Реализация принципов воспитания в начальной школы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1.1 ФГОС начального общего образования

1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.3 Методы обучения и воспитания: соотношение между педагогическими категориями

1.4 Гуманно-демократические принципы и закономерности воспитания

Глава 2. Реализация принципов воспитания в начальной школы

2.1 Обобщение педагогического опыта реализации закономерностей и принципов организации воспитательного процесса в начальной школе на основе педагогической практики

2.2 Методическая разработка внеклассного мероприятия «Если рядом с тобой друг»

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание — это, прежде всего,

человековедение. Без знания

ребенка — его умственного развития,

мышления, интересов, увлечений,

способностей, задатков,

наклонностей — нет воспитания.

В.Л. Сухомлинский

«Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К ним относятся: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями, как развитие и формирование. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности».

С философской точки зрения воспитание есть адаптация человека к среде и непосредственно к условиям существования. Считается, что если ребенок приспособился к среде, обществу, в которой он находится, он воспитался. Другое дело, каким будет качество жизни этого человека. Без помощи компетентных, квалифицированных воспитателей ребенок достигает мало, а находясь вне воспитательного поля, лишь отчасти напоминает человека. Мысль о том, что без воспитания он непосредственно остается всего лишь биологическим существом, не совсем верно.

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, — писал он, — что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных».

4 стр., 1578 слов

К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами,

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вологодский государственный педагогический университет Кафедра педагогики Тема: «Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Его значение для отечественной педегогики». Реферат студента ...

Итак, в школьном коллективе устанавливаются доверительные отношения среди учителей и учащихся. Увеличивается требовательность каждого ребенка к своим обязанностям, строгость к недостаткам: у учителей появляется радость и гордость за результаты своего труда, рождается стремление сделать его еще более плодотворным. У учащихся непосредственно укрепляется уверенность в своих возможностях, чувство самостоятельности для решения задач. И это, конечно, благодаря тому, что приоритетами в нынешней школе выступают не учебные предметы, не программы, которые надо изучить, не формулы, даты, события, которые подлежит запомнить, а ученик, ребенок, его, духовное, интеллектуальное и физическое развитие.

Исходя из вышесказанного, определена цель данной работы — рассмотреть принципы организации воспитательной работы в начальной школе.

Объект исследования — процесс воспитания в начальной школе.

Предмет изучения — гуманно-демократические принципы и закономерности воспитательного процесса в начальной школе.

Задачи исследования:

? изучение теоретического материала по теме исследования;

? определение методических подходов к формированию положительных черт у младших школьников;

? обобщение педагогического опыта по вопросам реализации гуманно-демократических принципов организации учебно-воспитательного процесса;

? анализ методов воспитания во время педагогической практики.

1. Теоретические аспекты воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1.1 ФГОС начального общего образования

Практически в каждой российской школе в наши дни новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования уже легли в основу образовательного процесса. ФГОС начального общего образования п.19.6 ставит направление и структуру проекта духовно-нравственного развития.

6 стр., 2907 слов

Основные этапы развития вариативности отечественного начального образования

Е. Ю. Акимова За последние десятилетия педагогическая система претерпела значительные преобразования. В практику введены измененные формы и методы обучения, обновлено содержание образования, пересмотрены его цели и критерии успешности. Это повлекло разработку широкого спектра разнообразных систем обучения, педагогических технологий, учебных программ, учебников и пособий, типов и видов ...

Так Программа духовно-нравственного воспитания, воспитания обучающихся на этапе начального общего образования непосредственно должна быть обращена на обеспечение нравственного духовного развития обучающихся в союзе урочной, внешкольной и внеурочной деятельности, в совместной работе педагогов образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В фундамент этой Программы непосредственно назначены ключевые воспитательные цели, базовые ценности российского общества.

В Программе воспитания индивидуальных и социальных компетенций у обучающихся в системе начального образования (С.В. Климин — (руководитель разработчиков); А. Г. Синицын, Т. Г. Куликова) в частности указывается, что «планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в начальной школе должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность следующих новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и др. направлений личностного становления в младшем школьном возрасте:

? мотивационно-ценностные ориентации, развиваемые на различном этапе развития непосредственно сознания и деятельности (в рамках нормированных сфер личности) — эмоциональной, рациональной и действенной (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, сформированное чувство прекрасного, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);

? качества личности, соответствующие особенностям этого возраста — интеллектуальные, эмоционально-волевые (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, взаимопомощь, адекватность самооценки и др.);

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

? формируемые с учетом особенностей возраста основы коммуникативных и др. специальных способностей;

? общеучебные навыки и умения (непосредственно обосновывающие «способность учиться» и рассматриваемые в отечественной педагогической науке в виде результатов умственного воспитания в начальных классах школы с целью приготовления ребенка к образовательной активности в основной школе);

? формируемые в означенном возрасте основы толерантного отношения к позиции собеседника. Умение совместной деятельности и т. п. навыка, и навыки, непосредственно имеющие обще социальное значение. Они непосредственно осваиваются не только в границах проведения урочных и внеклассных учебных или учебно-воспитательных уроков, но и в рамках таких методов педагогически организованной активности, как общешкольные и другие воспитательные мероприятия. Непосредственно воспитывающая совместная работа учащихся во внеклассной деятельности, организация общения учеников на переменах в соответствии с их особенностями возраста и уставом школы;

? строящиеся в возрасте младших школьников представления о нормах морали, о своей стране — России, знания (осваиваемые в форме представлений) и формирующиеся на их основе навыки и умения, являющиеся результатом обобщения соответствующих частно-предметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной деятельности или учебно-воспитательного процесса.

Кроме вышеупомянутого, у учащихся должна создаваться выраженность основных понятий развития психических процессов и функций непосредственно в соответствии с нормами эволюции детей младшего возраста.

Воспитание в начальных классах непосредственно социальных и личностных компетенций является процесс формирования показательной для ребенка в его поведении стремления к осуществлению определенных личностно и социально значимых функций. «Эта готовность обеспечивается сформированностью у учащегося общей компетентности как совокупности многих социально-личностных компетентностей. В соответствии с этим планирование результатов воспитания социальных и личностных компетенций у детей начальной школы целесообразно осуществлять как планирование обеспечения начальной школой формирования и развития у них соответствующих социально-личностных компетентностей».

10 стр., 4855 слов

Организация трудового воспитания в школе

... воспитания учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. – Ташкент. “ФАН”., 2006. – 110 с. Воронов В.В. Педагогика школы ... Главное, чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны ... элементарным требованиям окружающих. К дошкольному возрасту дети овладевают относительно развитыми действиями, ... образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных ...

1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Итак, из психологии мы знаем, что непосредственно на протяжении младшего школьного возраста непосредственно происходят существенные преобразования не только в физическом облике, но и в психическом развитии учащегося. Качественно преобразуется учебно-познавательная сфера, формируется также личность ребенка, складывается сложная методика отношений со сверстниками и учителями, взрослыми.

Когнитивное развитие личности. Переход к систематическим занятиям предъявляет высокие запросы к умственной работоспособности учеников, которая у учащихся младших классов еще неустойчива, также низкая сопротивляемость утомлению. Несмотря на то, что на протяжении возраста эти параметры увеличиваются, в целом продуктивность и результативность работы младших учеников примерно ниже наполовину, чем соответствующие показатели старших классов. Учебная деятельность становится главной в младшем школьном возрасте. Именно она определяет основные изменения, которые происходят в развитии психики школьников на данной возрастной ступени. Непосредственно в рамках учебного процесса складываются психологические новшества. Они характеризуются наиболее значимыми результатами в развитии учеников младшей школы и являющиеся основой, обеспечивающей развитие на последующем возрастном этапе.

Непосредственно возраст младших школьников есть период интенсивного процесса и качественного преобразования познавательных движений. Так они начинают набирать опосредствованный характер и постепенно становятся осознанными и весьма произвольными. Ребенок ступенчато овладевает своими собственными психическими процессами, начинает учиться управлять вниманием, восприятием, памятью. Ученик первого класса по уровню своего психического развития непосредственно остается дошкольником. Конечно, он сохраняет и особенности мышления, характерные дошкольному возрасту. Основополагающей функцией в младшем возрасте учащегося становиться все таки мышление. Происходит интенсивное развитие и перестраивание мыслительных процессов. Непосредственно от интеллекта зависит процесс остальных психических функций ребенка. И, наконец, завершается переход от наглядного изучения к словесно-логическому мышлению. У учащегося появляются логически выстроенные рассуждения, умение мыслить и объяснять свою идею. Обучение в школе строится так, что словесно-логическое мышление приобретает преимущественное развитие. Таким образом, если, например, в первые два школьных года дети достаточно много работают с наглядными пособиями, то в следующих классах количество такого рода моментов сокращается.

13 стр., 6231 слов

Особенности психологического развития в младшем школьном возрасте

Введение Проблема психического развития младших школьников - одна из фундаментальных проблем современной детской психологии. Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено в конечном счете на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. Знание этих особенностей ...

«Образное мышление ребенка все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением». Так, например, у большинства детей замечается относительное равновесие между различными видами мышления.

Многие педагоги считают, что непосредственно восприятие учеников младших классов недостаточно дифференцированно. Якобы из-за этого школьник иногда путает схожие по написанию цифры и буквы (например, 6 и 9).

Непосредственно в процессе обучения протекает перестройка восприятия. Так оно поднимается на несомненно более высокую ступеньку развития, принимает целенаправленный характер. И в процессе воспитания и обучения восприятие развивается, становится более аналитическим, дифференцирующим, наблюдательным. И.П. Подласый в своем учебнике помогает будущему педагогу изучить и применить далее на своих уроках и интересные наиболее эффективные методы обучения и воспитания. Также автором демонстрируется модель управления процессом воспитания.

Например, уже в глубокой древности понимали то, что физическое и умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта аксиома не требовала даже доказательств; человек больше прожил на свете и стал выше ростом и крепче ……..

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Изд-во Университетское, 1990.

2. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии, № 3, 1995.

3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. — 1999 — № 3.

3 стр., 1022 слов

Основные направления современной психологии и их характеристика. Воспитание обучение и развитие личности как единый процесс.doc

Содержание: Введение 3 1.Основные направления современной психологии и их характеристики 4 2. Воспитание, обучение и развитие личности как единый процесс 11 Заключение 18 Список литературы 20 Введение В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство ...

4. Всеобщая декларация прав человека: 1948-2008 годы.

5. Занков Л. В. О начальном обучении.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

6. Занков Л. В. Беседы с учителями.- М.: Просвещение, 1975.

7. Коменский Я. А. Великая дидактика. — Избр. пед. соч. — М.: Просвещение, 1982.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И.Мищенко, Е. И. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002.

9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

10. Смирнов В. И. Общая педагогика: уч. пос для студ высш. учебн. завед. — М.: Логос, 2002.

11. Сластенин В.А. Педагогика. /Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. — 3-е изд. — М.: Школа-пресс, 2000.

12. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001

13. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. — М., 1913. Т.14.

14. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К.Д. Ушинский // Под общ. ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. Т.1. Теоретические проблемы педагогики.

15. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980.