ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»
Пермь
пгпу
2008
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент кафедры методики
дошкольного воспитания ПКИПРО Л.В. Любимова
Автор-составитель:
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и
психологии Л.В. Коломийченко
Педагогика межнационального общения: учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост. Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 21 с. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика межнационального общения» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, список литературы.
Адресован студентам дневного и заочного отделения, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Коломийченко Л.В., составление, 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Педагогический университет», 2008
Содержание
I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………… |
4 |
1. Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………………….. |
4 |
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины ………………….. |
5 |
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля ……… |
5 |
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….. |
5 |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………….. |
6 |
4. Содержание курса …………………………………………………………….. |
8 |
5. Темы семинарских занятий ……………………………………………………. |
11 |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………………. |
15 |
6.1. Список литературы ……………………………………………………… |
15 |
6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ……………………………………………….. |
16 |
6.3. Методические указания студентам ……………………………………. |
16 |
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций ……………………………………….. |
20 |
I. Рабочая программа дисциплины
Современная социально-экономическая ситуация развития системы образования претерпевает существенные изменения.
Тенденция гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса предполагает разработку и внедрение новых учебных курсов по различным циклам дисциплин, имеющим отношение к гуманитарным и социально-экономическим, общепрофессиональным проблемам подготовки педагогических кадров. Одним из новых направлений работы по предмету «Педагогика» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является «Педагогика межнационального общения». Данное направление связано с усилением внимания к проблемам формирования межэтнической культуры, потребность в которой обусловлена рядом причин: усиливающимися проявлениями национализма и шовинизма, распадом многонациональных государств, межэтническими войнами и др.
Фундаментальной основой культуры межнационального общения является высокий уровень духовности каждого человека и общества в целом, что обеспечивается приобщением людей к совей национальной культуре, осознанием ее самобытности, значения в общем процессе цивилизации.
Современные нормативные документы в области образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) определяет ведущие линии воспитания человека нового поколения, одной из важнейших направлений которого является формирование этики межэтнического общения, межнациональная толерантность, обеспечивающее свободное вхождение в мировое общение.
Программа по данной дисциплине рассчитана на студентов первого курса дневного и заочного отделения, содержит как теоретический, так и практический материал, способствующий более целенаправленному восприятию общих основ педагогики.
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Основная цель курса состоит в содействии формированию компетентности специалистов в области психологии и социологии национальных отношений, становлению основ межнациональной толерантности.
Задачи:
- способствовать овладению знаниями о специфике предмета, особенностях национальных проявлений людей разных этнических культур;
- актуализировать потребности и интерес к этике межэтнического общения;
- воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей;
- формировать национальное самосознание, уважение к традициям и обычаям русской традиционной культуры;
- способствовать овладению методами этносоциологического исследования и становлению практических навыков анализа различных форм работы с детьми по патриотическому и интернациональному воспитанию.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате освоения курса студент должен:
иметь представления: о сущности этничности, ее структурных компонентах и основных характеристиках; об этническом самосознании как субъективированной форме проявления этничности; этнической самоидентификации как основном механизме формирования этничности;
знать: воспитательные возможности этнической культуры, цели, задачи и основные подходы к процессу формирования культуры межнационального общения;
уметь: определять наиболее оптимальные методы проведения этносоциального исследования, качественно интерпретировать его результаты;
приобрести навыки: диагностики и анализа педагогического процесса (его частей) использования элементов этнической культуры в практике организации работы по формированию межнациональной толерантности;
овладеть опытом: включения в педагогический процесс, публичного выступления, аргументации и доказательства позиции, положения; работы с научной литературой, самоорганизации самостоятельной работы с учебным материалом.
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов по формам обучения |
|
Очная |
Заочная |
|
номера семестров |
1 |
2 |
аудиторные занятия: |
40 |
12 |
лекции |
20 |
6 |
семинарские занятия |
20 |
6 |
самостоятельная работа |
40 |
68 |
всего часов на дисциплину |
80 |
80 |
виды контроля |
Зачет 1 |
Зачет 2 |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения дневная
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоя-тельная работа |
|||
Лекции |
Семинары |
|||
Тема 1. Основные задачи курса. Актуальные проблемы межнационального общения. |
4 |
4 |
|
|
Тема 2. Современное этносоциальное развитие России. |
2 |
2 |
|
|
Тема 3. Проблемы современного национального развития общества |
2 |
2 |
|
|
Теам 4. Межнациональное общение и межнациональнве конфликты. |
2 |
2 |
|
|
Тема 5. Сущность и функции этничности. |
2 |
2 |
|
|
Тема 6. Этничность и национальное самосознание. |
2 |
2 |
|
|
Тема 7. Поликультурное образование в современной школе. |
4 |
|
4 |
|
Тема 8. Народная, национальная и этническая культура как программно-целевая, содержательная и технологическая основа формирования межнациональной толерантности. |
12 |
4 |
|
8 |
Тема 9. Система воспитания культуры межнационального общения, межэтнической толерантности в целостном педагогическом процессе. |
12 |
|
4 |
8 |
Тема 10. Зарубежный и отечественный опыт воспитания культуры межнационального общения. |
10 |
2 |
|
8 |
Тема 11. Воспитание культуры межнациональных отношений в народной педагогике. |
4 |
|
4 |
|
Тема 12. Воспитание межнациональной толерантности во внеклассной работе. |
12 |
|
4 |
8 |
Тема 13. Методы, процедура и техника этносоциологического исследования. |
12 |
|
4 |
8 |
ИТОГО: |
80 |
20 |
20 |
40 |
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоя-тельная работа |
|||
Лекции |
Семинары |
|||
Тема 1. Основные задачи курса. Актуальные проблемы межнационального общения |
1 |
1 |
|
|
Тема 2. Современное этносоциальное развитие России |
1 |
1 |
|
|
Тема 3. Проблемы современного национального развития общества |
1 |
1 |
|
|
Тема 4. Межнациональное общение и межнациональнве конфликты |
|
|
||
Тема 5. Сущность и функции этничности |
|
|
||
Тема 6. Этничность и национальное самосознание |
1 |
1 |
|
|
Тема 7. Поликультурное образование в современной школе |
1 |
1 |
|
|
Тема 8. Народная, национальная и этническая культура как программно-целевая, содержательная и технологическая основа формирования межнациональной толерантности |
14 |
|
|
14 |
Тема 9. Система воспитания культуры межнационального общения, межэтнической толерантности в целостном педагогическом процессе |
18 |
|
4 |
14 |
Тема 10. Зарубежный и отечественный опыт воспитания культуры межнационального общения |
12 |
|
|
12 |
Тема 11. Воспитание культуры межнациональных отношений в народной педагогике |
1 |
1 |
|
|
Тема 12. Воспитание межнациональной толерантности во внеклассной работе |
14 |
|
|
14 |
Тема 13. Методы, процедура и техника этносоциологического исследования |
16 |
|
2 |
14 |
ИТОГО: |
80 |
6 |
6 |
68 |
4. Содержание курса Тема 1. Основные задачи курса. Актуальные проблемы межнационального общения
Основные задачи курса: овладение знаниями о специфике предмета, особенностях национальных проявлений людей разных этнических культур; актуализация потребности и интереса к этике межэтнического общения; воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей; становление национального самосознания, уважения к традициям и обычаям русской традиционной культуры; овладение методами этносоциологического исследования; становление практических навыков анализа различных форм работы с детьми по патриотическому и интернациональному воспитанию.
Актуальность проблемы межэтнического общения. Этнические конфликты (социальные, статусные, территориальные, сецессионные).
Неприязнь к другим народам: особенности ее проявления, причины возникновения. Эмиграция, ее причины, особенности адаптации людей в других национальных культурах, сложность установления межэтнических контактов. Проблемы межнационального общения в теории и практике образовательного процесса.
Тема 2. Современное этносоциальное развитие России
Современное этносоциальное и этнополитическое развитие России. Государственная национальная политика в Российской федерации. Этнодемографический состав населения России и Пермского края. Основные религии и их распространение на территории России. Народы Прикамья, их материальная и духовная культура.
Тема 3. Проблемы современного национального
развития общества
Хозяйственно-культурное, духовное и идеологическое многообразие «ременной цивилизации. Проблемы национального образования и воспитания в Российской Федерации. Государственная национальная политика в РФ (концепции, законодательные акты).
Тема 4. Межнациональное общение
и межнациональнве конфликты
Межнациональное общение и межнациональные конфликты. Сущность и основные формы межэтнических коммуникаций. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе. Специфика этнических конфликтов и их причины. Пути предупреждения и регулирования этнических конфликтов.
Тема 5. Сущность и функции этничности
Сущность этничности, ее структурные компоненты, их основные характеристики. Функции этничности (регулятивная, информационная, защитная, инструментальная, мотивационная).
Тема 6. Этничность и национальное самосознание
Этничное самосознание как субъектированная форма проявления этничности. Особенности национального самосознания: осознание принадлежности к определенной нации, представление о ее свойствах как единого целого с общим историческим прошлым, «привязанным» к определенной территории, осознанное отношение к ценностям своего народа и ориентация на них в практической деятельности.
Структура национального самосознания: этническая идентификация; национальный характер; установки, определяющие направленность этнических отношений; социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к отдельным элементам этнической культуры, этностереотипы, этнически обусловленные модальные ценности.
Сущность этнической самоидентификации. Единство процессов этнодифференциации и этноконсолидации. Основание этнической самоидентификации, ее генезис, условия развития. Влияние окружающей среды и целенаправленного воспитания на процесс этнической самоидентификации.
Основные показатели национального характера, их проявления в языке и фольклоре, в ситуативном самовыражении, в обычаях и традициях.
Этностереотипы: их сущностная характеристика, специфика возникновения, условия становления. Значение этностереотипов в межнациональной коммуникации. Разновидности этнических стереотипов: автостереотипы, гетеростереотипы. Этнически обусловленные модальные ценности.
Тема 7. Поликультурное образование в современной школе
Национальная культура в воспитательном процессе. Этнокультурное образование в многонациональном регионе. Основные принципы и идеи российской этнопедагогики. Поликультурное образование в зарубежной школе. Воспитание культуры межнационального общения.
Тема 8. Народная, национальная и этническая культура как программно-целевая, содержательная и технологическая основа формирования межнациональной толерантности
Народная, национальная и этническая культура: их сущность, основные структурные элементы (преимущественные виды деятельности и занятий, специфика орудий и инструментов, жилище и его устройство, особенности обихода, национальная одежда, традиционная народная кухня, семейный быт, брачные обряды, специфика народного творчества).
Общие и отличительные характеристики разных видов культур. Связь уровня цивилизации с проявлениями народной, национальной и этнической культуры. Роль и место народной, национальной и этнической культуры в организации педагогического процесса.
Тема 9. Система воспитания культуры межнационального общения, межэтнической толерантности в целостном педагогическом процессе
Система воспитания культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости и межэтнической толерантности в целостном педагогическом процессе. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения. Поликультурное образование в современной школе. Содержание, формы, методы и средства воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Концептуальные основания разработки системы формирования культуры межэтнического общения. Этнос как фактор социализации. Значение межэтнической идентификации в процессе воспитания. Витальные и ментальные этнические потребности. Социализация в условиях влияния нескольких этносов. Позитивные и негативные следствия вхождения человека в новую этническую группу, необходимость их учета в педагогическом процессе. Типы межкультурных контактов, их влияние на общее психическое и личностное развитие. «Культурные ассимиляторы» – программы социального развития в условиях разноэтнических объединений. Формирование культуры межэтнического общения в условиях целенаправленного воспитания. Интерсоциальное, интеррасовое, интернациональное воспитание.
Тема 10. Зарубежный и отечественный опыт воспитания
культуры межнационального общения
Формирование межнациональной толерантности и культуры межнационального общения как одно из важнейших направлений государственной образовательной политики. Основные подходы к организации работы по формированию межнациональной толерантности в разных странах: отличительные черты и общие основы становления культуры межнационального общения в Российской системе образования и в образовательной деятельности за рубежом.
Тема 11. Воспитание культуры межнациональных
отношений в народной педагогике
Народная педагогика о воспитании национального самосознания, межэтнической толерантности и патриотизма. Использование народных идеалов в воспитательном процессе. Традиционные идеи гостеприимства, радушия и приветливости как общечеловеческие ценности в народной педагогике. Воспитание патриотизма в народной педагогике.
Тема 12. Воспитание межнациональной
толерантности во внеклассной работе
Воспитательная работа как одно из направлений образовательного процесса. Основные направления организации воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения. Программно-целевые, содержательные и технологические аспекты решения задач формирования межнациональной толерантности во внеклассной работе.
Тема 13. Методы, процедура и техника
этносоциологического исследования
Этничность как объект эмпирического исследования. Предмет исследования: влияние этнического фактора (этнической идентичности) на весь спектр мотивов, установок, ценностных ориентаций, фактов социального поведения; собственно этническая самоидентификация; уровень и направленность межэтнических отношений; национальный характер; традиции, обычаи, ритуалы.
Обоснование специфики подходов к изучению феномена этничности:
- эмоционально-чувственный характер проявлений;
- отношение данной категории к интимным, сокровенным проявлениям человека;
- мифологизация всего этнического;
- идеологизация этничности.
Специфика организации этносоциального исследования. Анкетирование. Этнический статус респондента. Этническое «Я». Этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки. Этнические отношения. Этнические стереотипы. Этническая культура.
5. Темы семинарских занятий
Тема 7. Поликультурное образование в современной школе
Занятие 1.Особенности формирования межнациональной толерантности в поликультурных образовательных системах.
Форма занятия:семинарское.
Вопросы для обсуждения:
- Национальная культура в воспитательном процессе
- Этнокультурное образование в многонациональном регионе
- Поликультурное образование в зарубежной школе
- Воспитание культуры межнационального общения
Задания:
- Раскройте сущностные характеристики национальной культуры, этнокультурного и поликультурного образования.
- Подготовьте выступление о культуре своего народа, нации, представителями которой вы являетесь. Приведите примеры традиций, обрядов и др., которые сохраняются в вашей семье.
- Выделите особенности поликультурного образования в Пермском крае. Аргументируйте свою точку зрения.
Литература:
- Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIХ-ХХ вв. // Педагогика. – 1999. – №5. – С. 89-93.
- Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. – 1996. – № 5. – С. 3-9.
- Владыкина В.А. Концептуальные проблемы национального образования в Советской России // Педагогика. – 2000. – №10. – С. 70-75.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3-10.
- Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 37-40.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 3-11.
- Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. З-9.
Тема 9. Система воспитания культуры межнационального общения, межэтнической толерантности в целостном педагогическом процессе
Занятие 1.Воспитание патриотизма и интернационализма в целостном педагогическом процессе.
Форма занятия:семинарское.
Вопросы для обсуждения:
- Патриотизм и интернационализм – важнейшие моральные качества человека, их сущность и значение для личностного развития.
- Задачи, задачи и содержание воспитания патриотизма и интернационализма.
- Технологические аспекты воспитания патриотизма и интернационализма.
Задания:
- Познакомьтесь по выбору с одной из статей, предложенных в списке литературы, сделайте ее краткий конспект, анализ статьи, составьте аннотацию.
- На основе анализа нескольких статей подготовьте реферативное общение по одной из тем: «Проблема воспитания культуры межнациональных отношений в современной педагогике»; «Национальное образование в современной школе».
- Покажите взаимосвязь воспитания культуры межнационального общения и патриотизма с гражданским и нравственным воспитанием.
Литература:
- Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 30-35.
- Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: материалы круглого стола // Педагогика. – 2000. – №5. – С. 41-58.
- Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 11-15.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 24-30.
Тема 11. Воспитание культуры межнациональных отношений в народной педагогике
Занятие 1. Воспитание патриотизма и интернационализма в народной педагогике.
Форма занятия:семинарское.
Вопросы для обсуждения:
- Народные традиции в нравственном воспитании
- Идеал человека в народной педагогике
- Патриотическое воспитание школьников (на основе пословиц, поговорок и др.).
- Воспитание культуры межнациональных отношений в народной педагогике (на основе традиций, пословиц и др.)
Задания:
- Используя материалы журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», сделайте подборку внеклассных мероприятий с использованием идей народной педагогики.
- Покажите пути использования народной педагогики в современной школе.
- Приведите примеры использования идей этнопедагогики по книге А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». – Киев, 1994.
- Проанализируйте взаимосвязь народной педагогики и религиозной культуры.
Литература:
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.
- Даль В. Пословицы русского народа. – М., 1999.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1996. – С. 465-480.
- Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А.Сухомлинский // Советская педагогика. – 1991. – № 2.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. – 1982. – № 2. – С. 3-7.
- Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 65-68.
- Якубов Н. Педагогическая мудрость народа // Народное образование. – 1995. – № 2.
Тема 12. Воспитание межнациональной толерантности во внеклассной работе
Занятие 1.Организация взаимодействия субъектов педагогического процесса по формированию культуры межнационального общения во внеклассной работе.
Форма занятия:семинарское.
Вопросы для обсуждения:
- Воспитательная работа как одно из направлений образовательного процесса.
- Основные направления организации воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения.
- Программно-целевые, содержательные и технологические аспекты решения задач формирования межнациональной толерантности во внеклассной работе.
Задания:
- Составить план воспитательной работы классного руководителя на год по воспитанию у учащихся (старшие классы) патриотизма, культуры межнационального общения.
- Разработать классный час по воспитанию у учащихся культуры межнационального общения, патриотизма. Можно использовать материалы журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель».
- Осуществить подбор литературных произведений, отражающих специфику взаимоотношений людей разных национальностей.
Литература:
- 50 сценариев классных часов. – М., 2000.
- Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXIвека? // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3-12.
- Жуковский И. Развитие культуры межнациональных отношений в полиэтнической среде региона // Воспитание школьников. – 2001. – № 6.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
- Настольная книга классного руководителя. – М., 2000.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. – С. 246-249.
- Спутник классного руководителя. – М., 2001.
Тема 13. Методы, процедура и техника этносоциологического исследования Занятие 1. Организация этносоциального исследования
Форма занятия:семинарское.
Вопросы для обсуждения:
- Сущность социологического исследования.
- Исследование этносоциальное: его цель, объект, предмет.
- Специфика организации этносоциального исследования.
- Требования к составлению анкет.
- Способы исследования этнического «Я».
- Определение этнических отношений.
- Особенности проявления национального характера.
- Возможности использования результатов этносоциального исследования в педагогическом процессе.
- Обработка результатов этносоциального исследования.
Задания:
- Изучить предложенную литературу.
- Разработать программу проведения этносоциального исследования по одному из показателей этничности.
- Провести этносоциальное исследование (по одному из показателей этничности) в группах гуманитарных и технических вузов.
- Обработать и произвести анализ полученных результатов.
- Сравнить данные разных респондентов.
- Подготовить выступление по (из вопросов, предложенных для обсуждения) (обоснование выбора показателя и анализ полученных результатов).
- Подготовить общий вывод о значении этносоциального исследования в организации педагогического процесса.
Форма отчетности: доклад по одному из вопросов (на выбор), письменный анализ результатов исследования.
Литература:
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
- Ильясов Ф.Н. Еще раз о языке респондента и языке анкеты // Социальное исследование. – 1987. – № 5.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Литература
Основная
- Агабян Н.Б. Формирование современной личности в поликультурной среде // Педагогическое образование и наука. – 2001. – № 4. – С. 48-57.
- Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие. М., Воронеж, 2006. 208 с.
- Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. Д.И. Латышиной. – М. 2004. – 320 с.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.
Дополнительная
- Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему).
– М.: Воронеж, 2003. – 240 с.
- Бромлей Ю.А. Очерки теории этноса. – М., 1983.
- Бромлей Ю.А. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. – М., 1987.
- Воспитание духовности: ценности и традиции. Доклады и тезисы Второй Всероссийской конференции 15 апреля 1999 г. / под ред. С.В. Рыбакова. – Екатеринбург, 1999.
- Дробижева Л.М. Этносоциология // Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М., 1995.
- Ильин И.А. О России. – М., 1991.
- Ильясов Ф.Н. Еще раз о языке респондента и языке анкеты // Социальное исследование. – 1987. – № 5.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.
- Козлов В.И. О понятии этнической общности // СЭ. – 1967. – № 2.
- Козлов В.И. Самосознание этническое // Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.
- Козлов В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры // СЭ. – 1979. – № 3.
- Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. – М., 1971.
- Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000.
- Куприянов А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. – М., 1971.
- Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. – М., 2003.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. – № 4.
- Лосский Н.О. Характер русского народа / Условия абсолютного добра. – М., 1992.
- Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // СЭ. – 1981. – № 2.
- На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г. Асмолов. – М., 2002. – 255 с.
- Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.
- Панферов В.Н. Классификация психологических качеств человека // Практическая психология. – СПб., 1996.
- Першиц А.И. Традиции // Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.
- Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. – СПб., 1993.
- Поташник М. Лавина с гор, или на пути к толерантному сознанию: о профилактике национального экстремизма среди учащихся // Народное образование. – 2001, № 6. – С. 45-49.
- Русские. Этносоциологические очерки / Под ред. А.В. Арутюняна. – М., 1992.
- Семенова М. Мы – славяне. – СПб., 1997.
- Сикевич З.В. Расколотое сознание. – СПб., 1996.
- Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М., 1996.
- Сорокин П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство // Этнополитический вестник России. – 1992. – № 2.
- Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в пост коммунистическом обществе // Вопросы социологии. – 1993.– № 1-2.
- Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / под ред. Л.Н. Парамоновой. – М., 1994.
- Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культура. – М., 1985.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программы. Методы. – М., 1990.
6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- Компьютерное и мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций лекционного содержания курс.
- Видео-средства для просмотра фрагментов образовательного процесса в образовательном учреждении,
6.3. Методические указания студентам
Курс «Педагогика межнационального общения» является дисциплиной регионального компонента. Изучение основных тем дисциплины осуществляется студентом на лекциях, семинарских занятиях, в ходе выполнения заданий к самостоятельной работе.
Подготовка к лекции включает в себя работу с основными понятиями изучаемой темы, подготовку вопросов для преподавателя по наиболее сложным моментам темы.
Подготовка к семинарским занятиям требует систематической работы в течение всего периода изучения курса. Тематика семинарских занятий не дублирует собой содержания т тем лекций, поэтому важно основательно и детально разобраться в учебном материале. С темой семинарского занятия, его задачами и требованиями к освоению содержания необходимо знакомиться заранее, чтобы уточнить у преподавателя неясные детали, получить необходимую консультацию. При отборе источников для подготовки в первую очередь необходимо ориентироваться на список основной литературы. В то же время, эта литература не исчерпывает собой всего учебного содержания, которое следует усвоить, поэтому важно использовать дополнительную литературу, обеспечивающую своим содержанием уточнение, углубление, конкретизацию учебной информации.
Работая на семинарском занятии, следует быть активным в обсуждении вопросов и заданий; объективным и доброжелательным в критических замечаниях коллегам по обсуждению, проявлять способность к конструктивным решениям, своевременно вносить в материалы семинара уточнения, записывать выводы; использовать возможности семинарского занятия для приобретения опыта ведения дискуссии, умения построить краткое и яркое выступление.
Самостоятельная работа студентов предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50% (при дневной форме обучения) и 70% (при заочной форме обучения) общего количества часов и является обязательной формой изучения курса. Ее цель состоит в обеспечении более глубокого усвоения изучаемого курса и ориентации студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы составлены по темам, не предусмотренным аудиторными занятиями и требуют дополнительной проработки и анализа рассматриваемого на лекциях учебного материала. Задачи и содержание заданий для самостоятельной работы включают в себя разные виды работ.
Выполнение заданий к самостоятельной работе должно носить систематический характер и осуществляться параллельно изучаемой теме курса. Последовательность выполнения заданий такая же, как и при подготовке к семинарским занятиям. Объем одного задания к самостоятельной работе рассчитан на 8 академических часов по дневной форме обучения и 12-14 часов по заочной форме обучения.
Все материалы по семинарским занятиям и самостоятельной работе необходимо оформлять в отдельных папках, где указывается тема занятия. В такую папку студент вкладывает конспекты источников, карты-схемы, глоссарий по теме, письменные ответы на вопросы, письменные решения педагогических задач (то, есть формы отчетности).
Разделы и темы для самостоятельного изучения |
Виды и содержание самостоятельной работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Народная, национальная и этническая культура как программно-целевая, содержательная и технологическая основа формирования межнациональной толерантности. |
Задания для изучения темы: 1. Раскрыть сущность и воспитательные возможности народной, национальной и этнической культуры в формировании межнациональной толерантности. 2. Определить основные элементы национальной культуры и дать их содержательное описание по одной национальности на выбор. 3. Посетить этнографический музей в ОУ. Оценить представленные в нем экспонаты с позиции наличия разных структурных элементов национальной культуры. 4. Осуществить анализ имеющихся в образовательных учреждениях программ и технологий по основным параметрам: — цели и задачи работы; — представленность в содержании разных видов социальной культуры (народной, национальной, этнической); — многообразие форм и методов работы с учащимися; — наличие мониторинга определения эффективности работы. Формы отчетности: — анализ программ и технологий, — анализ содержания деятельности этнографического музея. Литература: Основная 1. Агабян Н.Б. Формирование современной личности в поликультурной среде // Педагогическое образование и наука. – 2001. – № 4. – С. 48-57. 2. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие. – М., Воронеж, 2006. – 208 с. 3. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. Латышиной Д.И. – М., 2004. – 320 с. 4. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб.,1999. Дополнительная
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Система воспитания культуры межнационального общения, межэтнической толерантности в целостном педагогическом процессе. |
Задания для изучения темы: 1. Составить схему организации педагогического процесса, направленного на формирование межэтнической толерантности. 2. Разработать текст консультации для педагогов образовательных учреждений по актуальным проблемам формирования культуры межнационального общения. 3. Организовать проведение консультации с педагогами. 4. Осуществить анализ конспектов уроков по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Русская литература», определить в них наличие задач по формированию культуры межнационального общения. Формы отчетности: — схема педагогического процесса, — текст конскльтации, — справка о проведении консультации в образовательном учреждении, — анализ конспектов уроков. Литература: Основная
Дополнительная
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Зарубежный и отечественный опыт воспитания культуры межнационального общения. |
Задания для изучения темы: 1. Осуществить анализ центральных периодических изданий за последние 5 лет (4 издания на выбор студента), составить картотеку статей по проблемам культуры межнационального общения. 2. Написать реферат по теме: «Культура межнационального общения в системе образования …» (страна на выбор). 3. Заполнить карту-схему «Специфика формирования культуры межнационального общения в разных странах».
Формы отчетности: — картотека статей, — реферат, — карта-схема. Литература Основная
Дополнительная Статьи в периодических изданиях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12. Воспитание межнациональной толерантности во внеклассной работе. |
Задания для изучения темы: 1. Написать сочинение «Формирование этнической толерантности в мои школьные годы». 2. Разработать внеклассное мероприятие по формированию этнической толерантности (цели, задачи, организация, материал и оборудование), провести его в образовательном учреждении. 3. Провести тренинг «Учимся толерантности». 4. Разработать проект использования художественной литературы (народных и авторских произведений) в формировании культуры межнационального общения. Примечание: описание тренингов представлено в источнике № 20 (дополнительная литература). Формы отчетности: — сочинение, — конспект внеклассного мероприятия, справка о его проведении, — самоанализ и справка о проведении тренинга, — проект. Литература: Основная
Дополнительная
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 13. Методы, процедура и техника этносоциологического исследования. |
Задания для изучения темы: 1. Разработать анкету для проведения этносоциологического исследования. 2. Провести этносоциологическое исследование, проанализировать и интерпретировать полученные результаты. 3. Разработать рекомендации по коррекции педагогического процесса на основании полученных результатов. 4. Подготовить выступление по результатам исследования, представить его на методическом объединении педагогов. Примечание: для разработки анкеты использовать источник № 4 из основной литературы. Формы отчетности: — анкета, — анализ результатов анкетирования, — рекомендации педагогам, — текст выступления, — справка о выступлении. Литература: Основная 1. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.,1999. Дополнительная
|
II. Материалы, устанавливающие содержание
и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций
Зачет по дисциплине проводится на основании систематического посещения лекций, выполнения студентом заданий к семинарским занятиям и по самостоятельной работе.
Методическое издание
педагогика межнационального общения
Учебно-методический комплекс курса
Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»
Автор-составитель:
Коломийченко Людмила Владимировна
2