Изучение установки грузинской психологической школой

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Грузинская психологическая школа

1.1. Развитие психологической науки в Грузии…………………………….6

1.2. Исследователи в Грузии детской, возрастной и педагогической психологии…………………………………………………………………….9

1.3. Экспериментальные характеристики установки……………………..11

II. Психологическая установка

2.1. Установка в концепции Д.Н.Узнадзе…………………………………16

2.1.1. Установка и поведение…………………………………………18

2.1.2. Связь потребности и установки………………………….……..20

2.3. Иерархическая уровневая природа установки………………….…….23

2.4. Достижения Грузинской психологии…………………………………27

Заключение………………………………………………………………………30

Литература………………………………………………………………………32

Введение

В отечественной науке значительный вклад в разработку теории социальной установки сделан, как известно, представителями грузинской психологической школы. Работы Ш. Надирашвили, Р. Натадзе, В. Норакидзе, А. Прангишвили, Д.Узнадзе сегодня недостаточно доступны для широкого круга исследователей, хотя и, вне всякого сомнения, не потеряли своей актуальности. Использование социальных установок для уяснения общей структуры и построения теории менталитета опирается на понимание установки, как целостного социально-психического (психологического) образования, играющего ведущую роль в поведении человека.

Понятие социальной установки давно утвердилось в зарубежной социальной психологии; естественно, что осмысление этого понятия с позиций теории установки превратилось в насущную теоретическую задачу (А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили).

На базе теории Д.Н. Узнадзе было разработано понятие социальной установки. На этой основе появляется возможность раскрыть механизмы, через которые на деятельность личности воздействуют различные социальные ценности. Благодаря социальным установкам деятельность личности приобретает социальное содержание и включается в социально-исторический процесс, в котором протекает жизнь человека. В социальных установках отражены положительное или отрицательное отношение человека к тем или иным социальным явлениям, тенденция принятия или неприятия того или иного поведения, поступка, социальной нормы, обычая, идеологии. В конечном счете, именно в социальных установках фиксируются убеждения человека. Поэтому понятно, сколь велико теоретическое и практическое значение выявления закономерностей формирования, действия и изменения социальных установок. В этом плане в Грузии сделано немало. В целом ряде исследований получены важные результаты (Ш.А. Надирашвили, Д.А. Чарквиани, В.А. Челидзе, М.С. Балиашвили, Т.Б. Чхеидзе, Ш.Г. Абзианидзе и др.).

10 стр., 4973 слов

Прагмалингвистический анализ социального статуса человека

... непосредственно с участниками общения. Прагмалингвистическое изучение социального статуса человека, являющееся предметом изучения в данной ... действительностью, речевой контекст, эксплицитный и имплицитный; коммуникативная установка, связывающая высказывание с меняющимися участниками коммуникации ... и остальных параметров коммуникации, что связывает теорию речевых актов с семантикой, с другой ...

Изучение изменения социальных установок в различных экспериментальных ситуациях во многом способствовало пониманию фундаментальных механизмов действия установки. Кроме того, изучались многие другие социально-психологические феномены: ролевые конфликты (М.Л. Гомелаури), межличностные отношения (М.И. Харшиладзе), конформизм (Г.А. Маградзе), соревнование (М.И. Кекелия).

Теория установки и метод ее изучения были перенесены также в сферу патопсихологии (И.Т. Бжалава, К.Д. Мдивани, М.А. Сакварелидзе, Э.А. Вачнадзе, М.А. Джапаридзе, А.Л. Баркалая и др.).

Исследователи исходили из того положения, что сущность психических заболеваний заключается не в нарушениях отдельных психических функций, а в изменении целостной личностной структуры. Поскольку установка — целостное состояние субъекта, то естественно, что нарушения при психопатологии должны найти свое выражение прежде всего в определенных изменениях установки. Изучение установки в патопсихологических состояниях полностью подтвердило это предположение. Таким образом, и в этой сфере были выявлены большие диагностические возможности метода фиксированной установки (И.Т. Бжалава).

Последние пять лет в отделе медицинской психологии Института психологии им. Д.Н. Узнадзе АН СССР ведется широкое изучение проблемы наследственных и средовых факторов в развитии шизофрении (М.А. Сакверелидзе, К.Д. Цинцадзе).

Объект данной работы – Грузинская психологическая школа.

Предмет – установки Грузинской психологической школы.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и показать изучения установки человека Грузинской психологической школы. Из этого вытекают следующие задачи:

• показать экспериментальные характеристики установки

• выявить сущности и развитие психологической науки в Грузии

• проанализировать установку в концепции Д.Н.Узнадзе

• рассмотреть достижения Грузинской школы в области психологии

С 60-х гг. начинают развиваться социально-психологические исследования. Следует отметить, что первое большое исследование в этом направлении было опубликовано А.С. Прангишвили еще в 1943 г. (оно было посвящено психологии паники).

В настоящее время социальная психология в Грузии нашла самое широкое распространение.

Огромная работа проделана в области дифференциальной психологии личности. Во главе систематических разработок в области характерологии стоит В.Г. Норакидзе. Существенным результатом этой работы в последние годы стала разработка так называемого клинико-биографического метода, предназначенного для изучения мотивационно-содержательного аспекта характера личности. Предлагается применять его в комплексе с методом фиксированной установки, что содержит в себе большие диагностические возможности. В специальных исследованиях было показано, что данные, добытые методом фиксированной установки, высоко коррелируют с результатами, полученными при помощи других диагностических методик, таких, в частности, как тесты Айзенка, Роршаха, тематической апперцепции и т. д. (В.Г. Норакидзе, А.В. Григолава, З.С. Джапаридзе).

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... субъективность конкретного человека. Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на множество отдельных ...

Глава I. Грузинская психологическая школа

1.1. Развитие психологической науки в Грузии

Психологическое знание в Грузии имеет глубокие корни и давнюю историю, однако научная психология начинает развиваться только с 1918 г., со времени основания Тбилисского университета, в котором были открыты кафедра психологии и психологическая лаборатория. Университет становится центром развития психологии в Грузии. Организатором научной психологии в Грузии был Д.Н. Узнадзе, один из основателей университета, выдающийся ученый, столетие со дня рождения которого было отмечено в 1986 г. Д.Н. Узнадзе работал директором Тбилисского педагогического института, открытого при университете. В этих учреждениях Д.Н. Узнадзе с сотрудниками и учениками развернул широкую научную и педагогическую деятельность, что позволило в 1927 г. основать Общество психологов Грузии (оно было первым психологическим обществом в Советском Союзе).

Постепенно психологическая работа развернулась и в других городах Грузии.

Уже в своих первых теоретико-методологических работах (1923—1925)

Д.Н. Узнадзе поставил задачу построения новой конкретной психологии, которая противопоставилась бы как субъективизму и атомизму традиционной эмпирической психологии, так и механицизму бихевиористической психологии. Для этого было необходимо найти такой целостно-личностный фактор, который лежит в основе любого проявления психики и поведения. К концу 20-х гг. его поиск в этом направлении привел к введению понятия установки, а затем к созданию оригинальной общепсихологической теории установки. Ядром этой теории является положение о том, что любое содержание сознания или поведенческий акт обусловлены своеобразным целостным состоянием живого существа — установкой, которая, в сущности, представляет собой психологическую подготовку к предстоящей активности. Она предваряет ментальную и моторную активность и определяет их общую направленность и конкретные особенности реализации. Это становится возможным благодаря тому, что установка как своеобразная действительность объединяет в себе необходимые и достаточные для осуществления целесообразной активности внутренние и внешние условия. Представляя собой целостное состояние субъекта, установка как особая психологическая реальность опосредствует связь между средой и поведением, средой и сознанием и отдельными содержаниями сознания. Нахождение такого универсального опосредствующего звена позволило Д.Н. Узнадзе разорвать оковы «постулата непосредственности», в которых находилась западная психология. Эмпиризм говорил о непосредственном воздействии друг на друга содержаний сознания. Бихевиоризм исходил из допущения непосредственной связи между стимулом и реакцией. Значительно позднее А.Н. Леонтьев признал трехчленную схему анализа исходным методологическим принципом советской психологии, а один из его учеников — А.Г. Асмолов назвал задачу преодоления двухчленной схемы анализа, построенной на гипотезе непосредственности, задачей Узнадзе. Тем самым было подчеркнуто особое значение теоретических и методологических разработок Д.Н. Узнадзе для построения советской психологии. [1; c. 56-57]….

19 стр., 9407 слов

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...

... 18. Основные направления изучения малых групп в социальной психологии. Основные направления изучения малых групп в социальной психологии. Морено. Напряжения и конфликты в группе вызваны ... nbsp; Традиционные методы социологии, вкл. Стат анализ. 17. Понятие «малая группа» в социальной психологии. Классификации малых групп. Малая группа – ограниченная совокупность непосредственно («здесь и ...

Заключение

Таким образом, в настоящее время в Грузии есть все условия для того, чтобы психологические исследования приобрели еще больший размах. Существует сильное ведущее научное учреждение — Институт психологии АН ГССР, который носит имя его основателя — Д.Н. Узнадзе. В 1950—1984 гг. институт возглавлял вице-президент АН ГССР академик А.С. Прангишвили. С 1984 г. институтом руководит проф. Ш.А. Надирашвили. Сегодня в институте плодотворно трудится более 160 сотрудников. Это сильный коллектив, способный решать серьезные задачи.

Заметно расширилось отделение психологии на факультете философии и психологии Тбилисского государственного университета. Здесь функционируют четыре кафедры — общей, инженерной, социальной и педагогической психологии. Кафедры психологии работают во многих пединститутах республики (Тбилисские пединститут им. Пушкина, пединститут иностранных языков, институт физкультуры, Кутаисский, Сухумский, Батумский, Цхинвальский, Телавский пединституты).

Наряду с фундаментальными проблемами психологи Грузии решают и прикладные. Применение психологического знания в общественной практике — важная научная задача. В этом направлении успешно работает коллектив психологов Тбилисского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики; соответствующая ориентация наметилась и в исследованиях Института психологии АН ГССР. Все больше психологов-практиков работают непосредственно на производстве, в учреждениях, в школах, в клиниках. Ведется интенсивный поиск организационной структуры психологической службы, налаживание которой для психологов республики является важнейшей практической задачей.

Психологическая наука в Грузинской ССР, как можно видеть, достигла определенных успехов, например в деле установления закономерностей психической активности человека. Однако эти достижения психологии не в полной мере отвечают тем требованиям, которые предъявляются в настоящее время психологической науке.

Все еще остаются недостаточно изученными закономерности человеческих взаимоотношений, взаимодействия и социальной активности. Изучение их крайне необходимо для дальнейшей разработки фундаментальных вопросов и в особенности для решения психологических проблем социальных процессов.

Кроме этого психологической наукой все еще не установлены прочные связи с педагогикой, психофизиологией и философскими дисциплинами, изучающими проблемы ценностей, данные которых необходимы психологии для решения теоретических и практических задач.

Основным недостатком науки остается слабая связь с практикой. Несмотря на то, что за последние годы развернулась интенсивная работа в направлении изучения и решения психологических проблем, стоящих перед школой, медицинскими учреждениями и производством, наша работа еще не достигла уровня, позволяющего психологии стать наукой, данные которой с необходимостью должны быть использованы работающим в этом направлении персоналом.

Литература

1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.- 1977. — 146 с.

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...

... мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время. Этапы развития психологии Развитие психологии в период античности Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до ... ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков ...

2. Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. Вып. 1. Социально-психологический портрет инженера.- М.: Педагогика, 1974.- 125 с.

3. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты.- М: Педагогика, 1984.- С. 180-187.

4. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.- 254 с.

5. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки. Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1974.- 212 с.

6. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты.- М.- 1975. — 326 с.

7. Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. — Л., 1979.- 384 с..

8. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х годов / Отв. ред. Ю.М. Левада. — М., 1993. – 192 с.

9. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Психологические исследования. – М, 1966. — 158. с.

10. Шихирев П.Н. Исследование социальной установки в США // Вопросы философии. — 1974.- №2. – С. 47-51.