Особенности диагностической процедуры

Психологическое диагностирование и прогнозирование отклоняющегося поведения

Оказание профессиональной психолого-педагогической поддержки дезадаптированным детям и подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая разработку специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который может быть использо­ван в работе с детьми и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Для выявления основных направлений психодиагностики в коррекционной работе с педагогически запущенными школьниками необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения. Необходимость психолого-педаго­гической диагностики в нескольких направлениях:

во-первых, это диагностика особенностей его взаимоотношений в семье и в школе;

во-вторых, диагностика отклонений в характере и поведении, психических состояний, самооценки, уровня притязаний, мотива­ции, положения школьника по оцениваемому свойству среди дру­гих людей и его уровень воспитанности. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьни­ка оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологичес­ких механизмов коррекции девиантного поведения школьников.

Объект исследования — это педагогическая ситуация как сочетание отношений педагогически запущенного школьника к окружающим и к самому себе с уровнем его воспитанности, психи­ческих состояний и качеств личности.

В этой связи деятельность практического психолога должна быть направлена на:

— получение диагноза на основе констатации уровней школь­ного и семейного воспитания, уровня воспитанности и личностного развития школьника (группы школьников);

— постановка диагноза, позволяющего находить место испытуе­мого в системе внутригрупповых отношений по выраженности тех или иных качеств личности, дисциплинированности школьника;

- прогноз дальнейшего развития социальной ситуации как вос­питательной;

— определение наиболее актуальных психологических меха­низмов коррекции девиантного поведения школьника.

Особенности диагностической процедуры

Своевременная диагностика и профилактика ДП у детей — одна из задач работы психолога.

4 стр., 1980 слов

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

... Провести психодиагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников; - Проанализировать данные, полученные при диагностике уровня развития словесно-логического ... психодиагностических исследований младших школьников…………………………………………………………………...21-23 Глава 3. Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников……………………………………………………..…24-34 ...

Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.

Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП.

Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.

Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).

Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.

Методы диагностики девиантного поведения в различных возрастных группах

При изучении феномена отклоняющегося поведения и его психологических характеристик имеют место три уровня характеристик феномена, которые необходимо учитывать при измерении.

1) Во-первых, психологические характеристики: мотивы девиантного поведения, специфические потребности, ценности, ценностные ориентации и социальные нормы, личностные и социальные установки.

2) Во-вторых, поведенческие проявления, из которых и складывается социальная и поведенческая характеристика определенного вида девиантного поведения.

3) И, наконец, измеряемые индикаторы в психодиагностических методиках: утверждения тест-опросников и проективный стимульный материал в проективных методиках, формулировки вопросов в анкетах и интервью. При применении социологических методов — это вопросы анкет и интервью. В случае применения метода наблюдения — это формализованное описание поведенческих характеристик, которые необходимо зарегистрировать.

5 стр., 2232 слов

Девиантное поведение. Проблема девиантного поведения в современном обществе и пути ее решения

... создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в ... статьи 9. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2. 10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс ...

При анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, предлагается использовать следующий алгоритм:

1. установить возраст, пол, социальную принадлежность, состояние здоровья;

2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;

3. определить структуру девиации;

4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);

5. определить тип взаимодействия с реальностью;

6. выдвинуть гипотезы (2−3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;

7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;

8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.

При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:

• всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;

• с какого момента возникла;

• что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из родственников, смерть, болезнь);

• что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);

• кто первый обратил внимание на данную проблему;

• как сам ребенок ее воспринимает;

• что уже делали для решения данной проблемы;

• что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.

При исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок, социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок можно включить в диагностический блок:

2 стр., 632 слов

Семья причины, проблемы, перспективы

... единение двух влюбленных сердец, а потом уже - воспитание детей. Нет любви - нет семьи. Поэты называют ее величественной поэзией жизни, вершиной духовности человека ... дружбы, беспрерывное общение, продолжение рода, воспитание детей. Те, кто любят, не желают расставаться, так как семья для них - дворец любви. Любовь должна ...

• анкеты;

• стандартизованное интервью;

• экспертные оценки;

• карты наблюдений;

• планы-схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком;

• анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, например, карта наблюдений педагогов за проявлением девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак).

Для сбора информации, касающейся семейного, медицинского и учебного статуса школьника, используется «Социальная анкета», состоящая из пяти блоков:

1. Общие сведения.

2. Медицинский анамнез (группа здоровья и хронические заболевания).

3. Социальный анамнез (состав и материальное обеспечение семьи, курение и употребление

алкоголя родителями).

4. Бытовой анамнез школьника.

5. Дополнительные сведения о ребенке (пропуски уроков, состоит ли на учете, замеченные

отклонения в поведении).

К специализированным психодиагностическимметодикам относятся следующие:

• Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова).

• Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Ю.Б. Кляйберг).

• Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой)

• Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой.

• Методика диагностики склонности к девиантному поведению

Специфика работы психологазаключается в том, что:

1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах (инициатором запроса о конкретном ребенке чаще являются учитель, воспитатель, родитель, много реже — сам ребенок, подросток, это означает, что психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с системой ребенок — родитель (учитель), что делает необходимым:

• активность со стороны психолога при выявлении психологических проблем;

• разделение в жалобах родителей (учителей) их собственных проблем и трудностей ребенка.

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... и слабовидящих детей. - Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста, 1983, С. 68-71 .Социально-педагогический опыт коррекционной работы с детьми дошкольного возраста ... , связанные с ее социальными взаимодействиями. Только полный анамнез слабовидящего ребенка делает доступным выяснение проблемы его социальной адаптации. . Социальный работник осуществляет регулярный ...

2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходима заинтересованность ребенка, которая возникает в процессе работы.

3. Ребенок не обладает достаточной рефлексией, что несколько изменяет подход к работе с ребенком.

Таким образом, психологу при работе с детьми, особенно это касается младшего школьного возраста, необходимо больше обращаться к проективным методикам и по возможности включать с обследование родителей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector