, дохода, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц; 4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов. [7, 376]

. Факторы социального порядка.

Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Референтные группы. Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы. Референтные группы — группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы. [12, 17]

2 стр., 983 слов

Потребности и способности человека

... потребность человека: через общение человек получает знания, передача опыта, усвоение культурных, нравственных ценностей, люди учатся оценивать поступки; самоорганизация людей, управление группой людей, ... удовлетворение потребностей, изменения в общ-ве. Отличие деятельности человека от поведения животных: ... решений; гуманизация труда – учет человеческого фактора (дегуманизация труда) Общение –вид ...

Семья. Непосредственное и самое сильное влияние на поведение покупателя в отношении совершаемой им покупки могут оказывать члены его семьи. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья — самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.

Роли и статусы. Вследствие того, что индивид является членом множества социальных групп его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.[10,55]

.2 Факторы личного порядка

Возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе сказываются на решениях покупателя.

Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий.

Экономическое положение. Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению.

Образ жизни. Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному и тому же общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.

Тип личности и представление о самом себе. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение. Тип личности — совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. [15,71]

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций ...

... факторы, определяющие поведение человека на предприятии делятся на две группы: · гигиенические; · мотивирующие. К первым Герцберг относил санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, потребностей ... в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и ...

Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человека приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение. Убеждение — мысленная характеристика индивидом чего-либо.

Мотивация. В любой данный момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, другие психогенны, т.е. являются результатами таких состояний внутренней психической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются не достаточно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действия в любой данный момент времени.

Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные из них — теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу -предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и маркетингу.

Теория мотивации Фрейда. Фрейд считал, что люди в основном не сознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек, растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах, при которых человеческое «эго» оказывается не в состоянии сбалансировать мощные пульсы собственного «ид» с гнетом «супер-эго».

Теория мотивации Маслоу. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой — на завоевание уважения окружающих? Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до менее настоятельных. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности. [1, 126]

Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действий зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по- разному воспринимают эту ситуацию.

Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение — это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным, т.е. усвоенным.

.3 Значение потребительского рынка в маркетинге

Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование: - чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении; - кривая улыбка - знак контролируемой нервозности; - улыбка при приподнятых ... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...

Один из главных аспектов изучения рынка — изучение поведения потребителей. Предметом исследования являются характеристики потребителя, включая культурные, социальные, личностные, психологические факторы и процесс принятия решения о покупке.

Удовлетворение нужд и потребностей людей — основная цель маркетинга. Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения и распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний.

Основным вопросом маркетинга для каждой фирмы является вопрос, как реагируют покупатели на различные свойства товара, его цену, рекламу и др. Следует различать три вида объекта внимания фирмы.[ 8, 99]

Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга -облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. Эта точка зрения находит отражение в типичных заголовках: «Оптики вводят моду на очки, чтобы стимулировать спрос», «Автомобилестроители пытаются взвинтить сбыт».

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга — достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более большой потребительской удовлетворенности. Некоторые деятели потребительского рынка считают, что основная цель системы маркетинга — обеспечить максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а, следовательно, и получить наибольшее удовлетворение. [11, 54]

2. Модель покупательского поведения на потребительском рынке

.1 Простейшая модель поведения покупателей

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирмы и рынка лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов с клиентами. Управляющим приходиться все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.

Основной вопрос как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и отменной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель, приведенная в таблице 1.

7 стр., 3400 слов

Психологический климат в организации: сущность, факторы, проблемы, ...

... оказывается одним из наиболее негативных факторов воздействия на конкурентные преимущества организации. Психологический климат вообще - это ... из выделенных парадигм кадрового менеджмента. На управление поведением работников влияет тип доминирующей в корпорации организационной ... нахождение психологически совместимых лиц по причине ограниченности выбора. Практика и исследования подтверждают, что в ...

Таблица 1 — Простейшая модель поведения покупателей

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГАПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИТовар Цена Методы распространения Стимулирование сбытаЭкономические Научно-технические Политические Культурные»ЧЕРНЫЙ ЯЩИК СОЗНАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ»Характеристика покупателяПроцесс принятия решенияОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ПОКУПАТЕЛЯВыбор товара Выбор марки Выбор дилера Выбор времени покупки Выбор объема покупки

В верхнем прямоугольнике — побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя, экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в нижнем прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

Задача деятеля рынка — понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая -характеристики покупателя, оказывающие влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть — процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат. [9, 184]

.2 Общая модель поведения покупателя

Существует и другая модель поведения покупателя, так называемая общая модель поведения потребителя, предложенная А.Дайаном (рисунок 1).

Составляющими этой обобщенной модели являются:

.Переменные маркетинга, являющиеся иногда мощными стимулами, но недостаточными, чтобы предопределить окончательный выбор.

.Факторы социальной среды, выражающие отношения каждого с этой средой, из которой он живет, став взрослым.

.Индивидуальные факторы, самые трудные для изучения, для определения их связи с другими факторами, а именно с переменными маркетинга, с факторами социальной среды, с ситуационными факторами.

Рис.1 — Общая модель поведения покупателя

.1.Базовые факторы: индивидуальность, стиль жизни, мотивы, приобретенный опыт, восприятие( выборочное ), интерпретация с учетом перечисленных факторов.

.2.Отношения, которые представляют собой результат взаимодействия всех возможных влияний, приобретающих колоссальное значение в маркетинге в силу того, что непосредственно определяют намерение или нежелание приобрести какой- либо продукт.

.3. Процесс принятия решения о покупке — осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

14 стр., 6897 слов

Социальная среда образовательной организации как важный фактор ...

... с этим у нас возник интерес к социальной среде образовательной организации как к фактору социализации школьников. Именно поэтому нами сформулирована тема исследования "Характеристика социальной ... личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с ...

.Ситуационные факторы — факторы, являющиеся элементом модели поведения потребителей и отражающие обстоятельства покупки, место и время. [5, 89 ] Рассмотрим три наиболее важных типа ситуаций:

коммуникационные ситуации;

ситуации покупки;

ситуации использования покупки.

Коммуникационные ситуации — это обмен информацией при личных или неличных коммуникациях.

К личным коммуникациям относится обмен информацией потребителя с продавцом или другим потребителем. Реклама, публикации в прессе относятся к неличным коммуникациям. Очевидно, информация, получаемая потребителем — реклама, презентация товара,- влияет на его поведение.

Ситуация покупки — это обстоятельства приобретения потребителями продукта.

Ситуация покупки характеризуется информационной средой, средой розничного магазина и временными аспектами покупки.

Информационная среда определяется обеспеченностью потребителя информацией, относящейся к продукту.

Принятие решения требует доступности такой информации — внутренней (в памяти потребителя) и особенно внешней — на табличках, стендах, в проспектах для обоснованного и информированного выбора.

Формирование информационной среды предполагает анализ информационной нагрузки на потребителя. Информационная нагрузка определяется числом альтернатив выбора и числом атрибутов для альтернативы. После определенного уровня информационная нагрузка может превышать способность потребителя адекватно обрабатывать информацию, что также влияет на результат решения.

Ситуации использования покупки — это обстоятельства потребления продукта. Для ряда продуктов покупка и использование происходят практически одновременно — это транспортные, парикмахерские услуги, услуги быстрого питания. Для других продуктов потребление отделено от покупки физически и во времени.

Социальное окружение и цель покупки нередко определяют, какие марки продукта покупаются. Статусные соображения и привычки могут влиять на выбор марок таких товаров, как одежда, напитки, сигареты. Время покупки блюд в точках питания определяет их выбор.

.3 Модель организационного покупательского поведения

Организационные покупатели — это коммерческие структуры и неприбыльные учреждения, которые покупают товары и услуги, а затем перепродают их (с переработкой или без) другим организациям или конечным потребителям. Организационные покупатели — это все покупатели, кроме конечных потребителей.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... и общество в целом. Существует много видов социального поведения, важнейшие из которых: организационное, ролевое, общественное, альтруистическое, ритуальное, экономическое, потребительское, манипулятивное, конфликтное; ... и внешней ситуации поиск или формирование программы для реализации принятого решения осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, ...

Масштаб организационной закупочной деятельности достаточно внушителен. Организации покупают и арендуют большое количество оборудования, сырых материалов, производственных узлов и деталей, бизнес-услуг. Поскольку большинство продуктов проходит несколько этапов обработки (сырье — материал — заготовки — детали — узлы — изделия) и, соответственно, перепродажи, объем организационных покупок в несколько раз выше, чем объем покупок конечных потребителей.

Модель потребительского поведения, приведенная ранее, применима и к организациям. Ядро модели составляет аналог жизненного стиля индивидуума — организационный стиль.

Организационный стиль — это образ жизни организации, отражающий и формирующий ее потребности и отношения, влияющие на принятие решения о покупке. Различие организационных стилей может быть достаточно существенным. Так, например, общественные, коммерческие и государственные организации имеют разные цели, потребности и организационные стили и по-разному решают свои покупочные проблемы. Организационные стили периодически меняются — по мере роста, слияний или поглощений; изменения социально значимого статуса (миссии) организации, ее целей и стратегий их достижения.

Организационный стиль формируется рядом факторов, таких, как организационные цели/деятельность, организационные ценности, организационная демография, референтные группы, центр принятия решений, восприятие, мотивы и эмоции, обучение.

Организационные цели и деятельность прямо и очевидно влияют на организационный стиль. Так, например, целью коммерческих, или бизнес-организаций является получение прибыли, соответственно, эта цель доминирует при распоряжении организацией своими финансовыми, временными и другими ресурсами. На получение прибыли ориентируется и покупочное поведение. Поэтому стимул получения прибыли должен быть одним из основных при построении маркетинговых коммуникаций для бизнес-организаций. Специфика организационной деятельности определяется:

а) отраслью (компьютерная индустрия, образование, транспорт, гостиничный бизнес);

б) этапом реализации жизненного цикла продукта (исследования — разработки — освоение производства — продажи — утилизация).

в) масштабом операций. Эти параметры определяют структуру и характер организационного потребления.

Организационные ценности связаны с целями и деятельностью организации. Однако сходство целей и видов деятельности организаций не означает идентичности ценностей и организационного стиля.

Организационная демография не менее важна, чем демографические характеристики потребительского рынка. Организационная демография включает такие параметры, как размер организации, ее месторасположение, отраслевая категория и тип собственности. Значимы также структурные характеристики организации — распределение занятых по полу, возрасту, образованию и доходу.

Референтную группу для организационного покупателя представляют организации, чьи предполагаемые позиции или ценности используются как основа для текущего поведения. Референтные группы могут воспринимать продукт иначе, чем пользователи, что, несомненно влияет на решения потребителей.

Одной из наиболее влиятельных референтных групп на рынках организаций, или отраслевых, индустриальных рынках, являются ведущие пользователи, или потребители-лидеры. Это инновационные организации, значительную часть своего успеха обретающие за счет лидерства в проведении изменений. Большинство остальных фирм отрасли наблюдает и часто копирует их опыт в освоении нового продукта, услуги, технологии или производственных процессов.

Другие референтные группы — дилерские организации, торговые и профессиональные ассоциации, финансовые аналитики также влияют на решение организации-потребителя — покупать/не покупать данный продукт или покупать/не покупать у данного поставщика.

Центр принятия решений в организации влияет на организационный стиль и, соответственно, на решения организации о покупке. В крупных организациях высока специализация занятых и менеджеров, каждый из которых работает в относительно узкофункциональной сфере полномочий и ответственности. Поэтому в процесс принятия решений о покупке крупной организации нередко вовлекаются индивидуумы из широкого спектра функциональных сфер и уровней организационного менеджмента. Чем сложнее покупка, тем больше количество вовлеченных индивидуумов. В малой организации процесс управления менее специализирован, один человек может выполнять несколько функций одновременно, поэтому в принятии решения о покупке участвует меньше людей.

Процесс организационной покупки разрешает проблемы различной сложности по критериям новизны и степени определенности решений. В зависимости от длительности и сложности шагов в процессе закупок закупочные ситуации делятся на три группы:

а) Прямая закупка. В данной ситуации покупатель просто заказывает существующий продукт/услугу, используя готовый список доступных поставщиков. Неопределенность и риск практически отсутствуют. К таким закупкам относятся, например, офисные канцтовары и услуги по уборке помещений.

б) Модифицированная закупка. Ситуация, в которой пользователи или лица, принимающие решения в покупающем центре, хотят изменить технические условия, цену, график доставки или поставщика. Неопределенность и риск модифицированной закупки выше, чем в прямой закупке. Примером модифицированной закупки является закупка услуг по ремонту второго корпуса здания после того, как был выполнен ремонт первого корпуса.

в) Закупка для новой задачи. Ситуация первоначальной закупки предмета для использования в выполнении новой работы или для разрешения новой проблемы. Эта закупка требует разработки продуктной спецификации, спецификации поставщика и процедур для будущих закупок этого продукта. Для начальной покупки организационный покупатель нуждается в большом количестве информации, поскольку высоки неопределенность и риск ошибочного решения.

покупатель организационный потребительский рынок

Заключение

Изучив данный вопрос можно сделать следующие выводы — что при моделировании поведения потребителя исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными.

Упрощая реальность, они с помощью модели стремятся ответить на вопрос, почему покупатель ведет себя именно так в данной ситуации, а в другой — по-другому. Из I главы следует, что на поведение покупателей, на которых оказывает влияние четыре основные группы факторов, самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня.

Культура — совокупность основных ценностей, понятий, желаний, воспринятых членом общества от семьи и других общественных институтов. Маркетинг должен отслеживать изменения в культурной жизни общества, чтобы предложить новые товары для удовлетворения изменившихся потребностей.

Субкультура — составная часть культуры, характерна для группы людей с общей системой ценностей, формируется на национальной, региональной, расовой или региональной основе. Для каждой субкультурной группы потребителей маркетинг разрабатывает и предлагает товары и услуги.

Социальные классы — построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

Отличительные признаки социального класса: склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению; наличие определенного социального статуса (социальное положение человека в обществе); образование, род деятельности, уровень доходов; возможность перехода из класса в класс.

Факторы культурного порядка (культура, субкультура, и социальное положение), факторы социального порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения).

Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.

Из II главы следует, что рассмотрев три модели поведения покупателя на потребительском рынке можно сделать вывод, что простейшая модель покупательского поведения состоит из четырёх элементов — товара, цены, распространения и продвижения. Остальные факторы зависят от среды окружающей покупателя: экономики, технологии, политики и культуры. Все эти составляющие попадают в «чёрный ящик» потребителя и превращаются в совокупность наблюдаемых реакций: выбора товара, торговой марки, торгового посредника, времени покупки и объёма покупки. Рассмотрели и общую модель поведения покупателя которая состоит из четырёх факторов: переменные маркетинга, фактора социальной среды, индивидуальные факторы и ситуационные факторы.

Действительно, принимая решение о приобретении товара, современные потребители все больше внимания обращают на качество и ценность продукта. Сегодня маркетологи особое внимание уделяют созданию «пожизненных» потребителей, переносят акцент на построение устойчивых отношений с покупателями. Компании создают и постоянно обновляют и расширяют базы данных покупателей, в которых отражаются их демографические характеристики, стили жизни, восприимчивость к различным маркетинговым раздражителям, истории совершения покупок. Каждый человек знает по себе, что такое чувство голода или жажды, и каждый понимает, что потребность, положим, в воде приводит его иногда в особое состояние, когда ни думать, ни делать что-нибудь как следует невозможно до тех пор, пока жажду не удастся утолить.

Была рассмотрена модель организационного покупательского поведения. Организационный стиль — это образ жизни организации, отражающий и формирующий ее потребности и отношения, влияющие на принятие решения о покупке. Различие организационных стилей может быть достаточно существенным. Так, например, общественные, коммерческие и государственные организации имеют разные цели, потребности и организационные стили и по-разному решают свои покупочные проблемы. Организационные стили периодически меняются — по мере роста, слияний или поглощений; изменения социально значимого статуса (миссии) организации, ее целей и стратегий их достижения.

Организационные покупочные процессы имеют много общего с процессами принятия решений индивидуальными покупателями, поскольку также совершаются людьми. Однако организационное покупательское поведение отличается от индивидуального рядом характеристик в силу того, что покупателем здесь является организация.

Для организационных продаж в целом более характерен прямой маркетинг, основанный на отношениях производителя и продавца без посредников. Для продуктов потребительского назначения более характерен массовый маркетинг, то есть маркетинговые решения, в том числе маркетинговый комплекс, ориентируются здесь на массового покупателя. Однако для многих продуктных групп отраслевого и потребительского назначений маркетинговые решения носят сходный характер, то есть применяется как прямой, так и массовый маркетинг.

Организационное решение о покупке вовлекает больше индивидуумов, чем покупочное решение индивидуума или домохозяйства. Организационное решение направлено на более комплексную и более сложную задачу, чем индивидуальное/домохозяйственное решение. Поэтому маркетинговая деятельность в отношении организационного покупателя значительно более комплексная и сложная.

Глоссарий

№п/пПонятиеОпределение1Культураосновная первопричина, определяющая потребности и поведение человека2Общественные классысравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения3Референтные группыгруппы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека4Семьясамая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению5Образ жизниустоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях6Тип личностисовокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду7Мотивнужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения8Клиентылица, пользующиеся товарами и услугами предприятия, постоянные покупатели и заказчики9Покупателиэто лица, непосредственно осуществляющие покупку10Потребителилица или организации, потребляющие, использующие продукт производства, деятельности, включая и свой собственный продукт

1. Алешина И.В. Поведение потребителей. Уч. Пос.- М.: Фаир — Пресс, 2009 — 520 с.

. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. — СПб.: Питер, 2010. — 736с.

. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. — М. : КНОРУС, 2009. — 456 с.

. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. — М.: Инфра — М, 2008. — 60 с.

. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. — 2-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2010. — 476 с.

. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. — 5-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008. — 360 с.

. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 415 с.

. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 383 с.

. Управление маркетингом: учеб. пособие / Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009. — 463 с.

. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика Т. Н. Черняховская. — М.: Высшее образование, 2008.- 533 с. — (Основы наук).