32 Методики изучения эмоций

Вопрос № 32 Методики изучения эмоций

Несмотря на большой интерес к эмоциям, методов их изучения сравнительно мало. Если речь идет о простейших биолог эмоциях или аффектах, связанных с деятельностью организма, то при их изучении нередко используются ………………………………………………. с помощью которых регистрируются и изучаются органические процессы, сопровождающие эмоции.

Аффекты, имеющие ярковыраженную экспрессию, изучают с помощью фотографии лица, выражающего различные эмоциональные переживания ч-ка.

Кроме этого, имеется несколько теорий эмоций. В исследованиях, которые исходят из них, применяются свои методы изучения эмоций, направленные на проверку и подкрепление соответствующих теорий.

Кроме того, теория Джеймса-Ланге проверялась с помощью методов изучения реакции внутренних органов на эмоциогенные стимулы.

Таламическая и активационная теория эмоц исследовалалсь с помщью методов, регистрирующих работу таламуса и ретикулярной формации и др.

«САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ.» (САН) Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность).

Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:

работоспособный     3210123     разбитый

напряженный            3210123     расслабленный

медлительный           3210123     быстрый

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... чего возникнет задача их контроля. Позже - и задача подавления недопустимых эмоций. Когда эмоции раскочегарены, контроль эмоций является уже задачей их подавления. Главное не нужно путать подавление ... сдерживания, одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Важный шаг – научиться ...

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение — могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).

Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

 Инструкция:

 «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний», разработанная В.А.Жмуровым, позволяет выявить следующие формы психических состояний:

a. Апатия — состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему. Это тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врождённых эмоциональных программ;

b. Гипотимия — аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать;

c. Дисфория — мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями;

d. Растерянность — острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека;

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория Викторовна (Родилась 12 апреля 1996г. в полной семье) – вдумчивая, разносторонне развитая девочка с хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается восточными танцами. Проявляет инициативу и первая идет ...

e. Тревога — неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения (внутри всё сжалось в комок, натянулось как струна и т.д.);

f. Страх — разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на всё в окружении. Выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу.

Методика «Самооценка эмоционального состояния» разработана американскими психологами А.Уэссманом и Д.Риксом и предназначена для выявления эмоционального состояния человека в данный момент времени на основе анализа самоощущений.

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Довольно простым опросником для самооценки эмоциональ­ных состояний является методика, разработанная американски­ми психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае, при­водится ее сокращенный вариант).

Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе. Испытуемому дается и инструкция: «Выбе­рите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей стро­ке для ответов».

Измеряются следующие показатели:

П (показатель).

1— С (самооценка) «Спокойствие—тревож­ность» (индивидуальная самооценка — И1 —равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогич­но получаются индивидуальные значения по показателям П2Д13, П4);

ГО — С «Энергичность — усталость»;

ПЗ — С «Приподнятость — подавленность»;

П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощ­ности»;

П5 — С — суммарная (по четырем шкалам) оценка состоя­ния: И5 = И1+ И2 + ИЗ + И4, где И1, И2, ИЗ, И4 — индивидуаль­ные значения по соответствующим шкалам

«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.

Диагностика эмоц. сферы взрослого человека осущест-ся как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проективных методов, таких как тесты Люшера, «Несущест. животное» и др.

Методики:

1. Опросник САН – предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испыт-го просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актулизазии той или иной характеристики своего состояния. Обработка:при подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса –в 7б. Полюса шкал всегда меняются, но положительные состояния всегда получают высокие б, а отрицательные-низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность и настроение) и подчитываются количество баллов по каждой из них. Полученные рез-ты по каждой категории делятся на 10. Сред. балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4б., говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4-х свид-т об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5б.

2.Шкала самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер) Она позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Включает в себя инстр-ию и 40 вопросов-суждений, 20-для оценки ур.ситуативной тревожности (СТ) и 20-для оценки ур. личностной тревожности (ЛТ).

Инстр. Прочитайте внимательно предложения. Зачеркните цифру в соотв-щей графе справа, в зачисимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом не задумывайтесь.( Для оценки Ситуативной тревожности !)

Инструкция для оценки ЛТ … как вы себя чувствуете обычно.

Напр., бланк СТ

Суждения

Нет,это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

Я спокоен

1

2

3

4

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

Суждения для ЛТ: у меня бывает приподнятое настроение -1 2 3 4;я бываю раздражительным – 1 2 3 4 и т.д. (везде по 20 суждений).

Исследования может проводиться как индивидуально, так и в группе. Подсчитывается сумма баллов в соответствии с ключом. Низкая-до 30б, умеренная-31-44балла,высокая-45 и более.

3. Методика самооценки психических состояний по Г.Айзенку

Инст:Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это сотояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла, подходит, но не очень -1 балл, не подходит -0 б.

Дается список из 40 психических состояниях: напр., часто краснею из-за пустяков, не чувствую в себе уверенность, мой сон беспокоен, пугают трудности и т.д. Затеи подсчитывается сумма баллов по 4 группам вопросов: 1.тревожность (1-10); 2.фрустрации (11-20); 3.агрессивность (21-30); 4.ригидность (31-40).

2