Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятел 3

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО"

Институт социальных отношений

Наименование факультета (института)

_Социальной адаптации и организации работы с молодёжью________________________

Наименованиекафедры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

Б1.В.ДВ.3.1. Методы активного социально-психологического обучения

Направление подготовки (специальность)

44.04.01 «Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях»

_____________________________________________________________

Очная форма обучения

Срок обучения: 2 года

Квалификация (степень) выпускника _МАГИСТР______________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Г. Калуга

1. Цели и задачи дисциплины:

В ходе изучения дисциплины студенты усваивают знания о роли социально-психологического обучения в развитии личности и предназначении методов активного социально — психологического обучения.

1. Цель курса — усвоение понятия социально-психологической компетентности и ознакомление с индивидуальными и групповыми техниками коррекции нарушений общения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4_______ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

3
Аудиторные занятия (всего) 20 20
В том числе: - - - - -
Лекции 10 10
Практические занятия (ПЗ) 20 20
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего) 114 114
В том числе:
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Контроль самостоятельной работы 36 36
Контрольная работа
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экзамен
Общая трудоемкость час зач.

ед.

144 4 144 4

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Роль социально-психологического обучения в развитии личности. Понятие социально-психологической компетентности.
2 Предназначение и классификация методов активного социально-психологического обучения. Нарушения общения. Сущность и основные правила социального обучения. Сущность интрапсихической и поведенческой терапии нарушений общения.
3 Социально-психологический тренинг как метод АСПО Социально-психологический перцептивно-ориентированный тренинг.
4 Игровые методы социально-психологического обучения. Деловые (операциональные) игры. Общая характеристика ролевых игр в социально-психологическом обучении.
5 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения. Групповая дискуссия, групповое интервью, групповое обсуждение, брейнсторминг.

Проблематика проведения дискуссионных методов социально-психологического обучения

Практические занятия (семинары)

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. Раздел 1 Роль социально-психологического обучения в развитии личности. 4
2. Раздел 2 Предназначение и классификация методов активного социально-психологического обучения. 4
3. Раздел 3 Социально-психологический тренинг как метод АСПО 4
4. Раздел 4 Игровые методы социально-психологического обучения. 4
5. Раздел 5 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения. 4

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Достаточный уровень подготовки к экзамену подразумевает:

− посещение всех занятий (семинарские занятия, контроль самостоятельной работы студентов);

− представление лекционного материала, конспекты семинарских занятий, отчеты по выполнению семинарских занятий, выполнение самостоятельной работы и творческих заданий;

− в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

− чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента

-обязательным условием для успешной сдачи зачёта является, наряду с ответом на теоретический вопрос, решение практической задачи по математической статистике.

К устному ответу предъявляются следующие требования:

1. Полнота и глубина изложения с опорой на литературные источники по данной дисциплине.

2. Самостоятельность суждений.

3. Логичность и обоснованность выводов.

4. Свободное владение понятийным аппаратом данной дисциплины.

5. Умение правильно использовать научную терминологию.

6. Умение обнаруживать и реализовывать межпредметные связи.

7. Умение использовать теоретические знания при решении практических вопросов.

Для получения отличной оценки студент должен показать осмысленное владение обязательным и дополнительным материалом, предложенном в рекомендованной литературе, уметь отвечать на дополнительные вопросы, касающиеся применения знаний.

Для получения хорошей оценки студент должен показать владение теоретической базой в рамках лекционной части курса, а также обязательного минимума рекомендованной литературы.

Для получения удовлетворительной оценки студент должен ответить, возможно, с наводящими вопросами на вопросы билета.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от 1.09 .2018 года

Зав. кафедрой:____________ В.А. Макарова

Вопросы к экзамену по курсу «Методы активного социально-психологического обучения»

Тема № 1. Роль социально — психологического обучения в развитии личности.

1. Понятие социально — психологической компетентности.

2. Характеристика общения как деятельности.

3. Характеристика средств общения: вербальные, экспрессивно — эмоциональные, предметно — действенные.

4. Предназначение методов активного социально — психологического обучения. Нарушения общения.

5. Сущность и основные правила социального обучения.

6. «Чистое» подражание, эмпатическое подражание, отождествление (идентификация): сущность, роли, особенности.

7. Викарное научение, подражание модели.

8. Особенности моделей для подражания.

9. Сущность интрапсихической и поведенческой терапии нарушений общения.

10. Методы поведенческой коррекции и психотерапии: контробусловливание, система «жетонов», наград. Их характеристика.

11. Классификация групповых методов активного социально — психологического консультирования.

Тема № 2. Социально — психологический перцептивно — ориентированный тренинг.

1.Сущность СПТ, его предназначение, основные концепции СПТ (К.Левин, К. Роджерс и др.

2.Основные принципы СПТ, правила проведения.

3.Т-группы, сензитивный тренинг. Основные положения.

4.Ключевые понятия Т-групп, их характеристика.

4.1. Понятие обучающей лаборатории.

4.2. Обучение тому, как учиться.

4.3.Принцип «здесь и теперь».

5.Особенности групп сензитивного тренинга.

6.Характеристика компонентов сензитивности.

6.1. Наблюдательная и теоретическая сензитивность.

6.2.Номотетическая сензитивность.

6.3. Идеографическая сензитивность.

7.Общие процедурные аспекты проведения социально — психологического тренинга, структура занятий.

8."Группы встреч", основные концепции.

9.Ключевые понятия, основные признаки «групп встреч».

10. Альтернативные формы проведения «групп встреч»: группы «марафона», группы «обнажения».

11. Гештальт — подход. Ключевые понятия, цели.

12. Процедурные аспекты проведения тренинга в рамках гештальттерапии.

Тема № 3. Игровые методы социально — психологического обучения.

  1. Значение игровых методов, их специфика, цели.
  2. Классификация игровых методов.
  3. Деловые (операциональные) игры, их специфика, общая характеристика, цели.
  4. Процедурные аспекты деловых игр.
  5. Общая характеристика ролевых игр в социально — психологическом обучении.
  6. Специфика психодрамы как метода самораскрытия и отработки коммуникативных навыков.
  7. Ключевые понятия психодрамы.

7.1. Ролевая игра.

7.2. Спонтанность

7.3. Теле.

7.4. Катарсис.

7.5. Инсайт.

  1. Процедурные аспекты психодрамы.
  2. Основные роли в психодраме, их предназначение, правила поведения.
  3. Техники психодрамы.

10.1. Монолог.

10.2. Двойник.

10.3. Обмен ролями.

Тема № 4. Дискуссионные методы активного социально — психологического обучения.

  1. Значение, специфика, виды, цели дискуссионных методов.
  2. Групповое интервью, его цели, задачи, особенности.
  3. Процедурные аспекты группового интервью.
  4. Брейнсторминг. Определение, цели.
  5. Специфические правила проведения бренсторминга.
  6. Процедурные аспекты брейнсторминга.

6.1. Этапы построения, задачи.

6.2. Роль руководителя.

  1. Групповая дискуссия, её отличия от других методов, цели.
  2. Процедурные аспекты групповой дискуссии.

8.1. Этапы построения.

8.2. Роль руководителя.

  1. Групповое обсуждение, специфика, цель.
  2. Процедурные аспекты проведения группового обсуждения.

10.1. Этапы построения.

10.2. Роль руководителя.

  1. Проблематика проведения дискуссионных методов социально — психологического обучения.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К.Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 410 с.

2. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 282 с.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М., 2000. — 314 с.

4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 260 с.

5. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-педагогического обучения. — М.: Издательство Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2007. — 96 с.

6.Ментс, Мори Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / Мори Ван Ментс. — СПб, 2002. — 356 с.

б) дополнительная литература

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. — М., 1983.

2. Аникеева П.П. Психологический климат в коллективе (Активное социально — психологическое обучение педагогов).

— М., 1989.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.

4. Вачков Игорь Викторович Основы группового тренинга: Учеб. пособие. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.

5. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова и др.- М., 1996

6. Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985.

7. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб: Издательство «Речь», 2001.

8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х кн. — М., 1992.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

10. Дьяконов Г. В., Попова Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности. — М., 1988.

11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988 (переиздания).

12. Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М., 1991.

13. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя.- М., 1995.

14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. — М., 1997.

15. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. — М., 1993.

16. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: «Академический Проект», 2000

17. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.

18. Мелибруда Е. Я — ты — мы. — М., 1986.

19. Морено Дж. Театр спонтанности. — Красноярск, 1993.

20. Зерка Т. Морено. Обзор психодраматических техник //Московский психотерапевтический журнал. -№ 1.-1993.

21. Оганесян Н.Т. Методы активного социально — психологического обучения.-М.:Изд-во «Ось-89», 2002 г. — 176 с.

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. СПТ. — М., 1989 (переиздания).

23. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы СПТ. — М., 1991 (переиздания).

24. Прутченков А.С. СПТ межличностного общения. — М., 1991 (переиздания).

25. Психология затруднённого общения: Учебное пособие /В.А. Лабунская и др. — М., 2001.

26. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М., 1995.

27. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. — М., 2001.

28. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2010. — 576 с.

29. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

30. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — Киев, 1987.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Министерство образования и науки: www.mon.gov.ru
  2. Электронная библиотека
  3. Портал «Гуманитарное образование»
  4. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru/
  5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» school-collection.edu.ru/

____________________________________________________________________________

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector