Методологические и методические основы тренинговой работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..….3

1.Методология подготовки и проведения тренингов……………………….….6

1.1.Преимущества групповой формы психологической работы…………..…..7

1.2.Групповая динамика………………………………………………………….8

1.3.Общие тренинговые методы………………………………………………..10

1.4.Групповая дискуссия, как метод групповой психологической работы…………………………………………………………………………….15

2.Методические разработки занятий группы социально-психологического тренинга…………………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………………26

Психологический тренинг к началу 21 века внедрился во все сферы общественной жизни и стал неотъемлемой частью не только психологического обслуживания, но и обучения.

Везде, где присутствует «человеческий фактор», есть место для психологического тренинга. Он применяется в медицине и образовании, в политике и менеджменте, на производстве и спорте, для регуляции отношений в семье и в больших коллективах и т.д.

Такая широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования.

Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «тренинг- это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений». /6, стр. 645/

Следует отметить, что психологический тренинг, как метод практической психологии есть форма групповой психологической работы. Поэтому, несмотря на возможное применение его некоторых видов при индивидуальной психокоррекции, его теоретика – методологические и процедурно – методические основы являют собой систему принципов психологической работы с коллективом и в коллективе.

Указанная система включает в себя ряд общих методических принципов, определяющих психологический тренинг, как самостоятельный метод психологического моделирования и практической психологии, и ряд специфических требований, определяющих особенности реализации общих принципов ведения тренинга, в зависимости от взглядов на его назначение и на стиль руководства. Общеметодическая сторона психологического тренинга предопределена его ролью активного метода обучения с широким спектром психокоррекционных эффектов.

10 стр., 4588 слов

Социально-психологические методы и формы работы с семьей

... в себя: (активные), ситуационно - ролевые игры и социально - психологический тренинг. Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны ... - воспитательные и управленческие (ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг). К особому методу работы с семьей можно отнести метод работы с сетью социальных контактов. Список литературы 1 ...

Главными особенностями психологического тренинга, определяющими его статус среди множества методов психологии являются:

— повышенная активность участников;

— игровой характер;

— обучающая направленность;

— систематическая рефлексия;

— групповая форма поведения.

Таким образом, психологического тренинга является специфической формой групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея – использование феномена взаимовлияний участников для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях. А поскольку влияние группы на личность есть феномен – социально психологический, постольку, видимо, в настоящее время множество разновидностей психологического тренинга объединяется наименованием «социально- психологический тренинг» (СПТ).

Социально-психологический тренинг входит в число, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

28 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Факультет Журналистики Кафедра русского языка и литературы. Курсовая работа Групповая работа как форма организации кружка Выполнил: студент ФЖ-410 Шалимова Е.В. Руководитель: Тезина А.В. г. Челябинск 2008 СОДЕРЖАНИЕ ...

Предмет исследования – тренинговая работа.

В своей курсовой работе я ставила следующие задачи:

1.Изучить современную психолого–педагогическую литературу по данному вопросу;

2.Дать характеристику основных понятий и определений;

3.Выявить особенности методологических и методических основ тренинговой работы.

Для достижения поставленных целей мною были использованы научно–педагогические методы: изучение и анализ исследуемого вопроса.

Учебная цель — усвоить сущность и формы тренинговой работы.

Методы, использующиеся в тренинговой работе

Групповая дискуссия. Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы. По процедуре групповая дисскусия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное обсуждение, сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой теме (проблеме).

Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

Можно выделить три типа групповых дискуссий:

— с биографической ориентацией, в ходе которой группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника;

— тематические дискуссии с обсуждением вопросов и проблем, значимых для всех членов группы, например в группе педагогов: «Конфликты с детьми», «Родители и педагоги» и др.

— с ориентацией на взаимодействие. Этот тип ориентирован на динамику групповой дискуссии, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции.

Для активизации участников групповой дискуссии можно использовать процедуры типа: высказывание по кругу; метод эстафеты – каждый передает слово тому, кому считает нужным; высказывание за определенный промежуток времени. /15, стр.125/.

12 стр., 5741 слов

Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования

Введение Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес все те, кто в своей практической деятельности связан с обеспечением взаимодействия людей. К сожалению, этот всё возрастающий интерес в немалой ...

Групповые занятия могут происходить, как в достаточно больших группах, что бы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, что бы каждый участник был вовлечен в действие. С увеличением числености группы возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий. Возрастает вероятность появления подгрупп. Так психоаналитическая групповая терапия обычно предполагает обычно маленькие группы от 6-10 человек. Существует противоречивость относительно выбора сходства и различий участников. /5, стр.28/.

Анализ конкретных ситуаций. Этот метод стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» и «там и тогда» (случаи из профессиональной практики, личной жизни).

Способы анализа конкретных ситуаций могут быть следующие:

1.Группа разбивается на 2 подгруппы, каждая из которых решает задачу самостоятельно, затем мнения подгрупп сталкиваются;

2.Заданную ситуацию каждый решает самостоятельно. Сама возможность описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое место в ситуации.

Разыгрывание ролевых ситуаций. Разыгрывание ролевых ситуаций очень важно, поскольку позволяет увидеть члена группы не просто в процессе межличностного взаимодействия в группе, а в исполнении определенной социальной роли. Разыгрывание ролей завершается обсуждением увиденного и услышанного. Важно, что бы все учавствующие в проигрывании высказались, насколько им импонировала та или иная роль. С кем было труднее играть, а с кем легче, какие чувства вызывали друг у друга участники игры. Отдельно обсуждается вопрос о психологической и педагогической оправдонности действий в соответствии с поставлеными целями. В группе обсуждается вопрос, что существенного было замечено в поведении данного члена группы. Вначале участник игры высказывается а потом все остальные участники группы.

ПСИХОДРАМА. Психодрама является близкой к разыгрыванию ролевых ситуаций. В ней участники исполняют роли, которые моделируют жизненные ситуации, связанные с личной историей жизни субъекта и имеющие для него эмоциональную значимость. Последняя как бы обновляется и проявляется в процессе психодрамы.

4 стр., 1849 слов

«Основы психологии при возникновении чрезвычайных ситуаций»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Утверждено приказом министерства здравоохранения Иркутской области от « » 2009 г. № ПРОГРАММА профессиональной подготовки «Основы психологии при возникновении чрезвычайных ситуаций» УЧЕБНОГО ЦЕНТРА по обучению приемам оказания первой помощи государственного учреждения здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф Иркутской области» Иркутск 2009 г. Задачи обучения: - знать ...

ПРОЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. Проективное рисование рассматривается как вспомогательный метод групповой работы. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства, мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

В проективном рисовании используют следующие методики (классификация С. Кратохвила):

— свободное рисование (каждый рисует, что хочет);

— коммуникативное рисование (члены группы работают с выбранными партнерами в парах, у каждой пары свой лист бумаги, но они общаются с помощью образов, линий, красок);

— дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу: один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д.);

— совместное рисование (несколько человек или вся группа рисуют на одном листе, например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.).

Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы и т. п.) передаются эмоциональные переживания субъекта. Существует два способа работы с готовыми рисунками: 1) демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного в содержании; 2) разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

ПСИХОГИМНАСТИКА. Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика является эффективным средством оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела», а также пространственно-временные характеристики общения. Понимание невербального языка особенно важно в профессии педагога.

Темы психогимнастических упражнений могут быть самыми разнообразными, но их можно отнести к шести различным областям (классификация А. Юновой):

2 стр., 551 слов

Тренинг как метод социального развития

Роль компонентов детской субкультуры в социальном развитии дошкольника 1. Детский фольклор. 2. Детский юмор. 3. Детская мода. 4. Детские увлечения (собирательство, гадание, страшилки, сказочный мир и т.п.). 5. Детская картина мира. Сотрудничество с родителями 1. Направления взаимодействия дошкольной организации с семьей. 2. Задачи сотрудничества. 3. Методика организации каждой формы взаимодействия ...

— ежедневные житейские ситуации («Выход из дому», «Приход на работу», «Чутко отнестись к кому-либо» и т.д.);

— проблематика отдельных членов группы («Какой я есть», «Каким меня видят окружающие», «Каким бы хотел быть», «Что для меня самое главное в моей профессии» и т. п.);

— типичные человеческие конфликты. Тема формулируется как наиболее .общая, чтобы каждый мог выразить в ней свои собственные проблемы («Преодоление преграды», «Запретный плод», «Встреча на узкой дорожке», «Утешение обиженного ребенка»);

— отношения в группе («Показать свое отношение к другим», «Выбор членов группы», «Пребывание на безлюдном острове» и др.);

— фантазии и сказки («Кем из героев сказки ты бы мог быть?», «Бал-маскарад», «Что бы я делал, если бы был добрым волшебником?», «Каким бы ты хотел стать, если бы был заколдован?» и др.);

— источником психогимнастических упражнений может быть и отношение к группе, к самому процессу обучения («Чувство, с которым я пришел в группу», «Отношение к обучению в группе», «Что бы группа делала, если бы не было ведущего?» и т. д.).

После проигрывания можно использовать различные варианты анализа, чтобы свои переживания высказали, как участники группы, так и наблюдавшие за ней члены группы.

Музыкотерапия. Этот метод может снять усталость, напряжение у участников тренинга. Психогимнастику также возможно проводить на фоне музыки. /15, стр.127/.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Атватер И. Я Вас слушаю. – М.: Экономика, 2000. – 211 с.

2. Бакли Р. Кейпл Дж. Теория и практика тренинга.–Спб.:Питер, 2002–352 с.

3. Борисова В.Г. Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении.–М.,2001. – 250 с.

4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999 – 301 с.

5 стр., 2007 слов

Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений)

Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений) А.Губинский Статья написана на основе материала, полученного в ходе проведения автором серии исследований общественно-политической ситуации в регионах перед выборами Губернатора. Методологической основой исследований являлось комплексное применение психологических, социологических методов и методов структурно- ...

5. Рудестам К. Групповая психотерапия: теория и практика.М.: Прогресс, 1990.-368 с.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер КОМ, 1999 – 752 с.

7. Кроль Л.М. Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь.-М.: независимая фирма «Класс», 2002. – 192 с.

8. Психология: Учебник для студентов/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной.-М., Издательский Центр «АКАДЕМИЯ», 1999.-464 с.

9. Ломоф Б.Ф. Сознание, как идеальное отражение. / Б.Ф. Ломоф// Психология сознания: хрестоматия по психологии/ по ред Л.В. Куликова.–Спб., 2001– 311 с.

10. Л.Д.Столяренко «основы психологии». Учебное пособие (серия «Высшее образование»), 2003 – 400 с..

11. Ли Д. Практика группового тренинга. — Спб.: Питер, 2004 – 314 с.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1:Общие основы психологии–688 с.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-Психология образования – 496 с.

14. Макшанов И.В. Психология тренинга. Спб.: Речь, 2005 – 380 с.

15. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Мн.: Изд. В.П. Ильин, 1998. – 352 с.