«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
Учебно-методические материалы по курсу «психология современной семьи»
Специальности: 1 01 01 02-04 Дошкольное образование,
физическая культура
1 01 01 02-06 Дошкольное образование,
практическая психология
Социально-педагогический факультет
Кафедра психологии развития
Курс – 5
Семестр – 9, 10
Лекции – 22 ч Отчётность:
Семинарские занятия – 16 ч Экзамен – 10 семестр
СУР – 4 ч
2014- 2015 Г.
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Тема: «Предмет, задачи, основные понятия семейной психологии»
Вопросы для обсуждения:
- Семья как социальный институт и малая группа (Соотношение понятий
«брак» и «семья». Семья как социальный институт. Семья как малая группа).
- Функции семьи.
- Типы семей.
- Структура семьи.
- Происхождение семьи, формы семьи в истории человечества.
- Динамика и жизненный цикл семьи. Факторы нарушения жизненного цикла семьи.
- Классификация семей (по составу, количеству детей и др.)
- Современные тенденции в развитии семьи. Проблемы семьи в современном обществе.
- Направления государственной политики в Республике Беларусь в вопросах брака и семьи.
- Характеристика семейного законодательства в РБ.
Литература:
- Андреева, Т. В. Семейная психология : учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.
- Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М. : КСП, 1996. – 160 с.
- Дружинин, В. Н. Психология семьи : Учеб. пособие для вузов по спец. » Психология » / В. Н. Дружинин; Под ред. В. В. Макарова. — 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Деловая кн., 2000. – 208 с.
- Монахова, А.
6 стр., 2626 слов
Групповые динамические процессы семьи как малой группы
... динамикой существует не менее важное, на наш взгляд, интенсивно разворачивающееся в семье как малой группе явление - это внутрисемейные групповые динамические процессы. Внутрисемейные групповые динамические ... человек начинает строить свою индивидуальную историю. Исследования истории семьи давно проводятся в зарубежной психологии. Почти 60% опрошенных американцев предпринимают активные действия по ...
Ю. Психология семья: активные методы взаимодействия : методические указания / А. Ю. Монахова. – Ярославль : Академия развития ; Ярославль : Академия Холдинг, 2002. – 160 с.
- Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов : [учебник для спец. «Психология» вузов] / Н. И. Олифирович, Т. А., Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования : Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Соц. педагогика» / Л. Г. Жедунова, И. А. Можаровская, Н. Н. Посысоев, Е. Н. Юрасова; Под ред. Н. Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
- Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие [для вузов] / О. Г. Прохорова. – М. : Сфера, 2005. – 224 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для факультетов педагогики, психологии и социальной работы вузов / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2005. – 192 с.
- Целуйко, В. М. Психология современной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
- Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер ; Рос. Акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. – 2-е изд., стереотип. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 928 с.
- Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2005. – 768 с.
- Эйдемиллер, Э. Г Психология и психотерапия семьи : монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 656 с.
Законспектировать:
1. Бейкер, К. Теория семейных систем М. Боуена / К. Бейкер // Вопросы
психологии. – 1991. – № 6. – С. 155-164.
2. Бодалев, А. А. О службе семьи / А. А. Бондалева и др. // Психологический
журнал. – 1983. – № 4. – 91-98.
Темы рефератов:
- Человек и семья в информационном обществе: социально-психологические проблемы и пути их разрешения.
- Изображение семьи в отечественной и зарубежной литературе.
- Микроклимат в семье.
- Роль национальных традиций в семейных отношениях.
- Роль семьи в процессе социализации личности.
- Системный подход В. Сатир к описанию семьи.
- Структурный подход С. Минухина к описанию семьи.
- Системный подход М. Боуэна к описанию семьи.
- Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений.
Семинарское занятие № 2 (2 часа).
15 стр., 7499 слов
«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
... «Психология семьи с основами семейного консультирования». Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества Вопросы для обсуждения Брак в древности. Европейский брак в средневековье. Семья в библейские времена. Языческая модель семьи. Общехристианская модель семьи (семья ...
Тема: «Добрачные отношения, их генезис». Вопросы для обсуждения:
-
Половая социализация и подготовка к браку.
- Проблема адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.
- Понятие «способности к браку».
- Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.
- Теории выбора брачного партнера.
- Проблемы любви и брака.
- Типы мотивации сексуального поведения.
- Типология любви по исследованиям психологов.
- Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов.
Литература:
-
Адлер А. Наука жить / Пер. с англ. и нем. Киев, 1997.
- Волкова А.Н., Штильбанс В.С. На пороге семьи. Л., 1988.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
- Кратохвил.С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1998.
- Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1988.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.
- Шапиро Б.Ю. От закомства – к браку. М., 1989.
- Шнайдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. ЭКСМО – Пресс, 2000.
- Вейнигер О. Пол и характер. М.: Мирт,1994.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
- Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1990.
- Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях).
СПб.: Речь, 2002.
- Сурожский А. Таинство любви. СПб., 1994.
- Философия любви / Под ред. Горского Д.П. М., 1990.
- Фромм Э. Искусство любить.: Исследование природы любви. М., 1990.
Темы рефератов:
-
Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни.
- Основные причины идеализации партнера.
- Основные компоненты психологической готовности к браку.
- Психологические условия оптимизации взаимоотношений в предбрачном периоде.
- Социально-психологическая диагностика вступающих в брак.
- Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях.
- Сексуальность, любовь и брак (определение понятий).
- Типы мотивации сексуального поведения.
- Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти ( психологические модели Д.Теннов, Бершайда и Уостера, Д.Делиса, О.Вейнигера).
- Психологические критерии любви.
- Типология любовных переживаний по античным представлениям.
- Типология чувств по исследованиям Д.Ли.
- Типология любви по исследованиям американских психологов.
- Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.
Семинарское занятие № 3 (2 часа)
Тема: «Молодая семья, ее основные характеристики и проблемы».
Вопросы для обсуждения:
-
Понятие «идеализация партнера».
- Понятие адаптации и интеграции в семье.
- Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личностная.
- Конфликты в молодой семье и их связь с правилами в родительских семьях.
- Проблема распределения ролей в семье.
- Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
- Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности.
Литература:
Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии
... проблеме исследования: психокоррекция негативного отношения родителей к своим детям с проблемами в развитии Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов В литературе по специальной психологии ... которого представлена четырьмя основными фазами. Первая фаза характеризуется состоянием ... Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье умственно отсталого ребенка, рассматривается Р.Ф. ...
- Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб., 1998.
- Варга А.Я. Изменения отношений в семье // Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.
- Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М., 1991.
- Дементьева И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
Темы рефератов:
- Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни.
- Семейные роли, их распределение.
- Конфликты в молодой семье, основные причины.
- Проблемы молодой семьи.
Семинарское занятие № 4 (2 часа)
Тема: «Удовлетворенность браком и супружеская совместимость».
Вопросы для обсуждения:
- Понятие удовлетворенности браком и его стабильности.
- Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком.
- Основные этапы супружеских отношений. Кризисные периоды развития супружеских отношений.
- Супружеская совместимость, ее основные аспекты (уровни).
- Супружеские конфликты, их характеристика.
6. Зрелость личности и построение семейных отношений.
Литература:
- Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. МГУ,1987.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты. Л., 1984.
- Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.
- Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: Облик, 2000.
Темы рефератов:
- Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.
- Факторы и условия семейного благополучия.
- Модели взаимоотношений супругов в семье.
- Этапы супружеских и семейных отношений.
- Кризисные периоды развития супружеских отношений.
- Феномен супружеской совместимости.
Семинарское занятие № 5 (2 часа)
Тема: «Детско-родительские отношения.
Взаимоотношения поколений в семье.
Вопросы для обсуждения:
Отношение молодых семей к супружеской измене
... семьи. 2) выяснить отношение к измене. Гипотеза: в семьях с высоким взаимопониманием и удовлетворенностью браком, отношение к семейной неверности будет лояльным. молодая семья супружеская ... относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном ...
- Понятие детско-родительских отношений, их феноменология (родительская позиция, стили воспитания).
- Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений: психоаналитическая (Ф.Дольто, Д.Винникот, К.Бютнер), бихевиоральная, гуманистическая (Адлер, Дрейкурс, Т.Гордон, К. Рожжерс).
- Сущность родительских чувств. Материнская любовь, ее генезис. Отцовская любовь, источники и пути формирования.
- Структура семьи и занимаемое в ней положение ребенка. Отношения ребенка с другими детьми в семье.
- Прародители (бабушки и дедушки ) в системе семейных отношений.
- Исторические, культурные, этнографические источники формирования у родителей понятий о воспитании.
- Понятие семейного воспитания, его основные задачи и направления. Проблемы воспитания ребенка в семье.
Литература:
- Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
- Матейчик З. Родители и дети. – М., 19992.
- Мид. М. Культура и мир детства. – М., 1988.
- Спиваковская. А.С. Как быть родителями. – М., 1986
Темы рефератов:
- Типологии родительского отношения.
- Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка.
- Современное отцовство: стереотипы и новые тенденции.
- Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.
- Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.
- Психологические особенности многодетной семьи.
- Родительское отношение приемного родителя. Родительский стиль и сценарий жизни ребенка.
- Прародительство как возрастная задача развития средней и поздней взрослости.
- Типологии прародительского поведения.
- Роль бабушки/дедушки в жизни человека.
Семинарское занятие № 6 (2 часа)
Тема: «Разрушение брака и семьи».
Вопросы для обсуждения:
- Понятие ревности и ее типы.
- Особенности мужской и женской ревности.
- Внебрачные связи, их характеристика.
- Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.
- Проблема разводов и повторного брака в психологии.
- Основные мотивы разводов у мужчин и женщин. Сходство и различия.
- Формы развода: юридическая и психологическая.
- Типы взаимоотношений разведенных супругов.
- Последствия разводов для детей, мужчин и женщин.
Литература:
- Арноутова Е.П.Стабильность семьи, основанной на повторном браке //Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 1997.
- Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М.: Митр, 1995.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
- Кент М. Стратегия развода. СПб.: Лениздат, 1993.
- Ловас Ж., Сова Д. Повторный брак: Дети и родители. СПб., 1996.
Темы рефератов:
- Личностная и социальная идентичность супругов в процессе развода.
- Мифы о семье и семейных ролях.
- Кросскультурные исследования смешанных браков и мотивация разводов в них.
- Проблемы психологического анализа предразводной ситуации супругов.
- Развод как социально-психологический феномен и особенности его протекания в разных социальных группах.
- Факторы, способствующие росту количества разводов. Причины, мотивы развода.
- Стадии распада супружеских отношений по A.Macлоу.
- Модель переживания утраты по Э. Кюблер – Росс.
- Концепция распада эмоциональных отношений по Дж. А. Ли.
- Модель процесса распада эмоциональных отношений по С. Даку.
- Типы реагирования на развод.
- Стратегии поведения в ситуации развода. Последствия развода.
- Влияние распада семьи и развода на формирование личности ребёнка
- Психологическая помощь семье, переживающей развод, формы психологической помощи, этапы работы, тактика стабилизации супружеских отношений.
Семинарское занятие № 7 – 8 (2 часа) Тема: «Основы семейного психологического консультирования». Вопросы для обсуждения:
- Методы социально-психологической диагностики проблем семьи.
- Основы семейного консультирования.
- Основные стадии процесс консультирования.
- Методы и приемы, используемые в семейном консультировании.
- Способы организации процесса семейного консультирования.
- Добрачное и предбрачное семейное консультирование.
- Консультирование супругов по межличностным проблемам.
- Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений.
- Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений с детьми.
Литература:
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологические консультирование. – М., 1994.
- Сатир В. Семейная психотерапия. – М., 1995.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
- Шморина Е.В. О методах консультативной работы в ситуации развода.// Психология зрелости старения. – 2000. № 2.
Темы рефератов:
- Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период.
- Методы исследования оценки юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей.
- Методы, направленные на изучение оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества.
- Методы диагностики супружеских отношений.
- Методы изучения общения и взаимоотношений в супружеской паре.
- Методы исследования индивидуальности супругов.
- Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей.
- Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений.
- Диагностика детско-родительских отношений.
Задание 1: изучить следующие диагностические методики:
Методики по семье
... неосознаваемый уровень отношений человека. Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. ... к нарушениям функционирования семейной системы. Опросник спроектирован таким образом, что позволяет ... давно используется в ряде психодиагностических методов. При разработке ЦТО был использован ... это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи они ...
- методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина (С.В. Ковалевский);
- тест на превентивную удовлетворенность браком (С.В. Ковалевский);
- методика «Функционально-ролевая согласованность» (С.В. Ковалевский);
- анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко);
- тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда»;
- методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко);
- шкалы любви и симпатии (З. Рубина).
- опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М.Дубовская);
- проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер);
- методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова);
- методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М.Дубовская);
- методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
- методика «Семейная генограмма» (Э.Г.Эйдемиллер);
- опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Але
- шина, Л.Я. Гозман);
- опросник «Интересы – досуг» (Т.М.Трапезникова);
- тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Г.П.Бутенко, Т.Л.Романова);
- методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман);
- опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
- тест «Родительско-детские отношения» (Е.С.Шефер, Р.К.Белл, адаптирован Т.Н.Нещерет);
- тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ), (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
- тест-опросник родительского отношения (ОРО), (А.Я.Варга, В.В.Столин);
- опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова);
- тест «Рисунок семьи»;
- проективная методика Р.Жиля;
- методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г.Лидерс, И.В.Анисимова).
Задание 2. На основе подобранных диагностических методик провести исследование одной семьи.
Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)
... Старайтесь изображать людей полностью – не рисуйте карикатуры или плоский контур. МЕТОДИКА «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК» (ТЕСТ ДДЧ) Инструкция. Нарисуйте как можно лучше дом, дерево и человека. Помните, ... нарисовать не менее чем за20-30минут. ЧАСТЬ II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Для проективных методик, представляющих собой рисуночные тесты, особое значение имеют следующие данные. Ориентация в задании. Способность к ...