ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине «Социальная психология личности»

для специальности 030301.65 «Психология»

 

Курск

 

УДК 316.6 (075) ББК 88.52 я 73  
Печатается по решению учебно-методического совета Курского института социального образования (филиала) РГСУ  

 

 

Автор-составитель: Ворсина О.Я., старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

 

 

Методические рекомендации по подготовке и выполнению курсовых работ по дисциплине «Социальная психология личности» для специальности 030301.65 – «Психология» / авт.-сост. Ворсина О.Я., Курский ин-т социального образования (филиал) РГСУ. — Курск: ООО «Учитель». – Курск, 2012. — 44 с.

 

 

Пособие предназначено для подготовки к выполнению курсовых работ по дисциплине «Социальная психология личности». В нем рассматривается структура курсовой работы и основные требования к ее выполнению.

Пособие предназначено доя подготовки к выполнению курсовых работ по психологическим дисциплинам. В нем рассматривается структура курса работы и основные

 

 

© Ворсина О.Я.

© Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

2. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

2.1. Выбор темы исследования.

2.2. Структура курсовой работы.

2.3. Основная часть курсовой работы

3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Цели курсовой работы:

1 Углубить и расширить теоретические знания студента по социальной психологии личности;

2 Формировать навыки исследовательской работы: определение объекта, предмета исследования, постановка целей и задач, умения анализировать, обобщать, систематизировать материал и делать выводы;

3 Научить студента применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

На старших курсах курсовая работа, как правило, является этапом подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы.

В ходе выполнения курсовой работы студент должен:

1 посещать консультации научного руководителя;

2 регулярно отчитываться перед научным руководителем о выполнении этапов работы;

3 подтвердить актуальность темы

4 изложить современное состояние вопроса в виде обзора литературы;

5 особое внимание в соответствии со спецификой дисциплины отводится знанию основных методов сбора и анализа материала по теме:

6 собрать и проанализировать необходимый материал;

7 для обработки результатов экспериментального исследования использовать методы математической статистики (уметь осуществлять корреляционный анализ, правильно вбирать критерии анализа) и т.д.

8 грамотно оформить курсовую работу.

9 курсовая работа по социальной психологии личности;

является одним из видов самостоятельной работы и включает в себя целый ряд видов деятельности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Выполнение курсовых является высшей формой проявления творчества в области самостоятельной работы.

5 Выполнение студентами курсовых работ по социальной психологии личности;

в психологии предусматривается на четвертом курсе.

Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов начинается уже на первом курсе, когда в процессе лекций, практических и семинарских занятий, в рамках самостоятельной работы их внимание направляется на овладение научно-теоретическими умениями:

1 основы теоретического анализа социально-психологических вопросов,

2 разнообразные способы работы с научно-методической литературой,

3 ведение записей, тезисов и конспектов,

4 овладение культурой умственного труда и достаточным уровнем самостоятельной творческой активности.

Наряду с развитием научно-теоретических умений студенты первого — третьего курсов на семинарских и практических занятиях и в рамках самостоятельной работы по психологии, психологии личности и социальной психологии изучают конкретные научно-практические методики психологических исследований. Далее ставится новая задача — практически овладеть конкретными научно-исследовательскими методиками, апробировать их на практике.

При написании курсовой работы по социальной психологии личности сочетается теоретическое изложение изучаемых вопросов с использованием отдельных элементов самостоятельного пробного исследования. Студенты прошли ознакомительную и производственную практику, что позволяет им использовать материалы проведенных на практике исследований.

Темы курсовых работ можно найти в рабочей программе по предмету. Широкая тематика облегчает студентам выбор в соответствии с интере­сами каждого. Изучая научно-методическую литературу, они имеют возможность выделить различные стороны проблемы, осветить позиции разных авторов сопоставить их, выявить не решенные вопросы теорий и практики. Студент может предложить и свою тему курсовой работы.

Вся предшествующая самостоятельная работа формирует определенный угол зрения, научный подход к интересующей области социально-психологического знания, создает необходимые предпосылки к углубленному теоретическому анализу более узкого аспекта, изучаемой проблемы в рамках курсовой работы. Именно при ее написании студент делает первые шаги в освоении практики психологического исследования. На основе теоретического анализа он выявляет те вопросы, которые требуют решения, формулирует задачи собственного эксперимента, намечает адекватную методику реализации выдвинутых задач.

Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы у студента наряду с формированием научно-теоретических умений начинают складываться и научно-практические умения, которые в основном носят репродуктивный характер. Практическое овладение отдельными методиками психологических исследований способствует активному освоению и ориентировке в разнообразных научных методах, что создает основу для решения более сложных научно-исследовательских задач в дальнейшем (при написании дипломной работы).

Дальнейшее совершенствование приобретенных ранее навыков теоретического анализа сохраняет свою актуальность и при написании курсовой работы, но особое значение здесь приобретает задача овладения студентами умением вести самостоятельный научный поиск по определенной теме. Курсовая работа при этом приобретает теоретико-исследовательский и творческий характер, значение самостоятельного исследовательского компонента в ней существенно возрастает. Тематика курсовых работ становится более узкой, студент может всесторонне и углубленно изучать конкретную часть общей проблемы.

Своеобразие курсовой работы по данной дисциплине состоит в том, что она приобретает комплексный характер (общей психологии, социальной психологии, психологии личности), показателем которого является органическое единство теоретического анализа проблемы с практикой ее самостоятельного экспериментального изучения. Теоретический анализ проблемы в курсовой работе становится более глубоким, самостоятельным и освещает практическую направленность.

Студенту необходимо не только осветить степень рассмотрения данного вопроса в литературе, но и проанализировать различные направления в его изучении, дать по возможности самостоятельную оценку позиций отдельных авторов и имеющегося опыта в изучении данного вопроса, выявить перспективы дальнейшего изучения проблемы. Эрудиция, самостоятельность, целенаправленность и критичность анализа становятся основным показателем овладения студентами умением работать с литературой.

Исходя из теоретического анализа, студент, ставит цель и задачи экспериментальной работы и разрабатывает ее методику. Выдвижение рабочей гипотезы и установление зависимости между обозначенными переменными является наиболее трудным для студентов и успешно проводится лишь в незначительной части курсовых работ. Показателем высокого качества курсовой работы становится адекватность методики исследования поставленным задачам, а также комплексный характер методики — умение студента привлечь к исследованию совокупность различных методов, правильно определить выборку, позволяет получить более полную информацию об изучаемых фактах и явлениях.

Наличие элементов творческого поиска, самостоятельности являются показателями высокого уровня овладения студентами научно-исследовательскими умениями. В процессе написания курсовой работы у студентов формируется и ряд организационных умений:

1 планирование самостоятельной исследовательской деятельности и ее способов,

2 регулирование времени,

3 проведение эксперимента,

4 разработка программы исследования,

5 подготовка и оформление научного сообщения в виде тезисов, реферата, доклада,

6 выступление с сообщением перед аудиторией,

7 популяризация новейших достижений науки.

Результаты собранного и обработанного материала по теме курсовой работы, могут докладывать на студенческих конференциях. Традиционным является публичная защита курсовых работ. Дальнейшая разработка темы продолжается на пятом курсе в выпускной квалификационной работе, которая является высшей ступенью самостоятельной работы студентов.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

I. Тема курсовой работы должна:

— Иметь четкую формулировку и научное содержание;

— Отвечать требованиям к теоретической и практической подготовке специалиста;

— Учитывать направленность и проблематику современной науки, практическую направленность в общественной жизни;

— Предусматривать серьезное, глубокое экспериментально-психологическое исследование;

— Предусматривает разработку социально-психологической программы на темы, затрагивающие прикладной аспект проблематики.

II. Поиск литературы.

Изучение источников по теме должно быть достаточно широким. Нельзя ограничиваться сведениями, которые изложены в учебниках, необходимо изучать монографии и статьи, опубликованные в научных журналах, сборники диагностических методик. Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, сети Интернет.

III. Сбор материала и его обработка.

Сбор материала требует тщательности и проработанности. Совместно с руководителем работы уточняется цель исследования, задачи и методы, которые позволят достичь намеченной цели.

Исследование должно проводиться в комплексе: обязательное сочетание объективных и субъективных методов исследования. Студентам, в соответствии с целью исследования, необходимо использовать не менее 4-5 методик диагностического обследования (в зависимости от темы исследования).

Выборка должна состоять из 20-30 испытуемых (нижняя граница min).

В ходе сбора данных студент должен продемонстрировать глубокое знание методов и методик психодиагностического обследования.

В ходе обработки полученных данных студент должен продемонстрировать знания и умения при первичной обработке информации (обсчет по ключу, нахождение среднего арифметического (х).

Методики должны выбираться надежные и валидные, стандартизированные.

На заключительном этапе обработки результатов студент должен продемонстрировать умения проводить корреляционный анализ (формула Пирсона, Спирмена, Хи-квадрат); данные должны быть проинтерпретированы, подвергнуты развернутому качественному анализу, а так же рекомендуется апробация данных на практике.

Выводы содержат четкую формулировку полученных результатов обследования.

2.1. Выбор темы исследования.

Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов (приложение 1).

Конкретная тематика курсовых работ должна соответствовать задачам подготовки специалистов;

1 учитывать направления и проблематику современных психологических исследований;

2 приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

3 учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической теории и практики;

4 темы курсовых работ могут определяться разными способами.

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые до обучения в вузе имели опыт психологической деятельности или те, кто совмещает учебу и работу.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Самостоятельному выбору темы исследования способствуют:

1 просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

2 выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;

3 проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

4 ознакомление со специальной литературой и периодическими психологическими изданиями;

5 консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения основных этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

2.2. Курсовая работа имеет следующую структуру.

1. Ведение

2. Основной раздел

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения

6.Титульный лист.Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху — название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишется тема курсовой работы, ниже справа фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, еще ниже — фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу — год написания курсовой работы (приложение 2).

7.В оглавлениипоследовательно излагаются названия пунктов и подпунктов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф работы.

8. Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, характеризуются проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2-3 страниц печатного текста.

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1 При выявлении проблемы исследования: что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

2 При выборе темыисследования: отражена ли проблема исследования в его названии?

3 При обосновании актуальности:почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?

4 При определении объекта исследования: что будет исследоваться?

5 При определении предмета исследования, какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?

6 При формулировке целиисследования, какой результат исследования вы намерены получить?

7 При определении задачисследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленную цель?

8 При выдвижении гипотезы исследования, каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?

9 При выдвижении положений,подлежащих публичной защите: что неочевидно в объекте и предмете исследования, что в нем есть такого, чего не замечают другие?

Поскольку цель курсовой работы — лишь первоначальное приобщение студентов к психологическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза).

Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации научного руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнения на его основе дипломной работы, следует более подробно проработать все компоненты научного аппарата исследования.

2.3. Основная часть курсовой работы

4. Основная частькурсовой работы раскрывает содержание нескольких пунктов плана, здесь рассматриваются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, определяется позиция автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

В основном разделе дается всесторонняя качественная и количественная характеристика материала. Раздел иллюстрируется рисунками, таблицами, схемами, диаграммами и графиками. Они должны не только иллюстрировать основные положения работы, но и служить наглядным доказательством и обоснованиями для последующих заключений и выводов.

Работу, следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяют три источника библиографической информации:

1 Первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.);

2 Вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т. д.);

3 Третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.).

Тематические указатели статей, опубликованных в течение года, печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознако­миться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения.

1 Кто и где (какие исследователи, в каких научных учреждениях, центрах) уже работал и работает по теме исследования?

2 Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

3 В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д. Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в научном или методическом источнике: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т. д. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они могут быть представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что это или иное понятие в психологии, которое разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в широком и узком смыслах), должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Чтобы определить понятие, необходимо най­ти его толкование в разных источниках:

1 Энциклопедиях: общих (БСЭ, МСЭ и др.) и специальных (например, психологическом, философском и др.);

2 Толковых словарях: общих (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальных (например, психологическом, педагогическом, социологическом);

3 Оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и осмысливаются с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для написания обзора по теме исследования целесообразно использовать не менее 20 — 30 источников.

Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Дается подробная характеристика испытуемых, указывается их возраст и количество; описывается материал, использованный в опытной работе, образцы которого (если он представляет собой изображение предметов) даются в тексте или приложении. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи — краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений и т.д. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы:

1. Почему так получилось?

2. В чем причины?

3. Как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой результаты представлены в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была ранее сформулирована).

5. В заключенииподводятся итоги работы, формулируются основные выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

1. Зачем было предпринято исследование?

2. Что сделано?

3. К каким выводам пришел автор?

Заключение в курсовой работе содержит обсуждение полученных данных и выводы. Выводы должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать цели работы и поэтому не могут развивать идеи, не вытекающие полностью из ее материалов.

6. Список использованной литературысоставляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям произведений (при отсутствии фамилии автора).

В список включаются все использованные автором работы и литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.).

Даже если в тексте давалась ссылка на источник или цитаты не приводились, но автор пользовался какой-либо литературой, все это следует включить в список.

В списке применяется общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. В обязательном порядке при оформлении списка использованной литературы необходимо соблюдать требования действующего ГОСТа.

Образцы библиографического описания

в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003г.

Книга одного автора

Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб. пособие / Е.В. Андриенко ; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 264 с.

 

Книга двух авторов

Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

 

Книга трех авторов

Равич-Щербо, И.В. Психогенетика : учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко ; под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 447 с.

 

Книга четырех и более авторов

Физиология центральной нервной систе6мы : учеб. пособие / Т.В. Алейникова [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.

 

Книга без указания авторов

Психология и этика делового общения : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 326 с.

 

Отдельный том многотомного издания

Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Т.1. – 312 с.

Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Основы общей психологии. – 688 с.

 

Или

Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. Кн. 1. Основы общей психологии / Р.Н. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 688 с.

Конференции, материалы конференций

Социальное образование и воспитание современного специалиста на рубеже XX – XXI веков : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Курск,

3-4 нояб. 1999г.).

– Курск, 1999. – 329 с.

Воспитательный процесс в высшей школе России: межвузовская научн.- практ. конф. ( Новосибирск, 26-27 апр. 2001г.).

– Новосибирск: НГАВТ, 2001. – 157 с.

Диссертация

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII- XIV вв. : дис. … канд. ист. наук / И.В. Белозеров. – М., 2002. – 215 с.

Вишняков, И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в усло -виях неопределенности : автореф. дис. … канд. экон. наук / И.Л. Вишняков. – М., 2002. – 234 с.

 

Составная часть книги

(публикация, статья, доклад, повесть, глава, раздел, параграф, и т.п. )

Рогожин, П.В. Современные системы передачи информации / П.В. Рогожин // Компьютерная грамотность : сб. статей / сост. П.А. Павлов.– 2-е изд. – М., 2001. – С. 68-99.

Малый, А.И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А. И.Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О`Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7-26.

 

Статья из журнала

Локалова, Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков / Н.П. Локалова // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 40-52.

 

Статья из газеты

Потарская, Н. Он выводит меня из себя… / Н. Потарская // Курск. правда. – 2004. – 23 апр. – С. 3.

 

или

( если газета выходит 1 раз в неделю)

 

Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / О. Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан // Школьный психолог. – 2002. – № 18. – С. 12-13.

Электронный ресурс из Интернета

Иванов, В.Д. Феномен компьютеризации как социологическая проблема [Электронный ресурс] / В.Д. Иванов. – Режим доступа: http: //www. akdi.ru/ga /inform / 10-06/r10-06. htm.

 

Особое внимание следует уделить оформлению ссылок, которые необходимы в работе.

1.1 Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы.

Подстрочная библиографическая ссылка может содержать следующие элементы:

• заголовок.

·основное заглавие документа.

·общее обозначение материала:

• сведения, относящиеся к заглавию;

·сведения об ответственности;

·сведения об издании.

• выходные данные:

— сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ):

• сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа);

— сведения о серии;

-обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах):

• сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки;

·примечания;

·Международный стандартный номер.

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006.

С. 144—251.

17 История Российской книжной палаты. 1917—1935. М., 2006

или более подробно:

1Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – 2-е изд. – М. : Прос­пект, 2006. – С. 305.

3 Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В.И. Романова. – Ростов н/Д, 2006. – С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты. 1917—1935 / Р.А. Айгистов [и др.]. — М. : Рос. кн. папата, 2006. — 447 с.

1.2 В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библи­ографические сведения об объекте ссылки.

1.2.1 Для аналитических записей допускается, при наличии в тексте библиографических сведений о составной части, в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:

1 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – № 10. – С. 76 – 86.

Или, если о данной статье говорится в тексте документа:

2Вопр. философии. 1992. № 10. С. 76—86.

1.2.2 Для записей на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указы­вать только его электронный адрес

1Официальные периодические издания: электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL:http://www. nlr.ru/laivcenler/lzaVlndex.hliril (дата обращения: 18.01.2007)

или. если о данной публикации говорится в тексте документа:

3 URL:http://www.nlr.ru/laivcenler/lzaVlndex.hliril (дата обращения: 18.01. 2007).

Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру *URL* (Uniform Resource Locator — унинифицированный указатель ресурса),

1.3 При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела. части и т. п., или — для данной страницы документа.

2. Выноски, которые оформляются по тексту: [12, с.45].

Где первая цифра указывает на порядок упоминания источника по тексту(а не номер в списке литературы), вторая же цифра указывает на страницу, с которой позаимствована данная цитата. В конце работы составляется перечень всех выносок с подробным указанием всех данных источников( не путать со списком литературы!).

 

7. Приложения.Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу: «Приложение». Если приложений несколько, то указывается его порядковый номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

Каждая таблица должна иметь общий заголовок, номер, четкое обозначение строк и столбцов. В тексте дается разбор таблицы, в котором не повторяются приводимые в таблице показатели, а даются обобщения и заключения из ее материалов. Дается общая нумерация рис., диаграмм и отдельно – нумерация таблиц.

Студент выполняет курсовую работу самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей или работы в целом.

Руководитель курсовой работы:

· помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план оформления курсовой работы;

· консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом руководство кафедры;

· проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает: состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка.

Курсовая работа сдается студентом на кафедру, затем она сдается в архив по акту (срок хранения 5 лет).

Лучшие работы могут быть оставлены на кафедре в качестве образцов для студентов, представлены на конкурс студенческих научных работ.

2.4 Объем текста курсовой работыдолжен быть не менее 25-30 машинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке — 60 знаков (включая пробелы между словами и знаки препинания).

Следует соблюдать поля: слева — 3 см, справа — 1 см, сверху — 2,5 см, снизу — 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует использовать как излишне пространственных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», но при этом употребляются слова «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать такие выражения, как «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение практического опыта свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что…», «проведенные исследования подтвердили, что …» и т. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистиче­ская грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Особенность курсовой работы по психодиагностике состоит в том, что студенты пишут ее после прохождения 2-х видов практик: учебно-ознакомительной и производственной. В силу этого они способны сами провести диагностические исследования и интерпретировать результаты.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Взаимосвязь психологических особенностей руководителя и психологического климата группы.

2. Взаимосвязь самоотношения и социально-психологической адаптации личности.

3. Взаимосвязь уровня эмпатии и конформности личности.

4. Взаимосвязь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте.

5. Влияние уровня ответственности личности на социально-психологический статус в группе.

6. Зависимость успешной социализации от индивидуально-психологических характеристик личности.

7. Конфликты в деятельности работников органов внутренних дел и пути их преодоления.

8. Личностные детерминанты внутригрупповой конформности.

9. Социально-психологические особенности личности, предпочитаемой группой (социометрической звезды).

10. Личностный рост студентов-психологов.

11. Особенности половой социализации.

12. Особенности психологической культуры студентов и социальный интеллект.

13. Особенности свободы выбора у студентов различных специальностей.

14. Особенности социализации подростка.

15. Cоциально-психологические особенности личности, отвергаемой группой.

16. Половозрастные особенности социальных установок.

17. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.

18. Представления о счастье (культурно-исторический подход).

19. Проблема возрастной социализации человека.

20. Прогнозирование успешности научной деятельности начинающих ученых (студентов, магистров, соискателей, аспирантов).

21. Проявление национального характера в стереотипах.

22. Психологическая культура как фактор успешности профессионального становления и личностного взаимодействия студентов

23. Психологическая культура родителей как фактор здоровья и становления личности ребенка.

24. Психологические особенности студентов как фактор социально-психологической адаптации.

25. Психологическое здоровье как цель полноценного функционирования и развития личности.

26. Психология личностной зрелости.

27. Психология формирования религиозности личности.

28. Роль семьи в социализации личности.

29. Роль установки в межличностном общении.

30. Самосознание личности и проблема психологической защиты.

31. Система ценностей студента-психолога как личностный ресурс профессионального становления.

32. Социальная ответственность личности.

33. Социально-психологическая проблема ассертивности личности подростков.

34. Социально-психологические аспекты воспитания этически зрелой личности студента в образовательном процессе социального вуза.

35. Социально-психологические аспекты гендерных ролей в конфликтных ситуациях среди юношества.

36. Социально-психологические аспекты проблемы самосознания и адаптации личности.

37. Социально-психологические аспекты уверенного поведения личности.

38. Социально-психологические аспекты уровня рефлексивности личностной идентичности в профессиональной деятельности.

39. Социально-психологические особенности социализации личности ребенка.

40. Социально-психологические особенности успешного поведения личности.

41. Социально-психологические процессы в студенческих группах.

42. Социально-психологические теории личности.

43. Социально-психологическое влияние самооценки на уровень рефлексивности лидерских качеств в студенчестве.

44. Социально-психологическое влияние экспрессивного поведения на формирование профессионального имиджа психолога.

45. Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.

46. Специфика социальных установок личности зрелого возраста.

47. Специфика формирования профессиональной направленности у студентов разных специальностей.

48. Стили мышления как интеллектуальный ресурс личности

49. Условия актуализации творческого потенциала в преодолении трудных ситуаций.

50. Факторы дифференциации групповой сплоченности и ее координаты в формальных группах студентов.

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

ТемаПсихологические особенности взаимодействия личности

в конфликтном общении.

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия личности в конфликтном общении.

1.1.Понятие конфликта, его основные функции.

1.2.Структура конфликта и динамика его развития.

2. Стратегии взаимодействия в конфликте.

2.1. Рекомендации психологов для конструктивного разрешения конфликта.

3. Эмпирическое исследование психологических особенностей взаимодействия личности в конфликтном общении.

3.1 Организация и методы исследования.
3.2 Анализ результатов исследования.

3аключение.

Рекомендованный список литературы:

1.Бородкин, Ф.М Внимание: конфликт./Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк — Новосибирск,1989.с.11-40.

2.Вишнякова, Н.Ф. Конфликт — это творчество./Н.Ф.Вишнякова — Минск, 1996.С.226-241.

3.Гришина, H.M. Давайте договоримся./Н.М.Гришина — СПб.,1992.С18-34.

4.Гулевич, О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов/О.А. Гулевич //Психологический журнал.-2007-№2.-С.68-77.

5.Дэн, Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения
на работе и дома./Д.Дэн — СПб.,1994.С.36-61

6.Дмитриев, А.В. Введение в общую теорию конфликтов./А.В.Дмитриев — М.,
1993.Ч.1.с.7-23.

7.Зигерт, В. Руководить без конфликтов./В.Зигерт, Л.Ланг — М.,1990.с.193-203.

8.Коростылева, Н.Н. Социальная эволюция гендерного конфликтогенеза/Н.Н. Коростылева// Ученые записки РГСУ.-2005-№4.-С.36-43.

9.Корнелиус, Х. Выиграть может каждый. Как разрешать

конфликты./Х. Корнелиус, Ш. Фейр — М. ,1992.с. 33-44; 208-209.

10.Лебедева, М.М. Вам предстоят переговоры./М.М.Лебедева — М.,1993.с.16-34.

11.Леонтьев, М.Г. Особенности культуры как фактор разрешения межличностных конфликтов.: дис…канд.псих.наук /М.Г.Леонтьев.-М.:2009.

12.Майерс, Д.Социальная психология./Д. Майерс — СП б., 1997.
13.Психология: Словарь. М., 1990.с.174-175.

14.Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта/ / Теоретические и методологические проблемы
социальной психологии./Л.А.Петровская — М.,1977

15.Самоукина, Н.В. Игры, в которые играют /Н.В.Самоукина — Дубна,1997.С.68-70.
16.Скотт, Дж. Конфликты. Пути их преодоления/Дж.Скотт -Д. Киев,1991.
с.21-52;148-165.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.с.523-524.

18.Хачатурова, М.Р. Проявление склонности личности к конфликтному поведению// Психология сегодня :теория, образование и практика/ Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.В.Карпова.: М. — изд-во «Институт психологии РАН,2009,С.642-647.

 

Тема. Особенности развития личности в когнитивной психологии.

Введение

1.Теоретические аспекты проблемы развития личности.

1.1. Общая характеристика раннего детства.

2. Развитие когнитивных функций в раннем развитии личности.
2.1.Развитие речи.

2.2. Умственное развитие.

3. Экспериментально-психологическое исследование когнитивных функций ребенка.

3.1.Организация и методы исследования.

3.2. Анализ результатов исследования.

Заключение.

Рекомендованный список литературы:

1. Белянин, В.Л. Психолингвистика./В.Л.Белянин — М — 2004 г.

2. Величковский, Б.М. Когнитивная наука и современная психология /Б.М. Величковский//Психологический журнал.-2005-№5. С.79-85.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский — М. — 1999г.

4. Гаврикова, Э.О. Формирование антропонимии в детском речевом сознании./О.Э.Гаврикова — Тюмень, 2005 г.

5. Глозман, Ж.М., Кисельников, А.А.,Созинова, Е.В. Исследование механизмов речевой и моторной готовности. /Ж.М. Глозман, А.А. Кисельников, Е.В. Созинова//Вестник Московского университета.-2008-№1. С.49-59.

6. Ковшиков, В.А. Психолингвистика: теория речевой деятельности./В.А.Ковшиков – М.,2007 .

7. Ленкова, С.Н. Особенности когнитивно-личностного развития школьников в условиях дифференциального обучения.:дис…канд.псих.наук/С.Н. Ленкова.-СПб.

8. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики./А.А.Леонтьев — М., Академия — 2005 .

9. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. /А.Р.Лурия — М — 2002.

10. Лурия, А. Р. Речь и мышление. /А.Р.Лурия — М. — 1975.

11. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов./А.А.Люблинская — М.,Просвещение 1971 .

12. Морли, Т. Е. Развитие и нарушение речи у детей. /Т.Е.Морли — Лондон — 1992 13. Мухина, В. С. Детская психология: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. /В.С.Мухина — М.:Просвещение 1985г.

14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство./В.С.Мухина — М.: Академия 2000 г.

15. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы./Л.Ф.Обухова — М. — 1995

16. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка./Ж.Пиаже — М.,1999г.

17. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта./Ж.Пиаже — М.,Просвещение. 1969г.

18. Портнов, А.Н. Язык, мышление, сознание./А.Н.Портнов — Иваново, 1988.

19.Рожков,О.П. Особенности развития познавательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.: дис..канд.псих.наук /О.П. Рожков.-М.

20. Румянцева, И. М. Психология речи. /И.М.Румянцева — М., 2004 г.

21. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов ВУЗов//Е.О.Смирнова -М.:ВЛАДОС 2000 г.

22.Сергиенко, Е.А. От когнитивной психологии к психологии субъекта/ Е.А. Сергиенко//Психологический журнал.-2007 — №1. С.17-27.

23. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов./Г.А.Урунтаева — М.: Академия 1999 г.

24. Шопаваленко, И. В. Возрастная психология./И.В.Шоповаленко — М.: Гардарики 2004 г.

25. Эльконин, Д. Б.Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет./Д.Б.Эльконин — М.: Учпедгис, 1960 г.

ТемаСоциально-психологические черты экспрессивного поведения личности

Введение

1.Теоретические аспекты проблемы социально-психологических черт экспрессивного поведения личности.

1.1 Основные черты экспрессивного поведения личности.

1.2. Сущность экспрессивного поведения человека.

1.3. Характеристика экспрессии лица и взгляда человека.

2. Психологические особенности выразительных движений личности.

2.1.Характеристика выразительных движений.

2.2.Роль жестов в экспрессивном поведении личности.

2.3.Влияние экспрессивного поведения личности на формирование первого впечатления.

3. Экспериментально-психологическое исследование экспрессивного поведения личности.

3.1. Организация и методы исследования.

3.2. Анализ результатов исследования.

Заключение.

Рекомендованный список литературы:

1.Андреева, Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 363 с.

2.Андреева, Г.М. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии, 2006. — .№3. — с. 78-86.

3.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — 200 с.

4.Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.

5. Болдырев, А.О. Восприятие выражения целого и частично закрытого лица.: дис…канд.псих.наук./ А.О. Болдырев.-М.: 2006.

6.Волкова, А.И. Психология общения. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 с.

7.Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 230 с.

8. Демидов, А.А. Оценка индивидуально- психологических особенностей человека по выражению его лица в разных ситуациях восприятия.: дис..канд.псих.наук./А.А. Демидов.-М. 2009.

9.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. — М.: Норма, 2005. — 624 с.

10.Комиссарова, Л. Анализ агрессивности болельщиков: по итогам психологических исследований // Спорт в школе, 2006. — .№19. — с. 36-37.

11.Ломов, Б. Ф. Личность в системе общественных отношений / / Психологический журнал, 1981. -.№1.-c. 3-17.

12. Могалова, Ю.В. Самовыражение личности в телекоммуникации( на примере ведущих телевизионных передач прямого эфира).: дис…канд.псих.наук/ Ю.В. Могалова. — М.

13.Прохоров, А.М. Энциклопедический словарь. — М.: Энциклопедия, 2003. — 1600 с.

14.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — в 2-х т. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.

15.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. -713 с.

16.Рюкле, Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. — М.: Гардарики. — 180 с.

17. Социальная психологиях личности в вопросах и ответах. Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. — М.: Гардарики, 2000. — 397 с.

18.Ступин, С.С. Человек импровизирующий // Человек, 2008. — .№21. — с. 167-180.

Тема.Социально-психологические особенности манипулятивного общения.

Введение

1.Теоретические аспекты проблемы социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

1.1. Общая характеристика личности манипулятора.

1.2. Характеристика манипулятивного общения.

2. Психологические особенности манипулятивного общения.

2.1. Психологические особенности социальной власти.

2.2. Стратегии межличностного влияния.

3. Экспериментальное изучение личности манипулятора и манипулятивного общения.

3.1 Организация и методы исследования.

3.2. Анализ результатов исследования.

Заключение.

Рекомендованный список литературы:

1.Андреева,Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

2.Герасимова, И.А. Аргументация как методология убеждения / / Вопросы фи-

лософии, 2003. — №10. — с. 72-84.

3.Журавлёв, А.Л. Социальная психология. — М.: Форум: Инфра-М, 2008. — 416с.

4.Златин, П.А. Социальная психология. — М.: МГИУ, 2006. — 392 с.

5.Каменская, Е.Н. Социальная психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-
192 с.

6. Классическая социальная психология / Под ред. Рогова Е.И. — М.: «Март»,

2008. — 416 с.

7. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии, 2006. — №2. — с. 3-13.

8. Конкурина, И.Г., Бедненко, А.В. Манипулятивная установка в профессии менеджера/ И.Г. Конкурина, А.В. Бедненко// Вестник московского университета.-2006 — №3. С.46-58.

9.Лабунская, В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы.

Диагностика. Коррекция. — М.: «Академия», 2001. — 288 с.

10.Морозов, А.В. Социальная психология. — М.: Академический Проект, 2008. — 335с.
11.Нартова-Бачавер, С. Психология личности и межличностных отношений. —
М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 416 с.

12.Науменко,Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию / / Вопросы психологии, 2003. — №6. — с. 63-71.

13.Никитин, Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутвержде-
ния. — СПб.: «Алетейя», 2000. — 224 с.

14.Погожина, И.Н., Панкратова, А.А. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убедительность аргументации./ И.Н. Погожина, А.А. Панкратова//Вестник московского университета.- 2005-№4. С.43-49.

15.Радугин,А.А., Радугина, О.А. Социальная психология. — М.: Библионика,
2006.- 496 с.

16.Раевский, А.Е. Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях/ А.Е. Раевский// Вестник Московского университета.- 2009-№2. С.81-90.

17.Руслина, А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции.: дис…канд.псих.наук /А.О. Руслина – М. 2008.

18.Саблин, В.С., Слаква, С.П. Психология человека. — М.: Дашков и КО, 2006.-

744 с.

19. Семечкин, П.И. Социальная психология. — Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. — 608с.
20.Стернин, И. Уметь общаться без конфликтов // Русский язык, 2006. — .№6. —
С.11-14.

Тема. Семья как фактор формирования личности

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы семьи как фактора формирования личности.

1.1. Задачи воспитания в семье.

1.2. Типы семейного воспитания.

1.3. Воспитание и родительское воздействие.

2. Семья как фактор социализации личности.

2.1. Причины отклонений в семейном воспитании.

3.Экспериментальное исследование причин отклонений в семейном

воспитании.

3.1. Организация и методы исследования.

3.2. Анализ результатов исследования.

Заключение.

Рекомендованный список литературы:

1.Андреева, Г.М. Социальная психология. — М. 1996,- с.285

2.Азоров, Ю.П. Семейная педагогика.- М.1994,- с.12

3.Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей/Е.В. Бахадова// Вопросы психологии.-2009 — №1. с.37-51.

4.Бергер, Ю.П., Лукман, Т.Социальное конструирование.- М. 1995, — с.215

5.Бехтерев, В.М. Вопросы общественного воспитания. — М. 1970.

6. Бубнова, И.С. Особенности Я – образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания.: дис..канд.псих.наук/ И.С. Бубнова.-М.

7.Лабунская, В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах.- М.

8.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.- М.:

Педагогика, 1991

9. Осипова, И.И. Семейное насилие и его влияние на рост сиротства./И.И. Осипова //ученые записки РГСУ.-2006 — №4. С.109-118.

10.Полонский, И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — М.: Просвещение, 1982.

11.Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология.

СПб.: 2000. — с .31

12.Райгородский, Д.Я.Психология семейных отношений с основами

семейного консультирования. — М.: 2002.

13. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования. Академия. — М.: 2002, — с. 24.

14.Харламенкова, Н.Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности/ Н.Е. Харламенкова//Психологический журнал.- 2007 — №3. С.56-64.

15. Циринг, Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей/Д.А. Циринг//Вопросы психологии.- 2009 — №1. С.22-32.

16. Черняк, Е.М. Социология семьи. — М.: 2003 – с.54.

17. Шогенов, М.З.Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения.: Автореф. дис…канд.псих.наук. /М.З. Шогенов.-М.

Тема.Одаренность – как социально-психологический аспект.

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы одаренности.

1.1. История изучения проблемы одаренности.

1.2. Концепции одаренности в отечественной психологии.

1.3. Одаренность как проблема генотипической и средовой

детерминации.

2.Социально-психологические аспекты одаренности.

2.1.Понятие одаренности, виды одаренности.

2.2.Особенности психосоциального развития одаренной личности.

3. Экспериментально-психологическое исследование одаренности.

3.1. Организация и методы исследования.

3.2.Анализ результатов исследования.

Заключение

Рекомендованный список литературы:

1. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности. / Ю.Д.Бабаева// Вестник МУ. — 2008 — №2, С.154-169.

2. Большая энциклопедия психологических тестов — М.: Эксмо. 2007-

с.227.

3.Вытодский,Л.С. Воображение и творчество в детском развитии.- СПб.:

Союз, 1997- с.96.

4.Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.
— М.: Российское педагогическое агентство, 1998- с.210.

5.Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.- с. 320

6.Лососева, А.А. Психологическая диагностика одаренности. — М.: Акаде-
мический проект, 2004.- с.176.

7.Матюшкин, А.В. Загадки одаренности. — М.: Школа-Пресс, 1993.

8. Маневич, Н.А. Развитие социальной креативности у интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста.: Автореф. дис…канд.псих.наук /Н.А. Маневич.- М.

9.Никитина, Е.А. Психолого- педагогические условия развития Я- концепции одаренных старшеклассников.: Автореф.дис…канд.псих.наук. /Е.А. Никитина.-М.

10.Чистякова Г.Д. У истоков психологии одаренности./ Г.Д.Чистякова// Вопросы психологии. – 2007 — №6. – С.161-164.

11.Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвеще-
ние, 1993. – с.256

12.Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтес.- М.:

Академия, 1996.- с.416.

13.Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург.: У-
Фактория, 2004. – с.272.

14.Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продук-
тивного обучения: Пособие для учителя — М.: ВЛАДОС, 2000.- с.320.

15. Холодная М.А. Научная концепция «Психология способностей :современное состояние и перспективы исследований» / М.А.Холодная // Психологический журнал – 2006 — №1, С. 134-137.

16.Чернышов, А.С. Социально-одаренные дети: путь к лидерству (Экспери-
ментальный подход) /А.С.Чернышов, ЮЛ.Лобков, С.В.Сарычев, В.И.
Скурятин, — 2-е изд. испр. и: доп.- Воронеж.: Кварта, 2007.- с.210.

17.Чистякова Г.Д. У истоков психологии одаренности./ Г.Д.Чистякова// Вопросы психологии. – 2007 — №6. – С.161-164.

 

ТемаЛидерство и руководство – как социально-психологические явления.

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы лидерства и руководства как социально- психологических явлений.

1.1.Понятие лидерства. Теория лидерства в отечественной психологии.

1.2.Исторические аспекты понятия лидерства в зарубежной психологии.

1.3.Личностный ресурс и основные компетенции реализации лидерской позиции.

1.4.Феномен лидерства и механизмы влияния.

1.5.Лидерство, руководство и управление.

2.Социально-психологические аспекты проблем лидерства и руководства.

3.Экспериментальное исследование проблем лидерства и руководства.

3.1.Организация и методы исследования.

3.2.Анализ результатов исследования.

Заключение

Рекомендованный список литературы:

1. Бараусова, О.В. Образ руководителя у подчиненных как фактор эффективности деятельности групп.: Автореф.дис…канд.псих.наук./ О.В. Бараусова.-М.

2.Замская М.Д., Матвеева Л.В. Образ политического лидера как элемент самосознания субъектов политической коммуникации./ М.Д.Замская, Л.Д.Матвеева// Вестник МУ. – 2006 — №3 – С.19-22.

3. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент. /И.Д.Ладанов.: 1993 г.

4. Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер /М.Вудкок, Д.Френсис.:1991 г.

5. Ласкон ,М.Х. Основы менеджмента /М.Х.Ласкон .:1995 г.

6. Щекин, Г.В. Основы кадрового менеджмента/Г.В.Щекин .:1994 г.

7. Грачев, М.В. Суперкадры./ М.В.Грачев,1993 г.

8.Сотникова, Д.А. Психолого-акмеологические условия формирования индивидуального стиля общения руководителя.: Автореф.дис…канд.псих.наук/Д.А. Сотникова.-Курск.

9. Старобинский, Э.Е. Как управлять персоналом. /Э.Е.Старобинский,1995 г.

10. Розанова, В.А. Психология управления/В.А.Разанова, 2000 г.

11. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом/ А.И.Кочеткова, 1999 г.

12. Психология управления. Курс лекций, 1997 г.

13. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент/О.С.Виханский, А.И.Наумов, 1998 г.

14. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения. /В.Н.Лавриненко,1997 г.

15. Нейл, С. Социология. /С.Нейл,1994 г.

16.Полежаева Е.А. Самомариторинг в контексте политического лидерства. / Е.А.Полежаева// Вопросы психологии. – 2008 — №4. – С.90-99.

17. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам /В.И.Шкатулла М., 1998.

 

ТемаПсихологическое здоровье как цель полноценного функционирования и развития личности.

 

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы психологического здоровья личности.

1.1.Характеристика психологического здоровья.

1.2.Психологическое здоровье детей и его уровни.

1.3. Факторы риска нарушения психологического здоровья.

2. Формирование психологического здоровья дошкольников.
2.1. Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности.

3. Программа формирования и сохранения психологического здоровья дошкольников.

Заключение.

Рекомендованный список литературы:

1. Аверин, А. В. Психология детей и подростков. — СПб.: 1998 .

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М .:1993.

3. Баль, Л. В., Ветрова, В.В. Букварь здоровья : изд. 2-е, дополненное.- М.: Сфера, 1999.

4. Басов, А.В. История и современное состояние изучения психологии здоровья человека.: Автореф.дис…докт.псих.наук/А.В. Басов.-М.

5. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья. — М .: 2000.

6.Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова, Л. М. Возрастная психология: учеб.
пособие для студентов всех специальностей педагогических ВУЗов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

7. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской — М.:
2000.

8. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической
работы в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. Ничипорюк, Г. Д. Посевной. Изд. 2-е. — Ростов Н/Д: «Феникс», 2004.

9. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология. / Под ред.
И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 2001.

10.Захаров, А. И. Неврозы у детей. — СПб .: 1996.

11.Ильана, М. Н. Тесты для детей. — М.:1997.

12.Клюева, Н. В. Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Xapaктер,
коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. —
Ярославль.:Академия развития, 1997.

13.Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль1.:996.
14.Кэдьюсон,Х., Шеффер, Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: 2000.

15.Ларионова, И.С. Становление и развитие концепция ценности здоровья в истории философской мысли/И.С. Ларионова // ученые записки РГСУ.-2006 — №2.С.106-113.

16.Мак-Дермонт, Я., Оконнор, Д. НЛП и здоровье. Использование НЛП для
улучшения здоровья и благополучия. — Челябинск.: 1998.

17.Мухина, В. С. Детская психология. — М.: 1999.

18.0небьева, В. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста. – М .:2002.

19.Панфилова, М. А. Игро-терапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: 2001.

20.Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. — М.,
1998.

21.Психология здоровья. / Под ред. Никифорова. — СПб.: 2000.
22.Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду. //
Дошкольное воспитание. -1998. — №4.

23. Рубанова, Е.Ю. Взаимосвязь психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни.: Автореф.дис…канд.псих.наук / Е.Ю. Рубанова.-М.

24.Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и
подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В.
Дубровиной 4-е изд. Изд. Центр «Академия» .: 2000.

25.Слободчиков, В. И., Шувалов, А. В. Антропологический подход к решению
проблемы психологического здоровья детей. // Вопросы психологии, — 2001
— №4

26.Урантаева, Г. О., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии:
пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических
училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред, Г. А.
Урантаевой. — М.: Просвещение; Владос, 1995.

27.Фопель, К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и
упражнения. 4 части. — М.: 1998.

28.Хухлаева, О. В. Лесенка радости. — М.:1998.

29.Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и
психологической коррекции. — М.: Академия, 2001.

30.Шмидт, В. В., Шмидт, В. Р. Проблемы психологической коррекции глазами
детских практических психологов. // Детский практический психолог. -1996.
— №1-2

31.Эриксон, Э. Детство и общество / Пер. с науч. ред. А. А . Алексеев 2-е
изд. перер. и доп. — СПб.: 2000.

32.Я работаю психологом в детском саду, обычной школе, частной школе /
Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: 1999.

ТемаСоциально-психологическая проблема привязанности

и интимности в молодых семьях.

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы привязанности и интимности.

1.1. Понятие привязанности. Классификация типов привязанности.

1.2. Характеристика типов привязанности в зависимости от жизненной позиции.

2.1. Понятие интимности.

2.2. Классификация типов блокированной интимности.

2. 3.Особенности привязанности и интимности в молодых семьях.

3. Экспериментально- психологическое исследование проблемы привязанности и интимности в молодых семьях.

3.1Организация и методы исследования.

3.2 Анализ результатов исследования.

Заключение.

 

Рекомендованный список литературы:

1. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. – Новосибирск: Изд .НГПУ, 2003. – 667 с.

2. Психология привязанности и ранних отношений: Тексты / Сост.и перевод с англ. М.Л. Мельниковой; Под. Ред. С.Ф. Сироткина. Ижевск: НИПЦ, «ERGO». 2005. 362 с.

3. Bowlby J. The nature of child’s tie to his mother // Int.J.Psychoanal. 1958. Vol.39. P. 350-373

 

ТемаСоциально-психологическое влияние экспрессивного поведения на формирование профессионального имиджа психолога.

Введение

1. Теоретические аспекты проблемы влияния экспрессивного поведения на формирование профессионального имиджа психолога.

1.1.Понятие коммуникации.

1.2.Понятие жестов.

1.3.Характеристика имиджа. Понятие профессионального имиджа психолога.

2. Роль экспрессивного поведения в формировании профессионального имиджа психолога.

3. Экспериментально-психологическое исследование проблемы влияния

экспрессивного поведения на формирование профессионального имиджа психолога.

3.1Организация и методы исследования.

3.2Анализ результатов исследования.

Заключение.

 

Рекомендованный список литературы:

1. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. М.: «Смысл», 2002. – 192 с.

2. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общественное и межличностное познание – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

3. Михайлова, В.А. Имидж в системе профессионального мастерства специалиста (педагогический аспект): Комплекс методических материалов для преподавателей и студентов вузов. – Магнитогорск: МаГУ. – 2002. – 66 с.

4. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов практических работников. – М.: Сфера, 2000. – 448 с.

5. Осипов,В. Социологический энциклопедический словарь. – И.: ИНФА, М – НОРМА, 1998. – 488 с.

6. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / Пиз А. – М.: Эксмо, 2006. – 272 с.

7. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд. / Почепцов Г.Г. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2004. – 576 с.4.

8. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.), М.С. Гиляров, Е.М. Жуков и др. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – 1600 с. илл.

9. Шепель, В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / Шепель В.М. – 2-е изд. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 382 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 2. Великие психологи / Под ред

Основная литература:

1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н. Современная социальная психология на Западе.- М.: 1978.- с.271.

2. Великие психологи / Под ред. С.И. Самыгина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- с.574.

3. Гальперин, П.Я. История психологии ХХ век. — М.: Деловая книга, 2002.- с.740.

4. Ждан, А.Н. История психологии: от античности до наших дней.- М.: Академ. Проект, 2004.- с.572.

5. Еникеев, М.И. Общая психология. — М.: ПРИОР, 2000.

6. Крысько, В.Г. Социальная психология.- М.: Владос, 2002.- с.448.

7. Марцинковская, Т.Д. История психологии.- М.: Академия, 2003.- с.544.

8. Петровский, А.В. История и теория психологии.Т.1,2.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- с.415.

9. Лабунская, В.А.Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. -–М.: Гардарики, 2000. – 397.

Дополнительная литература:

1. Артемьева, Г.И. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Психологический журнал.-2005.-№5.

2. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма-пресс. 2004. – 672 с.

3. Bowlby, J. The nature of child’s tie to his mother // Int.J.Psychoanal. 1958. Vol.39. P. 350-373

4. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 752 с.

5. Дзюра, А.И. Из истории развития отечественной психологической науки в 1920-1930-е годы // Психологический журнал.-2005.-Т.26.-№6.-С.68-79.

6. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.- М.: МГУ, 1982.-128с.

7. История психологии.10-е — 30-егг..Период открытого кризиса. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – Екатеринбург, Деловая книга, 1999.

8. Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие, перенасыщенность, бегство. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. 472 с.

9. Крысько, В.Г. Социальная психология.- М.: Владос, 2002.- с.448.

10.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общественное и межличностное познание – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

11.Леонтьев, А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского – вклад в мировую психологию ХХ столетия // Психологический журнал.-2001.-Т.22.-№4.-С.5-1

12.Леонтьев, Д.А. К. Левин: в поисках нового психологического мышления // Психологический журнал.-2001.-Т.22.-№5.-С.5-16.

13.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов практических работников. – М.: Сфера, 2000. – 448 с.

14.Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия.-СПБ.: Питер, 2003.-512с.

15.Степанов, С. Альфред Бине // Школьный психолог.-2003.-№40.-С.6-7.

16.Фрейд, З. Психология бессознательного.-М.: Просвещение, 1990.-С.20-25.

17.Хрестоматия по социальной психологии / По ред. Т. Кутасова.-М., 1994.-222с.

18.Шеффер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Б. Шеффер. – Иностранная психология. Т. 1. – 1993. — № 1.

19.Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. З.Фрейд. –М.: МСМ, 1998.-782с.

Интернет-ресурсы:

1. www. Myword. ru – психологический портал.

2. www. Childpsy. ru – «Детский психолог».

3. www. Bookap. ru – Интернет- библиотека по гуманитарным наукам.

4. www. Nspu. Net – портал дополнительного образования.

5. www.koob.ru – психологическая литература

6.www.vak.ed.gov.ru — авторефераты диссертаций.
5. ПРИЛОЖЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курский институт социального образования

(филиал) РГСУ

 

Факультет «Социальная работа, педагогика и психология»

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

Специальность 020403 (030301.65) – «Психология»

Курсовая работа

По дисциплине _____________________________________

На тему _________________________________________

(тема)

Выполнилстудент(ка)___курса __ группы очной(заочной) формы обучения специальность «_____________» факультет социальной работы, педагогики и психологии Ф.И.О.___________________
    Проверил _________________ Ф.И.О.____________________

Курск 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

 

по дисциплине «Социальная психология личности»

для специальности 030301.65 «Психология»

 

 

Ворсина Оксана Яковлевна

 

 

Сдано в набор 04.03.2012 г.

Подписано в печать 12.03.2012 г.

Формат 60х84 1/16

Гарнитура «Times New Roman»

Бумага офсетная.

Компьютерный набор и вёрстка

усл. п.л. 2,75

Заказ № 210/2

Тираж 100 экз.

Цена договорная

Отпечатано с оригинал-макета в

ООО «Учитель»

305004, г. Курск. ул. Садовая, 31