Производственная профессиональная практика

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научно-методический центр по художественному образованию

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

для специальности 0517 Библиотековедение

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Москва — 2003

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение

ОДОБРЕНА

Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования.

Председатель – Г.В.Маяровская. Министерство культуры Российской Федерации

Составители:

Т.В. Колясова, преподаватель Московского областного колледжа искусств

Б. Лидогостер, заместитель директора по учебной работе Московского областного колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ

Рецензенты:

В.Л. Белякова, председатель предметно-цикловой комиссии библиотечных дисциплин, заслуженный работник культуры РФ

А.М. Мазурицкий, проректор по учебной работе, профессор Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук

Редактор О.Н. Соколова

Пояснительная записка

Производственная (профессиональная) практика студентов является составной частью основной образовательной программы профессионального образования.

Производственная (профессиональная) практика по специальности 0517 Библиотековедение имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Производственная (профессиональная) практика организуется в соответствии с Государственным образовательном стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение и включает следующие этапы:

12 стр., 5783 слов

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов ...

... творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры. Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на ...

практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную), направленную на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных теоретических дисциплин, выработку практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности, подготовку к прохождению технологической и преддипломной практики;

практику по профилю специальности (технологическую), направленную на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин, опыта работы конкретной библиотеки; для овладения целостной профессиональной деятельностью; оказания помощи библиотеке-базе практики

практику квалификационную (стажировку или преддипломную), для обобщения и совершенствования знаний и практического профессионального опыта, полученных в процессе обучения, а также проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Производственная (профессиональная) практика строится в соответствии с разделами и темами теоретических курсов специальных дисциплин.

Итоги производственной (профессиональной) практики показывают готовность студента к дальнейшей профессиональной деятельности, качество практических знаний, степень владения умениями и навыками, необходимыми в избранной им специальности.

Общие требования, предъявляемые к студенту, прошедшему все этапы производственной (профессиональной) практики

Студент должен знать:

­ нормативно-правовые документы и руководящие методические материалы в области культуры и библиотечной деятельности;

­ основные направления, тенденции развития библиотечного обслуживания в регионе;

­ организацию и управление библиотечным делом;

­ социальные функции библиотек;

­ типологию читателей и особенности их чтения;

­ состав и структуру библиотечного фонда;

­ виды и формы каталогов, систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы;

­ методику, организацию, технологию библиотечных процессов;

­ основные направления справочно-библиографического и информационного обслуживания;

­ состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникативных технологий.

Студент должен уметь:

­ организовать, использовать, редактировать каталоги и другие элементы справочно-библиографического аппарата;

­ комплектовать, обрабатывать, хранить библиотечные фонды;

­ осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке;

­ использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику и телекоммуникативные средства в процессе библиотечно-библиографической деятельности.

В соответствии с требованиями ГОС СПО специалист в области библиотековедения должен овладеть следующими основными видами деятельности:

­ технологической (комплектование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки);

­ организационно-управленческой (организация работы коллектива исполнителей; планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотеки и условиями внешней среды; осуществление контроля за библиотечными процессами);

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

... анализа профессиональной деятельности педагога. Объект - профессионально-педагогическая деятельность. Предмет - личность педагога профессионального обучения. Цель курсовой работы - показать какие профессиональные и ... деятельности, описывающей структуру деятельности в ситуациях, характерных для педагогики развития в целом и, прежде всего, для развивающейся практики системы развивающего обучения ...

­ культурно-просветительской (создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей всестороннее гармоничное развитие личности, формирование мировоззренческой культуры, повышение образовательного и профессионального уровня пользователя библиотеки).

Распределение бюджета времени

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на весь период производственного обучения отводится 11 недель (при нормативном сроке обучения – 1 год 10 месяцев), из них:

­ на практику для получения первичных профессиональных навыков (учебную) – 2 недели (72 часа) при рекомендуемом 2 курсе обучения;

­ на практику по профилю специальности (технологическую) – 5 недель (180 часов) при рекомендуемых 2 и 3 курсах обучения;

­ на практику квалификационную (стажировку или преддипломную) – 4 недели (144 часа) при рекомендуемом 3 курсе обучения.

Базы практики

Общие требования к подбору баз практик для специальности 0517 Библиотековедение:

­ библиотеки централизованной библиотечной системы;

­ наличие высококвалифицированных кадров;

­ оснащение современным оборудованием;

­ близкое территориальное расположение базовых учреждений.

Практика для получения первичных навыков

Базы практики:

— национальные, краевые, областные, районные, городские, сельские библиотеки; отраслевые библиотеки; негосударственные библиотеки.

Технологическая практика

Базы практики – библиотеки централизованной библиотечной системы.

Квалификационная практика

Базы практики – библиотеки централизованной библиотечной системы.

1. Организация практики

Правильная организация и проведение производственной (профессиональной) практики является одним из важнейших условий улучшения качества подготовки специалистов.

На основе примерной программы производственной (профессиональной) практики образовательные учреждения культуры и искусства среднего профессионального образования разрабатывают рабочую программу, содержание которой должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного этапа практики к другому. Рабочие программы рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями и утверждаются руководителями учебных заведений.

Рабочие программы могут корректироваться в зависимости от условий и специфики баз практики учебного заведения.

Производственная (профессиональная) практика может проводиться:

­ концентрированно (непрерывным циклом),

­ рассредоточенно (параллельно с теоретическим обучением или чередуясь с ним по дням, неделям),

­ комбинированно (сочетая элементы первого и второго вариантов).

В каждой из форм проведения практики следует учитывать соответствие содержания теоретического обучения и конкретных этапов и разделов практики.

Последовательность прохождения студентами всех этапов практики, сроки проведения и точное соблюдение временных нормативов устанавливаются учебным заведением и находят свое отражение в графике проведения практики. Руководители практики составляют расписание практики и графики проведения консультаций. В соответствии с общими установками для студентов разрабатываются программы или план-задание по тому или иному виду практики.

10 стр., 4709 слов

Организация занятий по психологии для студентов Профессионального лицея №1

... производственной практики студент заслуживает оценки «отлично». Рекомендуется дальнейшее совершенствование уровня профессиональной деятельности в процессе практической работы. Оценка за: Оформление конспекта лекции 5 (отлично) Проведение лекции со студентами и ...

Практику для получения первичных навыков можно проводить концентрированно, рассредоточенно или комбинированно (при обязательном сохранении в пределах учебного года объема времени, установленного учебным планом).

Технологическую практику целесообразно проводить концентрированно.

Квалификационную практику рекомендуется проводить концентрированно по окончании теоретического обучения. Квалификационная практика предшествует итоговой государственной аттестации.

Практическое обучение студентов на базах практики осуществляется на основе прямых договоров между учебным заведением и библиотекой. В договоре должны быть оговорены следующие моменты:

­ сроки проведения практики;

­ количество студентов, направляемых для прохождения практики;

­ обязательства сторон.

Договор составляется на срок от 1 года до 5 лет. В случае составления договора на срок более 1 года в приложение к договору необходимо ежегодно вносить уточнения.

Количество и состав групп студентов, направляемых на производственную (профессиональную) практику, определяется приказом руководителя учебного заведения. В данном приказе также утверждаются руководители практики и устанавливаются сроки и места ее проведения.

При проведении производственной (профессиональной) практики учебная группа, по необходимости, может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. Учитывая профиль подготовки специалистов, для лучшей организации практики учебные заведения в отдельных случаях могут формировать группы с меньшим составом студентов, которые, как правило, распределяются по структурным подразделениям ЦБС.

Руководителями производственной (профессиональной) практики назначаются наиболее опытные преподаватели специальных дисциплин.

Руководитель (директор) учебного заведения:

­ обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль за производственной (профессиональной) практикой;

­ утверждает годовой график практики;

­ рассматривает аналитические материалы по организации практики.

Заместитель директора по производственной практике:

­ составляет годовой график практики;

­ подбирает, совместно с руководителями практики, базы для ее проведения;

­ распределяет студентов, совместно с руководителями практики, по базам практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта;

­ осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью лиц, участвующих в организации и проведении производственной (профессиональной) практики;

­ контролирует ведение документации по практике;

­ проводит, совместно с преподавателями, семинары, конференции по практике;

­ готовит материалы для тарификации преподавателей–руководителей практики, составляет смету затрат на проведение практики.

Руководители групп студентов-практикантов:

­ осуществляют инструктаж работников баз практик, привлекаемых для работы со студентами;

­ осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью студентов;

­ совместно с руководителями баз практик составляют индивидуальные задания для студентов на основе рабочей программы практики и плана работы библиотеки на соответствующий период;

­ наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее совместно с работниками баз практики;

­ совместно с руководителями и работниками баз практики составляют отзыв-характеристику и выставляют итоговые оценки практикантам.

Руководители баз практики при проведении технологической и преддипломной практики в соответствии с договором, заключенным с учебным заведением:

­ осуществляют общее руководство практикой, обеспечивают необходимые условия для ее успешного проведения, контролируют работу своих сотрудников;

­ анализируют работу студентов-практикантов и подводят итоги практики в библиотеке.

Работники баз практики:

­ знакомят студентов с необходимой документацией;

­ осуществляют практическую помощь в подготовке заданий;

­ консультируют студентов-практикантов;

­ анализируют их работу и выставляют оценки;

­ представляют отзыв-характеристику о работе практикантов;

­ по возможности участвуют в конференциях по итогам практики.

С момента распределения студентов-практикантов на базы практики на них распространяются правила охраны труда, правила внутреннего распорядка, действующие в библиотеке, правила пожарной безопасности.

2. Контроль работы практикантов и отчетность

Учет выполненной работы ведется каждым студентом ежедневно в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому виду практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализами и выводами, а также цифровые данные, характеризующие ее объем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. За выполнение отдельных видов работ (организация выставки, библиографический обзор и другие) руководитель выставляет оценки в дневнике практики, которая учитывается при подведении итогов. По завершении каждого вида практики студент составляет отчет (статистический и текстовый), структура которого должна соответствовать структуре программы.

В статистическом отчете указывается количество:

­ дней или часов, отработанных в том или ином структурном подразделении ЦБС;

­ обслуженных пользователей;

­ книговыдач с распределением по отраслям знаний;

­ обработанных документов, выполненных карточек;

­ проведенных бесед, обзоров и т.д.

Текстовый отчет должен содержать материал, использованный студентом во время практики (тексты обзоров, бесед, тематико-экспозиционные планы выставок, копии и дубликаты выполненных заданий и т. д.).

В текстовом отчете студенту необходимо представить анализ практики и выводы. В отчете также может найти отражение работа, выполненная студентом по заданию работников баз практики (помимо учебных заданий).

Итогом практики является ее защита, где оценивается уровень приобретенных практических навыков и умений, качество ведения дневника и составленного отчета. По итогам практики выставляется оценка.

Технологическая и квалификационная практика могут завершаться конференцией.

Студенты, не прошедшие практику по уважительной причине, а также студенты, не выполнившие требования программы практики или получившие отрицательный отзыв, направляются учебными заведениями на практику вторично, в свободное от учебных занятий время.

3. Примерное содержание практики

Практика для получения первичных навыков

Задачами практики являются:

­ развитие и укрепление интереса к будущей профессии;

­ подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин;

­ ознакомление с профессиональными умениями и практическими навыками по избранной специальности;

­ подготовка к успешному прохождению технологической и квалификационной практики.

­ Практика может проводиться в форме:

­ практики экскурсий;

­ практики наблюдений.

В процессе практики экскурсий студенты знакомятся с опытом работы лучших библиотек региона (разных типов и видов, как государственными так и негосударственными), централизованной библиотечной системой. Экскурсии проводятся по разработанному в учебном заведении плану.

Во время практики наблюдений студенты знакомятся с методами и приемами библиотечного обслуживания пользователей библиотек, с конкретными профессиональными умениями и навыками.

Практика для получения первичных навыков может проводиться концентрированно, рассредоточенно или комбинированно.

Учебными заведениями может быть предусмотрено иное содержание практики, в соответствии со специфическими особенностями баз практики, но в рамках объема времени, отведенного ГОС СПО на практику для получения первичных умений и навыков.

Примерный тематический план

№№

Наименование видов, разделов и тем практики

Коли-чествочасов

1.

Ознакомительные экскурсии в лучшие библиотеки региона.

12

2

Ознакомительная экскурсия в ЦБС.

4

3

Организация библиотечного фонда. Состав, структура

6

4

Библиотечный каталог. Библиографическое описание документа.

6

5

Библиотечный каталог. Виды, формы каталогов.

6

6

Библиотековедение. Изучение читателей и чтения в библиотеке.

8

7

Библиотековедение. Библиотечное обслуживание пользователей.

6

8

Библиотековедение. Индивидуальное обслуживание пользователей.

14

9

Библиотековедение. Массовая работа библиотеки.

4

10

Библиографоведение. Организация библиографической работы.

6

Примерное содержание практики

Название темы

Формируемые знания и умения

Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений

Примерные виды работ

Связь с учебными предметами

Экскурсии в библиотеки.

Знание организации библиотечного обслуживания в регионе.

Развитие и укрепление интереса к библиотечной профессии.

Знание специфики работы библиотек разных типов и видов.

Организация библиотечного обслуживания.

Социальные функции библиотек. Типология библиотек.

Знакомство с отделами библиотек разных типов и видов, с особенностями организации работы. Характеристика библиотек: основные направления деятельности, зоны обслуживания, библиотечный фонд, состав пользователей, показатели работы, техническое обеспечение, информационные технологии и т.д.

Библиотековедение. Библиографоведение

Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности.

Экскурсия в ЦБС.

Знание работы структурных подразделений ЦБ и библиотек-филиалов.

Структура ЦБС.

Беседа с директором ЦБС об организации работы ЦБС, структурных подразделений ЦБ, их функциях.

Знакомство с библиотекой-базой практики, основные направления деятельности. Характеристика библиотеки: зона обслуживания, состав пользователей, библиотечный фонд, количественные показатели деятельности, материально-техническая база.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.

Технические средства библиотечной работы. Экономика и менеджмент библиотечного дела. Информационные технологии в библиотечной деятельности.

Состав и структура библиотечного фонда.

Знание основ формирования библиотечных фондов.

Состав, структура, функции и свойства.

Расстановка и хранение.

Процессы формирования библиотечных фондов.

Методика систематизации, расстановки, размещения фонда.

Беседа с руководителем базы практики об организации работы библиотеки. Знакомство с фондом, общей характеристикой, системой расстановки, раскрытия, содержанием работы по хранению фонда. Участие в расстановке документов в фонде, проверка правильности расстановки документов в фонде.

Библиотечные фонды.

Библиографическое описание документа.

Закрепление методики составления библиографического описания различных видов документа для алфавитного каталога, правил расстановки карточек в алфавитный каталог.

Система каталогов ЦБС.

Методика составления библиографического описания различных видов документа для алфавитного каталога.

Беседа с заведующим отделом ОКиО о структуре отдела, его функциях, содержании работы. Составление библиографического описания для алфавитного каталога различных документов, поступающих в фонд ЦБС. Обработка документа, расстановка карточек в алфавитный каталог, расстановка документов в фонд.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.

Виды, формы каталогов.

Работа с каталогами.

Общая и частная методика систематизации. Система каталогов ЦБС. Текущая работа с каталогами.

Участие в редактировании каталогов.

Библиотечный каталог.

Изучение читателей и чтения в библиотеке.

Умение анализировать работу, вести деловое общение, использовать разные методы изучения читателей и чтения.

Общенаучные и специальные методы изучения читателей и чтения. Библиотечное общение и библиотечная этика.

Наблюдение, беседы с читателями, изучение по картотекам и формулярам профиля читателей и их интересов. Разработка вопросов для анкеты или опросного листа изучения чтения определенной группы пользователей библиотеки. Распространение анкеты, анализ ответов, составление характеристики чтения определенной группы пользователей.

Библиотековедение. Этика и психология профессиональной деятельности.

Организация библиотечного обслуживания.

Организация стационарного обслуживания в библиотеке. Навыки индивидуального обслуживания пользователей. Изучение библиотечного фонда.

Организация абонементного обслуживания пользователей и обслуживания их в читальном зале.

Беседа с заведующим отделом обслуживания о функциях, особенностях работы, технологиях абонементного обслуживания пользователей и в читальном зале. Знакомство с оборудованием, учетными формами, правилами записи, приема и выдачи документов, особенностями обслуживания в условиях открытого доступа. Изучение фонда читального зала, правил расстановки и раскрытия фонда. Работа с периодикой, картотеками читального зала, выполнение запросов пользователей, учет выдачи документов, ведение статистики.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.

Индивидуальное обслуживание пользователей.

Навыки индивидуального обслуживания пользователей на абонементе и в читальном зале. Навыки общения с пользователями библиотеки. Овладение технологическими процессами обслуживания.

Методика выполнения библиотечных запросов и предоставления библиотечных услуг. Библиотечная этика.

Наблюдение за работой библиотекарей. Участие в подготовке к ежедневной выдаче и приему документов, расстановке документов в фонд. Составление текста и проведение беседы при записи пользователя в библиотеку, разработка текстов рекомендательных бесед для различных категорий пользователей и использование их при рекомендации документов. Оформление выдачи документов. Консультирование в фонде, у каталогов и картотек. Участие в подведении итогов работы за день, ведении статистики, заполнении учетных форм. Организация книжно-иллюстративной тематической выставки.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Этика и психология профессиональной деятельности.

Массовая работа в библиотеке.

Умение анализировать, делать выводы о работе на основании изучения опыта с целью использования в дальнейшей самостоятельной работе.

Формы, методика организации массовой работы в библиотеке.

Ознакомление с подготовкой массового мероприятия (по планам, программам, сценариям и т.д.).

Присутствие на мероприятии. Анализ подготовки и проведения мероприятия.

Библиотековедение

Библиографоведение. Организация библиографической работы.

Организация библиографической работы в ЦБС.

Структура, основные функции библиографического отдела.

Беседа с руководителем отдела о функциях, особенностях библиографической работы библиотеки. Знакомство с документацией, характеризующей основные виды деятельности. Знакомство с назначением, составом СБА, его поисковыми возможностями.

Библиографоведение.

Технологическая практика

Технологическую практику (по профилю специальности) целесообразно проводить в лучших библиотеках ЦБС.

Целью технологической практики является:

­ закрепление и углубление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

­ связь практического обучения с современной теорией библиотековедения и библиографоведения;

­ оказание помощи библиотеке – базе практики.

В процессе практики студент знакомится с библиотечным обслуживанием определенного муниципального образования (город, район или микрорайон города, поселок, село) по следующим направлениям:

­ социальный паспорт муниципального образования (территория, население, инфраструктура, культурно-образовательный уровень населения);

­ актуальные социальные проблемы (система руководства библиотечного обслуживания, органы управления библиотек, планы и программы развития библиотечного дела);

­ изучение централизованной библиотечной сети, наличие библиотек других ведомств;

­ анализ работы библиотеки – базы практики.

Наиболее приемлемой формой организации технологической практики является деятельность в качестве дублеров библиотекарей (в соответствии со штатным расписанием).

На время прохождения технологической практики студенты могут приниматься на работу на вакантные должности, при условии соответствия работы требованиям программы практики.

Примерный тематический план

№№

Наименование разделов, тем практики

Количество

часов

1.

Организация библиотечного дела. Формы стационарного и внестационарного обслуживания. Библиотечный фонд: состав, структура.

4

2.

Комплектование библиотечных фондов.

14

3.

Организация и методика библиографической деятельности. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

16

4.

Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей.

50

5.

Экономика и управление библиотечным делом.

16

6.

Библиотечный маркетинг.

6

7.

Методическое обеспечение библиотек.

6

8.

Работа в качестве дублеров библиотекарей в абонементе и в читальном зале.
Индивидуальное обслуживание и массовая работа в библиотеке.

58

9.

Библиотечные каталоги.

10

Примерное содержание практики

Название темы

Формируемые знания и умения

Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений

Примерные виды работ

Связь с учебными предметами

Организация библиотечного дела.

Анализ структуры ЦБС, ЦБ, библиотеки-базы практики. Характеристика основных отделов, их функций.

Структура ЦБС. Устав (Положение), нормативно-технологические документы.

Беседа с директором ЦБС об организации библиотечного обслуживания: история, структура ЦБС, структурные подразделения ЦБ, их функции, характеристика работы. Подготовка общей характеристики библиотеки-базы практики: зона обслуживания, штат, структура отделов, их функции, система стационарного и внестационарного обслуживания, использования МБА

Изучение:- библиотечного фонда;

— состава, основных групп пользователей;

— цифровых данных, характеризующих объем работы библиотеки; — информационных технологий;- номенклатуры платных и бесплатных услуг;- материально-технической базы. Знакомство с Уставом (Положением) библиотеки, с должностными и нормативно-технологическими инструкциями. Изучение плана работы библиотеки на текущий период практики и составление индивидуального плана в соответствии с программой практики и планом библиотеки.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.

Комплектование библиотечных фондов.

Методика комплектования библиотечных фондов; аналитико-синтетическая обработка документов.

Библиотечный фонд, принципы его формирования, планирование комплектования, виды, источники комплектования, прием, учет обработка и выбытие документов.

Работа в отделе комплектования и обработки документов. Знакомство с планом работы отдела, спецификой комплектования, источниками комплектования, картотеками в помощь комплектованию. Участие в ведении картотек экономического профиля, текущего комплектования. Осуществление приема, обработки, учета поступающих документов, распределение их по структурным подразделениям ЦБС. Участие в работе по исключению из фондов документов, предназначенных на выбытие.

Библиотечный каталог.

Библиотечные фонды.

Организация библиографической деятельности. СБА библиотеки.

Умение методически грамотно организовывать библиографическую работу, знание закономерностей формирования и ведения СБА.

Организация, методика библиографической деятельности библиотеки. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Общая методика библиографирования документа.

Знакомство с планом работы на текущий год и отчетом за прошедший год библиографического отдела, особенностями библиографической работы, назначением и составом СБА., с локальной и региональной компьютерной сетью, применяемой программой и форматами ввода данных. Участие в подготовке и вводе данных документов, поиске информации в электронном каталоге.

Библиографоведение.

Информационные технологии в библиотечной деятельности.

Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей.

Умение составлять библиографические пособия для разных групп пользователей, выполнять различные справки, осуществлять справочно-библиографическое и информационное обслуживание.

Общая методика библиографирования документов и библиографического обслуживания в библиотеке. Отраслевое библиографоведение.

Составление аналитического библиографического описания произведений, опубликованных в разных периодических и непериодических изданиях. Расстановка печатных карточек в библиографические картотеки. Пополнение краеведческого каталога, тематических картотек. Выполнение различных видов справок, консультаций. Ведение учета библиографических справок в соответствующих учетных формах. Подготовка и проведение библиографического обзора (обзор новых поступлений, тематический, персональный и др.).

Подготовка библиографического пособия для одной из групп пользователей библиотеки. Изучение опыта библиотеки и анализ состояния работы по библиографическому информированию групп и отдельных пользователей (выявление и удовлетворение их информационных потребностей).

Подготовка и проведение библиотечного урока по основам библиографических знаний. Оказание помощи пользователям в поиске данных в электронном каталоге.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности.

Экономика и управление библиотечного дела.

Знание основ экономики и управления библиотечным делом. Умение анализировать работу на основе документации и собственных наблюдений.

Управление библиотекой. Учет и отчетность. Финансирование Планирование.

Изучение Устава (Положения) о библиотеке, организационно-распорядительной документации, роли коллективных органов управления библиотекой в процессе демократизации управления, экономических, трудовых, материально-технических ресурсов библиотеки, источников финансирования (соотношение бюджетного финансирования и внебюджетных источников).

Ознакомление с различными видами планов библиотеки. Составление характеристики платных услуг и обслуживания.

Экономика и менеджмент библиотечного дела.

Библиотечный маркетинг.

Знание элементов маркетинговой деятельности.

Реклама библиотеки и ее услуг, взаимоотношения с общественностью.

Знакомство с различными видами библиотечной рекламы, создающей образ библиотеки, раскрывающей особенности ее услуг. Разработка макета рекламы для привлечения новых пользователей, активизации библиотечного обслуживания (библиотеки, ее услуг, структурных подразделений и др.) Изучение взаимодействия с общественностью, властными структурами, спонсорами.

Экономика и менеджмент библиотечного дела.

Методическое обеспечение библиотек.

Знание организации методического обеспечения библиотек.

Методика организации и содержание работы научно-методического отдела.

Изучение задач, содержания и организации работы научно-методического отдела. Присутствие на семинаре (занятии) по повышению квалификации библиотечных работников. Изучение инновационной деятельности (формирование и освоение библиотечных новшеств).

Экономика и менеджмент библиотечного дела.

Работа в качестве дублеров библиотекарей в абонементе и в читальном зале.

Организация обслуживания пользователей.

Методика индивидуального обслуживания. Формы и методы массовой работы в библиотеке.

Предоставление всего спектра библиотечных услуг пользователям библиотеки. Методическое, организационное, технологическое осуществление удовлетворения читательских потребностей в библиотечном обслуживании в абонементе и читальном зале.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды.

Этика и психология профессиональной деятельности. Информационные технологии в библиотечной деятельности.

Библиотечные каталоги.

Закрепление методики составления библиографического описания документов, правил расстановки карточек в традиционные каталоги и картотеки и ввод данных в ЭК.

Текущая работа с каталогами и картотеками.

Правила библиографического описания документов, расстановки карточек.

Составление библиографического описания различных изданий документов, поступающих в ЦБС. Расстановка карточек в традиционные каталоги и в электронный каталог. Редактирование каталогов, пополнение картотек.

Библиотечный каталог.

Информационные технологии в библиотечной деятельности.

Квалификационная практика

Квалификационная практика является завершающим этапом обучения, в ходе которой осваивается многофункциональность профессиональной деятельности специалиста и проверяется готовность выпускника к предстоящей самостоятельной работе.

Квалификационная практика, как правило, проводится концентрированно по окончании теоретического обучения (в том числе, последней экзаменационной сессии) и предшествует итоговой государственной аттестации.

ГОС СПО по специальности 0517 предусматривает два варианта реализации квалификационной практики: стажировка и преддипломная практика.

Стажировка проводится в том случае, если итоговая государственная аттестация не предусматривает выполнения дипломной работы.

Стажировка помогает выявить профессиональные интересы выпускника и точнее сориентировать его в дальнейшей самостоятельной деятельности в библиотеке.

Во время стажировки студенты могут выполнять:

­ обязанности заведующего библиотекой-филиалом, при условии, что базой практики будет определена библиотека-филиал, не имеющая развернутой структуры;

­ обязанности библиотекарей в различных отделах центральной библиотеки (по определенному графику).

Преддипломная практика проводится в том случае, если итоговая государственная аттестация предусматривает выполнение дипломной работы.

Обязательной частью преддипломной практики является сбор, обобщение материалов для дипломной работы и подготовка к ее защите. В остальном содержание преддипломной практики полностью соответствует содержанию стажировки, но при этом следует учитывать то, что достаточная часть времени, отведенного на прохождение квалификационной практики, должна быть использована студентом для подготовки дипломной работы.

Примерный тематический план (1 вариант)

№№

Наименование разделов, тем практики

Количествочасов

1.

Руководство библиотекой-филиалом

144

Примерный тематический план (2 вариант)

№№

Наименование видов, разделов и тем практики

Количествочасов

1.

Работа в конкретных отделах ЦБ

144

Примерное содержание практики (1 вариант)

Название темы

Формируемые умения

Содержание информации, необходимой для формирования умений

Примерные виды работ

Связь с учебными предметами

Руководство деятельностью библиотеки-филиала

Руководство библиотекой-филиалом

Организация и содержание работы библиотеки-филиала.

Ознакомление с Уставом (Положением) библиотеки-филиала, штатным расписанием ЦБС, должностными инструкциями сотрудников библиотеки-филиала, правилами пользования библиотекой-филиалом, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями по организации основных технологических процессов, нормами на основные процессы библиотечной работы. Составление плана работы библиотеки-филиала на период прохождения практики. Разработка предложений к тематико-типологическому плану комплектования единого фонда ЦБС. Участие в комплектовании и докомплектовании фонда библиотеки-филиала. Обслуживание пользователей, руководство их чтением. Удовлетворение запросов по МБА. Организация и проведение массового мероприятия. Организация СБА. Обеспечение справочно-библиографического обслуживания пользователей, их индивидуального и группового информирования. Участие в работе Совета при директоре ЦБС. Подготовка предложений по внедрению НОТ в работу библиотеки-филиала.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Документоведение. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Этика и психология профессиональной деятельности. Экономика и менеджмент библиотечного дела.

Примерное содержание практики (2 вариант)

Название темы

Формируемые знания и умения

Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений

Примерные виды работ

Связь с учебными предметами

Работа в конкретных отделах ЦБ.

Осуществление профессиональной практической деятельности.

Организация и содержание работы конкретного отдела.

Ознакомление с Уставом (Положением) библиотеки, штатным расписанием, правилами пользования библиотекой, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями по организации основных технологических процессов, нормами на основные процессы библиотечной работы. Знакомство с организацией работы конкретного отдела (отделов), его (их) структурой; условиями труда; разделением и кооперацией труда, должностными инструкциями сотрудников, технологическими процессами в отделе.
Составление индивидуального плана в соответствии с планом работы конкретного отдела. Ежедневная работа в отделе.

Библиотековедение. Библиографоведение. Библиотечный каталог. Библиотечные фонды. Технические средства библиотечной работы. Информационные технологии в библиотечной деятельности. Экономика и менеджмент библиотечного дела. Документоведение. Этика и психология профессиональной деятельности.

Учебные заведения, учитывая региональные условия и особенности баз практики в части выполнения должностных обязанностей работников библиотек, могут планировать иное содержание квалификационной практики, не меняя при этом объем времени, отведенный ГОС СПО на ее прохождение.

4. Рекомендуемая литература и технические средства обучения

1. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России до 1917г.-М., 1999.

2. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России: Учебник.-М., 2001.

3. Библиотека и юный читатель: Практ. пособие.-М.: Книжная палата, 1987.

4. Библиотековедение: Общий курс. Под. ред. К. И. Абрамова., Н. С. Карташова.-М.: Книжная палата ,1988.

5. Библиотечно-библиографическая классификация: Табл. Для дет. и шк. библиотек.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: Либерия,1998.

6. Библиотечно-библиографическая классификация: Рабочие таблицы для массовых библиотек.-М.: Либерия, 1997.

7. Библиотечное обслуживание: Теория и методика. Под ред. А. Я. Айзенберга.-М.,МГИК, 1996.

8. Библиотечный менеджмент: Дидактическое пособие. Под ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой.-М., 2001.

9. Борхард П. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек. Пер. с нем. Е. Ястребовой.-М.:НВЦ «Библиомаркет»,1993.

10. Диомидова Г. Н. Библиография. Общий курс: Учеб. –2-е изд.- М.: Кн. Палата,1991.

11. Диомидова Г. Н. Библиографоведение: Учеб. для средн. проф. учебных заведений.-СПб.: Профессия, 2002.

12. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: Учеб.: в 2-х частях.-М.:МГИК.- Ч. 1,1996; Ч. 2, 1997.

13. Массовая работа с читателями в ЦБС: Метод. Рекомендации. Гос. биб. СССР им. В. И. Ленина / Сост. С. Г. Матлина.-М.,1988.

14. Организация работы ЦБС: Инструкции и учетные формы. Под ред.

15. Р. З. Зотовой.- М.: Книга,1985.

16. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. Под ред. Т. Д. Полозовой: Учеб.- М.: МГИК, 1992.

17. Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник.- М.:Книга,1988.

18. Служба деловой информации в библиотеке: Отечественная и зарубежная практика: Учеб. пособие/ Пер. с англ. –М.: НВЦ «Библиомаркет», 1996.

19. Федеральный Закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Российская газета.- 1995.-17 января