Учреждение образования 33

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ

И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальностям

«Психология» и «Практическая психология»

Брест 2006

УДК 378.147.85

ББК 74.58

Составители:

Г.В. Лагонда, Д.Г. Кривенко, И.В. Ефимчук

Рецензент

Кандидат психологических наук, доцент

М.А. Валитов

Печатается по решению редакционно-издательского совета

УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

Л1Подготовка, оформление и защита курсовых работ[Текст] : метод. рекомендации для студ., обучающихся по специальностям «Психология» и «Практ.психология» / [сост.: Г. В. Лагонда, Д. Г. Кривенко, И. В. Ефимчук] ;Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Психол.-пед. фак., Каф. психологии. – Брест : Изд-во БрГУ, 2006. – 39 с. – 50 экз.

Методические рекомендации написаны в соответствии с методическими указаниями, разработанными коллегией Министерства образования. Целью издания является помощь студентам в написании и оформлении курсовых работ с учетом специфических требований, предъявляемых к работам психологической направленности, выполняемым на разных этапах обучения в вузе.

29 стр., 14460 слов

Учет психологии потребителя туруслуг в работе турфирмы

... потребитель нуждается, предложенные практические рекомендации по усовершенствованию работы с клиентами турфирмы могут быть применены в реальной деятельности. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРУСЛУГ 1.1 Психологические ...

Предназначены для студентов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Практическая психология».

УДК 378.147.85

ББК 74.58

Учебное издание

Подготовка, оформление и защита курсовых работ

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальностям

«Психология» и «Практическая психология»

Составители Г.В. Лагонда, Д.Г. Кривенко, И.В. Ефимчук

Ответственный за выпуск С.К. Гребельная

Редактор С.В. Мосейчук

Корректор К.А. Хурсевич

Подписано в печать 29.03.2006. Формат 60×841/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Ризография. Усл. печ. л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,4.

Тираж 50 экз. Заказ № 155.

Издатель и полиграфическое исполнение:

УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина».

224016, Брест, ул. Мицкевича, 28.

ЛИ № 02330/277 от 30.04.2004.

© Издательство УО «БрГУ

им. А.С. Пушкина», 2006

Содержание

1 Общие положения……………………………………………………….

4

2 Руководство выполнением курсовой работы………………………….

5

2.1 Распределение обязанностей между студентом и руководителем курсовой работы…………………………………………………………..

5

  1. Выбор темы………………………………………………………..

6

2.3 Порядок проведения консультаций………………………………..

7

2.4 Порядок представления, защиты и оценки курсовых работ……..

8

3 Требования к содержанию курсовой работы………………………….

11

3.1 Подготовка к написанию курсовой работы………………………..

11

3.2 Титульный лист………………………………………………………

13

3.3 Содержание………………………………………………………….

14

3.4 Введение………………………………………………………… …..

14

3.5 Основная часть………………………………………………………

17

3.5.1 Общие положения………………………….………………….

17

3.5.2 Обзор литературы по теме исследования……………….……

17

3.5.3 Описание эмпирической части……………………………….

19

3.5.4 Виды курсовых работ…………………………………………

21

3.6 Заключение курсовой работы……………………………………..

25

3.7 Список использованных источников……………………………..

26

3.8 Приложения…………………………………………………………

26

4 Требования к оформлению курсовой работы…………………………

27

4.1 Общие требования к оформлению текста………………………..

27

4.2 Нумерация страниц………………………………………………..

28

4.3 Иллюстрации……………………………………………………….

29

4.4 Таблицы…………………………………………………………….

30

4.5 Формулы и уравнения……………………………………………..

32

4.6 Примечания…………………………………………………………

32

4.7 Ссылки и цитаты……………………………………………………

33

4.8 Приложения…………………………………………………………

33

4.9 Список использованных источников……………………………..

34

4.10 Образец оформления титульного листа…………………………

37

4.11 Примерная тематика курсовых работ……………………………

38

5 Заключение………………………………………………………………

39

1 Общие положения

Письменная курсовая работа – самостоятельная разработка студентом конкретной темы небольшого объёма с элементами научного анализа, отражающая приобретённые теоретические знания и практические навыки, умение отбирать и анализировать научную литературу, планировать и проводить эмпирическое исследование, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Данное определение, как и любое другое, является крайне лаконичным обобщением конкретного содержания и требует уточнения. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это словосочетание «с элементами научного анализа». Курсовая работа является малым, но всё-таки научным трудом. Его осуществление подразумевает освоение студентом навыков научно-исследовательской деятельности, которая самым серьёзным образом отличается от обыденных аудиторных занятий. Это совершенно иной вид учебной деятельности, который не сводится к банальному штудированию текстов учебников с последующим их воспроизведением на экзамене или зачёте.

Описать сущность научно-исследовательской деятельности достаточно сложно, тем более что в рамках курсовой работы не могут быть решены серьёзные научные проблемы. Да и сама сущность науки представляется неодинаково различным категориям людей. Философы, учёные, потребители научного знания, преподаватели видят науку под разными углами зрения. Студенты, которые ориентированы на то, чтобы осваивать знание, наработанное в той или иной науке, и само знание, и науку воспринимают в первую очередь с позиции понимания. Г.С. Абрамова отмечает, что наука в данном случае сводится к созданию нового для-себя-понимания.

Другими словами, курсовая работа открывает перед студентом возможность, используя методы и навыки научного исследования, найти ответы на те вопросы, которые его интересуют, но лежат при этом за рамками учебного процесса. Для студентов психологического отделения такая перспектива может оказаться особенно значимой. Авторитетные психологи отмечают, что приход человека в данную профессию очень часто связан с определённой личностной вовлечённостью. Выбирая специальность «Психология», многие молодые люди надеются в ходе обучения получить ответы на важные (может быть, даже жизненно важные) для себя вопросы. Ответов же в готовом виде в учебниках им чаще всего найти не удаётся. В этом случае именно проведение самостоятельного научного исследования позволяет сформировать искомое новое для-себя-понимание.

Если интерес к какой-либо теме носит у студента поверхностный характер, то на следующем курсе он может обратиться к изучению другого предмета. Если интерес достаточно глубок, студент имеет возможность углублять и расширять исследование выбранной темы вплоть до написания дипломной работы.

На первый взгляд может показаться, что выполнение письменной курсовой работы излишне отягощает жизнь студента, однако это далеко не так. В своей профессиональной деятельности каждый психолог сталкивается с вопросами, ответы на которые в готовом виде (в учебниках, в монографиях, в опыте коллег) он не находит. В этом случае для решения возникшей проблемы незаменимую помощь могут оказать навыки научно-исследовательской деятельности, приобретённые в вузе.

Таким образом, выполнение студентом письменной курсовой работы преследует следующие цели. Во-первых, она позволяет студенту изучить некоторые темы, выходящие за рамки учебного плана, и сформировать в отношении них новое для-себя-понимание. Во-вторых, написание курсовой работы способствует формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. В-третьих, данный вид работы позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами, зачётами и результатами прохождения практик, подготовленность будущего специалиста.

2 Руководство выполнением курсовой работы

2.1 Распределение обязанностей между студентом и руководителем курсовой работы

Рассматривая вопрос разделения обязанностей, следует снова обратиться к приведённому в начале предыдущего параграфа определению. В нём говорится о том, что курсовая работа является самостоятельнойразработкой студентом определённой темы. Это значит, что задача написания курсовой работы стоит перед студентом, а не перед преподавателем. Именно студент несёт ответственность за конечный результат, и именноего работа будет оцениваться в конце учебного года специальной комиссией.

Задачи, стоящие перед руководителем курсовой работы, сводятся главным образом к помощи в структурировании текста, контролю и оценке. Первая из задач является наиболее сложной и трудоёмкой. Решая её, преподаватель помогает студенту придать курсовой работе научную направленность.

Тема должна заключать в себе элементы научной новизны и актуальности. Содержание работы требует соответствия названию темы. Подача материала должна быть логичной. Необходимо следить за тем, чтобы мотивировка была научно обоснованной, а выводы аргументированными. Важно, чтобы эмпирическое исследование являлось логическим продолжением теоретического осмысления выбранной темы. Все части работы должны быть пронизаны единой идеей и направлены на реализацию заявленной цели. Все требования к содержанию курсовой работы будут представлены ниже в соответствующем разделе данных методических рекомендаций. Задача руководителя (касательно содержания курсовой работы) заключается в том, чтобы подсказать студенту, что требует изменений и почему. Таким образом, речь снова идёт о помощи со стороны преподавателя, а не о соавторстве.

Существует ещё масса предъявляемых к курсовой работе формальных требований (от необходимости придерживаться строгого научного стиля изложения материала до правильности нумерации страниц).

Они также будут представлены в соответствующем разделе. В этом плане задача руководителя – это задача контроля. Преподаватель высказывает замечания и следит за устранением соответствующих недочётов.

Функция контроля включает в себя отслеживание своевременности выполнения студентом этапов курсовой работы, проверку текста и допуск работы к защите.

В последующем руководитель курсовой работы включается в состав комиссии по защите курсовых работ и принимает самое непосредственное участие в её оценке.

Следует отметить, что курсовая работа выполняется студентом параллельно с другими формами учебной деятельности (аудиторные занятия, тренинги, практики).

На её написание отводится один учебный год. На руководство курсовой работой преподавателю отводится четыре учебных часа.

Таким образом, выполнение курсовой работы является самостоятельно осуществляемой студентом формой учебной деятельности.

2.2 Выбор темы

Выбор темы происходит на одной из первых консультаций в начале учебного года. Оптимальной представляется ситуация, когда студент проявляет инициативу в этом вопросе. Если у него присутствуют интерес к исследованию и увлечённость идеей, конечный продукт, как правило, оказывается качественным. Обычно студент крайне общо описывает тему, которая его интересует. В таком случае необходима помощь руководителя. В процессе взаимодействия студента и преподавателя происходит постепенная конкретизация темы курсовой работы и придание ей направленности, соответствующей статусу научного исследования.

Тема курсовой работы может определяться и иным способом. Каждый преподаватель занимается научной работой. Существует определённая сфера научных интересов, наиболее близкая ему. Соответственно руководитель может предложить студенту такую тему курсовой работы, которая представляет интерес для него самого. Очень часто, попадая в такую ситуацию, студенты считают, что с них снимается ответственность за результаты исследовательской работы, что преподаватель чуть ли не должен надиктовывать им готовый текст. Это ошибка. Даже при подобном подходе к выбору темы распределение обязанностей между студентом и руководителем курсовой работы остаётся таким, каким оно было описано в разделе 2.1. Преподаватель формулирует тему и подлежащие решению задачи, а студент, разрабатывая и осуществляя комплекс научно-исследовательских мероприятий, выполняет их.

В последующем тема может уточняться, но не может быть изменена на абсолютно новую.

Естественно, в ходе научной работы любой исследователь сталкивается с затруднениями и с необходимостью в помощи. Для оказания руководителем курсовой работы помощи студенту предусмотрены специальные консультации.

2.3 Порядок проведения консультаций

Консультации студентов руководителями курсовых работ осуществляются в фиксированное время в соответствии с графиком, представленным на доске объявлений кафедры психологии. В связи с производственной необходимостью и по взаимному согласованию заинтересованных сторон время консультирования может изменяться.

Особенно важной представляется первая консультация. Как правило, она носит групповой характер. Преподаватель собирает одновременно всех студентов, которые намерены под его руководством выполнять курсовые работы, и сообщает им требования, предъявляемые к подобного рода работам. В ходе данной встречи начинается также процесс выбора тем исследований, который должен быть завершён в течение одной-двух ближайших недель.

При последующих консультациях, обычно носящих индивидуальный характер, студент отчитывается перед руководителем о ходе исследования. Кроме того, он имеет возможность получить от преподавателя помощь в связи с затруднениями, которые возникают в процессе работы. В свою очередь, руководитель использует консультации для того, чтобы высказать замечания (если таковые возникают), внести предложения и своевременно скорректировать, таким образом, направление работы.

Студент должен приходить на консультацию подготовленным. Во-первых, он должен быть готов отчитаться о работе, проделанной с момента предыдущей встречи. Во-вторых, ему необходимо иметь при себе все наработки, сделанные начиная с первой консультации. Речь идёт о записях, в которых фиксируются полученное задание, перечень особых требований к нему, наброски плана работы, список отобранных библиографических источников, конспекты прочитанных монографий и, наконец, фрагменты собственноручно созданного студентом текста. Если студент приходит на консультацию без собранного им материала, теряется предмет обсуждения. Более того, создаётся впечатление, будто он реально над темой ещё не работал.

Консультации по курсовым работам, как уже отмечалось, носят преимущественно индивидуальный характер и осуществляются по мере необходимости. Тем не менее они должны быть достаточно регулярными. Опыт подсказывает, что в невыгодном положении оказываются те студенты, которые появляются на консультации лишь однажды в конце учебного года. Они сдают готовый, по их мнению, вариант курсовой работы и бывают очень разочарованы. Разочарование возникает в связи с тем, что руководитель в лучшем случае делает массу замечаний и уточнений. На внесение соответствующих изменений приходится тратить немало времени.

В худшем случае может оказаться, что представленная работа не соответствует ни заявленной теме, ни требованиям, предъявляемым к содержанию и форме курсовых работ. Тогда ситуацию, в которой оказался студент, можно классифицировать как критическую. Чтобы избежать её, рекомендуется регулярно в течение всего учебного года консультироваться с руководителем курсовой работы.

  1. Порядок представления, защиты и оценки курсовых работ

Окончательный вариант курсовой работы сдаётся студентом руководителю за неделю до её защиты (соответствующая дата определяется решением кафедры).

Руководитель в течение этой недели осуществляет проверку представленного текста и принимает решение о допуске к защите. Если работа не соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к подобного типа работам, она не допускается к защите.

Защита курсовой работы является особой формой проверки результатов научного исследования, проведённого студентом. Защита призвана приучать студента к всестороннему обоснованию предложенных им выводов, к глубокому пониманию выполненной работы.

Для проведения защиты назначается специальная комиссия, включающая двух-трёх преподавателей кафедры, одним из которых является руководитель курсовой работы. Публичный характер защиты позволяет ознакомить группу с работой каждого из студентов.

Процедура состоит из короткого доклада (5–7 минут) и ответов на вопросы. В своём выступлении студент должен представить информацию по следующим пунктам: актуальность темы; цели и задачи проведённого исследования; теоретические и методические положения, на которых базируется работа; результаты проведённого анализа изучаемой проблемы; результаты эмпирического исследования; выводы и перспективы дальнейшей разработки темы. Выступление должно быть кратким, логичным и убедительным. В него не следует включать теоретические положения, заимствованные из литературных источников, так как они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных результатах и обобщениях.

В процессе защиты курсовой работы можно (и даже желательно) использовать наглядные пособия и иллюстрации. Они помогут усилить доказательность выводов и предложений. Демонстрируемые схемы, графики, диаграммы следует увеличить и вывесить на доске либо использовать несколько копий распечатанных материалов для представления членам комиссии и присутствующим.

По окончании выступления студенту могут быть заданы вопросы. Их могут задавать как члены комиссии, так и присутствующие на защите студенты. Отвечая на вопросы, автор курсовой работы должен дать логичные и аргументированные объяснения по существу заданных вопросов. Если заданный вопрос выходит за рамки темы исследования, можно корректно указать на это присутствующим. Однако правильнее попытаться сформулировать и обосновать свою позицию по заданному вопросу. Комиссию в данном случае будет прежде всего интересовать, как студент ориентируется в теме.

В результате защиты курсовая работа, согласно действующему Положению о курсовых работах, экзаменах и зачётах в высших учебных заведениях, оценивается дифференцированной отметкой. Она выставляется в ходе обсуждения выступления студента и доводится до него после завершения защиты всех работ.

Критерии оценки:

Введение

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Точность формулировки проблемы исследования.
  3. Правильность формулировки объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования.
  4. Оригинальность идеи, научная новизна исследования.

Теоретическая часть

  1. Грамотность анализа литературы по теме исследования.
  2. Логика и системность изложения.
  3. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования.
  4. Логичность и аргументированность постановки проблемы (или формулировки гипотезы) эмпирического исследования.

Эмпирическая часть

  1. Выбор и обоснование методов и методик исследования.
  2. Корректность организации исследования.
  3. Грамотность анализа и интерпретации результатов.
  4. Связь результатов эмпирического исследования с теоретической частью работы и гипотезой.

Защита курсовой работы

  1. Логичность и аргументированность изложения материала.
  2. Владение понятийным аппаратом.
  3. Умение вести дискуссию.
  4. Выступления на научных конференциях и наличие печатных работ по теме исследования.
  5. Наличие и оформление наглядных материалов.

Общие требования к работе

  1. Соответствие теме и непротиворечивость структуры.
  2. Самостоятельность исполнения.
  3. Правильность оформления.

Оценки 9–10 выставляются, если курсовая работа соответствует перечисленным выше требованиям и не вызывает замечаний.

Оценки 7–8 выставляются, если работа в целом соответствует требованиям, но есть замечания и недочёты.

Оценки 4–5–6 выставляются, если в работе имеются многочисленные или существенные нарушения требований.

Оценки 1–2–3 выставляются, если работа отсутствует или грубо не соответствует требованиям.

Оценка курсовой работы записывается в ведомость. Положительная оценка записывается также в зачётную книжку.

Курсовые работы, отличающиеся научной новизной и качественным исполнением, могут быть представлены в виде докладов на вузовских и межвузовских студенческих научных конференциях, а основные их результаты и выводы могут быть опубликованы. Кроме того, они могут стать основой дипломной работы.

Студент, не представивший или не защитивший в установленный срок курсовой проект, считается имеющим академическую задолженность.

3 Требования к содержанию курсовой работы

3.1 Подготовка к написанию курсовой работы

Курсовая работа должна содержать:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основную часть, представленную разделами;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

Название работы должно определять область проведённых исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Однако, прежде чем приступить непосредственно к написанию курсовой, необходимо провести соответствующую подготовительную работу, так как результат курсового исследования во многом зависит от правильной организации времени и планирования этапов подготовки курсовой работы. Одним из первых этапов подготовки курсовой работы является выбор темы. Подробнее об этом говорилось в пункте 2.2.

Составление списка литературы. Следующим этапом является составление предварительного списка литературы по исследуемой проблеме (предварительного потому, что в ходе последующей работы будут встречаться новые источники, которые дополнят этот список).

Для отбора необходимой литературы можно использовать соответствующий раздел учебника (учебного пособия), в рамках которого определена тема курсовой работы. В конце раздела обычно имеется библиографический указатель или список рекомендуемой литературы. Из него можно выписать издания, тематика которых соответствует теме курсовой.

Далее следует отправиться в библиотеку. Сначала есть смысл посетить зал каталогов. Каталоги представляют собой карточки с информацией (иногда в виде брошюр) об имеющихся в библиотеке литературных источниках. Существуют четыре вида каталогов: алфавитный, предметный, систематический и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу логично обращаться, если есть точное название литературного источника и фамилия его автора. В предметном каталоге информация сгруппирована по тематическому признаку. Тематические (предметные) рубрики следуют в алфавитном порядке. Особое внимание рекомендуется уделить систематическому каталогу, в котором названия работ сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, а рубрики расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. С помощью систематического каталога можно выяснить, какие именно литературные источники имеются в библиотеке по изучаемой проблеме. Если студент затрудняется найти какой-либо каталог, то он может проконсультироваться у библиографа. Просматривая каталог, надо выписывать информацию об источнике и его шифр.

! Логично завести отдельный лист для списка литературы, куда будут заноситься новые источники информации в процессе всей работы над курсовой. При этом следует фиксировать все библиографические сведения об издании (фамилия и инициалы автора, заглавие издания, город, год издания, количество страниц, указанные на карточке или в библиографическом описании книги).

Это необходимо для правильного составления списка использованных источников. Необходимо также выписывать шифр издания, по которому можно найти работу в библиотеке.

Следующим шагом является посещение читального зала и/или зала абонементов, где заказывается необходимая литература. Если студент считает, что отобранной литературы недостаточно, он может обратиться к библиографическим указателям в отобранных им литературных источниках. Если в библиотеке есть журналы по психологии, то важно познакомиться со статьями, в которых рассматриваются вопросы, связанные с изучаемой проблемой. Как правило, самая свежая информация содержится именно в научных журналах: для публикации научной статьи требуется намного меньше времени, чем для издания монографии.

! Для быстрого просмотра статей стоит заказать последние номера журналов за последние 3–4 года. В конце их представлены списки всех статей, опубликованных в течение года с указанием номера журнала. Далее следует заказать только те журналы, в которых опубликованы необходимые для работы статьи.

Работа с научной информацией. Обработка информации, представленной в научных работах (статьи, монографии), является одной из самых важных составляющих успеха подготовки курсовой работы. Часто у студентов возникает вопрос, сколько литературных источников должно быть проанализировано и представлено в списке литературы. Вряд ли можно говорить об однозначном ответе на этот вопрос, т.к. по каждой теме количество имеющихся работ разное. Опыт показывает, что проработка темы часто оказывается неполной, если задействовано меньше 8 источников. Так же условно можно обозначить и верхнюю границу – 25 источников. Рассмотреть большее количество книг и статей в течение имеющегося времени на подготовку очень сложно, да и для решения задач, связанных с подготовкой курсовой работы, этого количества обычно достаточно.

При работе с научными текстами целесообразно делать выписки основных идей. Выписки могут быть дословными (прямые цитаты) или свободными (косвенное цитирование, авторское изложение прочитанного).

Использование прямых цитат желательно, когда мысль автора излагается ярко и лаконично. Косвенное цитирование уместно тогда, когда речь идёт о больших отрывках текста, которые приводить в полном объёме сложно. При свободном изложении особое внимание надо уделять тому, чтобы не искажался смысл прочитанного.

! Как при свободном, так и при дословном цитировании необходимо помечать на черновиках: листах, карточках, в тетради – источник информации, а также номер страницы. Эти данные понадобятся, когда будет верстаться теоретическая часть. Если у студента имеется полное описание всех литературных источников на отдельном листе, на карточке (листе) с выпиской достаточно указать фамилию автора и название работы.

Часто в процессе работы с информацией целесообразно делать конспект. Конспект – фиксация наиболее важных идей работы после её прочтения с соблюдением последовательности и логики изложения. В ходе чтения может быть составлен предварительный план для конспектирования. При этом в конспекте необходимо помечать, в каком месте работы (на каких страницах) содержатся конспектируемые идеи.

! В настоящее время нельзя забывать и об определённых возможностях по поиску научной информации посредством Интернета. Данный ресурс пока следует рассматривать как дополнительный, т.к. источников, которые можно признать действительно научными, не очень много. Но если у студента есть доступ к Интернету, то через соответствующие поисковые системы он может найти как статьи, книги, так и сведения о литературе, которую впоследствии может заказать в библиотеке.

Изучая работы по заявленной проблеме, необходимо анализировать содержащиеся в них методики. Может оказаться, что какая-то методика подходит для проведения практической работы. После согласования с научным руководителем обоснованности использования данной методики следует сделать её ксерокопию или рукописный вариант.

3.2 Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где была выполнена курсовая работа; наименование кафедры, при которой была выполнена курсовая работа; название курсовой работы; факультет, курс, специальность, учебная группа, фамилия, имя, отчество автора; учёная степень, учёное звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год. Более подробные требования и образец оформления титульного листа представлены в разделе 4.10.

3.3 Содержание

Раздел «Содержание» включает в себя названия структурных частей курсовой работы («Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения»), названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы. Оглавление приводится вначале, т.к. это позволяет сразу увидеть структуру работы.

Необходимо помнить о том, что раздел «Содержание» – это не просто перечень разделов работы. Это план, задающий логику построения материала и позволяющий, таким образом, раскрыть тему курсовой работы.

3.4 Введение

Введение – вступительная, начальная часть курсовой работы. В нём обосновывается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, определяется общая цель курсовой работы, конкретные её задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость полученных результатов. Введение должно соответствовать содержанию и, следовательно, отражать логику построения и выполнения студентом курсовой работы.

Актуальность темы курсовой работы. Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее здесь задача студента состоит в том, чтобы сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узко научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Там, где это уместно, автор работы может подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального плана, обосновать её с точки зрения накопившихся социальных проблем и т.п. Другими словами, речь идёт о своего рода коротком сочинении на тему «Почему тема «…» является важной и актуальной в настоящее время».

Далее следует кратко остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных учёных. Вместе с тем следует показать, что ещё осталось в ней неразработанного, чтобы было понятно, с какой целью было инициировано данное исследование. Итогом должен стать вывод о том, что данная тема раскрыта недостаточно (или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей доработке.

Объект и предмет исследования. Объект – та часть реального мира, которая познается, изучается и (или) преобразуется студентом. Цели и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом. Предмет исследования – это те наиболее значимые с практической точки зрения характеристики, свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также их взаимосвязи и взаимовлияния.

Гипотеза. Гипотеза исследования – это предположение, предвидение, прогноз, фиксируемые в виде утверждения, которое проверяется эмпирическим путём. В ней должно отразиться мнение автора о том, как наилучшим образом может быть разрешена изучаемая проблема. В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не стоит бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, так как они тоже вносят свой вклад в процесс познания. Необходимость использования гипотезы в курсовом исследовании определяется его автором.

! Примеры:

Пример 1. Тема курсовой работы «Особенности переживания образа тела в разных группах психического здоровья».

Объект исследования: образ тела как компонент Я-концепции.

Предмет исследования: особенности образа тела в разных группах психического здоровья.

Гипотеза исследования: в группе подростков с вегетативно-сосудистой дистонией образ тела более дифференцирован, чем в группе здоровых детей, и положительно коррелирует с когнитивной сложностью. В группе с ВСД также будет больше крайних значений по показателям типов границ, а во второй группе – больше средних значений.

Пример 2. Тема курсовой работы «Гештальттерапевтический подход к психосоматическим заболеваниям (на примере булимии)».

Объект исследования: гештальттерапевтический подход применительно к психосоматическим заболеваниям.

Предмет исследования: возможности гештальттерапевтического подхода в лечении булимии как психосоматического заболевания.

Гипотеза исследования: гештальт-терапия является эффективным методом лечения психосоматических заболеваний.

Цель и задачи исследования. Формулировка цели и задач курсовой работы должна быть по возможности чёткой и краткой. Цель исследования – это представление о возможном результате исследования; конечной целью исследования является установление закономерностей, выявление путей, факторов, средств, устойчивых зависимостей в изучаемом процессе. Её назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это определённые действия, выполнение которых позволяет реализовать цель.

! Безусловным требованием к тексту курсовой работы является его соответствие цели и поставленным задачам. При определении целей и задач исследований необходимо их правильно формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильнее будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать» и т.д.

Пример:

Тема курсовой работы «Особенности возрастных стереотипов у юношества».

Цель исследования: изучить особенности возрастных стереотипов у юношества.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть феномен стереотипа как неотъемлемого аспекта социальной жизни общества;
  2. раскрыть особенности возрастных стереотипов и их влияние на поведение;
  3. провести экспериментальное исследование особенностей возрастных стереотипов у юношества.

Методология и методы проведённого исследования. При написании введения необходимо коснуться методологии и методов исследования. В рамках курсовой работы достаточно назвать использованные методы и методики. Более подробное их описание даётся в соответствующих главах курсовой работы.

Научная новизна и значимость полученных результатов. При изложении научной новизны проведённого исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность достигнутых результатов.

Практическая значимость полученных результатов. В курсовой работе по возможности должны приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Желательно не ограничиваться простым перечислением организаций, которые могут прибегнуть к результатам исследования, а указывать точные координаты их предполагаемого использования. Кроме того, можно показать степень готовности к использованию, масштабы возможного применения результатов курсовой работы, конкретные пути их реализации.

Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор ещё не вполне овладел материалом по теме.

Не рекомендуется делать введение объёмом более 2–2,5 страницы.

3.5 Основная часть

3.5.1 Общие положения

Основная часть курсовой работы содержится в разделах, в которых даётся:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследования;
  • изложение общей концепции и основных методов исследования;
  • описание эмпирической части, применяемого оборудования и техники эксперимента;
  • анализ и обобщение результатов исследования.

Основная часть работы включает два-четыре раздела, которые разбиваются на подразделы и пункты. Каждый раздел посвящается решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается констатацией итогов. Распределение основного материала курсовой работы по разделам, подразделам и пунктам осуществляется автором работы.

Необходимо избегать логических ошибок (например, одинаковое название курсовой работы и одной из её глав).

3.5.2 Обзор литературы по теме исследования

В обзоре литературы студент даёт очерк основных этапов в развитии научной мысли по изучаемой проблеме. Сжато и критически рассмотрев предыдущие работы, следует назвать те вопросы, которые остались неразрешёнными и, таким образом, определить своё место в решении проблемы (задачи).

При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования. Цитируемый текст приводится точно, без искажений. Пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием. Цитата заключается в кавычки.

Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трёх источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причём это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, чем в учебной литературе. Таким образом, акцент делается на анализе монографий, научных статей, диссертаций и их авторефератов. Каждое значимое положение курсовой работы должно быть обосновано ссылками на подобные публикации.

Выполняя работу, не следует перегружать её длинными цитатами. Например, давая определение, лучше своими словами пересказать, кто из учёных и в каких источниках даёт то или иное определение (понятие) этого термина, и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях учёных.

Анализ литературы по теме исследования должен обязательно отражать отношение автора к затрагиваемым сторонам проблемы. Высказывание собственного мнения следует начинать с преамбулы: «На наш взгляд, позиция И.И. Иванова в данном вопросе является спорной, потому что…» или «Мы полагаем, что в подходе С.С. Сидорова глубоко обоснована возможность…»

! Если при освещении теоретических положений курсовой работы студент не делает ссылок, это означает, что приведённый текст полностью является авторским (т.е. в нём содержатся идеи только самого студента).

Единственная проблема, которая может у него возникнуть в связи с этим – это немой вопрос со стороны проверяющего работу: «А почему этот молодой человек ещё не доктор наук?»

В конце каждого раздела и подраздела следует приводить краткие выводы (резюме), которые подводят итог каждому этапу исследования и дают возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Каждое такое резюме – это лаконичный ответ на вопрос: «Каким образом представленный в разделе (подразделе) материал приблизил автора к реализации цели исследования?» К сожалению, очень часто студенты не могут справиться с этой задачей. Причина, как правило, проста: изучая литературу, автор забыл, над какой темой работает, какую цель преследует и какую гипотезу проверяет.

Завершая теоретическую часть курсовой работы, студент должен дать оценку состояния изученности проблемы в настоящее время и обосновать необходимость проведения дополнительных эмпирических исследований.

3.5.3 Описание эмпирической части

Практическая работа является логическим продолжением теоретической. Исследуя проблему, автор исходит из тех теоретических положений, которые были обоснованы, и использует те методы и методики, которые наиболее подходят для изучения заявленного предмета. Иными словами, в практической части курсовой работы студент с исчерпывающей полнотой излагает собственное исследование. В частности, им описываются объект и предмет исследования, гипотеза, методология и методы исследования, цели и задачи, описание техники эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования.

Объект и предмет исследования. В практической части в большей степени конкретизируются выделенные во введении предмет и объект исследования.

Пример: «Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению возрастных стереотипов. Объектом исследования являлась социальная перцепция. Предметом исследования выступали возрастные стереотипы у юношества».

Цель исследования.

Это желаемый конечный результат исследования. В контексте требований к курсовой работе наиболее типичными могут быть следующие цели:

  • определение характеристик явлений, мало или противоречиво изученных;
  • выявление взаимосвязей отдельных характеристик и явлений;
  • определение влияний и соотношений изучаемых психологических характеристик;
  • адаптация методик, т.е. приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;
  • обобщение, выявление общих закономерностей.

Предложенный перечень целей условен, в одном исследовании может быть несколько целей.

Задачи исследования. Это своеобразный перечень вопросов, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Другими словами, это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Вначале, как правило, формируются задачи процедурного характера, касающиеся отдельных этапов психодиагностики. Завершают перечень задачи аналитического плана, ориентированные на сравнение изучаемых явлений.

Методики исследования. В этом разделе описывается то, как реализовывались поставленные задачи в ходе исследования, характеризуется место, условия его проведения, использованные методики, последовательность их применения.

При описании методики рекомендуется придерживаться определенной последовательности: точное название, фамилия автора оригинального варианта, существующие модификации, назначение (указать измеряемый психологический феномен), сфера применения (возрастные границы, образовательный уровень испытуемых), вид стимульного материала, инструкция и процедура проведения, способ обработки и регистрации показателей, интерпретация и нормы, сведения о надёжности и валидности. Все сведения по используемой методике должны быть подкреплены сносками на соответствующие литературные источники. Сам стимульный материал, полный текст инструкции и образцы протоколов вынесены в приложения, на которые дается сноска в тексте. Раздел завершается указанием на методы и способы обработки первичных данных (если используется несколько методик и между различными показателями выявляется взаимосвязь).

Анализ и обобщение полученных результатов. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и подводить к достижению поставленной цели. Полученные данные подвергаются количественному и качественному анализу, выявленные связи и отношения анализируются и интерпретируются. Кроме того, практическая часть содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Выбор статистических процедур следует обосновать с точки зрения соответствия решению поставленных задач. На втором курсе статистическая обработка полученных данных возможна, на третьем – желательна, на четвёртом – обязательна.

Результаты исследования могут также представляться в виде таблиц, иллюстраций, графиков, схем, диаграмм, рисунков, фотографий. Выбор формы представления зависит от типа результатов (количественные или качественные), а также диктуется соображениями удобства восприятия и наглядности.

Выводы. Включают перечень результатов исследования, которые формулируются в общем виде без детализации. Даётся их краткое содержание и оценка с точки зрения соответствия цели исследования. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют, противоречат им или дополняют их. Если исходной в исследовании была проблема, отмечается, насколько полученные результаты могут свидетельствовать о выявлении ее причин. На основании этого предполагаются конкретные рекомендации по их устранению или коррекции или, в случае недостатка данных, формулируется гипотеза дальнейшего исследования.

3.5.4 Виды курсовых работ

Курсовые работы, выполняемые студентами психологического отделения, по своим качественным особенностям могут быть классифицированы на экспериментальные, феноменологические, терапевтические, коррекционно-терапевтические и работы, направленные на методическое совершенствование психодиагностического процесса. Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов.

Так, если работа носит феноменологический характер и не имеет внедрения в практику, следует соответствующим образом выстроить её структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Здесь же проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы.

Феноменологическое описание включает:

  • анализ имеющихся определений изучаемого явления; характеристику разнообразия его понимания, полноты или фрагментарности;
  • описание проявлений изучаемого феномена (сфера проявлений, интенсивность, индивидуальные особенности, условия проявлений); описание может быть проиллюстрировано примерами как из реальной жизни, так и из художественной литературы;
  • место изучаемого явления среди других родственных явлений, взаимосвязь с другими уровнями человеческой организации.

Экспериментальная работа. Данный тип работы представляет собой психодиагностическое исследование, которое может подчиняться одному из двух типов цели. В первом случае оно служит средством выявления источников и причин существующей проблемы. В этом смысле проблема предшествует диагностическому исследованию. Конечной целью исследования может служить поиск причин с выработкой впоследствии рекомендаций по их устранению или коррекции. С другой стороны, психодиагностическое исследование может служить средством поиска потенциальных проблемных областей, а также выявления потенциальных возможностей, способствующих личностному развитию. Его результаты позволяют выдвигать гипотезы с целью дальнейшего более детального исследования выявленной проблемной области. В первом случае проблема уже существует, во втором о её наличии и тем более характере почти ничего неизвестно.

Экспериментальная работа может быть посвящена изучению отдельного психического образования или может строиться на исследовании взаимосвязей и взаимоотношений нескольких психических образований одной или различных сфер жизнедеятельности детей, подростков и прочих возрастных групп. Например, в рамках исследования когнитивной сферы могут изучаться взаимосвязи различных характеристик, взаимоотношения отдельных граней интеллекта с проявлениями креативности, интеллектуальной рефлексии и др. Рекомендуемый объём выборки должен составлять не менее 40 человек.

Терапевтическая работа. В теоретической части обязательно должно содержаться описание подхода, который используется для терапии. Необходимо обосновать выбор именно этого терапевтического подхода среди других для работы с данной проблематикой.

Практическая часть может быть построена на описании одного случая работы с клиентом на протяжении 15–20 сессий. Вначале приводятся цель, предмет, объект, гипотеза (при необходимости), методы исследования, результаты диагностики на предмет заявленной проблемы, краткий анамнез. Далее следует терапевтический анализ сессий с приведением примеров.

! Пример: «Вторая сессия работы с клиенткой была направлена на исследование проблемы. Л. рассказала, когда у неё начались проблемы с питанием.

Клиент (в дальнейшем будет использоваться обозначение К.): «Точно не помню, с чего всё началось. Кажется, вся моя жизнь до университета состояла в попытках сидеть на диетах, чтобы похудеть. Помню, я всегда считала себя толстой и активно разрабатывала диеты для похудения. Но выдержать диету и похудеть у меня не получалось. Я приступала к разработке новой диеты в надежде, что наконец-то я это сделаю».

Прояснение чувств, которые сопровождали процесс нарушения питания, показало наличие у Л. механизма патологической ретрофлексии (что также можно было предположить, исходя из теории гештальт-терапии о механизме формирования психосоматических симптомов)».

После окончания работы с клиентом проводится ещё один диагностический замер, чтобы выявить степень эффективности терапии. В конце делаются общие выводы (например, о степени эффективности данного терапевтического метода с заявленной проблемой).

Отдельно необходимо отметить тот факт, что необходимо согласие клиента на использование полученных результатов.

Пример: «Информирование клиента об использовании полученных результатов: я, К. Е. Д., даю согласие на то, чтобы материал, полученный в процессе психотерапии, был использован в исследовательской работе».

Работа коррекционно-терапевтической направленности. Данный вид курсовой работы в какой-то степени объединяет в себе психодиагностический и терапевтический виды работ. Практическая часть, так же как и описанные выше, включает объект, предмет, цель, задачи исследования. Далее выделяются признаки (особенности, критерии), которые предполагается подвергнуть коррекции. Проводится диагностический срез по определению начального уровня выделенных признаков. Затем разрабатывается коррекционная программа. Происходит её апробация на выборке не менее 15 человек. После проведения коррекционной программы необходимо проведение контрольного диагностического среза, чтобы определить, произошли ли какие-либо изменения и является ли данная коррекционная программа достаточно эффективной.

Методическое совершенствование психодиагностического процесса. Такая курсовая работа также может быть направлена на:

  1. создание психодиагностической методики;
  2. создание банка психодиагностических методик;
  3. адаптацию методики.

Рассмотрим подробнее перечисленные выше виды курсовых исследований.

1) Создание психодиагностической методики. Данный вид исследовательской работы предполагает, что особое внимание будет уделено практической части, но и к теоретическим главам предъявляются свои требования. Во-первых, следует выделить проблему и предмет диагностики (то, что станет непосредственным объектом измерения, то, что будет измерять созданная методика).

Следующий шаг – определить границы понятия (этап уточнения предмета).

Данная процедура осуществляется через проведение дифференциального анализа рассматриваемого понятия с близкими и противоположными по значению понятиями.

Третий шаг по конструированию методики связан с уточнением феноменального поля понятия. Для этого необходимо как можно более подробно описать тот феномен, который представлен в понятии, создать по возможности полную картину данного феномена.

На следующем этапе из выделенных объективных способов проявления понятия необходимо отобрать наиболее значимые, которые будут выполнять роль критериев для распознавания (диагностики) предмета. Далее производится выбор формы методики. Форма методики определяется спецификой предмета диагностики и исследовательскими целями. На этом же этапе происходит выбор стимульного материала.

После определения формы стимульного материала производится его подбор. Выбор содержания стимульного материала осуществляется из того феноменального поля понятия, которое явилось результатом предшествующей работы с учетом выделенных критериев предмета диагностики. При отборе отдельных заданий (вопросы, утверждения) необходимо определить индекс эффективности каждого из них. Для этого можно прибегнуть к методу экспертов. В качестве еще одной из стратегий отбора стимульного материала можно воспользоваться пилотажным исследованием. Минимальный объем выборки должен быть в два раза больше, чем количество заданий.

Разработкой инструкции завершается этап создания теста. Следу-ющий этап посвящается его проверке соответствию критериям качества, а также его стандартизации и адаптации. Основными критериями качества диагностической методики считаются валидность и надежность.

Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств и особенностей, а также насколько эффективно она это делает. Высокий коэффициент валидности методики свидетельствует, что тест измеряет то, что мы хотим измерять. Необходимо помнить, что в случае создания тест-опросников валидность всегда должна проверяться психометрическими методами с использованием математической статистики.

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действий возможных случайных факторов (личность диагноста, время, место и др.).

Чаще всего используются следующие способы проверки методики на надежность: тест-ретест, метод расщепления, метод Къюдера-Ричардсона (альфа Кронбаха), надежность взаимозаменяемых форм.

Заключительным этапом в разработке психодиагностической методики является ее стандартизация и адаптация. Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация методики позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым, с таковыми в генеральной совокупности или соответствующих группах. Для тест-опросников разрабатываются статистические тестовые нормы. Для их вычисления обращаются к методам математической статистики.

2) Создание банка психодиагностических методик. Иногда бывает так, что для исследования (измерения) какого-либо феномена трудно найти соответствующие методики. В этом случае работа направлена на создание банка (батареи) методик. В теоретической части подробно рассматривается тот феномен, методики для которого предполагается подбирать. В практической части выделяются критерии изучаемого феномена. Затем по этим критериям подбираются методики. Выбранные методики и/или их части сопоставляют между собой (например, для того, чтобы исключить дублирующие друг друга).

Заключительным этапом является апробация батареи на трёх-пяти испытуемых, чтобы показать её пригодность к практическому использованию.

3) Адаптация методики. Данный вид курсового исследования схож с созданием методики. Отличие заключается в том, что берётся уже готовая методика, переведённая, например, с английского языка. Другими словами, не требуется создавать тест с нуля, а надо адаптировать его к особенностям нашей культуры, жизненного уклада и прочим особенностям. Далее проводится её проверка по отдельным психометрическим свойствам – репрезентативности, надежности, валидности, достоверности и т.д.

3.6 Заключение курсовой работы

В этом разделе должны содержаться теоретические и практические выводы и предложения, к которым студент пришёл в результате исследования и которые должны соответствовать приведённым ранее целям и задачам работы и гипотезе исследования. Формулировать их следует в виде тезисов. Также необходимо указать практическую значимость полученных результатов.

! Написать заключение помогают те резюме, которые делались в конце разделов и подразделов теоретической части, обобщения по всей теоретической части, а также выводы о выполненной опытно-экспериментальной работе. По сути, заключение представляет собой соединение (в единый логический текст) выводов по всем частям курсовой работы.

Условно можно считать, что в курсовой работе по психологии полученные выводы могут быть:

  • констатирующие – утверждается, что получено в результате исследования или теоретического анализа;
  • интерпретирующие – объясняется, с чем связаны полученные результаты, какие вскрыты противоречия в данных и т.д.;
  • вскрывающие причину (причины) той или иной психологической проблемы.

Выигрышным представляется вариант заключения, в котором студент рассматривает дальнейшие перспективы исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания следующих курсовых и дипломной работ.

Необходимо помнить, что заключение, как и введение, не делится на части. Оптимальный его объём – 2–2,5 страницы.

3.7 Список использованных источников

Список должен содержать перечень источников информации, использованных при выполнении курсовой работы. Он должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями, которые будут описаны в следующем разделе данных методических рекомендаций. Здесь лишь отметим, что при оформлении списка не следует использовать слова «Литература», «Библиография» и т.п. Данный раздел должен носить название «Список использованных источников».

3.8 Приложения

Приложение – это вспомогательная часть курсовой работы. При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсовой работы, оценки её научной и практической значимости:

  • промежуточные математические доказательства, формулы и расчёты, оценки погрешности измерений;
  • таблицы вспомогательных цифровых данных (статистически обработанные данные социологических опросов, материалы наблюдений и пр.);
  • иллюстрации вспомогательного характера (графики, диаграммы, схемы и т.д.);
  • описание тестовых методов (инструкции, образцы стимульного материала, бланки ответов).

Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте. Используя приложения, автор курсовой работы получает возможность вынести за пределы основного текста тот материал, который важен с точки зрения процедуры научного исследования, однако чрезмерной детализацией препятствует восприятию основных идей работы. Если в приложениях нет необходимости, они могут просто отсутствовать. Приложения не являются обязательной частью курсовой работы.

4 Требования к оформлению курсовой работы

4.1 Общие требования к оформлению текста

Объём курсовой работы составляет около 30 печатных страниц. Курсовая работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А4 (210´297 мм) на компьютере и принтере через полуторный межстрочный интервал. Каждая страница должна иметь поля. Размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Шрифт: Times New Roman, размер – 12 пунктов. Отступ первой (красной) строки – на 1,27 см.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их чёткого воспроизведения.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкие, нерасплывшиеся.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или чёрными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты обязательно, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделённые точкой.

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделённые точкой.

Пример – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы и пункты должны иметь заголовки, чётко и кратко отражающие содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов печатают с абзацного отступа прописными буквами. Заголовки подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (первая – прописная) без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слово «Глава» перед названием раздела не используется.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)______

б)_______

1)___

2)___

в) ______

Каждая структурная часть курсовой работы (кроме разделов и подразделов) начинается с новой страницы. Расстояние между заголовком и следующим за ним текстом должно составлять два интерлиньяжа (после заголовка подраздела текст следует через один интерлиньяж).

Расстояние после текста перед заголовком следующего раздела (подраздела) должно составлять три интерлиньяжа.

Между двумя заголовками, непосредственно следующими друг за другом (название раздела и первого подраздела, подраздела и первого пункта), текстовой материал не используется.

4.2 Нумерация страниц

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

4.3 Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой, например: «Рисунок 1.1». Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные.

Пример:

Рисунок 2 – Социограмма второй группы подростков:

А—>Б – положительный выбор (А выбирает Б);

А<—Б – отрицательный выбор (Б отвергает А);

А— Б – взаимная положительная связь;

А—-Б – взаимная отрицательная связь

4.4 Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы (при его наличии) должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы слово «Таблица» и номер её указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другую страницу заголовок помещают только над её первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен ниже.

Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

Таблица _______ – __________________

Номер Название таблицы

Головка

} Заголовки граф

} Подзаголовки граф

Строки

(горизонтальные ряды)

Боковик (графа для заголовков)

Графы (колонки)

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Пример:

Таблица 1 – Психологический эффект цветов

Цвет

Давление крови

Пульс,

дыхание

Мускульное напряжение

Воздействие

на эмоции

Красный

Увеличивает

Ускоряет

Увеличивает

Возбуждает

Оранжевый

Слегка увеличивает

Слегка увеличивает

Увеличивает

Стимулирует

Жёлтый

Не меняет

Не меняет

Не меняет

Уравновешивает

Зелёный

Незначительно уменьшает

Незначительно уменьшает

Незначительно уменьшает

Уравновешивает

Голубой

Уменьшает

Успокаивает

Уменьшает

Успокаивает

Синий

Значительно уменьшает

Значительно уменьшает

Уменьшает

Затормаживает

Фиолетовый

Сильно уменьшает

Сильно успокаивает

Сильно уменьшает

Подавляет

4.5 Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать в порядке следования арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А = а : b (1)

В = с : е (2)

Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример – … в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул. В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

4.6 Примечания

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым они относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание – ______________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

4.7 Ссылки и цитаты

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с требованиями, приведёнными ниже.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

По контексту рукописи курсовой работы автор должен ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи курсовой работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещённому в конце работы, и номер страницы источника. Примеры:

Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведенияноситель нравственного поведения» [4, 52].

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.].

При ссылке на литературу число, расположенное до запятой, означает номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделённые точкой с запятой, означают перечисление литературных источников.

4.8 Приложения

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение должно иметь свой номер и своё название. Его следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение №».

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

4.9 Список использованных источников

В список литературы включают все использованные в работе источники. Они располагаются в последовательности, соответствующей порядку появления на них ссылок в тексте работы. Каждый источник упоминается (нумеруется) в списке только один раз. После порядкового номера источника точка не ставится.

Примеры библиографических описаний:

Произведения печати одного автора или составителя

1 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – СПб. : Лениздат, 1992. – 400 с.

2 Грановская, P. M. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М. : Свет, 1997. – 608 с.

Произведения печати нескольких авторов

1 Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М. : Академия, 2000. – 440 с.

2 Талызина, Н. Ф. Природа индивидуальных различий / Н. Ф. Талызина, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.

3 Агаджанян, н. А. Основы физиологии человека : учебное пособие / н. А. Агаджанян, и. Г. Власова, н. В. Ермак и др. – м. : Рос, 2000. –408 с.

4 Беличева, С. А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С. А. Беличева, О. В. Кардашина, Н. Д. Линде и др. ; под ред. С. А. Беличевой. – М. : Здоровье России, 1999. – 181 с.

Статьи (тезисы) авторов как составная часть книги (материалов конференций)

1 Ваганова, В. И. Методика применения учебных телепередач / В. И. Ваганова, В. В. Карпов ; под общ. ред. А. А. Кыверьялга, А. В. Батаршева // Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе : сб. учебно-метод. ст. – М. : Высшая школа, 1990. – С. 117–127.

2 Демкин, В. П. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / В. П. Демкин, Н. В. Серкова ; отв. ред. В. В. Козлов // Социальная психология – XXI век : доклады участников симпозиума. – Ярославль, 1999. – Т. 1. – С. 176–179.

3 Антонюк, Г. В. Зрелость человека как одна из задач гуманистического образования / Г. В. Антонюк // Итоги XX века: гуманизация образования – проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-метод. конф., Витебск, 19–20 мая 1998 г. / Витеб. гос. ун-т. – Витебск, 1998 – С. 65–71.

Статья из сериального издания

1 Гуткина, Н. И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком / Н. И. Гуткина // Вопросы психологии. – 1984. – № 2. – С. 99–106.

2 Журавль, А. Л. Социальная психология личности в малых группах / А. Л. Журавль // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 4. – С. 4–15.

3 Нестеренко, В. К. С этой бедой нужно стучаться во все двери / В. К. Нестеренко // Народная газета – 1995. – 16 мая.

4 Голякович, Л. Представительства инофирм и их хозяйственная деятельность / Л. Голякович, И. Панков // Национальная экономическая газета. – 1997. – 26 ноября. – С. 29.

Раздел, глава

1 Яковлев, Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания / Г. М. Яковлев ; отв. ред. А. А. Крылов // Психология : учебник / М. : Проспект, 1998. – С. 442 – 453.

Коллектив авторов

  1. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
  2. Результаты и показатели медицинской науки Беларуси : информ. бюллетень / Белорус. центр мед. технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. – Мн., 1996. – 167 с.

Многотомные издания

1 Гиппиус, З. Н. Сочинения : в 2 т. / З. Н. Гиппиус. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – 2 т.

2 Изотопы и радиация в сельском хозяйстве : в 2 т. / пер. с англ. В. Д. Цындендамбаев. – М. : Агропромиздат, 1989. – Т. 1 : Почва – растения – влага. – 302 с. ; Т. 2 : Животные – растения – питание – окружающая среда. – 366 с.

Отдельный том в многотомном издании

1 История русской литературы. В 4 т. Т. 3. Расцвет реализма / Акад. наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; гл. ред. Н. И. Пурцев. – Л. : Наука. Ленингр. отделение, 1982. – 876 с.

2 Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. Научное наследство / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 397 с.

Статьи из собрания сочинений

1 Заварицкий, В. Н. Научно-организационная и общественная деятельность В. В. Докучаева / В. Н. Закрицкий // В. В. Докучаев. Собрание сочинений. В 9 т. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1953. – Т. 5. – С. 6–9.

Раздел, глава из книги

1 Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А. И. Малый // Институты Европейского союза : учебное пособие / А. Малый, Дж. Кембел, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. –С. 7–26.

Диссертация

1 Солодухо, А. С. Трансформация научного психологического дискурса последователей Л. С. Выготского : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А. С. Солодухо. – Мн., 2005. – 130 с.

Автореферат диссертации

1 Трухан, Е. А. Влияние формально-динамических свойств психики на особенности эмоционального и поведенческого реагирования индивидов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Трухан. – Изд-во БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2005. – 20 с.

Интернет-источники

  1. www.choolnet.ca/grassrats/elproject.centre/toolkit/build2/planning.asp
  2. www/helloword.ru/text/com/web/main/index2.htm
  3. www.becta.org.uk/leas/display.cfm?section=13

Электронные ресурсы

Бизнес-Беларусь 2002 : нац. бизнес-каталог. – Электрон. текстовые дан. и прогр. (664 698 880 байт).

– Мн. : Эниро Белфакта, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Систем, требования: IBM-совместимый компьютер ; Windows9x/NT/2000 ; ОЗУ 32 Mb ; 12x CD-ROM, экран 800×600 pixels, 256 цв. – Загл. с этикетки диска. – Текст парал. рус., англ.

  1. Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Кафедра психологии

Курсовая работа на тему:

«ВОЗМОЖНОСТИ РИСУНОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ»

Выполнил: студент

3-го курса 34-й группы

психолого-педагогического

факультета

специальности «Психология»

Иванов Иван Иванович

Научный руководитель:

кандидат психол. наук,

доцент

Петров Петр Петрович

Брест 2006

4.11 Примерная тематика курсовых работ

  • Автостереотип и идеал профессионала у будущих психологов.
  • Взаимосвязь креативности и успеваемости у школьников 10–12 лет.
  • Взаимосвязь между я-концепцией и я-концепцией ученика.

  • Влияние внутрисемейных отношений на формирование школьного невроза.
  • Внутренние аспекты мироощущения индивида.
  • Гениальность и безумие: природа креативности.
  • Динамика эмоционального выгорания в процессе приобретения профессии «психолог».
  • Значение сказок для личностного развития ребёнка (середина детства).
  • Личностные особенности трудновоспитуемых подростков.
  • Миф о мужском превосходстве как источник агрессии мужчины по отношению к женщине.
  • Мотивы употребления алкоголя в студенческой среде.
  • Некоторые особенности эмоционального состояния женщины в период беременности.
  • Особенности осознания младшими школьниками своего статуса среди одноклассников.
  • Особенности переживания образа тела в юношестве.
  • Особенности развития самосознания в период ранней взрослости.
  • Поведение людей с различной самооценкой в случае успехов и неудач.
  • Представления подростков о вредных привычках и способах их преодоления.
  • Проблема отчуждения в пожилом возрасте.
  • Проблемы развития мышления взрослого человека.
  • Психогенные сексуальные расстройства как проявление психических иллюзий.

Психологические особенности раннего брака

  • Развитие и обучение леворуких детей.
  • Разработка норм самотождественности для юношеского возраста.
  • Ревность как средство манипулирования.
  • Связь самооценки с особенностями взаимоотношений сверстников.
  • Связь темперамента и формирования Интернет-зависимости.
  • Симптомы кризиса 3-х лет у современных детей.
  • Содержание эмоционального конфликта у психосоматических больных (на примере булимии).
  • Спор как вид делового общения.
  • Феноменология интимности.
  • Эмоциональное состояние детей в период развода родителей.

5 Заключение

Если при подготовке курсовой работы студент воспользуется правилами и рекомендациями данного издания, то существенно облегчит свою задачу, поскольку сможет избежать множества ошибок как содержательного, так и чисто технического характера.

В заключение ещё раз необходимо подчеркнуть, что смысл курсовых и дипломных работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки необходимы не только академическим учёным и профессиональным исследователям, но и всем, кто собирается посвятить себя интеллектуальной профессии. Соответственно оценка этих навыков занимает важное место в оценке общей подготовленности будущего специалиста.

39