Периоды дет.возр. №3

БОУ ВПО Воронежская государственная академия им. Н.Н. Бурденко

Министерство здравоохранения РФ

Кафедра клинической и детской стоматологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

«Утверждаю»

Зав. кафедрой стоматологии

детского возраста, д.м.н.

______________Сущенко А.В.

«_____»____________ 2012г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3

для ассистентов по проведению практических занятий по пропедевтике стоматологических заболеваний ( хирургический раздел ) на тему

«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубо-челюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»

Факультет стоматологический

Авторы: к.м.н. Корытина И.В.

ВОРОНЕЖ 2012

Тема № 3«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубо-челюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»

Место проведения занятия: учебная комната, хирургический кабинет стоматологической поликлиники.

Цель обучения:

Знать периоды детского возраста и их характеристика, анатомо-физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Знать особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды

Хронокарта практического занятия.

Этапы занятия

Материальное оснащение

Время

Оборудование

Уч. Пособия, средства контроля

1

Введение

Инструктаж раскрытия темы занятия и плана его проведения

Метод. Разработка для ассистентов

5 минут

2

Контроль уровня исходных знаний

Вопросы, ситуационные задачи.

Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.

20 минут

3

М/б разбор ООД, ЛДС если есть в метод. Для студентов

Таблицы, схемы

Групповое обсуждение таблиц, схем

40 минут

4

Кабинет хируга-стоматолога

оборудование клинического кабинета, инструментарий, бланки историй болезней, Дневник врача.

Перечень практических навыков

20 минут

5

Контроль результатов усвоения.

Тестирование, коллоквиум, решение ситуационных задач.

Оценка знаний студентов заносится в журнал успеваемости

20 минут

6

Заключение (ответы на вопросы студентов, обсуждение)

Ситуационные задачи, тесты, беседа с ассистентом.

20 минут

7

Задание к следующему занятию, литература

Методические рекомендации, учебная и дополнительная литература.

20 минут

Вопросы, знание которых необходимо для изучения данной темы:

  1. Периоды детского возраста.
  2. Анатомические особенности детского возраста.
  3. Физиологические особенности детского возраста.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Периоды детского возраста и их характеристика.
  2. Анатомо-физиологические особенности детского организма, в разные возрастные периоды.
  3. Характеристика зубо-челюстной системы в различные возрастные периоды.
  4. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
  5. Особенности приема детей хирургом-стоматологом.

Краткое изложение темы практического занятия

В практическом отношении целесообразно различать внутриут­робный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и внеутробный, включающий:

а) период новорожденности;

б) грудной;

в)преддошкольный (ясельный);

г)дошкольный;

д) младший школь­ный;

е) старший школьный.

Период внутриутробного разви­тия.Для плода организм матери яв­ляется окружающей средой, и со­стояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важ­нейшее значение для его нормаль­ного физиологического развития.

Внутриутробный период разви­тия подразделяется на две стадии:

эмбриональную – до 2х мес. Первая стадия характеризуется формирова­нием органов и систем, питанием из желточного мешка- зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза чело­века. Различные заболевания матери могут привести к самопро­извольному прерыванию беремен­ности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факто­ры — к порокам развития (эмбриопатии), первые 3—7 нед беременности принято считать кри­тическим периодом. Аномалии раз­вития формируются главным обра­зом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возник­новение некоторых аномалий в об­ласти лица и челюстей, наиболее часто — расщелин верхней губы и неба

и фетальную {пла­центарную) — до рождения. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни.

С 4/2—5 мес внутриутробного развития начинается минерализа­ция молочных резцов, а с 7 мес — клыков и моляров. Химический со­став и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важ­ной так называемая антенатальная профилактика — дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.

Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. ново­рожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продол­жается до конца 4-й недели жизни (28 дней).

В этот период могут наблюдать­ся особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физио­логическая желтуха, физиологи­ческий мастит, транзиторная ли­хорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, моче-кислый инфаркт почек, половые кризы).

Они бывают кратковремен­ными, в дальнейшем не повторяют­ся, но при неблагоприятных усло­виях могут перейти в патологиче­ский процесс.

У новорожденного наблюдается недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции об­мена воды, что определяет непосто­янство осмотического давления плазмы и склонность к обезвожива­нию. В течение первых 3—4 дней жиз­ни масса тела новорожденного за­метно снижается. Это явление фи­зиологическое, получившее назва­ние физиологической убыли массы тела- на 6-9% от первоначальной массы тела. Но быстро увели­чивается— за первый месяц жизни примерно на 800 г.

Наряду с точечными кровоизлия­ниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называ­емую родовую опухоль — кровоиз­лияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего распола­гается в области темени или затыл­ка, но может иметь и другую лока­лизацию: при лицевом предлежании — на лице, при лобном — на лбу.

Желтуха новорожденных наблю­дается в основном на 2—3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4—5-е сутки. Желтушное окраши­вание кожи раньше всего появляет­ся на лице.

Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особен­но оперирующие ребенка в первые дни его жизни.

Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее вы­раженные могут остаться незаме­ченными. Ребенок иногда плохо за­хватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздеч­кой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количест­ва молока при нормальной лакта­ции у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассече­ние короткой уздечки языка. Учи­тывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1—3 дней после этой небольшой операции.

При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой рас­щелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ре­бенка в вертикальном положении.

При искусственном вскармлива­нии важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного(коррекция жесткости соски).

При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недель-ному возрасту эта сила увеличива­ется до 700—800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц.

Грудной период начинается с 3—4-й недели жизни и заканчива­ется (условно) в 12 мес. Он харак­теризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физи­ческого и психического развития. Масса тела ребенка к концу перво­го года жизни утраивается. Увеличивается рост, окружность головы, груди. Существенно меняются пропорции тела — преобладающее удлинение конеч­ностей и в меньшей степени туло­вища и головы. Развиваются стати­ческие функции: ребенок хорошо держит голову; переворачивается с живота на спину; самостоятельно садится, а к году начинает ходить. В 5—6мес прорезываются первые мо­лочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет пси­хическое развитие. По мере диффе­ренцирования ЦНС, начиная с 2—3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные реф­лексы (первая сигнальная система).

К концу года ребенок произ­носит первые осмысленные слова (с этого момента начинается разви­тие речи — вторая сигнальная сис­тема).

К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Первоначальный пассивный им­мунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный имму­нитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что де­лает его особенно предрасположен­ным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции ока­зываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склон­ность к диффузным реакциям и не­способность к ограничению того или иного патологического процес­са лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма ха­рактерны для этого возраста.

В грудном возрасте могут дейст­вовать факторы, приводящие к зубо-челюстным деформациям и ано­малиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вы­нув ее изо рта при наступлении глу­бокого сна, а во время бодрствова­ния ограничить движения рук спе­циальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плос­кой. Сон с опущенной на грудь го­ловой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также при­водит к нарушению роста и разви­тия челюстей.

На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается ми­нерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при ко­торых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твер­дых тканей зуба и могут быть при­чиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст) характеризуется быстрым совер­шенствованием двигательных навы­ков ребенка, речи и психики, про­должающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития яв­ляется игра, через которую он по­знает окружающую среду и приоб­ретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ре­бенка, он начинает говорить, со­ставляя сначала примитивные фра­зы. К 2—3 годам предложения ста­новятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому осо­бенно важно разговаривать с ним правильно. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.

Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. Увеличивает­ся возможность распространения острых детских инфекционных за­болеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и д.р.).

до концо 2го года прорезываются все временные зубы.

Дошкольный период (от 3 до 7лет).

В этом периоде у детей замед­ляется процесс роста, но происходит первое физиологическое «вытягивание». К концу периода начинается замена временных зубов на постоянные. Из стоматологических заболеваний наиболее распространены: кариес и его осложнения, периоститы, остеомиелиты челюстей, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, нарушения прикуса и деформации зубных рядов.

Заметно снижается склон­ность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом пе­риоде самыми частыми являются не только острые инфекционные забо­левания, но и такие, в развитии ко­торых большую роль играет аллер­гия (бронхиальная астма, ревма­тизм и др.).

респираторные инфекции зачастую сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов ЧЛО — лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые требуют лечения ребенка в стационаре.

Период младшего школьного воз­раста (от 7 до 12 лет).

Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Мо­лочные зубы полностью заменяют­ся постоянными. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искрив­лению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболева­ний, начинают появляться хрони­ческие (туберкулез, нефрит, ревма­тизм и др.).

Структурное дифференцирование тканей завершено. Этот период отличается от пре­дыдущего в основном количествен­ным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объе­диняют в один — период молочных зубов. В преддошкольном и дошко­льном периодах у детей при отсут­ствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологиче­ские заболевания. Наиболее массо­выми являются кариес и его ослож­нения.

Период полового созревания. Это последний период детства (пубер­татный период или старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16—17лет. Он характеризуется вы­раженной перестройкой эндокрин­ной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые при­знаки обычно развиваются на 1 — 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сер­дечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек — дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состоя­ний), обусловленные, с одной сто­роны, быстрым, непропорциональ­ным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, — неустойчиво­стью вегетативно-эндокринной си­стемы. Помимо стоматологических забо­леваний, характерных для школь­ников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии про­филактических мероприятий, ран­него выявления и систематического лечения — и более глубокие пора­жения тканей пародонта.

Быстрое разрушение 1.6, 2.6, 3.6, 4.6, первыми прорезывающимися из постоянных, часто приводит к их удалению, что ведет к потере «ключа окклюзии», с последующим развитием зубо-челюстных деформаций».

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обосно­ванием дифференцированной сто­матологической помощи детям.

Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов.

Кожа закладывается из эктодер­мы на 5-й неделе внутриутробного развития. Состоит из эпидермиса и дермы. Эпидермис имеет только 2—3 слоя ороговевающих клеток, а дерма, состоящая из ретикулярно­го и сосочкового слоев, имеет сла­бо выраженную соединительно­тканную основу и мышечные волокна, в результате чего эпидермис и дерма слабо связаны (в отличие от взрослых), эпидермис легко «слущивается», что способствует нарушению целости кожи, утрате защитных свойств.

У детей раннего возраста кожа на ощупь бархатисто-мягкая с хоро­шим тургором, очень нежная. Основной слой развит хорошо. На­личием более толстого слоя кожи и большей наклонностью детского организма к пролиферативным процессам объясняется повышен­ная способность к самостоятельной эпителизации ран у детей. Для дет­ской кожи особенно характерно хо­рошее кровенаполнение, зависящее от хорошо развитой сети капилля­ров.

Функциональная особенность кожи — защитная, но у новорожден­ных при слаборазвитом роговом слое, низком местном иммунитете эта функция недостаточная, вслед­ствие чего кожа ранима и легко ин­фицируется. Развитая сосудистая сеть обеспечивает хорошую резорбционную функцию. Выделительная функция (потоотделение) слабо вы­ражена. Это необходимо учитывать при использовании мазей, поверх­ностно-активных веществ, опасных из-за возможности токсического воздействия.

Функция терморегуляции не со­вершенна, что предрасполагает к проявлению нерегулируемой гипер­термии. Дыхательная функция кожи хорошо развита, что обуслов­лено анатомическим строением и богатой сосудистой сетью. Кожа ре­бенка первых лет жизни обеспечи­вает механическую, осязательную, температурную и болевую чувстви­тельность за счет имеющихся в ней рецепторов.

В своей практической деятельно­сти детский стоматолог должен по­мнить об особенностях кожи детей раннего возраста. Применение крепких растворов, мазей и других средств с лечебной целью может вызвать отрицательные побочные явления (ожоги, изъязвления и др.).

Подкожный жировой слой рас­положен довольно равномерно, придает телу ребенка, особенно лицу, характерную округлость.

Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки полости рта у детей.

У детей структура слизистой оболочки полости рта резко меняется в зависимости от возраста.

У новорожденных отмечается сходное строение слизистой оболочки рта во всех областях которое обусловлено низкой дифференцировкой эпителия и соединительной ткани. Эпителиальный покров тонкий и состоит из двух слоев – базального и шиповидного, эпителиальные сосочки не развиты. Во всех отделах полости рта содержится большое количество гликогена и РНК. Базальная мембрана очень тонкая и нежная. В собственном слое определяется рыхлая неоформленная соединительная ткань, содержимое клеточных элементов в подслизистом слое довольно значительное.

Указанные особенности СОПР у новорожденных обусловливают непрочность и легкую ранимость ее в этом возрасте, в то же время качественный состав тканей обеспечивает высокую способность к регенерации.

В грудном возрасте (10 дней-1 год) – наряду с увеличением объема эпителия появляются регионарные отличия в строение различных отделов СОПР. Происходит полное исчезновение гликогена в области жевательной слизистой оболочки сохраняется рыхлая составляющая тканей, в то же время происходит значительное уплотнение волокнистых структур базальной мембраны и собственного слоя слизистой, уменьшается количество кровеносных сосудов и клеточных элементов. Соединительная ткань собственного слоя слизистой оболочки представляется низкодифференцированной.

В ранний детский период (1-3 года) в слизистой оболочке полости рта уже четко оформляются регионарные отличия обусловленные морфофункциональными особенностями слизистой в этот период. В этом возрасте в эпителии языка, губ и щек отмечается сравнительно низкое количество гликогена. Базальная мембрана специализированной и покровной слизистой еще имеет тенденцию к разрыхлению составляющих ее волокон, представляется плотной, что обусловлено ориентированным положением отдельных волокон и пучков. Кровеносных сосудов меньше, чем в специализированной и покровной слизистой оболочке. В собственном слое слизистой рта высокое содержание клеточных элементов. Таким образом, образом морфологические особенности СОПР в период 1-3 года вероятно могут явиться одним из факторов, обусловливающих развитие и острое течение патологического процесса в них.

В первичный детский период (4-7 лет) – происходит количественные и качественные изменения СОПР, обусловленные характером обменных процессов организма ребенка в этот возрастной период. Наблюдается некоторое увеличение объема эпителия и вместе с тем увеличение содержания в нем гликогена и РНК по сравнению с ранним детским периодом, а также значительное уменьшение количества кровеносных сосудов и клеточных элементов в собственном слое слизистой рта. Характерно уплотнение и углубление базальной мембраны.

Во вторичный детский период (8-12 лет) отмечается падение уровня гликогена и увеличение белковых структур в эпителиальном пласте.

Полость рта. Ротовая полость, язык, небо, глотка, губы, щеки, дно рта хорошо развиты с раннего постнатального периода, так как участ­вуют в акте сосания, а после проре­зывания зубов — в акте жевания, пищеварении, дыхании и речи. Со­сательный рефлекс возникает с мо­мента рождения ребенка, кусательный позднее, но до прорезывания зубов. По мере роста ребенка функ­ции полости рта расширяются и усложняются: тактильная чувстви­тельность появляется в первые ме­сяцы жизни (более выражена в об­ласти губ, языка), термическая чув­ствительность отмечается по всей поверхности слизистой оболочки, вкусовая — по всей поверхно­сти языка (особенно в области его кончика, боковых поверхностей).

В ранний период возникают рвот­ный и кашлевой рефлексы.

Полость рта сравнительно мала и отделяется от преддверия десневыми валиками — уплотнением сли­зистой оболочки. Дно полости рта мелкое. В сравни­тельно небольшой полости рта по­мещается относительно большой язык. Жевательные мышцы хорошо развиты. В толще щек имеются до­вольно плотные и сравнительно четко отграниченные скопления жира — так называемые комочки Биша, или жировое тело щеки. Эти комочки долго не исчезают даже при сильном истощении ребенка. Они придают известную упругость щекам новорожденного, что важно для сосания.

У новорожденного и детей ран­него возраста полость рта распола­гается ближе к глазнице из-за сла­боразвитой верхней челюсти, в ча­стности из-за недоразвития верхне­челюстной пазухи и альвеолярного отростка. Вдоль средней линии на твердом небе почти всегда заметны желтова­то-белые точки, называемые боновскими узелками.

В связи с тем что период ранне­го развития ребенка (до 4—5 мес) характеризуется сухостью слизистой оболочки полости рта, слабой мест­ной иммунологической защитой, травмы слизистой оболочки могут быть источником инфекции, рас­пространяющейся гематогенным пу­тем, и привести к развитию острых гнойных заболеваний, в частности к гематогенному остеомиелиту.

Слюнные железы функционируют с момента рождения, но в первое время секреция слюны незначи­тельная, что обусловливает некото­рую сухость слизистой оболочки полости рта у детей в первые меся­цы жизни. Однако с 5—6-го месяца жизни слюноотделение значитель­но усиливается. Иногда дети не успевают своевременно проглаты­вать слюну, и она непроизвольно вытекает изо рта (физиологическое слюноотделение).

При различных воспалительных процессах, возни­кающих в полости рта, саливация заметно увеличивается. Секрет слюнных желез обеспечивает нор­мальные функции жевания и глота­ния, формирование пищевого ко­мочка. Чем раньше ребенок перехо­дит на твердую форму пищи, тем активнее саливация. Слюна содер­жит множество ферментов, иммун­ные средства местной защиты. Вяз­кость и объем ее могут меняться на фоне острых инфекционных забо­леваний, повышения температуры тела, обезвоживания при заболева­ниях желудочно-кишечного тракта. Секрет околоушных и подчелюст­ных слюнных желез различается по плотности, вязкости, скорости от­тока, иммунозащитным компонен­там.

Проекция околоушного протока у новорожденных и детей раннего возраста иная, чем у взрослых. Проток расположен низко, имеет непрямой ход и открывается на расстоянии около 0,8—1 см от пе­реднего края жевательной мышцы. Околоушная железа более округлой формы, мало заходит вперед и до­ходит до угла нижней челюсти. Ли­цевой нерв лежит более поверхно­стно, особенно на расстоянии меж­ду шилососцевидным отверстием и околоушной железой. Это имеет большое практическое значение, так как, не зная данной особенно­сти, можно легко повредить лице­вой нерв при оперативном вмеша­тельстве.

Развитие костей черепа и лицево­го скелета.

Закладка и образование костей происходят на 5—6-й неделе внут­риутробного периода. После рожде­ния интенсивно увеличиваются размеры скелета, нарастают масса и длина тела. Одновре­менно происходит и перестройка структуры (перемоделирование) ко­стной ткани: у плода и новорож­денного она имеет волокнистое пучковое строение, к 3—4 годам — пластинчатое. На первом году жиз­ни перемоделируется до 50—70 % костной ткани. Процессы образова­ния и рассасывания кости соверша­ются более энергично, поэтому ре­генерация костей после переломов происходит быстрее.

Периоды дет.возр. №3 — Стр 2

По химическому составу костная ткань ребенка отличается большим содержанием воды и органических веществ, меньшим — минеральных веществ. Волокнистое строение и химический состав обусловливают большую эластичность и податли­вость костей при сдавливании и сгибании, меньшую их хрупкость, чем у взрослых. Надкостница у де­тей более толстая, особенно внут­ренний ее слой; переломы часто бывают поднадкостничными, по типу «зеленой ветки», что является самым типичным видом перелома нижней челюсти.

Челюстные кости у детей млад­шего возраста богаты органически­ми веществами и содержат твердых минеральных веществ меньше, чем челюстные кости взрослых, поэто­му они более мягки, эластичны и менее ломки. Остеокластические и остеобластические процессы челю­стных костей у детей протекают особенно энергично, что объясня­ется хорошо развитой у них систе­мой кровообращения. Однако кос­ти челюстей, имеющие обильное кровоснабжение, у детей легче, чем у взрослых, подвергаются инфици­рованию. Инфицированию челю­стей также способствуют широкие питательные (гаверсовы) каналы, тонкое и нежное строение костных перекладин, между которыми рас­полагается большое количество миелоидной ткани, и красный кост­ный мозг, менее устойчивый к раз­личным раздражителям, чем жел­тый костный мозг взрослых.

Рост верхней челюсти осуществ­ляется путем перихондрального окостенения, протекающего в обла­сти срединного небного и соединя­ющих верхнюю челюсть с другими костями черепа. Увеличение переднезадних размеров верхней челюсти происходит за счет роста всех отде­лов сошника.

У новорожденных верхняя че­люсть слабо развита, коротка, ши­рока и состоит главным образом из альвеолярного отростка с располо­женными в нем фолликулами зу­бов. Тело челюсти имеет небольшие размеры, поэтому зачатки молоч­ных зубов располагаются непосред­ственно под орбитами. Лишь по мере роста челюсти альвеолярный отросток все больше отступает от глазницы.

У новорожденного верхнечелю­стная пазуха представлена в виде небольшой ямки — вдавления в наружную стенку носа, обнаружи­ваемого лишь на 5-м месяце внут­риутробного периода. Верхнечелюстные пазухи осо­бенно интенсивно увеличиваются в течение первых 5 лет жизни ребен­ка. В период от 5 до 15 лет их раз­витие замедляется. У детей с про­резавшимися молочными зубами (в возрасте 2,5—3 лет) контуры верх­нечелюстных пазух на рентгено­граммах в прямой проекции час­то определяются лишь в области верхнего и наружного краев. Ниж­ний край пазухи трудно проследить из-за наслоения теней сформиро­вавшихся зубов и их зачатков. Иногда в этом возрасте зачатки зу­бов проецируются и на внутрен­нюю стенку пазухи. Верхнечелюст­ная пазуха принимает характерную для взрослых форму только по окончании прорезывания всех по­стоянных зубов, т.е. в 13—15 лет.

Дно верхнечелюстной пазухи в детском возрасте располагается над зачатками постоянных зубов. Оно ровное, до 8—9 лет лежит выше дна носовой полости, по мере прорезы­вания всех постоянных зубов ста­билизируется, становится на одном уровне с дном полости носа.

Рост продольных размеров ниж­ней челюсти происходит путем энхондрального окостенения в мыщелковом отростке. На протяжении всего периода продольного роста кости в области ветви челюсти от­мечается сложная перестройка костеобразовательных процессов: по переднему краю ветви наблюдается моделирующая резорбция костной ткани, а по заднему — построение костной ткани надкостницей. Увеличение толщи­ны и формирование рельефа повер­хности нижнечелюстной кости про­исходят оппозиционно за счет костеобразовательных процессов в надкостнице.

Рост ветви челюсти в длину со­провождается изменением угла между ней и телом челюсти: очень тупой угол становится более острым у взрослого и меняется примерно от 140° до 105—110°.

Нижняя челюсть новорожденно­го имеет развитую альвеолярную часть, узкую полоску кости под ней, представляющую тело челю­сти. Высота альвеолярной части 8,5 мм, высота тела челюсти 3— 4 мм. У взрослого — высо­та альвеолярной части 11,5 мм, а тела челюсти 18 мм. Ветви корот­кие, но сравнительно широкие, с выраженными мыщелковыми и ве­нечными отростками; углы челюсти очень тупые.

В возрасте от 9 мес до 1,5 лет нижнечелюстное отверстие распо­лагается в среднем на 5 мм ниже уровня альвеолярной части, у детей 3,5—4 лет — на 1 мм ниже жева­тельной поверхности зубов, в воз­расте от 6 до 9 лет — на 6 мм выше жевательной поверхности зубов, а в 12 лет и позже — примерно на 3 мм. Знание возрастной топогра­фии нижнечелюстного отверстия имеет большое значение при производстве мандибулярной анесте­зии у детей.

Очевидно, акт соса­ния не представляет настолько сложной функциональной нагруз­ки, чтобы обусловить дифференцировку в костной структуре челю­стей. Усиленный рост губчатого вещества происходит ввозрасте от 6 мес до 3 лет, т.е. в пе­риод прорезывания зубов.

В возрасте 1—2 лет появляются признаки функциональной структу­ры, обусловленной включением акта жевания. Челюстные кости за­метно увеличиваются, их структура уплотняется, и уже отчетливо вид­ны группы основных костных балочек, идущих продольно в теле че­люсти и от него к альвеолярному краю. В возрасте от 3 до 9 лет идет перестройка губчатого вещества. В области резцов кость приобретает средне-петлистое строение, в области мо­лочных моляров — крупнопетли­стое.

Интенсивный рост нижней челю­сти отмечается в возрасте от 2,5 до 4 и с 9 до 12 лет. Ветвь нижней че­люсти интенсивно растет с 3 до 4 и с 9 до 11 лет. Рост челюсти проис­ходит главным образом в боковых отделах и в области ветвей и закан­чивается в основном к 15—17 годам, когда завершаются прорезывание зубов и формирование посто­янного прикуса. В это время кост­ная структура челюсти достигает высшей степени дифференцирова­ния.

Рост альвеолярного отростка вер­хней челюсти и альвеолярной части тела нижней челюсти происходит синхронно с развитием и прорезы­ванием зубов. Количество и сте­пень формирования зубов опреде­ляют возрастные размеры этих от­делов челюстных костей. При врожденной адентии альвеолярные участки костей не развиваются и не растут.

В период прорезывания вер­шины межальвеолярных перегоро­док срезаны в сторону про­резывающегося зуба, располагаются вблизи или на уровне его эмалево-цементной границы. При этом создается впечатление, что у корон­ки прорезавшегося зуба имеется костный карман. Компактная плас­тинка в верхнем отделе межальвео­лярной перегородки на стороне, обращенной к прорезавшемуся зубу, шире. Рисунок губчатого ве­щества нечеткий. При диастеме и треме между передними зубами наблюдаются межальвеолярные перегородки с плоской вершиной и четкой ком­пактной пластинкой. В области премоляров и моляров вершины межальвеолярных перегородок, как правило, плоские. У детей 7—11 лет по сравнению с детьми старшего возраста межальвеолярные перегородки иногда бы­вают более узкими. Ширина межальвеолярных перегородок из­меняется в связи с возрастными из­менениями кривизны челюсти.

Знание анатомической и функ­циональной перестройки структуры кости альвеолярного отростка име­ет важное значение в клинике. На­пример, многие врачи, не будучи знакомы с этими особенностями у детей, крупнопетлистый рисунок межальвеолярных перегородок в области передних зубов расценива­ют как начальные стадии патологии пародонта.

Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой полости эмбриона. Зубы. У новорожденного в каж­дой челюсти залегает 18 фоллику­лов (10 молочных и 8 постоянных) различной стадии формирования и минерализации. Рентгенологически фолликул зуба выявляется в виде очага разрежения круглой формы с четко выраженным ободком корти­кальной пластинки по периферии. Контуры коронки будущего зуба можно проследить только с нача­лом процесса минерализации, ко­торый начинается от эмалево-дентинной границы. Во время форми­рования коронки зуба фолликул имеет округлую форму. С началом развития шейки зуба фолликул на­чинает вытягиваться, постепенно приближаясь к краю альвеолярного отростка. Параллельно развитию корня идет образование межальвео­лярной перегородки и пародонта. В этот период на рентгенограмме можно увидеть фолликул с зало­женной в нем коронкой зуба и ро­стковой зоной. Ростковая зона, имеющая форму сосочка, четко видна в виде участка просветления в области формирующегося зуба.

Прорезывание зубов — физиоло­гический акт. Признаком правиль­ного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательно­сти — вначале на нижней челюсти, затем на верхней и в соответствую­щие сроки. Прорезывание зубов — показатель правильного развития, который находится в тесной связи с общим состоянием здоровья и кон­ституцией ребенка.

Существует много теорий, объясняющих про­цесс прорезывания зубов (выталки­вание зуба растущим корнем, раз­вивающейся лункой, пульпарная, сифонная, гормональная теория и др.).

Механизм прорезывания сложен. К моменту прорезывания зуба про­исходят атрофия и рассасывание участка кости, покрывающего ко­ронку зуба. Такие же процессы от­мечаются и в десне. При прорезы­вании зуба одновременно с расса­сыванием костной ткани в одних участках наблюдается ее образова­ние в других. Во время роста корня также идут перестройка кости и по­степенное углубление зубной альве­олы.

Прорезывание молочных зубов начинается в 6—7-месячном возра­сте. К этому времени заканчивается развитие коронки молочного зуба и начинается формирование его кор­ня. По мере проре­зывания зуба в окружности его воз­никает край десны, где эпителий полости рта соединяется и перехо­дит в редуцированный эмалевый эпителий, покрывающий еще не прорезавшуюся часть коронки зуба. Этот эпителий плотно срастается с насмитовой оболочкой эмали и по­степенно отделяется от нее лишь в процессе прорезывания коронки зуба. Однако даже после окончания прорезывания зуба этот эпителий сохраняется в области нижней тре­ти или четверти коронки зуба. Рас­полагаясь в виде тонкой каймы в окружности шейки зуба, он образу­ет так называемое эпителиальное прикрепление или десневую кайму. Там, где эпителий отходит от по­верхности эмали, возникает дно десневой щели, или кармана.

Усиленное слюноотделение у де­тей в возрасте 5—6 мес в опреде­ленной степени обусловлено меха­ническим раздражением чувстви­тельных нервов десны готовящими­ся к прорезыванию зубами.

К 30 мес заканчивается прорезы­вание вторых молочных моляров (вторых больших молочных корен­ных зубов).

К 2,5—3 годам у ребен­ка должны прорезаться все 20 мо­лочных зубов.

Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами, чаще все­го это центральные нижние резцы, очень редко — верхние резцы. Внутриутробно прорезавшиеся зу­бы неполноценны по своей струк­туре, корни у них еще не закончили своего формирования. Общеприз­нанного объяснения причин такого преждевременного прорезывания пока нет.

Внутриутробно прорезавшиеся зубы могут привести к осложнени­ям как со стороны матери, так и со стороны ребенка. При сосании зубы травмируют сосок матери, что может стать причиной мастита. Эти зубы следует удалять вскоре после прорезывания. Это молочные зубы, и после их удаления постоянные зубы прорежутся только в 6—7 лет.

Таблица 1. Сроки прорезывания зубов.Молочный прикус.

Зуб

Сроки прорезывания, мес

Окончание формирования коренных зубов, год

Начало рассасывания корней, год

I

6-8

До 2-го

С 4-5го

II

8-12

До 2-го

С 5-6го

III

16-20

До 4-5-го

С 7-8го

IV

12-16

С 3 до 4-го

С 6-8го

V

20-30

До 4-5-го

С 7-8го

Формирование корня молочного зуба. В процессе формирования корня принято различать две ста­дии:I— несформированной вер­хушки иII— незакрытой верхуш­ки. ВIстадии стенки корня тон­кие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще расширяется и переходит в ростко­вую зону, которая представлена в виде очага разрежения костной тка­ни, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой. ВоIIстадии наблюда­ется незакрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирова­ние. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сбли­жаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростко­вой зоны у верхушки нет. На месте ростковой зоны остается незначи­тельное расширение периодонтальной щели, которая сохраняется около года после окончания фор­мирования верхушки.

Анатомические особенности мо­лочных зубов. В клинике имеют значение следующие их особенно­сти. В молочном прикусе насчиты­вается 20 зубов; премоляры отсутст­вуют.

Отличия временных зубов от постоянных.

  1. Временные зубы голубовато-белого цвета, постоянные желтоватого цвета.
  2. На режущем крае временных резцов, даже после прорезывания отсутствует зубчатый край в виде пилочки.
  3. величина коронок временных зубов намного меньше, чем постоянных.
  4. Режущие края и жевательная поверхность временных зубов постепенно стираются. Особенно это заметно к моменту рассасывания корней.
  5. во временном прикусе к моменту рассасывания корней фронтальных зубов появляются промежутки между коронками резцов (тремы).
  6. В период рассасывания корней временных зубов они становятся подвижными.
  7. У временных зубов переход коронки в шейку резкий за счет эмалевого валика, у постоянных зубов плавный.
  8. У временных зубов самая широкая часть коронки пришеечная, у постоянных экваториальная.
  9. У временных зубов фиссуры неглубокие, ямки отсутствуют.

Рассасывание корней молочных зубов. После 5 лет начинается смена молочного при­куса на постоянный. Этому предшествуют рост зачатков постоян­ных зубов и физиологическое рас­сасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Рассасывание корней молочных зубов начинается с того корня, к которому ближе прилежит зачаток постоянного зуба. Зачатки постоянных зубов передней группы располагаются у язычной поверхно­сти корня молочных зубов, причем зачаток клыка находится значите­льно дальше от альвеолярного края челюсти, чем резцы. Зачатки премоляров расположены между кор­нями молочных моляров: на ниж­ней челюсти ближе к заднему кор­ню, а на верхней — ближе к задне-щечному корню, поэтому в однокоренных молочных зубах рассасыва­ние начинается с язычной поверх­ности корня, а затем охватывает ко­рень со всех сторон. У молочных моляров рассасывание начинается с внутренней поверхности корней, т.е. с поверхности, обращенной к межкорневой перегородке, где рас­положен зачаток постоянного зуба. При рассасывании корней пульпа молочных зубов замещается грану­ляционной тканью, которая прини­мает участие в процессе рассасыва­ния. При значительном замещении пульпы грануляционной тканью рассасывание идет дополнительно от центра. Заканчивается оно к мо­менту прорезывания постоянного зуба.

В норме процессы прорезывания и рассасывания полностью уравно­вешены, но иногда этот физиологи­ческий процесс сопровождается от­клонениями. Наблюдается ускоре­ние или замедление процесса ре­зорбции. Ускорение рассасывания отмечается чаще всего в молочных зубах с мертвой пульпой, после хронической травмы, при наличии опухоли, в результате давления, оказываемого соседними зубами. Замедленная резорбция обнаружи­вается при отсутствии зачатков по­стоянных зубов.

Сроки прорезывания постоянных зубов (табл. 2).

Время прорезыва­ния постоянных зубов, заменяю­щих молочные, при правильном развитии ребенка совпадает со вре­менем выпадения молочных зубов. Проре­зывание постоянных зубов начина­ется с первого моляра в 6-летнем возрасте. В это время на рентгеног­рамме можно увидеть 3 ряда зубов. Первый ряд включает молочные зубы, стоящие в дуге, иногда уже и первый постоянный моляр, во вто­ром ряду располагаются зачатки постоянных зубов различных фаз развития, в третьем ряду стоят клы­ки верхней челюсти, локализующи­еся под глазными орбитами, на нижней челюсти — непосредствен­но под кортикальным слоем ниж­него края тела челюсти.

К 12—13 годам все молочные зубы заменяются постоянными. В прикусе остаются постоянные зубы с различной степенью форми­рования корней. Детскому стомато­логу для решения вопросов, связан­ных с распознаванием заболевания, и выбора тактики лечения следует помнить основные периоды разви­тия постоянных зубов:

В I стадиидлина корня достигает нормальной величины, стенки его расположены параллельно и в обла­сти верхушки корня представляют­ся заостренными. Корневой канал широкий и заканчивается в области верхушки корня раструбом. Периодонтальная щель видна только по боковым стенкам корня, в области верхушки она не определяется. Компактная пластинка стенки лун­ки четко выражена на всем протя­жении корня. Эта стадия наблюда­ется в возрасте 8 лет для централь­ных и боковых резцов верхней че­люсти, в 6 лет — для централь­ных резцов нижней челюсти, в 7— 8 лет — для боковых резцов нижней челюсти и в 8 лет — для первых мо­ляров нижней челюсти.

Во II стадиистенки корня зуба сформированы, однако в области верхушки корня они недостаточно сближены, в результате чего на рентгенограмме выявляется широ­кое апикальное отверстие. Корне­вой канал широкий, но его диаметр в области верхушки меньше, чем в области шейки. Периодонтальная щель хорошо выражена. В области верхушки щель более широкая, чем в остальных отделах. Компактная пластинка лунки на всем протяжении корня четко выражена. Эта стадия наблюдается в возрасте 9— 13 лет для центральных резцовверхней челюсти, в 9—12 лет — для боковых ее резцов, в 7—11 лет — для центральных и в 8—11 лет — для боковых резцов нижней челю­сти, а в 8—10 лет — для первых мо­ляров нижней челюсти. После за­крытия верхушки корня периодон-тальная щель около года продолжа­ет оставаться расширенной, осо­бенно в области верхушки корня.

Таким образом, окончание фор­мирования корней постоянных зу­бов происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Окончание формирования корней зубов определяется рентге­нологически, когда на снимке не выявляется верхушечного отверстия и имеются четкие контуры периодонта. Высшей дифференцировки зубочелюстной аппарат достигает к 15—18 годам. Анатомически у детей в постоян­ных зубах полость зуба и пульпа значительно больше по объему при соответственно меньшем количест­ве твердых тканей, поэтому силь­ные экзогенные раздражения пред­ставляют для пульпы большую опасность

Таблица 2.

Зуб

Сроки закладки фолликула

Сроки прорезывания, год

Сроки формирования корней, год

1

8-й мес внутриутробного развития

6-8

10

2

8-й мес внутриутробного развития

6-8

10

3

8-й мес внутриутробного развития

10-11

13

4

2 года

9-10

12

5

3 года

11-12

12

6

5-й мес внутриутробного развития

6

10

7

3 года

13-13

15

8

5 лет

Не ограничены

Не ограничены

Особенности приема детей хирургом-стоматологом:

Методика и последовательность обследования органов и систем ребенка с хирургическим стоматологическим заболеванием, кроме местного статуса, мало чес отличается от таковых при других заболеваниях. Обычно правильность постановки диагноза во многом зависит от умения правильно собрать результаты обследования ребенка, а значит, правильно с ним контактировать.

При знакомстве с ребенком и его родителями очень важно войти с ними в контакт. Иногда это трудно сделать по объективным причинам, а иногда виновен врач — он не умеет спокойно, мягко, заинтересованно начать разговор с маленьким пациентом и его родителями. Бывает, что с ребенком говорить значительно проще и эффективнее. Если ребенок возрастом до 4-4,5 лет, то разговор с ним по поводу жалоб нерезультативен, но пренебрегать им не следует. Необходимо войти в доверие к ребенку, убедить его, что здесь ему ничего не угрожает, он может не бояться, врач очень хороший. Кстати, очень важно, чтобы знакомство с учреждением, куда он пришел, настраивало его положительно. Если ребенок будет слышать крики мед.персонала, других детей, звон падающего инструмента – это может вызвать стойкое отрицательное отношение, и тогда о контакте и речи быть не может.

Во время знакомства в кабинете можно рассказать о предметах окружающих ребенка, рассказать о их назначении. Можно дать подержать ребенку шпатель или зеркало. Если пациент школьник – можно рассказать ему о вмешательстве; самое плохое — солгать ребенку, сказать, что боли не будет, и ошибиться. Тогда ребенок перестанет верпить и для окончания манипуляции необходимо будет усилить обезболивание или действовать с позиции силы. Это очень нежелательная ситуация, однако на практике такое встречается часто. Иногда в разговоре ребенок умело дезориетирует врача, неоходимо дополнительными вопросами или объективными приемами определить, когда ребенок говорит правду.

У детей в возрасте 5 лет и старше удается собрать информацию о жалобах. Но на прямой вопрос не всегда получаешь исчерпывающий ответ, поэтому необходимо задавать наводящие вопросы, которые помогут определить истинные жалобы.

Обследуя детей, следует помнить о возрастных кризисах( crisisinfantum) – переходных психических отклонениях, закономерно возникающих у ребенка на 3-4 году жизни,- это первая фаза протеста, с упрямством и склонностям к бурным афферентным проявлениям, и в первые школьные годы- трудности адаптации. Важно учитывать, что исследование местного статуса наибольшие трудности вызывает у детей до 7лет – которые не могут или не хотят выполнять просьбы или требования врача. В 13-15лет проявляется пубертатный кризис, характеризующийся психической неуравновешенностью, аффективной лабильностью и склонностью к депрессиям, поисками путей самоутверждения, оппозицией к авторитету взрослых.

Провести детальный осмотр органов ротовой полости и челюстно-лицевой области у детей возрастом до 7ле значительно тяжелее – здесь нужен опыт, скорость(без потери качества), а в некоторых случаях – и помощник, без которого обследование 2-3 летних детей просто невозможно. Иногда(чаще в стационаре) при обследовании детей возникает необходимость в применении седативных препаратов или наркоза. Поскольку эти препараты можно при менять только в крайнем случае, когда нет иного выхода, целесообразно найти иное оптимальное решение условий обследования.

В 70-90% случаев после оценки жалоб и анамнеза заболевания, жизни, анализа общего и местного статуса предварительный диагноз становиться и окончательным.

Нельзя забывать, что стоматоло­гические заболевания могут при­вести к общему заболеванию. Ка­риозный процесс сопровождается развитием бактериальной флоры в пораженных зубах и окружаю­щих тканях. Постоянное присут­ствие очаговой инфекции исто­щает иммунитет, может поддер­живать аллергию, вызвать дис­функцию желудочно-кишечного тракта.

В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на забо­левание, которая снижает значи­мость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную по­становку диагноза и задерживает оказание специализированной помощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекаю­щих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей пер­вых лет жизни.

У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляци­ям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильст­венное лечение и удаление зубов, удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значитель­но чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стомато­логических заболеваний необходи­мо участие клинического психоло­га. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) явля­ется одним из важных факторов, расширяющих показания к прове­дению премедикационных меро­приятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическо­му лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипу­ляций под наркозом.

Тесты по теме практического занятия № 3

  1. Сколько возрастных периодов выделяют у детей?
    1. Три. 2. Пять. 3. Шесть.

  1. Возраст прорезывания первого молочного зуба?
    1. Пять месяцев. 2. Шесть месяцев. 3. Четыре месяца.

  1. Возраст прорезывания первого постоянного моляра:
    1. 7-8 лет. 2. 4 года. 3. 5-6 лет.

  1. Какая группа зубов отсутствует в молочном прикусе:
    1. клыки. 2. премоляры. 3. зубы мудрости .

  1. к какому возрасту молочный прикус меняется на постоянный:
    1. 10-11лет; 2. 17-18 лет; 3. 12-13лет.

  1. Возраст завершения формирования корня первого постоянного моляра:
    1. 10 лет. 2. 12 лет . 3. 15лет.

  1. Точка роста нижней челюсти:
    1. угол челюсти; 2. мыщелковый отросток; 3.тело челюсти

  1. Тип роста верхней челюсти:

1. Энхондральный; 2. перихондральный.

Ответы на тесты.