ТЕМА 10. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ… 3

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 4

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ТЕМАМ… 5

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ… 8

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 10

6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ. 18

7. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА. 20


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Задачей практических занятий является формирование навыков использования методов экспериментальной психологии в процессе проведения психологического исследования.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· Иметь представление о наиболее общих задачах, решаемых посредством применения экспериментального метода.

· Знать общие принципы практической деятельности в сфере экспериментальной психологии.

· Уметь ставить и решать наиболее общие задачи в области планирования и осуществления эксперимента.

Курс состоит из 24 лекций и 44 практических (семинарских) занятий. Материалы лекций включают сформировавшиеся в современной науке представления о способах планирования и проведения психологических исследований, методиках анализа результатов экспериментов, основных приемах математической статистики, используемых в психологии.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п/п Тема Лекции сем. (практ.) занятия
Психологическое исследование как область научного знания
Эксперимент в психологии
Общая характеристика психологического эксперимента
Исследовательский процесс (организация и проведение эксперимента)
Анализ результатов эксперимента
Основы математической обработки психологических данных
Выявление различий в уровне исследуемого признака
Оценка сдвига в значениях исследуемого признака
Выявление различий в распределении признака
Корреляционный анализ
Дисперсионный анализ
ИТОГО:
Итоговая аттестация: зачет


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ТЕМАМ

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Независимые и зависимые переменные. Неэкспериментальное эмпирическое исследование. Квазиэксперимент. Измерение в психологии. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания).

Анализ и представление результатов психологического исследования.

ТЕМА 2. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

Наиболее значимые эксперименты.

Эксперимент над «крошкой Альбертом» (Дж. Уотсон).

Исследование абсолютного подчинения (С. Милгрэм).

«Тюремный эксперимент» (Ф. Зимбардо).

Исследование панического поведения (Х. Кэнтрил).

Исследование социализации агрессивности (А. Бандура).

Исследование социальной перцепции А.А. Бодалевым. Восстановление утраченных функций (А.Р. Лурия).

Эффекты наблюдаемы при проведении эксперимента: плацебо-эффект, Эффект Хоторна, публичный эффект, эффект Пигмалиона, эффект первого впечатления, эффект Барнума.

ТЕМА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Квазиэкспериментальные и функциональные планы. Типы контроля различий. Статистический анализ и применение компьютера. Экспериментальные парадигмы: случайный набор групп, попарная группировка испытуемых, повторные измерения, повторные измерения со сбалансированной последовательностью, факторный план. Экспериментальные и контрольные группы. Эквивалентность испытуемых в экспериментальных группах. Планирование эксперимента и контроль переменных. Понятие артефакта и принципы отсева испытуемых. Вмешивающаяся переменная. Рандомизация. Смешение субъектных переменных.

ТЕМА 4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС
(ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА)

Основные стадии исследования: изучение литературы и пилотажное исследование, определение проблемы, формулирование гипотезы, разработка планов, проведение эксперимента, анализ и интерпретация результатов, отчет. Стиль оформления отчета. Способы представления данных. Финансирование исследований и подача заявления на гранты. Информационный стенд и реферат на профессиональной конференции. Описательная статистика, пилотажное исследование, статистический выводы, пристрастный язык, реферат, грант.

ТЕМА 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

Проблемы контроля. Полевые исследования. Подбор испытуемых как источник независимых переменных и некорректных выводов. Использование животных в психологических исследованиях. План эксперимента с малым объемом выборки. План эксперимента с одним испытуемым в клинических исследованиях. Множественные эксперименты и изучение сложного социального поведения в лабораторных условиях. Субъектные переменные.

ТЕМА 6. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Шкалы измерений: номинативная, порядковая, интервальная, равных отношений. Распределение признака. Параметры распределения: математическое ожидание, дисперсия, показатели асимметрии и эксцесса. Нулевая, альтернативная, направленная и ненаправленная гипотезы. Параметрические и непараметрические статистические критерии. Уровни статистической значимости и мощность критериев. Классификация задач психологического исследования и методов их решения. Алгоритм принятия решения о выборе метода математической обработки.

ТЕМА 7. ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В УРОВНЕ ИССЛЕДУЕМОГО ПРИЗНАКА

Обоснование задачи сопоставления и сравнения. Назначение и область применения параметрического критерия t-критерия Стьюдента. Назначение и область применения непараметрических критериев Q Розенбаума, U Манна-Уитни, H Крускала-Уоллиса, S Джонкира. Правила ранжирования.

ТЕМА 8. ОЦЕНКА СДВИГА В ЗНАЧЕНИЯХ ИССЛЕДУЕМОГО ПРИЗНАКА

Алгоритм применения параметрического критерия t-критерия Стьюдента для зависимых (связанных) выборок. Назначение и область применения непараметрических критериев T Вилкоксона, χ2r Фридмана, L Пейджа, критерия знаков.

ТЕМА 9. ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРИЗНАКА

Назначение и алгоритм применения параметрического критерия F Фишера. Назначение и область применения критериев χ2 Пирсона и Колмогорова-Смирнова.

ТЕМА 10. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Мера связи и ее соответствие типам измерений и шкал. Оценка связи между количественными признаками: коэффициент корреляции r Пирсона. Оценка связи между качественными признаками: коэффициент корреляции rs Спирмена, коэффициент конкордации тау-Кенделла.

ТЕМА 11. ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ

Общее знакомство с возможностями дисперсионного анализа. Однофакторный дисперсионный анализ. Многофакторный дисперсионный анализ. Анализ для повторных измерений. Межгрупповая сумма квадратов. Внутригрупповая сумма квадратов. Оценка силы факторного эффекта.


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Кутейников, А. Н. Математические методы в психологии: [учеб.- метод. пособие] / А. Н. Кутейников. — СПб.: Речь, 2008. — 171 c.

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: [учеб. пособие] / А.Д. Наследова. — СПб.: Речь, 2007. — 390 c.

5. Сидоренко, Елена Васильевна. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2006. — 349 c.

6. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — 7-е междунар. изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2006. — 687 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. — СПб, 2001.

3. Государев, Николай Алексеевич. Психодиагностика: Методологии и методики исследования психологических типов: учеб. пособие / Н. А. Государев. — М.: Ось-89, 2009. — 141 c.

4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 362 c.

5. Ермолаев, Олег Юрьевич. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев; Рос. акад. образования, НОУ ВПО «Моск. психолого-соц. ин-т». — 5-е изд. — М.: Флинта [и др.], 2011. — 335 c.

6. Квинн В. Прикладная психология / В. Квинн. -СПб.: Питер, 2000.

7. Кутейников, Алексей Николаевич. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая психология и психодиагностика»: специальность 40 101.65 «Социальная работа» / [А. Н. Кутейников]; Федер. гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы», Каф. психологии упр. и педагогики. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. — 34 c.

8. Кэмпбелл Д. Методы экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб, 1996.

9. Носс, Игорь Николаевич. Психодиагностика: учебник для бакалавров, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / И. Н. Носс. — М.: Юрайт, 2011. — 439 c.

10. Практическая психодиагностика: методики и тесты: [учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. — Самара: БАХРАХ — М, 2011. — 668 c.

11. Психология менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. психологии, рек. Мин. обр. РФ / под ред. проф. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 638 c.

12. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для студентов вузов по дисциплине «Психология и педагогика» / Л. Д. Столяренко. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 591 c.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 (семинар).

1. Различные классификации методов психологического исследования.

2. Понятие научной проблемы и научной гипотезы.

3. Неэкспериментальные психологические методы.

4. Умозрительные психологические предпосылки.

5. Этнографическое исследование и его особенности.

6. Кросс-культурное исследование.

7. Психогенетическое исследование.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология — СПб, 2001.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 362 c.

3. Носс, Игорь Николаевич. Психодиагностика: учебник для бакалавров, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / И. Н. Носс. — М.: Юрайт, 2011. — 439 c.

4. Практическая психодиагностика: методики и тесты: [учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. — Самара: БАХРАХ — М, 2011. — 668 c.

5. Психология менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. психологии, рек. Мин. обр. РФ / под ред. проф. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 638 c.

6. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для студентов вузов по дисциплине «Психология и педагогика» / Л. Д. Столяренко. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 591 c.

Занятие № 2 (семинар).

1. Умение планировать и проводить эксперимент

2. Проблема адекватного использования результатов эксперимента.

3. Исследование готовности подчиняться (эксперимент С. Милгрэма) и этические проблемы.

4. Разработка теоретического конструкта эксперимента и компетентность исследователя.

5. Факт и артефакт в психологическом исследовании.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология — СПб, 2001.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 362 c.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для студентов вузов по дисциплине «Психология и педагогика» / Л. Д. Столяренко. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 591 c.

Занятие № 3 (семинар).

1. Экспериментатор: его личность и деятельность.

2. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.

3. Понятие о реальном и идеальном эксперименте.

4. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

5. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология — СПб, 2001.

2. Государев, Николай Алексеевич. Психодиагностика: Методологии и методики исследования психологических типов: учеб. пособие / Н. А. Государев. — М.: Ось-89, 2009. — 141 c.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб, 1999.

4. Кутейников, Алексей Николаевич. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая психология и психодиагностика»: специальность 40 101.65 «Социальная работа» / [А. Н. Кутейников]; Федер. гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы», Каф. психологии упр. и педагогики. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. — 34 c.

5. Носс, Игорь Николаевич. Психодиагностика: учебник для бакалавров, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / И. Н. Носс. — М.: Юрайт, 2011. — 439 c.

Занятие № 4 (семинар).

1. Экспериментальные планы для одной независимой переменой.

2. Экспериментальные планы для одной и нескольких групп.

3. Факторные планы.

4. Планы эксперимента для одного испытуемого.

5. Квазиэкспериментальные планы.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: [учеб. пособие] / А.Д. Наследова. — СПб.: Речь, 2007. — 390 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология — СПб, 2001.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 362 c.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для студентов вузов по дисциплине «Психология и педагогика» / Л. Д. Столяренко. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 591 c.

Занятие № 5 (семинар)

1. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение.

2. Форма представления результатов исследования.

3. Требования к оформлению научной статьи.

4. Принцип научности при описании результатов исследования.

5. Проблема фабрикации результатов исследования.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: [учеб. пособие] / А.Д. Наследова. — СПб.: Речь, 2007. — 390 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология — СПб, 2001.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб, 1999.

3. Ермолаев, Олег Юрьевич. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев; Рос. акад. образования, НОУ ВПО «Моск. психолого-соц. ин-т». — 5-е изд. — М.: Флинта [и др.], 2011. — 335 c.

4. Квинн В. Прикладная психология / В. Квинн. -СПб.: Питер, 2000.

Занятие № 6 (семинар)

Рассматриваемые вопросы:

1. Проблема измерений в психологии.

2. Шкала наименований.

3. Шкала порядка.

4. Шкала интервалов.

5. Шкала отношений.

6. Шкальные преобразования.

7. Виды психологических измерений.

8. Тестирование и теория измерений.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2012. — 318 c.

3. Кутейников, А. Н. Математические методы в психологии: [учеб.- метод. пособие] / А. Н. Кутейников. — СПб.: Речь, 2008. — 171 c.

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: [учеб. пособие] / А.Д. Наследова. — СПб.: Речь, 2007. — 390 c.

5. Сидоренко, Елена Васильевна. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2006. — 349 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология — СПб, 2001.

2. Государев, Николай Алексеевич. Психодиагностика: Методологии и методики исследования психологических типов: учеб. пособие / Н. А. Государев. — М.: Ось-89, 2009. — 141 c.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 362 c.

4. Кутейников, Алексей Николаевич. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая психология и психодиагностика»: специальность 40 101.65 «Социальная работа» / [А. Н. Кутейников]; Федер. гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы», Каф. психологии упр. и педагогики. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. — 34 c.

5. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — 7-е междунар. изд. — СПб.[и др.]: Питер, 2006. — 687 с.

Занятие № 7 (практическое занятие)

«Выявление различий в уровне исследуемого признака»

Рассматриваемые вопросы:

1. Использование t-критерия Стьюдента для оценки достоверности различий.

2. Использование U-критерия Манна-Уитни для сравнения двух выборок.

3. Использование Н-критерия Краскела-Уоллиса для сравнения нескольких выборок.

4. Использование F-критерия Фишера для сравнения дисперсий.

5. Использование Z-критерия для сравнения частотных показателей.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Кутейников, А. Н. Математические методы в психологии: [учеб.- метод. пособие] / А. Н. Кутейников. — СПб.: Речь, 2008. — 171 c.

3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: [учеб. пособие] / А.Д. Наследова. — СПб.: Речь, 2007. — 390 c.

4. Сидоренко, Елена Васильевна. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2006. — 349 c.

5. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. — СПб, 2001.

2. Ермолаев, Олег Юрьевич. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев; Рос. акад. образования, НОУ ВПО «Моск. психолого-соц. ин-т». — 5-е изд. — М.: Флинта [и др.], 2011. — 335 c.

3. Кутейников, Алексей Николаевич. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая психология и психодиагностика»: специальность 40 101.65 «Социальная работа» / [А. Н. Кутейников]; Федер. гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы», Каф. психологии упр. и педагогики. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. — 34 c.

Занятие № 8 (практическое занятие)

«Оценка сдвига в значениях признака»

Рассматриваемые вопросы:

1. Использование t-критерия Стьюдента для оценки достоверности различий.

2. Использование Т-критерия Вилкоксона для оценки достоверности различий.

3. Использование критерия значимости изменений Мак-Нимара для оценивания достоверности сдвига у частотных показателей.

Основная литература

1. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: [учебник] / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2008. — 379 c.

2. Кутейников, А. Н. Математические методы в психологии: [учеб.- метод. пособие] / А. Н. Кутейников. — СПб.: Речь, 2008. — 171 c.

3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: [учеб. пособие] / А.Д. Наследова. — СПб.: Речь, 2007. — 390 c.

4. Сидоренко, Елена Васильевна. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2006. — 349 c.

5. Солсо, Роберт Л. Экспериментальная психология: Планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклин; [пер.с англ.: Е. Павлов [и др.]. — 8-е доп., перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 c.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. — СПб, 2001.

2. Ермолаев, Олег Юрьевич. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев; Рос. акад. образования, НОУ ВПО «Моск. психолого-соц. ин-т». — 5-е изд. — М.: Флинта [и др.], 2011. — 335 c.

3. Кутейников, Алексей Николаевич. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая психология и психодиагностика»: специальность 40 101.65 «Социальная работа» / [А. Н. Кутейников]; Федер. гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы», Каф. психологии упр. и педагогики. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. — 34 c.

Занятие № 9 (практическое занятие)

«Выявление различий в распределении признака»

Выполнение упражнений (по кн. А.Н. Кутейников «Математические методы в психологии» — СПб, 2008, стр. 41) направленных на выявление различий в распределении признака

Рассматриваемые вопросы:

1. Использование критерия «хи-квадрат» для сравнения эмпирического и теоретического распределений признака.

2. Использование критерия «хи-квадрат» для сравнения эмпирического и равномерного распределений признака.

3. Использование критерия «хи-квадрат» для сравнения двух эмпирических распределений признака.

4. Сравнение распределений эмпирического и редких событий.

Занятие № 10 (практическое занятие)

«Корреляционный анализ»

Выполнение упражнений (по кн. А.Н. Кутейников «Математические методы в психологии» — СПб, 2008, стр. 58) направленных на анализ корреляций

Рассматриваемые вопросы:

1. Проблема зависимости и сопряженности явлений.

2. Направление корреляции.

3. Достоверность корреляции.

4. Представление результатов корреляционного анализа в виде диаграммы рассеивания.

5. Проблема скрытой переменной.

Занятие № 11 (практическое занятие)

«Дисперсионный анализ»

Выполнение упражнений (по кн. А.Н. Кутейников «Математические методы в психологии» — СПб, 2008, стр. 133) направленных на оценку сдвига под влиянием контролируемых факторов.

Рассматриваемые вопросы:

Общие принципы дисперсионного анализа

2. Однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок.

3. Однофакторный дисперсионный анализ для связанных выборок.

4. Двухфакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок.

5. Двухфакторный дисперсионный анализ для связанных выборок.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Логика экспериментальной психологии.

2. Экспериментальные и контрольные группы.

3. Независимые и зависимые переменные.

4. Неэкспериментальное эмпирическое исследование.

5. Факторные, квазиэкспериментальные и функциональные планы.

6. Методы оценки длительности, интервалов, чистоты.

7. Экспериментальные парадигмы в психологии.

8. Эффект плацебо и способы его исключения.

9. «Слепой» и «двойной слепой» методы в психологии.

10. Эффект тренировки и утомления.

11. Основные стадии психологического исследования.

12. Формулирование и виды экспериментальных гипотез.

13. Методика изучение и использования научной литературы.

14. План проведения эксперимента.

15. Анализ и интерпретация результатов эксперимента.

16. Способы представления экспериментальных данных.

17. Оформление информационного стенда и реферата на профессиональной конференции.

18. Подбор испытуемых как источник независимых переменных и некорректных выводов.

19. Использование животных в психологических исследованиях.

20. План эксперимента с малым объемом выборки.

21. План эксперимента с одним испытуемым в клинических исследованиях.

22. Множественные эксперименты и изучение сложного социального поведения в лабораторных условиях.

23. Шкалы измерений: номинативная, порядковая, интервальная, равных отношений.

24. Параметры распределения признака: математическое ожидание, дисперсия, показатели асимметрии и эксцесса.

25. Параметрические и непараметрические статистические критерии.

26. Уровни статистической значимости и мощность критериев.

27. Алгоритм принятия решения о выборе метода математической обработки.

28. Выявление различий в уровне исследуемого признака. t-критерий Стьюдента.

29. Непараметрические критерии Q Розенбаума, U Манна-Уитни, H Крускала-Уоллиса, S Джонкира. Правила ранжирования.

30. Оценка сдвига в значениях исследуемого признака. Непараметрические критерии T Вилкоксона, χ2r Фридмана.

31. Выявление различий в распределении признака. Критерии F Фишера и χ2 Пирсона.

32. Многофункциональные статистические критерии. Критерий углового преобразования φ* Фишера.

33. Мера связи и ее соответствие типам измерений и шкал. Корреляционный анализ.

34. Оценка связи между количественными и качественными признаками. Коэффициенты корреляции r Пирсона и rs Спирмена


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

t-критерий (t-критерий Стьюдента) — параметрический критерий статистического вывода, используемый: 1) для определения достоверности различий между выборками; 2) для определения достоверности сдвига значений в результате стимульного воздействия.

T-критерий Вилкоксона — непараметрический критерий статистического вывода, применяемый для оценки результативности сдвига значений в результате стимульного воздействия.

U-критерий Манна-Уитни — непараметрический критерий статистического вывода, применяемый для оценки различия между двумя выборками.

Абсцисса— горизонтальная координата графика, на которой чаще всего фиксируют степень выраженности независимой переменной.

Альтернативная гипотеза — статистическая гипотеза о наличии различий между показателями или о закономерности наблюдаемых явлений.

Бимодальное распределение — распределение частот, имеющее две моды (точки максимума по сравнению с соседними значениями).

Биномиальное распределение — распределение частот, характеризующих вероятность появления или непоявления какого-либо события.

Вариационый ряд— упорядоченная иллюстрация распределения значений признака. Представляет двойной ряд чисел, состоящий из обозначения классов и соответствующих частот.

Гистограмма — столбчатая диаграмма. Наиболее часто применяется при первичном представлении данных. Ось абсцисс (горизонтальная) служит для фиксации степени выраженности, а ось ординат (вертикальная) — для фиксации частоты.

Дисперсия — мера разброса распределения значений относительно среднего арифметического.

Корреляция — связь между двумя переменными. Корреляция характеризуется направлением, силой связи и уровнем достоверности этой связи.

Коэффициент корреляции — число, отражающее силу и направление связи между двумя переменными. К. к. бывают достоверные и недостоверные (т. е. случайные).

Коэффициент сопряженности — показатель силы связи между двумя рядами чисел номинативной шкалы.

Криволинейная функция — функция, график которой отклоняется от прямой линии и содержит компоненты, которые могут быть описаны исключительно математическими формулами для кривых линий.

Критерий хи-квадрат — непараметрический критерий статистического вывода, используемый для определения: 1) отличается ли статистически наблюдаемая частота от другой эмпирической частоты; 2) отличается ли наблюдаемая частота от теоретически предсказанного распределения.

Кумулята (кумулятивная кривая)— изображение распределения в виде кривой, значения ординат которой пропорциональны накопленным частотам вариационного ряда.

Линейная функция — функция, график которой образует прямую линию.

Математическое моделирование — процедура описания различных процессов (в том числе и социально-психологических) посредством математического аппарата. Указанная процедура включает в себя выделение всех факторов процесса, определение доли вклада каждого из факторов, выявление закономерностей их функционирования и вероятностное предсказание протекания всего процесса в дальнейшем.

Медиана — центральное значение в упорядоченной выборке. Для определения медианы необходима операция упорядочивания выборки.

Мода— значение выборки, встречающееся наиболее часто. Распределения частот бывают унимодальными (с одной модой), бимодальными (с двумя модами) и полимодальными (с большим количеством значений моды).

Непараметрический критерий — критерий статистического вывода, не требующий допущения о нормальности распределения признака.

Нормальное распределение — распределение частот, характеризующееся колоколообразной формой графика, унимодальностью, симметричностью, равенством среднего арифметического, медианы и моды. Характеризует распределение случайных чисел. Большинство психологических свойств имеют нормальное распределение.

Нулевая гипотеза — статистическая гипотеза об отсутствии различий между показателями или о случайности наблюдаемого явления.

Ордината — вертикальная координата графика, на которой чаще всего фиксируют частоту встречаемости конкретного уровня выраженности переменной.

Параметрический критерий — критерий статистического вывода, требующий допущения о нормальности распределения признака.

Пуассоновское распределение— распределение редких событий (тех событий, вероятность которых мала, но которые все же появляются если число экспериментов велико).

Размах— значение разницы (по модулю) между наименьшим и наибольшим значением в выборке.

Регрессионный анализ— вид анализа, предполагающий отображение на диаграмме рассеяния зависимых и независимых значений (в случае, если данные представлены только по двум признакам) и последующий поиск формулы, наиболее точно описывающий характер наблюдаемых зависимостей.

Репрезентативность— возможность распространить полученные на ограниченной выборке выводы на всю генеральную совокупность.

Исходные данные— данные предназначенные для статистической обработки. Способы представления исходных данных: статистический массив, таблицы, графики и диаграммы.

Стандартное отклонение — мера разброса относительно среднего арифметического значений. Численно равно квадратному корню из дисперсии.

Статистическая значимость — количественный показатель вероятности, что полученные результаты неслучайны. Результаты принято считать неслучайными и статистически достоверными, если количественный показатель статистической значимости не превышает 0,05 (р≤0,05).

Таблица сопряженности— таблица абсолютных частот наблюдений, столбцы которой соответствуют значениям одного признака, а строки — значениям другого признака. Значения абсолютных частот располагаются в клетках на пересечении рядов и колонок.

Уровень значимости— допускаемая исследователем вероятность отклонения нулевой гипотезы, в то время, когда она является верной.

Уровень статистической значимости(называется также 5-процентным уровнем значимости) — вероятность для которой отклонение нулевой гипотезы считается приемлемым при работе со статистическими задачами. Количественное значение составляет р ≤ 0,05. Используется также устаревшее название — 95-процентный уровень вероятности результата. В количественном выражении составляет Р ≥ 95%.

Шкала — отрезок, содержащий совокупность отметок (чисел) для фиксации последовательных значений измеряемой величины. Номинативная шкала устанавливает принадлежность объекта измерения к некоторому классу. Порядковая шкала осуществляет ранжирование объектов (сортировку по возрастанию или убыванию), но не определяет расстояние между ними. Интервальная шкала определяет расстояние между объектами, но начало отсчета выбираются произвольно исследователем. Относительная шкала определяет расстояние между объектами при фиксированном начале отсчета.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector