Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. Содержание работы студента в ходе учебной практики № п/п Формулировка задания Вид

Содержание работы студента в ходе учебной практики

№ п/п Формулировка задания Вид деятельности Форма отчетности Формируемые компетенции
ОПК ПК
1. Ознакомление с целями, задачами, формами и содержанием практики в ходе установочной конференции. Педагогическая.
2. Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики. Проективная. Дневник практики.
3. Ознакомление, с особенностями работы школы, с функциями учителя музыки, с условиями, обеспечивающими музыкальное воспитание школьников. Проективная. Дневник практики
4. Изучение тематических планов, программ, методических пособий по предмету «Музыка», программ дополнительного образования в области музыкального искусства, работы учителей этой предметной области базовой школы. Педагогическая. Аннотации программы, реализуемой в базовой школе.

Анализ профессиона-льной деятельности учителя.

9, 10
5. Психолого-педагогическое наблюдение за отдельными учащимися класса на уроках и во внеклассной работе Диагностическая. Психолого-педагогичес-кие характеристики учащихся (10).
6. Диагностика уровня развития музыкальных способностей (тесты В. П. Анисимова С.В. Кудриной). Педагогическая (диагностическая). Диагностичес-кие карты музыкального развития ребенка (10).
7. Психолого-педагогическое исследование классного коллектива. Диагностика эстетического развития личности (тесты М. Люшера, В. Ражникова). Педагогическая (диагностическая). Психолого-педагогичес-кая характеристика классного коллектива. 9.10
8. Наблюдение и анализ не 8−10 уроков музыки, проведенных учителем в течение первых недель практики. Педагогическая (диагностическая). Дневник практики. Разные формы анализа урока музыки (4).
9. Наблюдение и анализ уроков музыки, проведенных студентами (10−12 уроков). ||- Подробные анализы уроков (6).
10. Подготовка конспектов по отдельным видам музыкальной деятельности: певческая деятельность, музыкально-слушательская деятельность и т. д.(4 урока). Педагогическая (проективная). Конспекты фрагментов уроков. 3.4. 8, 18,
11. Подготовка конспектов-сценариев уроков музыки (6 уроков).

Подготовка необходимых музыкально-дидактических материалов, наглядных пособий.

Педагогическая (проективная). Конспекты уроков. Презентации, дидактические раздаточные материалы. 3, 4
12. Проведение фрагментов уроков (4 фрагмента)).

Проведение уроков музыки (6 уроков).

Педагогическая (коммуникативная, организационная исполнительская). Отзывы учителя музыки, студентов, руководителя практики. 3, 4 8,9. 18.19
13. Самоанализ уроков музыки. Педагогическая (рефлексивная). Дневник практики. 18, 19
14. Самоанализ по итогам I этапа педагогической практики. Педагогическая (рефлексивная). Портфолио. 18.19
15. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (1−2). Культурно-просветительская. Сценарий внеклассных мероприятий. 8,9
16. Участие в промежуточной и итоговой конференциях. Защита зачетного урока на итоговой конференции. Педагогическая. Устное выступление с презентацией. 3, 4 8. 9. 18. 19

В отчет включить:

Ø конспекты 3-х уроков с самоанализом;

Ø анализ 3-х уроков учителя музыки;

Ø анализ 3-х уроков студентов;

Ø характеристику классного коллектива;

Ø психолого-педагогическую и музыкально-диагностическую характеристику 10 учеников класса;

Ø сценарий внеклассного мероприятия.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. ГЕРЦЕНА ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ

ОТЧЕТ

Студента … курса очной формы обучения о прохождении учебной

педагогической практики
вшколе № … впериод с … .2016 г. по …2016 г.

Директор школы № …

ФИО Печать

Учитель-методист школы №… Научный руководитель

ФИО ФИО

Дневник учебной практики

Студента (ки) Ф.И.О.______________________

_Курс ____

Адрес ______________________

Учитель музыки Ф.И.О________

Методист Ф.И. О._______

Содержание дневника:

1. Работа в школе (дата, содержание работы, примечания).

2. Выполнение заданий практики.

3. Самоанализ проведенных уроков музыки.

4. Анализ посещенных уроков музыки.

5. Конспекты проведенных уроков музыки.

6. Формы, содержание и результаты выполнения диагностичеких заданий.

7. Самоанализ проведенных уроков музыки.

8. Отчет о формах и содержании внеклассной работы по предмету.

ДАТА Содержание работы Подпись учителя Под-пись мето-диста
Этап рефлексии Вопросы для рефлексии
1. Действие
2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подроб­ное его описание 1. Что я хотел? 2. Что я думал? 3. Что я чувствовал? 4. Что я делал? 1. Что мои ученики хотели? 2. Что они думали? 3. Что они чувствовали? 4. Что они делали?
3. Определение наиболее существенных черт ситуации. Выявление противоречий Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов второго этапа вы можете выявить)?
4. Определение альтернативных способов действия, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?
5. Осуществление альтернативных спо­собов действия

Операционная сторона деятельности студента может быть представлена ответами на следующие вопросы[1]:

1. Чего я хотел достичь?

2. Чему я намеривался уделять особое внимание?

3. Что я делал для достижения цели?

4. О чем я думал?

5. Что я чувствовал?

6. Чего хотели, что делали, о чем думали, какие чувства испытывали мои ученики?

7. Как соотносятся между собой мои ответы на все предыдущие вопросы?

8. В чем состоит основная проблема моего урока?

9. Какие я вижу пути ее решения?

10. В чем достоинства и недостатки каждого из них?

11. Что я реально смогу сделать для решения проблемы?

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная работа без преподавателя:

· подготовка к проведению уроков;

· просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, отбор и изучение теоретического музыкального материала;

· подготовка компьютерных презентаций;

· подготовка наглядного и раздаточного дидактического материала;

· подготовка сценария внеклассного мероприятия;

· работа на ПК;

· подготовка к промежуточной и итоговой конференциям, составление конспектов;

· подготовка публичного выступления на итоговой конференции;

· подготовка портфолио.

Портфолио:

· отражает достижения студента в ходе педагогической практики;

· является основным документом, используемым в ходе аттестации по педагогической практике;

· используется студентами в качестве рефлексии своего развития и для самооценки;

· содержит лучшие работы студентов, отражающие их педагогическую деятельность в ходе практики. Студенты самостоятельно отбирают материалы, предлагают их преподавателю и после совместного обсуждения окончательно определяют возможность их включения в портфолио;

· по содержанию и структуре может индивидуально варьироваться в пределах, определяемых жанром документа. Приветствуется совместная деятельность студентов в процессе подготовки портфолио, возможно разделение функций, отражающее реальную совместную работу в парах или группе;

· общая оценка портфолио состоит из оценок входящих в него частей.

Оценка портфолио

Портфолио оценивается целиком на основании оценки обязательных частей его составляющих, согласно разработанным критериям. Предлагается провести обсуждение портфолио по следующим этапам:

· студент — преподаватель;

· организованная защита портфолио на итоговой конференции.

Вид портфолио:

· творчески оформленная обложка, отражающая личность студента;

· наличие оглавления и нумерации страниц;

· соответствие содержания оглавлению.

Содержание портфолио:

· анализы посещенных уроков учителя;

· анализы посещенных уроков студентов;

· анализы посещенных уроков образовательной области «Искусство»;

· сценарии-конспекты проведенных уроков;

· наглядные пособия;

· аудиоматериалы;

· видеоматериалы;

· методические разработки музыкальных дидактических игр;

· дидактические материалы, необходимые для организации учебной, в т. ч. самостоятельной деятельности учащихся;

· творческие работы учащихся;

· результаты различных тестов, самостоятельных работ, их анализ, оценка и выводы, характеризующие эффективность педагогической деятельности студентов;

· ежедневный дневник учебной педагогической практики, содержащий рабочие материалы:

— комплексные профессиональные задачи, которые студент решает во время педагогической практики;

— описание работы, проделанной в течение дня;

— рабочие материалы, продукты проектного этапа решения задачи;

— диагностические материалы;

— аналитические материалы, отражающие процесс наблюдения и анализа работы учителя музыки и студентов;

— конспекты-сценарии собственных уроков;

— методические материалы, необходимые для разработки отдельных видов музыкальной деятельности, музыкально-дидактических игр, изготовления наглядных пособий и т. д.;

· рефлексивные суждения о качестве собственной профессиональной деятельности (проведенные уроки, этапы, итоги практики);

· выполнение диагностических заданий:

— диагностика развития личности учащихся;

— диагностика уровня индивидуального развития музыкальных способностей учащихся;

— психолого-педагогическая характеристика класса;

— выполнение диагностики эмоциональных состояний учащихся в процессе восприятия музыкальных произведений;

· «график-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы);

· анкеты, выявляющие уровень профессиональной компетенции;

· самооценка студентом собственной профессиональной деятельности;

· творческие работы;

· компьютерные программы;

· сценарии внеклассных мероприятий;

· грамоты, знаки отличия.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) Основная литература:

1. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Рачина Б. С. — СПб.: Изд.-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки». 2015. С. 512. (Учебники для вузов. Специальная литератураПб

2. Жизнь полна Смысла [Текст]: Переписка 1956−1959 гг. / Юдина, Мария Вениаминовна; М. В. Юдина. — М.: РОССПЭН, 2008. — 598, [1] с.: [16] л. фот. — (Российские Пропилеи).

— Библиогр.: с. 506−511. — Указ.: с. 519−587. — 1000 экз. — ISBN 978−5-8243−0969−0.

3. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учебное пособие / Цагарелли, Юрий Алексеевич; Ю. А. Цагарелли; [предисл. авт.]. — СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2008 (СПб.: Тип. изд-ва «Композитор. Санкт-Петербург»).

— 367 с.: табл. — Библиогр.: с. 353−367. — 300 экз. — ISBN 978−5-7379−0381−7.

б) Дополнительная литература

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 112 c.

2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пр., 2013. — 656 c.

3. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. — Рн/Д: Феникс, 2008. — 428 c.

4. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

5. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Изд. 4, перераб. и доп. — М.: МПСИ: Флинта, 2010. — 344 с.

6. Корепанова, М.В.: Основы педагогического мастерства. — М.: Академия, 2010.— 240 с.

7. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 160 c.

8. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 208 c.

9. Мусина В.Е.: Педагогический мониторинг учебных достижений школьников. — Белгород: БелГУ, 2010. — 112 с.

10. Плотникова, Е.Б.: Воспитывающее обучение. — М.: Академия, 2010. — 176 с.

11. Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

12. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. — М.: Издательство: УЦ «Перспектива», 2010. — 208 с.

13. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина. Коллективная монография / Под науч ред. Э.Б. Абдуллина, изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010. — 272 с.

14. Рачина Б.С. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. —291 с.

15. Рачина Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2015. — 512 с.

16. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. МПГУ, 2010. — 176 с.

17. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие, изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010. — 240 с.

б) дополнительная литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Музыка, 2006. — 336 с.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 431 с.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — 336 с.

5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004. — 128 с.

6. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.1999. — 140 с.

7. Бернстайн Л. Концерты для молодежи: Пер. с анг./предисл. Е.Ф. Бронфин. — Л.: Сов. композитор, 1991. — 232 с.

8. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для стул. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.— М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 345 с.

10. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008. —144 с.

11. Гришина И.В., Конасова Н.Ю., Курцева Е.Г. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2007. — 224 с.

12. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008. — 160 с.

13. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008. —128 с.

14. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М.: Владос, 2003. — 272 с.

15. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.

16. Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. Музыкально-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений. — М.: МПГУ, 2006. — 72 с.

17. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: Кн. для учителя. 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.

18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1987. —190 с.

19. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2000. 126 с.

20. Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1−4 класс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение 2002. — 207 с.

21. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.— М.: Музыка, 2006. — 111 с.

22. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2003. — 248 с.

23. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

24. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. — М.: МИРОС, 1992. — 40 с.

25. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Классика XXI, 2004. — 140 с.

26. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс»,. 1997. — 128 с.

27. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие. — СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2007. — 544 с.

28. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.— М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.

29. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

30. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. — М.: Наука, 1998. — 336 с.

31. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

[1] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб., 2005. С. 298.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector