Психология общения 18

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

учебно-методическое пособие для студентов

заочного отделения

 

 

 

 

 
 

 

 

Сокол 

Автор – составитель: Серова В.А., преподаватель, педагог-психолог

 

Учебно-методическое пособие для студентов педагогического колледжа

 

Учебно-методическое пособие для студентов педагогическо колледжа «Психология общения» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование» и рабочей программы по учебной дисциплине.

Включает темы курса, предназначенные для самостоятельного изучения материала.

Содержание пособия способствует успешному изучению курса предмета, , а также дисциплин социально-экономического и психолого-педагогического цикла.

 

заочного отделения    

Используемая литература

 

1. Панфилова А.П. Теория и практика общения.

2. Кошевая И.П., Каике А.А. Профессиональная этика и психология делового общения.

3. Ефимова Н.С. Социальная психология.

4. Сидоров И.П., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение.

5. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социализация и ее роль в развитии личности…………………………..4

2. Невербальные средства общения ……………………………………….5

3. Виды и формы социального взаимодействия ………………………….6

4. Социальная роль и ролевые ожидания в процессе общения ………….8

5. Социальный конфликт и его структура…………………………………9

6. Стратегия и тактика поведения людей в конфликте ………………….10

7. Этические принципы делового общения ………………………………12

8. Комплимент в деловом общении ………………………………………13

9. Критика в деловом общении…………………………………………….15

10. Саморегуляция поведения в процессе общения ………………………18

Список литературы …………………………………………………………19

Приложения…………………………………………………………………20

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

 

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения и воспитания, усвоения социальных норм, ценностей, образцов поведения.

Социализация носит непрерывный характер

— Взрослая социализация выражается в изменении внешнего поведения.

— Детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

 

Задачи социализации:

1. Интегрирует индивида в общество и в различные типы социальных общностей.

2. Способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими различных социальных ролей.

3. Сохраняет целостность общества, передавая культуру поведения, общения.

 

 

 
 

 

 

— семья — микросоциум — институты воспитания — общественные и — религиозные организации — этнос — СМИ — реальные условия проживания — страна — государство — общество — культура

 

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения и воспитания, усвоения социальных норм, ценностей, образцов поведения. Социализация носит непрерывный характер — Взрослая социализация выражается в изменении внешнего поведения.

Этапы социализации

 

1. Младенчество — первичная социализация

Детство

Юность

 

2. Зрелость

— вторичная социализация

3. Старость

 

 

Механизмы социализации – способы сознательного и бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

 

Ø Внушение – целее направленное эмоционально-волевое воздействие.

Ø Подражание – воспроизводство (копирование) индивидом образов человеческого поведения.

Ø Идентификация – отождествление себя с другим человеком, группой в поведении, мыслях, внешним видом.

Ø Полоролевая идентификация– усвоение объектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Ø Конформность– некритическое принятие господствующих в обществе стандартов, норм, стереотипов.

 

Социализация осуществляется тем успешнее, чем глубже внутреннее освоены социальные нормы и их реализация становится для индивида привычкой.

 

Социальные нормы – официальные и неофициальные предписания, правила, уставы, традиции, стереотипы поведения людей в обществе.

Они реализуют поведение действия людей, дают представления человека о том, что считается обязательным, ожидаемым, отклоняемым в деятельности и поведении индивидов.

 

 

1. Младенчество — первичная социализация Детство Юность

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны: вербальную (речевую) и невербальную (без слов).

Исследования показывают, что словесное общение в жизни занимает 35-40%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Невербальное общение – это коммуникативное взаимодействие людей без использования слов, включающее в себя движения тела, мимику, зрительный контакт, положение в окружающей обстановке, звуковое и тактильное общение.

 

Функции невербальных средств общения:

1. Регуляция процесса общения и создание психологического контакта между партнерами.

2. Обогащение значения передаваемого словами.

3. Выражение эмоций и адекватное истолкование ситуации.

 

 

— поза — жесты — мимика — взгляд — походка (см. книгу А. Пиз «Язык телодвижений» — рукопожатие — прикосновение — поцелуй и др. — интонация — тембр голоса — громкость — паузы — вздохи — смех — плач — интимная зона 0 – 45см общение близких людей — личная зона 45 – 120см – общение друзей и хорошо знакомых людей — социальная зона 120 – 350см – официальное общение — публичная зона от 360 и более – общение с аудиторией

 

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны: вербальную (речевую) и невербальную (без слов).

Исследования показывают, что словесное общение в жизни занимает 35-40%, а… Невербальное общение – это коммуникативное взаимодействие людей без использования слов, включающее в себя движения…

Основные системы отражения невербального поведения

Ø Акустическая (слуховое восприятие)

Ø Оптическая (зрительное восприятие)

Ø Тактильно-кинестезическая (прикосновения)

Ø Ольфакторная (восприятие зпапахов)

 

Невербальное поведение является более информативным чем вербальное, так как в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными.

Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

 

Смотри приложение №1, 2, 3.

 

Ø Оптическая (зрительное восприятие) Ø Тактильно-кинестезическая (прикосновения) Ø Ольфакторная (восприятие зпапахов)

ВИДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Социальные связи

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Отношения представляют собой взаимодействия, которые трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. Когда люди собираются вместе, между ними образуются социальные связи.

Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

 

Структура социальной связи

Ø Субъекты связей (два и более людей).

Ø Предмет связи (по поводу чего осуществляется связь.

Ø Механизм регулирования взаимоотношений.

Виды социальных связей

 

1. Социальный контакт. Социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.

Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие.

 

2. Социальное взаимодействие. Когда люди понимают значение или ценность данного социального контакта для них, возникает следующая ступень в развитии социальных связей – социальное взаимодействие (В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия – интеракция).

Социальное взаимодействие – это систематические достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.

Взаимодействия осуществляются на разных уровнях:

Ø межличностные

Ø личностно-групповые

Ø межгрупповые

Формы социальных взаимодействий:

Ø сотрудничество, кооперация (деловое партнерство, дружба, политический союз, сотрудничество между фирмами);

Ø соперничество (стремление сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон: власть, голоса избирателей, любовь, территория).

 
 

 

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основные вида социального взаимодействия:

Ø Физическое.

Ø Вербальное (словесное).

Ø Невербальное (мимика, жесты).

Ø Мысленное (внутренняя речь).

 

3. Социальные отношения. Когда взаимоотношения превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Социальные отношения – это устойчивая система социальных взаимодействий. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

 

Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях:

 

1. Усиление связей, партнерских отношений.

2. Обособление и даже противостояние.

 

1. Социальный контакт. Социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений,…  

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ

Социальная роль – это модель (образец) поведения, ориентированная на данный статус человека в соответствии с требованиями ситуации социального взаимодействия. Таким образом, рольсоциальная функция личности ожидаемое поведение в соответствии статуса. Каждый человек обладает множеством социальных ролей. В течение дня он может выполнять многочисленные роли.

Ролевой набор – это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом человека. Например,

 

 
 
директор предприятия (социальный статус)

 

 

                   
     
 
 
   
член родительского комитета школы
 
депутат местного совета

 

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. В ролевом наборе можно выделить основные социальные роли:

Ø семейно-бытовые;

Ø профессиональные;

Ø общественно-политические;

Ø ситуационные (пассажир, пешеход, покупатель и т.п.).

 

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения, но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например. родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть не равнодушен к нашим проблемам и т.п. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Таким образом, социальная роль выступает в двух аспектах:

Ø образец поведения, то что ждут от исполнения роли.

Ø реальное ролевое поведение, которое означает не всегда социально ожидаемое, а фактическое ролевое поведение.

 

Как это ролевое поведение будет исполняться, зависит от личностных качеств человека, от степени усвоения им социальных норм (правил поведения), от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

 

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

 

Виды ролевых конфликтов:

Ø Внутриролевые– это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не тольеко доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним.

Ø Межролевые– это конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут придти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).

Ø Личностно-ролевые – это конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

 

Обучение большинству ролей начинается в раннем детстве и продолжается в течение дальнейшей жизни. Каждый индивид обучается исполнять самые разнообразные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, члена определенного социального слоя и т.д.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения вырабатываются обществом в течение длительного времени, как социально-одобряемые типы поведения людей.

Ролевой набор – это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом человека. Например,       директор предприятия (социальный статус)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

 

Конфликт – это столкновение противоречивых целей, интересов, позиций, взглядов партнеров по общению.

 

Причины конфликтов. Носят многоплановый характер

1. Индивидуально-личностные особенности партнеров.

2. Предрасположенность личности к конфликту.

3. Агрессивные реакции человека.

4. Ценностные факторы, их дефицит.

5. Социально-психологическая несовместимость.

 

 
 

 

наносят моральный и материальный ущерб личности и обществу содействуют внутреннему благополучию, стабильности личности и общества

Конфликт – это столкновение противоречивых целей, интересов, позиций, взглядов партнеров по общению.   Причины конфликтов. Носят многоплановый характер

Развитие конфликта (стадии)

 

Предконфликтная

— внутреннее напряжение

— стадия мирного разрешения конфликта

— стадия осознания своих позиций

 

2. Реальный конфликт

— совершение конфликтных действий

 

Разрешение конфликта

— примирение, достижение согласия

— затухание конфликта

— переговоры

 

Типы конфликтов

— внутриличностный

— межличностный

— межгрупповой

— между группой и личностью

 

Стили поведения в конфликте

— соперничество

— сотрудничество

— компромисс

— избегание

— приспособление

 

1. Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь своим.

 

2. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки.

 

3. Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон. Самая эффективная стратегия, но наименее используемая.

 

4. Избегание – стремление уйти от конфликта, не решая его. Самая грустная стратегия и самая распространенная.

 

5. Соперничество – упорное отстаивание своей позиции, открытая борьба за свои интересы.

 

 
 

 

1. Устранение причин конфликта 2. Изменение требований одной из сторон. 3. Борьба (жесткий путь разрешения) 4. Компромисс и консенсус (эффективные методы) 1. Объективизация конфликта (утрата эмоционального напряжения) 2. Погашение эмоционального возбуждения 3. Авансирование похвал. 4. Опора на духовность и интеллект конфликтующих 5. Воспроизведение сказанного соперником

 

Смотри приложение 5.

 

 

— сотрудничество — компромисс — избегание

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Этика (обычай, нрав, характер) – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль. Мораль – нормы и привила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличии от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости. Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Он считал, что этика должна помочь человеку осознать главные цели своей, жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.

Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности. В наше время этикой называется особая философская дисциплина, область знание, изучающая мораль, применение моральных оценок в поведении человека. Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную.

Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Она учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения в данной профессии. Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены внести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов.

 

Основные нормы педагогической этики:

 

Ø внимательность, вежливость;

Ø выдержка, терпение, умение владеть собой;

Ø хорошие манеры и культура речи;

Ø способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон

Ø обходительность, любезность;

Ø радушие, доброжелательность;

Ø тактичность, сдержанность;

Ø самокритичность по отношению к себе;

Ø готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе общения;

Ø уважать право каждого ребенка;

Ø беречь профессиональную репутацию.

 

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления. которые дают возможность тем. кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

 

Принципы носят универсальный характер. Некоторые из них:

Ø Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов, однако нонконформизм, т.е. непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов, должен проявляться в разумных пределах;

Ø ориентированность на детей, забота о них;

Ø стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности;

Ø Конфиденциальность, не разглашение личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности.

Ø Избегание потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками и с руководством;

Ø никакого насилия, нажима на соучастников общей деятельности, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора; не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» коллектив другого отдела

Ø работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Ø Соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека.

Ø Выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.

Ø Принцип толерантности, объективности, моральной ответственности.

 

Этические принципы делового общения формируют у каждого свой внутренний этический кодекс.

 

 

Этика (обычай, нрав, характер) – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным… Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличии от простого обычая или традиции,… Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Они характеризуют положительные и отрицательные…

КОМПЛИМЕНТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

1. Комплимент– это слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. В отличие от комплимента, лесть представляет собой сильное преувеличение достоинств собеседника. Лесть грубее и она имеет больше шансов быть отвергнутой из-за неправдоподобности.

 

2. Цель комплимента– это доставить удовольствие собеседнику, тем самым стимулируя на дальнейшее сотрудничество с вами.

 

3. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Удовлетворяющий эту потребность собеседник становится желанным собеседником. В деловом общении комплименты являются тонким и действенным инструментом.

 

4.Существуют особые требования к комплименту:

Ø Сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних душевных качествах.

Ø Выделить не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше их удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся они ему).

Ø Быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искренности).

Ø Быть кратким при высказывании комплиментов.

Ø Не включать в комплимент поучений.

Ø В комплименте не должно быть двухсмысленных оборотов.

Ø Следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество.

Ø Не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек бы хотел избавиться.

 

5. Комплимент можно сказать любому, так для этого нужно иметь хоть какую-то информацию о человеке.

 

6. Как часто говорить комплименты. Как можно чаще. Всякому, кто хоть в какой то степени достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Очень полезно для начала поставить себе задачу: ни дня без комплимента! Ибо комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что лично вам нравится в собеседнике, что вы хотели бы позаимствовать у него – скажите это прямо.

 

7. Люди принимают комплименты весьма благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно, если не будет посторонних свидетелей, поэтому учиться делать комплименты один на один, тем более, что присутствие посторонних может смущать вас. Однако, если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается «при свидетелях». Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому лучше учиться делать комплименты на мужчинах.

 

Комплимент и похвала не одно и то же. Похвала– это положительная оценка качеств человека. Ее дает человеку лицо вышестоящее по должности или по социальному положению.

 

Смотри приложение №4.

 

 

  2. Цель комплимента– это доставить удовольствие собеседнику, тем самым…  

КРИТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

 

Критика— это отрицательная оценка действий человека. Если мы ею хотим добиться результатов воздействия, она должна быть конструктивной. Используя критику необходимо помнить: любая критика

 

Ø вызывает инстинктивное напряжение человека и люди с удвоенной силой защищают свои позиции

Ø критику всегда следует смягчать сопереживанием, сожалением, удивление, надеждами, предупреждением о последствиях

 

Критика- это отрицательная оценка действий человека. Если мы ею хотим добиться результатов воздействия, она должна быть конструктивной. Используя…   Ø вызывает инстинктивное напряжение человека и люди с удвоенной силой защищают свои позиции

Правила осуществления критики

 

1. Недопустимость ее без нужды.

2. Конфиденциальность.

3. Доброжелательность.

4. Аргументированность.

5. Отсутствие категоричности требования признание, признание ошибок критикуемого.

6. Демонстрация готовности придти на помощь.

 

Как воспринимать критику

 

1. Не отмалчиваться от критики и не занимать оборонительную позицию.

2. Не давать волю закипающей ярости. Показать, что хотите найти ценное, позитивное замечание.

3. Уточнить детали. Это позволит уточнить, в чем заключаются претензии к вам.

4. Согласитесь с критикой, учитывая то, что справедливо, но сохраняя собственную позицию.

5. Предложите партнеру оказаться на вашем месте и узнайте, как бы он поступил. Скажите «спасибо».

6. Метод «заезжей пластинки».

 

1. Не отмалчиваться от критики и не занимать оборонительную позицию. 2. Не давать волю закипающей ярости. Показать, что хотите найти ценное,… 3. Уточнить детали. Это позволит уточнить, в чем заключаются претензии к вам.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ

 

В тяжелые периоды жизни отрицательных эмоций гораздо больше, нежели положительных: накапливается тревога, боль, гнев, раздражительность. Люди пребывают в затяжном стрессе, а в худшем случае – впадают в депрессию.

Избавиться от гнева и раздражения можно, но необходимо проявлять волю, терпение и усилия. Чувства подвластны контролю — вы должны помнить об этом. С помощью особых психологических приёмов ваш эмоциональный фон обретёт равновесие.

 

I. Приёмы успокоения

В тяжелые периоды жизни отрицательных эмоций гораздо больше, нежели положительных: накапливается тревога, боль, гнев, раздражительность. Люди… Избавиться от гнева и раздражения можно, но необходимо проявлять волю,…  

Управлять мыслями.

Мысли способны улучшить настроение и заметно ухудшить его. Подумаешь о хорошем -расцветает улыбка на лице, о плохом — появляется грусть. Следите за потоком своих мыслей: гоните дурное и привлекайте радостное.

 

Любоваться красотой.

Красота окружающего пространства способна принести умиротворение. Даже если ваша жизнь рушится, ищите прекрасное и любуйтесь им. Понимаю, что сделать это тяжело, но в противном случае вы станете неуправляемым.

 

Глубоко дышать.

Не зря вспыльчивым людям рекомендуют глубоко дышать. Во время вздохов в организм поступает дополнительная порция кислорода. А вы помните, что происходит, когда его в избытке: улучшается настроение, кружится голова. Ваши гнев и раздражение сбавят обороты, а вскоре совсем исчезнут.

 

Воображать.

Картины, которые рисует воображение, могут существенно влиять на нашу психику. Если это красивый пейзаж, милое животное или любимый человек, то на душе появится спокойствие.

Также вы можете воображать анимации (движущиеся картины, фильмы), которые будут программировать на уравновешенность и хорошее настроение. Стирайте ластиком неугодные моменты или образы людей, выстраивайте кирпичную стену перед неудачами и невзгодами в виде предметов или живых существ. Пребывайте в том месте, где всегда мечтали отдохнуть. После пяти минут вот такой подсознательной игры вы успокоитесь, и ваш гнев улетучится.

 

Также вы можете воображать анимации (движущиеся картины, фильмы), которые будут программировать на уравновешенность и хорошее настроение. Стирайте…  

Активно двигаться.

Занятие спортом, активная прогулка сразу же поднимают настроение. Ваши негативные эмоции, впечатления выльются не в виде гнева, злости, раздражения, а в виде движений. Проверьте на собственном опыте, как физическая нагрузка влияет на эмоциональное состояние.

 

Заняться любимым делом.

Выберите себе хобби и занимайтесь им на здоровье. Ваша энергия будет растрачиваться с максимальной пользой: коллекционирование, уход за животными, помощь старикам, инвалидам, рисование и многое другое.

 

Эти нехитрые рекомендации помогут вам настроиться на положительную волну, уйти прочь от тёмных сторон. Всегда контролируйте свои эмоции и выплёскивайте накопившееся не в адрес близких, знакомых, друзей, а в пустоту. Избавившись от избытка гнева и раздражения, вы станете адекватным и приятным в общении человеком. Не забывайте, что вы часть общества!

 

  Эти нехитрые рекомендации помогут вам настроиться на положительную волну, уйти…  

II. Преодоление неуверенности в себе и внутренних переживаний

 

1. Постарайтесь позитивно относиться к жизни! Если у Вас появятся негативные мысли, постарайтесь тут же переключиться на что-то приятное.

 

2. Чаще улыбайтесь. Даже намеренное «растягивание губ в улыбку» в течение некоторого времени способно изменить эмоциональное состояние человека.

3. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Относитесь к себе с уважением.

 

4. Поверьте в себя. Просто так, без всяких условий. Просто поверьте, что Вы можете всё. Ведь любую даже самую сложную проблему можно разбить на последовательность нетрудных действий и просто выполнить эти действия. Главное — знать, куда двигаться, и двигаться, несмотря ни на что!

 

5. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что Вы ими действительно обладаете. Тем не менее имейте и любите свои «слабости».

 

6. Перестаньте оправдываться перед окружающими. Чем больше Вы придумываете оправданий, тем неувереннее себя чувствуете. Если необходимость объяснений действительно существует, просто уверенным голосом объясните свой поступок.

 

7. Общайтесь с приятными Вам людьми, а контактов с неприятными избегайте.

 

8. Никогда ни в чём не обвиняйте себя, не ругайте, помните, что не существует правильных и неправильных решений: любое принятое решение вы всегда можете обосновать и оправдать.

 

9. Избавьтесь от избытка свободного времени. Когда его много в голову «лезут дурные мысли». Попробуйте составить планы на неделю, на месяц, это поможет более четко очертить будущее и избавиться от ощущения пустоты.

 

10. Начинайте рисковать: принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

 

11. Если Вы решили сделать что-то, начинайте как можно быстрее, не думая о трудностях. Чем дольше Вы собираетесь начать, тем сложнее покажется дело. Постарайтесь сделать свое задание интересным, тогда выполнять его будет намного проще.

 

12. Научитесь себя хвалить за любую выполненную задачу, за самый малый успех.

 

13. Знайте и помните о том, что самый главный разрушитель уверенности в себе — это страх. А как научиться не бояться? Заранее придумать запасной вариант, снизить важность задачи, если очень страшно, то заранее смириться с неудачей, но всё равно действовать.

 

1. Постарайтесь позитивно относиться к жизни! Если у Вас появятся негативные мысли, постарайтесь тут же переключиться на что-то приятное.   2. Чаще улыбайтесь. Даже намеренное «растягивание губ в улыбку» в течение некоторого времени способно изменить…

III. Релаксация

 

Релаксация— это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц.

Использовать музыку для релаксации. Упражнения можно найти в специальной литературе, на сайте «Советы психолога».

 

При выполнении упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх).

Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

 

Релаксационные упражнения:

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног. Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако, не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели спокойствие и уравновешенность.

 

 

Релаксация- это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном… Использовать музыку для релаксации. Упражнения можно найти в специальной литературе, на сайте «Советы…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Панфилова А.П. Теория и практика общения. Пособие для студентов СПО. – М.: Академия, 2012. – 286с.

2. Кошевая И.П., Кание А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. – М.: Инфра-М., 2011. – 300с.

3. Сидоров П.И., Путин М.Е.Деловое общение. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2012. – 382с.

4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2009. – 192с.

5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Еврозиак, 2008. – 412с.

6. Ефимова Н.С. Социальная психология. – М.: Форум. – 2008. – 188.

7. Пиз А. Язык телодвижений. – Н.Новгород: МГП «Марс». – 2008. – 262с.

8. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М., 2008. – 224с.

Приложение 1.

 

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: МИМИКА ЛИЦА

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

· чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;

· кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;

· улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;

· улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;

· улыбка без подъема нижних век — неискренность;

· улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

· радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

· интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

· счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

· удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

· отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

· презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

· страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

· гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

· стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

· скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков. Людей обычно выдают:

· какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

· непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

· блестящий взгляд — горячка, возбуждение;

· остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;

· увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;

· сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;

· сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);

· усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

· отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;

· переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;

· настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;

· настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;

· отвод и опускание взгляда — стыд, обман;

· взгляд сбоку — недоверие;

· взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

· какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул; · непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд,… · блестящий взгляд — горячка, возбуждение;

Приложение 2.

 

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ЖЕСТЫ

 

Открытость

а) открытые руки (поднятые плечи, ладони открыты вперед);

б) расстегнуты пиджак или куртка.

 

Защита

а) скрещенные на груди руки (защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться);

б) скрещенные ноги.

 

Оценка

а) критическая: подбор на ладони — указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены ниже рта. Если это сопровождается наклоном тела от партнера, то ток оценки — критический, циничный;

б) почесывание подбородка — размышление «хорошо, дайте мне подумать»;

в) захватывание носа в щепоть, сопровождаемое закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности;

г) внимательность, задумчивость: наклон вперед, сидит на краю стула, склонивши голову на бок, оперев ее на руку — слушает.

 

Подозрение и открытость

Часто связаны с левой рукой. Все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение, имеют отщий смысл: негативное.

 

Отрицание

Сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон

головы вперед, взгляд исподлобья (отворачивание от собеседника в профиль, потирание носа, взгляд сбоку: «Что вы имеете ввиду под этим?».

 

Готовность

Состояние, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой он стремится:

а) руки на бедрах;

б) сидение на краю стула (ориентир на действие);

в) опора на стол широко расставленными руками — сильные

 

Перестраховка

а) переплетение пальцев рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга;

б) пощипывание кожи,

в) грызть авторучку,

г) жест усиления уверенности (для женщин) – поднимают руки к шее.

 

8. Кооперация.

а) сидение на краю стула. Этот жест объединяется с группой жестов, обозначающих интерес к тому, что вы говорите;

б) жесты руки у лица: они могут выражать многое, от скуки до интереса;

в) расстегнутый пиджак — означает, что человек не только открыт вам, но и сконцентрирован на том, что вы говорите;

г) наклонена голова: этот жест кооперативен, т.к. показывает, что человек заинтересован вами.

 

б) пощипывание кожи, в) грызть авторучку, г) жест усиления уверенности (для женщин) – поднимают руки к шее.

Фрустация

а) тесно сплетены руки — жест подозрения и недоверия. А если i сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг дру| потребность в усилении уверенности, тенденция к перестраховке;

б) руки сжимают одна другую — наблюдается у того, кто гкнкп переделку (эти люди обычно напряжены, их нужно расслабить);

в) показывание указательным пальцем;

г) защита — поглаживание шеи, поправление прически;

д) пинание предметов или воображаемых объектов — гнев;

е) отворачивание лица в сторону.

 

б) руки сжимают одна другую — наблюдается у того, кто гкнкп переделку (эти люди обычно напряжены, их нужно расслабить); в) показывание указательным пальцем; г) защита — поглаживание шеи, поправление прически;

Доверие

а) «купол» — палцы соединены (человек уверен в том, что говорит);

б) авторитарная — руки за спиной, подбородок поднят вверх.

 

Жесты самоконтроля

а) руки заведены за спину, и там од^а сильно сжимает другую;

б) скрещены лодыжки и руки, вцпившиеся в подлокотник кресла.

 

Скука

а) голова на руке, глаза полуприкрыты;

б) машинальное рисование человека на бумаге;

в) пустой взгляд.

 

Принятие

а) руки, приложенные к груди — жест истинности и открытости;

б) жест прикосновения.

Приложение 3.

 

ЗВУКИ И ЗАПАХИ

 

Не менее важное значение для процесса коммуникации име­ет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедлен­ный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается мед­ленно, точно шар, наполненный ртутью», — так говорил о темпе речи известный режиссер К.С. Станиславский.

Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, преж­де чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быс­трая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприят­ные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше гово­рить медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседу­ешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т.п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).

Тон речи — это окраска голоса, с которой произносится выс­казывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, про­изнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удив­ленно, возмущенно, зло) и. вы сами почувствуете разницу.

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь — паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различа­ются по способности оказывать влияние на других. Поэтому раз­личают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем.

Голос также является выразителем наших чувств. По гром­кости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, до крика. Когда человек гово­рит очень громко или очень тихо, слушать неприятно — плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в те­атре; в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед боль­шой аудиторией и т. п.).

В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробужда­ет интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может вос­приниматься как признак резкости и агрессивности. Тихим го­лосом обычно разговаривают люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирующий в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающие нередко относятся с недоверием.

Известный французский писатель как-то заметил, что есть всего один способ написать слово «нет» и один единственный способ — слово «да». Но существует тысяча способов произ­нести слово «нет» и столько же — слово «да». С помощью ин­тонации, тембра голоса можно «да» произнести с отрицатель­ным оттенком, а слову «нет» придать положительное значение. Вспомните известную фразу: «Кушать подано!» Именно с нее многие актеры начинали свою жизнь в театре. Попробуйте придать ее звучанию разные оттенки. Если получилось более десяти, то можно сказать, что вы хорошо владеете своей акус­тической системой.

Приложение 4.

 

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КОМПЛИМЕНТЫ

Мало людей обладает талантом сказать другому человеку что-то приятное. И еще меньше людей умеют достойно принимать чужую похвалу. Почему так происходит и как изменить ситуацию?

Практические советы по реагированию на комплименты

1. Наизусть заучите следующую фразу «Я имею право принимать комплименты. Человек, произносящий их, делает это по собственной воле и без принуждения. Я имею право испытывать чувство радости от того, что кому-то нравлюсь я или то, что я делаю».

2. Даже если вы думаете, что похвала преувеличена, воспринимайте ее как точку зрения человека, который хвалил. Он имеет полное право смотреть на вас сквозь розовые очки.

3. Адекватной реакцией на комплимент являются фразы: «Очень мило с вашей стороны, спасибо» или «Спасибо за комплимент».

4. Не нужно сразу же отвечать любезностью на любезность, вам же не хочется стать похожей на героиню басни про петуха и кукушку? Дождитесь подходящего момента, когда ваш комплимент будет уместен.

5. Если вы тяжело воспринимаете похвалу, придется серьезно поработать над самооценкой. Как только вы научитесь любить себя, вы станете верить и в искренность чужой похвалы.

2. Даже если вы думаете, что похвала преувеличена, воспринимайте ее как точку зрения человека, который хвалил. Он имеет полное право смотреть на… 3. Адекватной реакцией на комплимент являются фразы: «Очень мило с вашей… 4. Не нужно сразу же отвечать любезностью на любезность, вам же не хочется стать похожей на героиню басни про петуха…

Приложение 5.

 

ТЕСТ К ТЕМЕ «КОНФЛИКТ»

 

Назначение теста: диагностика уровня устойчивости к конфликтам.

 

Инструкция к тесту: оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств.

 

     
1. Уклоняюсь от спора.           Рвусь в спор.
2. Отношусь конкуренту без предвзятости.           Подозрителен.
3. Имею адекватную самооценку.           Завышенная самооценка.
4. Прислушиваюсь к мнению других.           Не принимаю иных мнений.
5. Не поддаюсь провокации, не завожусь.           Легко завожусь.
6. Уступаю в споре, иду на компромисс.           Не уступаю в споре: победа или поражение.
7. Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины.           Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя.
8. Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность.           Допускаю тон, не терпящий возращений, бестактность.
9. Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции.           Считаю, что в споре нужно проявлять свой сильный характер.
10. Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта.           Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта.

 

Обработка и интерпретация теста.

Подсчитайте общую сумму баллов.

Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:

40 – 50 – высокий уровень конфликтоустойчивости.

30 – 39 – средний уровень конфликтоустойчивости.

20 – 29 – уровень выраженной конфликтности.

19 и менее – высокий уровень конфликтности