Учреждение образования 7

«Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка

Факультет психологии

Методические рекомендации

по написанию курсовых работ

для студентов 3-го курса специальности «психология», «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Минск, 2010 г.

Составители:

Д.Г. Дьяков, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и консультативной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

С.Е. Покровская, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и дифференциальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Н.А. Литвинова, преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Рецензенты:

Т.И. Гаврилко, заведующий кафедрой клинической и консультативной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

С.С. Гончарова, заведующий кафедрой прикладной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

Л.В. Марищук, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор;

Н.В. Чурило, и.о. заведующего кафедрой педагогической психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, ... специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ...

Л.В. Финькевич, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент.

Утверждено научно-методическим Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

16.02.2010 г., протокол № 4

Председатель

___________В.С. Волченков

Секретарь

___________ Чурило Н.В.

Требования к содержанию, оформлению и объему курсовых работ, выполняемых студентами 3-го курса специальности «Психология» Общие положения

Курсовая работа, выполняемая студентами факультета психологии на 3-м курсе, — это самостоятельное, творческое, теоретико-эмпирического исследование, предполагающее наличие работы с теоретическим материалом, проведение эмпирического исследования, анализ и интерпретацию полученных данных. Курсовая работа должна быть научной работой, имеющей внутреннее единство и свидетельствующей о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования. Сформулированные студентом выводы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.

Целью написания курсовой работы студентами является формирование у них знаний и умений, необходимых для осуществления теоретико-эмпирического исследования.

Задачами, обеспечивающими реализацию данной цели, являются формирование:

  • умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, сформулировать гипотезу, отметить научную и практическую значимость работы;
  • навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);
  • умения организации текста работы, логики ее построения;
  • умения организации психодиагностической и экспериментальной работы;
  • навыков изложения и интерпретации полученных эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;
  • умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;
  • навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.

Проблематика и перечень тем курсовых работ для студентов 3-го курса разрабатывается ведущими специалистами кафедр и периодически утверждается постановлением кафедры. Студент может выбрать тему из списка имеющихся либо предложить свой вариант темы, обосновав целесообразность ее разработки и руководствуясь своими научными интересами.

3 стр., 1002 слов

Основные клинические данные о дискинезии кишечника гиперкинетической и гипокинетической формы

... работы – изучить особенности лечебной физкультуры при дискинезии кишечника гиперкинетической и гипокинетической формы. Задачи исследования: 1 Рассмотреть основные клинические данных ... санаторном этапах реабилитации. ГЛАВА 1 Основные клинические данные о дискинезии кишечника гиперкинетической и ... . – М. : ВЛАДОС, 2005. – 385 с. 13 Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, ...

Руководитель совместно со студентом составляет план работы и консультирует его в рамках отведенного учебным планом времени. Определяется цель, разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы выполнения и оформления курсовой работы. Каждый студент имеет право на три консультации по ходу написания работы, после чего она, в соответствии со сроками учебного плана, предоставляется научному руководителю на проверку. Студенту необходимо продумать рациональное использование времени консультаций с научным руководителем. Приходя на консультацию, целесообразно продумать заранее те вопросы, которые вызывают наибольшее затруднение.

В динамике выполнения студентом курсовой работы научным руководителем и соответствующей кафедрой осуществляется систематический контроль и оценивание научно-исследовательской деятельности студента. Такой контроль включает два основных этапа.

2 стр., 972 слов

Н. Ф. Проскурин Работа допущена к защите

... . Агрессия понимается как разновидность психологической защиты. 4.Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева ... ТГПУ им. Л. Н. Толстого Научный руководитель- доцент кафедры психологии образования Н.Ф. Проскурин Работа допущена к защите: Заведующая кафедрой психологии образования, доктор ...

На первом этапена кафедрудо 10 декабряпредоставляется проверенный и оцененный научным руководителем письменный отчет о проделанной работе, отражающий следующие результаты учебного исследования:

а) библиографияпо теме исследования с учетом новейшей научной литературы (см. Приложение 3);

б) реферативный обзорвыбранной научной литературы по теме курсовой работы (не менее 20 источников);

в) обоснование методологической, методической и эмпирической базы исследования, еекраткая характеристика;

г) обоснованиеактуальности анализируемой проблемы;

д) развернутый план-проспектисследования, включающий: цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования, описание проблемного поля, основных логических этапов, обоснование методологии и методики исследования, определение основных понятий, план работы.

Средний объем отчетасоставляет7−10 страницмашинописного текста.

На втором этапестудент предоставляет на кафедруза 5 дней до конкретного срока защиты:

1) готовый тексткурсового проекта, выполненный в соответствии с установленными требованиями и методическими рекомендациями;

2) приложения, включающие базы данных и результаты статистической обработки материалов исследования, первичные материалы (бланки ответов);

3) письменный отзывили заключение научного руководителя о результатах проделанной работы.

Объем курсовой работыстудента 3-го курса составляет25−30 страниц (без приложения).

Порядок защиты курсовой работы

Защита проводится на открытом заседании комиссии (в составе 3 преподавателей кафедры — ее членов и научного руководителя).

Председатель комиссии объявляет тему курсовой работы, фамилию автора, научного руководителя. Затем слово предоставляется студенту.

10 стр., 4562 слов

Хоторнские исследования задачи этапы результаты

... nbsp;   которые сохраняли свой принцип работы. Результаты исследований позволили       ... nbsp;   4. Результаты хотторонских исследований.       Результаты хоторнских исследований вызывали много критики. Одним ... перерывы также не могли   объяснить результатов исследований, т.к. производительность труда   ...

Процедура защиты включает выступление студента (8−10 минут), содержа­щее краткое изложение теоретической и практической глав работы, основных ее выводов, ответов студента на замечания рецензента и вопросы комиссии. В нем обосновывается тема, цель работы, характеризуется проблема и история вопроса, сжато излагается основное содержание и сообщаются результаты (выводы) исследования. В процессе защиты студент может использовать заранее заготовленные диаграммы, схемы, графики и другой иллюстративный материал.

По окончании выступления члены комиссии, научный руководитель, все присутствующие имеют право задать студенту вопросы как по существу рассматриваемой им проблемы, так и по смежным вопросам. Студент может отвечать на них сразу (что предпочтительнее) или записать их и попросить у комиссии время на обдумывание. Затем слово дается научному руководителю.

На защите по рассматриваемой работе и по существу ее темы может выступить любой из присутствующих. При этом студент имеет право ответить на замечания оппонентов, изложенных в письменной форме или устно, дать объяснение по поводу вскрытых недостатков. В конце процедуры защиты студенту предоставляется возможность выступить с заключительным словом. В нем он может еще раз обосновать или уточнить свои выводы и ответить на критические замечания. Далее студент может поблагодарить членов комиссии, научного руководителя и всех, кого он считает нужным отметить, за помощь при написании работы.

После завершения процедуры защиты комиссия на своем закрытом заседании обсуждает результаты защиты и выносит окончательную оценку каждой из них. Результаты защиты объявляются председателем комиссии. Комиссия имеет право рекомендовать лучшие курсовые работы для публикации. Экземпляр каждой защищенной курсовой работы хранится на кафедре вместе с отзывом научного руководителя на протяжении двух лет. По желанию студент имеет право снять копию со своей работы. Оценивание курсовой работы осуществляется на основании критериев, представленных в приложении 1.

20 стр., 9815 слов

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

... «Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности» предоставлены результаты по четырем методикам:1) По «Дневнику настроения», автором которого ... 2005 года) проводилось оформление материалов курсовой работы.В экспериментальном исследовании использовались три методики:1) «Дневник моего настроения», автором которого является А.Н. Лутошкин2 ...

Структура курсовой работы

Курсовая работа студента третьего курса должна содержать:

* титульный лист;

* оглавление;

* перечень условных обозначений (при необходимости);

* введение, включающее общую характеристику работы;

* основную часть, представленную главами;

* заключение;

* список использованных источников;

* приложения.

1. Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где выполнена курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора; название работы; ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год (см. приложение 4).

Название работы должно выражать предмет осуществленного теоретического исследования, быть конгруэнтным содержанию и по возможности кратким. В названии работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса…», «Исследование некоторых путей…», «Разработка и исследование…», «Некоторые вопросы…», «Материалы к изучению…», «К вопросу…» и т. п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов. Уточ­няющие характеристики объекта исследования (пол, возраст, образователь­ный уровень) могут быть отражены в скобках под названием выбранной те­мы.

2. Оглавление

Оглавление включает в себя названия структурных частей работы («Перечень условных обозначений», «Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников»), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей работы. Оглавление оформляется вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

3. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

Если в работе принята специфическая терминология, а также используются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа — его детальную расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

4. Введение — 4−5 стр.

Введение — вступительная часть работы, в которой предлагается общая оценка состояния научной, социальной или иной сферы деятельности общества, в которой находится избранный автором объект исследования. При необходимости осуществляется исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление курсового исследования автора.

Общая характеристика работы

В общей характеристике курсовой работы раскрывается:

Актуальность темы работы:

Следует указать степень разработанности темы; место исследования, рассматриваемого в тексте курсовой работы, среди других подобных исследований в этой же области; кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли психологии в целом.

Цель и задачи исследования:

Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование…», «Изучение…», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Объект и предмет исследования:

Объект исследования — фрагмент действительности, который познается, исследуется автором. Предмет — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.

Методология и методы проведенного исследования:

В данном разделе определяются методология и методы осуществляемого исследования. Методы исследования описываются в отдельном абзаце, в том числе и методы математической статистики.

Научная новизна и значимость полученных результатов:

При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отли­чие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т. п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная значимость результатов курсовой ра­боты определяется тем, на­сколько они развивают научные представления о том или ином явлении, проясняют сущ­ность механизмов, явлений, процессов, способствуют постановке новых исследований.

Практическая значимость полученных результатов:

В курсовой ра­боте следует приводить сведения о возможном практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Гипотеза:

Под гипотезой понимают научное предположение относительно отдельных свойств, отношений, функций и объяснительных принципов психологических явлений, выступающих в качестве предмета исследования. В результате проведенных исследований гипотеза может быть принята или отвергнута. Необходимость использования гипотезы в курсовом иссле­довании определяется его автором.

Структура и объем курсовой работы:

Указывается структура курсовой ра­боты, включая общую характеристику рабо­ты, количество глав, приложения. Приводится полный объем курсовой ра­боты в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указа­нием их количества), а также количество использованных источников.

5. Основная часть — 20−25 стр

Основная часть работы содержится в 2-ух главах, в которых отражается:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследования,
  • изложение общей концепции и основных методов исследования,
  • описание эмпирической части исследования,
  • анализ и обобщение результатов исследования.

Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.

Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

В первой главе (10−12 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой им проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к вопросу. Затем осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и осуществляется теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.

При написании первой главы (равно как и работы в целом) студент обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.

Во второй главе (10−12 стр.) студент должен сформировать и продемонстрировать умение планировать и проводить эмпирическое исследование.

В эмпирической части работы с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.

В первом параграфе описываются методология и методы исследования, схема построения исследования, выборка испытуемых.

Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылок на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

Рассмотрим некоторые ключевые категории, на которые следует ориентироваться в ходе осуществления эмпирической части исследования.

Выборка — это ограниченная по численности группа объектов (в психологии — испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Рекомендации по определению требуемого объема выборки:

  • Если необходимо сравнить 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 40−50 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.
  • Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 30−35 человек.
  • Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики — от 200 до 2500 человек.

В психологических исследованиях при использовании контрольной и экспериментальной группы численность обоих сравниваемых групп должна быть не менее 30 человек в каждой.

Состав выборки должен представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной. Автору курсовой работы необходимо использовать специальные приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки: простой случайный отбор и стратифицированный случайный отбор.

В последующих параграфах студентом описываются данные, полученные при помощи методик исследования. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, предложить психологическую интерпретацию данных и сравнить их с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. При этом необходимо также изложить содержательный смысл статистических выводов, определить не только количественную, но и качественную их характеристику.

Для наглядного представления полученных в результате исследования данных используются различные приемы, облегчающие визуальный анализ полученной информации. К таким приемам относят таблицы, ряды распределений, графики, гистограммы.

Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного-двух, а у множества испытуемых. Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных (первичных данных).

Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец — одному измеренному признаку. Данную таблицу рекомендуется помещать в приложение.

Таблица 1. — Первичных данных

Ф.И.О.

Пол

Возраст

Тревожность

Самооценка

1

Иванов И.О.

М

12

16

16

2

Васильев К.К.

М

14

17

18

3

Розова М.И.

Ж

13

23

14

n

Петров Е.М.

М

12

22

10

В курсовой работе автор для доказательства установленных в ходе исследований новых закономерностей или обоснования соответствующих выводов обобщает цифровой материал, представляя его в виде таблиц в соответствующих параграфах. Аналитическая оценка экспериментальных данных значительно упрощается и ускоряется при их табличной компоновке. Логика построения таблицы, ее структура должны соответствовать реализации целей, которые автор ставит в курсовой работе.

Например, при необходимости продемонстрировать гендерные различия в степени выраженности показателей личностной тревожности у подростков рекомендуется построить следующую таблицу:

Таблица 2. — Выраженность показателей уровня личностной тревожности у подростков

Тревожность

Мальчики

Девочки

Всего

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Личностная

тревожность

высокий

12

26,6

16

32

16

29

средний

26

57,8

24

48

24

53

низкий

7

26,6

10

20

17

18

Основные требования, которым должна удовлетворять таблица:

  • достоверность содержащихся данных;
  • компактность и наглядность обобщаемых данных;
  • логическая взаимосвязь элементов таблицы;
  • последовательность размещения граф и столбцов должна обеспечить удобство аналитической оценки данных.

При необходимости по тексту соответствующего параграфа или в приложении необходимо помещать таблицы, содержащие результаты статистической обработки данных.

Например, для иллюстрации выявленных различий в уровне эмпатии у мальчиков и девочек рекомендуется построить следующую таблицу:

Таблица 3. - Статистических значений

Виды эмпатии

U

Уровень статистической значимости

Эмпатия по отношению к родителям

1658,5

0,302

Эмпатия по отношению к животным

1433,5

0,029*

Эмпатия по отношению к старикам

1532,5

0,094

Эмпатия по отношению к детям

1221

0,002**

Эмпатия по отношению к героям худ. Фильмов

1235,5

0,002**

Эмпатия по отношению к незнакомым

1314,5

0,005**

Примечание: различия выявлены на уровнях статистической значимости: * - < 0,05; ** - < 0,01

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и другое) служат для наглядного представления в курсовой работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и используются при анализе значительного объема данных. Различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наиболее часто для представления данных используются линейные диаграммы и плоскостные (столбиковые и секторные).

Графики — это иллюстрации, на которых результаты обработки числовых данных исследования отображаются через условные изображения величин и их отношений посредством геометрических фигур, точек и линий графически.

Неотъемлемым этапом курсовой работы является статистическая обработка экспериментальных данных. Тщательная математическая обработка результатов исследования призвана подтвердить теоретические выводы и заключения по результатам курсовой работы. Таблица, приведенная в приложении 2, окажет помощь при выборе статистической процедуры в зависимости от типа проведенного исследования. При проведении эмпирического исследования можно использовать наблюдение, корреляционное исследование и эксперимент.

Наблюдение позволяет констатировать, какое поведение происходит у испытуемого, с какой частотой и в каком количестве. Для представления результатов обычно достаточно описательной статистики.

Корреляционные исследования позволяют определить степень соотношения между переменными. Сначала собираются данные об интересующей нас активности, а затем вычисляется коэффициент корреляции, который и выражает степень связи между двумя переменными или измерениями.

Эксперимент (в узком смысле этого слова) — это проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) изменения реальности с целью получения потенциально обобщаемых результатов.

В эксперименте различают независимые и зависимые переменные. Независимая переменная — переменная, изменяемая экспериментатором; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уровней. Зависимая переменная — переменная, изменяющаяся в результате актуализации независимой переменной, принимающая при этом различные значения, которые измеряются. Межгрупповая экспериментальная схема — это предъявление каждого из уровней независимой переменной разным группам испытуемых. При межгрупповой схеме сравнивают две или более групп между собой по какому-либо показателю. Внутригрупповая экспериментальная схема — это предъявление одному (или нескольким) испытуемому всех исследуемых условий.

Метод статистической обработки данных следует определять в зависимости от шкалы измерения зависимой переменной с учетом формы распределения (см. Приложение 2).

Далее метод статистической обработки данных определяется в зависимости от количества независимых переменных в эксперименте и количества уровней этих независимых переменных. Кроме этого, следует учитывать характер использованной экспериментальной схемы.

Следует отметить, что при оформлении курсовой работы статистические гипотезы и статистические решения, как правило, не приводятся. Обычно при описании результатов указывают критерий, приводят необходимые описательные статистики, эмпирические значения критериев и, обязательно, — р-уровень значимости. Затем формулируют содержательный вывод в отношении проверяемой гипотезы с указанием достигнутого или не достигнутого уровня значимости.

Все полученные в ходе статистической обработки результаты необходимо содержательно интерпретировать. Интерпретация или объяснение полученных результатов означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему? Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие факты или закономерности. Как и все исследование, ход объяснения регулируется первоначальной гипотезой, но поиск его объяснения требует уточнения гипотезы, а иногда и выделения новой, для проверки которой необходима постановка нового эмпирического исследования.

Необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается (или опровергается) результатами, как полученные данные соотносятся с существующими данными, отраженными в научных публикациях, к каким выводам подводит это сопоставление и т. п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.

В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты, полученные в ходе работы, от второстепенных подробностей.

6. Заключение — 1−2 стр

6. Заключение — 1−2 стр.

В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования, (в т.ч. данные о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы) и выводы, сделанные на их основе с учетом цели и задач, заявленных в работе. Раздел должен состоять из нескольких (3−4) крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работе.

7. Список использованных источников

Перечень литературы, используемой в курсовой работе, должен включать:

  • классические исследования теоретического или экспериментального типа по анализируемой проблеме;

  • историю и методологию исследования проблемы;

  • исследования, отражающие современное состояние проблемы, степень и характер ее изученности в настоящий момент.

В списке литературных источников могут быть представлены монографии, монографические сборники, статьи из профессиональных журналов. Допустимо присутствие в работе ссылок на авторефераты диссертаций, тезисы конференций, конгрессов, симпозиумов и пр.

Допускается использование источников из смежных наук, если это делает анализ проблемы более системным и целостным.

Общий объем списка должен составлять не менее 20 источников (включая Интернет-ресурсы).

Присутствие литературного источника в списке должно быть обосновано наличием минимум одной ссылки на него в тексте курсовой работы.

Список должен быть оформлен в соответствии с прилагающимися правилами оформления.

8. Приложения

При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки качества ее выполнения:

  • промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, оценки погрешности измерений;

  • таблицы вспомогательных цифровых данных;

  • иллюстрации вспомогательного характера;

Обязательным компонентом приложения должны быть первичные материалы (бланки ответов, рисунки и др.).

Правила оформления курсовой работы Общие правила оформления курсовой работы

Работа на третьем курсе печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм).

Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3.

При компьютерном наборе текст работы печатается с межстрочным интервалом 17−18 пт. Печать производится шрифтом 13−14 пунктов. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм.

Объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 30 страниц текста, оформленного в соответствии с вышеназванными требованиями (исключая список использованных источников).

Шрифт печати должен быть четким, плотность текста должна быть одинаковой.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

Текст основной части работы делят на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» печатают прописными буквами в середине строк. Так же печатают заголовки глав.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Правила нумерации

Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».

Номер главы ставят после слова «Глава». Разделы «Оглавление», «Перечень условных обозначений», «Введение», «Общая характеристика работы», «Заключение», «Список использованных источников» не имеют номеров. Не нумеруют и подразделы раздела «Общая характеристика работы».

Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками, например: «4.1.3.2» (второй пункт третьего подраздела первого раздела четвертой главы).

В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят.

Правила оформления иллюстраций

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и т. п.) и таблицы служат для наглядного представления в работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических данных и выявленных закономерностей.

Иллюстрации и таблицы следует располагать в курсовой работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы).

Если в главах курсовой работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах курсовой работы в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3».

В курсовой работе допускается использование как подлинных фотографий, так и распечаток цифровых фотографий. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. На оборотной стороне каждой наклеиваемой иллюстрации проставляется номер страницы, на которую она наклеивается.

Иллюстрации, как правило, имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «Рисунок», его номер, а также пояснительные данные к нему рекомендуется уменьшать на 1−2 пункта размером шрифта.

Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • допускается применять в таблице шрифт на 1−2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы;

  • таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение»;

При необходимости следует давать пояснения или справочные данные к содержанию иллюстрации (таблицы) или к тексту непосредственно в виде примечаний, которые приводят непосредственно под ними. Слово «Примечания» и их содержание рекомендуется печатать шрифтом с размером на 1−2 пункта меньше размера шрифта основного текста.

При оформлении формул необходимо соблюдать следующие правила:

  • формулы следует выделять из текста в отдельную строку;

  • пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

Студент обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые приводятся в его работе или на основе которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. Такие ссылки дают возможность найти соответствующие источники и проверить достоверность цитирования, а также необходимую информацию об этом источнике (его содержание, язык, объем и другое).

Правила оформления ссылок на литературные источники

При использовании в курсовой работе текстов, авторство которых принадлежит третьим лицам, необходимо использовать ссылки. Оформление литературных источников осуществляется в соответствии с Инструкцией по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации ВАК РБ.

При использовании сведений из источника с большим количеством страниц студент должен указать в том месте текста, где дается ссылка на этот источник, номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул, на которые дается ссылка в работе. Например: [14, с. 26, таблица 2] (здесь 14 — номер источника в библиографическом списке, 26 — номер страницы, 2 — номер таблицы).

Ссылки на источники в тексте курсовой работы осуществляются путем приведения номера в соответствии с библиографическим списком. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.

Сведения об использованных в курсовой работе источниках приводятся в разделе «Список использованных источников». Допускается приведение одного и того же источника в библиографическом списке только один раз.

Список использованных источников формируется в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.

В списке использованных источников сведения об источниках нумеруют арабскими цифрами.

При формировании списка использованных источников в алфавитном порядке он представляется в виде двух частей. В первой части представляются библиографические источники, в которых для описания используется кириллица, во второй части — иная графика (прежде всего, латиница).

Примеры оформления литературных источников приводятся в приложении (см. Приложение 3).

Приложения

Приложение 1

Критерии, на основе которых рекомендуется оценивание курсовой работы

Критерии

Оценивание

Оценка содержательных сторон курсовой работы

Количество и характер литературных источников, глубина обобщений и выводов, логичность изложения материала;

Адекватность методов исследования его цели и задачам; адекватность количественного и глубина качественного анализа полученных в ходе исследования данных, а также полнота их интерпретации, достоверность выводов; степень самостоятельности и креативности при написании работы.

Оценка оформления курсовой работы

Объем работы, наличие необходимых структурных компонентов (введения, общей характеристики работы, глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения);

Соответствие курсовой работы требованиям к ее оформлению (аккуратность, грамотность, наличие ссылок на использованную при подготовке работы литературу);

Научность стиля изложения.

Приложение 2

Классификация задач и соответствующих им методов решения

ЦЕЛЬ

ТИП ДАННЫХ

Шкала интервалов или равных отношений

(распределение Гаусса)

Шкала порядка или негауссово распределение

Шкала наименований

описание одной группы

Среднее,

стандартное отклонение

Медиана,

Внутриквартильный размах

Мода

определение зависимости между двумя переменными

коэффициент корреляции Пирсона ®

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs),

Кенделла (τ)

Коэффициент сопряженности C

φ

V Крамера

λ

сравнение двух групп

(межгрупповая экспериментальная схема,

НП имеет 2 уровня)

непарный t- критерий

(Стьюдента)

U-критерий

(Манна-Уитни)

Критерий

2 (Пирсона)

сравнение трех или более групп

(межгрупповая экспериментальная схема,

НП имеет более 2-х уровней)

однофакторный

дисперсионный анализ

для несвязных выборок

Критерий

H -Краскала-Уоллиса

Критерий

2 (Пирсона)

сравнение группы с самой собой

(внутригрупповая схема,

НП имеет 2 уровня)

парный t- критерий (Стьюдента)

Критерий

T — Вилкоксона

Критерий знаков

Критерий

Макнамары

сравнение группы с самой собой несколько раз

(внутригрупповая схема,

НП имеет более 2-х уровней)

однофакторный

дисперсионный анализ

для связных выборок

Критерий (Фридмана)

Q- критерий Кочрена (Cochran)

поиск взаимодействия и главных эффектов при многофакторной экспериментальной схеме

(несколько НП)

Многофакторный дисперсионный анализ

Логлинейный анализ

Приложение 3

Примеры оформления литературных источников, используемых в работе

Часть 1.

Характеристика источника

Пример оформления

Один, два или три автора

Котаў, А.I. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. — 2-е выд. — Мінск: Энцыклапедыкс, 2003. — 168 с.

Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт, В.А. Шотт. — Минск: Асар, 2004. — 525 с.

Чикатуева, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 413 с.

Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А.Е. Дайнеко, Г. В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. — Минск: Ин-т аграр. экономики, 2004. — 323 с.

Четыре и более авторов

Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2004. — 495 с.

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С. Андреев [и др.]; под общ. ред. Г. А. Василевича. — Минск: Амалфея, 2000. — 1071 с.

Основы геологии Беларуси / А.С. Махнач [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т геол. наук; под общ. ред. А.С. Махнача. — Минск, 2004. — 391 с.

Коллективный автор

Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь; сост. А.В. Филипович. — Минск: Лоранж-2, 2004. — 393 с.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. — Минск: Юнипак, 2004. — 202 с.

Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. истории; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. — М.: Большая рос. энцикл.: РИПОЛ классик, 2002. — 1663 с.

Многотомное издание

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Экаперспектыва, 2000−2005. — 6 т.

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. -Мінск: Экаперспектыва, 2000−2005. — Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. — 2004. — 343 с.; Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII-пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. — 2005. — 518 с.

Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. — 2-е выд. -Мінск: Беларус. навука, 2001. — 3 т.

Отдельный том в многотомном издании

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Экаперспектыва, 2000−2005. — Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. — 2004. — 343 с.

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. -Мінск: Экаперспектыва, 2000−2005. — Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII-пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. — 2005. — 518 с.

Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. — 2-е выд. — Мінск: Беларус. навука, 2001. — Т. 1: Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. — 751 с.

Российский государственный архив древних актов: путеводитель: в 4 т. / сост.: М.В. Бабич, Ю.М. Эскин. — М.: Археогр. центр, 1997. — Т. 3, ч. 1. — 720 с.

Сборник статей, трудов

Информационное обеспечение науки Беларуси: к 80-летию со дня основания ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Центр. науч. б-ка; редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2004. — 174 с.

Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Ин-т биохимии; науч. ред. В.В. Лелевич. — Гродно, 2004. — 223 с.

Сборники без общего заглавия

Певзнер, Н. Английское в английском искусстве / Н. Певзнер; пер. О.Р. Демидовой. Идеологические источники радиатора «роллс-ройса» / Э. Панофский; пер. Л.Н. Житковой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 318 с.

Материалы конференций

Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию: материалы 7 Междунар. конф. Рос. о-ва экол. экономики, Санкт-Петербург, 23−25 июня 2005 г. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. И.П. Бойко [и др.]. — СПб., 2005. — 395 с.

Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. — Гродно, 2005. — 239 с.

Учебно-методические материалы

Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. — Минск, 2005. — 183 с.

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. / Акад. последиплом. образования; авт.-сост. Н.А. Сакович. — Минск, 2004. — Ч. 2: Сказкотерапевтические технологии. — 84 с.

Корнеева, И.Л. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / И.Л. Корнеева. — М.: РИОР, 2004. — Ч. 2. — 182 с.

Философия и методология науки: учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. — Минск: Изд-во БГУ, 2004. — 108 с.

Автореферат диссертации

Иволгина, Н.В. Оценка интеллектуальной собственности: на примере интеллектуальной промышленной собственности: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.10; 08.00.05 / Н.В. Иволгина; Рос. экон. акад. — М., 2005. — 26 с.

Шакун, Н.С. Кірыла-Мяфодзіеўская традыцыя на Тураўшчыне: (да праблемы лакальных тыпаў старажытнаславянскай мовы): аўтарэф. дыс. … канд. філал. навук: 10.02.03 / Н.С. Шакун; Беларус. дзярж. ун-т. — Мінск, 2005. — 16 с.

Диссертация

Анисимов, П.В. Теоретические поблемы правового регулирования защиты прав человека: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 / П.В. Анисимов. — Н. Новгород, 2005. — 370 л.

Лук’янюк, Ю.М. Сучасная беларуская філасофская тэрміналогія: (семантычныя і структурныя аспекты): дыс. … канд. філал. навук: 10.02.01 / Ю.М. Лук’янюк. — Мінск, 2003. — 129 л.

Электронные ресурсы

Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия: по материалам изд-ва «Большая российская энциклопедия»: в 3 т. — Электрон. дан. (486 Мб).

— М.: Кордис & Медиа, 2003. — Электрон. опт. диски (CD-ROM): зв., цв. — Т. 1: Балет. — 1 диск; Т. 2: Опера. — 1 диск; Т. 3: Драма. — 1 диск.

Регистр СНГ — 2005: промышленность, полиграфия, торговля, ремонт, транспорт, строительство, сельское хозяйство [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые дан. и прогр. (14 Мб).

— Минск: Комлев И.Н., 2005. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Ресурсы удаленного доступа

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2005. — Режим доступа: y. — Дата доступа: 25.01.2006.

Proceedings of a mini-symposium on biological nomenclature in the 21st centry [Electronic resource] / ed. J.L. Reveal. — College Park M.D., 1996. — Mode of access: . — Date of access: 14.09.2005.

Часть 2

Часть 2.

Характеристика источника

Пример оформления

Составная часть книги

Михнюк, Т.Ф. Правовые и организационные вопросы охраны труда / Т.Ф. Михнюк // Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т.Ф. Михнюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск, 2004. — С. 90−101.

Пивоваров, Ю.П. Организация мер по профилактике последствий радиоактивного загрязнения среды в случае радиационной аварии / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев // Радиационная экология: учеб. пособие / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев. — М., 2004. — С. 117−122.

Ескина, Л.Б. Основы конституционного строя Российской Федерации / Л.Б. Ескина // Основы права: учебник / М.И. Абдулаев [и др.]; под ред. М.И. Абдулаева. — СПб., 2004. — С. 180−193.

Глава из книги

Бунакова, В.А. Формирование русской духовной культуры / В.А. Бунакова // Отечественная история: учеб. пособие / С.Н. Полторак [и др.]; под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. — М., 2004. — Гл. 6. — С. 112−125.

Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 1970—1980 годах / В.В. Николаевский // Система социальной защиты: теория, методика, практика / В.В. Николаевский. — Минск, 2004. — Гл. 3. — С. 119−142.

Часть из собрания сочинений, избранных произведений

Гілевіч, Н. Сон у бяссоніцу / Н. Гілевіч // 3б. тв.: у 23 т. — Мінск, 2003. — Т. 6. — С. 382−383.

Сачанка, Б.І. Родны кут / Б.I. Сачанка // Выбр. тв.: у 3 т. — Мінск, 1995. — Т. 3: Аповесці. — С. 361−470.

Пушкин, А.С. История Петра / А.С. Пушкин // Полн. собр. соч.: в 19 т. — М., 1995. — Т. 10. — С. 11−248.

Шекспир, В. Сонеты / В. Шекспир // Избранное. — Минск, 1996. — С. 732−749.

Составная часть сборника

Коморовская, О. Готовность учителя-музыканта к реализации личностно-ориентированных технологий начального музыкального образования / О. Коморовская // Музыкальная наука и современность: взгляд молодых исследователей: сб. ст. аспирантов и магистрантов БГАМ / Белорус. гос. акад. музыки; сост. и науч. ред. Е.М. Гороховик. — Минск, 2004. — С. 173−180.

Войтешенко, Б.С. Сущностные характеристики экономического роста / Б.С. Войтешенко, И.А. Соболенко // Беларусь и мировые экономические процессы: науч. тр. / Белорус. гос. ун-т; под ред. В.М. Руденкова. — Минск, 2003. — С. 132−144.

Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций

Пеньковская, Т.Н. Роль и место транспортного комплекса в экономике Республики Беларусь / Т.Н. Пеньковская // География в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию геогр. фак. БГУ, Минск, 4−8 окт. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т, Белорус. геогр. о-во; редкол.: Н.И. Пирожник [и др.]. — Минск, 2004. — С. 163−164.

Ермакова, Л.Л. Полесский каравайный обряд в пространстве культуры / Л.Л. Ермакова // Тураўскія чытанні: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларусі, Гомел. дзярж. ун-т; рэдкал.: У.І. Коваль [і інш.]. — Гомель, 2005. — С. 173−178.

Статья из продолжающегося издания

Ипатьев, А.В. К вопросу о разработке средств защиты населения в случае возникновения глобальных природных пожаров / А.В. Ипатьев, А.В. Василевич // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. — Гомель, 2004. — Вып. 60: Проблемы лесоведения и лесоводства на радиоактивно загрязненных землях. — С. 233−238.

Статья из журнала

Бандаровіч, В.У. Дзеясловы і іх дэрываты ў старабеларускай музычнай лексіцы / В.У. Бандаровіч // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. — 2004. — № 2. — С. 49−54.

Влияние органических компонентов на состояние радиоактивного стронция в почвах / Г. А. Соколик [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. хім. навук. — 2005. — № 1. — С. 74−81.

Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / I. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. — 2005. — № 4. — С. 49−53.

Boyle, A.E. Globalising environmental liability: the interplay of national and international law / A.E. Boyle // J. of Environmental Law. — 2005. — Vol. 17, № 1. — P. 3−26.

Caesium-137 migration in Hungarian soils / P. Szerbin [et al.] // Science of the Total Environment. — 1999. — Vol. 227, № 2/3. — P. 215−227.

Статья из газеты

Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. — 2005. — 19 крас. — С. 8.

Ушкоў, Я. 3 гісторыі лімаўскай крытыкі / Я. Ушкоў // ЛіМ. — 2005. — 5 жн. — С. 7.

Статья из энциклопедии, словаря

Аляхновіч, М.М. Электронны мікраскоп / М.М. Аляхновіч // Беларус. энцыкл.: у 18 т. — Мінск, 2004. — Т. 18, кн. 1. — С. 100.

Витрувий // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1971. — Т. 5. — С. 359−360.

Дарашэвіч, Э.К. Храптовіч І.І. / Э.К. Дарашэвіч // Мысліцелі і асветнікі Беларусі (Х-ХІХ стагоддзі): энцыкл. давед. / склад. Г. А. Маслыка; гал. рэд. Б.I. Сачанка. — Мінск, 1995. — С. 326−328.

Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. — М., 2004. — С. 550−553.

Составная часть CD-ROMa

Введенский, Л.И. Судьбы философии в России / Л.И. Введенский // История философии [Электронный ресурс]: собр. тр. крупнейших философов по истории философии. — Электрон. дан. и прогр. (196 Мб).

— М., 2002. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

Ресурсы удаленного доступа

Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием / Г. Козулько // Беловежская пуща — XXI век [Электронный ресурс]. — 2004. — Режим доступа: g.by/ru/art/a041031.html. — Дата доступа: 02.02.2006.

Приложение 4

Образец титульного листа курсовой работы

Учреждение образования

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Факультет психологии

Кафедра название

Дневная/заочная форма получения образования

Группа

Иванова Анна Степановна

Курсовая работа

Название

Научный руководитель —

кандидат психологических наук, доцент

Петрова Марина Александровна

Минск, 2010

28

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector