Особенности диагностической процедуры

Психологическое диагностирование и прогнозирование отклоняющегося поведения

Оказание профессиональной психолого-педагогической поддержки дезадаптированным детям и подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая разработку специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который может быть использо­ван в работе с детьми и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Для выявления основных направлений психодиагностики в коррекционной работе с педагогически запущенными школьниками необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения. Необходимость психолого-педаго­гической диагностики в нескольких направлениях:

во-первых, это диагностика особенностей его взаимоотношений в семье и в школе;

во-вторых, диагностика отклонений в характере и поведении, психических состояний, самооценки, уровня притязаний, мотива­ции, положения школьника по оцениваемому свойству среди дру­гих людей и его уровень воспитанности. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьни­ка оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологичес­ких механизмов коррекции девиантного поведения школьников.

Объект исследования — это педагогическая ситуация как сочетание отношений педагогически запущенного школьника к окружающим и к самому себе с уровнем его воспитанности, психи­ческих состояний и качеств личности.

В этой связи деятельность практического психолога должна быть направлена на:

— получение диагноза на основе констатации уровней школь­ного и семейного воспитания, уровня воспитанности и личностного развития школьника (группы школьников);

— постановка диагноза, позволяющего находить место испытуе­мого в системе внутригрупповых отношений по выраженности тех или иных качеств личности, дисциплинированности школьника;

— прогноз дальнейшего развития социальной ситуации как вос­питательной;

— определение наиболее актуальных психологических меха­низмов коррекции девиантного поведения школьника.

Особенности диагностической процедуры

Своевременная диагностика и профилактика ДП у детей – одна из задач работы психолога.

Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.

18 стр., 8553 слов

Интеллектуальные способности младших школьников: парадигма, концепции, ...

... детей младшего школьного возраста. интеллектуальный способность школьник Объект исследования - интеллектуальные способности младших школьников. Предмет исследования - интеллектуальные способности младших школьников: парадигма, концепции, диагностика. ... речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что ...

Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП.

Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.

Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).

Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.

Методы диагностики девиантного поведения в различных возрастных группах

При изучении феномена отклоняющегося поведения и его психологических характеристик имеют место три уровня характеристик феномена, которые необходимо учитывать при измерении.

1) Во-первых, психологические характеристики: мотивы девиантного поведения, специфические потребности, ценности, ценностные ориентации и социальные нормы, личностные и социальные установки.

2) Во-вторых, поведенческие проявления, из которых и складывается социальная и поведенческая характеристика определенного вида девиантного поведения.

3) И, наконец, измеряемые индикаторы в психодиагностических методиках: утверждения тест-опросников и проективный стимульный материал в проективных методиках, формулировки вопросов в анкетах и интервью. При применении социологических методов — это вопросы анкет и интервью. В случае применения метода наблюдения — это формализованное описание поведенческих характеристик, которые необходимо зарегистрировать.

При анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, предлагается использовать следующий алгоритм:

1. установить возраст, пол, социальную принадлежность, состояние здоровья;

2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;

3. определить структуру девиации;

4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);

5. определить тип взаимодействия с реальностью;

6. выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;

7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;

8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.

При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:

• всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;

• с какого момента возникла;

• что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из родственников, смерть, болезнь);

• что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);

• кто первый обратил внимание на данную проблему;

5 стр., 2232 слов

Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном ...

... закономерности формирования, функционирования, проявления, оценки и коррекции девиантности и девиантного поведения субъектов социального взаимодействия. В данной работе использовался теоретический метод познания, опирающийся ... по молодежной (прежде все, подростковой) девиации, вызванной неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, этой проблеме посвящены работы: В.Г. ...

• как сам ребенок ее воспринимает;

• что уже делали для решения данной проблемы;

• что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.

При исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок, социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок можно включить в диагностический блок:

• анкеты;

• стандартизованное интервью;

• экспертные оценки;

• карты наблюдений;

• планы-схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком;

• анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, например, карта наблюдений педагогов за проявлением девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак).

Для сбора информации, касающейся семейного, медицинского и учебного статуса школьника, используется «Социальная анкета», состоящая из пяти блоков:

1. Общие сведения.

2. Медицинский анамнез (группа здоровья и хронические заболевания).

3. Социальный анамнез (состав и материальное обеспечение семьи, курение и употребление

алкоголя родителями).

4. Бытовой анамнез школьника.

5. Дополнительные сведения о ребенке (пропуски уроков, состоит ли на учете, замеченные

отклонения в поведении).

К специализированным психодиагностическимметодикам относятся следующие:

• Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова).

• Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Ю.Б. Кляйберг).

• Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой)

• Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой.

• Методика диагностики склонности к девиантному поведению

Специфика работы психологазаключается в том, что:

1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах (инициатором запроса о конкретном ребенке чаще являются учитель, воспитатель, родитель, много реже – сам ребенок, подросток, это означает, что психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с системой ребенок – родитель (учитель), что делает необходимым:

• активность со стороны психолога при выявлении психологических проблем;

• разделение в жалобах родителей (учителей) их собственных проблем и трудностей ребенка.

2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходима заинтересованность ребенка, которая возникает в процессе работы.

3. Ребенок не обладает достаточной рефлексией, что несколько изменяет подход к работе с ребенком.

Таким образом, психологу при работе с детьми, особенно это касается младшего школьного возраста, необходимо больше обращаться к проективным методикам и по возможности включать с обследование родителей.

6 стр., 2549 слов

Проблемы стандартной методики обучения

... Выбрать учителей к внедрению данной методики. Требований немного – чтобы учитель любил детей и мог элементарно их организовать. ... по методике В. И. Жохова как здоровьесберегающую, что особенно важно для современной школы. Проблемы стандартной методики обучения ... методики уже по результатам первого полугодия. Учителю Учитель должен быть готов к работе по заранее разработанной технологической карте ...