Методики по семье

12

Методическое обеспечение исследования семейной идентичности

Включает:

  1. Анкету
  2. Шкалу семейной адаптации и сплочённости
  3. Семейную социограмму
  4. Цветовой тест отношений
  5. Репертуарные решётки

Анкета

Данные на супругов (отдельно на мужа и жену): возраст, образование, профессия, который по счёту брак, в случае наличия предыдущих браков, были ли дети, с кем остались.

Данные по семье: стаж добрачных отношений, стаж брака, наличие детей, от какого брака родителей, особые характеристики (многодетная, член семьи-инвалид, неработающие члены семьи и т.п., проживание на территории родителей)

Данные по детям: пол, возраст, образование

Шкала семейной адаптации и сплочённости

(FACES-3)

Библиографический источник: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. , Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с., С. 68 – 73

Шкала создана Д.Х.Олсоном, Дж.Портнером, И.Лави в 1985 г. И адаптирована М.Перре в 1986 г. Перевод на русский язык осуществлён сотрудниками Научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М.Бехтерева.

FAICES-3 – третий вариант шкал серии FAICAS, разработана для оценки двух основных параметров в «круговой» модели семьи Д.Х.Олсона — семейной сплочённости и семейной адаптации. Методика стандартизирована на выборке 1100 беспроблемных семей (молодые супружеские пары, родители и подростки, родители на других стадиях жизненного цикла).

В дальнейшем были проведены дополнительные исследования на семьях больных неврозами, шизофренией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.

Семейная сплочённость – это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплочённости используются показатели «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы» и «отдых».

12 стр., 5537 слов

Экспериментальное изучение взаимосвязи типов темперамента супругов ...

... модели» функционирования семьи - семейной сплоченности и семейной адаптации. Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности ... среднем 45 минут. После сбора материала, все данные заносились в общие таблицы. Все имена испытуемых ... на все общество. Благополучие и сплоченность каждого брака очень часто зависит от характеров супругов. Характер ...

Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, напротив, ригидно семейная система способна приспосабливаться, изменяться при воздействием на неё стрессоров. Для её диагностики используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила» и «роли» в семье.

В рамках модели Д.Х.Олсона различают по четыре уровня семейной сплочённости и адаптации в пределах от экстремально низкого до экстремально высокого. Уровни семейной сплочённости называются: разобщённый, разделённый, связанный и сцепленный. Уровни семейной адаптации обозначаются как: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.

Авторы выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплочённости и адаптации и считают, что именно первые характеризуют успешность функционирования системы. Для семейной сплочённости этими уровнями являются разделённый и связанный, для семейной адаптации – структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно трактуются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели её видеть. Расхождение между реальным восприятием и идеалом определяет степень удовлетворённости существующей семейной системой: и чем оно больше, тем недовольство выше. Идеал даёт информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый респондент.

Перед началом работы с опросником рекомендуется создать атмосферу доверия между исследователем и участниками опроса. Каждый респондент получает бланк с текстом утверждений. Проверяется, как участники поняли инструкцию. В ходе работы с опросником у испытуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются пояснения.

Методика содержит список утверждений (от 1 до 20).

Задача респондента состоит в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности по пятибалльной шкале.

В первом случае респондент должен оценить реальное семейное функционирование, во втором – такое, каким хотелось бы его видеть, то есть идеальное.

Инструкция

А) Опишите вашу реальную семью (супруги и дети).

Прочтите предложенные высказывания и оцените их с помощью следующей шкалы:

1 – почти никогда

2 – редко

3 – время от времени

4 – часто

5 – почти всегда

Б) Теперь оцените все выказывания с точки зрения идеальной семьи, такой, о какой вы мечтаете.

Утверждения

А)реально

Б)в идеале

1

Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

2

При решении проблем учитываются предложения детей

3

Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

4

Дети самостоятельно выбирают форму поведения

5

Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу

6

Каждый член нашей семьи может быть лидером

7

Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом

8

В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел

9

В нашей семье мы любим проводить свободное время вместе

10

Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе

11

Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу

12

В нашей семье большинство решений принимаются родителями

13

На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи

14

Правила в нашей семье изменяются

15

Нам трудно представить себе, что бы мы могли предпринять всей семьёй

16

Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому

17

Мы советуемся друг с другом при принятии решений

18

Трудно сказать, кто у нас в семье лидер

19

Единство очень важно для нашей семьи

20

Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи

Показатель сплочённости подсчитывается сложением баллов, полученных при ответе на нечётные пункты со следующими знаками: (+)1; (+)3; (+) 5; (-)7; (+) 9; (+)11; (+)13; (-)15; (+)17; (+)19. Показатель семейной адаптации подсчитывается сложением баллов, полученных при ответе на чётные пункты: 2; 6; 8; 10; 14; 16; 18; 20 – со знаком «+»; 12 – со знаком «-» . Подсчитывается также разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплочённости и адаптации).

Семейная социограмма

Библиографический источник: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. , Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с., С. 49 –57

Проективная рисуночная методика.

Респонденту дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображён круг. Нарисуйте в нём самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами»

Вариант – после выполнения первой инструкции предлагается ещё один бланк с инструкцией: «Представьте себе идеальную семью. На листе перед вами изображён круг. Нарисуйте в нём членов этой семьи в форме кружков и подпишите их семейный статус»

Критерии оценки:

  1. Число членов семьи, попавших в площадь круга. Это может определять границы семейной идентификации (кого респондент считает семьёй..
  2. Величина кружков. Более значимые для респондента члены семьи обозначаются более крупными кружками.
  3. Расположение кружков относительно друг друга
  4. Дистанция между ними. Удалённость одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении респондента. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются или находятся друг в друге, свидетельствует о наличии симбиотических связей.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Библиографический источник: Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 221—228.

Проективная методика «Цветовой тест отношений» представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов.

При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера (см. Люшера цвета выбора тест).

Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый).

Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариант проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций.

Разработка интерпретации и исследование валидности включали три этапа: 1) Доказательство того, что каждый из используемых цветов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением, и описание этих значений;

2) Изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются;

3) Опыт применения ЦТО в различных клинических ситуациях.

Для оценки конвергентной валидности ЦТО разработчики методики рассчитали коэффициенты корреляции между характеристиками одних и тех же отношений (показателями самоуважения и удовлетворенности отношениями с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири. Коэффициенты корреляции между ними составляют: 0,38 для самоуважения и 0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы с р < 0,05).

Эмоционально-личностное значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала. Количественная оценка этого была дана путем вычисления коэффициента корреляции между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0,69 (в обоих случаях р < 0,01).

В целом, вся совокупность многочисленных экспериментальных данных свидетельствует о валидности ЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов отношений личности (как в норме, так и при нервнопсихических заболеваниях).

Весьма существенной особенностью ЦТО является экономичность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат на его проведение и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в условиях массовых психопрофилактических обследований, профессионального отбора и т. д. По мнению автора, практический опыт использования методики позволяет характеризовать ЦТО, во многих случаях, и как единственный экспериментальный метод, пригодный для применения в условиях детской клиники.

Получаемая с помощью ЦТО информация является несомненно полезной в психотерапевтической практике, где она может быть прямо использована для ориентации индивидуальной, групповой и семейной психокоррекционной работы.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера. Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. В нашем исследовании используется следующий список объектов оценивания:

Я

Супруг(а)

Моя семья

Сын

Дочь

Мой отец

Моя мать

Отец супруга(и)

Мать супруга(и)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Свобода

Здоровье

Счастье

Общение

Успех

Любовь

Карьера

Творчество

2. Этап тестирования. Перед респондентом раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задаёт инструкцию подобрать к каждому из людей или понятий, которые представлены в списке, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться при оценке разных понятий. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не внешнему виду (например, цвету одежды).

3. После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная от самого «красивого, приятного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным» (согласно стандартной инструкции цветового цвета Люшера).

Получается ряд из восьми цветов. Каждый имеет своё место (ранг).

Цвет, стоящий в начале ряда, имеет, соответственно, первый ранг, следующий в ряду, второй ранг, следующий за ним – третий и т.д., до последнего, восьмого ранга.

4. Таблицы оформления результатов.

Первая таблица – ранговая. Чтобы её заполнить, необходимо проанализировать следующее. Цвета, с которыми ассоциировались объекты оценивания, имеют свои ранги в полученном цветовом ряду. Эти ранги необходимо выставить в клеточках таблицы 1 (строки соответствуют респонденту, например, в первой строке выставляют данные мужа, во второй – жены; столбцы соответствуют объектам оценивания)

Таблица 1 (ранги ЦТО)

п/п

респондент

Объекты

Я

Супруг(а)

Моя семья

сын

дочь

Мой отец

Моя мать

Отец супруга(и)

Мать супруга(и)

прошлое

настоящее

будущее

свобода

здоровье

счастье

общение

успех

любовь

карьера

творчество

При интерпретации следует учитывать, что, чем меньше ранг, тем более значим объект оценивания.

Можно также учитывать, что первые два ранга соответствуют уровню значимости «желаемое», третий и четвёртый – уроню значимости «актуальное», пятый и шестой – «незначимое», седьмой и восьмой – отвергаемое.

Во второй таблице выставляются номера цветов, с которыми ассоциировались соответствующий объекты оценивания: серый — 0, синий — 1, зелёный — 2, красный — 3, жёлтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, чёрный — 7.

Таблица 2 (номера цветов)

п/п

Респондент

Объекты

я

Супруг(а)

Моя семья

сын

дочь

Мой отец

Моя мать

Отец супруга(и)

Мать супруга(и)

прошлое

настоящее

будущее

свобода

здоровье

счастье

общение

успех

любовь

карьера

творчество

Психологическое значение цветов

Серый (0)

Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействий. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счёт невовлечённости).

На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность.

Синий (1)

Означает спокойствие, вызывает умиротворённость чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически – удовлетворённости. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Помещение на последние позиции выявляет неудовлетворённость эмоциональными отношениями.

Методики по семье — Стр 2

Зелёный (2)

Цвет «эластичной (упругой) напряжённости», выявляет упорство, целеустремлённость, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Скрупулёзная точность, критический анализ, логическая последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Честолюбие.

Красный (3)

Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный – выражение жизненной силы, нервной, гормональной активности, стремление к успеху, жадное желание всех жизненных благ. Воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли».

Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбуждённую деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов.

Жёлтый (4)

Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение жёлтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленном в будущее, о стремлении к новому, ещё не сформировавшемуся.

Отвержение жёлтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований.

Фиолетовый (5)

Содержит в себе свойства и синего, и красного, объединяя «победность» красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза, высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность.

Коричневый (6)

Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Это же может означать чувство утраты корней, потери домашнего очага. На последней позиции коричневый символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворённости или подавление физиологических потребностей.

Чёрный (7)

Чёрный – это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец», за которым больше ничего «нет». На первом месте чёрный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно.

Репертуарные решетки Келли

Джордж Келли является автором оригинального метода исследования личности МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК. Этот метод Келли ввел в 1955 году для «исследования того, что стоит за словами». Этот тест позволяет увидеть, как связаны между, собой различные представления и как данный человек оценивает другого человека.

Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором. В нашем случае матрицу заполняет испытуемый.

Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов, Келли дал им название элементы. В качестве элементов в нашем исследовании выступают разные семьи. Надо сказать, что элементами могут выступать как предметы, так и отношения., то есть все что интересует диагноста.

Строками матрицы являются конструкты, признаки оценки. Конструкты могут задаваться исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту.

Анализ позволяет выявить наиболее важные и значимые параметры, Келли их называл «конструкты», лежащие в основе конкретных оценок, тем самым, позволяя построить целостную систему конструктов, с помощью которой можно описывать и предсказывать оценки и отношения человека.

Инструкция:

«Вам предложена таблица, которая состоит из столбцов и строк. В столбцах заданы разные семьи. В каждой строке таблицы представлены комбинации из трёх семей. Для каждой комбинации подумайте и найдите один признак, по которому схожи две семьи в отличие от третьей. Когда Вы найдете признак, который объединяет две семьи, зачеркните, пожалуйста, два кружочка, которые соответствуют семьям с одинаковым признаком, третий кружочек остается чистым, мы будем знать, что эта семья отличается от двух предыдущих. С правой стороны таблицы находятся две колонки. Правая из них называется «положительный полюс конструкта». В эту колонку Вы вносите признак, который объединяет две выбранные Вами семьи. Противоположный по смыслу признак Вы вносите во вторую, левую колонку, которая называется «отрицательный полюс конструкта». Таким образом, Вам нужно заполнить все строки.

Теперь Вам предстоит, провести шкалирование семей по созданным вами конструктам. Шкалирование будет проводиться по семибалльной системе. При этом крайняя положительная выраженность свойства, оценивается высшим баллом +3, средняя +2; слабая +1; крайний полюс противоположного свойства низшим баллом – 3; средняя выраженность -2, слабая -1; промежуточная выраженность качеств оценивается как 0. Шкалирование нужно провести по всем семьям.

Моя семья

Идеальная семья

типичная семья

Семья, которая мне нравится

Семья, которая мне не нравится

Семья друзей

Семья моих родителей

Семья родителей супруга(и)

Группа друзей

Группа сослуживцев

Группа единомышлеников

Конструкт

отртцательный полюс

положительный полюс

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

ФИО _____________________________________________________

Отметьте, пожалуйста, одно-два качества, которые вы считаете решающими, самыми важными при оценке человека

Таблицу заполняет каждый член семьи отдельно.

Аналогичным образом заполняется решётка оценки членов семьи

Таблица оценки членов семьи для мужа

Я

Идеальный муж

Типичный муж

жена

Идеальная жена

Типичная жена

сын

Идеальный сын

Типичный сын

дочь

Идеальная дочь

Типичная дочь

свёкор

свекровь

Тесть

теща

Брат (сестра) мужа

Брат (сестра) жены

Конструкт

отртцательный полюс

положительный полюс

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Отметьте, пожалуйста, одно-два качества, которые вы считаете решающими, самыми важными при оценке человека

ФИО _____________________________________________________

Таблица оценки членов семьи для жены

Я

Идеальная жена

Типичная жена

муж

Идеальный муж

Типичный муж

сын

Идеальный сын

Типичный сын

дочь

Идеальная дочь

Типичная дочь

свёкор

свекровь

Тесть

теща

Брат (сестра) мужа

Брат (сестра) жены

Конструкт

отртцательный полюс

положительный полюс

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Ο

Методики по семье — Стр 3

Отметьте, пожалуйста, одно-два качества, которые вы считаете решающими, самыми важными при оценке человека

ФИО _____________________________________________________