Институт Управления,
Бизнеса и Права
Е.Ю. Анесянц
Методические рекомендации
По курсу
«История психологии»
(для студентов заочного отделения)
Ростов-на-Дону
Методические рекомендации по дисциплине «История психологии» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 020400 Психология.
Рекомендации по дисциплине «История психологии» содержат темы лекционных и семинарских занятий, темы для самостоятельного изучения курса, основную и дополнительную литературу, тематику контрольных заданий и задач по периодизации и рекомендации по их выполнению.
Методические рекомендации утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой «Психологии» гуманитарного факультета ИУБиП.
Составитель: преподаватель Анесянц Е.Ю.
Рецензент: канд. псих. наук, доцент Масликова Ж.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
1. Темы лекционных занятий…………………………………………………………….. 5
2. Темы семинарских занятий……………………………………………………………. 5
3. Темы для самостоятельного изучения………………………………………….. 6
4. Учебная программа дисциплины………………………………………………….. 7
5. Литература…………………………………………………………………………………….. 11
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Основы здорового ...
... С.В. Денисова, В.Ю. Маслова - Арзамас: АГПИ, 2006 - 60 с. Методические рекомендации к занятию Изучение данного занятия знакомит студента с состоянием здоровья детей и подростков на современном этапе, ... Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости/ И.Ю.Кулагина, В.И. Колюцкий. М.: Сфера: Норайт, 2001 - 463 с. Методические рекомендации к занятию Данная тема ...
6. Экзаменационные вопросы по дисциплине…………………………………… 12
7. Рекомендации по выполнению контрольных работ …………………….. 14
8. Темы контрольных работ и задач по периодизации воззрений и теорий 15
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «История психологии» является общей профес-сиональной дисциплиной (ОПД Ф05), входящей в программу подго-товки специалистов по специальности 020400 «Психология» и рас-считан для студентов, изучающих общие профессиональные дисциплины, специальные и социально-образовательные курсы, определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 Психология и специализацией «Психология управления и менеджмента» 020405 заочно.
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов для ориентации их в особенностях психологических школ и направлений, методов и проблем психологического познания, выработанных наукой на протяжении многовекового пути её развития. Изучение курса «История психологии» формирует у студентов высокий интеллектуальный уровень, исторический подход и самостоятельность в творческой работе молодых специалистов, несёт огромный воспитательно-нравственный потенциал.
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Темы лекций | Кол-во часов |
1. Предмет и задачи истории психологии | |
2. Формирование и развитие понятия души в архаике и античности. Периодизация | |
3. Материалистическая и идеалистическая линии трактовки души в античности | |
4. Психология Средних веков и Нового Времени | |
5. Ассоцианизм XVII-XVIII вв. Рационализм и эмпиризм в Новом времени. Периодизация Нового времени | |
6. Становление психологии как самостоятельной науки в XIX в. Программы развития психологии | |
7. Школы психологии XIX в. и развитие прикладных отраслей психологии | |
8. Кризис в психологии. Формирование школ в этот период (10 – 30 гг. XX в.) | |
9. Бихевиоризм и гештальтпсихология | |
10. Глубинная психология. Французская социологическая школа и описательная психология | |
11. Психология в России. Периодизация | |
12. Обзор советских психологических школ | |
13. Современные школы психологии | |
14. Современное состояние психологии | |
Итого |
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Темы лекций | Кол-во часов |
1. Понятие души у Платона и Аристотеля | |
2. Психологические идеи Р. Декарта и сенсуализм Дж. Локка | |
3. Программа построения психологии В. Вундта | |
4. Круглый стол: классические психологические школы ХХ в.: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм, описательная психология, социологическая школа | |
5. Исследования в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, 6. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе | |
Итого: |
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1. Эпоха Возрождения
2. Учение о духовно-телесном монизме Б. Спинозы и Монадология Г. Лейбница.
3. Идеалистическое направление английского ассоцианизма (Дж. Беркли и Д. Юм).
4. Эпоха Просвещения.
5. Развитие экспериментальных и прикладных областей в психологии XIX – нач. ХХ вв.
6. Основные направления необихевиоризма (оперантный – Б. Скин-нера; социальный – Д. Мид, Д. Доллард; субъективный – Д. Милнер, Г. Галантер и К. Прибрам; социально-когнитивный – А. Бандура)
7. Концепции неофрейдизма (Э. Фромм, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Эриксон, Г. Мюррей)
8. Экзистенционализм .
9. Генетическая психология Ж. Пиаже.
10. Русская психология XVIII – XIX вв.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. БЛОК 1. Предмет истории психологии
БЛОК 1. Предмет истории психологии
ТЕМА 1. История психологии: её предмет и задачи
Предмет истории психологии и его отличие от других психологических наук. Движущие силы и причины развития психологических идей. М.Г. Ярошевский о трех аспектах развития науки. Задачи психологии. Принципы историко-психологического анализа. Проблемы методологии, понятие парадигмы, исполь-зование её для развития психологического знания. Методы истории психологии. Понятие периодизации в истории психологии.
БЛОК 2. Развитие психологии в рамках философии
ТЕМА 2. Развитие психологических знаний о душе в
Древнем мире
Возникновение понятия души в первобытном обществе. Способы изучения архаического мышления. Изучение архаического мышления в межкультурных исследованиях и в исторической психологии. Особенности и характеристика архаического мышления, его функции. Архаическая регуляция социальных отношений, понятия «тотема» и «табу». Мифологические представления о душе. Периодизация архаического периода. Ранние города-государства. Появление письменности.
Античность. Формирование особенностей мышления древних греков. Основные положения материалистического учения о душе в античности. Смена анимизма гилозоизмом. Идея Логоса Гераклита. Ионийская натурфилософия. Атомистика Демокрита. Психологические воззрения в эпоху эллинизма (эпикурейство, стоики, Лукреций).
Медицинские и естественнонаучные знания о человеке в Античности. Учение о темпераментах Гиппократа. Идеалистическая линия в трактовке души: софисты, пифагореисты, Сократ, Платон. Учение Платона о душе и государстве. Воззрения Аристотеля о душе. Значение античного учения. Поздняя античность. Периодизация античности.
ТЕМА 3. Проблемы психологии в средние века и в эпоху
Возрождения
Характеристика средних веков в рамках феодализма. Ментальность Средневековья. Специфический характер религии. Общая характе-ристика психологических воззрений Средневековья. Теология Аврелия Августина. Арабо-язычная наука (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).
Томизм. Психологические знания эпохи Возрождения. Новые гуманистические традиции Возрождения в образовании. Периодизация истории психологии в рамках учения о душе.
ТЕМА 4. Психология Нового времени и Просвещения
Ментальность человека Нового времени. Развитие психологии в рамках философского учения о сознании. Экспериментальный метод познания Ф. Бекона. Философско-психологический дуализм Р. Декарта. Принцип сомнения. Учение о страстях. Учение о духовно-телесном монизме Б. Спинозы. Оформление эмпирической психологии. Ассоцианистский сенсуализм Д. Локка. Критика врожденных идей, теория познания.
Английская ассоциативная психология эпохи Просвещения. Давид Гартли – основоположник ассоцианизма. Ассоцианизм Дж. Беркли и Д. Юма – идеалистичес-кое направление. Психологические взгляды французских просветителей (Гель-веций, Гольбах, Дидро, Кондильяк, Ламетри, Ж.-Ж. Руссо).
Психологические идеи в немецкой классической философии XVIII в. (Х. Вольф, И. Кант, Гегель, Фейербах).
БЛОК 3. Становление психологии как самостоятельной науки
ТЕМА 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX в.
Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Физиологические открытия Прохазки, Можанди, Бэлла, Мюллера, Галля. Развитие ассоцианизма в первой половине XIX в. Ментальная химия Дж. С. Милля. Психодинамическая концепция И. Гербарта. Концепция биологического детерминизма Ч. Дарвина. Развитие психофизики и психометрии. Исследования Фехнера, Вебера, Дондерса, Гельмгольца.
ТЕМА 6. Программы развития психологии как
Самостоятельной науки
Программа В. Вундта как «Наука о непосредственном опыте» и «Психология народов». Психология как учение об интенциональных актах сознания Ф. Брентано. Психология И.М. Сеченова как наука о психической регуляции поведения.
ТЕМА 7. Теоретическая борьба конца XIX – нач. XX вв.
Элементаристская парадигма. Методы первых лабораторий. Структурализм Э. Титченера. Функционализм В. Джемса и его школа. Теория потока сознания. Вюрцбургская школа О. Кюльпе.
ТЕМА 8. Развитие экспериментальных и прикладных
Областей психологии
Исследования клинической психологии – начало развития диф-ференциальной психологии. Психология индивидуальных различий Ф. Гальтона. Математические методы в психологии. Развитие метода тестов. Психотехника В. Штерна. Психология развития: педология С. Холла, генетическая психология Ж. Пиаже, детская психология. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Французская школа патопсихологии.
ТЕМА 9. Кризис в психологии
Условия формирования кризиса (общественно-культурные, культурно-исторические, обстановка в науке).
Хронология кризиса. Л.С. Выготский о кризисе в психологической науке. Формирование школ в период острого кризиса.
БЛОК 4. Школы психологии
ТЕМА 10. Бихевиоризм
Предпосылки развития. Предмет исследования. Коннексизм Э. Торндайка. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона. Необихевиоризм и понятие о промежуточных переменных. Э. Толмен: поведение как молярный феномен. Кларк Халл: гипотетико-дедуктивная теория. Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера. Теория социального научения А. Бандуры. Теория локуса контроля Дж. Роттера. Субъективный бихевиоризм Дж. Миллера, П. Галантера и К. Прибрама. Социаль-ный бихевиоризм Дж. Мид. Периодизация развития бихевиорального направления.
ТЕМА 11. Гештальтпсихология
Предпосылки возникновения: исследования Лейпцигской школы, Эренфельса. Исследования М. Вертгеймера. Фи-феномен. Принцип изоморфизма. Феномены и законы гештальтпсихологии. Исследования В. Кёлером человеко-образных обезьян. Законы мышления. «Динамическая теория поля» К. Левина.
ТЕМА 12. Глубинная психология
Психоанализ З. Фрейда как теория и практика. Исторические и социальные предпосылки возникновения концепций психоанализа. Хронология исследований З. Фрейда. Методы. Структура личности. Стадии развития личности. Значение психоанализа для психологии. Неофрейдизм. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Социальные концепции аналитической психологии. Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Эриксон. Персонология Г. Мюррея. Периодизация развития психоаналитических теорий.
ТЕМА 13. Французская социологическая школа
Создание концепции Э. Дюркгеймом. Исследования Л. Леви-Брюля. Современные исследования и подходы в исторической психологии (К. Леви-Стросс, А. Валон, Ф. Кликс, И. Мейман).
ТЕМА 14. Описательная психология
Методы описательной психологии. Герменевтика. Описательная психология В. Дильтея. Психология ценностей Э. Шпрангера.
Методическое обеспечение курса
1. Анесянц Е.Ю. Учебно-методический комплекс по дисциплине
«История психологии». – Ростов н/Д: ИУБиП, 2002.
6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»
1. Предмет истории психологии.
2. Основные этапы развития психологического знания.
3. Представления о душе в ионийской школе древнегреческой натур-философии.
4. Представления о душе в пифагореизме.
5. Вклад Гераклита в развитие психологического знания.
6. Атомистика Демокрита и психологическое знание.
7. Учение Платона о душе.
8. Учение Аристотеля о душе.
9. Философско-психологические течения поздней античности (Стоики, Эпикур, Лукреций, Киники).
10. Естественнонаучные знания о человеке в Античности (вклад Гиппократа и Клавдия Галена).
11. Общая характеристика психологических воззрений Средневековья.
12. Психологические идеи в теологии Аврелия Августина.
13. Общая характеристика психологических знаний Возрождения.
14. Общая характеристика психологических знаний Нового Времени.
15. Учение о методе Р. Декарта.
16. Философско-психологический дуализм Р. Декарта.
17. Учение о страстях Р. Декарта.
18. Ассоцианистский сенсуализм Дж. Локка.
19. Учение о духовно-телесном монизме Б. Спинозы и монадология Г. Лейбница.
20. Развитие английского ассоцианизма в XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Гартли, Д. Юм).
21. Психологические взгляды французских просветителей (Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Руссо).
22. Предпосылки становления психологической науки в первой половине XIX в.
23. Ассоцианизм в первой половине XIX в.
24. Психодинамическая теория И. Гербарта.
25. Исследование рефлекса и органов чувств в XIX в.
26. Программы построения психологической науки во второй половине XIX в.
27. Психология как учение о непосредственном опыте у В. Вундта, её соотношение с психологией народов.
28. Психология как учение об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.
29. Программа И.М. Сеченова о психической регуляции поведения.
30. Функционализм в психологии конца XIX – нач. XX вв.
31. Проект двух психологий В. Дильтея.
32. Социологическая школа Э. Дюркгейма.
33. Так называемый острый кризис 1910 – 1930 гг.
34. Этапы развития психологической науки в ХХ в.
35. Основные направления «новой психологии».
36. Возникновение и развитие психоанализа.
37. Возникновение и развитие бихевиоризма.
38. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.
39. Психологические знания в России до 1917 г.
40. Место марксизма в развитии психологического знания.
41. Этапы развития психологии в СССР.
42. Основные школы советской психологии.
43. Основные принципы гуманистической психологии.
44. Когнитивная психология.
45. Межкультурные исследования. Психогенетика. Исследования мозга.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»
После определения темы и знакомства с УМК и Рекомендациями необходимо осмыслить специальную литературу и приступить к написанию работы. Тему работы необходимо согласовать с преподава-телем. В Рекомендациях даётся примерный перечень тем для кон-трольных работ. Конкретная тема может быть выбрана студентом с учётом его интересов и согласована с преподавателем. Работа должна быть правильно оформлена: на титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, название кафедры, дисциплину. Ф. и. о. студента и ф. и. о. преподавателя проставляются в нижнем правом углу с указанием даты сдачи работы.
Текст работы должен быть представлен в печатном варианте, страницы пронумерованы. В начале работы приводится план, в конце – библиография. В работе делаются ссылки на цитируемую литературу.
Задача по периодизации оформляется на отдельном листе и прикладывается к контрольной работе, тему студент согласовывает с преподавателем.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ЗАДАЧ ПО ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ВОЗЗРЕНИЙ И ТЕОРИЙ
Темы контрольных работ
1. Основные этапы развития психологического знания.
2. Представления о душе в Античности.
3. Учение Платона о душе.
4. Учение Аристотеля о душе.
5. Характеристика психологических знаний Нового Времени и Просвещения.
6. Психологические воззрения Рене Декарта.
7. Ассоцианистский сенсуализм Дж. Локка.
8. Становление психологии как самостоятельной науки.
9. Программы построения психологической науки конца XIX в.
10. Психология Вильгельма Вундта.
11. Функционализм в психологии XIX – XX вв.
12. Вюрцбургская школа и исследования ВПФ в психологии.
13. Структурализм в психологии.
14. Кризис в психологии нач. ХХ в.
15. Бихевиоризм и необихевиоризм.
16. Фрейдизм и неофрейдизм.
17. Гештальтпсихология и теория К. Левина.
18. Французская психологическая школа и историческая психология.
19. Основные школы в советской психологии.
20. Гуманистическая психология и логотерапия.
21. Когнитивная психология.