Виды профессиональной деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОГРАММЕ СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ

Специальность: «Культурология», квалификация учитель культурологии с дополнительной специальностью «мировая художественная культура» и «этнокультурология»

 

 

Санкт-Петербург 2012

Форма обучения дневная

Курс: 5

Семестр: 9

Продолжительность: 8 недель

Форма аттестации: зачет (дифференцированный)

Сроки проведения с 03 ноября по 27 декабря 2012 года.

В соответствии с ГОС ВПО по Культурологии[1] областью профессиональной деятельности специалиста является система среднего общего (полного) образования.

Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя культурологии являются:

¾ в области учебно-воспитательной деятельности:

¾ осуществление процесса обучения культурологии в соответствии с образовательной программой (с учетом дополнительной специальности);

¾ планирование и проведение учебных занятий по культурологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

¾ использование современных научно обоснованных образовательных технологий, методов, приемов и средств обучения культурологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

¾ применение современных средств оценивания результатов обучения;

¾ воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

¾ реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

¾ работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

¾ в области социально-педагогической деятельности:

¾ оказание помощи в социализации учащихся;

¾ проведение профориентационной работы;

¾ установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной ... и характеристик, отра­жающих соответствие образования современным потребностям и ... видуальности. В качестве инструментальных средств достижения выдвинутых целей выступают ... оценки качества обучения к внешней оценке профессиональной и социальной ...

¾ в области культурно-просветительной деятельности:

¾ формирование общей культурной компетентности учащихся;

¾ в области научно-методической деятельности:

¾ выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

¾ самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

¾ в области организационно-управленческой деятельности:

¾ рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

¾ обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

¾ организация контроля результативности обучения и воспитания;

¾ организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

¾ ведение школьной и классной документации;

¾ выполнение функций классного руководителя;

¾ участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Цель проведения стажерской педагогической практики:

Целью стажерской практики является формирование основ профессиональной компетентности, осуществляемое в педагогической деятельности через интеграцию ключевой, базовой и специальной компетентности, овладение практическим опытом деятельности учителя культурологии на рабочем месте специалиста. Под профессиональной компетентностью учителя культурологии в данной концепции понимается интегральная характеристика специалиста, отражающая его способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности на основе культуроориентированной системы ценностей и наклонностей, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта. «Способность», в данном случае понимается как готовность — наличествующие и диагностируемые умения. В качестве диагностируемых проявлений уровня профессиональной компетентности учителя культурологии рассматривается умение:

¾ диагностировать сущностные характеристики классного коллектива и отдельных учащихся в образовательном процессе, применяя современные технологии исследования результативности обучения и воспитания;

¾ строить образовательный процесс, обеспечивающий достижение целей конкретной ступени обучения как классом в целом, так и отдельными учащимися;

¾ разрабатывать концепцию построения культуросообразного общего школьного образования;

¾ привлекать к сотрудничеству других субъектов образовательного процесса, обеспечивая интегрированное освоение общекультурной составляющей гуманитарного и художественного образования;

¾ проектировать в учебных и воспитательных целях различные учреждения культуры как образовательную среду (пространство школы, музеи, театры, архитектурно-пространственные объекты);

2 стр., 744 слов

Часть. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном ...

... · Составить психолого-педагогическую характеристику личности обследованного учащегося; · Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности, взаимодействию с учащимся и для родителей ... · Краткое описание образовательного учреждения, на базе которого проходил практику. · Дневник практики с ежедневными записями о проделанной работе. · Описание работы ...

¾ устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;

¾ проектировать и осуществлять самообразование и самосовершенствование через повышение уровня рефлексии как осмысления, переосмысления и преобразования собственного профессионального педагогического опыта.

Основные задачи стажерской педагогической практики:

¾ углубление и закрепление теоретических знаний, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися;

¾ формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по культурологии;

¾ самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по культурологии;

¾ развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя культурологии и помощника классного руководителя;

¾ овладение современными педагогическими технологиями в преподавании культурологии;

¾ формирование приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;

¾ развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

¾ овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

В период прохождения практики учителя-стажеры:

¾ своевременно выполняют задания, предусмотренные программой практики, индивидуальным планом практики, а также указания группового руководителя и учителя-методиста, соблюдают действующие в учреждении правила внутреннего распорядка;

¾ при нарушении правил внутреннего распорядка (систематическом опоздании, неоднократном или грубом нарушение норм и правил общения и пр.) отстраняются от практики, а программа практики практикантов признается невыполненной по неуважительной причине;

¾ по окончании практики составляют отчет о ее прохождении, с приложением документов, указанных в программе практики;

¾ направляются для вторичного прохождения практики в свободное от учебы время в том случае, если программа практики не выполнена по уважительной причине;

¾ могут быть отчислены из учебного заведения в порядке, предусмотренном Уставом вуза, как имеющие академическую задолженность при неудовлетворительной оценке итогов педагогической практики без уважительной причины.

Итоговая аттестацияпроводится в форме дифференцированного зачета на бинарной основе: балльно-рейтинговой системы (накопительная) оценки портфолио практики и анализа отчета, содержащего отчетную документацию в соответствии с программой практики. Оценка рабочих учебно-методических материалов и планов работы относится к форе промежуточного контроля и осуществляется по завершении соответствующего этапа.[2] Текущий контроль осуществляет учитель-методист, а оценивает научный руководитель практики.

Итоговую оценку определяет групповой руководитель практики на основе анализа результатов педагогической, учебно-методической, учебно-исследовательской и организационной работы. Результаты работы учителя-практиканта характеризуются оценками «отлично» (90-100 баллов), «хорошо» (70-89 балла), «удовлетворительно» (40-69 баллов), и «неудовлетворительно» (менее 40 баллов). Зачет по практике приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Единицей построения содержания стажерской педагогической практики является профессиональная задача. Совокупность профессиональных задач образует «ядро» содержания определенного этапа, а их последовательность определяют логику «актуализации» содержания стажерской педагогической практики. Перечень задач и последовательность их выполнения отражает технологическая карта практики.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ

п/н Профессиональная задача Сроки выполнения Форма выполнения Результат Форма[3] Дата отчета Баллы (до) Оценка выполнения[4]  
Организационный этап  
1. Знакомство с целями и задачами стажерской практики на установочной конференции.*[5] 2.11.11 Участие в конференции Оформление: 1. Дневника педагогической практики, отражающий ход и содержание Вашей деятельности на всех этапах прохождения практики 1 электронная форма, 2. Тетрадь Образцы в Приложении №1 и 2[6] До 16.11.11 (- 10 баллов за пропуск без уважительной причины)  
   
2. Знакомство с традициями, основными направлениями работы, проблемами, перспективами развития, реализуемыми в данном учебном заведении программами преподавания культурологического цикла дисциплин. 3.11.11 – 16.11.11 Беседы с администрацией БОУ, учителем — методистом.  
3. Составление графика посещения занятий общего гуманитарного и проведения учебных занятий культурологического циклов.* 3.11.11 – 16.11.11 Заполнить Дневник практики.*Составить Индивидуальный календарно-тематический план практики и оформить листы наблюдений. Индивидуальный календарно-тематический план Вам необходимо выслать руководителю практике до 17 ноября! 1. Индивидуального календарно-тематического плана прохождения практики[7] Оформление листов наблюдений Электронная форма, См. Приложение № 4, 5 До 16.11.11    
Диагностический этап начинается со второй недели практики, продолжается до ее окончания и охватывает:  
4. Наблюдение и комплексный анализ деятельности учащихся и учителя[i]* 03.11.11 – 20.12.11 Посещение не менее 10 учебных занятий, включенное наблюдение[ii]. Заполнение листов наблюдений и последующий комплексный анализ уроков Электронная форма, Образцы в Приложении №4[iii], 19.11.11 03.12.11 17.12.11 По 2 балла за лист наблюдения и анализ    
Профессионально-деятельностный этап включает:[iv]  
5. Работа в должности помощника классного руководителя и проведение педагогических микроисследований.* 03.11.11 – 20.12.11 Профессиональные задачи и методические рекомендации разрабатывают сотрудники кафедры педагогики. Описание воспитательной работы и результатов. Электронная форма, 20.12.11    
6. Знакомство с методикой проведения Интернет – тестирования по основным образовательным дисциплинам 3.11.11 – 25.12 .11 Участие в Интернет — тестировании   Запись в дневнике По 3 балла за экзамен    
7. Планирование и проведение исследований в соответствии тематикой дипломного проекта 3.11.11 – 16.12.11 Определение задач, описание методики и проведение исследования Оформление проектного задания и результатов исследования Электронная форма, До 16.12.11 5+10  
8. Разработка, на основе программ учебных дисциплин БОУ и самостоятельно подобранной литературы, картотеки циклов уроков[v].* Организация и проведение 4-5 учебных занятий в неделю по культурологическим дисциплинам (начиная со второй недели)* 03.11.11 – 20.12.11     9.11.11 – 25.12.11 – подготовка уроков, на основе различных способов построения[vi] учебного занятия[vii];; – создание дидактических средств; – Проведение и анализ результатов уроков Картотека уроков И оценка учителя-методиста за проведенные уроки в Индивидуальном календарно-тематическом плане. Решение определенной учебной задачи Картотеки уроков в электронной форме, Образцы в Приложении №8 19.11.11 03.12.11 17.12.11 По 2+1 балл за урок    
9. Проведение 2 контрольных, (открытых) уроков* и 1 зачетного урока с обязательным присутствием научного руководителя практики.* До 18.12.11 Разработать и провести 2 контрольных урока на основе полной картотеки к урокам и 1 зачетный урок на основе полного сценария урока Решение определенных учебных задач Картотеку уроков и текст сценария выслать научному руководителю практики в электронной форме за три дня до контрольного урока 2 + 3 балла контрольный урок 3 + 5 баллов за зачетный    
10. Промежуточная конференция* 07.12.11 в 15.10 Участие в конференции Оформление записи в Дневник педагогической практики Тетрадь 07.12.11 (- 10 баллов за пропуск)  
11. Организация внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся 9.11.11 – 25.12.11 Подготовка и проведение творческих конкурсов, викторин и т.п. Формирование опыта исследовательской деятельности учащихся по культурологической тематике Электронная форма, 24.12.11 5  
12. Разработка и проведение профориентационной беседы «Культуролог в современном мире» для 9 и 11 классов. 9.11.11 – 25.12.11 Разработать сценарии занятий Презентация Электронная форма, 24.12.11 10    
13. Разработка сценария встречи с учащимися 11 классов БОУ на факультете. 9.11.11 – 25.12.11 Разработать сценарий встречи Презентация Электронная форма, 24.12.11 25    
Рефлексивно-аналитический этап (последняя неделя практики)  
14. Самооценка деятельности в период практики* 20.12.11 – 24.12.11 Заполнение Дневника и подготовка презентации к конференции Текст Дневника и Презентация До5 баллов    
15. Оформление отчетной документации по практике* 20.12.11 – 24.12.11 Текстовая часть отчета: 1. Титульный лист отчета; 2. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя-стажера, заверенная печатью и утвержденная на педагогическом совете БОУ; 3. Технологическая карта практики с отметками о выполнении основных профессиональных задач; 4. Индивидуальный календарно-тематический план практики;[viii] 5. Листы наблюдений (текст) и комплексных анализов посещенных учебных занятий; 6. Дневник практики[ix]; 7. Лист самооценки интеллектуальных параметров своей деятельности как уровня готовности к работе учителя культурологии и рекомендации по самообразованию (текст дневника); 8. Отчетная документация по педагогической составляющей содержания практики (тексты)[x]. Электронное Портфолио, содержащее: 1. Картотеку проведенных уроков; 2. Картотеки содержания контрольных уроков и конспект зачетного урока (текст)[xi]. 3. Отчет о проведении исследования в соответствии с тематикой дипломного проекта, [xii] (одна презентация от БОУ) Представление только полного отчета является основанием для итоговой оценки практики    
16. Сдача документации групповому руководителю* 24.12.11 СДАТЬ ОТЧЕТ    
17. Участие в итоговой конференции.* 27.12.11 в 15.10 Подведение итогов стажерской практики    

[1] ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист выполняется в «книжном» формате А4

ГФБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА

Кафедра теории и истории культуры

ОТЧЕТ

студента(ки) 5 курса группы ____ очной формы обучения (специальность «Культурология») _______ (ФИО) _______о прохождении стажерской педагогической практики в период с 03 нояюря по 29 декабря 2012 г. в качестве учителя-практиканта в ГОУ _______________

 

Директор БОУ_____________ № ____ _______________ _____________ ФИО    
  Учитель-методист _______________ ___________ ФИО Групповой руководитель практики: (должность) _____________________ _____________ ______________ ФИО

 

 

Санкт-Петербург 2012


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

[1]

ХАРАКТЕРИСТИКА

______________________________________________________ студента(ки) 5 курса факультета философии человека ГФБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, прошедшего(ую) стажерскую педагогическую практику в качестве учителя-стажера ГОУ ____________ № _____ ________________________________ района в период со 02 февраля по 29 марта 2012 года.

 

За время прохождения практики ___________________________ провел(а) ____ уроков в _____ классах, ___ уроков в _____ классах, ___ уроков в _____ классах, ___ уроков в _____ классах, ___ уроков в _____ классах, ___ уроков в _____ классах, и продемонстрировал(а):

_____________________ учебно-методический уровень содержания проведенных уроков;

___________________________ уровень владения основами педагогического мастерства;

________________________________________________________отношение к учащимся;

______________________________________________________ уровень ответственности;

Краткое заключение учителя-методиста школы о профессиональных и личностных качествах, проявленных за период прохождения стажерской педагогической практики и уровне готовности к профессиональной деятельности:

________________________________________________________________________________________

 

Стажерская педагогическая практика________________________ может быть оценена на « ____________________».

 

Характеристика утверждена на заседании педагогического совета ________ 2012 г. протокол № __

Учитель-методист ______________ (_______________)

 

Директор образовательного учреждения ______________ (_______________)

МП

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Стажерской педагогической практики учителя-стажера _________

Ф.И.О.

Студента(ки) 5 курса факультета философии человека в ОУ _____ на период с ___ ____________ 2012_ г. по _______________ 2012_ г.

 

Класс Дата и время проведения Тема урока Цель учебная и цель педагогическая Основные изучаемые понятия Изучаемые произведения Задания для учащихся на уроке Домашнее задание Отметка о выполнении (учителя-методиста или группового руководителя)
                 
                 
                 

 

Учитель-стажер: ___________________(__________________________)

 

 


 

ДНЕВНИК СТАЖЕРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

учителя-стажера _______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

студента(ки) 5 курса факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена (специальность культурология) в период с ___ _________ 2012_ г. по ___ _________ 2012_ г.

в ОУ_________

 

на второй страницы дневника (формат «книжный»)

Образовательное учреждение _____________

Адрес ОУ___________

 

Директор ______________________________________ тел. ____________________

 

Учитель-методист __________________________________ тел. _________________

 

Расписание занятий по культурологическим дисциплинам:

Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
9.00-9.45 История СПб 10б (23 ауд.)   МХК 10б (23 ауд.)     История СПб 10в (23 ауд.)
10.00-10.45   История СПб 10б (23 ауд.)   МХК 10а (23 ауд.) МХК 10в (23 ауд.)  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

с третьей страницы дневника (формат «альбомный»)

 

Дата Вид деятельности Результат Примечания по выполнению Подпись группового руководителя или учителя-методиста
12.2.05 Ауд. №18, 9.30-10.20 Беседа с заместителем директора по учебной работе Знакомство с концепций развития и базовым учебным планом ОУ выполнено  
Ауд. №18, 11.30-13.00 Знакомство с нормативными документами Формирование представления о правовых основах деятельности пре учителя культурологии выполнено  

 

Подпись группового руководителя ___________________ _____________________

Подпись учителя-методиста ____________________ _____________________

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА

(составляется на «альбомном» формате А4)

Наблюдателя__________________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________________ Ф.И.О. учителя__________________________________ Предмет ______________________ Тема _________

Дата __________Класс _______ Присутствовало учащихся в классе на уроке ____________

 

Время Структурные звенья урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Замечания
         
         
         
         
         

Подпись наблюдателя ________________________

 

Анализ урока(проводится на основе листа наблюдения):

I. Основные части содержания урока. Особенности ведения урока учителем.

II. Характеристика деятельности учителя (мотивов поведения и состояния учащихся, методы деятельности, используемые пособия учителя, ученика, виды контроля, что контролируется, формы и приемы контроля и пр.) в соответствии с целью и задачами наблюдения урока.

Выводы: достоинства урока, его наиболее интересные моменты. Имеющиеся недостатки. Пути устранения недостатков.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА

(конспект открытого урока выполняется на листах в «книжном» формате А4)

На 1 странице:

Ф.И.О. учителя-стажера

Темаурока:_________________________________________________________________

проведенного в _____ классе ОУ_________________________________________ N “___ “ г. Санкт-Петербурга ________________2005 г.:

Оценка уровня педагогического мастерства на уроке: __________________

Ф.И.О. учителя-методиста:________________(_____________________)

Оценка содержания урока: ______________________

Ф.И.О группового руководителя:___________________(____________________)

со 2 страницы:

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

Научно-методическое обоснование содержания и структуры урока

1.2. Цель и основные задачи урока (воспитательная, развивающая, обучающая):

1.3. Основные изучаемые на уроке категории и понятия:

1.4. Задание для учащихся на уроке:

1.5. Домашнее задание:

1.6. Изучаемые на уроке произведения:

1.7. Оборудование урока:

1.8. Список литературы для подготовки к уроку:

Эскиз оформления класса.

1.10. Структурный план урока

2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА (описание хода урока):

1. организационный момент, обеспечивающий внешнюю (организационно-методическую) и внутреннюю (психологическую) готовностью учащихся к уроку;

2. проверка домашнего задания;

3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4. постановка цели занятия перед учащимися;

5. организация восприятия и осмысления новой информации;

6. первичная проверка понимания;

7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении;

8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11. домашнее задание к следующему уроку;

12. подведение итогов урока.

 

[1] ГОС ВПО по Культурологии с дополнительной специальностью (квалификация: учитель культурологии) от «31» января 2005 г. Номер государственной регистрации 706 пед/сп).

[2] Количество баллов определяется своевременностью отчетности о выполнении заданий. За каждые 3 дня просрочки снимается 1 балл. В том случае, если обязательное (инвариантное) задание остается невыполненным до конца практики, баллы за это задание вычитаются из общей суммы.

[3] Электронная или текстовая

[4] Баллы и подпись учителя-методиста или научного руководителя практики.

[5] Отмеченные знаком* профессиональные задачи являются обязательными для всех (инвариантными).

Профессиональные задачи, выделенные в тексте курсивом, относятся к категории заданий «по выбору» (вариативных).

[6] См. Приложения со стр. 469 в учебно-методическом пособии Теория и практика философско-культурологического образования. – Спб., 2005.

[7] См. Теория и практика философско-культурологического образования:Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 450 с. С. 469.

[i] АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА:

1 — Комплексный психолого-педагогический анализ урокапозволяет исследовать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных ниже аспектов.

Примеры основных аспектов урока:

1.1. Методы мотивации учения и обеспечения приятия учащимися учебных целей и задач;

1.2. Методы управления деятельностью учащихся в процессе урока;

1.3. Основные этапы реализация учителем триединой цели урока;

1.4. Использование методов развивающего и проблемного обучения на уроке и т.п.;

1.5. Применение оргдеятельностных методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;

1.6. Методы и приемы повышения познавательной активности интереса учащихся;

1.7. Методы формирования общеучебных умений и навыков у школьников;

1.8. Методы контроля и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

1.9. Стиль поведения и манеры общения с учащимися, их эффективность;

Учет психологических аспектов обучения

1. Организация внимания учащихся

а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:

• через прямое требование;

• связывая изучаемый материал с жизнью школьников; • с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;

б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.

2. Использование различных видов памяти

а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка;

б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).

3. Развитие мышления

а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;

б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.

Целесообразность примененных методов обучения

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения

а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;

б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы;

в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий.

2. Репродуктивные методы

а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм;

б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;

в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.

3. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения

а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях;

б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;

в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий.

Организационная деятельность учителя на уроке

1. Готовность учителя к уроку

а) классная доска содержит необходимые для урока записи;

б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;

в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.

2. Целевая установка урока

а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;

б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.

3. Эстетика учебного труда

а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;

б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;

в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.

4. Индивидуальная работа с учащимися

а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;

б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;

в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.

5. Мотивация учебной деятельности учащихся

а) за счет четкой организации учебной деятельности;

б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;

в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.

6. Рациональное использование времени на уроке

а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);

б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;

в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.

7. Характер общения учителя с учениками

а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;

б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;

в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке

1. Готовность учащихся к уроку

а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;

б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;

в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.

2. Внешние проявления умений и навыков на уроке

а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;

б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;

в) качество письменных ответов учащихся.

3. Самостоятельная учебная деятельность

а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;

б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;

в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.

4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка)

а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;

б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;

в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.

5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа)

а) осознание и реализация общей цели;

б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;

в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.

6. Развитие устной и письменной речи

а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;

б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;

в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.

Требования к современному уроку

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.

Структурные элементы учебного занятия

№ пп Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. 1 Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
7. Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. — шесть, Махмутов М.И. — четыре типа урока.

Классификации типов уроков:

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.

2. Закрепления новых знаний.

3. Комплексного применения знаний.

4. Обобщения и систематизации знаний.

5. Проверки, оценки и коррекции знаний.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Конструирование уроков различного типа:

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний: 1 — 3 — 4 — 5 — 9 — 10

2. Закрепления новых знаний: 1 — 2 — 3 — 6 — 7 — 9 — 10

3. Комплексного применения знаний: 1- 2 — 6 — 7 — 8 — 9

4. Обобщения и систематизации знаний: 1 — 3 — 7 — 8 — 9

5. Проверки, оценки и коррекции знаний: 1 — 2 — 8 — 9 — 10

Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии с темой урока и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.

Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.