О программе и учебниках Музыка Т.И.Баклановой

О программе и учебниках Т.И. Бакланова «Музыка» 1- 4 классы

Учебники и программа разработаны в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, отраженными в новом Государственном стандарте общего начального образования по предмету «Музыка» (2009г.) и в Примерной программе по музыке для начальной школы.

Также в программе учтены основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повы­шению роли художественного, в том числе – музыкального, обра­зования в формировании духовно-нравственной культуры лич­ности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патрио­тическом воспитании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений. В Концепции выдви­нуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различ­ным группам учащихся, в том числе — к одаренным детям.

Кроме того, в программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009г.), являющейся Приложением к ГОС общего образования второго поколения. Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

Глав­ная цель программы — формирование и раз­витие музыкальной культуры учащихся как одного из компоннетов общей культуры личности.

8 стр., 3938 слов

Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой

Москва 2000 План. 1. Цели и задачи. Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е.Щурковой в своей основе опирается на многолетнюю опытно-экспериментальную работу во многих школах целого ряда регионов России и ориентирована на воспитание у школьника своего отношения к миру: школьник вместе в педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир. ...

Достижение данной цели предусматривает:

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формиро­вание потребности в восприятии музыки, воспитание адек­ватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров клас­сического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первона­чальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкаль­ных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской куль­туры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполни­тельской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импро­визации.Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребенка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры лич­ности: воспитание музыкально-познавательных потребнос­тей и интересов, приобретение основ музыкально-теоре­тических и музыкально-исторических знаний, а также пер­воначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедо, Интернета и т.д.);

  • формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освое­ние детьми доступных им приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнооб­разных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого вообра­жения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонен­тов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной на­правленностью личности (музыкальными потребностями, инте­ресами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности; Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов ...

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкаль­ного образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музы­кальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получания новых, общественно значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способно­сти личности (В.Д. Шадриков. Духовные способности. — М., 1998).

Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художе­ственному творчеству и т. д.).

Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смысла­ми, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных про­изведений.

2 стр., 860 слов

Музыка и личность ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Психофизиология звука. 2. Музыкальная деятельность и развитие мозговых структур в онтогенезе. 3. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ ... люди понимали, что восприятие музыки и музыкальная деятельность занимает важнейшее место в психической жизни человека. Музыка делает человека коммуникабельнее, музыка приучает ребёнка к ежедневному ...

Ориентация данной программы на комплексное формирование и раз­витие всех основных компонентов музыкальной культуры личности, с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей, позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в Примерной программе для начальной школы. К ним относятся:

  • Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Методологической основой формирования концептуаль­ных основ данной программы явились труды Л. С. Выготского по культурно-исторической психологии, например, “Ребенок и его поведение” из книги “Этюды по истории поведения” Л. С.Выготского и А. Р.Лурии; идеи Г. Д.Гачева об отражении в искусстве национальных образов мира, и др.

При создании программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э. Б.Абдуллин, Ю. Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л. А.Безбородова, Е. А. Бодина, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Каба­левский, Л. А.Рапацкая, О. П.Радынова, Е. В.Николаева, Г. М.Цыпин, Л. В.Школяр, и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л.Лазарев, В.И.Петрушин, и др.).

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

10 стр., 4911 слов

Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

... отношении ступень". [11, стр.249]Несомненно, такое отношение к музыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. ... в школе.Несомненно, отношение к музыкальному искусству, как самоценности, направленности в обучении на постижение искусства музыки с помощью средств самой же музыки требуют от учителя большей ...

  1. «Где музыка берет начало?»:Путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

  2. «Волшебные силы музыки»: Знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями. (2 класс),
  3. «Где живет музыка?»: Путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям» (3 класс),
  4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: Музыкальное путешествие по России и странам Европы». (4 класс).

В соответствии с этими образовательными маршрутами, в первом классе учащимся предлагается совершить путешествие по следующему маршруту: от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берет начало?», «На зеленом лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них – к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далеком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).

Во втором классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка, и др.), а также получают представление о тех, кто создает музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах-исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях, и др.).

26 стр., 12783 слов

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

... IV классов общеобразовательной школы «Музыкальный фольклор» предлагаемая авторами в дополнение к изучению общепринятой программы «Музыка», приобщающей детей к музыкальному искусству, способствующая ... обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение к музыкальному искусству, самодеятельность учащихся должны осуществляться в продуманной ...

В третьем классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живет Музыка – «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И.Сац).

В четвертом классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:

-по миру старинной европейской музыки (темы: «Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);

-от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная», «Русь героическая»);

-по России ХХ века (темы «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни»);

-в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).

Благодаря такой структуре программы, ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем – к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.).

Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранения, изучения, исполнения и трансляции в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям, и др.).

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... дошкольников в процессе театрализованной деятельности 2.1 Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения ... она плохой твой помощник».В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования ...

Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Государственным стандартом и новой Примерной программой по музыке для начальной школы:

  • «Музыка в жизни человека»;
  • «Основные закономерности музыкального искусства»;
  • «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линииосновное внимание в программе уделено обобщенному представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, ее эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщенном выражении художественно-образного содержания произведений.

Третья содержательная линияреализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио- и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD,DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.

Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все предусмотренные Государственным образовательным стандартом и Примерной программой по музыке, виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации).

Кроме того, в каждый из четырех образовательных маршрутов включен дополнительный (вариативный) маршрут – «В Школе Скрипичного ключа». Он дает возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры на гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.

Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.

Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составля­ющих художественно-эстетической культуры личности.

Аксиологический (ценностный) контекст являет­ся фактором преодоления в процессе музыкального образова­ния конфликтов духовно-нравственного и художественно-эсте­тического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст призван способствовать вытеснению из сознания ребенка с помощью музыкального искусства антигуманных, безнравственных и антихудожественных обра­зов и идеалов, которые не свойственны культурно-историче­ской психологии российского сознания, и замещению их луч­шими образами и идеалами отечественной художественной культуры.

Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персона­жей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содер­жание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполне­ния и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включенных в программу музыкальных произведениях вопло­щены традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразитель­ность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолю­бие, справедливость и т. д.

Психолого-педагогический контекст позволяет учителю осущест­влять психолого-педагогическую диагностику личности ребенка в ус­ловиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, опре­делять психолого-педагогическую эффективность уроков му­зыки. Этот контектс проявляется, например, в использовании в качестве музыкально-творческих заданий некоторых рисуночных тестов. Так, при знакомстве с произведением А.Лядова «Волшебное озеро» детям предлагается нарисовать несуществующее животное, в других темах используются рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Моя семья» и «Автопортрет», а также цветовой тест Люшера. Программа и учебники позитивно «заряжены», пронизаны радостными чувствами и настроениями, в них преобладают светлые, добрые, честные и красивые образы сказочных и реальных героев. Вместе с тем, программа и учебники позволяют с помощью целенаправленно отобранных музыкальных произведений и семантически выверенных текстов, вопросов и заданий, адаптировать детей к реальной современной жизни, нацелить их на успешное достижение творческих целей (например, в проверочных заданиях под рубрикой «Путь к Вершине Творчества), на умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми людьми (например, при выполнении коллективных творческих проектов и заданий), вести диалог (например, при выполнении заданий под рубрикой «Работа в парах») и т.д. Также программа позволяет формирования у учащихся навыков самоактуализации, самопознания, саморазвития и самореализации в процессе освоения программного содержания предмета «Музыка».

Семантический контекст заключаюется в ак­центировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов. В основу моделирования семантического пространства му­зыкального воспитания, обучения и развития младших школь­ников была положена система ключевых понятий, позво­ляющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообраз­ных измерениях и проявлениях.В эту систему включены следующие понятия: музыкаль­ное пространство и пространство в музыке (см. тему «Музыкальный глобус» (2 класс) и др.); музыкальное время и время в музыке (см. темы «Музыкальные часы», «Музыкальный календарь» и др.); музыкальное движение и движение в музыке (см.; темы «Музыкальная машина времени»), музыкальные предметы и предметный мир в музыке (см. темы «Остров музыкальных сокровищ» 1 класс и др.)

Культурно-исторический контекст позволяет сформировать у детей первоначальные представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями на основе интеграции с соответствующими темами предмета «Окружающий мир» (См., например, темы «Русь изначальная» (4 класс) и др.).

Некоторые темы программы помогают также сформировать у детей представления о способности музыкального искусства «перемещать» слушателей в разные исторические времена и эпохи (например, тема «Музыкальная машина времени», 2 класс).

Этнокультурный контекст обеспечивает углубленное знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни. Особое внимание уделено традиционной русской народной музыкальной культуре (см. тему «На родных просторах» (1 класс) и многие другие), с образцами песенного и музыкально-инструментального творчества других народов России (см. тему «В гостях у народов России» (4 класс) и др.), с различными видами и жанрами музыкального фольклора (календарными народными песнями — колядками, масленичными, троицкими и др.; с колыбельными, игровыми, плясовыми и трудовыми народными песнями, пестушками, потешками и т.д.), с разнообразными народными музыкальными инструментами (гуслями,балалалайкой, гармоникой и др.).

с понятиями «фольклор», «фольклорист», «фольклорная экспедиция» (см. «Урок фольклора» (4 класс).

В качестве иллюстраций в учебники включены изображения народных игрушек, украшенных орнаментами музыкальных инструментов, народных костюмов других произведений народного декоративно-прикладного творчества, картины и рисунки с изображениями народных музыкантов, народных праздников и других образов народной культуры.

Экологический контекст предусматривает фор­мирование и развитие у школьников первоначальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отраженных в музыкальном искусстве образах различных времен года, природных стихий, и т.д. Основанные на таком подходе уроки музыки помогут формировать у учащихся любовь к родной природе, умение любоваться ею, сохранять и беречь наши природные богатства, жить в гармонии с природной средой, вслушиваться в ее звучания (см., например, темы «На зеленом лугу», «У тихого пруда», «В лесу», «Высоко в горах» и др. (1 класс) и соотвтетствующие им иллюстрации в учебнике).

Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном про­странстве, о возможностях применения современных информационных средств и технологий для поиска информации о музыкальном искусстве и решения разнообразных музыкально-творческих задач (см., например задания под рубрикой «Информационный поиск» в учебниках для 1-4 классов).

Ряд заданий, разработанных на основе данной программы и включенных автором в учебники по музыке для 1-4 классов, направлены на приобретение учащимися первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования с использованием как традиционных, так и современных источников информации (Интернет, мультимедийные образовательные программы и др.).

Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релак­сационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Следует отметить, что в программе отражены арт-терапевти­ческие методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обяза­тельными.

В программу включены различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, музыкальная терапия (вокальная и дыха­тельная), фольклорная терапия, а также интегрированные с му­зыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цве­тотерапия и драматерапия (см. музыкально-оздоровительные упражнения в программе и учебниках).

Они предназначены для профилактики психосоматических заболеваний, для психолого-педагогической коррекции и социокультурной адаптации личности средствами музыкального и других видов искусства.

Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.

При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии (сотворчества, сотрудничества, личностно-ориентированного подхода и др.), творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.

Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно ин­тегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

  • сквозного тематического планирования;
  • выявления общего и особенного в языке разных видов ис­кусства;
  • общности художественно-образного содержания произведе­ний различных видов искусства;
  • общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1 класс

К концу первого класса ребенок :

  • узнает основную часть программных музыкальных произведений, может определить их названия;
  • может рассказать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
  • может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  • владеет первоначальными певческими навыками;
  • выразительно исполняет народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
  • владеет первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
  • различает клавишные и струнные музыкальные инструменты;
  • умеет выразительно двигаться под музыку, выражая ее настроение.

О программе и учебниках Музыка Т.И.Баклановой — Стр 2

К концу первого класса ребенок также может:

  • приобрести первоначальный опыт сочинения небольших мелодий;
  • освоить элементарные приемы игры на духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
  • участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов;
  • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
  • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

3 класс

Изучив предмет «Музыка» в третьем классе по данной программе, учащиеся смогут:

знать/понимать

  • слова и мелодию Государственного Гимна Российской Федерации;
  • смысл понятия «классическая музыка»;
  • названия изученных жанров и форм камерной, хоровой и симфонической музыки;
  • вошедшие в учебник шедевры оперного и балетного искусства, их названия и авторов;
  • особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;
  • виды музыкально — исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль), музыкальные инструменты симфонического оркестра; названия певческих голосов в академическом хоре и оперном спектакле;
  • основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры:
  • основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки и знаний о ней;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
  • взаимосвязь народной и классической музыки;
  • вошедшие в учебник названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

уметь

  • выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные жанры музыки ;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
  • исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, работе с доступными источниками информации о музыке (книгами, Интернетом и др.), разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

4 класс.

В результате освоения предметного содержания курса по учебнику «Музыка» у учащихся четвертого класса должны:

  • расшириться музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки;
  • обогатиться духовно-эмоциональная сфера личности;
  • совершенствоваться умения решать учебные, музыкально-творческие задачи;
  • получить дальнейшее развитие музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;
  • воспитываться художественный вкус;
  • развиваться навыки коллективной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Кроме того, в результате обучения в четвертом классе по учебнику «Музыка» учащиеся приобретут новые социально-личностные и музыкальные компетенции. В том числе, будут:

иметь представление

  • о музыке как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и об отражении в ней исторических событий и личностей;
  • о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С.Баха, В.-А.Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
  • о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов и т.д.), о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
  • о старинной танцевальной музыке, об особенностях ее музыкально-выразительных средств, о происхождении и танцевальных движениях бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
  • о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
  • об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
  • о творчестве русских и советских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакове, М.Балакиреве, И.Стравинском, Д.Шостаковиче, И.Дунаевском, Г.Свиридове, Д.Кабалевском, А.Пахмутовой, В.Шаинском и др.) создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
  • о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
  • об авторской песне;
  • о понятиях «канон», «полифония» и других, раскрытых на доступном для четвероклассников уровне в учебнике, в «Словаре музыкальных терминов».

знать/понимать

  • слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов-классиков (В.-А.Моцарта и др.), а также нескольких песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки и знаний о них;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в музыке.

уметь

  • выразительно исполнять соло, в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные, с элементами двухголосия , каноны;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Общие требования к уровню подготовки по музыке выпускников начальной школы

В результате изучения курса «Музыка» у выпускников начальной школы будут:

  • сформированы основы музыкальной культуры;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус;
  • развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Благодаря психологическому контексту программы, предусмотренному в ней применению креативных педагогических технологий, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, проблемных методов обучения, школьники смогут:

  • открыто выражать свое отношение к искусству;
  • проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
  • встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
  • действовать самостоятельно в проблемно-творческих ситуациях в повседневной жизни.

С помощью данной программы и разработанных на ее основе учебников у учащихся:

  • сформируются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки;
  • обогатятся эмоциональная и духовно-нравственная сферы личности;
  • сформируются основные умения решать учебные, музыкально-творческие задачи;
  • получат развитие музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;
  • воспитается художественный вкус;
  • разовьются навыки коллективной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Кроме того, приобретут значимые социально-личностные и музыкальные компетенции. В том числе, будут:

иметь представление:

● о различных видах, жанрах и формах музыкального искусства, его интонационной природе, выразительности и изобразительности, о связи музыки с другими видами искусства (живописью, декоративно-прикладным творчеством, танцем, театром, кино ).

● о музыке как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и об отражении в ней исторических событий и личностей;

● о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных календарных, колыбельных, игровых, плясовых, трудовых, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

● о творчестве знаменитых русских и советских композиторов (М.Глинки, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М.Балакирева, А.Лядова, А.Бородина, И.Стравинского, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, И.Дунаевского, Г.Свиридова, Д.Кабалевского, А.Пахмутовой, В.Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

● о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С.Баха, В.-А.Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и прочих важных условиях достижения творческих успехов;

  • о знаменитых музыкальных театрах, концертных залах и музеях, имеющихся в России и в других странах мира;

● о многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках );

  • о традициях светской музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов; о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах;

● о танцевальной музыке, об особенностях ее музыкально-выразительных средств, о происхождении и танцевальных движениях бальных танцев – вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

● о воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

● об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

● об авторской песне;

знать/понимать:

  • слова и мелодии включенных в инвариантную часть учебников народных песен, песен зарубежных композиторов-классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки и знаний о них;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в музыке.

Уметь:

  • выразительно исполнять соло, в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные, с элементами двухголосия , каноны;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

16