ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
1.1 ФГОС начального общего образования
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Методы обучения и воспитания: соотношение между педагогическими категориями
1.4 Гуманно-демократические принципы и закономерности воспитания
Глава 2. Реализация принципов воспитания в начальной школы
2.1 Обобщение педагогического опыта реализации закономерностей и принципов организации воспитательного процесса в начальной школе на основе педагогической практики
2.2 Методическая разработка внеклассного мероприятия «Если рядом с тобой друг»
Заключение
Список литературы
Введение
Воспитание — это, прежде всего,
человековедение. Без знания
ребенка — его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений,
способностей, задатков,
наклонностей — нет воспитания.
В.Л. Сухомлинский
«Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К ним относятся: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями, как развитие и формирование. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности».
С философской точки зрения воспитание есть адаптация человека к среде и непосредственно к условиям существования. Считается, что если ребенок приспособился к среде, обществу, в которой он находится, он воспитался. Другое дело, каким будет качество жизни этого человека. Без помощи компетентных, квалифицированных воспитателей ребенок достигает мало, а находясь вне воспитательного поля, лишь отчасти напоминает человека. Мысль о том, что без воспитания он непосредственно остается всего лишь биологическим существом, не совсем верно.
К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, — писал он, — что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных».
Итак, в школьном коллективе устанавливаются доверительные отношения среди учителей и учащихся. Увеличивается требовательность каждого ребенка к своим обязанностям, строгость к недостаткам: у учителей появляется радость и гордость за результаты своего труда, рождается стремление сделать его еще более плодотворным. У учащихся непосредственно укрепляется уверенность в своих возможностях, чувство самостоятельности для решения задач. И это, конечно, благодаря тому, что приоритетами в нынешней школе выступают не учебные предметы, не программы, которые надо изучить, не формулы, даты, события, которые подлежит запомнить, а ученик, ребенок, его, духовное, интеллектуальное и физическое развитие.
Воспитание детей с задержкой психического развития
... помощи в преодолении замедленного темпа развития. Свою творческую работу мы посвятили воспитанию детей с ЗПР и основам системы коррекционно-развивающего обучения, форме дифференцированного образования, ... …..………………………………………………………………..14 Введение По данным МО РФ среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезаптации. Из ...
Исходя из вышесказанного, определена цель данной работы — рассмотреть принципы организации воспитательной работы в начальной школе.
Объект исследования — процесс воспитания в начальной школе.
Предмет изучения — гуманно-демократические принципы и закономерности воспитательного процесса в начальной школе.
Задачи исследования:
? изучение теоретического материала по теме исследования;
? определение методических подходов к формированию положительных черт у младших школьников;
? обобщение педагогического опыта по вопросам реализации гуманно-демократических принципов организации учебно-воспитательного процесса;
? анализ методов воспитания во время педагогической практики.
1. Теоретические аспекты воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
1.1 ФГОС начального общего образования
Практически в каждой российской школе в наши дни новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования уже легли в основу образовательного процесса. ФГОС начального общего образования п.19.6 ставит направление и структуру проекта духовно-нравственного развития.
Так Программа духовно-нравственного воспитания, воспитания обучающихся на этапе начального общего образования непосредственно должна быть обращена на обеспечение нравственного духовного развития обучающихся в союзе урочной, внешкольной и внеурочной деятельности, в совместной работе педагогов образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В фундамент этой Программы непосредственно назначены ключевые воспитательные цели, базовые ценности российского общества.
В Программе воспитания индивидуальных и социальных компетенций у обучающихся в системе начального образования (С.В. Климин — (руководитель разработчиков); А. Г. Синицын, Т. Г. Куликова) в частности указывается, что «планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в начальной школе должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность следующих новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и др. направлений личностного становления в младшем школьном возрасте:
? мотивационно-ценностные ориентации, развиваемые на различном этапе развития непосредственно сознания и деятельности (в рамках нормированных сфер личности) — эмоциональной, рациональной и действенной (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, сформированное чувство прекрасного, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);
2. Задачи патриотического воспитания обучающихся начальных классов
... 2.2. Особенности и закономерности воспитания обучающихся начальных классов На развитие личности влияют 4 основных фактора: среда, наследственность, деятельность (активность) и воспитание. При этом влияние ... сообщества, он очень подвержен внешнему влиянию. Основным мотивом, доминирующем в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Происходит появление важного новообразования – произвольного ...
? качества личности, соответствующие особенностям этого возраста — интеллектуальные, эмоционально-волевые (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, взаимопомощь, адекватность самооценки и др.);
? формируемые с учетом особенностей возраста основы коммуникативных и др. специальных способностей;
? общеучебные навыки и умения (непосредственно обосновывающие «способность учиться» и рассматриваемые в отечественной педагогической науке в виде результатов умственного воспитания в начальных классах школы с целью приготовления ребенка к образовательной активности в основной школе);
? формируемые в означенном возрасте основы толерантного отношения к позиции собеседника. Умение совместной деятельности и т. п. навыка, и навыки, непосредственно имеющие обще социальное значение. Они непосредственно осваиваются не только в границах проведения урочных и внеклассных учебных или учебно-воспитательных уроков, но и в рамках таких методов педагогически организованной активности, как общешкольные и другие воспитательные мероприятия. Непосредственно воспитывающая совместная работа учащихся во внеклассной деятельности, организация общения учеников на переменах в соответствии с их особенностями возраста и уставом школы;
? строящиеся в возрасте младших школьников представления о нормах морали, о своей стране — России, знания (осваиваемые в форме представлений) и формирующиеся на их основе навыки и умения, являющиеся результатом обобщения соответствующих частно-предметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной деятельности или учебно-воспитательного процесса.
Кроме вышеупомянутого, у учащихся должна создаваться выраженность основных понятий развития психических процессов и функций непосредственно в соответствии с нормами эволюции детей младшего возраста.
Воспитание в начальных классах непосредственно социальных и личностных компетенций является процесс формирования показательной для ребенка в его поведении стремления к осуществлению определенных личностно и социально значимых функций. «Эта готовность обеспечивается сформированностью у учащегося общей компетентности как совокупности многих социально-личностных компетентностей. В соответствии с этим планирование результатов воспитания социальных и личностных компетенций у детей начальной школы целесообразно осуществлять как планирование обеспечения начальной школой формирования и развития у них соответствующих социально-личностных компетентностей».
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Итак, из психологии мы знаем, что непосредственно на протяжении младшего школьного возраста непосредственно происходят существенные преобразования не только в физическом облике, но и в психическом развитии учащегося. Качественно преобразуется учебно-познавательная сфера, формируется также личность ребенка, складывается сложная методика отношений со сверстниками и учителями, взрослыми.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... адаптацию ребенка к школе. Выделяют условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе: 1.Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У ... друг к другу. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная ...
Когнитивное развитие личности. Переход к систематическим занятиям предъявляет высокие запросы к умственной работоспособности учеников, которая у учащихся младших классов еще неустойчива, также низкая сопротивляемость утомлению. Несмотря на то, что на протяжении возраста эти параметры увеличиваются, в целом продуктивность и результативность работы младших учеников примерно ниже наполовину, чем соответствующие показатели старших классов. Учебная деятельность становится главной в младшем школьном возрасте. Именно она определяет основные изменения, которые происходят в развитии психики школьников на данной возрастной ступени. Непосредственно в рамках учебного процесса складываются психологические новшества. Они характеризуются наиболее значимыми результатами в развитии учеников младшей школы и являющиеся основой, обеспечивающей развитие на последующем возрастном этапе.
Непосредственно возраст младших школьников есть период интенсивного процесса и качественного преобразования познавательных движений. Так они начинают набирать опосредствованный характер и постепенно становятся осознанными и весьма произвольными. Ребенок ступенчато овладевает своими собственными психическими процессами, начинает учиться управлять вниманием, восприятием, памятью. Ученик первого класса по уровню своего психического развития непосредственно остается дошкольником. Конечно, он сохраняет и особенности мышления, характерные дошкольному возрасту. Основополагающей функцией в младшем возрасте учащегося становиться все таки мышление. Происходит интенсивное развитие и перестраивание мыслительных процессов. Непосредственно от интеллекта зависит процесс остальных психических функций ребенка. И, наконец, завершается переход от наглядного изучения к словесно-логическому мышлению. У учащегося появляются логически выстроенные рассуждения, умение мыслить и объяснять свою идею. Обучение в школе строится так, что словесно-логическое мышление приобретает преимущественное развитие. Таким образом, если, например, в первые два школьных года дети достаточно много работают с наглядными пособиями, то в следующих классах количество такого рода моментов сокращается.
«Образное мышление ребенка все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением». Так, например, у большинства детей замечается относительное равновесие между различными видами мышления.
Многие педагоги считают, что непосредственно восприятие учеников младших классов недостаточно дифференцированно. Якобы из-за этого школьник иногда путает схожие по написанию цифры и буквы (например, 6 и 9).
Предметный портфолио как средство развития самооценки младшего школьника
... Теоретические аспекты развития самооценки в младшем школьном возрасте 1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике. Взаимодействуя ... рассматривается в психологии и педагогике с нескольких точек зрения. Сам термин «самооценка» непосредственно указывает на своё ... навыков. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, ...
Непосредственно в процессе обучения протекает перестройка восприятия. Так оно поднимается на несомненно более высокую ступеньку развития, принимает целенаправленный характер. И в процессе воспитания и обучения восприятие развивается, становится более аналитическим, дифференцирующим, наблюдательным. И.П. Подласый в своем учебнике помогает будущему педагогу изучить и применить далее на своих уроках и интересные наиболее эффективные методы обучения и воспитания. Также автором демонстрируется модель управления процессом воспитания.
Например, уже в глубокой древности понимали то, что физическое и умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта аксиома не требовала даже доказательств; человек больше прожил на свете и стал выше ростом и крепче ……..
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Изд-во Университетское, 1990.
2. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии, № 3, 1995.
3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. — 1999 — № 3.
4. Всеобщая декларация прав человека: 1948-2008 годы.
5. Занков Л. В. О начальном обучении.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
6. Занков Л. В. Беседы с учителями.- М.: Просвещение, 1975.
7. Коменский Я. А. Великая дидактика. — Избр. пед. соч. — М.: Просвещение, 1982.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И.Мищенко, Е. И. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002.
9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
10. Смирнов В. И. Общая педагогика: уч. пос для студ высш. учебн. завед. — М.: Логос, 2002.
11. Сластенин В.А. Педагогика. /Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. — 3-е изд. — М.: Школа-пресс, 2000.
12. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001
13. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. — М., 1913. Т.14.
14. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К.Д. Ушинский // Под общ. ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. Т.1. Теоретические проблемы педагогики.
15. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980.