Примерное распределение недельного рабочего времени

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

(методические рекомендации

По функционированию)

 

 

Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. СППС в системе функционирования учреждений образования.

 

2. Правовые аспекты деятельности СППС.

 

3. Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования.

 

4. Педагог социальный в составе СППС.

 

5. Педагог-психолог в составе СППС.

 

6. Педагог-организатор, дефектолог, медицинский работник и другие специалисты в составе СППС.

 

7. Рабочее место специалистов СППС.

 

8. Планирование и документирование работы СППС и ее специалистов.

 

9. Мониторинг и критерии оценки работы СППС и ее специалистов.

 

10. Межинституциональные связи СППС.

 

11. Методические объединения специалистов СППС. Супервизия.

 

12. Функционирование СППС учреждения образования с учетом особенностей социума.

 

13. Роль СППС в реализации Декрета № 18 от 24 ноября 2006 г.

 

14. Приложения.

 

СППС в системе функционирования учреждений образования.

Общие положения об организации деятельности СППС.

 

Объединение специалистов в СППС (социально-педагогическую и психологическую службу), подразумевая интеграцию и координацию их деятельности, позволит с большей результативностью выполнять им свои социально-педагогические и психологические функции, осуществлять научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, а также развивать и поддерживать контакты с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства.

В условиях функционирования СППС более четко и масштабно вырабатывается и реализуется стратегия и тактика разрешения актуальных проблем детей и молодежи с учетом четкого разграничения функциональных обязанностей каждого участника процесса взаимодействия.

СтруктураСППС определяется в главе 3 п.10 «Положения о СППС учреждения образования». Прежде всего, в состав службы входят педагог социальный и педагог-психолог в том количестве, которое предусмотрено штатным расписанием учреждения образования. По усмотрению руководителя учреждения в состав СППС могут быть включены еще и педагог-организатор, дефектолог, медработник, юрист, методист (по численности указанные должности соответствуют штатному расписанию учреждения образования).

21 стр., 10313 слов

Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования

... числа наиболее опытных специалистов СППС руководителем учреждения образования может назначаться специалист, ответственный за ее работу. В обязанности ответственного специалиста входит непосредственная организация деятельности СППС. Координацию деятельности педагогов социальных и педагогов-психологов СППС учреждения образования по индивидуальной ...

Введение этих специалистов в состав СППС подразумевает, прежде всего, координацию деятельности, определяемой должностными обязанностями.

Заместитель директора по воспитательной работе (зам. заведующего по основной деятельности в ДУ) по решению руководителя учреждения образования также может входить в состав СППС.

Руководстводеятельностью СППС осуществляется в соответствии с содержанием п.4 «Положения о СППС учреждения образования», т.е. руководителем учреждения образования (заведующим ДУ, директором школы и т.д.).

Заместитель директора по воспитательной работе (зам. заведующего по основной деятельности) координирует (т.е. согласовывает, устанавливает целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями) и направляет (устремляет к чему-нибудь, задает необходимое назначение, направление) деятельность СППС. Выступая администратором, несущим ответственность и контролирующим качество воспитательной работы в учреждении, он определяет основные задачи СППС, является ответственным за планирование и контроль работы, обеспечение моральной и социальной защиты специалистов СППС.

Из числа сотрудников, входящих в состав СППС, руководителем учреждения образования назначается специалист, ответственный за ее работу.

В обязанности ответственного специалиста входит непосредственное руководство деятельностью СППС. Ответственный специалист должен иметь высшее специальное образование, более высокую по отношению к другим специалистам СППС квалификационную категорию и стаж работы в должности не менее 3 лет.

На основании Положения о СППС, утвержденного Министерством образования, руководители учреждений разрабатывают и в установленном порядке утверждают свое внутреннее Положение.

СППС учреждения образования создается, реорганизуется и ликвидируется (прекращает функционировать) приказом (распоряжением) руководителя учреждения с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.

В «Положении о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования», утвержденном Постановлением Министерства образования 27.04.2006 № 42, не установлены сроки его исполнения. Однако данный распорядительный документ должен быть исполнен в месячный срок со дня его утверждения согласно распоряжению Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 19.09.1997 года № 12р «О сроках исполнения документов» /Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 8 сентября 2000 года № 8/4038/.

Координация деятельности специалистов СППС закреплена в п.27 «Положения о СППС учреждения образования» и доверена социально-педагогическим центрам, которые призваны оказывать им организационную и методическую помощь.

Целесообразно координацию деятельности специалистов СППС осуществлять на нескольких уровнях:

-на уровне учреждения образования – это ежегодное установочное совещаниеспециалистов СППСперед началом планирования работы на предстоящий учебный год, которое позволит определить приоритетные направления их деятельности в соответствии с задачами учреждения образования; затем, на основании составленных специалистами планов работы, составляется единый годовой план работы СППС. В течение учебного года целесообразны совместные еженедельные совещания в СППС по анализу проделанной работы и планированию деятельности на более короткие отрезки времени (с уточнением и конкретизацией предстоящих мероприятий);

6 стр., 2672 слов

Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

... а также единицы наблюдения. Объект исследования - это социально-психологический процесс, социально-психологические условия, индивид, группа людей, коллектив, общность и ... некоторых терминов, области их применения; обобщение, как компонент исследовательской работы. 7.        Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение классификаций с теорией; ...

— на районном и городском уровне — это методическое сопровождение, которое осуществляется специалистами социально-педагогических центров через работу методических объединений педагогов социальных, педагогов-психологов, педагогов-организаторов. Заседания методических объединений могут проводиться как по профессиональной принадлежности, так и по СППС в целом.

Кроме этого, специалисты социально-педагогических центров являются координаторами индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, и их семьями, разрабатывают и распространяют методические приемы работы с ними.

Отделы по воспитательной работе областных, районных, городских управлений (отделов) образования определяют основные цели деятельности СППС учреждений образования в соответствии с актуальными задачами, решаемыми в системе образования и с учетом особенностей региона.

Организацияработы СППС изложена в главе 3 «Положения о СППС учреждения образования».

СППС является структурным подразделением учреждения образования.

На работников СППС распространяются правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся и других участников образовательного процесса и возможности выполнения их функций.

Основанием для распределения рабочего времени педагога-психолога, педагога социального и других специалистов СППС по видам деятельности являются их должностные обязанности и перспективный план работы. График их работы утверждает руководитель учреждения образования.

Все виды своей деятельности педагог-психолог, педагог социальный, педагог-организатор и другие работники СППС регистрирует в журнале учета работ.

Примерное распределение недельного рабочего времени

Педагога социального

(Рабочая неделя равна 40 часам)

1. Оказание необходимой практической социально-педагогической помощи участникам образовательного процесса в разрезе требований, обусловленных тарифно-квалификационной характеристикой – 16 часов.

2. Социально-педагогические исследования, изучение ситуативных проблем, возникающих при осуществлении учебно-воспитательного процесса – 6 часов.

3. Социально-педагогическое консультирование педагогов, родителей, учащихся, установление необходимых деловых контактов, социально-педагогическое просвещение – 10 часов.

4. Работа с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию – 8 часов.

13 стр., 6063 слов

Социально-культурная работа в детском летнем лагере

... Никитина, М.М. Плоткин и др.). Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования. - М., 2001. - 67-70 с. Социальное воспитание в социально-культурной работе есть целенаправленная совместная педагогическая деятельность по созданию ...

 

Примерное распределение недельного рабочего времени. (Рабочая неделя равна 40 часам)

Педагога-психолога

(Рабочая неделя равна 40 часам)

1. Индивидуальная или групповая работа с детьми, педагогами и родителями, включая психолого-педагогическую диагностику, коррекционно-развивающую деятельность, психолого-педагогическое консультирование — 18 часов.

2. Обработка, анализ и обобщение результатов индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями и педагогами, оказание экстренной психологической помощи — 6 часов.

3. Психологическая профилактика и просвещение, участие в подготовке и проведении мероприятий в соответствии с планом работы учреждения образования (педсовет, консилиум, семинар и т.п.) — 8 часов.

4. Работа по профессиональному совершенствованию – 8 часов (содержание данного вида деятельности определяется в соответствии с задачами, стоящими перед учреждением образования и согласовывается с руководителем; может включать в себя работу в библиотеке, консультации в научных и психологических центрах, участие в семинарах и методических объединениях. Это время не требует документального подтверждения).

Примерное содержание деятельности СППС

Опираясь на содержание главы 2 вышеуказанного Положения, раскрывающего цель, основные задачи и функции СППС, целесообразно обозначить наиболее важные направления ее деятельности:

— профилактическое;

— методическое (просветительское);

— консультативное;

— диагностическое;

— социально-терапевтическое (коррекционно-развивающее).

Вклад каждого специалиста в отмеченные направления работы СППС определяются спецификой его деятельности. Так, в диагностическом направлении социальный педагог оценивает влияние социальной ситуации развития школьника, в т.ч. семейные условия, возможности влияния родственников, соседей, учреждений образовательной системы, средств массовой информации и т. п. на отдельную личность. Изучает ее медико-психологические, возрастные особенности, вникает в мир интересов, потребностей. Социальному педагогу важно ориентироваться во всех как положительных, так и отрицательных факторах воздействия на личность, учитывать их в построении профессиональных взаимодействий с личностью, группой, коллективом.

Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенности детско-родительских взаимоотношений и др.

В консультативной работе усилия всех специалистов сконцентрированы на оказании консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников.

Одно из важнейших направлений объединенной социально-педагогической и психологической работы – профилактика и просвещение, предполагающие устранение, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

5 стр., 2069 слов

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...

... помощи родителям, педагогам, психологам. Формы и методы работы: Мониторинговые исследования детей с СДВГ. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. Обучение педагогов ДОУ и ... работы с гиперактивными детьми. Проведение методических объединений, семинаров, «круглых столов», консультаций, консилиумов, тренингов, посвященных данной теме. Планируемые результаты: Успешная социальная адаптация ребенка ...

Методическая работа сотрудников СППС предполагает изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработку методических материалов, для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства, накопление социально-педагогических и психологических методических материалов, пригодных к использованию всем педагогическим коллективом.

В процессе разработки и реализации комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи, коррекции, реабилитации и развития педагог социальный организует и осуществляет социально-терапевтическую, психолого-педагогическую, коррекционную помощь личности в охране ее психологического, физического, нравственного здоровья. Он совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном формировании. Участвует в формировании воспитательного потенциала микросоциума, влияет на поведение детей и молодежи, а также действия и поступки взрослых. Распространяет педагогические знания в области воспитания среди различных категорий населения.

В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий, направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

Проводит коррекционно-развивающую работу в классах, ориентированную на коррекцию межличностных отношений, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

В то же время у педагога социального и педагога-психолога существует ряд самостоятельных направлений деятельности с профессиональной спецификой и функциональной загруженностью. Так, для педагога социального такими направлениями являются:

— прогностическое;

— охранно-защитное;

— организаторское.

В прогностической работе социальный педагог принимает участие в создании региональных (локальных) программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума, целевых комплексных программ по работе с семьей, ребенком, молодежью, группами социального «риска».

Охранно-защитная деятельность педагога социального направлена на защиту интересов и прав личности, семьи на основе государственных законодательных актов. Одним из аспектов работы является содействие применению адекватного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих их нарушения; нейтрализация антипедагогического воздействия на растущую личность, обучение ее способам самозащиты.

2 стр., 976 слов

Этика психологической работы педагога психолога.

... с другими людьми. Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность - особая, имеющая эмоциональную ... С. 64 - 71. 5. Бозаджиев, В.Л. Компетенция социально-профессиональной ответственности психолога / В.Л. Бозаджиев. // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6. - С. 58 ...

Организаторская деятельность педагога социального включает участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности.

Для педагога-психолога самостоятельным профессиональным направлением деятельности является социально-психологическое обеспечение управленческих процессов, предполагающее участие в разработке программ развития учреждения образования, проведении мониторинговых исследований социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя — ученики.

Необходимо обратить внимание на то, что совпадения в направлениях работы педагога социального и педагога-психолога, также как и самостоятельность в некоторых из них – очень важный момент в организации их работы, взаимодействия, а также планировании работы, в том числе и выборе формы плана СППС, так как наиболее грамотным является планирование работы СППС и ее специалистов по направлениям работы, а не по контингенту и видам деятельности.

Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования.

Основные усилия СППС любого учреждения образования должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников (учащихся, студентов), сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения. Вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса – главное в работе СППС. Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования заложены, прежде всего, в Положении об учреждении, а также в его образовательной программе на ближайшую перспективу. Различие будет прослеживаться в содержании работы специалистов СППС. Необходимо учитывать и то, что на разных этапах (ступенях) образования содержание работы социально-педагогической и психологической службы имеет специфические особенности.

 

Дошкольные учреждения

 

Работа социально-педагогической и психологической службы в дошкольном учреждении строится, прежде всего, с учетом «Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования».

Учитывая специфику штатного расписания дошкольных учреждений (отсутствие должности педагога социального), в состав СППС могут входить педагог-психолог, медработники и дефектологи. Обязанности педагога социального в дошкольных учреждениях, где такая должность отсутствует, призван выполнять общественный инспектор по охране детства. Как правило, это – заместитель заведующей по основной деятельности, но может быть и другой педагогический работник коллектива учреждения (по усмотрению руководителя учреждения), который, также, должен быть включен в состав СППС.

Приоритетными задачами в работе СППС дошкольного учреждения являются: содействие созданию условий для реализации базисной программы воспитания и обучения детей в ДОУ «Пралеска»; оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного психологического климата в группах детей, создание условий для социально-психологического развития детских коллективов; содействие в приобретении педагогами и родителями социально-педагогических и психологических знаний, необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

13 стр., 6290 слов

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях ...

... психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования. Авторами таких работ являются: Н. Голиков, Г.И. Осокина, М.А. Васильева, В.В. ... физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Значение этих задач обусловлено ...

На этапе дошкольного образования важны: диагностика раннего развития; содействие развитию познавательной сферы, конструктивному становлению личности ребенка, его нравственному развитию; коррекция нарушений в развитии; психологическая подготовка к обучению в школе.

Основным направлением деятельности СППС в дошкольном учреждении выступает коррекционно-развивающее (на основе изучения личности воспитанников).

Педагог-психолог организует работу по развитию эмоционально-волевой и поведенческой сфер детей, формирует у них навыки саморегуляции, гармонизирует эмоциональное состояние, учит распознаванию своих и чужих эмоций. Развитие познавательной сферы детей осуществляется через рекомендации психолога воспитателям, логопеду, родителям.

Необходимая диагностическая работа с детьми осуществляется по вопросам готовности к школе, выявлению (совместно с педагогами) воспитанников, имеющих трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии, а также имеющих специфические психофизические особенности (аутичных, гиперактивных, гипоактивных, инфантильных и т.д.).

Специалисты СППС осуществляют мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе, посещают занятия с целью наблюдения за соответствием режима, методов воздействия на детей, условий образовательной среды возрастным особенностям детей, своевременно информируют воспитателей об особенностях здоровья и работоспособности детей.

Социально-педагогическая и психологическая служба располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги и в случае необходимости направляет родителей с детьми на консультации. Педагог-психолог собирает информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, формирует базу необходимых данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, определяется система работы с ребенком для воспитателей, медиков и дефектологов с целью поддержки результатов коррекционно-развивающей работы.

В работе СППС с родителями значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через размещение информации в родительском уголке (стенды, папки-передвижки, газеты, информационные листки), выступления на родительских собраниях, организацию работы родительского клуба вести профилактику вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей, профилактику социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганду здорового образа жизни, рекомендовать психологическую литературу по развитию и воспитанию детей.

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений 1.1 Порядок открытия детских дошкольных учреждений 1.2 Финансирование дошкольных учреждений 1.3 Организация приема детей в дошкольные учреждения 1.4 Документация дошкольного учреждения 2. Педагогический коллектив и ...

С целью выявления стиля родительского взаимодействия, специфических особенностей развития ребенка, в рамках адаптационных мероприятий, с целью выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, СППС организуется изучение внутрисемейной ситуации, посещение семей на дому, проводятся рейды «Семья».

Практика работы дошкольных учреждений показала целесообразность оборудования в них так называемой родительской комнаты. Именно там организуются различные (групповые и индивидуальные) формы общения с родителями и воспитателями: тематические консультации, мини-собрания и др. Творчески оборудованная родительская комната может использоваться и для работы с детьми.

СППС участвует в разработке программ развития дошкольного учреждения, проводит мониторинговые исследования психологического климата в педагогическом коллективе, участвует в программах работы с молодыми специалистами, обучает воспитателей психологическим техникам адаптации и социализации детей на разных этапах их развития, проводит психолого-педагогические консилиумы по вопросам предупреждения дезадаптации воспитанников, оптимизации образовательного процесса.

 

Общеобразовательные школы

Работа социально-педагогической и психологической службы учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования, должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации пси­хического развития учащихся, пре­дупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.

От специалистов СППС школы требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса. Ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой – предмет оказания службой комплексной помощи.

Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются: в начальной школе — определение готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей; в базовой школе – обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников; в старших классах школы — оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.

9 стр., 4296 слов

11. Технология социально-педагогической работы с семьей

... Работа с родителями, Работа с педагогами,Организационно-методическая работа Учащиеся и семьи, находящиеся в социально опасном положении, должны посещаться на дому не реже одного раза в месяц. Поэтому социальным педагогом, ... в образовании, напр- ... Работа с родителями учащихся; Результативность работы с педагогическим коллективом.; Результативность работы с другими учебно-воспитательными учреждениями, ...

Важнейшими направлениями деятельности СППС школы являются профилактика и просвещение, где на первый план выступает развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, родителей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей.

Основным содержанием просветительской работы СППС для педагогов школы должно стать проведение психологического свеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учениками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении пе­дагогического диагностирования.

Просветительская работа педагога-психолога, как и педагога социального, осуществляется в интерактивной форме (на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях и классных часах).

Специалистами СППС возможно использование и таких форм работы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, работа общественной приемной, групповые консультации и т.п.

 

ССУЗы, ПТУ

 

Деятельность социально-педагогической и психологической службы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, должна быть направлена, прежде всего, на оказание комплексной помощи учащимся в развитии их самосознания как будущих рабочих и специалистов, их самообразовании и самореализации (в том числе и профессиональной).

Работая в тесном контакте с заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, начальником отдела по воспитательной работе с молодежью, кураторами учебных групп и другими членами педагогического коллектива над созданием благоприятного психологического климата в учреждении образования, специалисты СППС содействуют организации процесса адаптации учащихся к условиям производственной деятельности, в развитии мотивации к профессиональной деятельности, ведут активную работу с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном становлении.

Особого внимания требует от СППС работа по профилактике противоправного поведения учащихся: выявление в учреждении образования неформальных группировок асоциальной направленности, определение степени их влияния на учащихся, выработка направлений работы по данному вопросу и многое другое.

 

Внешкольные учреждения

 

В п.2 «Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования», внешкольные учреждения не обозначены, однако такие службы (отделы) созданы повсеместно, что доказывает их востребованность.

Особенности функционирования СППС внешкольного учреждения заложены в специфике деятельности самого учреждения дополнительного (внешкольного) образования. И главное в ее работе – содействие социализации личности ребенка средствами внешкольной работы. Отсюда деятельность СППС будет строиться на основе «Положения об учреждении внешкольного воспитания и обучения» и «Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».

Состав СППС во внешкольном учреждении зависит от наличия в штатном расписании должностей педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, методиста, заведующего социально-педагогическим отделом и др. Типовые функциональные обязанности, обозначенные в Справочнике должностей работников образования, послужат основой для составления должностных инструкций входящих в СППС специалистов. Кроме этого, к СППС могут относиться и созданные во внешкольном учреждении клубы по месту жительства.

Специалистам социально-педагогической и психологической службы под руководством директора внешкольного учреждения важно определиться в содержании их деятельности, четко разграничить свои функции с функциями СППС других учреждений образования региона и не дублировать их деятельность.

Культурно-психолого-педагогическая система дел и мероприятий, рассчитанных не только на детей и подростков, но и на их родителей, а также всех жителей микрорайона, возможность стать методическим центром психологизации и педагогизации социальной среды, окружающей ребенка, защита прав и законных интересов детей и учащейся молодежи в пределах компетенции внешкольного учреждения – вот поле деятельности СППС.

ВУЗы

Одним из важных условий эффективной деятельности социально-педагогической и психологической службы в высшем учебном заведении является учет социального положения студентов. Деятельность педагога социального и педагога-психолога должна быть направлена на оказание помощи студентам в решении таких проблем, как социальная адаптация, организация жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы), организация самоподготовки. Она осуществляется совместно с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе.

Особое место занимает адаптация первокурсников: привыкание к самостоятельной жизни в отрыве от семьи, новизна города, самостоятельное ведение бюджета и преодоление возможных материальных трудностей, интенсивность и загруженность учебного процесса по сравнению со школой, неумение организовать самостоятельную учебную деятельность в связи с переходом на новую форму обучения, налаживание отношений с проживающими в одной комнате общежития и т.д. Поэтому значительные усилия СППС вуза будут направлены на реализацию программы «Адаптация».

Системного подхода требует и работа по решению вопросов социальной поддержки студентов группы риска.

Серьезного внимания заслуживает профилактика суицидального поведения студентов. Стресс (в том числе и предэкзаменационный), депрессия, сложности в межличностных отношениях способствуют нарушению их эмоционального фона. В СППС должен быть разработан комплекс профилактических мероприятий, где значимым моментом является выявление лиц, склонных к аффективным вспышкам.

Определенное внимание СППС вуза должна уделять и организации досуга студентов.

 

Интернатные учреждения

 

Специфика функционирования интернатного учреждения требует, чтобы педагоги-психологи, педагоги социальные, медицинские работники и другие члены педагогического коллектива тесно взаимодействовали между собой, выступали одной командой.

На современном этапе все настойчивее заявляет о себе необходимость создания в учреждениях интернатного типа медико-социально-психолого-педагогической службы. Ее работа должна строиться с учетом следующих принципов: системного целеполагания; целостности; полного охвата вниманием всех воспитанников. Деятельность каждого специалиста в такой команде выступает как активный элемент учебно-воспитательной системы учреждения.

Общая структура работы СППС в интернатном учреждении такова: установление доверительных отношений с детьми; комплексный анализ причин попадания ребенка в интернатное учреждение; осуществление индивидуального подхода к детям; выстраивание гипотезы и проектирование будущего ребенка; формирование его приемлемых интересов; выявление и развитие творческих способностей детей; подготовка воспитанников к профессиональной деятельности и семейной жизни; постинтернатное сопровождение.

В условиях интернатного учреждения основополагающим является дифференцированный подход. Он позволяет специалистам СППС реализовать возможность воздействия на отношения между группой и личностью, группой и коллективом, малыми группами в коллективе.

Важным содержанием деятельности социально-педагогической и психологической службы в учреждениях интернатного типа является гуманизация процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, содействие налаживанию различных форм позитивного сотрудничества между воспитанниками и их окружением, гибкое использование многообразия методов реабилитации.

Одним из приоритетных направлений осуществления социальной реабилитации подростков является личностный подход. Он предполагает оказание помощи воспитанникам: в осознании себя личностью, в выявлении и развитии их потенциальных возможностей, в становлении самосознания, в самоутверждении и самореализации общественно значимых функций, в формировании чувства собственного достоинства, уважения к окружающим, к миру в целом.

 

Социально-педагогические учреждения (СПЦ и приюты)

 

Основная задача социально-педагогического учреждения – реабилитация, восстановление всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка. Эта задача реализуется в работе всех служб социально-педагогического центра (СПЦ) и детского социального приюта (ДСП), которые и составляют социально-педагогическое учреждение (СПУ).

Работа социально-педагогической и психологической службы в этих учреждениях будет опираться на «Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации», «Положение о социально-педагогическом учреждении» и «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования», в которых определены конкретные цели, задачи, функции и содержание деятельности.

Состав социально-педагогической и психологической службы СПУ будет определяться исходя из возможностей и потребностей конкретного учреждения, но основными ее специалистами будут педагог социальный и педагог-психолог. Другие должности работников СПЦ и ДСП включаются в состав СППС по усмотрению руководителя учреждения (исходя из целесообразности).

Работа педагога социального и педагога-психолога, как и других специалистов (подразделений, служб) социально-педагогического учреждения, организуется в соответствии со следующими государственными задачами: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; социально-педагогическая и медико-психологическая помощь детям и семьям, находящимся в социально опасном положении; предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье; защита прав и законных интересов детей; развитие семейных форм устройства детей и их сопровождение.

Для решения этих задач от специалистов СППС, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, потребуются способности к организации творческой деятельности как собственной, так и совместной с заинтересованными учреждениями и организациями, к системному анализу трудных жизненных ситуаций ребенка и его семьи, к выработке планов помощи и поэтапному их выполнению, к координации усилий всех участников социально-психолого-педагогического сопровождения и реабилитации.

Специалистам СППС социально-педагогического учреждения следует помнить, что они имеют дело с особенной, нестандартной ситуацией из жизни ребенка и его семьи, которую можно отнести к разряду экстремальных. Поэтому они должны не только обладать развитой эмпатией и проявлять профессиональный интерес к своим подопечным, но и постоянно контролировать состояние собственного психологического здоровья.

 

Социальный педагог в составе СППС.

 

Для определения и уточнения роли и места педагога социального в общей системе функционирования учебно-воспитательного учреждения руководителям учреждений образования необходимо руководствоваться основными документами, которые характеризуют его должность.

Дети, подростки, их родители и учителя обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, при необходимости переоценил свои ценности – главная задача социального педагога.

Педагог социальный входит в состав социально-педагогической и психологической службы учреждения образования и является членом педагогического коллектива учреждения.

Принципы его деятельности, функции (в пределах его компетенции), а также цель и основные задачи вытекают из содержания главы 2 «Положения о СППС учреждения образования».

Направления работы социального педагога и примерная циклограмма рабочего времени (по видам деятельности) на неделю подробно рассматриваются в разделе 1 настоящих методических рекомендаций.

Следует обратить внимание на то, что значительное место в практике социального педагога занимает социальное посредничество – содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специалистов и организаций для оказания необходимой помощи.

Социальному педагогу принадлежит ведущая роль и в осуществлении опеки и попечительства: выборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, юридическом оформлении документов, мониторинге опекунских взаимоотношений и своевременной помощи в их коррекции.

Современность требует от социального педагога, активности в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.

В целом социальному педагогу необходимо владеть солидным запасом знаний и методик для грамотного осуществления различных видов его деятельности. Ведь социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты. Поэтому от социального педагога требуется достаточная компетентность по всему спектру жизненных вопросов, а так же умение располагать к себе, поддерживать конструктивный диалог, убеждать.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог имеет право:

1. Исходя из сложившейся социально-педагогической обстановки самостоятельно формулировать конкретные цели и задачи работы с детьми, подростками, молодежью, со значимыми для них взрослыми и осуществлять их решение в границах собственной профессиональной ответственности, компетенции учебно-воспитательного учреждения и нужд микрорайона.

2. Исходя из конкретных условий функционирования учреждения и особенностей его контингента самостоятельно определять направления, приоритеты, формы и методы работы.

3. В рамках профессиональной компетенции знакомиться с необходимой документацией учреждения и заведенными в нем личными делами учащихся

4. Обращаться с запросами в медицинские, правовые учреждения, органы местной исполнительной власти, общественные организации по вопросам защиты прав и интересов учащихся, оказания информационно-педагогической помощи.

5. Действовать в соответствии с должностными обязанностями, Положением о СППС профессионально-этическими принципами, задачами социально-педагогической работы, когда распоряжения руководства учебно-воспитательного учреждения, органов образования, администрации региона противоречат этим требованиям.

6. Участвовать в работе общественного объединения социальных педагогов, выступать с обобщением опыта своей работы в научно-методических журналах и других средствах информации.

7. Участвовать в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны прав и социальной за щиты детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса социальный педагог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Вести работу по пропаганде социально-педагогических знаний среди педагогов, учащихся, родителей и общественности.

9. Иметь дополнительную учебную и факультативную нагрузку в соответствии с педагогическим образованием и квалификацией и в рамках существующих норм и правил.

10. Посещать уроки, проводимые в учреждении мероприятия с целью изучения социально-педагогических проблем.

Основа этики социально-педагогической работы – ответственность, честь, доброта. Как никакой другой специалист, социальный педагог всегда остается один на один со своей профессиональной совестью, порядочностью, морально-нравственными установками. В процессе работы ему приходится прикасаться ко многим личным и семейным тайнам. Такая работа требует от него не только особого мастерства, но и высокой личностной и профессиональной культуры, порядочности.

Международным сообществом профессионалов социальной работы разработаны нормы этического поведения, интерпретируя их к условиям функционирования СППС учреждения образования можно выделить:

— социальный педагог обязан поддерживать высокие морально-нравственные стандарты своего поведения, исключая нечестные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблуждение; он должен четко различать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем этой профессии;

— социальный педагог обязан нести персональную ответственность за качество работы, которую он индивидуально исполняет;

— социальный педагог обязан использовать соответствующую систему знаний, умений и навыков для оказания помощи индивидам, группам, общинам в их развитии, предупреждении и разрешении конфликтов, устранении их последствий.

Клиентами социального педагога могут быть учащиеся, их родители, педагоги и другие люди, имеющие отношение к учебно-воспитательному процессу. По отношению к ним необходимо выполнять следующие этические обязательства:

— социальный педагог не должен использовать отношения с клиентом в собственных интересах;

— нельзя способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, связанных с национальностью, возрастом, вероисповеданием, семейным статусом, материальным положением, умственными, психическими или физическими недостатками, политическими взглядами;

— социальный педагог должен избегать связей или отношений, которые могут принести вред его клиентам;

— нельзя позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по его просьбе;

— социальный педагог должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допуская унижения достоинства личности формами оказываемой ему помощи;

— необходимо уважать тайны клиентов и не распространять информацию, полученную в ходе оказания профессиональной помощи.

Во взаимоотношениях с коллегами социальный педагог создает и поддерживает ситуацию, облегчающую их этические, профессионально компетентные действия, поддерживает репутацию коллег. Социальный педагог должен:

— всячески оберегать свою профессию от несправедливой критики и нападок, делать все возможное для укрепления уверенности в ее необходимости;

— вносить вклад в популяризацию своей профессии, умножать знания, развивать методологию;

— предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социально-педагогической работы;

— решительно выступать против неэтичного поведения своих коллег;

— не допускать при рекламе искажений своей квалификации, компетентности и результатов, которые могут быть достигнуты в процессе практической деятельности.

В работе социального педагога необходимо различать взаимодействие по административной линии (с целью решения вопросов для оказания профессиональной помощи и выполнения функциональных обязанностей) и по профессиональной (с целью получения методической помощи и повышения квалификации), как внутри СППС и учреждения образования, так и вне его.

В рамках СППС взаимодействие социального педагога основывается на совместной выработке стратегической линии в решении актуальных проблем детей, их семей, педколлектива.

Внутри учреждения образования социальный педагог поддерживает партнерские взаимоотношения со всеми специалистами и структурными подразделениями по вопросам социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Вне учреждения образования для решения социально-педагогических проблем педагог социальный взаимодействует в установленном порядкес местными исполнительными и распорядительными органами власти, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями и частными лицами.

Система взаимодействия социального педагога вытекает из системы взаимодействия СППС учреждения образования, изложенной в главе 5 «Положения о СППС учреждения образования».

 

Психолог в составе СППС.

 

Основные усилия педагога-психолога СППС должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепления здоровье учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение Учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в класса, группах и педагогическом коллективах.

Психологическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

В базовой школе: психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.

В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.

В рамках проводимой воспитательной работы педагог-психолог должен активно сотрудничать с классными руководителями, осуществлять анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации социального развития. Активно использовать классные часы для проведения психологических мероприятий профилактического и просветительского характера, в т.ч. в интерактивной форме (психологические и деловые игры, психологические акции и т.п.

Деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:

рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находя­щихся в компетенции представителей других специальностей;

препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными ли­цами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

в решении всех вопросов исходить из интересов детей, уча­щихся и студентов, задач их полноценного психического развития;

оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь им в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов и др.;

хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб личности или ее окружению;

информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации.

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.

3. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

4. Знакомиться с необходимой документацией.

5. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

6. Участвовать с правом совещательного голоса в работе раз­личных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

7. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.

8. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей. В связи с этим иметь специально отведенное время в учебном расписании занятий.

9. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

10. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических зна­ний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.

11. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией и в рамках существующих норм и правил.

12. Обращаться в случае необходимости через руководство районного (городского) отдела образования с ходатайствами в со­ответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям, учащимся и студентам (изменение режима работы роди­телей, санаторное обеспечение и т. п.).

13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей, учащихся и студентов.

Рабочее место специалистов СППС.

 

В целях развития социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, создания надлежащих условий для оказания психологической и социально-педагогической помощи, а также для успешной деятельности педагога-психолога, педагога социального и других специалистов СППС, целесообразно иметь специально оборудованные отдельные комнаты. Они предназначены для осуществления консультационной, диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической, организационно-методической и научно-исследовательской работы.

Кабинеты специалистов СППС являются их основным рабочим местом. Они должны соответствовать определенным санитарно-гигиеническим, техническим и методическим требованиям, создавать атмосферу уюта и вызывать положительные эмоции.

Предпочтительно, чтобы территория СППС включала в себя различные функциональные помещения, каждое из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Так, ожидать приема у психолога или социального педагога лучше всего в отдельном небольшом помещении, закрытом от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского или устрашающего содержания, чтобы не вызвать нежелательные ассоциации у посетителей.

Первичный прием и беседы с посетителями можно проводить в помещении, оснащенном рабочим столом специалиста, компьютером, картотекой с данными о клиентах, шкафом, где размещаются таблицы, плакаты, методические материалы, результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним, и другой инструментарий.

Место для индивидуальных консультаций оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение (можно боковыми бра), цветы, картины.

Для занятий с детьми и подростками (проведения игровой терапии, снятия психоэмоционального напряжения и др.) предназначаются помещения, где целесообразно иметь мягкое покрытие пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, удобные мягкие кресла для релаксации (снятия напряжения, усталости и восстановления работоспособности), игрушки, карандаши, бумагу, альбомы и поделочные материалы.

При выборе помещений для СППС следует руководствоваться тем, чтобы они были хорошо звукоизолированы, расположены за пределами зоны видимости и пересечения с административными кабинетами, чтобы рядом не было музыкального и спортивного залов, чтобы они были доступны для посетителей.

Идеальный вариант рабочих мест специалистов СППС: отдельный кабинет каждому социальному педагогу и психологу, дополнительный общий кабинет для проведения занятий и игр.

Каждое учреждение образования при организации рабочих мест для специалистов социально-педагогической и психологической службы исходит из своих возможностей, однако от условий, созданных для работы СППС, во многом зависит ее эффективность, это является неотъемлемой частью имиджа образовательного учреждения, его презентабельности и престижности.

 

Рекомендуемый перечень оборудования

для кабинетов СППС

 

1. 15 посадочных мест (удобных стульев).

2. Телефон.

3. Компьютер.

4. Слайдопроектор.

5. Магнитофон.

6. Телевизор.

7. Видеомагнитофон.

8. Экран.

9. Рабочие столы и стулья.

10. Шкафы для техники, пособий, документации.

11. Журнальный стол, 2 кресла.

12. Цветы, картины.

13. Передвижная мебель для занятий и игр.

14. Набор игрушек, настольные игры, канцтовары.

15. Наборы поделочных материалов для творчества.

Планирование и документирование работы

СППС и ее специалистов.

 

Ведение документации – одна из основных составляющих организации работы специалистов СППС.

В процессе работы по документированию решаются следующие задачи:

— накопление информации;

— фиксация процесса оказания помощи;

— укрепление и координация сотрудничества с другими специалистами, ведомствами;

— передача информации на все уровни исполнения;

— обобщение результатов;

— систематизация информации.

Система документирования включает в себя:

— создание документов;

— работу с ними;

— хранение.

Для ведения документации отводится рабочее время в том количестве, которого требует профессиональный опыт специалистов, но без ущерба для других видов социально-педагогической и психологической работы.

Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность специалистов СППС и делает их менее уязвимыми при различных проверках и отчётах.

Необходимо ясно представлять различие между документацией СППС и документацией специалистов СППС. Каждым сотрудником службы заполняется своя (личная) необходимая для работы документация. Она имеет специфическое отличие (так, у дефектолога индивидуальные карты отличаются от карточек персонофицированного учета социального педагога или медицинских карточек у медработника).

Одновременно с этим, руководителем СППС ведется общая документация службы.

Документация СППС складываетсяиз:

1. нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СППС и учреждения образования, а также социального педагога, психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;

2. общего планирования деятельности СППС и её специалистов;

3. социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения, самого учреждения и составляющих его подразделений;

4. отчётов о проделанной работе за тот или иной период;

5. протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т.д.;

6. документов из переписки с учреждениями;

7. договоров, актов обследования, соглашений;

8. записей в книгах регистрации (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т.д.), учёта работы специалиста;

9. результатов исследований района, учреждения, семьи;

10. медико-психолого-педагогических характеристик подопечных, личных дел несовершеннолетних, состоящих на учёте и т.д.

Для специалистов СППС заполненная документация – это своеобразная памятка, напоминание о воспитанниках, клиентах, их проблемах, целях, которые поставлены для разрешения этих проблем.

Особое внимание следует уделять документации по планированию работы. Целью планирования работы является координация действий с определением конкретных мероприятий, взаимодействий, с указанием сроков, исполнителей, охватываемого контингента. При планировании необходимо соблюдать следующие требования: адекватность, педагогическая целесообразность, преемственность, оптимальность, согласованность, конкретность, просматриваемость, перспективность, завершенность. Все планирование должно служить систематизации и повышению эффективности работы.

Перспективный план работы СППС (как правило, на учебный год) должен быть представлен отдельным документом, утвержденным руководителем учреждения образования. Он состоит из вводной части (состояние дел и анализ работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности, которые являются базовыми (различные исследования, акции и мероприятия по просвещению, профилактике и т.д.).

Здесь же должна быть показана работа по повышению профессионального уровня специалистов службы. Более детальным является план работы СППС на четверть (или месяц), где конкретизируются, развиваются соответствующие пункты годового плана, соотносятся с конкретным временем. Здесь также отражается то значимое, что предстало как необходимость в результате осуществления той или иной деятельности, хотя в перспективном плане и не значилось.

Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план работы на год (не требует утверждения у руководителя учреждения), а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный).

Ежедневный (недельный) план работы специалистов составляется на основе помесячного плана и тех ситуативных мероприятий и неотложных дел, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельности. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются: день недели, число, время, форма мероприятия, тема, контингент, место).

Планирование работы совета профилактики учреждения образования, а также составление тематических планов (проведения месячника правовых знаний, недели профилактики СПИДа и др.) и планов работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами, как и индивидуальных планов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, не нуждаются в особых комментариях. Это является частью планов работы СППС, ответственный за их составление – руководитель СППС, исполнители – все специалисты службы.

Документация специалистов СППС не подлежит официальному контролю, кроме планов и отчетов.

 

Рекомендуемый перечень

основной (рабочей) документации СППС:

 

— график работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения образования;

— график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;

— циклограммы рабочего времени СППС и её специалистов (на неделю);

— план работы СППС на год, четверть (месяц);

— планы работы специалистов СППС на год, четверть (месяц), неделю(ежедневный);

— план работы совета профилактики учреждения образования;

— планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);

— тематические планы работы СППС (месячника правовых знаний, недели здоровья, недели профилактики табакокурения, СПИДа и т.д.);

— индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении (по необходимости);

— аналитический отчет о работе СППС, специалистов СППС за год;

— отчеты и информации о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);

— отчеты о работе совета профилактики;

— протоколы совета профилактики;

— журналы учета индивидуальных консультаций специалистов СППС для детей, родителей, педагогов;

— журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.);

— журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;

— социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;

— социально-педагогическая характеристика учреждения образования;

— социально-педагогическая характеристика классов (групп);

— банк данных о воспитанниках, состоящих на учете (ВШК, ИДН, группа риска, инвалиды и т.д.), а также семьях, находящихся в социально-опасном положении (неблагополучные, неполные, многодетные, группы риска и т.д.);

— личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

— информационный банк данных об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних;

— перечень имущества и оборудования кабинетов СППС.

 

Методическая копилка СППС

 

Особое место в документации СППС и ее специалистов занимает методический раздел.

Он достаточно разнообразен и включает следующие материалы:

— профессиональные библиотечки;

— статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;

— национальные, региональные, городские, районные комплексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;

— диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты и т.д.);

— сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренингов, праздников, шоу);

— материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка профориентации и др.;

— методические разработки по профилю работы специалистов СППС.

Методическая копилка СППС формируется из опыта ее работы и накапливается в течение всей ее деятельности.

Собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены:

— по возрастному и статусному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками, родителями и т.д.);

— по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т.д.);

— по направлениям (работа по профориентации, работа с семьёй, профилактика табакокурения и т.д.).

Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно.

Процесс документирования требует от специалистов определенных навыков и умений:

— составлять основные служебные документы и оформлять их, знать реквизиты документов, правильное их написание; документ, не имеющий тех или иных реквизитов, рассматривается как брак;

— владеть машинописью и компьютером;

— пользоваться диктофоном, магнитофоном, видеокамерой, фотоаппаратом;

— вести работу с письмами, жалобами, заявлениями и другими документами;

— контролировать работу по исполнению документов (знать порядок исполнения документов, кем и как они должны исполняться);

— копировать и размножать документы (знать, как и кем копии документов должны быть юридически грамотно удостоверены);

— правильно и аккуратно вести регистрационные записи (регистрация – это учёт документов; одно из средств контроля исполнения документов);

— составлять собственную номенклатуру дел, правильно группировать документы, объединять их в дела, затем в группы дел; классифицировать;

— правильно хранить документы (в процессе работы с документами закладываются основы правильного архива);

— правильно определять сроки хранения документов в архиве (сроки хранения документов определяются в зависимости от их значения и ценности).

При увольнении специалисты СППС сдают всю документацию на хранение руководителю учреждения образования.

.

 

Мониторинг и критерии оценки работы СППС и ее специалистов.

 

Оценка деятельности СППС дается по ее реальным результатам, с учетом образования ее специалистов, стажа и опыта их работы (то есть квалификации работников), на основе глубокого анализа фактов, мнения участников образовательного процесса учреждения.

Основой для оценки ее деятельности является выполнение специалистами СППС функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.

В ходе контроля и анализа результатов работы СППС и ее специалистов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблем, ранее достигнутые результаты, особенности жизни коллектива учреждения и социальной среды, относительную новизну созданной СППС.

Основными методами изучения деятельности СППС и ее специалистов являются: анализ отчетности и документации службы, общих отчетных документов учреждения образования, практического опыта специалистов СППС и беседы с широким кругом воспитанников, их родителей и педагогов.

Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, выявление резервов повышения качества и уровня работы.

Основными критериями оценки работы СППС и ее специалистов являются соответствие содержания деятельности основной цели СППС:

— содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, в семье и социальном окружении;

— кадровый состав и профессиональный рост специалистов (активное участие в работе региональных методических объединений, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства и т.д.);

— участие специалистов службы в научно-исследовательской и методической работе (выступления в периодической печати и других средствах массовой информации по вопросам профессиональной деятельности, развития науки и практики);

— создание условий для эффективной работы (материально-техническое и методическое обеспечение рабочих кабинетов, сохранность вверенного имущества), выполнение санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей;

— наличие и состояние документации (ее качество, регулярное и четкое ведение, достаточность и системность созданного банка данных о воспитанниках и их семьях, составление социально-педагогических характеристик образовательного учреждения и его микрорайона в полном объеме и т.д.);

— обоснованность, актуальность, качество и эффективность оказываемой социально-педагогической и психологической помощи;

— работа в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, приемными семьями, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность учащегося);

— качественные изменения в работе с посетителями (учащимися, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках;

— действенность профилактической работы;

— развитие социальных инициатив детей и взрослых, появление и успешная деятельность общественных объединений;

— динамика включенности воспитанников и родителей в социально-значимые виды деятельности;

— динамика в социально-педагогических и психологических условиях обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения образования;

— наличие системы психолого-педагогического просвещения воспитанников, родителей, педагогов (формы и активные методы этой работы);

— участие специалистов службы в психолого-педагогических экспертизах решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестациях педкадров;

— взаимодействие специалистов с центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогическими учреждениями и другими центрами помощи детям и их родителям, а также общественными организациями и институтами повышения квалификации и т.д.

Учитывая специфику работы социально-педагогической и психологической службы, следует избегать абсолютизации и преувеличения формальной стороны дела. Следует помнить, что количественный и регламентированный подход к оценке качества работы может оказаться слишком общим и далеким от объективности. В то же время и чисто качественный подход в оценке трудно осуществим ввиду невозможности разработки исчерпывающих объективных измерителей.

Методические объединения специалистов СППС. Супервизия.

В процессе деятельности социально-педагогической и психологической службы должна осуществляться личностная и профессиональная многоканальная самонастройка и саморегуляция ее специалистов с учетом возможных изменений социальной среды, культурных ценностей, развития науки и практики. Педагог-психолог, педагог социальный, педагог-организатор и другие сотрудники СППС должны постоянно накапливать, апробировать, внедрять новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на «поле» профессиональных инноваций, контролировать себя с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социально-культурной ситуации.

Специалисты СППС должны располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для направленного самообразования и профессионального самосовершенствования.

В этом плане наиболее действенной поддержкой является методическое объединение (МО) специалистов, которое предоставляет возможность регулярного целенаправленного профессионального общения, практической взаимопомощи.

Методическое объединение является ведущим структурным подразделением педагогического сообщества учреждения образования, района, региона и т.д. Численность МО определяется исходя из необходимости комплексного решения задач, поставленных в районе.

Согласно Положению о методическом объединении педагогических работников, МО создаются по учебным специальностям и основным направлениям деятельности учреждений образования. В методическом объединении при необходимости могут создаваться секции по родственным специальностям, отдельным направлениям (проблемам).

Принимаемые МО решения носят рекомендательный характер.

Возглавлять методическое объединение должен наиболее подготовленный и авторитетный специалист, с учетом его профессиональных возможностей и личностных особенностей, имеющий соответствующее образование, квалификационную категорию и стаж работы в должности (так, МО психологов руководит психолог, МО педагогов социальных – педагог социальный, имеющие высшее специальное образование и наивысшую по отношению к членам МО категорию).

Руководитель районного методического объединения утверждается приказом начальника районного управления (отдела) образования. При наличии в МО секций, избираются и руководители секций.

Наиболее приемлемая периодичность встреч на МО — один раз в месяц (по усмотрению — один раз в два месяца).

Форма их проведения – самая разнообразная: от обсуждения директивных документов, журнальных статей и новинок профессиональной литературы до круглых столов, мастер-классов и других интерактивных мероприятий, позволяющих изучать и анализировать практический опыт коллег, знакомить с новыми подходами и методиками, оказывать помощь начинающим. Хорошо, когда на такие методические встречи приглашаются компетентные специалисты из других областей науки, организаций и учреждений, имеющие отношение к решению социально-психолого-педагогических задач (врачи, юристы, представители общественных организаций и т.д.).

Весьма полезной в этом плане может быть система консультаций представителей этой категории.

Целесообразно периодически проводить совместные методические объединения специалистов СППС (например, психологов и педагогов социальных, педагогов-организаторов и педагогов социальных, а то и сразу всех: психологов, педагогов социальных, педагогов-организаторов, медработников и т.д.), где возможен коллективный подход к поиску путей решения возникающих проблем.

Работа методического объединения планируется его руководителем на текущий учебный год и отражается в годовом плане работы, который утверждается начальником управления (отдела) образования.

Кроме Положения о районном МО и нормативных документов, регламентирующих методическую деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь, а также приказов управления (отдела) образования об открытии данного МО и назначении на должность его руководителя, методическое объединение должно иметь: банк данных о членах МО (количественный и качественный состав), учет посещения заседаний МО его членами, анализ работы МО за прошедший год.

Контролирует работу МО специалист управления (отдела) образования, ответственный за организацию и проведение в районе методической работы.

Действенную методическую помощь руководителям МО призваны оказывать методисты отделов координации методической работы (учебно-методических кабинетов) ИПК.

На данном этапе развития СППС дальнейшее повышение профессионализма ее специалистов не будет эффективным без внедрения системы супервизорства. Супервизия – процесс, при котором происходит профессиональное становление и развитие супервизируемого под патронатом супервизора, компетентного и опытного специалиста. Чтобы стать супервизором, наиболее опытный, профессионально активный специалист должен пройти специальную курсовую подготовку и получить соответствующий сертификат

Суть супервизорских отношений в том, что более опытный и компетентный специалист не передает свои знания напрямую по принципу «делай как я», а создает комфортные условия для профессионального роста начинающего специалиста на основе естественной, искренней и добросовестной связи с супервизором, как с «кем-то» значимым, способным поддержать, подстраховать, помочь найти правильное решение.

 

 

Функционирование СППС учреждения образования с учетом особенностей социума.

 

Социально-педагогическая и психологическая служба – это посредник между государством и личностью. От того, в каком регионе, в какой местности находится учреждение образования, в котором функционирует СППС, от условий жизни и контингента, с которым будет работать педагог социальный и педагог-психолог, напрямую зависят содержание и методы этой работы. Разумеется, что социум столичного города и глубинки будут предъявлять разные требования и строить разные ожидания от работы СППС.

Специфика работы сельской СППС определяется той ролью, которую она играет в жизни села, требованиями, предъявляемыми сельским сообществом, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанном на традициях сельской общинной жизни.

СППС учреждения образования села призвана стать своеобразным центром единения разрозненных сил села в решении сложнейших задач социального воспитания, социального обустройства села, обеспечения преемственности крестьянских традиций, духовных заповедей сельского мира. Заботой о воспитании души должна быть продиктована необходимость проведения семейных вечеров и посиделок, участия в сельских праздниках труда и организации социально значимой деятельности и других мероприятий.

Очевидным является тот факт, что сельская семья должна получать в необходимом объеме квалифицированную социально-педагогическую и психологическую помощь, которая в большинстве случаев должна быть направлена не только на ребенка, испытывающего затруднения в социализации и на проведение с ним коррекционной работы. Специфика сельской социальной среды, её педагогические возможности должны учитываться при организации работы с семьей, оказании влияния на педагогические установки родителей и психологический микроклимат семьи.

Сегодня назрела необходимость создать в сельском социуме силами СППС действенную систему ранней профилактики семейного неблагополучия, выявления семей, испытывающих затруднения в воспитании детей, наладить механизм оперативного реагирования на возникающие проблемы и несостоятельность семьи.

Социально-педагогическая и психологическая работа на селе – один из самых сложных участков социальной и психолого-педагогическая работы, требующий от специалиста не только качественной профессиональной подготовки и соответствующих личностных качеств, но и проникновенного знания особенностей жизни села, его характерных региональных традиций, укладов, культуры.

Особенности работы СППС в сельском социуме:

— работает в условиях жесткого социального контроля, на виду у всей сельской общественности (оценка идет не только, как специалиста в той или иной области знаний, но и как труженика, семьянина, просто человека, отсюда требования – высокие моральные качества, нравственные ориентиры, авторитет и уважение в социуме);

— искусство общения с сельской аудиторией (сложные взаимоотношения на фоне внешней видимости простоты отношений, отсюда требования – хорошо владеть умениями уважительно и доступно вести беседу, убеждать, не бояться вступить в спор, выступить публично с учетом просвещенности и эрудированности жителей, разнородности сельского сообщества, знанием особенностей местной жизни, обладая широтой собственных познаний и интересов);

— учёт сезонности жизни села (посевная, уборочная и т.п. страда), готовность к выполнению своих профессиональных обязанностей в нерабочее время (т.е. оказание профессиональной помощи в любое время дня и ночи, в любом месте – на работе, дома, в магазине, у колодца, отсюда требования – в сельской местности нужны универсальные специалисты СППС, многопрофильные, могущие совмещать в одном лице разные квалификации, например, социальный педагог – юрист, психолог — психотерапевт и т.д. ).

 

Роль СППС в реализации Декрета № 18 от 24 ноября 2006 г.

Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусматривает создание на местах модели межведомственного взаимодействия в работе по защите детства.

Составляющими такой модели являются:

– выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;

– реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;

– формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений, жестокого обращения с ребенком;

– признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства, либо комиссии по делам несовершеннолетних;

– утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;

– в случае необходимости отобрание ребенка у родителей на срок до шести месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;

– социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения.

Координацию этой работы призваны осуществлять исполкомы (областные, городские, районные и т.д.) и Комиссии по делам несовершеннолетних.

Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждений образования. Именно она организует в учреждении образования работу с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства на качественно ином уровне.

Примерное содержание этой работы заключается в следующем:

– тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье (через всеобуч, преемственность и интеграцию в работе СППС других учреждений образования, рейды, с помощью классных руководителей, общественности, ИДН, поликлиник, ЖЭСов) с целью выявления детей, нуждающихся в помощи. Каждое ведомство в т.ч. и учреждения образования, реализуют свои возможности в этом направлении;

– признание выявленных детей находящимися в социально опасном положении (согласно новой редакции Инструкции Министерства образования по этому вопросу, признание детей, находящихся в социально опасном положении осуществляется решением педсовета (совета профилактики) учреждения образования. В случае, если несовершеннолетний не посещает учреждение образования, такое решение принимается КДН поселковых (сельских) советов. О принятом решении уведомляется несовершеннолетний, его родители и законные представители);

– участие в составлении и реализации индивидуальных программ комплексной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и мер по улучшению ситуации в их семье (первично эта программа составляется и реализуется учреждением образования, где обучается и воспитывается ребенок. В ней принимают участие классный руководитель, специалисты СППС, работники ИДН, другие специалисты и ведомства, а также родители. Ответственный за реализацию индивидуальной программы — руководитель учреждения образования);

– участие в реализации механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений.

В решении многочисленных вопросов социальной реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, очень важно определить ответственность и конкретные функции учреждений и организаций региона. СПЦ – основное звено в реализации новой модели защиты детей в неблагополучных семьях. Чем согласованнее и эффективнее будет межведомственная работа с семьей, тем меньше будет необходимости отобрания детей у родителей.