МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению курса
«Методика преподавания психологии»
для студентов третьего курса
специальности 030301 «Психология»
форма обучения – очная (нормативный срок)
Ростов-на-Дону
Составители: к.пед.н., доц. Е.В. Ежак.,
Методические рекомендации по изучению курса «Методика преподавания психологии» для студентов третьего курса специальности 030301 «Психология». / Ростов — на — Дону, ДГТУ, 2008 г., с.16
Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.
Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.
Научный редактор – д.ф.н., проф. Яременко С. Н.
© Издательский центр ДГТУ, 2012г.
«Методика преподавания психология» — педагогическая дисциплина, изучающая современные методики обучения психологическим знаниям и умениям, методики психологического просвещения и обучения практическим психологическим учениям.
Для достижения этих целей в курсе должны решаться следующие задачи:
— классификация принципов преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях;
— изучение истории преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях;
— обзор системы современного психологического образования в России и за рубежом;
— изучение правового и нормативного обеспечения образовательной деятельности;
— структура и содержание психологического образования;
— основные цели, задачи, тематика занятий, которые могут проводиться с учащимися и студентами;
— характеристика видов учебных занятий (лекция, семинарское, лабораторное и практическое занятия);
— обзор основных методов и приёмов обучения психологии в разных типах учебных заведений;
— способы проверки и оценки знаний.
Курс систематизирует полученные ранее (философия, общая психология, история психологии, педагогика, педагогическая психология, возрастная психология и психология развития, социальная психология и др.) знания и выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности.
Студенты, завершившие изучение «Методики преподавания психологии», должны знать:
— историю преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях;
1.Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее ...
... общие закономерности обучения и воспитания. 2.Интерпретирует их применительно к своему учебному предмету. Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии, общих закономерностях ... на полный курс обучения и ежегодно корректируется. В нем определяется: · перечень разделов и тем; · виды занятий и время отводимое на изучение учебного материала. ...
— систему современного психологического образования в России и за рубежом;
— правовое и нормативное обеспечения образовательной деятельности;
— структуру и содержание психологического образования;
— основные цели, задачи, тематику занятий, которые могут проводиться с учащимися и студентами;
— основные видов учебных занятий (лекция, семинарское, лабораторное и практическое занятия);
— основные методов и приёмов обучения психологии в разных типах учебных заведений;
— способы проверки и оценки знаний.
Студенты должны уметь:
— ориентироваться в современных научных концепциях;
— грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
— участвовать в практической прикладной деятельности;
— владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
1. Психология учебной деятельности её формирование.
2. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение.
3. История преподавания психологии в высшей школе.
4. История преподавания психологии в средней школе.
5.Основные тенденции современного психологического образования. Базовое психологическое образование.
6. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии. Учебный план и преподавание психологии.
7. Цели и принципы преподавания психологии.
8. Классификация основных методов обучения психологии.
9. Типология активных методов обучения психологии.
10.Организация обучения психологии в высших и средних учебных заведениях.
11.Методические особенности преподавания теоретической психологии.
12.Методические особенности преподавания прикладной психологии.
13. Организация проверки и оценивания при обучении психологии. Виды и формы проверки знаний.
14. Самостоятельная работа студента по психологии, управлению. Проникновение во внутренний мир личности.
15. Технология разработки учебного курса.
16. Подготовка преподавателей психологии, их функции. Знания, умения и личностные качества преподавателя психологии.
Семинарские занятия
Семинар № 1. Психология учебной деятельности.
- Психология учебной деятельности её формирование.
- Понятие теории обучения в психологии.
- Развивающее обучение.
Вопросы для самоконтроля:
- Учение как учебная деятельность.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Цели и способы развивающего обучения.
Семинар №2. История преподавания психологии в высшей и средней школах.
- Преподавание психологии в 18-19 веках в высшей школе.
- Преподавание психологии в первой половине 20 века в высшей школе в России.
- Преподавание психологии во второй половине 20 века в высшей школе.
- Преподавание психологии в 19 веке в средней школе.
- Преподавание психологии вначале 20 века в средней школе.
- Преподавание психологии во второй половине 20 века в России в средней школе.
Вопросы для самоконтроля:
Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...
... разнообразных программ по психологии в школе. Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняется место и за ... мозг; 5) воображение; 6)внимание. Общая установка в преподавании психологии сводилась к тому, чтобы дать определенное количество ... общеобразовательную школу, имея систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства ...
- В рамках каких учебных дисциплин преподавалась психология?
- Какие основные изменения происходят в преподавании психологии в российских университетах в начале ХХ века?
- В чем заключалась сложность преподавания психологии в 20-30 х гг. ХХ века?
- Какие позитивные уроки можно извлечь из истории преподавания психологии?
- Какие новые тенденции в преподавании психологии появились в 20 веке?
Источники из карты методического обеспечения [7.1.1, 7.1.2,7.1.3,7.1.4,7.1.5]
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. ГИЦ Владос. 2004. http://iprbookshop.ru
- Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М.: Флинта, 2009. http://iprbookshop.ru
- Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. М.: Флинта, 2011. http://iprbookshop.ru
- Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания специальных дисциплин, Логос, 2007. http://www.biblioclub.ru
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Питер.: СПб. 2012. http://www.biblioclub.ru
В данной теме следует обратить внимание на основные периоды преподавания психологии в российских университетах. Первоначально психология преподавалась в рамках других дисциплин, а несколько позже рассматривалась как составная часть курса философии. Для более глубокого понимания периода становления преподавания психологии следует внимательно изучить период открытия первого Московского университета и структуру преподавания наук.
Важно знать первые типы (формы) семинаров, которые ввел профессор Н.Я. Грот: на семинарах первого типа слушателям предлагалось критиковать прочитанную накануне лекцию; для семинаров второго типа следовало подготовить реферат; на третьем типе семинаров студенты предоставляли тезисы, которые зачитывались и обсуждались в аудиториях.
После1905 года преподавание психологии претерпевает коренные изменения: лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов и, как следствие, на основе коллективных экспериментальных работ начинает формироваться курс экспериментальной психологии.
С начала 40-х годов в ряде университетов при философских факультетах открываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов.
В течение 70-80-х годов продолжалось постепенное расширение психологического образования, и к концу 90-х годов подготовка психологов по полной вузовской программе стала массовой.
Семинар № 5. Классификация основных методов обучения психологии. Типология активных методов обучения.
- Классификация основных методов обучения психологии.
- Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии.
- Методы закрепления учебного материала.
Вопросы для самоконтроля:
Исторические аспекты развития методов обучения 4
... В этой связи более правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах ... необходимые знания учащимся, на подготовку высококвалифицированных специалистов. Для этой цели необходимы определенные методы обучения. В данной курсовой работе будут освещены методы профессионального обучения студентов ...
- Какие три группы методов выделяют по источнику получения знаний и умений?
- Охарактеризуйте особенности устных и письменных методов словесного обучения
- Какими способами можно демонстрировать наглядность?
- Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения психологии.
- В чем состоит дистанционное обучение?
Источники из карты методического обеспечения. [7.1.1, 7.1.2,7.1.3,7.1.4,7.1.5]
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. ГИЦ Владос. 2004. http://iprbookshop.ru
- Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М.: Флинта, 2009. http://iprbookshop.ru
- Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. М.: Флинта, 2011. http://iprbookshop.ru
- Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания специальных дисциплин, Логос, 2007. http://www.biblioclub.ru
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Питер.: СПб. 2012. http://www.biblioclub.ru
При изучении данной темы следует прочно усвоить характеристики основных методов обучения психологии.
Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.
Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов (книг, учебников и учебных пособий, раздаточных материалов).
Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд специальных приемов. Основными из них являются следующие:
-конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;
-составление плана текста (простого или сложного);
-составление тезисов — краткое изложение основных идеи прочитанного текста;
-цитирование — написание дословных выдержек из текста;
-аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитанного;
-рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу;
-составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного материала;
-составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;
Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.
Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.
Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:
11 стр., 5186 слов
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... общих закономерностей психологических явлений. Обыденная психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и поговорками. 2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система ...
1. лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;
2. выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;
3. решение психологических задач;
4. упражнения;
5. групповая дискуссия;
6. дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.
Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.
Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.
Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.
В каждом из этих методов используется свой инструментарий:
-в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;
-в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;
-в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов и полилогов между участниками группы по совместному решению
Основные функции семинарских занятий в учебном процессе.
Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами. Во-первых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, изученный на лекциях или по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными.
Расширение и углубление знаний происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебнике. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спецвопросам, а также подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам.
Развитие умений самостоятельной работы происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска.
Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:
-репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал,
III Олимпиада «Психология без границ» задание для 6-7 классов
... который позволил бы это выяснить. 10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Рассмотрите историю в картинках Херлуфа Бидструпа «Домашнее задание». Перечислите отрицательные черты характера, которые могут появиться ... у ребенка, если такой способ выполнения домашнего задания станет для него привычным. ...
-продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.
В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: репродуктивный и продуктивный.
Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:
— Внимание и его виды;
— Понятие о памяти;
— Основные свойства характера.
Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:
Чем отличается…;
Что общего между…;
Какие механизмы…;
Выделите достоинства и недостатки… (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).
Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбираться на основе разных критериев.
Темы семинаров могут повторять темы лекций.
Подготовка студентов к семинарскому занятиюзаключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание.
Семинар № 7. Проверка и оценивание при обучении психологии. Управление самостоятельной работой студентов.
- Организация проверки и оценивания при обучении психологии.
- Виды и формы проверки знаний.
- Самостоятельная работа студента по психологии, управление ею.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем заключаются основные принципы проверки и оценки знаний?
- Какие виды проверки знаний могут использоваться преподавателем и в чем их особенности?
- В чем состоят особенности устной и письменной проверки знаний?
- Что такое контрольная работа, каковы ее достоинства и недостатки?
- Что такое тестирование, каковы его достоинства и недостатки?
- Что такое экзамен, каковы его достоинства и недостатки?
- Что такое зачет, каковы его достоинства и недостатки?
- Что такое рейтинговое оценивание?
- Какие виды заданий могут использоваться в тестах?
- Какие существуют формы управления самостоятельной работой студентов?
Источники из карты методического обеспечения [7.1.1, 7.1.2,7.1.3,7.1.4,7.1.5]
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. ГИЦ Владос. 2004. http://iprbookshop.ru
- Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М.: Флинта, 2009. http://iprbookshop.ru
- Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. М.: Флинта, 2011. http://iprbookshop.ru
- Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания специальных дисциплин, Логос, 2007. http://www.biblioclub.ru
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Питер.: СПб. 2012. http://www.biblioclub.ru
Спецкурс — Гендерная психология для студентов 5 курса психологического ...
... знание общей психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной психологии, социальной психологии, ... формирование у студентов-психологов представлений ... психологии (деятельностный подход), "поздняя" советская психология. Работы И.С. Кона и Б.Г. Ананьева. Гендерная проблематика в работах ... разделении общественного труда // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". — М., 2001. ...
При подготовке данной темы следует обращать внимание на следующие аспекты.
Виды проверки знаний при обучении психологии.
В зависимости от того, проверяются ли знания учащихся или умение их применять, различаются такие виды проверки, как опрос и выполнение практических заданий. При опросе учащимся предлагается воспроизвести определенное содержание: эмпирические факты, теоретические положения, формулировки понятий, примеры, классификации, научные закономерности. Выполнение практических заданий подразумевает применение этих знаний для решения учебных и практических задач.
Опрос может быть устным или письменным.
Устный опрос имеет то преимущество, что:
-позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы по содержанию излагаемого материала, которые выявляют осмысленность его понимания студентом;
-дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведении материала;
-проверяет умение студента строить связный монолог.
Письменный опрос более экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить знания большой группы учащихся, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются:
-контрольная письменная работа, проводимая на занятии;
-домашняя письменная работа (реферат, конспект).
Опрос может быть свободным и программированным. Свободный опрос подразумевает ответ на широко поставленный вопрос. Он предполагает умение студента построить логически связанный рассказ в устной или письменной форме, используя при этом научную аргументацию. Программированный опрос предполагает постановку конкретных вопросов. Ответы на такие вопросы могут быть однозначно оценены как правильные или неправильные. Типичный пример такого опроса представляют тесты.
Практические задания также могут быть свободными или программированными. В первом случае они предполагают творческий подход к их выполнению. Во втором случае необходима реализация определенного алгоритма.
Проверка знаний и умений может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студентом или сразу с группой. В обоих случаях могут использоваться все перечисленные выше виды проверки (опрос и практическое задание, устный и письменный, свободный и программированный).
Фронтальный вид проверки обладает безусловным преимуществом с точки зрения экономии времени преподавателя, однако не позволяет в достаточной мере реализовать индивидуальный подход к студенту. Полезно использование письменного фронтального экспресс-опроса в начале лекции, семинарского или практического занятия. Такой опрос предполагает краткие ответы учащихся (студентов) на несколько вопросов в течение 5-10 минут.
Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека
... оформления корреспонденции 32 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» Объект дисциплины «Этика и психология делового человека» – идеальная психическая ... уверенность, убежденность и т.д.). Основная категория «Этики и психология делового человека» - психология личности, т.е. совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, ...
Рейтинговое оценивание. Возможность достичь полноты, достоверности, объективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости. Эта система построена на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости. Главное ее достоинство заключается в том, что она обеспечивает комплексную и дифференцированную оценку количества и качества учебной деятельности студентов, повышает их мотивацию к занятиям, стимулирует регулярную самостоятельную учебную работу в семестре.
Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной работы с помощью зачетных единиц. Успешность работы студента в семестре по дисциплине оценивается определенной максимальной суммой баллов. Суммарная рейтинговая оценка по дисциплине формируется из:
-рейтинговой оценки количества и качества учебной работы студента в семестре и
-рейтинговой оценки в результате промежуточной аттестации (зачет, экзамен).
К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.
Коллоквиум является формой текущего контроля. Он применяется для проверки знаний по определенному разделу (или объемной теме) и принятия решения о том, можно ли переходить к изучению нового материала. Коллоквиум — это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения новыми знаниями. В отличие от семинара главное на коллоквиуме — это проверка знаний с целью их систематизации. Конкретные вопросы для коллоквиума студентам не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем.
Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет», «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал.
Зачет предназначен для оценки выполнения заданий практического характера. Поэтому он может использоваться для зачитывания факта сдачи определенных тем курса, лабораторных и практических работ. Зачет используется также для оценки успешности прохождения студентами лабораторного практикума, курса практических занятий. В этом случае существенно то, что студент прошел данный учебный курс, а качество его знаний в данном случае не оценивается.
Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций. В школьной практике России это пятибалльная система отметок: 5, 4, 3, 2, 1.
Контрольная работа — это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений. Она подразумевает ответы на поставленные вопросы или выполнение определенных практических заданий. В контрольных работах могут использоваться вопросы и задания различного характера, однако они всегда предполагают наличие критериев для оценки (как правильные или неправильные).
Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Ответы на вопросы или выполнение заданий теста предполагают наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. В силу этого они обеспечивают объективность, валидность и дифференцированность в оценке знаний, при регулярном проведении — систематичность проверки. При разнообразном построении вопросов и заданий и их необходимом количестве тесты позволяют достичь системности в оценке.
Контрольные вопросы и задания для семинарских занятий, тематика ...
... современного российского общества. Самостоятельная работа студентов: Национальная идентичность: механизмы складывания. ... психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. - №5. Жидков, В.С. Десять ... российский вариант/ В.Т. Пуляев // Социально-гуманитарное знание. – 2000. - №1. Серебряков, С.Л. ... 2000 - № 12. Зеркин, Д.П. Основы политологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов-н/Д., ...
Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные. Выполнение таких работ является видом самостоятельной учебной работы студентов, а также является квалификационной, т. е. является объектом оценки.
Итоговая проверка и оценка знаний и умений проводится после завершения учащимися и студентами полного курса образовательной программы. В настоящее время психологические знания не являются составной частью выпускного экзамена в средних общеобразовательных учебных заведениях. В программах среднего специального и высшего профессионального образования педагогического профиля психологические знания обычно включаются в содержание выпускного квалификационного экзамена.
Самостоятельная работа студентов. Основная цель самостоятельной работы студентов в более глубоком изучении и осмыслении тем курса, а так же развитие умений анализа научной литературы
Основная цель самостоятельной работы студентов в более глубоком изучении и осмыслении тем курса, а так же развитие умений анализа научной литературы. Студенты самостоятельно могут изучать некоторые темы, не включённые в содержание курса, или рассматриваются в небольшом объёме. Поощряются оригинальный подход к анализу теоретического материала, его творческое осмысление, теоретическое обоснование собственной точки зрения, в соответствии с общепринятыми научными парадигмами.
Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании соответствующего конспекта лекции, чтении соответствующих разделов в учебнике и первоисточников.
Предлагаемые темы индивидуальных заданий являются примерными, студент в праве видоизменять или уточнять тему задания по согласованию с преподавателем на консультациях, ориентируясь на собственные интересы и познания. с преподавателем обсуждается проблема исследования и основные методы её решения, составляется план и оговариваются сроки выполнения работы.
Основная форма самостоятельной работы студентов – подготовка и защита в аудитории рефератов и докладов. Результаты работы над индивидуальным заданием могут быть отражены в научных публикациях и выступлениях на конференциях. преподаватель оценивает самостоятельную работу поощрительным рейтингом, дополнительными баллами в рейтинг-контроле.
Перечень тем индивидуальных заданий.
- Развитие познавательного интереса к предмету психологии у обучаемых.
- Характеристика теоретических знаний по психологии в аспекте развивающего обучения.
- Использование принципов дидактики в преподавании психологии.
- Типология уроков по психологии.
- Особенности организации комбинированного урока.
- Психолого-педагогические аспекты деловых игр.
- Методические требования по подготовке семинара-дискуссии.
- Теоретико-психологическая характеристика учебной дискуссии.
- Конференция как одна из форм учебного занятия.
- Педагогические средства обучения в преподавании психологии.
- Классификация вопросов и задач по содержанию, предъявляемых в заданиях по психологии.
- Контроль как учебное действие студента.
- Методические проблемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля.
- Базовые компоненты профессионализма преподавателя психологии.
- Функции преподавателя психологии в учебном процессе.
- Психология учения и учебная деятельность студента.
- Требования, предъявляемые к образованию и профессиональной квалификации преподавателя.
- Основные формы повышения квалификации научно-педагогических работников в России.
- страхи молодых преподавателей вначале их преподавательской деятельности и методы их устранения.
- Соотношение знаний предмета и методических умений в деятельности преподавателей средней и высшей школы.
Вопросы к экзамену
1. История преподавания психологии в высшей школе.
2. История преподавания психологии в средней школе.
3. Основные тенденции современного психологического образования в мире.
4. Базовое психологическое образование.
5. Преподавание психологии студентам других специальностей.
6. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
7. Общеобразовательные программы и преподавание психологии.
8. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии.
9. Учебный план и программы преподавания психологии.
10. Цели и принципы преподавания психологии.
11. Психология как научная и учебная деятельность.
12. Отрасли психологии как научной дисциплины.
13. Основные образовательные программы высшего профессионального психологического образования в Беларуси (на примере государственного образовательного стандарта по психологии).
14. Основные образовательные программы высшего профессионального психологического образования в России, европейских и североамериканских странах.
15. Основные тенденции развития психологии в мире.
16. Организация учебных занятий по психологии в высших учебных заведениях.
17. Организация учебных занятий по психологии в средних учебных заведениях.
18. Современные формы учебной деятельности студентов (тьюоторат, портфолио и т.д.)
19. Лекции по психологии. История лекционной формы обучения.
20. Лекции по психологии. Виды лекций.
21. Лекции по психологии. Функции лекций.
22. Лекции по психологии. Содержание лекций.
23. Лекции по психологии. Методические аспекты подготовки и проведения лекций.
24. Семинарские занятия по психологии. Их функции.
25. Семинарские занятия по психологии. Методические аспекты подготовки преподавателя к семинарским занятиям.
26. Семинарские занятия по психологии. Методические аспекты проведения семинарских занятий.
27. Лабораторные и практические занятия по психологии. Их функции.
28. Лабораторные и практические занятия по психологии. Их организация и проведение.
29. Урок как вид классной работы.
30. Урок по психологии. Типы уроков.
31. Урок по психологии. Подготовка преподавателя к урокам. Конспект урока.
32. Урок по психологии. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
33. Словесные методы обучения психологии.
34. Наглядные методы обучения психологии.
35. Практические методы обучения психологии.
36. Активные методы обучения психологии.
37. Интерактивные методы обучения психологии.
38. Самостоятельное изучение литературы. Подготовка студентов к занятиям по психологии.
39. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии.
40. Практика студентов по психологии.
41. Внеклассная и внеаудиторная работа по психологии.
42. Контроль как учебное действие студента (учащегося).
Функции контроля.
43. Методы контроля. Их задача и принципы.
44. Формы контроля.
45. Виды контроля.
46. Технология разработки учебного курса. Выбор учебных пособий.
47. Технология разработки учебного курса. Отбор содержания курса.
48. Технология разработки учебного курса. Постановка учебных целей.
49. Технология разработки учебного курса. Разработка рабочей программы.
50. Технология разработки учебного курса. Разработка формата проведения курса.
51. Технология разработки учебного курса. Разработка системы критериев оценки знаний и умений.
52. Профессиональная подготовка преподавателей психологии.
53. Функции преподавателя психологии и его роли.
54. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя.