ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ____________________ / Мальцева О.А./

«______"___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии (________________) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 38 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г. В./

«______"___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (____________)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./

«______"_____________2011 г.

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______"_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ____________________ / Мальцева О.А./

«______"___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии (________________) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 38 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г. В./

«______"___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (____________)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

6 стр., 2934 слов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая

... ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева» социально-психологический ... группам (ПК-4); быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов ...

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./

«______"_____________2011 г.

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______"_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Мальцева Ольга Анатольевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения

Тюменский государственный университет

Мальцева О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 38 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогическая конфликтология [электронный ресурс] / Режим доступа: www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г. В., к.психол.н, доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Мальцева О.А., 2011.

Мальцева О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 38 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогическая конфликтология [электронный ресурс] / Режим доступа: www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г. В., к.психол.н, доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Мальцева О.А., 2011.


Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины :

Цель курса: формирование умений и навыков у будущих педагогов-психологов в области системных знаний по организации деятельности педагога-психолога по предупреждению и управлению конфликтами. Повышение конфликтологической компетентности.

Задачи дисциплины:

1) овладеть системой основных понятий и категорий педагогической конфликтологии;

2) получить сведения об истории возникновения данного направления в психологии, этапах его становления, новых направлениях и тенденциях развития;

3) овладеть основными навыками диагностики конфликтов, их прогнозированию;

4) сформировать представления о профессиональной этике посредничества;

5) сформировать представления о современных проблемах педагогики толерантности и раскрыть основные тенденции в развитии современной педагогики толерантности;

6) овладеть умениями построения эффективного общения среди субъ­ектов образовательного процесса на основе проектирования.

Структура и трудоемкость дисциплины

Дисциплина «Педагогическая конфликтология» изучается на 2 курсе в течение 3 семестра. Форма промежуточной аттестации — экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 108 часов, из них 54 часа аудиторной работы (18 часов лекционных занятий, 36 часа практических) и 54 часа самостоятельной работы.

Таблица 1

Тематический план

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час Итого часов по теме Из них в интерактивной форме Итого количество баллов
Лекции Практические, семинарские занятия, час Самостоятельная работа, час
Модуль 1
1.1 Введение в проблематику конфликтологии. Объект, предмет, цель и задачи курса. История конфликтологии 1−2 0 — 2
1.2. Конфликт: понятие, структура, динамика, анализ, типология 3−6 0 — 10
1.3. Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные и групповые 1−6 0 — 18
Всего 0 — 30
Модуль 2
2.1. Педагогические конфликты: особенности причины, типология 7−12 0 — 8
2.2. Педагогика толерантности 8−12 0 — 12
2.3 Деятельность педагога по построению эффективного общения 0−10
Всего 0 — 30
Модуль 3
3.1. Конфликтологические подходы и технология разрешения конфликтов 13−16 0 — 20
3.2. Технология и психология ведения межличностных перего­воров 16−18 0 — 12
3.3. Управление стрессами для предупреждения конфликтов 13−18 0 — 8
Всего 0 — 40
Итого (часов, баллов): 0 — 100
Из них в интерактивной форме

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Итого количество баллов
собеседование ответ на семинаре контрольная работа тест реферат комплексные ситуационные задания
Модуль 1
1.1. 0 -1 0 -1 0 — 2
1.2. 0 — 2 0−8 0 — 10
1.3. 0 — 3 0−4 0−3 0−8 0 — 18
Всего 0 — 1 0 — 5 0 — 1 0 — 4 0 — 3 0−16 0 — 30
Модуль 2
2.1. 0 -1 0 -1 0 — 6 0 — 8
2.2. 0−2 0−2 0−8 0 -12
2.3 0−4 0−6 0−10
Всего 0 — 1 0 — 3 0 — 6 0 -4 0−2 0 — 14 0 — 30
Модуль 3
3.1. 0 — 1 0 — 2 0−18 0 — 20
3.2. 0 — 1 0 — 1 0−2 0−8 0 — 12
3.3. 0 — 4 0 -4 0 — 8
Всего 0 — 2 0 — 2 0 — 4 0 — 22 0 — 10 0 — 40
Итого 0 — 4 0 — 10 0 — 11 0 — 30 0−5 0 — 40 0 — 100

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1 Работа с литературой, источниками
1.1 Введение в проблематику конфликтологии. Объект, предмет, цель и задачи курса. История конфликтологии 0−2
1.2 Конфликт: понятие, структура, динамика, анализ, типология исследование смысловых рассогласований Составить картографию конфликта. 0−10
1.3 Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные и групповые. реферат Подобрать и обосновать методики длядиагностики внутриличностных межличностных конфликтов и конфликтов в организациях. 0−18
Всего по модулю 1:
Модуль 2 Работа с литературой, источниками
2.1. Педагогические конфликты: особенности причины, типология. реферат Подобрать и обосновать батарею тестов для определения профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивающих конструктивное взаимодействие. 0−8
2.2. Педагогика толерантности Провести самодиагностику толерантности 0−12
2.3 Деятельность педагога по построению эффективного общения Составление психол портрета актуализатора и манипулятора Презентация «Быть или иметь глазами школьников» 0−10
Всего по модулю 2:
Модуль 3 Работа с литературой, источниками
3.1 Конфликтологические подходы и технология разрешения конфликтов Использование различных технологий разрешения конфликтов;анализ собственного конфликта;сопровождение анализа конфликта одногрупника Проверка и сопровождение РЭТ у одногрупников; сочинение оды ир. верованию 0−20
3.2 Технология и психология ведения межличностных переговоров. Проаналировать реальный собственный переговорный процесс Создать дайджест по Фишеру Р., Юри Ф. «Путь к согласию или Переговоры без поражения» на тему «Позиционный и принципиальный подходы в переговорах». 0−12
3.3 Управление стрессами для предупреждения конфликтов Изучение собственные разрушающие переживания, губительное мышление. Отработка психологического самбо и информационного диалога при манипулировании и различных ситуаций нападения. 0−8
Всего по модулю 3:
ИТОГО:

Таблица 4

Тема 9. Управление стрессами для предупреждения конфликтов

Понятие и природа стресса, его сущность. Причины и источники стресса. Виды стрессов: хронический, острый, физиологический и психологический. Факторы, вызывающие стресс: организационные, внеорганизационные, личностные. Фазы развития стресса: мобилизация, дезадаптация, дезорганизация. Влияние темперамента на состояние стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Приемы выхода из стрессовых ситуаций. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Контроль эмоциональной сферы: охлаждение эмоций (приёмы: «зеркало», «устранение недопонимания», «глухая оборона», «словарь принца», «язык действий», «корректное выслушивание» и др.), контроль раздражений (приёмы; «заземление», «переключение», «выход чувств», «очищение», «проецирование», и т. д.).

Эмоциональная культура педагога. Влияние эмоциональных состояний педагога на эффективность профессиональной деятельности. Роль профессионального самосознания педагога в эмоциональной саморегуляции. Эмоциональная саморегуляция педагога в структуре психической саморегуляции. Способы эмоциональной саморегуляции: аутогенная тренировка, релаксация, суггестивные средства оптимизации состояния, эмоционально-волевая саморегуляция, дыхательные упражнения, профилактика эмоциональной напряженности.

Планы практических занятий

Практикум 1.

1. В группах по 3−4 человека обсудитьположительное и отрицательное воздействие конфликта

2.Анализ конфликтной ситуации.

Рассмотрение конкретных конфликтов, конфликтных ситуаций. Выделение морфологических единиц (конфликтанты, предмет конфликта, зона разногласий, представления конфликтантов, их действия).

Определение динамики развития конфликта. Анализ конфликта в логике В.А.Смехова.

3.Определение стратегии, стилей поведения в конфликте

Проведение индивидуальной психоди­агностики стратегии поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество (Томас-Килмен).

Обсуждение преимуществ и недостатков каждого из способов реагирования.

Общая характеристика стиля поведения. Индивидуальный стиль поведения в конфликте: партнёрский, прагматический, психозащитный, доминантный, контактный, самоутверждающийся.

Практикум 2.

1.Исследование собственных иррациональных верований, перевод их содержания в рациональные верования.

2.Используя метод РЭТ для изменения эмоциональной и поведенческой реакции сопроводить анализ конфликтной ситуации сокурсника.

Практикум 3.

Демонстрация (по запросу одного из студента) работы психолога-консультатнта с внутриличностными конфликтами клиентов, а именнодиалога с частями собственной личности (субличностью).

Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пыта­ясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности, используя алгоритмы психосинтеза Ассаджиоли.

Практикум 4.

1.Проведение ролевой игры по противостоянию двух команд «соперников» (руководители—подчиненные, администрация—профсоюз, ученики—учителя, продавцы—покупатели, отцы—дети и т. д., в зависимости от целевой аудитории), когда каждый из участников команды после группового обсуждения общего списка претензий предъявляет личную претензию представителю противоположной команды. При ответе на претензию учитывается как решение вопроса, так и эмоциональные составляющие этого процесса.

2.Исследовать с помощью рефлексии методические приемы, как помогающие проанализировать требования оппонентов друг к другу, выявить интересы сторон, выбрать эффективную стратегию поведения, подготовить предложения, направленные на принятие интегративного решения, так и мешающие.

Практикум 5.

1. Ролевая игра«Напои туземца». Исследование смысловых рассогласований как конфликтогена в логике А. Эллиса, рефлексия переживаний, вызванных смысловыми рассогласованиями.

Особое внимание уделяется осознанию психологической множе­ственности и субъективности трактовки практически любой ситуа­ции, когда каждый из участников видит ее только со своей точки зрения. Для этого вполне подходит работа в небольших группах по интерпретации содержания притчи (в качестве материалов для ин­терпретации вполне подойдет книга Н. Пезешкиана «Торговец и попугай»).

Анализируется неоднозначность понимания описан­ной ситуации и необходимость прояснения других возможных взглядов на нее.

Практикум 6.

Просмотр и обсуждение фильма «Эксреримент». Выявление феноменов межгруппового конфликта.

Практикум 7.

1.Разрешение педагогических ситуаций и действия в ней. Анализ конфликтов.

2.Контрольное тестирование по основным темам первого модуля.

Практикум 8.

1. Исследование контекстов собственных проявлений интолерантности.

2.Исследование уровня коммуникативной толерантности по методике В.В.Бойко.

3.Развивитие навыков толерантности за счет трансформации крайних интолерантных проявлений в толерантные.

Практикум 9.

1. Анализ в тройках черт личности педагога, являющиеся субъективными предпосылками конфликта, и на доске стро­ится классификация так называемых «конфликтных личностей» (де­монстративная, ригидная, неуправляемая, сверхточная, бесконф­ликтная и целенаправленно конфликтная).

2. Обсуждение того, какие профессиональные деформации и профессиональные кризисы педагога являются конфликтогенами.

3. Рассмотрение конфликтностипедагога в логике структуры личности в трансактном анализе Э. Берна. Понятие трансакции и их типы. Основные характеристики Родителя, Взрослого, Ребёнка. Алгоритм трансактного анализа конфликта.

Практикум 10.

1.Контрольное тестирование по основным темам второго модуля.

2.Отработка технологии разрешения конфликтов по переводу эмоционального содержания конфликтной ситуации на объективированный уровень.

Практикум 11.

1. Знакомство с принципами составления картографии конфликта. Анализ картографий конфликтов.

2.В малых группах разработать рекомендации по управлению конфликтом и сопоставить с содержанием рекомендаций Вердебера.

3. Вопросы для группового обсуждения в малых группах по технологии разрешения конфликтов:

-опишите эпизод конфликта, недавно пережитого вами. Как вы вели себя и как вел себя другой человек? Каков результат? Как вы себя чувствовали тогда? А сейчас? Можно ли было разрешить конфликт и прийти к лучшему результату?

-вспомните недавно пережитый конфликт, который вам удалось удачно разрешить. Какого типа был этот конфликт? Каков был стиль вашего поведения? Как вел себя человек, с которым был конфликт? В чем ваше поведение соответствует рекомендациям по преодолению конфликта? Что бы вы изменили, если бы могли переиграть ситуацию?

Практикум 12.

1. Знакомство с содержанием метода Декартовых координат для разрешения конфликтов.

2.Выполнить упражнение «Диаграмма ответственности «(по Р. СМИД «Групповая работа с детьми и подростками», М.: 2000)

Практикум 13.

1.Проведениеролевой игры на тему «День приема руководителя по личным вопросам», когда к «руководителю» организации приходят по личным конфликтным вопросам и претензиям «сотрудники». При анализе игры очень важно обратить внимание группы как на вербальные, так и на невербальные проявления конфликтного поведения (молчание, взгляд, поза, мимика, тон речи, резкие возражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие особенности манеры обращения и общения).

Кроме этого, результатом анализа может быть подведение итогов, касающихся негативных и, самое главное, возможных позитивных следствий каждой анализируемой ситуации для той и другой стороны взаимодействия. Обратить внимание на то, что именно во взаимодействии способствует снятию эмоционального напряжения, а что еще более его увеличивает. Соотнести произошедшее взаимодействие с принципами конструктивных переговоров, с конструктивными и неконструктивными способами решения конфликтов.

2. Рассмотрение ситуации переговоров с ограничен­ными ресурсами и претензиями сторон друг другу. Тема переговоров формулируется исходя из специфики и интересов группы. Важно обратить внимание на разграниче­ние интересов и позиций сторон, четкость их формулировок. Исследовать произошедшее через обобщающую схему конструктивных и неконструктивных спо­собов ведения переговоров.

3.Исследование как невербальных аспектов переговоров (эмоции, язык жестов), так и вербальных аспектов переговоров (выяснение интересов, аргументаций, противостояние манипуляциям).

Для этого — проведениеролевой игры на отработку навыков медиации. Например, сюжетом ролевой игры может быть ситуация, когда двое сотрудников отказываются совместно уча­ствовать в проекте (или супруги не желают продолжать совместную жизнь).

Задача руководителя (консультанта) — решить эту ситуацию, применяя необходимый алгоритм: выслушивание одной стороны, повторение этой точки зрения другой стороной, затем проведение этой же процедуры с точкой зрения другой стороны, прояснение руководителем совпадений точек зрения, нахождение общего и решение конфликта. Анализ результатов игры предполагает обращение к техникам установления контакта, активного слушания и аргументации, что по­зволяет всем участникам в полной мере понимать точку зрения коллег.

Практикум 14.

1.Отработка способов контроля эмоционального состояния в конфликтной ситуации и приемов саморегуляции с помощью моделирования в виде ролевой игре ситуации межличностного взаимодействия в педагогическом конфликте, а также межличностных претензий.

2. Фиксация на том, что с точки зрения личностного научения и развития именно «отрицательные» эмоции являются самым «положительным» и информативным фактором. Си­туации, в которых возникают такие эмоции, — это ситуации, к которым человеку нужно подойти наиболее внимательно.

Практикум 15.

1.Освоить техники цивилизованно противостоять нападению и манипуляции: техники психологического самбо (бесконечное уточнение, внешнего согласия, или «наведения тумана», испорченной пластинки, английского профессора), информационный диалог.

2. Выполнить упражнения :"Права человека","Я сделал бы это, если бы мог, но. «., «Я веду себя уверенно, если…» на развитие уважения к вашим основным правам и правам другого человека по (С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).

Практикум 16.

1. Исследовать уровень собственных психологических защит с помощью методики определения индекса жизненного стиля — профессора.И.Вассермана

2. Исследовать собственные копинг-стратегии.

Практикум 17.

1.Отработка технологий работа с собственными негативными эмоциями: страхом, гневом, обидой, разочарованием в логике саногенного (позитивного) мышления.

2.Рефлексия реально происшедшего конфликта. Этот вариант предполагает, что студенты находятся в относительной психологической безопасности, поскольку сюжет конфликта и поведение участника не становятся предметом обсуждения в группе. Информацией, имеющей конфиденциальный характер, участники обмениваются в диадах или в тройках, состав которых они могут контролировать.

Практикум 18.

1. Отработка навыков приведения себя в ресурсное состояние, управления рабочим стрессом, экологии критики.

2.Контрольное тестирование по основным темам третьего модуля.

Самостоятельная работа

Конфликт и манипуляция.

1. Выявить конфликтные паттерны в трансактной психологии, используя работу Э. Берна. Игры, в которые играют люди. — СПб., 1997. — с. 33 — 61

2. Проанализировать возникновение причин конфликта с позиций трансактной психологии.

3. Сравнить модели поведения актуализатора и манипулятора в конфликте, отметить позитивное и негативное в моделях поведения манипулятора и актуализатора по работе Эверетта Шострома «Анти- Карнеги или человек — манипулятор»

4. Выявить манипулятивное поведение учителей и учеников; обозначить актуализированные подходы в работе учителя; формы школьного ловкачества учеников, систему манипуляций учителей, с помощью которых они защищаются, (по работе Эверетта Шострома «Анти- Карнеги или человек — манипулятор»).

5.Изучить авторскую концепцию «цивилизованного» поведения цивилизованно противостоять нападению и манипуляции, представленную в книге Е.В. Сидоренко «Тренинг влияние и противостояния влиянию», СПБ, 2001

6.Изучить вербальные и невербальные проявления уверенности и неуверенности по учебно-методическому пособию для психологов О.А.Мальцевой «Формирование и развитие ответственного поведения у тинейджеров как основа психопрофилактики аддикций», Тюмень: ТОГИРРО, 2002.- 96 с.

7.Исследовать возможные рассогласования по смыслам, используя вопросник А.П. Егидеса.

8. Написать оду своему иррациональному верованию.

9. Освоить и представить в отчетах следующие технологии разрешения конфликтов:

10. Составить круг собственных субличностей. Провести диалог с частями собственной личности (субличностями) — агрессивными пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог с собственным чувством, например со страхом, частями или органами собственного тела, с воображаемым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности, используя алгоритмы психосинтеза Ассаджиоли.

11. Составить картографию конфликта.

12.Использование метода РЭТ для изменения эмоциональной и поведенческой реакции (анализ собственной конфликтной ситуации)

13.Проаналировать реальный собственный конфликт по следующим аспектам: выявление мотивации оппонентов, оценке приоритетов, оценке соотношения ресурсов конфликтующих сторон, обоснованию выбора стратегии взаимодействия, выработке взаимовыгодных предложений, разработке запасных вариантов.

14.Изучить собственные разрушающие переживания, губительное мышление.

15. Проанализировать реальный собственный переговорный процесс по следующим аспектам: изложение своей позиции, насколько были ассертивны спор, защита своих прав, просьба, отказ.

16.Подобрать и обосновать батарею тестов для определения профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивающих конструктивное взаимодействие.

17. Провести самодиагностику:

— диагностика социальной эмпатии Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.21−23

— зкспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.211−212

— диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2001. С.486−490.

18. Определение стратегии дискуссионного поведения.

19. Диагностика тактики ведения переговоров.

20. Выделите и обоснуйте законы конфликтологии по Паркинсону.

21. Подобрать и обосновать методики для диагностики внутриличностных, межличностных конфликтов и конфликтов в организациях.

22. Работа с собственными негативными эмоциями: страхом, гневом, обидой, разочарованием в логике саногенного (позитивного) мышления.

23. Выделить ключевые положения в таких первоисточниках, как

a) В. С, Мерлин Развитие личности в психологическом конфликте.

b) Б. И. Хасан Природа и механизмы конфликтофобии

c) М.М.Рыбакова.Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов

d) Е. Мелибруда Поведение в ситуации конфликта.

e) Дж. Г. Скотт/Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации

f) К. Хорни Базисный конфликт

g) используя Хрестоматию по конфликтологии.

24. Исследовать собственные стратегии при манипулировании и различных ситуаций нападения внешнего мира. Используя психологический тренажер для психологического самбо и информационного диалога (аппарат для тренировки психологических реакции) при манипулировании и различных ситуаций нападения.

25. Создайте дайджест (краткий — до 5 страниц, структурированный, хорошо упакованный пересказ основного содержания, который в дальнейшем может использовать на практике другой человек) первой главы книги книги Фишера Р., Юри Ф. «Путь к согласию или Переговоры без поражения» на тему «Позиционный и принципиальный подходы в переговорах». Раскройте содержание каждого из принципов Гарвардского проекта по переговорам.

Перечень примерных вопросов к экзамену

1. Предмет, объект, задачи конфликтологии.

2. Причины межличностных конфликтов.

3. Типология конфликтов.

4. Управление межличностными и межгрупповыми конфликтами.

5. Возникновение и развитие конфликтологии. Конфликтология в России.

6. Классификация межличностных конфликтов.

7. Анализ конфликтной ситуации.

8. Профилактика конфликтов в организациях.

9. Постфрейдистские концепции и конфликт.

10. Сотруднический стиль разрешения конфликта.

11. Процесс развития конфликта.

12. Причины и стимулы конфликта. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликта.

13. Управление конфликтами.

14. Возрастные различия и конфликт. Кризис возраста.

15. Искусство ведения переговоров. Требования к участникам переговоров.

16. Конфликтные личности.

17. Стратегия движения к согласию.

18. Фрейдистский подход конфликтологии.

19. Характерологические различия и конфликт.

20. Техника ведения переговоров.

21. Особенности межличностных конфликтов. Взаимосвязь межличностных, внутриличностных и межгрупповых конфликтов.

22. Функции медиатора по разрешению конфликтов.

23. Педагогические конфликты: особенности, причины, типология.

24. Деятельность педагога по построению эффективного общения

25. Интолерантные формы поведения педагога.

26. Интолерантность как конфликтоген.

27. Особенности интолерантной личности

28. Деятельность педагога по построению эффективного общения

29. Управление стрессами для предупреждения конфликтов

30. Толерантность как система отношений и ценностная ориентация.

31. Торговый стиль управления конфликтом.

32. Конфликтные паттерны в трансактной психологии.

33. Стратегии поведения в конфликте.

34. Конфликт и манипуляция. «Цивилизованные» способы противостояния нападению и манипуляции.

35. Анатомия конфликта, его структурные элементы.

36. Гендерные различия как фактор возникновения конфликтов.

37. Внутриличностные конфликты.

38. Функции конфликта (деструктивная, конструктивная).

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Объясните содержание понятий: конфликт, конфликт латентный, конфликт социальный, конфликт педагогический, конфликтёры, конфликтологические умения.

2. В каких формах шло накопление знаний о конфликтах?

3. Когда начала складываться конфликтология как отдельная об­ласть научных исследований?

4. Вклад зарубежных и российских мыслителей 19 — 20 вв. в разра­ботку теории конфликтов (Р.Дарендорф, Л. Козер).

5. Охарактеризуйте методы конфликтологии, направления в разра­ботке теории конфликта.

6. Как описываются конфликты.

7. Охарактеризуйте взаимосвязь образовательных учреждений и социума.

8. Какие виды социальных конфликтов можно выделить?

9. Особенности социальных конфликтов в современной России.

10. Опишите демократические технологии управления конфликтами в действии.

11. Конфликт как социальный феномен. Что это означает?

12. Особенности субъектов образования во взаимодействии.

13. В чём суть конфликтных ситуаций в младших классах?

14. Каковы особенности конфликтных взаимодействий с учащимися (подростками) старших классов.

15. В чём специфика конфликтных взаимодействий в системах «учитель — учитель», «учитель — администратор», «учитель — классный руководитель».

16. Особенности конфликтно — стрессовых ситуаций в ВУЗе.

17. Опишите, каковы типичные перцептивные ошибки педагога в конфликте?

18. Ответьте на вопрос, «как педагогический имидж влияет на эффективное общение» по книге Шепеля В.М. Имиджиология, М, 1994.

19. Какова сущность источников педагогических конфликтов.

20. Охарактеризуйте сущность педагогической агрессии.

21. Охарактеризуйте сущность понятий конфликтологическая и коммуникативная компетентность.

22. На конкретных примерах образовательного процесса покажите субъективность оценки взаимоотношений в различных системах («учитель — ученик», «учитель — администратор»).

23. Охарактеризуйте возможность стадий поведения субъектов образования.

24. Как влияют критические жизненные ситуации, девиантность, депривация на характер общения субъектов образования?

25. Какие виды конфликтов обозначены в литературе?

26. Охарактеризуйте межличностные конфликты, групповые.

27. Покажите особенности педагогических конфликтов; охарактеризуйте их виды, приведите примеры.

28. В чём суть межкультурных конфликтов?

29. Раскройте сущность различных форм социального поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежа­ние, приспособление).

30. Сравните различные стили поведения педагогов (вдохновляющий, социализирующий, теоретизирующий, дисциплинирующий).

31. В чём сущность модели построения взаимоотношений в виде конкурентных отношений.

32. Ваше отношение к законам Паркинсона.

33. Охарактеризуйте четыре этапа конфликта.

34. Рассмотрите конфликт как динамический процесс.

35. Охарактеризуйте методы контроля эмоциональной сферы.

36. Назовите и охарактеризуйте методы контроля раздражений.

37. В чём сущность четырёхшагового метода решения конфликтов.

38. Опишите особенности подготовки принципиальных перегово­ров.

39. Расскажите об организации анализа конфликтов.

40. Опишите технологии поведения учащихся, учителей, педагогов, студентов в конфликте и конфликтных ситуациях. Поделитесь своими наблюдениями.

41. Какие пути, способы можете предложить для преодоления коммуникативных барьеров?

42. В чём суть режиссурной педагогики. Роль режиссурной педагогики в построения эффективного общения?

43. Перечислите и охарактеризуйте способы анализа конфликтных ситуаций.

44. Каковы особенности взаимодействия через анализ поступка?

45. Перечислите наиболее распространённые формы обращения педагога к обучающимся на практике.

46. Какие требования необходимо учитывать при проектировании характера и форм общения?

47. Какие методы воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации вам известны? А методы взаимодействия?

48. Оценка как один из фактов обострения взаимоотношений субъектов образования.

49. Какие виды новаций в образовании вам известны?

50. Всегда ли новации дают позитивный результат?

51. Почему педагоги сопротивляются новациям?

52. Какие новации помогают построению эффективного общения?

53. Почему учащиеся легче воспринимают новации, чем педагоги?

Предполагаемые темы НИРС

Организация психологического сопровождения производственных процессов с целью профилактики возникновения деструктивных конфликтов.

· Педагогический конфликт: структура, причины возникновения, способы профилактики и урегулирования.

· Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

· Система повышения конфликтологической компетентности сотрудников.

· Эмоциональное выгорание учителя как фактор возникновения конфликтов.

· Конфликты в коллективе и средства их преодоления.

· Модернизация и глубинный конфликт ценностей в современном обществе.

· Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе.

· Конфликты в педагогическом коллективе: негативные и позитивные последствия.

· Профилактика и коррекция супружеских конфликтов.

· Личность руководителя образовательного учреждения: конфликтологический аспект.

· Преодоление конфликтов между учителем и учащимися при организации образовательного процесса в условиях инновационного поля.

· Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными школьниками.

· Социально-психологический климат и нововведения в коллективе.

· Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления.

· Конфликты в школе: социально-психологический анализ.

· Психологический анализ конфликтов и конфликтных ситуаций в среднем школьном возрасте и психокоррекционная работа по устранению негативных последствий.

· Конфликты в сфере управления школой.

· Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников.

· Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками одноклассниками.

· Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.

· Психологический конфликт и особенности развития ребёнка.

· Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

· Способы разрешения межличностных конфликтов в экстремальных условиях жизнедеятельности.

1. Конфликтные факторы в отечественном образовании.

2. Источники возникновения конфликтов педагогической среде.

3. Структура и функции педагогических конфликтов.

4. Технологии урегулирования и управления педагогическими конфликтами.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector