Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

Содержание.

Введение. 2

Глава I. Психологические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной и зарубежной литературе 6

1.1. Авторские подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения личности 6

1.2. Мотивы деятельности и профессиональное самоопределение 11

1.3. Характеристика профессионального самоопределения с учётом особенностей юношеского возраста 18

Выводы по I главе. 27

Глава II. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 29

2.1. Методы и процедура исследования 29

2.2. Анализ результатов исследования. 33

Выводы по II главе 44

Заключение. 46

Литература. 49

Приложения. 54

Введение.

Актуальность. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.

В практике работы школьного психолога со старшеклассниками на первом плане зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения старшеклассника.

Чтобы решить эти задачи, необходимо знать о требованиях профессий к человеку, о возможностях самого человека, в том числе и психологических, а также уметь определять эти возможности, осуществлять целесообразное психологическое воздействие для усиления мотивации или мотивационной переориентации подростка.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... как они требуют решения. Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформациям личности, снижающим продуктивность ... населенном пункте, этой школе, коллективе учителей, классе молодой учитель может попасть в ситуацию затянувшейся ... предмете деятельности, отношением администрации к учителям – стремлением (или отсутствием такового) создать оптимальные условия для труда и ...

Педагог должен помочь получить необходимые сведения о профессиональных консультациях, о рынке труда, вакансиях, определить перспективные направления развития рынка, помочь в выборе форм обучения, профессиональной подготовки, оказать психологическую поддержку в процессе обучения, способствовать трудоустройству и т.д.

Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Противоречие: не смотря на то, что вопрос профессионального самоопределения достаточно хорошо изучен в литературе, но старшеклассники-выпускники слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений, кроме этого в школе педагогами недостаточно проводится работа по профессиональному самоопределению. Это и определило проблему данного исследования: поиск оптимальных условий, методов и форм работы, способствующих успешному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Объект исследования – субъективные факторы, являющиеся значимыми для профессионального самоопределения.

Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровень зрелости мотивационной сферы школьников связан с особенностями выбора профессии.

Исходя из вышесказанного, можно определить цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.

Из поставленной цели вытекают следующие теоретические задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения;

2. Выделить психологические особенности в юношеском возрасте;

3. Изучить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Эмпирические задачи:

1. Определить количество школьников, выбравших на момент опроса будущую профессию, специальность, род деятельности и не определившихся в своих планах.

2. Выявить основу профнамерений и профпланов (личностный выбор, выбор под влиянием внешних факторов).

3. Определить уровень сформированности мотивационной сферы.

4. Определить профессиональные направленности школьников.

5. Статистически доказать связь между уровнем сформированности мотивационной сферы и профессиональным самоопределением.

Методы исследования:

• Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы),

7 стр., 3140 слов

Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов

... новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Особенности эмоционального развития : · ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; · изменяется роль эмоций в ... особая связь младенца с матерью. Этот контакт служит исходным пунктом осознания собственной личности. Это подтверждается 2 факторами: 1. Младенец не может выделить из окружающего мира ...

• Эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение).

В работе были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Дифференциально- диагностический опросник. (ДДО) (Е.А.Климов)

2. Методика «Карта интересов»

3. Методика «Индивидуальная Саморегуляция школьников» (ИСШ).

Методологической основой явилась концепция самоопределения личности, отражённая в трудах отечественных и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса.

Теоретическими основами исследования явились труды отечественных авторов: Выготского Л.С. [14], Божович Л.И.[9], Кон И.С. [32], Головахи Е.И. [16], Крякжде С.П. [36], Климова Е.А. [26].

Теоретическая значимость: обобщены подходы к проблеме профессионального самоопределения личности в трудах отечественных и зарубежных авторов, раскрыты психологические особенности юношеского возраста и определенны мотивы деятельности связанные с выбором профессии

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Разработанная профориентационная программа может использоваться во всех общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах.

Опытно-экспериментальная база: исследование было проведено на базе общеобразовательной основной школы №6 города Арзамаса, в состав испытуемых вошли учащиеся 10 класса, в количестве 25 человек.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения……..

Литература.

1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.

2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.

4. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.

5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.

7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.

8. Большая советская энциклопедия, 1975

9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.

10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.

11. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995.

12. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.

13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1993

14. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.

15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996.

16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.

17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 1999.

18. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1980.

19. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988

9 стр., 4089 слов

Тема: Психологические основы классификации профессий

... профессиональных умений, тренинг; · содействие профессиональной социализации (адаптации) личности; · социально-психологические проблемы в трудовом поведении; · варианты профессиональных карьер в разных профессиях; · профессиональная демография, профессиональная мобильность информация о профессии ... ее системообразующего фактора. Эмпирическое изучение профессий в психологии труда, начатое в 1920-1930- ...

20. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: 1987 г

21. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

22. Згурский В.С. Человек и профессия.- М.: Знание, 1982.

23. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.

24. Канторович Н.Е. О профессиональной ориентации школьников. — М. 1996.

25. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 1991.

26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

27. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

28. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. -М.: Знание, 1983.

29. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1981

30. Карцев И.Н. Ищи свою профессию.- М.: Молодая гвардия, 1973.

31. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

32. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

33. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.

34. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под. Ред. Г.С. Никифорова. -Спб: СпбУ, 1991.

35. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.

37. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. -М.: МГУ, 2000.

38. Кухарчук А.М. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: -Автореф.канд.дис. Минск,1973. 23с.

39. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

40. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

41. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.

42. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. -М.: МПСИ, 1996.

43. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

44. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003.

45. Никифоров Г.С., Зимичев А.М. Психология профессиональной подготовки. — С-П.: изд-во С-П ун-та, 1993.

46. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 1996,стр.198-220.

47. Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии, 1992, 1,2 с.52-59.

48. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.

49. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. — М., 1994.

50. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Москва, 1984 .

51. Подготовка школьников к выбору профессии /Под ред. А.А.Бардиковой. -М., 1996, стр.153-154.

52. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В.)-М.1993.

53. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

54. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.

4 стр., 1563 слов

Соотнесение индивидуальных особенностей с требованиями, которые ...

... и неуспешности профессиональной деятельности Проведя данную работу, можно выделить плюсы и минусы моих личностных особенностей, в соответствии с требованиями профессии педагога. Необходимо ... широкая эрудиция, высокоразвитый интеллект; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей; педагогическая интуиция. Без ...

55. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. Учебно-методическое пособие МГУ.,1991.

56. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. -Воронеж ,1996, стр.38-63.

57. Психология профессиональной подготовки. — М., 1993.

58. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.

59. Пфейфер Е.В. О влиянии родителей на профессиональную ориентацию детей. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Алма-Ата.1989, стр.22-24, 50-56.

60. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Перизд. «ВЕК», 1997.

61. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.

62. Смирнова Е.В. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176с.

63. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

64. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988

65. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.

66. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.

67. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. — Киев, 1992.

68. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

69. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

70. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

71. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Периодизация психосоциального развития, М.,1998.

72. Энциклопедия профессионального образования. В Зт. /Рук. авт. колл., науч, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999