Оценка биологического анамнеза

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 060103»

 

 

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав. каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

Ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздрава России

___________________________

Цель занятия: изучить критерии здоровья детей, научиться оценивать биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма и на их основе определять группу здоровья ребенка.

Студент должен знать:

1) определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения;

2) критерии оценки состояния здоровья детей: особенности онтогенеза, уровень физического развития, показатели нервно-психического развития, оценка резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

 

Студент должен уметь:

1) оценить биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма;

2) определить группу здоровья ребенка периода новорожденности;

3) определить группу здоровья ребенка после периода новорожденности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.

2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.

Дополнительная литература:

Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.

Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.

5 стр., 2209 слов

Психологические условия сохранения психологического здоровья ...

... данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% ... такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По ...

Здоровье — один из показателей, наиболее полно определяющий специфику и структуру современного общества. Современные данные эпидемиологии здоро­вья все больше подтверждают то положение, что имен­но в детском возрасте закладываются многие пожиз­ненные свойства здоровья и состояния риска, и даже субклинические дебюты многих хронических заболе­ваний людей взрослого и пожилого возраста.

По определению ВОЗ (1986) «Здоровье — это состо­яние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи­ческих дефектов». Здоровье человека может также рассматриваться в различных аспектах: социально-биоло­гическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом.

Принято выделять следующие компоненты здоровья.

Соматическое— текущее состояние органов и сис­тем организма, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития, опосре­дованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого состав­ляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отража­ющие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и дви­гательная активность человека.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. В ос­нове психического здоровья лежит полноценное разви­тие и психическое равновесие на всех этапах онтогене­за, наличие общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических забо­леваний.

Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увле­ченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферыжизнедеятельности, основу которого определяет сис­тема ценностей, установок мотивов поведения инди­вида в обществе.

Репродуктивное здоровье— отсутствие органичес­ких расстройств, заболеваний и недостаточностей, ме­шающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Уровень здоровья— обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончатель­но не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

В донозологической диагностике такая шкала со­здавалась для оценки промежуточных состояний, пе­реходов от «здоровья» к болезни.МНИИ им. Н.А. Семашко определяет уровень здо­ровья как «естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний; это воз­можность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции». Применительно к ребенку «уравновешенность с окружающей сре­дой» — это его рост и развитие в соответствие с возра­стом, уровень здоровья и социализации.

Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации: чем больше адапта­ционные возможности, тем выше уровень здоровья че­ловека (В.В. Шевцов, 1995).

5 стр., 2100 слов

Показатели уровня биологического развития школьников

... и активность организма; - уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.   I ГРУППА - контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не ...

Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резерва­ми энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Качество здоровья — это наличие некой совокуп­ности свойств организма, характеризуемой такими показателями, как благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограни­чений, высокая работоспособность, высокая адаптив­ность, психическая уравновешенность, коммуникабель­ность и др.

Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показа­телей.

Оценка качества здоровья — процедура в значитель­ной мере субъективная. Преодоление этого субъекти­визма возможно только при использовании количе­ственных критериев.

Критерии здоровья

В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблю­дения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состо­яния здоровья детей с определением следующих кри­териев:

Первыйкритерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза (генеалогический, биологичес­кий, социальный анамнез).

Второйкритерий, определяющий здоровье — уро­вень физического развития и степень его гармонично­сти.

Третийкритерий — уровень нервно-психического развития.

Четвертыйкритерий — уровень резистентности организма.

Пятыйкритерий — уровень функционального со­стояния органов, систем и поведенческие реакции.

Шестойкритерий — наличие или отсутствие хро­нических заболеваний или врожденных пороков раз­вития.

Особенности онтогенеза (первый критерий здоро­вья)— оцениваются на основании полученных дан­ных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (луч­ше четырех) поколений, включая пробанда.Родословная должна содержать информацию о род­ственных отношениях в семье (не являются ли роди­тели родственниками), национальности, числе кров­ных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

■ расстояние между поколениями должно быть оди­наковым;

■ каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

■ линии пересечения должны обозначаться четко;

■ поколения обозначаются римскими цифрами, на­чиная с верхнего (I);

■ в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При употреблении символов для обозначения опре­деленных признаков к родословной обязательно при­лагается описание обозначений (легенда).

Оценка ГА проводится для:

■ выявления моногенных и хромосомных наслед­ственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточ­ность и др.);

■ количественной оценки отягощенности ГА;

■ качественной оценки отягощенности с выявле­нием предрасположенности к тем или иным за­болеваниям.

4 стр., 1885 слов

Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании ...

... на здоровье-заболевание. I. Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакций на здоровье-заболевание 1. Личные особенности и здоровье Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает ... любое отношение, индивидуально, избирательно, сознательно, т.е. отражает индивидуальный или личностный уровень. Но при всей неповторимости, уникальности, его можно описать и как ...

Для количественной оценки отягощенности ГА ис­пользуют индекс отягощенности (1о), определяемый отношением общего количества хронических заболе­ваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех род­ственников (Б), исключая пробанда (1о = А : Б).Генеалогический анамнез считается «благополуч­ным» при числовом выражении 1о до 0,3, «условно благополучным» при 1о от 0,3 до 0,6 и «неблагополуч­ным» при 1о 0,7 и более.

При качественной оценке отягощенности ГА отме­чают однонаправленность, если в поколениях родо­словной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность,если в поколениях родословной выявлены хроничес­кие заболевания разных органов и систем.

Сбор биологического анамнеза

Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).

В АНП выясняют особенности течения первой и вто­рой половины беременности: гестозы, угроза выкиды­ша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у мате­ри, профессиональные вредности у родителей, отрица­тельная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирус­ные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шка­ле Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и вы­писке из родильного дома, срок прикладывания к гру­ди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родиль­ного дома.

В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношен­ность, гемолитическая болезнь новорожденного, ост­рые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, по­граничные состояния и их длительность.

В ПП имеют значение: повторные острые инфекци­онные заболевания, рахит; анемия, расстройства тро­фики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-фия), диатезы.Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бе­сед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияю­щие на плод в антенатальном периоде, могут оказы­вать свое влияние на ребенка и после рождения. Кро­ме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со сто­роны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое те­чение заболевания. Оценка этих факторов обеспечива­ет более объективную характеристику уровня здоро­вья новорожденного, ребенка грудного возраста, а так­же позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.

Оценка биологического анамнеза

БА расценивается как благополучный,если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онто­генеза. БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтоге­неза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

О степени неблагополучия в периоде внутриутроб­ного развития ребенка можно косвенно судить по уров­ню его стигматизации. В зависимости от силы по­вреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития — MAP) может бытьразличным. В норме порог стигматизации не превы­шает 5-7стигм.

Второй критерий здоровья— уровень физического развития.

К показателям физического развития (ФР), кото­рые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динами­ки процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и дру­гие показатели (кожно-жировые складки, окружнос­ти бедра, голени, плеча и др.).

Для оценки показателей ФР используются норма­тивные центильные таблицы и шкалы (лучше регио­нальные).

Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонка­ми цифр, отражающими значение признака. Простран­ство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть по­мещен в свою область или «коридор» центильной шка­лы. Результаты измерения в области до 3 центиля ука­зывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиляуказывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.

Оценку физического развития начинают с опреде­ления его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4—5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уров­ню ниже и выше среднего, 2 и 7 коридоры — низко­му и высокому, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому.

Здоровых детей (без ожирения и гипотрофии) мож­но отнести к одному из четырех соматотипов, кото­рые определяются только у детей с гармоничным раз­витием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для мас­сы, длины тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 — ребенок относит­ся к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), при сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому, от 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР сред­нее), при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превы­шает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если 3 и более — резко дисгармоничным.

Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела.Вероятность патологической природы этих откло­нений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами. В условиях длитель­ного воздействия неблагоприятных факторов у ребен­ка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года в этих случаях употребляется термин суб­нанизм.

В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором — при нали­чии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состоя­ние следует отличать от конституциональной низко­рослости, где отсутствуют нарушения трофики, отста­вание в НПР, нарушение толерантности к пище.Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.

Форма итоговой записи антропологического исследования

Рекомендуется записывать следующие данные: дата измерения, возраст ребенка, результат каждого изме­рения (масса, длина, окружность головы, окружность груди) в см и кг, а рядом с этими результатами (в скобках) — номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов. Затем формируется общая оценка антропометрических данных — уровень физического развития, степень гармоничности, соматотип, отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется.

Третий критерий здоровья — уровень нервно-пси­хического развития (НПР).

Контроль НПР проводит­ся при каждом диспансерном осмотре здорового ре­бенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ре­бенка с помощью определенной методики.

При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руковод­ствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженным в таблице.

Показатели нервно-психического развития ребенка 1-12 месяцев жизни

Возраст Показатели нервно-психического развития
1 месяц Аз – анализатор зрительный Кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом
Ас – анализатор слуховой Вздрагивает при резком звуке и мигает
Эмоции Первая улыбка
До – движения общие Попытка держать голову, лежа на животе
2 месяца Аз – анализатор зрительный Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой
Ас – анализатор слуховой Прислушивается
Эмоции Улыбается в ответ на речь взрослого
До – движения общие Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикальном положении
3 месяца Аз – анализатор зрительный Фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении
Ас – анализатор слуховой Отчетливое слуховое сосредоточение
Эмоции В ответ на разговор появляется комплекс оживления
До – движения общие Хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног
Др – движения руками Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью
Ра – речь активная Начинает гулить
4 месяца Аз – анализатор зрительный Узнает мать
Ас – анализатор слуховой Поворачивает голову на звук
Эмоции Громко смеются
До – движения общие Поворачивается со спины на живот
Др – движения руками Захватывает повещенную игрушку
Ра – речь активная Длительно гулит
5 месяцев Аз – анализатор зрительный Отличает чужих от близких
Ас – анализатор слуховой Различает тон, с которым к нему обращаются
До – движения общие При поддержке стоит, не подгибая ног. Поворачивается со спины на живот
Др – движения руками Четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка
Ра – речь активная Продолжает долго гулить
6 месяцев До – движения общие Поворачивается с живота на спину, подползает
Др – движения руками Свободно берет игрушку из разных положений
Ра – речь активная Произносит «ма», «ба», (начало лепета)
Н – навыки Снимает пищу губами с ложки
7 месяцев До – движения общие Хорошо ползает
Др – движения руками Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую
Ра – речь активная Произносит слоги многократно (лепечет)
Рп – понимание речи На вопрос «где» – находит предмет, расположенный в определенном месте
Н – навыки, умения Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев До – движения общие Самостоятельно садится, сидит и опускается, встает с опоры и ходит, держась за барьер
Др – движения руками Игрушками занимается долго
Ра – речь активная Громко повторно произносит различные слова
Рп – понимание речи По просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания»
Н – навыки, умения Сам держит и ест корочку хлеба
9 месяцев До – движения общие Ходит при поддержке за обе руки
Др – движения руками Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств)
Ра – речь активная Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
Рп – понимание речи Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из массы игрушек
Н – навыки, умения Умеет пить из чашки, слегка придерживаю ее руками
10 месяцев До – движения общие Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее
Др – движения руками Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой
Ра – речь активная Подражает разным слогам взрослого
Рп – понимание речи Знает название частей тела. Дает знакомый предмет оп просьбе взрослого
Н – навыки, умения Пьет из чашки
11 месяцев До – движения общие Стоит самостоятельно без опоры
Др – движения руками Накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды
Ра – речь активная Произносит первые слова-обозначения «мама», «ав-ав», «кис-кис»
Рп – понимание речи Выполняет элементарные требования взрослого
Н – навыки, умения Пьет из чашки
12 месяцев До – движения общие Ходит самостоятельно
Ра – речь активная Произносит 8-10 слов
Рп – понимание речи Выполняет элементарные требования взрослого. Увеличивает запас понимаемых слов
Н – навыки, умения Сам берет чашку и пьет

 

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни

1 группа 1.Дети с опережением в развитии: а) на один эпикризный срок – ускоренное развитие; б) на 2 эпикризных срока – высокое развитие; 2. Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока. 3. Дети с нормальным развитием
2 группа 1.Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей; в) 3 степень: задержка 5-7 показателей. 2.Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3 группа 1.Дети с задержкой на 2 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей; в) 3 степень: задержка 5-7 показателей. 2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).
4 группа 1.Дети с задержкой на 3 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей. 2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

 

При соответствии НПР ребенка возрасту или пре­вышении его выставляется I группа НПР. При отста­вании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок — II группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР и при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считает­ся 1 месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.

Важным индикатором ранних отклонений в здоро­вье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое от­ражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрос­лыми, воспринимать обучение и др.).

Показатели поведения

1.Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустой­чивое, мало эмоциональное.

2.Настроение (для детей 2-6 лет):

■ бодрое, жизнерадостное — охотно контакти­рует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыба­ется, смеется, нет страхов;

■ спокойное — положительно относится к окру­жающим, менее эмоционален, активен;

■ раздражительное, возбужденное — плакси­вость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аф­фективные вспышки возбуждения, озлоблен­ность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

■ подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;

■ неустойчивое — может быть весел, смех быст­ро сменяется плачем, вступает в конфликты.

3.Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).

4.Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглу­бокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длитель­ный, с воздействиями.

5.Аппетит и пищевое поведение — хороший, неус­тойчивый, сниженный, избирательный, повы­шенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жаднос­тью, оставляет пищу.

6. Характер бодрствования — активный, малоактив­ный, пассивный.

7.Отрицательные привычки (автоматизмы, стерео­типы) — нет отрицательных привычек, сосет пу­стышку, палец, язык, губу, одежду, раскачива­ется, выдергивает (крутит) волосы, часто морга­ет, онанирует.

8.Взаимоотношения с детьми и взрослыми — кон­тактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, ини­циативен, деятелен, легко обучается, нелюбозна­телен, заторможен, подвижен, уравновешен, мед­лителен, легко утомляем, боязлив и др.

Оценка поведения:

■ без отклонений;

■ незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по одному показателю;

■ умеренные отклонения (группа риска) — откло­нения в поведении по двум-трем показателям;

■ выраженные отклонения (группа высокого рис­ка) — отклонения по четырем-пяти показателям;

■ значительные отклонения (диспансерная груп­па) — отклонения в поведении по шести и более показателям.

 

Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма

Резистентность — совокупность генетически детер­минированных неспецифических защитных механиз­мов, обусловливающих невосприимчивость к инфек­циям.Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в тече­ние года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводит­ся по индексу частоты острых заболеваний (Иоз), ко­торый определяется отношением количества перене­сенных ребенком острых заболеваний к числу меся­цев наблюдений.

Оценка резистентности:

■ хорошая — кратность острых заболеваний не бо­лее 3 раз в год (Иоз 0-0,32);

■ сниженная — кратность ОРЗ 4—5 раз в год (Иоз 0,33-0,49);

■ низкая — кратность ОРЗ 6-7 раз в год (Иоз 0,5-0,6);

■ очень низкая — кратность ОРЗ 8 и более раз в год (Иоз — 0,67 и выше).

Ребенок считается часто болеющим, если он пере­носит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше.

Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего харак­терны:

■выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная каче­ственная ее направленность;

■высокая кратность ОРЗ (6—7 и более раз в тече­ние года), более тяжелое и продолжительное те­чение острых заболеваний, сохраняющиеся в те­чение 2-3-х и более лет;

■наличие сопутствующих функциональных откло­нений со стороны различных органов и систем;

■быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции.

■уровень функционального состояния организма.

Пятый критерий здоровья— уровень функциональ­ного состояния, он оценивается по данным клини­ческого осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемогло­бина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быс­трая и легкая адаптация к новым условиям социаль­ной среды свидетельствует о нормальном функцио­нальном состоянии, тяжелая, длительная — об изме­ненном.

Шестой критерий здоровья— наличие или отсут­ствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

Пороки развития чаще диагностируются при рож­дении ребенка, или в первые годы его жизни. Хрони­ческие заболевания могут возникнуть сразу или фор­мироваться после перенесенных острых заболеваний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.

Группы здоровья детей

Группы здоровья детей.Оценив факторы риска но­ворожденного ребенка, признаки его зрелости в тече­нии адаптационного периода с учетом пограничных состояний, характер вскармливания, необходимо от­нести новорожденного к соответствующей группе здо­ровья.

I группа здоровья — новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших ослож­нений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально про­текающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6-8%, находящихся на естественном вскармливании, выписанные из роддома на 5-6 сутки. Обычно таких детей 5-8%.

II группа здоровья — новорожденные из групп риска по срыву адаптации и развитию заболеваний (все 5 групп риска).

Таких детей 40-60%.

III и IV группы здоровья — новорожденные с глу­бокой незрелостью, врожденными пороками развития в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):

■ недоношенные сI, II и IIIстепенью;

■ с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;

■ с задержкой внутриутробного развития;

■ переношенные с IIIстепенью; » с асфиксией тяжелой степени; и с тяжелой родовой травмой;

■ с ГБН тяжелой формы;

■ с внутриутробными инфекциями;

■ с врожденными пороками развития;

■ с врожденной патологией обмена веществ;

■ с хромосомными болезнями и др.

Дети из III—IV групп здоровья поступают из роддо­ма под наблюдение участкового педиатра, специалис­тов узкого профиля и заведующего отделением ДП. Участковый педиатр наблюдает такого ребенка не ме­нее четырех раз в течение первого месяца жизни. В ме­сячном возрасте ребенок осматривается участковым педиатром, заведующим отделением и соответствую­щим специалистом узкого профиля с оценкой крите­риев здоровья, которыми в этом возрасте являются:

■ отсутствие заболеваний в периоде новорожденности;

■ прибавка в массе 600 г и более за месяц;

■ активный акт сосания;

■ положительные реакции на осмотр, пеленание;

■ формирование условных рефлексов на пищевой раздражитель;

■ постепенное угасание рефлексов новорожденного. Оценив критерии здоровья, участковый педиатр может пересмотреть группу здоровья, установленную при первичном патронаже.

V группа здоровья — дети с хронической патоло­гией в стадии декомпенсации (10%).

Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.

Выделение групп риска новорожденных и групп здоровья позволяет участковому педиатру определить круг заболеваний и состояний, которые могут ослож­нить развитие ребенка в ближайшие месяцы и наме­тить пути их профилактики. Для детей после периода новорожденности опреде­ление группы здоровья несколько отличается. Иссле­довав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответству­ющей группе здоровья: I, II (А, Б), III, IV, V. Для детей старше периода новорожденности группы здо­ровья имеют следующие характеристики.

Первая группа— здоровые дети, не имеющие от­клонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, которые не влияют на состоя­ние здоровья и не требуют коррекции.

Вторая группадети с факторами риска возник­новения патологии различных органов и систем, а так­же имеющие некоторые функциональные и морфоло­гические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания; у де­тей раннего возраста выделяют II а и II б группы здо­ровья.

Группа II А(группа «риска») — здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хрони­ческих заболеваний, т.е. с факторами риска только одного вида в онтогенезе (биологический или генеало­гический анамнез), к которым относятся:

а) в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вреднос­ти и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беремен­ности, возраст матери к моменту рождения ре­бенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кро­вотечения, повышение или понижение АД во вре­мя беременности;

б) в интранатальном периоде — быстрые, затяжные роды, длительный безводный период, инструмен­тальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кро­вотечение в родах;

в) отягощенный генеалогический анамнез — в ро­дословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с опреде­ленной метаболической направленностью, а так­же на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.

Группа II Б (группа «высокого риска») — здоро­вые дети с факторами риска 2-го вида или одновре­менной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от много­плодной беременности, недоношенных, переношен­ных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), не­зрелых, с внутриутробным инфицированием; перенес­ших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний нео-натальный период, а также с рахитом I степени (на­чальный период), выраженными остаточными явле­ниями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекар­ственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными ано­малиями, не требующими оперативного вмешатель­ства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мо­шонку на 1-2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осан­ки; уплощенной стопой; функциональными измене­ниями сердечно-сосудистой системы (шумы функци­онального характера, тенденция к понижению илиповышению артериального давления, изменение рит­ма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с ги­пертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I сте­пени, искривлением носовой перегородки при отсут­ствии нарушения носового дыхания, повторными за­болеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным карие­сом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими при­вычками, задержкой психического развития, косно­язычием; дисфункцией желудочно-кишечного трак­та, с миопией слабой степени; дальнозоркостью сред­ней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зре­ния; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых забо­леваний с длительным нарушением общего самочув­ствия и состояния (в том числе после острой пневмо­нии, эпидемического гепатита, острых нейроинфек-ций и др.

Обычно II А или Б группа выставляется детям пер­вого года жизни.

Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в со­стоянии компенсации, субкомпенсации и декомпен­сации. Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.У детей II-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким крите­риям. Группа здоровья определяется по самому тяже­лому отклонению или диагнозу. В процессе наблюде­ния за ребенком группа здоровья у него может менять­ся, в зависимости от динамики состояния здоровья.

Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и отно­сятся ко II группе здоровья, в период реконвалесцен-ции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.При наличии нескольких заболеваний оценка груп­пы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет прово­дить оценку состояния ребенка как на момент обсле­дования, так и при динамическом его контроле.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природнойсредой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(определение группы здоровья):

1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

 

2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

 

3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-ягруппа
в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

 

4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

 

5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа