Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих
по специальности «Педиатрия 060103»
Владикавказ, 2014 г.
Авторы:
Зав. каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.
Ассистент Худалова Ф.К.
Рецензенты:
Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент
Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор
Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА
Минздрава России
___________________________
Цель занятия: изучить критерии здоровья детей, научиться оценивать биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма и на их основе определять группу здоровья ребенка.
Студент должен знать:
1) определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения;
2) критерии оценки состояния здоровья детей: особенности онтогенеза, уровень физического развития, показатели нервно-психического развития, оценка резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.
Студент должен уметь:
1) оценить биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма;
2) определить группу здоровья ребенка периода новорожденности;
3) определить группу здоровья ребенка после периода новорожденности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.
2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.
Дополнительная литература:
Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.
Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.
Психологические условия сохранения психологического здоровья ...
... данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% ... такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По ...
Здоровье — один из показателей, наиболее полно определяющий специфику и структуру современного общества. Современные данные эпидемиологии здоровья все больше подтверждают то положение, что именно в детском возрасте закладываются многие пожизненные свойства здоровья и состояния риска, и даже субклинические дебюты многих хронических заболеваний людей взрослого и пожилого возраста.
По определению ВОЗ (1986) «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Здоровье человека может также рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом.
Принято выделять следующие компоненты здоровья.
Соматическое— текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. В основе психического здоровья лежит полноценное развитие и психическое равновесие на всех этапах онтогенеза, наличие общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.
Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферыжизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.
Репродуктивное здоровье— отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Уровень здоровья— обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).
В донозологической диагностике такая шкала создавалась для оценки промежуточных состояний, переходов от «здоровья» к болезни.МНИИ им. Н.А. Семашко определяет уровень здоровья как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний; это возможность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции». Применительно к ребенку «уравновешенность с окружающей средой» — это его рост и развитие в соответствие с возрастом, уровень здоровья и социализации.
Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации: чем больше адаптационные возможности, тем выше уровень здоровья человека (В.В. Шевцов, 1995).
Показатели уровня биологического развития школьников
... и активность организма; - уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития. I ГРУППА - контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не ...
Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Г.Л. Апанасенко, 1992).
Качество здоровья — это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями, как благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.
Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показателей.
Оценка качества здоровья — процедура в значительной мере субъективная. Преодоление этого субъективизма возможно только при использовании количественных критериев.
Критерии здоровья
В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:
Первыйкритерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).
Второйкритерий, определяющий здоровье — уровень физического развития и степень его гармоничности.
Третийкритерий — уровень нервно-психического развития.
Четвертыйкритерий — уровень резистентности организма.
Пятыйкритерий — уровень функционального состояния органов, систем и поведенческие реакции.
Шестойкритерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья)— оцениваются на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.
Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (лучше четырех) поколений, включая пробанда.Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:
■ расстояние между поколениями должно быть одинаковым;
■ каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;
■ линии пересечения должны обозначаться четко;
■ поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего (I);
■ в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.
При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).
Оценка ГА проводится для:
■ выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.);
■ количественной оценки отягощенности ГА;
■ качественной оценки отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании ...
... на здоровье-заболевание. I. Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакций на здоровье-заболевание 1. Личные особенности и здоровье Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает ... любое отношение, индивидуально, избирательно, сознательно, т.е. отражает индивидуальный или личностный уровень. Но при всей неповторимости, уникальности, его можно описать и как ...
Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (1о), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех родственников (Б), исключая пробанда (1о = А : Б).Генеалогический анамнез считается «благополучным» при числовом выражении 1о до 0,3, «условно благополучным» при 1о от 0,3 до 0,6 и «неблагополучным» при 1о 0,7 и более.
При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность,если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
Сбор биологического анамнеза
Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).
В АНП выясняют особенности течения первой и второй половины беременности: гестозы, угроза выкидыша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.
В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
В ПП имеют значение: повторные острые инфекционные заболевания, рахит; анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-фия), диатезы.Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Оценка биологического анамнеза
БА расценивается как благополучный,если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.
О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития — MAP) может бытьразличным. В норме порог стигматизации не превышает 5-7стигм.
Второй критерий здоровья— уровень физического развития.
К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динамики процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).
Для оценки показателей ФР используются нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные).
Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонками цифр, отражающими значение признака. Пространство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака.
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиляуказывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.
Оценку физического развития начинают с определения его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4—5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уровню ниже и выше среднего, 2 и 7 коридоры — низкому и высокому, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому.
Здоровых детей (без ожирения и гипотрофии) можно отнести к одному из четырех соматотипов, которые определяются только у детей с гармоничным развитием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 — ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), при сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому, от 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР среднее), при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).
Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если 3 и более — резко дисгармоничным.
Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела.Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами. В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года в этих случаях употребляется термин субнанизм.
В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором — при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состояние следует отличать от конституциональной низкорослости, где отсутствуют нарушения трофики, отставание в НПР, нарушение толерантности к пище.Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.
Форма итоговой записи антропологического исследования
Рекомендуется записывать следующие данные: дата измерения, возраст ребенка, результат каждого измерения (масса, длина, окружность головы, окружность груди) в см и кг, а рядом с этими результатами (в скобках) — номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов. Затем формируется общая оценка антропометрических данных — уровень физического развития, степень гармоничности, соматотип, отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется.
Третий критерий здоровья — уровень нервно-психического развития (НПР).
Контроль НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженным в таблице.
Показатели нервно-психического развития ребенка 1-12 месяцев жизни
Возраст | Показатели нервно-психического развития | |
1 месяц | Аз – анализатор зрительный | Кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом |
Ас – анализатор слуховой | Вздрагивает при резком звуке и мигает | |
Эмоции | Первая улыбка | |
До – движения общие | Попытка держать голову, лежа на животе | |
2 месяца | Аз – анализатор зрительный | Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой |
Ас – анализатор слуховой | Прислушивается | |
Эмоции | Улыбается в ответ на речь взрослого | |
До – движения общие | Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикальном положении | |
3 месяца | Аз – анализатор зрительный | Фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении |
Ас – анализатор слуховой | Отчетливое слуховое сосредоточение | |
Эмоции | В ответ на разговор появляется комплекс оживления | |
До – движения общие | Хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног | |
Др – движения руками | Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью | |
Ра – речь активная | Начинает гулить | |
4 месяца | Аз – анализатор зрительный | Узнает мать |
Ас – анализатор слуховой | Поворачивает голову на звук | |
Эмоции | Громко смеются | |
До – движения общие | Поворачивается со спины на живот | |
Др – движения руками | Захватывает повещенную игрушку | |
Ра – речь активная | Длительно гулит | |
5 месяцев | Аз – анализатор зрительный | Отличает чужих от близких |
Ас – анализатор слуховой | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
До – движения общие | При поддержке стоит, не подгибая ног. Поворачивается со спины на живот | |
Др – движения руками | Четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка | |
Ра – речь активная | Продолжает долго гулить | |
6 месяцев | До – движения общие | Поворачивается с живота на спину, подползает |
Др – движения руками | Свободно берет игрушку из разных положений | |
Ра – речь активная | Произносит «ма», «ба», (начало лепета) | |
Н – навыки | Снимает пищу губами с ложки | |
7 месяцев | До – движения общие | Хорошо ползает |
Др – движения руками | Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую | |
Ра – речь активная | Произносит слоги многократно (лепечет) | |
Рп – понимание речи | На вопрос «где» – находит предмет, расположенный в определенном месте | |
Н – навыки, умения | Пьет из чашки, которую держит взрослый | |
8 месяцев | До – движения общие | Самостоятельно садится, сидит и опускается, встает с опоры и ходит, держась за барьер |
Др – движения руками | Игрушками занимается долго | |
Ра – речь активная | Громко повторно произносит различные слова | |
Рп – понимание речи | По просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания» | |
Н – навыки, умения | Сам держит и ест корочку хлеба | |
9 месяцев | До – движения общие | Ходит при поддержке за обе руки |
Др – движения руками | Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств) | |
Ра – речь активная | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | |
Рп – понимание речи | Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из массы игрушек | |
Н – навыки, умения | Умеет пить из чашки, слегка придерживаю ее руками | |
10 месяцев | До – движения общие | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее |
Др – движения руками | Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой | |
Ра – речь активная | Подражает разным слогам взрослого | |
Рп – понимание речи | Знает название частей тела. Дает знакомый предмет оп просьбе взрослого | |
Н – навыки, умения | Пьет из чашки | |
11 месяцев | До – движения общие | Стоит самостоятельно без опоры |
Др – движения руками | Накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды | |
Ра – речь активная | Произносит первые слова-обозначения «мама», «ав-ав», «кис-кис» | |
Рп – понимание речи | Выполняет элементарные требования взрослого | |
Н – навыки, умения | Пьет из чашки | |
12 месяцев | До – движения общие | Ходит самостоятельно |
Ра – речь активная | Произносит 8-10 слов | |
Рп – понимание речи | Выполняет элементарные требования взрослого. Увеличивает запас понимаемых слов | |
Н – навыки, умения | Сам берет чашку и пьет |
Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни
1 группа | 1.Дети с опережением в развитии: а) на один эпикризный срок – ускоренное развитие; б) на 2 эпикризных срока – высокое развитие; 2. Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока. 3. Дети с нормальным развитием |
2 группа | 1.Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей; в) 3 степень: задержка 5-7 показателей. 2.Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок). |
3 группа | 1.Дети с задержкой на 2 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей; в) 3 степень: задержка 5-7 показателей. 2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока). |
4 группа | 1.Дети с задержкой на 3 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей. 2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока). |
При соответствии НПР ребенка возрасту или превышении его выставляется I группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок — II группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР и при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считается 1 месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
Показатели поведения
1.Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоциональное.
2.Настроение (для детей 2-6 лет):
■ бодрое, жизнерадостное — охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов;
■ спокойное — положительно относится к окружающим, менее эмоционален, активен;
■ раздражительное, возбужденное — плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
■ подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;
■ неустойчивое — может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты.
3.Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).
4.Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.
5.Аппетит и пищевое поведение — хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.
6. Характер бодрствования — активный, малоактивный, пассивный.
7.Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует.
8.Взаимоотношения с детьми и взрослыми — контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Оценка поведения:
■ без отклонений;
■ незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по одному показателю;
■ умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении по двум-трем показателям;
■ выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения по четырем-пяти показателям;
■ значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в поведении по шести и более показателям.
Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма
Резистентность — совокупность генетически детерминированных неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям.Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (Иоз), который определяется отношением количества перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдений.
Оценка резистентности:
■ хорошая — кратность острых заболеваний не более 3 раз в год (Иоз 0-0,32);
■ сниженная — кратность ОРЗ 4—5 раз в год (Иоз 0,33-0,49);
■ низкая — кратность ОРЗ 6-7 раз в год (Иоз 0,5-0,6);
■ очень низкая — кратность ОРЗ 8 и более раз в год (Иоз — 0,67 и выше).
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше.
Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерны:
■выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность;
■высокая кратность ОРЗ (6—7 и более раз в течение года), более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, сохраняющиеся в течение 2-3-х и более лет;
■наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем;
■быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции.
■уровень функционального состояния организма.
Пятый критерий здоровья— уровень функционального состояния, он оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, тяжелая, длительная — об измененном.
Шестой критерий здоровья— наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.
Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка, или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после перенесенных острых заболеваний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.
Группы здоровья детей
Группы здоровья детей.Оценив факторы риска новорожденного ребенка, признаки его зрелости в течении адаптационного периода с учетом пограничных состояний, характер вскармливания, необходимо отнести новорожденного к соответствующей группе здоровья.
I группа здоровья — новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших осложнений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально протекающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6-8%, находящихся на естественном вскармливании, выписанные из роддома на 5-6 сутки. Обычно таких детей 5-8%.
II группа здоровья — новорожденные из групп риска по срыву адаптации и развитию заболеваний (все 5 групп риска).
Таких детей 40-60%.
III и IV группы здоровья — новорожденные с глубокой незрелостью, врожденными пороками развития в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):
■ недоношенные сI, II и IIIстепенью;
■ с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;
■ с задержкой внутриутробного развития;
■ переношенные с IIIстепенью; » с асфиксией тяжелой степени; и с тяжелой родовой травмой;
■ с ГБН тяжелой формы;
■ с внутриутробными инфекциями;
■ с врожденными пороками развития;
■ с врожденной патологией обмена веществ;
■ с хромосомными болезнями и др.
Дети из III—IV групп здоровья поступают из роддома под наблюдение участкового педиатра, специалистов узкого профиля и заведующего отделением ДП. Участковый педиатр наблюдает такого ребенка не менее четырех раз в течение первого месяца жизни. В месячном возрасте ребенок осматривается участковым педиатром, заведующим отделением и соответствующим специалистом узкого профиля с оценкой критериев здоровья, которыми в этом возрасте являются:
■ отсутствие заболеваний в периоде новорожденности;
■ прибавка в массе 600 г и более за месяц;
■ активный акт сосания;
■ положительные реакции на осмотр, пеленание;
■ формирование условных рефлексов на пищевой раздражитель;
■ постепенное угасание рефлексов новорожденного. Оценив критерии здоровья, участковый педиатр может пересмотреть группу здоровья, установленную при первичном патронаже.
V группа здоровья — дети с хронической патологией в стадии декомпенсации (10%).
Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.
Выделение групп риска новорожденных и групп здоровья позволяет участковому педиатру определить круг заболеваний и состояний, которые могут осложнить развитие ребенка в ближайшие месяцы и наметить пути их профилактики. Для детей после периода новорожденности определение группы здоровья несколько отличается. Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья: I, II (А, Б), III, IV, V. Для детей старше периода новорожденности группы здоровья имеют следующие характеристики.
Первая группа— здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, которые не влияют на состояние здоровья и не требуют коррекции.
Вторая группа— дети с факторами риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания; у детей раннего возраста выделяют II а и II б группы здоровья.
Группа II А(группа «риска») — здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, т.е. с факторами риска только одного вида в онтогенезе (биологический или генеалогический анамнез), к которым относятся:
а) в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности;
б) в интранатальном периоде — быстрые, затяжные роды, длительный безводный период, инструментальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах;
в) отягощенный генеалогический анамнез — в родословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с определенной метаболической направленностью, а также на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.
Группа II Б (группа «высокого риска») — здоровые дети с факторами риска 2-го вида или одновременной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний нео-натальный период, а также с рахитом I степени (начальный период), выраженными остаточными явлениями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекарственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мошонку на 1-2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осанки; уплощенной стопой; функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы (шумы функционального характера, тенденция к понижению илиповышению артериального давления, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с гипертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторными заболеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным кариесом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием; дисфункцией желудочно-кишечного тракта, с миопией слабой степени; дальнозоркостью средней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, эпидемического гепатита, острых нейроинфек-ций и др.
Обычно II А или Б группа выставляется детям первого года жизни.
Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации. Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.У детей II-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким критериям. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться, в зависимости от динамики состояния здоровья.
Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесцен-ции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.При наличии нескольких заболеваний оценка группы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет проводить оценку состояния ребенка как на момент обследования, так и при динамическом его контроле.
Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:
• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;
• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;
• оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;
• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;
• определения потребности в специализированных службах и кадрах.
Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении является выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, препятствующие им в той или иной мере осуществлять свои социальные функции.
Здоровье детского населения складывается из здоровья индивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми признаками и качествами, которые являются предметом изучения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.
При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тренирующими, заставляющими максимального работать все функциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограниченными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).
Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природнойсредой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятности для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.
Наиболее часто в практической деятельности динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости как объективному массовому явлению возникновения болезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой, проявляющегося в различных формах и конкретных условиях существования общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпитализации.
Детское население подлежит обязательным профилактическим углубленным медицинским осмотрам, которые также позволяют получить данные о заболеваемости детей и подростков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.
Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах).
Патологическая пораженность — частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
(определение группы здоровья):
1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп
а) 1-я группа
б) 2-ягруппа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа