Проблемы стандартной методики обучения

Директору

Методика Владимира Ивановича Жохова, заслуженного учителя РФ, методиста с многолетним стажем, автора учебников по математике, разработана для начальной школы. Это единственная в России система, учитывающая все аспекты оздоровительных, образовательных и воспитательных процессов.

Методика разрабатывается путем практической работы в школах уже более 30 лет. Апробирована более чем в 70 школах по всей России.

Технология включает детально разработанные комплексные уроки (занятия) с 1-го по 4-й класс, собранные в единую взаимосвязанную систему, и еженедельную методическую поддержку каждого учителя в виде онлайн-семинаров от автора методики и сертифицированных методистов.

Методика подходит для использования в классах с численностью не менее 15 человек.

Технология основана на принципах природосообразности и трехсотлетнем опыте отечественной школы. При разработке методики были использованы последние достижения педагогики, физиологии и психологии. Это единственная система, в которой образовательная концепция доведена до уровня полностью разработанной практической технологии работы учителя. Нет никаких сомнений – польза ее неоценима.

Эффективность методики подтверждена более чем 30-летним опытом ее применения и использованием только проверенных классических педагогических, психологических и физиологических приемов.

Результативность методики достигается за счет того, что данные приемы используются с учетом естественных законов развития ребенка, его мозга, тела, интеллектуальной и духовной составляющих. Каждый прием и метод имеют свои уместные и эффективные время, место и последовательность применения.

В университетских классах по методике В. И. Жохова создается комфортная образовательная среда, отвечающая всем гигиеническим требованиям. Обучаясь в условиях благоприятного психологического климата, дети меньше болеют, с удовольствием ходят в школу, уважают и любят учителя.

За один учебный год рост ребенка увеличивается от 6 см. Во время обучения в начальной школе заболеваемость среди детей снижается в 2-3 раза.

Всему этому способствует включение в методику более 400 приемов и упражнений по оздоровлению организма. На развитие потенциала ребенка оказывают влияние более 1700 факторов, которые учтены при разработке каждого занятия.

В 2008–2009 учебном году результаты деятельности учителя начальных классов Аллы Алексеевны Тереховой, которая работает по методике В. И. Жохова, изучила группа врачей-гигиенистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков под руководством доктора медицинских наук М. И. Степановой.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики и методический материал может быть использован ... воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...

Результаты исследования показали, что в методике используются основы гигиенически рационального построения учебных занятий и внеучебной деятельности. Успешно реализуется личностно ориентированный, а также гендерный подход в обучении детей. Педагогическая технология учитывает функциональные возможности и состояние здоровья ученика. Этому способствует тесный контакт и взаимопонимание с родителями учащихся.

Особое внимание уделяется созданию в классе комфортной, отвечающей гигиеническим требованиям образовательной среды и благоприятному психологическому климату. Большим достоинством является то, что обучение непрерывно связано с воспитанием.

Все это позволяет ученым оценивать педагогическую работу по методике В. И. Жохова как здоровьесберегающую, что особенно важно для современной школы.

Проблемы стандартной методики обучения

В школах есть набор порочных практик, из которых растут все «детские» проблемы — плохой почерк, сколиоз, нежелание учиться и ходить в школу, вечные болезни и плохая дисциплина.

Интеллектуальные простои на уроках. «Решил задачу — сиди смирно и жди остальных». Школьник ждет, скучает, теряет терпение и интерес к уроку. Обсуждение и выражение альтернативного мнения нежелательно. Ребенок не может развить навык ведения дискуссии и не умеет обоснованно отстоять свою точку зрения. Единственным аргументом в споре для него становится крик или кулак.

Запрет на подвижность. «Не прыгай, не бегай, не маши рукой, сиди смирно». В итоге ребенок в постоянном стрессе из-за необходимости все время сдерживаться. Одёргивания со стороны учителя мешают ему научиться самоконтролю, нет мотивации к развитию силы воли. К тому же малыши начинают часто болеть из-за отсутствия активности, необходимой растущему организму.

Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН показывают, что в школе падает двигательная активность ребенка. В младших классах дефицит движений составляет 35-40%, среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физкультуры компенсируют этот недостаток только на 10-18%. В результате мышцы ребенка скованны, низкая двигательная активность растущего организма приводит к ухудшению здоровья.

Медленное движение по учебной программе. То, что можно охватить за один урок, проходится в школе неделями. Детям становится скучно, ведь они всё уже поняли. В результате они скучают, падает стремление к познанию мира.

Похвалу и хорошие оценки нужно «заслужить». Получить одобрение учителя труднее, чем порицание. Так, дети замыкаются в себе, становятся тихими и безынициативными. Вместо дружного класса формируются группы «успешных любимчиков» и «отстающих хулиганов». Зачастую мальчики априори «хулиганы», вне зависимости от их интеллектуального потенциала.

«Правильные» ответы на творческие или дискуссионные задания. Такой подход отучает ребенка от «детективного» поиска верных решений и превращает развивающие задания в банальную угадайку: «какой ответ считается правильным?».

Запрет на подсказки, взаимопомощь и товарищество. Когда запрещено быть товарищами и помогать друг другу, что остается? Враждовать, конкурировать и злорадствовать. Когда же здесь научиться дружить и любить?

11 стр., 5210 слов

Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается ...

... усвоен, особенно, если урок представляет собой мало увлекательное занятие. Если ребенку интересно, он будет смотреть на учителя, не отрывая глаз и затаив дыхание. И с поведением ... что учителя, которые приходят работать в школу, чаще молодые, хорошо образованные. Кроме того, психологически подкованные, как мне кажется, более чуткие и понимающие, что имеют дело с детьми, ...

Синдром 7 сентября.

Замечено, что это первый день, когда наши первоклашки, наши дети не хотят идти в школу. Они готовы даже заболеть и болеть подольше, лишь бы не участвовать в этом торжестве формализма, которое царит во время уроков. Под влиянием этих и многих других факторов школьникам становится скучно, процесс познания нового навсегда закрепляется в мозгу ребенка как «нудный и неинтересный». У школьника напрочь пропадает стремление учиться, срабатывает психосоматика – организм ребенка начинает болеть, лишь бы только малыш не ходил в школу.

Директору государственной школы

• Хорошая наполняемость первого класса.

• Отсутствие «проблемы 5-го класса». После выпуска из 4-го класса дети полностью адаптированы и готовы к специфике и нагрузкам средней школы.

• Всегда наличие большого количества инициативных учеников для участия в конкурсах, олимпиадах, детских общественных и трудовых движениях, органах самоуправления.

• Всегда есть класс, готовый к внезапной проверке или открытому уроку.

• В начальной школе есть умелый, высокообразованный учитель.

• Всего один университетский класс заставит «подтянуться» все остальные классы и в параллели, и в школе.

Как подключиться к системе Жохова. Для государственных школ

В государственной школе обучение бесплатное и дает стабильно высокие результаты. Ограничением зачастую являются объем финансирования школы, качество управления, а также программы, утвержденные на уровне области, города, школы. Например, может не быть трех языков, введены какие-либо обязательные предметы или какие-либо ограничения для учителя по реализации требований методики.

Директору.

1. Оформить заявку на сайте sistemazhokhova.ru (написать на адрес info@sistemazhokhova.ru)

2. Выбрать учителей к внедрению данной методики.

Требований немного – чтобы учитель любил детей и мог элементарно их организовать. Познакомить выбранного учителя с нашими материалами на сайте sistemazhokhova.ru. Убедиться, что учитель полностью добровольно согласен и хочет работать по-новому.

3. Обеспечить соответствие оборудования классов требованиям методики. Также дооснастить классы необходимыми канцелярскими принадлежностями.

4. Провести входное обследование детей в данном и параллельных классах и изучить результаты работы в выбранных классах в конце полугодия. Убедиться в эффективности методики уже по результатам первого полугодия.

Учителю

Учитель должен быть готов к работе по заранее разработанной технологической карте с использованием готовых материалов. 24 августа 2014 года в 10.00 начнется трехдневный установочный семинар для учителей. Далее раз в неделю будет проводиться интернет-связь с каждым учителем в отдельности.

Естественно, заранее учитель должен будет пообщаться с Владимиром Ивановичем и получить согласие на участие в работе (тоже через интернет-связь).

По мере поступления дополнительной информации и материалов по данной теме, учитель будет получать сообщения на указанные контакты.

17 стр., 8223 слов

Психологические особенности личности учителя начальных классов

... образование. Нам предоставляется возможность исследовать психологические особенности личности учителя, работающего в начальных классах общеобразовательных школ. С помощью специальных методик определим, какие способности преобладают у учителей, ... нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая ...

Правовые аспекты применения технологии работы преподавателя начальных классов «Система Жохова» (Методическая система В. И. Жохова)

Деятельность образовательных организаций регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании, Закон).

Пункт 2 ст. 28 Закона устанавливает, что образовательные организации свободны вопределении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. В частности, к компетенции образовательной организации в указанной области относится использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (пп. 12 п. 3 ст. 28 Закона).

Министерство образования также поддерживает инициативу образовательных организаций в разработке и внедрении образовательных методик.

В частности, в п. 19.10 Письма Минобрнауки России от 01.04.2013 г. № ИР-170/17 сказано, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Также, согласно п. 22 Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: обновления содержания основной образовательнойпрограммы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации.

Таким образом, школа свободна в использовании методов обучения при условии соблюдения требований образовательных программ и соответствия результатов обучения федеральным образовательным стандартам.

Методика Жохова предусматривает обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет ученику успешно освоить программу начального общего образования и получить уровень знаний, необходимый для прохождения итоговой оценки качества освоения программы начальной школы.

Применение методики не требует получения каких-либо специальных разрешений или аккредитаций.

Таким образом, применение методики Жохова школой начального образования полностью соответствует требованиям российского законодательства об образовании.Статья из Копейской газеты kr-gazeta.ru

Этим детям аплодируют стоя: часть школьников Копейска успешно обучается по системе Жохова

26.10.2011 Образование Текст: Юлия Айрих

Бытует мнение, что малышам в школе учиться все труднее.

Уже с начала первого класса они и читают, и пишут, и считают. Тогда как мы, их родители, в семь лет учились писать палочки и закорючки. У родителей маленьких копейчан есть выбор — отдать детей в первый класс, который будет заниматься по обычной методике, или позволить малышу учиться по альтернативной системе профессора Владимира Жохова.

На прошлой неделе Владимир Иванович посетил Копейск, чтобы посмотреть: как проводятся уроки по его системе учителями школы № 48. На открытом уроке по математике побывал и журналист «КР».

12 стр., 5920 слов

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных ...

... области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды. В большинстве концепций одаренности ... так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать ...

Задач за 40 минут

На уроке по системе Жохова все непривычно для глаза выпускника старой школы. Во-первых, в классе довольно шумно. Дети отвечают учителю с места, могут встать, не спрашивая, выйти из класса. Поддерживают друг друга за правильные ответы аплодисментами. Пишут они не в тетрадях ручками, а на специальных досках маркерами. Что-то не получилось, ребенок сделал ошибку — можно легко стереть написанное.

Учитель Елена Ленникова начинает урок (напомним, идет урок математики) с рассказа об олене. Слайд с изображением этого животного появляется на доске, и дети сами наперебой начинают рассказывать факты из жизни оленя. А после этого, без всякого перехода, начинается собственно урок математики.

Пишут дети мало, они, в основном, занимаются устным счетом. На слайде появляются цифры, и учитель просит детей совершать с ними различные действия: складывать и вычитать.

— Сумма каких чисел равна двадцати трем? — вопрошает Елена Валерьевна, указывая на слайд с различными цифрами.

Дети быстро ориентируются и выдают все возможные варианты ответов. Вообще, на протяжении урока первоклассники решили более пятидесяти примеров и задачек, и все – в уме. Кажется, что они даже не задумываются перед тем, как ответить. Причем действия с числами они совершали в пределе сотни. Многие взрослые с трудом складывают такие суммы в столбик, а первоклассники, не проучившись в школе и двух месяцев, уже с легкостью с этим справляются.

Нет случайностей

Вообще, после посещения такого альтернативного урока остались неоднозначные впечатления. Вроде бы дети вполне успешны, но все же остается сомнение: всем ли ребятам подходит обучение по этой системе. После урока мы обратились за разъяснениями к ее автору Владимиру Жохову.

— Большая часть урока проводилась с использованием проектора. Не вредно ли это для детей, и не слишком ли вы зависите от техники, которая в любой момент может выйти из строя?

— Вот поэтому нам нужна качественная техника. Что касается вопроса о вреде или пользе проектора, скажу, что на уроках мы применяем квантовую терапию, лечение цветом. У нас каждый слайд — лечебный. Яркость цвета выставлена с точностью до процента, как и соотношение цветов. Например, фоновый цвет, который был на этом уроке, — оттенок синего — отвечает за нормализацию обмена веществ.

На уроке, когда на слайде появлялись цифры, было заметно, что они разной формы — вытянутые, скругленные, искаженные. «Ничего случайного на наших уроках не бывает», — говорит Владимир Иванович. Значит, и это искажение намеренное.

— В прессе, в интернете, в рекламных вывесках дети видят разные шрифты. И они должны узнавать знакомые буквы и цифры в разных написаниях, — пояснил Владимир Жохов.

Программа второго класса

Чтобы объяснить «скачки» с одного предмета на другой — от интересных фактов об олене к математическим примерам — нужно кратко рассказать о принципах системы Жохова.

4 стр., 1547 слов

Психодиагностика трудностей в обучении детей младших классов

... пути психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов. Задачи: 1. Изучить сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов 2. Провести психодиагностическое исследование трудностей ... список литературы и приложение. 1. Сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов 1.1 Внимание, как специфический процесс Для учителя начальной школы проблема ...

Вообще, нельзя говорить о другом содержании образования, об иной программе в системе Жохова. Просто Владимир Иванович применяет другие методы. А это, по его словам, позволяет детям узнать и уметь больше их сверстников, которые обучаются в обычных классах. Ведь то, что делали ребята на открытом уроке — это программа уже второго класса, а не второго месяца обучения первоклашек.

— Мы делаем так, как лучше детям, а не учителям. Из традиционной методики обучения начальных классов мы берем малую часть. Поскольку в последнее время она претерпела такие негативные изменения, что по окончании школы мы получаем 100-процентный «брак». Печально, но факт: около 98 процентов выпускников — неграмотные, — объясняет свою позицию Владимир Жохов.

Все эти негативные изменения, по мнению разработчика, начинаются уже в начальной школе, когда закладывается фундамент для будущих успехов. Особенно важными Владимир Иванович считает первые недели обучения в первом классе. Цель системы Жохова — заставить головы детей работать.

Дети не устают

— Вы заметили, что ребята на уроке математики решили более пятидесяти примеров и совершенно не устали? Это потому, что мы разумно «нагружаем» мозг. Прямое воздействие на мозг — это вообще задача начальной школы. Важно — как это делается. Вы знаете, что в мозге — два полушария. В первом месяце в первом классе мы налаживаем работу лобных долей мозга, что очень важно для обучения. При применении обычной методики работа лобных долей, наоборот, тормозится.

На уроке было заметно, что поскольку детей не заставляют сидеть смирно, поднимать руку и вести себя тихо, то урок их не напрягает, и они действительно не устают. Для современных гиперактивных ребят такие уроки — действительно выход. В таком классе им будет учиться комфортно.

— Детям надо двигаться. Если ребенок не движется, он не растет, не может думать. Наши дети вырастают за первый класс до 10 сантиметров. В классических гимназиях и лицеях дети перегружены, они часто болеют, — говорит Владимир Жохов. — А наши дети любознательны, им нравится учиться. Их не надо заставлять искать какие-то книги, подбирать материал.

Идея такова — наша цивилизация мыслит левым полушарием мозга, а возможности более сильного правого полушария почти не использует. Система Жохова заставляет работать оба полушария, но с большей опорой на правое. Поэтому дети так легко считают в уме. Если в первом классе дети, в основном, считают, то со второго начинается серьезный курс литературы. Так выстраивается сначала научный, а затем образный интеллект. С 1-го по 3-й класс дети изучают три иностранных языка, каждый язык — по году.

Рабочий шум

Кстати, о шуме на уроке: он в «жоховских» классах должен быть рабочим. Вася не должен переговариваться с Петей, а Маша — разглядывать портфель Даши. Одна из задач системы Жохова — воспитание внутреннего достоинства.

— Эта работа ведется целенаправленно с первого дня первого класса. Можно выйти из класса в любой момент, не надо спрашивать учителя. Но при этом важно не мешать другим. Ты можешь сказать с места, ты знаешь ответ на вопрос. Но должен дать возможность сказать другим.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием ... к людям и т. д. Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из ...

— Я почти полвека проработал учителем, и 40 лет из них подбирал такие задачки, которые помогают мозгу работать. Надо, чтобы ребенок сам добывал знания, учить детей — самое простое, — поясняет заслуженный учитель РФ.

А это — главная задача новых образовательных стандартов. Вот только смогут ли современные учителя, несмотря на еженедельное консультирование с Владимиром Жоховым и пошагово расписанные планы уроков, «удержать» столь разных детей в классе?

— Две трети успеха зависит от учителя, одну треть поддержки обеспечиваю я. Но сработать хуже, чем при обычной методике, мы не сможем, — уверил разработчик.

Принцип обучения

Главный принцип обучения по Жохову — слабых детей не бывает. Это вопрос отношения к ребенку, что подтверждают исследования американских ученых. Если привести в класс нового ребенка и сказать, что он необыкновенно талантлив, то из обычного ребенка на глазах вырастает гений.