Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.
Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является отличительной чертой современных концепций социализации личности: педагогическая концепция холистической (целостной) школы (Германия), концепция интегрированного развития компетентности (Швеция, США), концепция социального воспитания — «Школа—микрорайон» (Россия) и др. В большинстве современных концепций школа представляется как открытая гуманная система.
Открытая школа имеет многофункциональный характер, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время.
В открытой школе преобладают тенденции к расширению и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И главное — в открытой школе, центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления человеческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития-ребенка:.
В структуре открытой школы появляются новые воспитатели -«‘социальные педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи,
выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью к обществом.
Разработаны многочисленные варианты открытой школы, для которой главными являются повышение педагогической грамотности и культуры родителей с использованием возможностей социума, организация общественно полезной и культурно-досуговой совместной деятельности детей и родителей с включением в эти процессы общественных формирований.
Деятельность открытой гуманной школы строится на следующих принципах: обогащение детства; отсутствие всякого насилия и давления на ребенка (никакой селекции, количественных оценок, стрессовых ситуаций); партнерство, демократический стиль человеческих отношений; свобода выбора детей; бесконфликтность отношений между учителем и учащимися; оптимистический настрой, радость, терпимость, взаимопомощь; тесные контакты с родителями и социальной средой, самоуправление учащихся, самовоспитание, воспитание в духе общности и социальной ответственности; большой набор программ по профориентации и социальной адаптации и т.д.
Школа человеческих отношений Мэри Паркет
... касалась построения структуры организации и управления работниками. Основные недостатки классической школы было отношение к человеку. В определенной степени это было связано с тем, ... демократизации власти. Посредством кооперации через коллектив можно избежать толпы. 10 Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджеров рассматривать каждую промышленную организацию как ...
В этой связи представляет несомненный интерес проект «целостной школы», разработанный немецкими педагогами. Приоритетная задача состоит в том, чтобы внести существенные изменения в повседневную жизнь школы, гуманизировать ее среду и весь учебно-воспитательный процесс. Школа должна стать местом радости для детей, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Весь ее духовный и социальный климат должен создавать условия для самореализации личности, формировать се готовность в будущем способствовать созданию свободолюбивого и демократического общества, упрочнению мира и экологической защиты планеты.
В качестве главной цели концепция «целостной школы» предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.
Конкретные образовательные задачи включают в себя: наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления, вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженной в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие спортивных, ремесленных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутверждающей социальной открытости, ответственности и готовности к участию в создании свободного демократического строя; подготовку к жизни в гармонии с природой, развитие активности, самодеятельности в проведении разумного досуга и т.д. Особо подчеркивается, что залогом успеха при реализации указанных задач является культивирование в школе духа творчества, стабильности порядка, внутреннего покоя для учащихся. Без этого даже самые лучшие методы будут ограничены в своем воздействии.
В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения, Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целостность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях, и благодаря этому личность будет лучше подготовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.
По мнению сторонников «целостной школы», ликвидация страха, агрессивного настроя, возможность свободного умственного развития являются ключом к тому, чтобы преодолеть существующие в обычных школах противоречия между целевыми установками, ориентированными на высокое качество обучения, и потребностью сделать школу для детей более гуманной и привлекательной. Школа, где через развитие креативности без особого напряжения улучшается учеба, даст детям радость переживания успеха, что, в свою очередь, стимулирует развитие творчества и повышение качеств знаний. В результате учебно-воспитательный процесс приобретает гуманный характер, облегчает всем учащимся индивидуализированные занятия при сохранении целостных взаимосвязей в учебном материале. Что касается содержания образования, то «целостная школа» не отказывается от государственных рекомендаций в этом отношении, но ставит свои особые акценты. Она хочет предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки, также ремесленно-техническую).
Оценка социально-личностного развития дошкольников
... В Проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ... психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача ... Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. ...
В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающаяся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, экологические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества и т.д. К числу организационных форм учебного процесса и методов обучения авторы относят проектное обучение как наиболее отвечающее принципу целостности, интегрированные школьные дисциплины, дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их индивидуальными потребностями, сочетание активности и отдыха и другие методы, стимулирующие жажду познаний и переживание успеха.
Большая роль в реализации проекта отводится учителю. От него требуются такие качества, как профессиональное мастерство, разносторонние способности, любовь к своему делу и детям, педагогический такт, терпение и многое другое. В функции педагога входит также умение конструктивно организовать школьную жизнь и внешкольную деятельность, партнерство в школе, классе, на организацию школьной жизни с учетом традиций различных культур через такие формы работы, как проведение праздников, торжеств, поездок, совместную творческую деятельность.
Прообразами открытых школ за рубежом стали общинные школы, которые возникли в Англии й США еще в 20-е годы нашего столетия и использовались для самореализации и выражения интересов социально незащищенных слоев населения.
К общим признакам общинной школы можно отнести следующие: взаимную поддержку отношений между школой и общиной; распределение между ними средств; вовлечение членов общины в принятие решений и управление школой и другие признаки.
Российская концепция социального воспитания «Школа — микрорайон» (В.Г. Бочарова) реализуется в различных видах школ-комплексов и территориальных социально-педагогических и культурных центров.
Территориально-интегрированной моделью социального воспитания личности, основанной на принципе открытой системы, являются социально-педагогические центры (СПЦ).
Социально-педагогический центр — структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.
Сектор работы в школе Сектор работы в микросреде
-Центр организации познавательной деятельности — Социально – развивающий центр «Досуг»
Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...
... М.: МГУ, 2005. 3.Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологическийклимат коллектива и личность – М.: Мысль, 1983. 4.Волков И. П. Психология ... 5.Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987. 6.Гришина Н. В. Социально-психологическиеконфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социальнопсихологические проблемы производственного коллектива / канд. ...
-Центр организации спортивно – оздоровительной — Медико – психолого – юридическая
работы консультация семьи и детства
-Центр психолого – педагогической — Социально – педагогический центр «Семья»
анимации при телефоне доверия — Медико – психологический центр
-Центр социальной педагогики «Здоровье»
Система деятельностей
Система дифференцированного обучения
Система личностно – ориентированного социального воспитания
Система развития творческой одаренности в досуговой деятельности
Система поддержки молодежных инициатив
Система поддержки психофизического здоровья детей
Система защиты и социально – педагогической поддержки группы риска
Система коррекционно – развивающей работы с детьми с особыми нуждами
Система социально – педагогической помощи семье
Система реабилитационной работы с проблемными семьями
Система социально – педагогической диагностики и мониторинга
Задачи СПЦ:
- создание условий для социального воспитания и развития детей в досугово-творческой деятельности по месту проживания семей;
- создание комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме;
- помощь семье в индивидуальном развитии и становлении детской одаренности:
- коррекционная работа с семьями группы риска семьями с проблемными детьми;
- социально-педагогическая поддержка детей со специфическими нуждами (сирот, инвалидов, детей с ослабленным физическим или психическим здоровьем и др.)-
- межведомственная интеграция специалистов различных учреждений на базе СПЦ (врачей, юристов, тренеров, организаторов технического, художественного, «музыкального творчества, культурно-досуговой деятельности, психотерапевтов, психологов, педагогов и др>) для оказания различных видов помощи семье и ребенку;
- вариативно-деятельностиый подход к осуществлению индивидуального, группового и коллективного воспитания учащихся в условиях школы и ближайшей микросреды с целью успешного становления творческой индивидуальности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности и комфортного общения в группе;
— методическая помощь педагогам, семье, отдельному ребенку в отборе средств жизненного самоопределения личности, успешной самоорганизации ее деятельности и взаимодействия с людьми.
По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения {И.Н. Закатова, 1996)* При этом комплекс не должен быть простым соединением составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющей свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный микроклимат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
О социально-педагогической работе с детьми
... уровень решения проблемы, к созданию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового ... деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания ... практике тезиса «школа - центр микрорайона» привело к «замыканию» на школе многих вопросов социально-педагогической работы ...
Социально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи «Школа—центр воспитательной работы в микрорайоне». Основной смысл объединения школы с семьей, общественностью, объектами культурного и воспитательного окружения состоит в использовании воспитательного потенциала социума путем его максимальной педагогизации.
Социально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» предполагает непрерывную, педагогически це- лссообразную организацию учебного воспитательного .процесса:
а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, общественные воспитатели);
б) и различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);
в) в условиях конкретной социально-экономической и социокультурной обстановки;
г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения — в школу воспитания;
- построение человскоориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку, партнерских отношенийс родителями;
- социальное равенство детей в получении образования, отсутствие личностной сегрегации или селекции;
- педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и семьи, создания единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;
- адаптирующая педагогика, обеспечивающая совместимость детского сада, семьи и школы, их взаимодействие и сотрудничество.
Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:
- Содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ со стороны детей и родителей.
- Система воспитательной работы, делающая родителей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка.
- Школьная социально-педагогическая служба, которая осуществляет социальную заботу о семье и социально-педагогическую поддержку и психологическое сопровождение растущей личности.
Удовлетворение интересов и социального заказа па содержание образования осуществляется на основе ежегодною социально-педагогического и психологического исследования, в котором принимают участие все дети и родители первоклассников. В дальнейшем скрининговые исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь па полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая культура. Направления объединяются в образовательные комплексы, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высокая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.
Модель функционирования социально-психологической службы вуза ...
... пространства – социально-психологическая служба вуза. Для эффективного построения социально-психологической службы вуза необходимо учитывать насколько данная служба будет ... попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 ... среды, в которой самоопределяется и развивается личность студента. Принцип развития позволил установить взаимосвязь между ...
Комплектование отделений происходит при наборе детей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного характера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивидуальные учебные планы и т.п.).
Воспитание в комплексе рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ паук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.
В сфере внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочисленные кружки, секции, студии. В деятельности воспитательных центров педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды (РВО), объединяемые для совместной творческой деятельности на добровольной основе. Дети и подростки могут не только удовлетворять разнообразные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях.
Содержание воспитательной работы задается программой воспитания, в которой заложены последовательность и акценты формирования личностных качеств ребенка на основе возрастного подхода. Программа служит рекомендацией не только для педагогов, но и для родителей.
Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел: «Истина», «Красота», «Добро», «Интеллект». В структуру воспитательной работы комплекса входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в которых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных лет, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социумом.
Социально-педагогическая служба школы-комплекса имеет четыре подструктуры:
- территориальная социально-педагогическая служба, которую осуществляют социальные педагоги;
- внутришкольная служба социальной заботы, которую осуществляют классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы;
- психологическая служба, функционирующая под руководством педагога-психолога;
- медико-валеологическая служба, отслеживающая состояние здоровья учащихся и педагогов и обеспечивающая формирование культуры здоровья школьного коллектива в лице школьного медперсонала, учителей физического воспитания, валеологов.
Территориальная СП служба является открытой системой, ориентированной на внешкольную среду, в первую очередь на родителей. Осуществляющие ее социальные педагоги выполняют роль связующего звена между профессиональными воспитателями и семьей. Они организуют и создают условия для разумного проведении досуга детей и подростков, выявляют и защищают их интересы, предупреждают и разрешают трудности и конфликты, оказывают поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве.
Под руководством социального педагога создаются и работают разновозрастные объединения детей, подростков и их родителей по месту жительства — это коллективы из дкух-трех семей, объединенных местом проживании, общими интересами и делами. Часть творческих объединений учащихся могут работать на базе имеющихся на территории культурно-образовательных учреждений, предприятий, самой школы или в специальном территориальном социально-педагогическом центре. Центр выступает организатором всех массовых культурно-воспитательных мероприятий, которые проводятся в микрорайоне школы. Данные исследования социалыю-педагогических особенностей микрорайона, проводимого социальным педагогом, не только составляют диагностическую основу его собственной деятельности, но и помогают другим педагогам комплекса получать полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении детей в семье, зонах опасных контактов и оперативно использовать ос в работе.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ
... социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей ... сторону отношений родителей к детям. Спецификой деятельности специалистов ЦСВ является работа с самыми тяжелыми семьями, имеющими детей, пока еще не вся ...
Социальная забота классных руководителей о детях осуществляется в рамках специальных программ социальной адаптации: «Здоровье и физическое развитие», «Трудный подросток», «Семья и дети».
Психологическая служба комплекса осуществляет психологическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса, разрабатывает психологические критерии его эффективности, отслеживает динамику личностного и психического развития учащихся, выявляет интересы, способности и психологические проблемы учащихся, проводит коррекционно-развивающую работу с девиантны-ми детьми, оказывает психотерапевтическую помощь педагогам и учащимся в кризисных ситуациях.
Медико-валеологаческая служба организует отслеживание и корректирование здоровья и физического развитая детей, следит за санитарно-гигиеническими условиями обучения, дифференцирует занятия физической культурой по группам здоровья, проводит профилактические мероприятия, разрабатывает рекомендации для родителей по организации физического воспитания и сохранению здоровья детей в семье, формирует культуру здорового образа жизни.
В целом социально-педагогическая служба комплекса создаст благоприятный этический климат заботы о ребенке, который способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех субъектов воспитания.
Ежегодно социально-педагогическая служба проводит конференции родителей, общественности и1 жителей микрорайона, на которых выбирается попечительский совет комплекса и обсуждаются общие задачи воспитания молодежи.
Социально-педагогическая служба школы как открытой воспитательной системы ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды в духовном возрождении и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используются воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на активное сотрудничество школьной администрации, педагогов, учеников, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной
и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.
Принципами деятельности социально-педагогической службы являются:
«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»
... Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера ... самые большие неприятности ждут родителе........ Литература 1. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Беличева С. А. ...
- Личностный поход к ребенку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
- Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
- Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
4. Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов, помощи ребенку.
5. Неразглашение информации о ребенке и его семье. Основными функциями социально-педагогической службы комплекса являются:
- диагностическая — изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодежных объединений; степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи и семейного воспитания; специфика соседской общины; позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков;
- прогностическая — составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации развития, группы и личности;
- консультативная — разработка советов, рекомендаций и коррекционно-развивающих методов и создание условий для их реализации;
- защитная — обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков; представление интересов детей в различных инстанциях (,суд, прокуратура и т.д.);
: — опекунская — организация питания, медицинского обслуживания, коррекционно-компепсаторпой работы с учащимися группы риска; продление времени пребывания ребенка в школе, опека нуждающихся различными видами материальной, медико-психологической и педагогической помощи;
— организаторская — организация социально значимой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде; включение семьи и общественности в воспитательный процесс; построение системы демократических отношений детей и взрослых.
Воспитательная среда охватывает не только школу. Воспитание, по справедливому замечанию А.С. Макаренко, ведется на каждом квадратном метре земли. Средовые влияния как позитивного, так и негативного характера, как целенаправленные, так и стихийные являются факторами социализации личности. Только открытая школа, которую со средой связывает прежде всего социальный педагог, способна полноценно осуществлять социальное воспитание.