Особенности самовоспитания в спорте

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Курсовая работа Особенности самовоспитания в спорте

Исполнитель: студент 33 гр. ДО

______________ Сыпачев А.Н.

подпись, дата

Научный руководитель: к.п.н., профессор

___________МухамитяновФ.Д.

подпись, дата

Оценка: _______________

г. Чайковский, 2014 г.

Содержание

Стр.

Введение 3

I.Самовоспитание в спорте 5

II.Особенности личного развития учащихся среднего школьного возраста 15

III.Методические подходы к организации самовоспитания в единоборствах 19

Заключение 25

Литература 27

Введение

Актуальность.Воспитательные воздействия на личность юного спортсмена в спортивной педагогике традиционно рассматриваются как три взаимосвязанных процесса: воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Однако, все усилия тренеров, направленные на воспитание и перевоспитание, малоэффективны без руководства процессом самовоспитания — сознательной деятельности человека при помощи собственных усилий изменять и совершенствовать себя. Воспитание в его новом, современном понимании является не чем иным, как создание условий развития личности через самовоспитание.

Самовоспитание с полным правом можно отнести к самым древним, но всегда актуальным проблемам педагогической науки и практики. На заре человеческой цивилизации, когда педагогика, в том числе и такая ее отрасль, которая в настоящее время получила название спортивной или олимпийской педагогики, рассматривалась в русле философии, психологии, различных видах искусств и систем физического воспитания, самовоспитание носило несколько таинственный, замаскированных характер. Методика самовоспитания древнейших школ оказалась забытой. По сути, все формы индийской йоги, известные всем буддийские школы и монастыри, библейские заповеди по самосовершенствованию ума, чувств, нравственности, физических и волевых качеств являются веками проверенной системой самовоспитания.

Объект исследования – самовоспитание.

Предмет исследования – особенности самовоспитания в единоборствах.

Контингент – учащиеся среднего школьного возраста.

Цель исследования – изучить психолого-педагогические аспекты организации самовоспитания учащихся младшего школьного возраста занимающихся самбо.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и основные методы организации самовоспитания юных спортсменов в спорте;
  2. Изучить особенности развития личности учащихся младшего школьного возраста;
  3. Исследовать методические подходы к организации самовоспитания в единоборствах.

I. Самовоспитание в спорте

В современных работах по спортивной педагогике и психологии в специальной литературе по методике знаний различными видами спорта с юными спортсменами значительное внимание отводится вопросам взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Проблема воспитания и самовоспитания чаще всего связывалась с воспитанием дисциплинированности, коллективизма, воли и характера в соответствии с идеологией и политикой правящей партии и государства [1].

Прежде всего юному спортсмену необходимо овладеть методами познания самого себя. Изучая себя, нужно детально и внимательно разобраться с различными состояниями своего сознания, психического и физического состояния организма во время спортивных тренировок, соревнований, отдыха и восстановления. Практика работы тренеров в сфере детско-юношеского спорта, анализ психолого-педагогических исследований и данные нашей экспериментальной работы позволяют выделить наиболее приемлемые методы самонаблюдения: определение самочувствия по пульсу, ритмам дыхания, различным реакциям; определению биоритмов (интеллектуального, эмоционального и физического); контроль за весом спортсмена; самооценка желания тренироваться и участвовать в соревнованиях. Применение указанного минимального комплекса самоконтроля и самонаблюдения является необходимым для ведения дневников самоконтроля, комплекс этих показателей может быть усовершенствован и расширен за счет использования специальных компьютерных программ [1, 18].

Юные спортсмены независимо от вида спорта и спортивной квалификации постоянно пополняют свои знания, расширяют кругозор, обогащают свою память необходимыми сведениями. Всему этому способствует так называемое умственное или интеллектуальное самовоспитание. Для удобства составления программы интеллектуального самовоспитания рекомендуется составить индивидуально для каждого юного спортсмена схему, в которой отражается динамика изменения умственных качеств человека. Например, от медлительности мышления — к смекалке и находчивости, от прямолинейности мышления — к гибкости и логичности, от пассивности — к познавательной активности и т.д. Рекомендуется использовать специально разработанные правила для развития памяти, мышления, совершенствования умственных качеств [2, 19].

Немаловажное значение для самовоспитания юных спортсменов имеет методика волевой и эмоциональной подготовки. Действительно, среди выдающихся спортсменов трудно найти слабовольных и эмоционально неустойчивых. В работе с юными спортсменами тренеры обучают их методам и приемам эмоциональной и волевой подготовки. Это самоприказ — четкая команда самому себе, которая является стимулом для выполнения какого-либо действия или проявления волевого усилия. Самовнушение — метод, основанный на воздействии словом, самопроговаривании целевой установки, преодолении робости, недомоганий. Самовнушение в сочетании с расслаблением, контрастным душем, самомассажем снимает усталость, восстанавливает силы, помогает мобилизоваться. Самопринуждение — метод, когда выполняется действие, так сказать, «через не хочу». Это особенно важно в работе с юными спортсменами. Самоодобрение — как метод самовоспитания юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное, похвалить, поощрить себя, хотя этого никто и не слышит. Самоуспокоение — метод основанный на анализе своих ошибок и неудач, что неизбежно в спорте. Это приучает к объективности, учит умению настроиться на дальнейшую работу над собой, избежать отрицательного влияния эмоций досады, обиды, зависти и злости. Арсенал методов и приемов эмоциональной и волевой подготовки очень большой. В практической работе тренеров ДЮСШ в различных регионах России мы наблюдали такие, как: специально подобранная музыка, песни, танцы, дыхательные упражнения, водные процедуры, аутотренинг, а также применение лекарственных препаратов, витаминов, других стимуляторов [3, 20].

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др. [3, 20].

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки [3].

Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание — важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение старшими подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой — формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических представлений и потребностей [4].

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.) [4, 18].

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности средних школьников в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности [5].

Однако возможно и отрицательное влияние учебно-тренировочных занятий на интеллект средних школьников, которое обычно вызвано односторонним увлечением спортом (в ущерб другим видам деятельности, в частности учебе) или утомлением, наступающим вследствие учебно-тренировочных занятий со слишком большими нагрузками. Кроме того, угнетающее влияние на интеллект школьника, занимающегося спортом, могут оказать и условия, исключающие привычный физический или умственный труд [5].

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигательной деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий [4,5].

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера средних школьников — нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у средних школьников возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена [1,2].

Волевые качества средних школьников на учебно-тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой [1,2].

Занятия спортом способствуют формированию у средних школьников положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, — главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса средних школьников этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания. Однако занятия спортом — фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, не сформированный здоровый психологический климат в группе занимающихся. Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество — как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у старших подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека [5, 19].

Занятия физической культурой и спортом направлены, прежде всего, на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей. Смысловое содержание понятия «физическая культура» может раскрываться как окультуривание движений, повышение их экономности, рациональности, уместности, то есть овладение теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство, красоту. Таким образом, учебно-тренировочные занятия являются фактором формирования эстетики движений у средних школьников [6].

Другая сторона занятий физической культурой и спортом при решении задач эстетического воспитания средних школьников — формирование у них эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. Определенная степень спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена их рациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым задачам, выражение в них разума и энергии. Таким образом, занятия спортом позволяют воспитывать у средних школьников эстетически оправданные представления о красоте движений человека [5, 6].

Результаты, которые достигаются в формировании личности средних школьников на учебно-тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них — сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д. [6].

Другое важное условие — постоянный контроль за определенными морально-этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:

1) морально-этические положения, характерные для людей, живущих в определенных социально-экономических условиях;

2) мотивы, которыми руководствуется молодой человек в занятиях спортом;

3) этические основы поведения спортсмена.

Кроме названных условий достижения положительных результатов в формировании личности средних школьников, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней [6].

Совместная коллективная практическая деятельность создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения средних школьников. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, школьники лучше познают специфику и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни [7].

Велико также значение физкультурного коллектива в развитии эстетических качеств личности средних школьников. И хотя формирование эстетической оценки нравственных отношении в коллективе значительно сложнее, без этого, что особенно важно, нравственно-эстетические критерии личности могут быть низкими [7].

Период социальной и спортивной адаптации — серьезное испытание для средних школьников. Надо освоиться с новой обстановкой, коллективом, затрачивая дополнительные усилия на привыкание к режиму учебно-тренировочных занятий и т.д. Поэтому большое значение в развитии положительных качеств спортсменов — школьников имеет правильно организованное руководство их самовоспитанием. Под самовоспитанием понимается «…сознательная, систематическая работа личности над собой, направленная на формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложившимися идеалами»).

Стимулировать процесс самовоспитания средних школьников в ходе учебно-тренировочного процесса можно, только используя дифференцированный и индивидуальный подход: одних побуждать руководствоваться своим положительным идеалом, другим помочь разрушить отрицательный и сформировать положительный, третьим помочь в выборе идеала [8].

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности средних школьников, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом школьников необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий [7, 8].

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности [7, 8].

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

• групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной [7, 8].

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные [8].

К специфическим методам физкультуры и спорта относят: методы строго регламентированного упражнения, использование упражнений в игровой форме, соревновательный метод [8].

II.Особенности личного развития учащихся младшего школьного возраста

У учащихся этого возрастного периода как бы переплета­ются черты детства и черты, во многом присущие юнос­ти, но еще находящиеся в стадии становления и разви­тия. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу­щает быстрый рост физических сил и духовных потреб­ностей, как полуребенок он еще ограничен своими воз­можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется слож­ность и противоречивость характера, поведения и разви­тия подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания [9]. 

В частности, отмечается усиление активности гипо­физа и щитовидной железы. Это стимулирует физичес­кий рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, разви­тие же туловища несколько отстает. Внешне это прояв­ляется в том, что у средних школьников руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в от­дельные периоды он то замедляется, то происходит слиш­ком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочени­ем скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ус­корение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время про­исходит на 1—1,5 года быстрее, чем 30—40 лет назад [9].

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечнососудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо­статку в притоке крови к отдельным органам и систе­мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Средние школьники отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, ‘ а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому средние школьники быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физичес­кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере­прыгивание канав и других препятствий) нередко приво­дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози­рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности средних школьников [10].

Необходимость постоянного внимания и создания бла­гоприятных условий для физического развития средних школьников (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро — приставка, которая используется в смысле «под» и ука­зывает на понижение против нормы и dinamus — сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Уче­ние, требующее сидячего образа жизни, может приво­дить к застойным явлениям в организме, к недостаточ­ному кислородному питанию, что отрицательно сказыва­ется на физическом развитии учащихся [10]. 

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова­ние нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности средних школьников. Поступление же в кровь гор­монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то­нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на­строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз­нерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у средних школьников могут появ­ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче­бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так­же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми [10].

Для школьников характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают мно­го вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, «с хитринкой»), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрак­тное (понятийное) мышление и  логическая память. За­кономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей орга­низации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обуче­ния проблемного характера, учить средних школьников самим на­ходить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоре­тическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий [10, 11]. 

Особое значение в организации учебной работы школьников имеет внутреннее стимулирование их познаватель­ной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают специ­альное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания [11]. 

Сложным, но очень важным является изучение внут­ренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об­ществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся долж­но охватывать также ознакомление с условиями домаш­ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие [11]. 

В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе обучения и воспитания [11].

III. Методические подходы к организации самовоспитания в единоборствах

Под самовоспитанием понимается «…сознательная, систематическая работа личности над собой, направленная на формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложившимися идеалами») [12].

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности в единоборствах. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования [12].

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения и др. [12].

Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3) использующие поощрения и наказания.

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

— педагог способствует восприятию мира;

— педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

— педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Физическое воспитание и образование в борьбе самбо не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление младшего школьника к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании [13].

Основными мотивами физического самовоспитания в самбо выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки [13].

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью младшего школьника к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка на тренировочных занятиях. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности борца. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые тренер ставит перед занимающимися. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что ученик начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная).

Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает единоборца. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой [14].

На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности [14].

Задачи деятельности:

1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.

2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.

3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.

4. Овладеть основами методики физического самовоспитания.

5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями единоборства.

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет [14].

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский).

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.  Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения [15].

Воспитательная система Самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста, необходимых для полноценного проживания, настоящего и гармоничного выстраивания процессов самоопределения в будущем. В среднем школьном (подростковом) возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно-полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться личностно-значимым. Он учиться строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях [15].

Подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях. К концу этого периода учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно-полезной деятельности [16].

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержание учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, особенно в составляющую «награды», «успеха». Подросток как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение [17].

Заключение

Личность единоборца формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. 

 Тема данного реферата «Особенности самовоспитания в спорте» и на сегодняшнее время остается актуальной. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию тренировочного процесса.

Основная задача тренера — выработать у юных спортсменов — самбистов внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья, подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию совершенствования спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним устремлением каждого. На первых этапах тренировки формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений и становятся активными помощниками тренера в определении очередным задач и путей своего физического и морально-нравственного совершенствования.

Каждый тренер ведет учебно-тренировочный процесс в соответствии со своим опытом. У каждого тренера существует своя система тренировки, которая отражает целесообразность составляющих учебно-тренировочного процесса. В данной работе в эту систему составляющих входят: целеполагание и планирование общей и специальной физической подготовки, средства и методы внедрения в учебно-тренировочный процесс специальной физической подготовки, планируемый воспитательный результат, контроль и проверка усвоения содержания учебно-тренировочного процесса. Думаю, что в моей работе спроектирована такая система воспитательной деятельности в детском коллективе, которая будет является основополагающим элементом общей воспитательной системы спортивной школы в группах начальной подготовки.

Литература

1. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. — Омск: ОГИФК, 1985. — 68 с.

2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 381с.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. — М.: ИЦ «Академия», 2000. — 288 с.

4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М.: ФиС, 1986. – 208 с.

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно — методической деятельности в физической культуре и спорте. — М.: Академия, 2002. – 264 с.

6. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 208 с.

7. Климов Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: КГУ, 1969. — 278 с.

8. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.

9. Кретти БД. Психология в современном спорте. — М.: ФиС, 1998. — 224 с.

10. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. — М.: Просвещение, 1991. — 191с.

11. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

12. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 98 с.

13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 95 с.

14. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. — 117 с.

15. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо. Учебное пособие. Красноярск, 1998. — 86 с.

16. Елисеев С.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо. М., 2003. — 107 с.

17. Информационные материалы в помощь республиканским, краевым и областным федерациям самбо. М., 2003. — 25 с.

18. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 45 с.

19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д., 1997. — 37 с.

20. Спорт и образ жизни. Сборник статей. М., Физкультура и спорт, 1979. — 62 с.