Отчет по методической практике по географии руководитель практики

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

 

 

Кафедра географии и естествознания

 

 

Отчет по методической практике по географии

 

 

Студентки 4 курса

очной формы обучения

факультета ЕГиТ Дынга Ксении Вячеславовны

 

 

Руководитель практики:

канд. пед. наук, доцент Сотник Вера Гавриловна

 

Санкт-Петербург

Содержание

Ведение 3

1.Перечень работ выполненных в процессе практики 4

2.Конспект урока по географии в 7классе на тему:«Климатические пояса» 7

3.Самоанализ урока географии на тему «Климатические пояса»

4.Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:«Круги кровообращения»

5.Самоанализ урока по биологии в 8 классе на тему:«Круги кровообращения»

6.Конспект внеклассного мероприятия.

7.Самоанализ внеклассного мероприятия

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

Введение

 

Методическая практика проходила в ГБОУ СОШ № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга в период с 23 января по 5 марта 2013 года.

Цель практики:

— формирование навыков практической педагогической деятельности в школе.

Задачи практики:

‒Познакомится с методикой работы учителя географии и классного руководителя.

‒ Изучить материальную базу кабинета географии.

‒ Подготовиться и успешно провести 4-5 уроков по географии в том числе с применением компьютерной технологии.

‒ Провести внеклассное мероприятие по географии.

‒ Познакомится с тематическим планированием по географии и биологии на учебный год.

‒ Научиться правильно анализировать процесс и результаты своей педагогической деятельности.

 

 

 

Перечень работ выполненных в процессе практики

24.01.13 Посещение СОШ № 523 г. Колпино. Встреча с директором школы, знакомство со школой, с учителем географии и биологии. Обсуждение вопросов прохождения практики. Доброжелательное отношение со стороны директора и учителей школы.
25.01.13 Знакомство со школой. Беседа с администрацией школы. Школа оснащена современным техническим оборудованием.
28.01.13   Посещение урока географии в 6,7,8, классе.   Использование учителями эффективных приемов проверки домашнего задания, благодаря которым за короткое время проверяются знания практически всех учеников. Проявление интереса со стороны учителей.
29.01.13   Посещение урока биологии 7, 6, 8 классах. Использование учителями различных методических приемов при знакомстве с новым материалом.
31.01.13.   Посещение урока географии в 7,6,8 классе. Беседа с учителем биологии о проведения уроков, работа с тематическим планированием. Обсуждение проведения внеклассного мероприятия с классным руководителем Знакомство с методикой преподавания некоторых дисциплин и умением педагогов организовать деятельность на уроке    
02.02.13     Проведение урока в 8 классе на тему «Высотная поясность»   Беседа с учителем географии о проведенном уроке. Учитель дает следующую тему для проведения урока в 5 классе: «Природные зоны»   Самостоятельная работа с неуспевающими учениками. Прием тем у дожников.   Теплый прием учениками нового учителя. Первый опыт проведения уроков произвел достаточно хорошее впечатление  
4.02.13     Подготовка к проведению нового урока. Сбор материалов. Создание компьютерной презентации к уроку. Проверка дневников и выписка оценок из журнала.   Получение опыта разработки урока и проверки дневников класса.
11.02.13   Проведение в 7 кассе на тему «Атмосфера. Воздушные массы и господствующие ветры» Беседа с учителем географии   Урок прошел по плану. Ученики были достаточно активны и заинтересованы. Индивидуальная работа с учащимися способствовала улучшению знаний о конкретных особенностях развития учеников и установлению доверительных отношений с учащимися.  
13.02.13 Посещение урока географии в 6-7 классах Получение опыта разработки урока.
14.02.13   Проведение урока географии в 7 классе на тему «Атмосфера. Климатические пояса». Подготовка к проведению уроков в 9 классе, подготовка компьютерной презентации. Урок прошел по плану. Ученики были достаточно активны и заинтересованы. Индивидуальная работа с учащимися способствовала улучшению знаний о конкретных особенностях развития учеников и установлению доверительных отношений с учащимися.
18.02.13   Проведение урока Биологии в 6 классе без присутствия учителя Проведение урока биологии в 8 классе без присутствия учителя Урок прошел по плану. Ученики были очень активны и заинтересованы.
25.02.13   Проведение урока Биологии в 8 классе. Посещение урока Биологии в 7 классе. Урок прошел по плану. Ученики были достаточно активны и заинтересованы. Были отмечены новые методики изложения нового материала урока.
28.02.13   Посещение урока географии в 6 классе. Проведение игры – соревнования в 8 классе «Большое путешествие по природным зонам России»     Большой интерес и активность учащихся. Закрепление пройденного материала по природным зонам.
04.03.13   Проведение урока географии в 6 классе. Проведение урока в 8 классе. Сбор мальчиков после урока для обсуждения готовности ребят в 8 марта. Помощь в выборе подарков для девочек Большой интерес и активность учащихся.   Доброжелательные доверительные отношения с учениками
05.03.13 Оформление документов о прохождении методической практики Документы оформлены в срок

 

 

 

Конспект урока географии в 7 классе на тему

«Климатические пояса»

Цели и задачи урока:

1. познакомить учащихся с климатическими поясами Земли. Сформировать и развить представления, понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы.

2. познакомить учеников с особенностями климатических поясов, свойствами основных компонентов климата.

Организационный момент, проверка домашнего задания, повторение изученного материала.

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей

▬ При каком условии исчезла бы сила Кариолиса, какого бы направления были постоянные ветры? (сила Кариолиса исчезнет при условии прекращения вращения Земли вокруг оси)

▬ Объясните причину преобладания ясной погоды на полюсах?

▬ От каких факторов зависят свойства воздушных масс?

Задания на проверку знания понятий и фактического материала(слайды):

Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным:

▬ муссон

▬ пассат

▬ фен

▬ северо-восточный бриз

▬ западные ветры

▬ Назовите основные климатообразующие факторы.

▬ Сравните пассаты и муссоны (заполнение таблицы после обсуждения)

Черты сравнения пассаты Муссоны
Закономерности появления Возникают из-за разницы атмосферного давления на экваторе и тропических широтах Рождаются на берегах океанов и морей из-за разницы давления на суше и море.
Постоянные/временные Пассаты являются постоянными ветрами Направление меняется по сезонам года: летом дуют на сушу, замой ‒ на море

 

Изучение нового материала

1. Вспомните, как мы называем средний многолетний режим погоды, характерный для данной местности? Климат территории формируется под действием зональных воздушных масс.

2. Вот мы и обнаружили еще одну систему поясовнашей планеты. Это – климатические пояса.

3. А что такое, по-вашему мнению, климатический пояс?

(Слушаются разные варианты ответов.)

4. Вы предложили разные варианты. В конце вашей работы вы попробуете снова дать это определение.

1. Климатические пояса бывают основные и переходные.

(Работа с интерактивной картой «Климатические пояса и области мира».)

2. Давайте рассмотрим климатические пояса несколько подробнее и предоставим слово ведущим специалиста нашего класса климатологам-консультантам. (Учитель на доске вывешивает таблички с названиями основных и переходных климатических поясов. Каждая группа представляет результат выполнения своего опережающего домашнего задания с использованием интерактивной карты, также можно использовать презентацию, если нет интерактивной карты).

Основные климатические пояса

экваториальный тропический умеренный арктический

Переходные климатические пояса

субэкваториальный субтропический субарктический

 

1. Попробуйте снова дать определение понятию «климатические пояса»

‒ .Климатические пояса – это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга степенью нагрева солнечными лучами и сезонной сменой воздушных масс.

 

2. Вот мы и обнаружили еще одну систему поясовнашей планеты. Это – климатические пояса. 3. А что такое, по-вашему мнению, климатический пояс? (Слушаются разные варианты ответов.)

Закрепление изученного материала

▬ Какие силы заставляют перемешаться воздушные массы? (разница давления).

▬ В каком направлении перемещаются воздушные массы летом? (нас евер)

▬ Какие воздушные массы господствуют в тропическом поясе, экваториальном? (тропич, экваториальный)

▬ Какие воздушные массы господствуют с субэкваториальном поясе? (летом экваториальные, зимой ‒ тропические)

▬ В каком климатическом поясе мы живем?

4. домашнее задание

Заполните таблицу для всех 13климатических поясов по следующемя образцу:

 

Климатический пояс Воздушные массы температура КО Занимаемая территория
января июля
Северное полушарие
Арктический          
Субарктический          
Умеренный          
Субтропический          
Тропический          
Субэкваториальный          
Экваториальный пояс ЭВМ +24 +24 Более 2000мм Бассейн р. Конго, экваториальная часть Ю.Америки, о-ва юго-восточной Азии
Южное полушарие
Арктический          
Субарктический          
Умеренный          
Субтропический          
Тропический          
Субэкваториальный          

 

3.Самоанализ урока географии на тему «Климат»

Тема урока имеет большое значение для создания целостного восприятия процессов, происходящих в тропосфере и климатов нашей планеты.

Система знаний, раскрываемая в данной теме, охватывает в сжатой и доступной для учащихся форме планетарные закономерности распространения тепла, влаги, господствующих ветров, образования и размещения климатических поясов, а также климатообразующие факторы. Попрными знаниями являются в основном, полученные в предшествующем курсе географии по теме «Атмосфера»,

Изложения материала производилось логически. В процессе диалога с учениками проговаривали наиболее сложные аспекты темы.

При изучении климатических поясов Земля было важно, что бы учащиеся поняли следующее:

▬ Принципы выделения поясов

▬ Различи между основными и переходными поясами

▬ Особенности каждого пояса

Для того что бы учащиеся лучше поняли различия между поясами домашним заданием было заполнение сводной таблицы. Эта работа является не только закрепление изучаемого материала, но и помогает учащимся систематизировать полученные знания, так же учит выбирать необходимую информацию из текста учебника. Данная таблица может быть использована при изучении климатов отдельных материков

При проведении урока не возникло никаких сложностей. Все цели, поставленные перед уроком, были достигнуты. Сама я оцениваю проведенный урок, как состоявшийся, достигший поставленных целей, соответствующий теме. Урок позволил в достаточной мере разкрыть учебные способности учащихся

▬ В каком направлении перемещаются воздушные массы летом? (нас евер) ▬ Какие воздушные массы господствуют в тропическом поясе,… ▬ Какие воздушные массы господствуют с субэкваториальном поясе? (летом экваториальные, зимой ‒…

Конспект урока по биологии в 8 классе

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:

«Круги кровообращения»

Цель урока: раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови. Особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.

Оборудование.

Таблицы:

«Строение сердца».

«Схема кровообращения».

«Кровеносная система»

набор карточек для взаимопроверки в парах

Актуализация знаний.

Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая).

В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система — сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система — кровь движется только по сосудам).

Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах позвоночных животных? (появление малого (легочного) круга кровообращения в связи с выходом животных на сушу).

В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система — сосуды прерываются щелевидными… Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах…

I. Изучение нового материала.

Учитель: Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.

Большой круг кровообращения (БКК):

левый желудочек àаортаàартерииàартериолыàкапилляры àверхняя полая, нижняя полая веныà правое предсердие.

Учитель: На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения и скажите: В каком отделе сердца он начинается?

‒ В левом желудочке.

‒ По каким сосудам кровь поступает к органам тела?

‒ По артериям.

‒ Где происходит газообмен?

‒ В Альвеолярных легких.

‒ По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?

‒Верхняя полая, нижняя полая вены

‒ Малый круг кровообращения (МКК):

На рис. 51 учебника найдите малый круг кровообращения:

Правый желудочекàлегочные артерииàартериолыàальвеолярные мешочкиà легочные веныà левое предсердие.

Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?( Легочная артерия)

Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде?(Венозная кровь.)

Большой круг кровообращения (БКК): левый желудочек àаортаàартерииàартериолыàкапилляры… Учитель: На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения и скажите: В каком отделе сердца он начинается?

Домашнее задание.

Стр.126- 127 Текст учебника.

Творческие задания:

В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?

Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?

 

 

Самоанализ проведенного урока

Урок по биологии прошел очень хорошо, ребята были активны и внимательны, задавали вопросы. На уроке биологии быстро нашли с ребятами общий язык и легко прошли новый материал. Ребята выявили хорошие знания по данной теме.

При проведении урока не возникло никаких сложностей. Новый материал излагался в соответствии с логикой учебника. Все цели, поставленные перед уроком, были достигнуты. Сама я оцениваю проведенный урок, как состоявшийся, достигший поставленных целей, соответствующий теме. Урок позволил в достаточной мере раскрыть учебные способности учащихся

При изучении данной темы было важно закрепить знания предыдущего урока и опираясь на них изучить новую тему. Учащиеся освоили основные понятия урока.

Время, оставшееся от урока, использовали для закрепления полученных на уроке знаний в форме небольшой игры в слова на биологические термины с помощью мячика. У ребят было хорошее настроение .благодаря такой методике повторения материала был выявлен уровень изученности материала предшествующего обучения.

При проведении урока не возникло никаких сложностей. Новый материал излагался в соответствии с логикой учебника. Все цели, поставленные перед… При изучении данной темы было важно закрепить знания предыдущего урока и… Время, оставшееся от урока, использовали для закрепления полученных на уроке знаний в форме небольшой игры в слова на…

Конспект внеклассного мероприятия.

Игра-соревнование: «Большое путешествие по природным зонам России»

Цели:Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы. Проверить знания, умения и навыки учащихся. Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитание любви и уважения к природе.

Оборудование: карточки – задания; рисунки детей на тему: «Природные зоны России».

Ход урока: Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков).

После обсуждения в команде дети отвечают на поставленный ведущим вопрос. Если ответ верный, то команда получает эти очки, а ведущий зачеркивает их на доске. Если команда не справилась с ответом, то на вопрос может ответить другая команда и заработать эти же очки.

Учитель:Ребята, здравствуйте, сегодня мы с вами поиграем в игру – соревнование, которая называется путешествие по природным зонам России.

1.Первый конкурс «Разминка»

1) Назовите реку, озеро, море, носящие названия одного цвета. (р. Белая, оз. Белое, море Белое – 1 балл.).

2) Назовите пять крупнейших рек в России. (Амур, Енисей, Лена, Обь, Волга – 1 балла.).

3) Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это? (Географическая карта, глобус -1 балла.).

4) Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане? (Буква «Р».1 балл).

5) Назовите самое глубокое озеро в мире? (Байкал – 1 балл).

6) Какая сибирская река носит название, обозначающее упаковку? (Река Тара – 1 балл.).

7)В каком море нельзя утонуть? (Мертвое море — 1 балл).

2. конкурс “Таможня”

Я вам задаю вопрос вы мне — ответ, а за это вы получите денежную валюту в 2 евро.

1.Это зона где длительная полярная ночь, короткое лето, сильные ветры, пурга, метели и туманы. Средняя температура самого холодного месяца на островах составляет – 20 С. Повсеместно развита многолетняя мерзлота?(Арктика) – 1Б.

2. Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, земля промерзает на большую глубину? (Тундра) 1Б.

3. Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая, но холодная. (Пустыня).- 1Б.

4.Эта зона сравнительно больше получает солнечного тепла и больше осадков. Зима существеннее холоднее, господствует западный перенос. Значительная часть осадков выпадает в виде снега, который лежит до 8 месяцев в году. Средняя температура июля колеблется от 14 до 18 С?(Тайга).-1Б.

5. Эта Зона считается выборочным земледелием. Облик данной зоны составляет не только лес, но поля и луга. Средняя июльская температура +17;+20С. Рельеф очень особенный это нагромождения мореных холмов , гряд разной высоты покрытые лесом? (смешенные широколиственные хвойные леса)-1Б.

6.Эта природная зона считается таинственным и загадочным местом земли, обладающий необычной притягательной силой. Сырое топкое место. В России они занимают свыше 10% площади страны.(Болота)

7.В этой зоне более теплый и сухой климат. Июльская температура +20С. Количество осадков уменьшается с 600 до 450мм в год. Летом время от времени дуют горячие сухие ветра – суховеи. Почва образующими породами являются лессы и лессовидные суглинки? (Лесостепь)-1Б.

8.Эта зона преобразована человеком. Сплошное земледельческое освоение. Количество засушливых лет в это зоне возрастает. Ежегодно бывают суховеи. Тип почвы — каштановые а на юге присутствуют южные черноземы? ( Степь)- 1Б.

9.Занимает черноморское побережье, с севера на юг возрастает годовое количество осадков от 600 до 1600 мм. Лето жаркое и сухое, ср. июльская температура +22…+24С. Осадки в виде дождя.Тип почвы красноземы и желтоземы? ( Субтропики)-1Б.

10.Зона отличается изобилием тепла, солнечного света и недостатком влаги. Рельеф ровный сложенный песчаными отложениями. В этой зоне возможно только оазисное земледелие на орошаемых землях. Выращиваются арбузы и помидоры. (Пустыни)-1Б.

11. В этой зоне характерно господство полыно — злаковых растительных сообществ. Они бедны пресными водами их еще называют голыми степями. Ср. январская температура на 5-8 ниже нуля, а местами может опускаться до – 30 С? (Полупустыни)- 1Б.

12.При подъёме на 70 м природные условия меняются также как с юга на север по равнине через 110 км. Нижний пояс соответствует той природной зоне, в которой расположена? (Высотная поясность)- 1Б.

3. Блиц — турнир: «Я знаю лес».

1. — Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный).-1Б.

2. — Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (Сосна)-1Б.

3. — Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)-1Б.

4. — Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)-1Б.

5. — Какое дерево является символом России? (Береза)-1Б.

6. — Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка – летяга)-1Б.

7. — Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)-1Б.

8. — Узнай животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах? (Рысь).-1Б.

4. Исправь ошибки:

 

«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения» — 3Б.

Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сделать нельзя, они корявые.

5.Графический диктант : «Животные тундры».

 

Если учащиеся согласны с высказываниями, то ставят + , нет — . По рисунку легко и быстро проверить работу.

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун — лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

Ответы:

1. + 2.- 3.- 4.+ 5.+ 6.+7. –8. + 9.+ 10.+.

«Разгадайте кроссворд»

П О Л У П У С Т Ы Н И
А Р К Т И К А  
И Р И С  
Б О Р А  
С О Б О Л Ь  
Л Е Д Я Н А Я  
Б У Л Г У Н Н Я Х И  
К А Ш Т А Н О В Ы Е  
Р Е Л И К Т Ы  
П О Д З О Л И С Т Ы Е  
Т О Р Ф  
К Л Е Н  
О В Ц Е Б Ы К  
                                                                 

1.Пустыни находящиеся между зоной степей и настоящей пустыней?

2.Это слово с переводе с греческого означает северный, чаще всего называют земли расположенные в приполярном районе?

3.Степной цветок и конфета?

4.Сильный холодный ветер направленный сверху в низ?

5.Хищник. Живет в глухой тайге. Его основная добыча грызуны. Имеет красивый дорогой мех?

6.Зона, распространенная на островах Арктики?

7.При мерзлотном пучении грунтовых вод поверхностные слои замерзают и выпучиваются грунты образуя…?

8.Почвы в зоне степей?

9.Это слово с переводе латинского означает «остаток» ?

10.Распространеные типы почв в тайге?

11. То, что может гореть на болоте?

12.Теплолюбивое дерево с широкими и крупными листьями?

13. Крупное животное, занесенное в таймырский заповедник?

 

 

Самоанализ внеклассного мероприятия игра – соревнования «Большое путешествия по природным зонам России»

Выбор мероприятия, содержание и направление воспитательной деятельности в данном мероприятии вытекает из направлений воспитательной работы школы, задания подобраны, продуманы соответственно уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся 8 классов.

Ребята активно принимали участие в подготовке мероприятия, изготовления необходимого наглядного материала название, приветствие. Планирование мероприятия, элементы, содержание заданий приготовил учитель.

Игра состояла из 6 этапов, которые были взаимосвязаны между собой. Задания составлялись на основе изученного материала, так же присутствовали задания творческого характера , за выполнение каждого задания начислялись балы.

Выводы: Мероприятие целей достигло, воспитательные, развивающие задачи реализованы, багаж теоретических и практических знаний пополнился.

 

Заключение

За время прохождения практики были реализованы все поставленные задачи:

· Познакомились с методикой работы учителя географии и классного руководителя;

· Изучили материальную базу кабинета географии;

· Подготовили и успешно провели 4-5 уроков по географии, в том числе с применением компьютерной технологии;

· Провели внеклассное мероприятие по географии;

· Познакомились с тематическим планированием по географии на учебный год;

· Научились правильно анализировать процесс и результаты своей педагогической деятельности.

Практика способствовала овладению:

— принципам организации урочной и внеурочной деятельности учащихся

— функциональными обязанностями учителя географии и классного руководителя;

— особенностями учебно-воспитательного процесса в средней школе;

— организации и проведения воспитательной работы в соответствии с основными принципами дидактики и теории воспитания, требованиями и традициям школы, планом работы классного руководителя;

— спектром методик преподавания физической географии и воспитательной работы;

— организации учебного процесса по географии: составлять тематическое планирование в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов средней школы и учебных программ; определять цели уроков, формы его организации и проведения;

— применять различные формы и методы индивидуальной внеурочной работы со школьниками.

Приложения 1.

Должностные обязанности

Учитель школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого — физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;

3.3. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

3.4. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеоб — разовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;

3.5.обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

3.6.оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;

3.7.соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

3.8.осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

3.9. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении;

3.10. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, повышает квалификацию;

3.11.обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

3.12.осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

3.13.выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.14.допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.15.заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;

3.16.дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании своих уроков;

3.17.проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.18.соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

3.19.в случае выполнения обязанностей классного руководителя:

ежедневно:

организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися; контролирует: посещаемость учебных занятий обучающимися; успеваемость обучающихся; организацию

питания обучающихся; соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся, если такие требования предусмотрены Уставом школы; оказывает помощь органам ученического самоуправления класса;

еженедельно:

проверяет дневники обучающихся; анализирует состояние успеваемости в классе; проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием (о чем делается запись в классном журнале);

организует работу с родителями (лицами, их заменяющими);

проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе;

ежемесячно:

проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей; организует работу классного актива; организует заседание родительского комитета класса;

в течение учебной четверти:

участвует в работе методического объединения классных руководителей;

проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

заполняет классный журнал и портфолио обучающихся;

проводит классное родительское собрание; представляет в учебную часть учреждения отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть;

ежегодно:

оформляет личные дела обучающихся;

анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

составляет программу воспитания класса или план воспитательной работы с классом (план классного руководителя), корректирует модель воспитательной системы класса;

собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников, иные установленные формами статистической отчетности материалы по направлению деятельности);

в каникулярное время:

организует работу с классом по дополнительному плану;

организует и контролирует занятость обучающихся «группы риска».

3.20. в случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:

руководит работой лаборанта, закрепленного за кабинетом;

-контролирует целевое использование кабинета; организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;

-разрабатывает и периодически пересматривает (не реже одного раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

-контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

-проводит или организует проведение другим педагогом инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

-не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда.

 

3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого — физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета,… 3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая… 3.3. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной…

Приложения 2.

Полномочия классного руководителя.

Классный руководитель имеет право:

-получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

-контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

-контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

-координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

-определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

-приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

-участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;

-вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

-создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуюсь единственным принципом «не навреди»;

-выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.

Классный руководитель не имеет права:

-унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.;

-использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;

-злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

-использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка;

-обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель как административное лицо обязан:

-организовать учебно-воспитательный процесс, в классе;

-вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

-изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

-фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

-оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

содействовать социальной и правовой защите их прав;

-вести документацию, отражающую уход и результативность воспитательной работ (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);

-вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;

-постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Классный руководитель должен уметь:

-общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая -собственный пример деловитости и ответственности;

-видеть и формировать свои воспитательные цели;

-составить план воспитательной работы в собственном классе;

-организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д. ;

-организовать и провести родительское собрание;

-пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.

 

 

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год

8 класс, курс «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

Классическая линия. Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии «География России»(8-9 классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.- М., Дрофа, 2008.
  2. Авторская программа по географии. 6-9 классы/ Под редакцией И.В Душиной.-М., Дрофа, 2006

учебник — Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2012

Количество часов: всего-68, практических работ (оценочных)-8

№ п/п Тема урока Дата проведения
1. Урок гражданственности и патриотизма «Отечественная война1812 года». сентябрь 3
2. Краеведческий урок «1812 год в моем крае»
3. Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации
4. Географическое положение России. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»
5. Моря, омывающие территорию России
6. Географическое изучение территории России
7. Картографический метод в географии
8. Россия на карте часовых поясов.
9. Решение задач на определение поясного и местного времени октябрь 1
10. Решение задач на определение поясного и местного времени
11. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»
12. Особенности рельефа России
13. Геологическое строение территории России
14. Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»
15. Развитие форм рельефа.
16. От чего зависит климат нашей страны.
17. Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявления особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны» ноябрь 7
18. Типы климатов России. Практическая работа №5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».
19. Зависимость человека от климатических условий. Практическая работа №6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека»
20. Климат и климатические ресурсы.
21. Разнообразие внутренних вод России. Реки.
22. Реки. Практическая работа №7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования»
23. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.
24. Водные ресурсы. Охрана вод. декабрь 3
25. Внутренние воды и водные ресурсы.
26. Образование почв и их разнообразие.
27. География почв России.
28. Почвенные ресурсы.
29. Растительный и животный мир России.
30. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
31. Природно-ресурсный потенциал России.
32. Разнообразие ПК России. Природное районирование. январь14
33. Моря как крупные ПК
34. Природные зоны. Арктические пустыни, тундра, лесотундра
35. Разнообразие лесов России: Тайга, смешанные и широколиственные леса
36. Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Субтропики
37. Высотная поясность.
38. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. февраль 4
39. Природные комплексы Русской равнины
40. Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России.
41. Природные комплексы Северного Кавказа
42. Урал – «Каменный пояс» земли Русской.
43. Своеобразие природы Урала.
44. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.
45. Западно–Сибирская низменность.
46. Природные ресурсы Западной – Сибири. Проблема их освоения. март 4
47. Географическое положение своего региона.
48. Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области.
49. Особенности климата.
50. Природные зоны Омской области. Практическая работа №8 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт»
51. Проблема взаимодействия природы и человека в области. Охрана природы и охраняемые объекты.
52. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения апрель 1
53. Природные районы Восточной Сибири
54. Жемчужина Сибири-Байкал
55. Природные ресурсы Восточной – Сибири. Проблема их освоения.
56. Дальний Восток-край контрастов. ГП, состав территории. История освоения.
57. Природные комплексы Дальнего Востока
58. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоения их человеком
59. Природа регионов России.
60. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
61. Географический фактор в развитии общества.
62. Антропогенное воздействие на природу. май 6
63. Природная среда, природные условия, природные ресурсы.
64. Рациональное использование природных ресурсов.
65. Особо охраняемые территории.
66. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.
67. Экологическая ситуация в России.
68. Человек и природа.
69. Человек и природа.
       

 

Классическая линия. Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География России»(8-9 классы)/… учебник — Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2012 … Количество часов: всего-68, практических работ (оценочных)-8 № п/п Тема урока Дата …