О программе и учебниках Музыка Т.И.Баклановой

О программе и учебниках Т.И. Бакланова «Музыка» 1- 4 классы

Учебники и программа разработаны в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, отраженными в новом Государственном стандарте общего начального образования по предмету «Музыка» (2009г.) и в Примерной программе по музыке для начальной школы.

Также в программе учтены основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повы­шению роли художественного, в том числе – музыкального, обра­зования в формировании духовно-нравственной культуры лич­ности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патрио­тическом воспитании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений. В Концепции выдви­нуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различ­ным группам учащихся, в том числе — к одаренным детям.

Кроме того, в программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009г.), являющейся Приложением к ГОС общего образования второго поколения. Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

Глав­ная цель программы — формирование и раз­витие музыкальной культуры учащихся как одного из компоннетов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

8 стр., 3938 слов

Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой

... ”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в грани­цах культуры. Предложенная Программа воспитания носит “примерный” характер, служа опорой для создания кон­кретной ... категории, положенные в основание программы: Добра, Истина, Красоты. Основаниями Программы воспитания являются: •педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры; •педагогическое представление о ...

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формиро­вание потребности в восприятии музыки, воспитание адек­ватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров клас­сического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первона­чальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкаль­ных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской куль­туры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполни­тельской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импро­визации.Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребенка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры лич­ности: воспитание музыкально-познавательных потребнос­тей и интересов, приобретение основ музыкально-теоре­тических и музыкально-исторических знаний, а также пер­воначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедо, Интернета и т.д.);

  • формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освое­ние детьми доступных им приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнооб­разных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого вообра­жения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонен­тов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной на­правленностью личности (музыкальными потребностями, инте­ресами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкаль­ного образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; ... В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во ...

К музыкальным способностям относят, как известно, музы­кальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получания новых, общественно значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способно­сти личности (В.Д. Шадриков. Духовные способности. — М., 1998).

Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художе­ственному творчеству и т. д.).

Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смысла­ми, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных про­изведений.

Ориентация данной программы на комплексное формирование и раз­витие всех основных компонентов музыкальной культуры личности, с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей, позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в Примерной программе для начальной школы. К ним относятся:

  • Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Методологической основой формирования концептуаль­ных основ данной программы явились труды Л. С. Выготского по культурно-исторической психологии, например, “Ребенок и его поведение” из книги “Этюды по истории поведения” Л. С.Выготского и А. Р.Лурии; идеи Г. Д.Гачева об отражении в искусстве национальных образов мира, и др.

При создании программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э. Б.Абдуллин, Ю. Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л. А.Безбородова, Е. А. Бодина, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Каба­левский, Л. А.Рапацкая, О. П.Радынова, Е. В.Николаева, Г. М.Цыпин, Л. В.Школяр, и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л.Лазарев, В.И.Петрушин, и др.).

12 стр., 5810 слов

Анализ парциальных программ музыкального развития

... общая характеристика музыкального воспитания; определение задач и содержания музыкального воспитания; виды музыкальной деятельности; развитие музыкальности у ребенка; формы организации музыкальной деятельности детей; музыкальные занятия; самостоятельная музыкальная деятельность детей; музыка в повседневной ...

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

  1. «Где музыка берет начало?»:Путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

  2. «Волшебные силы музыки»: Знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями. (2 класс),
  3. «Где живет музыка?»: Путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям» (3 класс),
  4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: Музыкальное путешествие по России и странам Европы». (4 класс).

В соответствии с этими образовательными маршрутами, в первом классе учащимся предлагается совершить путешествие по следующему маршруту: от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берет начало?», «На зеленом лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них – к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далеком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).

Во втором классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка, и др.), а также получают представление о тех, кто создает музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах-исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях, и др.).

В третьем классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живет Музыка – «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И.Сац).

В четвертом классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:

26 стр., 12783 слов

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего ...

... При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры ... применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка», составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. ... навыки учащихся. Программа факультативного курса для учащихся начальных классов «Введение в народоведение» (автор — М.Ю. Новицкая) ...

-по миру старинной европейской музыки (темы: «Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);

-от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная», «Русь героическая»);

-по России ХХ века (темы «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни»);

-в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).

Благодаря такой структуре программы, ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем – к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.).

Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранения, изучения, исполнения и трансляции в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям, и др.).

Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Государственным стандартом и новой Примерной программой по музыке для начальной школы:

  • «Музыка в жизни человека»;
  • «Основные закономерности музыкального искусства»;
  • «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линииосновное внимание в программе уделено обобщенному представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, ее эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщенном выражении художественно-образного содержания произведений.

Третья содержательная линияреализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио- и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD,DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий ... МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ...

Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все предусмотренные Государственным образовательным стандартом и Примерной программой по музыке, виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации).

Кроме того, в каждый из четырех образовательных маршрутов включен дополнительный (вариативный) маршрут – «В Школе Скрипичного ключа». Он дает возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры на гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.

Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.

Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составля­ющих художественно-эстетической культуры личности.

Аксиологический (ценностный) контекст являет­ся фактором преодоления в процессе музыкального образова­ния конфликтов духовно-нравственного и художественно-эсте­тического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст призван способствовать вытеснению из сознания ребенка с помощью музыкального искусства антигуманных, безнравственных и антихудожественных обра­зов и идеалов, которые не свойственны культурно-историче­ской психологии российского сознания, и замещению их луч­шими образами и идеалами отечественной художественной культуры.

Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персона­жей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содер­жание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполне­ния и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включенных в программу музыкальных произведениях вопло­щены традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразитель­ность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолю­бие, справедливость и т. д.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на и творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального ... О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе ...

Психолого-педагогический контекст позволяет учителю осущест­влять психолого-педагогическую диагностику личности ребенка в ус­ловиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, опре­делять психолого-педагогическую эффективность уроков му­зыки. Этот контектс проявляется, например, в использовании в качестве музыкально-творческих заданий некоторых рисуночных тестов. Так, при знакомстве с произведением А.Лядова «Волшебное озеро» детям предлагается нарисовать несуществующее животное, в других темах используются рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Моя семья» и «Автопортрет», а также цветовой тест Люшера. Программа и учебники позитивно «заряжены», пронизаны радостными чувствами и настроениями, в них преобладают светлые, добрые, честные и красивые образы сказочных и реальных героев. Вместе с тем, программа и учебники позволяют с помощью целенаправленно отобранных музыкальных произведений и семантически выверенных текстов, вопросов и заданий, адаптировать детей к реальной современной жизни, нацелить их на успешное достижение творческих целей (например, в проверочных заданиях под рубрикой «Путь к Вершине Творчества), на умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми людьми (например, при выполнении коллективных творческих проектов и заданий), вести диалог (например, при выполнении заданий под рубрикой «Работа в парах») и т.д. Также программа позволяет формирования у учащихся навыков самоактуализации, самопознания, саморазвития и самореализации в процессе освоения программного содержания предмета «Музыка».

Семантический контекст заключаюется в ак­центировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов. В основу моделирования семантического пространства му­зыкального воспитания, обучения и развития младших школь­ников была положена система ключевых понятий, позво­ляющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообраз­ных измерениях и проявлениях.В эту систему включены следующие понятия: музыкаль­ное пространство и пространство в музыке (см. тему «Музыкальный глобус» (2 класс) и др.); музыкальное время и время в музыке (см. темы «Музыкальные часы», «Музыкальный календарь» и др.); музыкальное движение и движение в музыке (см.; темы «Музыкальная машина времени»), музыкальные предметы и предметный мир в музыке (см. темы «Остров музыкальных сокровищ» 1 класс и др.)

Культурно-исторический контекст позволяет сформировать у детей первоначальные представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями на основе интеграции с соответствующими темами предмета «Окружающий мир» (См., например, темы «Русь изначальная» (4 класс) и др.).

Некоторые темы программы помогают также сформировать у детей представления о способности музыкального искусства «перемещать» слушателей в разные исторические времена и эпохи (например, тема «Музыкальная машина времени», 2 класс).

Этнокультурный контекст обеспечивает углубленное знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни. Особое внимание уделено традиционной русской народной музыкальной культуре (см. тему «На родных просторах» (1 класс) и многие другие), с образцами песенного и музыкально-инструментального творчества других народов России (см. тему «В гостях у народов России» (4 класс) и др.), с различными видами и жанрами музыкального фольклора (календарными народными песнями — колядками, масленичными, троицкими и др.; с колыбельными, игровыми, плясовыми и трудовыми народными песнями, пестушками, потешками и т.д.), с разнообразными народными музыкальными инструментами (гуслями,балалалайкой, гармоникой и др.).

9 стр., 4135 слов

Лекция 2. Основные элементы содержания музыкального образования

... для вхождения в мир музыки, для нахождения близких ему музыкальных впечатлений. Поэтому так важно, чтобы в интона­ционно-слуховой запас школьников входила музыка народная, академическая (как классическая, так ... в том, что­бы найти и применить всю совокупность музыкально-педагоги­ческих средств для преобразующего, созидательного воздействия музыки на личность и коллектив в целом. Вследствие этого ...

с понятиями «фольклор», «фольклорист», «фольклорная экспедиция» (см. «Урок фольклора» (4 класс).

В качестве иллюстраций в учебники включены изображения народных игрушек, украшенных орнаментами музыкальных инструментов, народных костюмов других произведений народного декоративно-прикладного творчества, картины и рисунки с изображениями народных музыкантов, народных праздников и других образов народной культуры.

Экологический контекст предусматривает фор­мирование и развитие у школьников первоначальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отраженных в музыкальном искусстве образах различных времен года, природных стихий, и т.д. Основанные на таком подходе уроки музыки помогут формировать у учащихся любовь к родной природе, умение любоваться ею, сохранять и беречь наши природные богатства, жить в гармонии с природной средой, вслушиваться в ее звучания (см., например, темы «На зеленом лугу», «У тихого пруда», «В лесу», «Высоко в горах» и др. (1 класс) и соотвтетствующие им иллюстрации в учебнике).

Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном про­странстве, о возможностях применения современных информационных средств и технологий для поиска информации о музыкальном искусстве и решения разнообразных музыкально-творческих задач (см., например задания под рубрикой «Информационный поиск» в учебниках для 1-4 классов).

Ряд заданий, разработанных на основе данной программы и включенных автором в учебники по музыке для 1-4 классов, направлены на приобретение учащимися первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования с использованием как традиционных, так и современных источников информации (Интернет, мультимедийные образовательные программы и др.).

Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релак­сационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Следует отметить, что в программе отражены арт-терапевти­ческие методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обяза­тельными.

25 стр., 12183 слов

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

... категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания ...

В программу включены различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, музыкальная терапия (вокальная и дыха­тельная), фольклорная терапия, а также интегрированные с му­зыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цве­тотерапия и драматерапия (см. музыкально-оздоровительные упражнения в программе и учебниках).

Они предназначены для профилактики психосоматических заболеваний, для психолого-педагогической коррекции и социокультурной адаптации личности средствами музыкального и других видов искусства.

Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.

При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии (сотворчества, сотрудничества, личностно-ориентированного подхода и др.), творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.

Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно ин­тегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

  • сквозного тематического планирования;
  • выявления общего и особенного в языке разных видов ис­кусства;
  • общности художественно-образного содержания произведе­ний различных видов искусства;
  • общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1 класс

К концу первого класса ребенок :

  • узнает основную часть программных музыкальных произведений, может определить их названия;
  • может рассказать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
  • может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  • владеет первоначальными певческими навыками;
  • выразительно исполняет народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
  • владеет первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
  • различает клавишные и струнные музыкальные инструменты;
  • умеет выразительно двигаться под музыку, выражая ее настроение.

О программе и учебниках Музыка Т.И.Баклановой — Стр 2

К концу первого класса ребенок также может:

  • приобрести первоначальный опыт сочинения небольших мелодий;
  • освоить элементарные приемы игры на духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
  • участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов;
  • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
  • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

3 класс

Изучив предмет «Музыка» в третьем классе по данной программе, учащиеся смогут:

знать/понимать

  • слова и мелодию Государственного Гимна Российской Федерации;
  • смысл понятия «классическая музыка»;
  • названия изученных жанров и форм камерной, хоровой и симфонической музыки;
  • вошедшие в учебник шедевры оперного и балетного искусства, их названия и авторов;
  • особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;
  • виды музыкально — исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль), музыкальные инструменты симфонического оркестра; названия певческих голосов в академическом хоре и оперном спектакле;
  • основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры:
  • основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки и знаний о ней;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
  • взаимосвязь народной и классической музыки;
  • вошедшие в учебник названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

уметь

  • выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные жанры музыки ;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
  • исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, работе с доступными источниками информации о музыке (книгами, Интернетом и др.), разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

4 класс.

В результате освоения предметного содержания курса по учебнику «Музыка» у учащихся четвертого класса должны:

  • расшириться музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки;
  • обогатиться духовно-эмоциональная сфера личности;
  • совершенствоваться умения решать учебные, музыкально-творческие задачи;
  • получить дальнейшее развитие музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;
  • воспитываться художественный вкус;
  • развиваться навыки коллективной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Кроме того, в результате обучения в четвертом классе по учебнику «Музыка» учащиеся приобретут новые социально-личностные и музыкальные компетенции. В том числе, будут:

иметь представление

  • о музыке как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и об отражении в ней исторических событий и личностей;
  • о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С.Баха, В.-А.Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
  • о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов и т.д.), о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
  • о старинной танцевальной музыке, об особенностях ее музыкально-выразительных средств, о происхождении и танцевальных движениях бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
  • о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
  • об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
  • о творчестве русских и советских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакове, М.Балакиреве, И.Стравинском, Д.Шостаковиче, И.Дунаевском, Г.Свиридове, Д.Кабалевском, А.Пахмутовой, В.Шаинском и др.) создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
  • о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
  • об авторской песне;
  • о понятиях «канон», «полифония» и других, раскрытых на доступном для четвероклассников уровне в учебнике, в «Словаре музыкальных терминов».

знать/понимать

  • слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов-классиков (В.-А.Моцарта и др.), а также нескольких песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки и знаний о них;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в музыке.

уметь

  • выразительно исполнять соло, в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные, с элементами двухголосия , каноны;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Общие требования к уровню подготовки по музыке выпускников начальной школы

В результате изучения курса «Музыка» у выпускников начальной школы будут:

  • сформированы основы музыкальной культуры;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус;
  • развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Благодаря психологическому контексту программы, предусмотренному в ней применению креативных педагогических технологий, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, проблемных методов обучения, школьники смогут:

  • открыто выражать свое отношение к искусству;
  • проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
  • встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
  • действовать самостоятельно в проблемно-творческих ситуациях в повседневной жизни.

С помощью данной программы и разработанных на ее основе учебников у учащихся:

  • сформируются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки;
  • обогатятся эмоциональная и духовно-нравственная сферы личности;
  • сформируются основные умения решать учебные, музыкально-творческие задачи;
  • получат развитие музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;
  • воспитается художественный вкус;
  • разовьются навыки коллективной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Кроме того, приобретут значимые социально-личностные и музыкальные компетенции. В том числе, будут:

иметь представление:

● о различных видах, жанрах и формах музыкального искусства, его интонационной природе, выразительности и изобразительности, о связи музыки с другими видами искусства (живописью, декоративно-прикладным творчеством, танцем, театром, кино ).

● о музыке как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и об отражении в ней исторических событий и личностей;

● о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных календарных, колыбельных, игровых, плясовых, трудовых, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

● о творчестве знаменитых русских и советских композиторов (М.Глинки, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М.Балакирева, А.Лядова, А.Бородина, И.Стравинского, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, И.Дунаевского, Г.Свиридова, Д.Кабалевского, А.Пахмутовой, В.Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

● о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С.Баха, В.-А.Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и прочих важных условиях достижения творческих успехов;

  • о знаменитых музыкальных театрах, концертных залах и музеях, имеющихся в России и в других странах мира;

● о многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках );

  • о традициях светской музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов; о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах;

● о танцевальной музыке, об особенностях ее музыкально-выразительных средств, о происхождении и танцевальных движениях бальных танцев – вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

● о воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

● об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

● об авторской песне;

знать/понимать:

  • слова и мелодии включенных в инвариантную часть учебников народных песен, песен зарубежных композиторов-классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки и знаний о них;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в музыке.

Уметь:

  • выразительно исполнять соло, в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные, с элементами двухголосия , каноны;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

16