Влияние мотивации на процесс принятия решений руководителям

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы мотивации в менеджменте……..6

1.1. Понятие мотивации в отечественной и зарубежной научной

литературе……………………………………………………………..6

1.2. Проблема мотивации персонала в современном менеджменте……15

1.3. Особенности личности руководителя и стили руководства

коллективом………………………………………………………….30

1.4. Мотивация как психологический фактор развития личности

Руководителя………………………………………………………….40

Глава 2. Экспериментальное исследование……………………………………48

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………48

2.2. Методики исследования……………………………………………..48

2.3. Результаты исследовании……………………………………………53

Заключение………………………………………………………………..62

Библиография………………………………………………………………65

Приложение 1……………………………………………………………..71

Приложение 2 …………………………………………………………….74

Приложение 3……………………………………………………………..76

Приложение 4……………………………………………………………..80

Приложение 5 …………………………………………………………….81

Приложение 6……………………………………………………………..82

Приложение 7 …………………………………………………………….83

Приложение 8……………………………………………………………..84

Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. В настоящее время особенный интерес в современной психологии менеджмента приобрели вопросы мотивации руководителей и менеджеров компании. В условиях обострения конкуренции — квалификация, опыт, творческие и предпринимательские способности, мотивация менеджеров рассматриваются как основное конкурентное преимущество организации. Этот факт и объясняет социальную значимость и актуальность нашего исследования.

Проблеме мотивации в современном менеджменте уделяется достаточно пристальное внимание как отечественными (Д.А. Аширов, О.А. Билан, В.И. Герчиков, И.Э. Гущина, С.Ю. Извекова, Р.Л. Кричевский, М.И. Кузнецова, Е.В. Новик, А.Б. Черных и др.), так и зарубежными (М. Альберт, Г. Десслер, Д. Карнеги, М.Х. Мескон, Ф. Хедоури и др.) учеными. Однако нам оказались недоступны исследования в области изучения проблемы влияния мотивации на процесс принятия решения руководителем. Эта особенность и предопределяет научную значимость данной работы.

16 стр., 7517 слов

Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры

... фандрайзинга. Цель работы – исследование фандрайзинга организаций сферы культуры. Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам: рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга; определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры; обозначить перспективы развития фандрайзинга в России, в ...

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему настоящего исследования. На современном этапе развития проблемы мотивации в менеджменте констатируются, что потребности и мотивы высшего руководящего состава влияют на процесс руководства коллективом организации. В связи с этим в компаниях остро встает вопрос изучения мотивации менеджеров. При этом несмотря на то, что проблеме мотивации уделяется в менеджменте достаточно пристальное внимание, не существуют каких-либо значимых исследований, которые бы позволили нам говорить о специфике влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем.

Целью работы является — изучение влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем.

Объект исследования – мотивация руководителей организации.

Предмет исследования – влияние мотивации на процесс принятия решений руководителем.

Гипотеза исследования:

— степень выраженности мотивации к успеху и избеганию неудач влияет на процесс принятия решений руководителями. Так при выраженной мотивации к успеху наблюдается директивный или коллегиальный стиль управления. И, наоборот, при выраженном стремлении к избеганию неудач наблюдается снижение показателей по шкалам коллегиального или директивного стиля управления как у руководителей, так и их заместителей.

Задачами, которые вытекают из поставленной цели, являются:

1. Дать характеристику основным понятиям исследования.

2. Рассмотреть основные теории мотивации в менеджменте.

3. Выделить основные психологические и мотивационные особенности личности руководителя и стили руководства коллективом.

4. Экспериментально изучить проблему влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем.

Методы исследования – беседа, наблюдение, методы сбора эмпирических данных, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного анализа данных Пирсона, теоретический анализ литературы.

Структура работы:

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы.

Данные исследования помогут руководителям и специалистам в области работы с персоналом разрабатывать и внедрять эффективные программы повышения мотивации менеджеров компаний.

В исследовании приняли участи 20 менеджеров клиники Москвы, разбитых на две тестируемые группы (по 10 человек в группе).

Первая группа менеджеров – заведующие отделениями. Вторая группа менеджеров – заместители заведующих отделениями. Средний возраст испытуемых 35-40 лет………..

Заключение

Данная работа была посвящена одной из самых актуальных тем современного менеджмента – проблеме влияния мотивации на процесс принятия решения руководителем.

Теоретическое и экспериментальное исследование помогает нам сделать ряд существенных выводов, касающихся специфике изучаемой нами проблемы.

В процессе изучения нами были проанализированы основные понятия исследования, к которым относятся:

12 стр., 5914 слов

Процесс принятия управленческих решений 2

... исследования процесса принятия решений как психологического процесса является изучение группового влияния на разработку и результаты решения. Характер управленческого решения во многом зависит и от индивидуальных качеств менеджера, ... и групповых процессов выбора - психологических феноменов, наблюдаемых в процессах принятия решений. Важным аспектом исследования процессов принятия решений является ...

Мотив – это субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

Потребность – объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. Потребности бывают биологические и социальные.

Мотивация это: 1) система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне; 2) совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивирование — это процесс внутреннего и внешнего воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.

Современные теории мотивации, существующие в менеджменте, показывают необходимость учета как внутренних потребностей работника (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлеланд, Ф. Герцберг), так и способов проявления поведенческих реакций человека на рабочем месте (С.Адамс, В.Врум).

Данные теории позволяют сделать один самый главный вывод – для эффективной работы персонала, руководство компании должно уделять должное количество внимания как материальным, так и не материальным аспектам поощрения сотрудников.

Лидер — член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.

Руководитель — наемный работник, утвержденный в постоянной должности и наделенный официально установленными полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности в организации.

Среди основных качеств успешного лидера и руководителя организации большинство специалистов называют следующие: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, стремление к достижениям, ответственность и надежность, независимость и общительность (коммуникабельность) и др.

В эмпирической части исследования нами были использованы следующие методики исследования:

1) Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерса).

2) Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса).

3) Методика определения стиля руководства коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева.

В исследовании приняли участи 20 менеджеров, разбитых на две тестируемые группы (по 10 человек в группе).

Средний возраст испытуемых 30-35 лет.

В ходе проведенной работы нами были выявлены следующие результаты.

4 стр., 1550 слов

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ ...

... между мотивацией к достижению успеха и избеганию неудач и самооценкой. Объектом исследования является мотивация к достижению успеха и избеганию неудач и самооценка. Гипотеза исследования: у людей с мотивацией успеха ... 39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990 40. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. ...

По шкале мотивации к успеху около 30% испытуемых (6 человек) получил высокие оценки. В тоже время по шкале мотивации к избеганию неудач низкое количество баллов набрали 7 менеджеров (35%).

Для выбранной нами группы менеджеров в большей степени характерно проявление директивного (8 руководителей – 40%) и коллегиального (7 менеджеров – 35%) стилей управления.

Как показали результаты корреляционного анализа по методу линейной корреляции Пирсона и в первой, и во второй группе испытуемых существует взаимосвязь между шкалами мотивации к успеху и избеганию неудач и стилем управления коллективом. Так, например, во второй группе высокая степень корреляции была выявлена в паре факторов: мотивация к успеху – директивный стиль управления – (0,922).

Так же в той или иной степени была выявлена прямо и обратно пропорциональная зависимость между шкалами: мотивация к успеху – директивный стиль – (0,753); мотивация к успеху – коллегиальный стиль управления (-0,690); мотивация к избеганию неудач – директивный стиль управления – (-0,733); мотивация к успеху – попустительский стиль управления – (-0,758); мотивация к избеганию неудач – директивный стиль управления – (-0,738); мотивация к избеганию неудач — попустительский стиль – (-0,700).

Таким образом, мы можем говорить о подтверждении нашей гипотезы о том, что степень выраженности мотивации к успеху и избеганию неудач влияет на процесс принятия решений руководителями. Так при выраженной мотивации к успеху наблюдается директивный или коллегиальный стиль управления. И, наоборот, при выраженном стремлении к избеганию неудач наблюдается снижение показателей по шкалам коллегиального или директивного стиля управления.

В заключении следует отметить, что проблема влияния мотивации на процесс принятия решения руководителем требует дальнейшего изучения.

Библиография

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. Для высших учебных заведений. — М., 1996.

2. Аширов Д.А. Методология развития мотивации и стимулирования персонала: социально экономические аспекты. – М., 2002.

3. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич., Х. Анн; Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000.-270с.

4. Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. Теория и практика антикризисного управления. — М., 2004.

5. Барышев А. Ф. Маркетинг. – М.: academia., 2002.-450с.

6. Билан О.А. Теоретико-методические основы мотивационной системы менеджеров организации. – Екатеринбург, 2004.

7. Битней М.В. Оценка деятельности управленческих подразделений промышленного предприятия как составная часть мотивационного процесса. – М., 2003.

8. Богданова Т.А. Разработка принципов управления промышленным предприятием на основе мотивационных воздействий. – СПб., 2000.

9. Бубнов В.В, Толстопятова М.Т. Методы подбора и подготовки руководителей производства. — М.: Дело, 2003-354с.

10. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала/ Консультант директора. — №4, 2002. – С. 23-34.

11. Веселов А.Т. Как улучшить управление организацией. – М.: Слим, 2002-290с.

12. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент. — М.: Высш. школа, 1999-190с.

11 стр., 5441 слов

Психологические аспекты моТИваЦиИ персонала

... работу на условиях администрации, коллективный подряд и другие хорошо известные методы управления персоналом (1). В целом следует отметить, что в организациях есть ряд должностей ... и процессуальные теории. Целесообразно рассматривать их параллельно, выделив основные понятия теорий мотивации - потребности и вознаграждение. Потребности — физиологическое или психологическое ощущение недостатка ...

13. Воробьева Н.В. Повышение результативности функционирования предприятия нефтяного профиля средствами мотивации. – Тюмень, 1999.

14. Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Основы управления персоналом. — М.: Высш. школа, 2004-287с.

15. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. – М., 2005.

16. Горошилов А.А. Программная реализация социальной ответственности в стратегии развития нефтяной отрасли. – Волгоград, 2006.

17. Губанов С. А. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки).

// Экономист, №3, 1997.

18. Гущина И.Э. Влияние трудовой мотивации на эффективность труда на современном этапе проведения реформ. – М., 2000.

19. Десслер Г. Управление персоналом — М.: «БИНОМ», 2001. -148с.

20. Дмитроченко Н. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд. // Человек и труд, №1, 1997.

21. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи менеджмента. — М.: Дело, 2004-306с.

22. Евенко Л. И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала. — Н.Новгород, 1996.

23. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Н.: Дело, 2003 -720с.

24. Жданов А.А. Формирование и развитие механизма мотивации эффективной деятельности промышленных предприятий. – М., 2002.

25. Иванов М.С. Управление кадрами в консалтинговых организациях. – М., 2005.

26. Иванцевич Д.М, Лобанов А.А. Человеческие ресурсы как объект управления. — М.: Дело, 2000. -304с.

27. Иванюженко Р.С, Блинов А.П. Принципы работы с персоналом на крупном предприятии. – СПб.: Наука, 2004. -302с.

28. Извекова С.Ю. Мотивация персонала: альтернатива теории А. Маслоу. – М., 2006.

29. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

30. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. — СПб.: «Питер», 2003.

31. Как мотивировать продуктивную работу персонала/ Под ред. Лазарева В.С. — М., 2001.

32. Карнеги Д. Мотивационные теории. – М., 2004. -105с.

33. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации – М.: Инфра-М, 2000-512 с.

34. Ковалева О.Е, Юферова Е.Э. Лицом к лицу с будущим сотрудником. – М.: Инфра-М, 2001. -249с.

35. Ковалык В.Н. Теория и практика управления. – М.: Канди, 2004. -345 с.

36. Комарова Н. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997.

37. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., «Дело», 1996.

38. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – СПб.: Фирма, 2005-301с.

39. Курицын А.Н. Управление в Японии. Организация и методы.- М.- 1981.

40. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1. Менеджер и менеджмент. Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей.- М-: ИПФ Ника, 1992.

41. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971.

42. Линден М. Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения. Социальная история. Ежегодник. М.: РОССПЕН, 2000. — с.212-213

43. Ловчева М.В. Повышение результативности труда управленческого персонала на основе совершенствования механизма мотивации. – М., 2003.

44. Маганов Р. Система плюс профессионализм/ Нефть России. — № 1, 2000.

18 стр., 8845 слов

Курсовая работа На тему: «Социально-психологические аспекты управления ...

... управления персоналом, оценить роль руководителя в управлении персоналом; рассмотреть организационную структуру системы управления персоналом; рассмотреть методы набора и отбора персонала изучить социально-психологические методы управления: социологические методы управления, психологические методы управления. Объект исследования: социально-психологически аспекты управления персоналом. ...

45. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 2001.-312 с.

46. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

47. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

48. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник: 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 480 с.

49. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д: феникс, 2007. – 349 с.

50. Новик Е.В. Трудовая мотивация наемных работников в современной России. – Новочеркасск, 2003.

51. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

52. Организация производства и управления предприятием: Учебник / Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. и др.; Под ред. О.Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2003.

53. Пилясов А.Н. Экономическое стимулирование в системе управления мотивационным процессом работника. – Ярославль, 2002.

54. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-изд. / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2003.

55. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

56. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях- М.: Экономика, 1995.

57. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. СПб.: «Питер», 2003.

58. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону. — М., 2006.

59. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 512 с.

60. Сарно А.А. Регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. – СПб., 1998.

61. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В., Подхватилин Н.В., Алешунас М.Р. Новые технологии управления персоналом. – СПб., Речь, 2003.

62. Смирнова Е.Ю. Менеджмент персонала. – М.: Элит, 2004.-437с.

63. Служебная карьера. — М.: Экономика, 1998. – 303 с.

64. Современные формы организации и стимулирования труда в условиях экономической реформы-М-1991.

65. Станкин М.И. Психология управления. – М.: «Бизнес-школа «Ин-тел-Синтез», 1999. – С.234-297.

66. Стивенсон Ненси. Как мотивировать людей. 10-минутный тренинг для менеджера / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

67. Сушкина А.А. Развитие внутрифирменных систем мотивов и стимулов к труду. – М., 2003.

68. Томова А.Б. Развитие мотивационного управления в современных организациях. – М., 2003.

69. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. –СПб.: Канди, 2005.-298с.

70. Удальцова М.В. Социология управления: Учебник. – М.: ИНФРА – М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2002.

71. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. М. ИНФРА-М, 1997. – 295 с.

9 стр., 4500 слов

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

... переживания уходит около 15% рабочего времени персонала. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего времени [5 ... ]. Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом не только в ...

72. Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления. — М.: Дело, 2001-398с.

73. Черных А.Б. Системы мотивации персонала корпорации в условиях конкурентной среды // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование/ Научный журнал, 2004.- №1 – С. 144 -147.

74. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для вузов / О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002.