Формы организации Службы ранней помощи

Общие положения

1.1. Служба ранней помощи*— это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

* термины-синонимы: «служба раннего вмешательства», «служба абилитации».

1.2. Клиентами Службы ранней помощи** являются дети от рождения до 3 лет, которые:

— имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

— имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

— проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;

— входят в группу биологического риска,

— а также члены их семей или люди, заменяющие родителей.

** группы детей, являющихся клиентами службы ранней помощи, подробно перечислены в Приложении 1.

1.3. Результатом работы Службы ранней помощи является предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.

Цель и задачи Службы ранней помощи

2.1.Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

2.2.Задачами Службы ранней помощи являются:

2.2.1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

– создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

– междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

9 стр., 4237 слов

О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

... С.В. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным [8]: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий. Английский исследователь ... реальные психофизические возможности и потребности не берутся в расчет. В психологических службах и учреждениях социального обслуживания самую большую группу посетителей составляют именно такие ...

– отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

– раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

– консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

– предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

2.2.5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты

2.2.6. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.

формы организации Службы ранней помощи

Служба ранней помощи может создаваться как структурное подразделение при учреждениях системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения

Служба ранней помощи может создаваться как отдельное учреждение в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, как отдельное негосударственное учреждение или муниципальное учреждение.

Структура и штаты Службы ранней помощи

Для определения структуры, направлений деятельности и описания основных задач деятельности Службы ранней помощи необходим анализ демографической ситуации региона, подробный анализ численности и состояния здоровья детского населения. Исходя из этих данных, планируются направления работы Службы ранней помощи, определяется численность и состав сотрудников Службы.

 

6.1. Штаты и функциональные обязанности сотрудников Службы[1]

Все специалисты междисциплинарной команды имеют единую продолжительность рабочей недели — 40 часов.

§ Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов — 1 час

§ При необходимости проводятся совместные приемы несколькими специалистами, продолжительность приема — 1 час.

§ Индивидуальные занятия, продолжительность — 1 час.

§ Продолжительность занятий в группе — 1,5 часа.

§ Домашнее визитирование — 2 часа.

§ Работа с видеоматериалами, методической литературой, документацией — 2 часа в неделю.

§ Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами районной службы. Продолжительность обсуждения — 2 часа в неделю.

В рабочее время междисциплинарной команды специалистов включается:

— систематическое прохождение курсов по повышению квалификации в области раннего вмешательства и по отдельным специальностям;

— работа по распространению идей раннего вмешательства среди населения и персоналa медицинских и детских дошкольных учреждений района (участие в конференциях, семинарах, встречи с персоналом);

— работа по обеспечению преемственности между службой раннего вмешательства и ДДУ района (посещение ДДУ с целью совместной разработки и построения индивидуальных программ для детей, перешедших в ДДУ из службы ранней помощи).

 

Все специалисты службы ранней помощи должны:

— Соблюдать этические нормы.

— Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях.

— Знать закономерности развития ребенка.

— Иметь базовые знания по раннему вмешательству.

— Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни.

— Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.

— Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

 

Должность Требуемый уровень образования Количество ставок Направления работы
Руководитель Базовое: высшее медицинское, педагогическое, психологическое образование или высшее образование в социальной сфере; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству 0.5   Планирование всех направлений деятельности службы. Контроль за реализацией основных принципов работы службы (см. выше).

Оперативное управление. Организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений. Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.) Планирование и организация работы по повышению квалификации сотрудников службы. Планирование и обеспечение службы техническими средствами и методическими материалами.

Педагог-психолог Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности «психология», дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству   Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями).

Выявление проблем клиентов службы ранней помощи (дети, семьи и ближайшее окружение).

Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между всеми сотрудниками службы. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. Психологическая помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации.

Специальный педагог Специалист по ранней коммуникции Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству   Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями).

Оценка уровня развития ребенка Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между сотрудниками службы. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Физический терапевт Базовое: высшее медицинское (врачебное) образование; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству     Определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие. Разработка программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы вмешательства, оценка динамики развития ребенка. Консультирование родителей по вопросам подбора, адаптации и самостоятельного изготовления специальных приспособлений для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, обучение родственников ребенка использованию этих приспособлений. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.
Социальный работник (социальный педагог) Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству   Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).

Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий).

Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи).

Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Педиатр развития Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству   Скрининг слуха и зрения. Оценка уровня развития ребенка Педиатрический осмотр ребенка Участие в программах индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии, с подозрением на нарушения слуха, зрения в службе ранней помощи и в других учреждениях района. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации
Диспетчер Медицинский статистик Среднее   Координация деятельности сотрудников службы. Ведение документации по деятельности службы ранней помощи. Организация домашнего визитирования, семинаров, лекций, курсов для родителей и профессионалов. 4. Организация работы по осуществлению связей с другими организациями.
Обслуживающий персонал     Уборка помещений службы. Санитарная обработка игрушек.

 

6.3. Нормы обслуживания.[2]

 

Из расчета представленных штатных единиц служба ранней помощи может обслуживать следующее количество клиентов в год:

 

· 300 первичных приемов (однократные консультации);

· 40 детей /семей, обслуживаемых в рамках долгосрочных программ;

· 120 детей /семей, участвующих в краткосрочных программах.

Дидактическое оборудование

 

Наименование Коли-чество Количество наборов
Погремушки разной текстуры и формы: Пластмассовые, деревянные, резиновые; с тонкими ручками — для самых маленьких не менее 15  
Мобиль подвесной музыкальный  
Центры активности (различного вида стимуляции, совмещенные на одной панели) для младенцев от 4 до 6 месяцев 1-2  
Зеркало безопасное для младенцев  
Мобиль контрастный (черно-белый) подвесной или контрастные изображения лица и геометрических фигур на пластике
Музыкальная шкатулка или любая механическая игрушка, издающая приятную музыку  
Неваляшки (маленькая и большая)  
Рама с подвесными игрушками  
Пирамидки пластмассовые (маленькая и большая)  
Мягкие погремушки и/или мягкие небольшие игрушки со звуковым подкреплением  
Игрушки для хватания с шариками, кольцами  
Браслетик-погремушка  
Музыкальный мишка (игрушка с музыкальной шкатулкой, приводимая в действие вытягиванием веревки за кольцо)  
Игрушки для исследования ртом: кольца, мягкие резиновые животные    
Погремушка на присоске  
Машина (или любая крупная игрушка с колесами), легко приводимая в движение. Желательны веревка с кольцом и звуковое подкрепление.  
Заводная движущаяся игрушка со звуковым подкреплением  
Центр активности для детей 6-12 месяцев с усложненными видами стимуляции для развития мелкой моторики 1-2  
Игрушка для доставания и складывания (средних размеров неглубокая емкость с несколькими, удобными для захвата фигурками (предметами)  
Игрушка с деревянным молотком: Пластиковая или деревянная коробка с отверстиями для шариков, которые заколачиваются внутрь и выкатываются наружу, или деревянная панель с отверстиями для деревянных палочек  
Игрушки для дифференциации простых форм (квадрат, круг, треугольник)  
Игрушки для дифференциации сложных форм  
Несколько пирамидок из колец (шариков) Разных цветов на одной деревянной панели  
Цилиндрические формы, вкладывающиеся одна в другую: маленького размера, большие (ведерко)      
Коробочка для развития мелкой моторики — для захватывания мелких деталей: из коробочки вынимаются панели или диски  
Любые игрушки с простой схемой действия, рассчитанные на игру с использованием обеих рук 1-3  
Кукла в конусе — при движении стержня прикрепленная к ней кукла исчезает в конусе или появляется  
Деревянные или пластмассовые шарики и любые другие формы с отверстиями для нанизывания на толстый пластиковый шнур  
“Клоун в коробке” — любая игрушка, которая после нажатия одной кнопки позволяет получить привлекательный результат, например, из коробки выскакивает клоун  
Изогнутый металлический стержень с надетыми на него деревянными разноцветными кольцами, закрепленный обоими концами в деревянной панели  
Телефон игрушечный  
Мяч маленького размера (диаметром около 10 см) из мягкой резины, легкий и удобный для хватания  
Мяч легкий (диаметром около 20 см)  
Мяч мягкий матерчатый (диаметром 10-13 см) с бубенчиком внутри  
Мяч из тяжелой резины  
Мяч надувной (диаметром около 40 см)  
Мячик из тонких резиновых волокон  
Игрушка для толкания перед собой (например, цилиндр с бубенчиками на длинном стержне)  
  Музыкальные игрушки    
Барабан  
Ксилофон с несколькими (3-4) крупными клавишами для самых маленьких  
Ксилофон обыкновенный  
Бубенчики (музыкальные погремушки) 2-3  
Маракас пластмассовый, небольшой  
Бубен  
Колокольчик на ручке  
Треугольник  
Кастаньеты пластмассовые  
Дудочка пластмассовая  
Маленькое пианино, Любая музыкальная игрушка с клавишами, работающая от батареек  
  Вкладыши    
Деревянный вкладыш с тремя формами — Круг, треугольник, квадрат (фигуры с крупными ручками для захвата)  
Большой и маленький мишка или другая форма (фигуры с крупными ручками)  
Четыре фрукта — яблоко, груша, банан, апельсин (фигуры с ручками)  
Несколько домашних животных  
Лицо  
Части тела  
Виды транспорта  
  Транспорт    
Машина грузовая с кузовом  
Машинки для младенцев Маленькие из мягкой пластмассы 2-3  
Паровозик с вагонами  
Автобус (или другая машина, куда можно посадить игрушки)  
Самолет  
Машины инерционные: большая и маленькая   2-3  
Машинки маленькие  
  Мягкие игрушки    
Собака большая и маленькая  
Кошка 2-3  
Медведь большой и маленький  
Заяц и другие животные 1-2  
Набор животных “Семья”  
  Куклы    
Куклы мягкие, пластмассовые, резиновые, разных размеров (желательно иметь куклы, изображающие взрослых и детей, мужчин и женщин, В том числе одну куклу с набором одежды) не меньше 5-6  
Кукольная кроватка  
Посуда игрушечная  
Тележка для катания кукол  
  Куклы на руку    
Набор животных (кошка, собака и др.)  
Мужчина, женщина, ребенок  
  Игрушки для мелкой моторики    
Бусины от крупных до самых маленьких, Надевающиеся на специальный шнурок  
Пуговицы крупные, надевающиеся на шнурок  
Вкладыши – мозаика и/или мелкие цилиндры, Вкладывающиеся в панель с отверстиями  
  Дидактические материалы    
Любое тактильное лото  
Лото с картинками наиболее простых предметов  
Домино с простыми картинками  
Набор дидактических картинок с изображением Предметов, действий, понятий, и т.д.  
Набор пиктограмм  
Книжки для младенцев — Деревянные, моющиеся, матерчатые, картонные не меньше 5  
Матерчатые мешочки разных размеров  
Игрушка для развития навыков самообслуживания и мелкой моторики, различные виды застежек  
  Электронные игрушки и приборы    
Электронные игрушки Для детей с хорошим контролем руки / пальца  
Игрушки с выключателями, работающие от батареек, с различными видами стимуляции  
  Наборы    
Конструктор Lego DUPIO  
Магнитная доска с набором цветных магнитов и Фломастеров для рисования на ней  
Домашние животные (деревянные или пластмассовые)  
Дикие животные  
Кубики разноцветные  
Строительный материал (разноцветные детали из легкого нетоксичного материала)  
  Канцелярские наборы    
Мелки восковые, нетоксичные  
Краски акварельные для детей  
Краски порошковые нетоксичные для младенцев (пальцевое рисование)   набор основных цветов
Фломастеры водорастворимые нетоксичные  
Клеящий карандаш  
Липкая лента, скотч  
Бумажный скотч  
Набор цветной бумаги  
Набор цветного картона  
Кисти акварельные, толстые  
Кисти для гуаши (жесткие) толстые  
Пластилин  
Пластик для лепки  
Маркеры разноцветные основных цветов  
“Мыльные пузыри”  
Ножницы для самых маленьких  
Коктейльные соломки толстые  
  Оборудование, крупные предметы    
Креслице детское  
Пластиковый тазик для игры с водой  
Мяч для занятий двигательной терапией (диаметром 70-80 см)  
Качели детские или гамак  
Тележка тяжелая, устойчивая  

Приложение 1

Показания для направления детей в службу раннего вмешательства

 

В программу раннего вмешательства попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев: