ОСНОВЫ ПсихологиИ 18

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА истории

и социально-политических дисциплин

Н.С. Колмогорова, А.В. Сивцова

ОСНОВЫ ПсихологиИ

Учебно-методическое пособие

для студентов дневного отделения АГАУ

Барнаул 2013

УДК 159.9:331.108.2

Колмогорова Н.С., Сивцова А.В. Основы психологии: Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения АГАУ. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 27 с.

Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов дневного отделения. Оно содержит структурно-тематический план лекционных занятий, вопросы и задания к семинарским занятиям, темы рефератов и докладов по основным разделам дисциплины, требования, предъявляемые к оформлению рефератов, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы.

Издание разработано для студентов дневного отделения, изучающих дисциплину «Психология», «Основы психологии», «Общая психология» и призвано помочь студентам в самостоятельной работе по освоению основных теоретических положений изучаемых дисциплин.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования АГАУ (протокол № 10 от 25.11.2013).

Рецензенты: канд. психол. наук, доцент АлтГПА О.Г. Холодкова,

канд. социол. наук, доцент кафедры математики АГАУ

Н.А. Абакумова.

© Колмогорова Н.С., Сивцова А.В., 2013.

13 стр., 6330 слов

Социальная работа с пожилыми гражданами в отделениях дневного ...

... центров. Цель работы. Изучение социальной работы с гражданами пожилого возраста в отделениях дневного пребывания комплексных центров. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: - ... пожилых людей. - Выявление особенностей организации досуга граждан пожилого возраста в отделениях дневного пребывания. - Анализ опыта работы. Анализ теоретической разработки темы: Институционализация различных ...

© Алтайский государственный аграрный университет, 2013.

Содержание

Введение…………………………………………………………..4

Тематический план лекций………………………………….……5

План семинарских занятий………………………………………7

Темы рефератов ….………………………………………………18

Общие методические указания к выполнению реферата…..…19

Вопросы к экзамену (зачету)…………………………..……..…21

Рекомендуемая литература……………………….………….…23

Приложение 1. Образец оформления титульного листа

контрольной работы……………….…..………27

Введение

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по изучению курсов «Психология», «Общая психология» и «Основы психологии» и подготовки к семинарским занятиям. Пособие будет полезно студентам, чья психологическая культура и компетентность войдут составными частями в структуру будущей профессиональной деятельности. Данный курс имеет важное значение, так как многие распространенные сейчас профессии предполагают сформированность коммуникативных навыков, общекультурных компетенций, в том числе коммуникативных: умение устанавливать контакт, слушать, располагать к себе людей, конструктивно решать конфликты, слаженно работать в команде при наличии у партнеров разных умений и позиций, развитие способности понимать и учитывать индивидуальные особенности другого человека, организовывать непрерывное самопознание, саморегуляцию, саморазвитие. Приобретенные психологические знания помогут формированию целостного представления у студентов о личностных особенностях окружающих их людей и своих собственных. Знания, полученные в ходе изучения психологических дисциплин, станут фактором успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию учебных навыков, культуры умственного труда, общения, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека.

Тематический план лекций

Тема 1. Объект и предмет психологии. Становление

психологии как науки

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

... кизучению психических особенностей творческой личности. Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь их ... восприятия: таланты у всех на виду и все их личностныекачества тоже. Может ... развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности ...

Актуальность и значение психологических знаний в системе профессиональной подготовки. Этапы развития психологии как науки. Функции психики, формы ее проявления. Основные принципы психологии. Отрасли психологии, место психологии в системе наук и связь с другими науками. Методы психологического исследования.

Тема 2. Основные направления современной психологии

Психоаналитические направления в психологии. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Трансакционный анализ. Когнитивная психология. Трансперсональная психология. Деятельностный подход. Генетическая психология. Становление и современное состояние отечественной психологии.

Тема 3. Развитие и строение психики

Основные этапы развития психики в филогенезе. Предпосылки возникновения и психологические характеристики сознания. Состояния сознания. Деятельность: структура, виды. Физиологические основы работы психики: строение нервной системы человека, основные функции отделов нервной системы. Межполушарная асимметрия.

Тема 4. Внимание и познавательные процессы

Внимание как психический процесс: функции, виды, качества, физиологические основы. Ощущения: классификация, механизм возникновения, общие психологические закономерности. Восприятие: виды, свойства, иллюзии. Память: основные процессы, виды, механизмы и закономерности запоминания. Мышление как рациональная форма освоения действительности: виды, операции, формы, этапы мыслительного процесса. Воображение: виды, формы, процессы. Интеллект: структура, измерение, нарушения.

Тема 5. Понятие личности. Теории личности

Биологическое, социальное и духовное в личности человека. Подходы к изучению личности: биогенетические, социогенетические и психогенетические теории. Понятие кризисов психического развития по Э. Эриксону. Теории личности в отечественной психологии.

Тема 6. Структура личности

Структура личности. Направленность личности: характеристика, формы, виды. Темперамент: типы, свойства, физиологические основы. Характер: структура, формирование, типологии, акцентуации. Способности: виды, уровни и факторы развития. Чувственно-эмоциональная сфера личности. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Высшие чувства. Функции и этапы формирования волевых действий.

Тема 7. Психология общения

Группа: виды и психологическая характеристика групповых процессов. Положительное и отрицательное влияние группы на личность. Общение: функции, виды, стили и средства. Речь: виды и свойства. Коммуникативная компетентность. Конфликты: структура, классификация, этапы развития, профилактика, стратегии разрешения.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1. Проблемы изучения психики человека

  1. Возникновение учений о душе в V в. до н.э.
  2. Историческое преобразование предмета психологии.
  3. Объект и предмет изучения современной психологии. Структура и функции психики.
  4. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
  5. Актуальность психологических знаний для успешной профессиональной деятельности современного специалиста.
  6. Принципы изучения психики.
  7. Система методов изучения психики человека.
  8. Основные периоды психического развития человека.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Научное и житейское понимание психологических явлений.
  2. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период.
  3. Развитие психологических знаний в 17 веке.
  4. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).
  5. Возникновение новых направлений в психологии (конец 19 — начало 20 в.).
  6. Современные направления исследований в психологии.
  7. Роль самопознания в процессе развития личности.
  8. Психологические знания в профессиональной деятельности и семейной жизни.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологические тесты:
  • Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
  • Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).
  1. Изучите этапы развития психологии и заполните в тетради таблицу:

Этапы

Временной период

Предмет и методы исследования

Теории, возникшие в этот период и их основатели

Основные идеи и воззрения на природу психики

I

II

III

IV

3. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): психология, объект и предмет психологии, анимизм, дуализм, идеализм, материализм, душа, психика, рефлексия, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности, наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, психическое развитие.

СЕМИНАР 2. Основные направления современной

Психологии

  1. Фрейдизм и психоаналитические направления в современной психологии. Исследователи и основные идеи теорий.
  2. Бихевиоризм. Исследователи и основные идеи теории.
  3. Гештальтпсихология. Исследователи и основные идеи теории.
  4. Гуманистическая психология. Исследователи и основные идеи теории.
  5. Трансперсональная психология и нейролингвистическое программирование – популярные направления современной психологии. Исследователи и основные идеи теорий.
  6. Трансактный анализ Э. Берна.
  7. Когнитивная психология. Исследователи и основные идеи теории.
  8. Становление и развитие отечественной научной психологии (до 1917 года).
  9. Отечественная психология (послереволюционный и современный период).

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Представления о душевных явлениях в работах древних философов.
  2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.
  3. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Античный период и современность.
  4. Восточные философские учения о природе души.
  5. Популярные современные направления в психологии.
  6. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.
  7. Трансперональная психология С. Грофа.
  8. Психогенетический подход Ч. Тойча.
  9. Психосинтез Р. Ассаджиоли.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологический тест:
  • Исследование уровня самоактуализации личности (Л.Я. Гозман).
  1. Изучите основные направления современной психологии (фрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, трансперсональная психология, нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, когнитивная психология, психогенетический подход, психосинтез) и заполните в тетради таблицу:

Название

Авторы направления, страна и годы создания

Предмет исследований

Основные идеи направления

Источники, движущие силы и условия развития психики

  1. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): психоанализ, фрейдизм, неофрейдизм, защитный механизм, сублимация, бессознательное, самоактуализация личности, гуманистическая психология, деятельностный подход, когнитивная психология, бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтпсихология, трансперсональная психология, навык, подкрепление, поведение, мотивация, деятельность.

СЕМИНАР 3. Внутренний мир и состояния сознания

Человека

  1. Основные этапы развития психики в филогенезе.
  2. Основные источники и условия развития высших психических функций у человека.
  3. Предпосылки и условия возникновения сознания человека.
  4. Психологическая характеристика сознания и его связь с бессознательным. Проявление сознания и бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
  5. Физиологические основы психики. Функциональное предназначение нервной системы человека в целом и её основных отделов.
  6. Качественное отличие интеллектуального развития высших животных и человека.
  7. Виды деятельности. Умения, навыки и привычки в структуре деятельности человека.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Методы исследования мозга человека.
  2. Альтернативные теории происхождения человека.
  3. Интеллектуальное поведение как высшая форма развития психики в животном мире.
  4. Измененные состояния сознания.
  5. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.
  6. Становление высших психических функций в процессе деятельности.
  7. Функциональная асимметрия мозга, ее проявление и значение в регуляции психических процессов и состояний.
  8. Факторы, способствующие и препятствующие психическому развитию человека.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологический тест:
  • Диагностика системы ценностных ориентаций личности (модификация Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского).
  1. Изучите строение и функции основных отделов нервной системы (НС) человека и заполните в тетради таблицу:

Название отдела

Строение и

расположение

Какие физиологические функции обеспечивает

Какие психические функции

обеспечивает

Периферическая НС

Спинной мозг

Большие полушария головного мозга

Промежуточный мозг

Средний мозг

Продолговатый мозг

Мост

Мозжечок

  1. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): психика, онтогенез, филогенез, психический процесс, психическое состояние, психическое свойство, раздражимость, чувствительность, рефлекс, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, высшая нервная деятельность, нейрон, рецептор,нервная система человека (центральная, периферическая, вегетативная, соматическая), ЦНС (центральная нервная система), свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность), первая и вторая сигнальные системы, межполушарная асимметрия, сознание, бессознательное, подсознательное, деятельность, цель, мотив, действия, операции, умственная деятельность человека (перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажитивная), основные виды деятельности (общение, игра, учение, труд), социализация.

СЕМИНАР 4. Познавательные процессы:

Чувственное и рациональное познание мира

  1. Внимание как регуляторный процесс. Характеристика его основных видов. Качества внимания.
  2. Ощущения: виды и свойства.
  3. Отличие восприятия от ощущений, виды и свойства восприятия. Иллюзии восприятия.
  4. Репрезентативные системы восприятия информации.
  5. Память: основные процессы, виды. Закономерности памяти. Развитие и нарушения памяти.
  6. Особенности мышления человека как высшей формы познавательной деятельности, его формы, виды, качества.
  7. Воображение как познавательный процесс и основа творческого мышления.
  8. Понятие и структура интеллекта. Основные подходы к изучению и измерению интеллекта.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Роль внимания в различных видах профессиональной деятельности.
  2. Значение ощущений в жизни человека.
  3. Экстрасенсорные способности человека.
  4. Законы и загадки восприятия человека.
  5. Интеллект: норма и отклонения.
  6. Индивидуальные особенности развития и нарушения памяти.
  7. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Мнемотехника.
  8. Психология творческого мышления.
  9. Влияние воображения на эмоциональное, физическое и физиологическое состояние организма человека.
  10. Гендерные особенности познавательных процессов.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологические тесты:
  • Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
  • Тест структуры интеллекта (ТСИ-2).
  1. Изучите психологические характеристики внимания и познавательных процессов и заполните в тетради таблицу:

Психический процесс

Определение

Свойства

Классификация

видов

Исследователи

Индивид.

особенности

Методы

развития

Внимание

Ощущения

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

  1. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): внимание, раздражитель, ощущения, рецептор, репрезентативные системы, порог ощущений (абсолютный и разностный), сенсибилизация, адаптация, восприятие, иллюзии восприятия, память, мнемоника, представления, амнезия, эйдетизм, запоминание, воспроизведение, забывание, узнавание, реминисценция, мышление, абстракция, анализ, индукция, дедукция, интеллект, коэффициент интеллекта (IQ), инсайт, обобщение, понятие, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, воображение, творчество, креативность, агглютинация, акцентирование, мечта, грёзы.

СЕМИНАР 5. Личность: теории, основные понятия

  1. Соотношение объема и содержания понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  2. Основные подходы к определению личности и ее структуры в зарубежной и отечественной психологии.
  3. Биогенетические теории личности.
  4. Социогенетические теории личности.
  5. Характеристика психогенетических теорий личности.
  6. Воля – основные признаки, функции, этапы волевого действия.
  7. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Отклонения в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
  2. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов.
  3. Роль эмоций в развитии личности.
  4. Сравнительный анализ основных теории эмоций.
  5. Исследование личности в трудах отечественных психологов.
  6. Влияние стресса на психологическое и соматическое здоровье человека.
  7. Психологические приемы регуляции эмоциональных состояний.
  8. Гендерные особенности типологических свойств личности.
  9. Роль воспитания в развитии эмоциональной сферы личности.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологические тесты:
  • Исследование самооценки личности (Н.М. Пейсахов).
  • Шкала локус-контроля (Дж. Ротер).
  1. Изучите основные теории личности и заполните в тетради таблицу:

Подходы к изучению

личности

Теории личности, относящиеся к данному походу и их основатели

Движущие силы и условия развития личности

Биогенетический

Социогенетический

Психогенетический

  1. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): человек, индивид, личность, индивидуальность, кризис личностного развития, комплексы, эмоции, чувства, воля, функции эмоций (приспособительная, сигнальная, побудительная, подкрепляющая, коммуникативная), виды эмоций и эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, страх, стресс, фрустрация).

СЕМИНАР 6. Структура личности

  1. Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов и потребностей.
  2. Направленности личность как «центральное ядро личности». Виды направленности.
  3. Типы темперамента и их психофизиологические характеристики. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
  4. Характер человека и факторы, влияющие на его формирование. Типологии характера. Психографология.
  5. Акцентуации характера.
  6. Уровни и условия развития способностей.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Направленность личности и профессиональное самоопределение.
  2. Развитие мотивационно-потребностной сферы человека.
  3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Выбор профессии.
  4. Типологии характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия и др.).
  5. Исследование личности в трудах отечественных психологов.
  6. Влияние семьи на развитие личности ребенка.
  7. Психология гениальности.
  8. Творческие способности и успешность профессиональной деятельности.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологические тесты:
  • Определение направленности личности (Б. Басс).
  • Личностный опросник (Г.Ю. Айзенк).
  • Формула темперамента (А. Белов).
  • Определение акцентуаций характера (К. Леонгард).
  1. Изучите типы темперамента и заполните в тетради таблицу:

Типы

темперамента

Свойства нервной системы

Проявления темперамента в поведении и деятельности

положительные

отрицательные

Сангвинический

Холерический

Флегматический

Меланхолический

Изучите акцентуации характера и заполните таблицу*:

Тип

акцентуации

Особенности проявления

Рекомендации для коррекции и

преодоления акцентуации

Рекомендуемый вид профессиональной

деятельности

положительные

отрицательные

*В таблицу запишите 5 акцентуаций, которые вы у себя выявили или по которым вы набрали больше всего баллов, выполняя тест «Определение акцентуаций характера» (К. Леонгард).

  1. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): направленность личности, знания, умения, навык, мировоззрение, убеждение, интересы, идеалы, склонности, желания, потребности, влечения, мотивация, темперамент, акцентуация характера, одаренность, талант, гениальность, идиотия, дебильность, имбицильность, социализация, установка, ценностные ориентации, задатки, способности.

СЕМИНАР 7. Межличностные отношения и общение

  1. Общение как социально-психологическая категория. Функции и виды общения.
  2. Понятие и классификация групп.
  3. Вербальные и невербальные средства общения.
  4. Характеристика демократического, авторитарного и либерального стилей общения.
  5. Коммуникативная компетентность в структуре профессиональной компетентности современного специалиста.
  6. Факторы, определяющие систему межличностных отношений в группе.
  7. Конфликты: сущность, типология и медиация.
  8. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

  1. Типы отношений людей в группе.
  2. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.
  3. Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе.
  4. Общение как фактор развития личности.
  5. Конфликт поколений: причины и способы преодоления.
  6. Технология разрешения конфликтной ситуации.
  7. Манипулятивное воздействие в межличностных отношениях и в средствах массовых коммуникаций.
  8. Гендерные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.
  9. Медиация и профилактика конфликтных взаимодействий.
  10. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.

Практические задания

  1. Выполните самостоятельно психологические тесты:
  • Методика диагностики эмпатических способностей

(В.В. Бойко).

  • Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
  • Тест «Описания поведения в конфликтной ситуации»

(К. Томас).

  • Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон).
  1. Изучите стили общения и заполните в тетради таблицу:

Стили общения

Как проявляется в общении с равным по статусу человеком.

Является ли оптимальным и почему?

Как проявляется в общении начальника с подчинёнными.

Является ли оптимальным и почему?

Как проявляется в общении родителей с ребёнком.

Является ли оптимальным и почему?

Авторитарный

Демократический

Либеральный

  1. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): общение, речь, вербальные средства общения, невербальные средства общения, коммуникативная компетентность, группа, коллектив, роль (социальная), статус, толерантность, отношения, социометрия, коммуникативная компетентность, конфликт (объективный, субъективный, конструктивный, деструктивный, внутриличностный, межличностный и др.), конфликтогены, стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс), профилактика конфликтов, манипуляции в общении.

Темы для рефератов

  1. Направления научной психологии в Западной Европе и США.
  2. Развитие отечественной психологии.
  3. Закономерности и законы развития психики.
  4. Жизненные цели и ценностные ориентации личности.
  5. Психология одаренности.
  6. Роль общения в психическом развитии человека.
  7. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
  8. Любовь как высшее чувство.
  9. Любовь и дружба в разные исторические эпохи.
  10. Причины возникновения агрессии и коррекция агрессивного поведения.
  11. Типы и причины неприязненных отношений между людьми.
  12. Психологическая феноменология одиночества. Преодоление одиночества.
  13. Психология семейных отношений.
  14. Стресс и стрессоустойчивость личности.
  15. Депрессия. Причины, признаки и способы преодоления.
  16. Внутриличностный конфликт и кризис личности.
  17. Психологические проблемы молодой семьи.
  18. Защитные механизмы психики.
  19. Резервы психики. Приемы активизации резервов.
  20. Формирование психологической культуры личности.
  21. Влияние неформальных молодежных объединений на личность.
  22. Психология творчества.
  23. Креативность как одна из составляющих профессиональной деятельности современного специалиста.
  24. Сон и сновидения: сущность, причины, проблемы.
  25. Типы конфликтных личностей и их поведение в конфликтных ситуациях.
  26. Психология лидерства.
  27. Имидж делового человека.
  28. Индивидуальный стиль деятельности молодого специалиста.
  29. Невербальные средства общения.
  30. Проблема самоопределения личности.
  31. Влияние деструктивных культов и сект на личность.
  32. Проблемы наркозависимости молодежи.
  33. Здоровье и здоровый образ жизни: сущность и факторы, их определяющие.
  34. Свобода воли и личная ответственность.
  35. Выдающиеся психологи и их теории.
  36. Перспективы развития современной психологии.
  37. Влияние саногенного и патогенного мышления на человека.
  38. Коммуникативная культура современного специалиста.
  39. Толерантность в межличностных отношениях.
  40. Коммуникативная компетентность как часть профессиональной компетентности современного специалиста.

Общие методические указания к выполнению реферата

Реферат является результатом творческой самостоятельной работы студента при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Содержание реферата должно быть выстроено в строгой логической последовательности и соответствовать принципам научности, доступности и практической значимости. В начале работы должно быть введение, где автором работы отражается актуальность и значимость выбранной темы для будущей профессиональной деятельности. В конце работы должны быть сформулированы выводы по изученному материалу и проделанной работе, собственное мнение автора работы по теме исследования. При подготовке реферата необходимо использовать не только источники из списка основной и дополнительной литературы, но и периодические издания, монографии, материалы электронных информационно-справочных ресурсов. Все использованные источники должны быть отражены в библиографическом списке, который помещается в конце работы в алфавитном порядке.

При подготовке реферата не следует ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, обращая внимание не только на выводы, но и на методику, применяемую при изучении той или иной проблемы. Чтение научной литературы должно быть критическим. Поэтому надо стремиться не только усвоить основное содержание, но и способ доказательства, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов изучаемой работы, а так же выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

Оформление реферата

Правильность и аккуратность оформления работы студента, соответствующая нормам культуры интеллектуальной деятельности, учитывается при оценке работы. Реферат оформляется следующим образом:

  1. Титульный лист должен соответствовать образцу (образец см. в приложении 1.).
  2. На втором листе должен находиться план изложения темы работы с указанием страниц.
  3. Библиографию помещают в конце работы в алфавитном порядке (не менее 7 источников).
  4. Изложение необходимо вести в соответствии с пунктами плана, выделяя в тексте каждый последующий вопрос.
  5. Схемы, таблицы, графики, рисунки следует размещать в приложении к работе.
  6. Основные понятия, гипотезы, исследовательские вопросы и выводы следует выделять в тексте.
  7. Работа выполняется на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине страницы, стандартный абзацный отступ. Текст предполагает поля: сверху – 1 см., снизу – 2 см., справа – 2 см., слева – 2,5 см. Нумерация страниц внизу справа. Объем работы не менее 15 страниц.

Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период и эпоху средневековья.
  2. Развитие психологических знаний в 17 веке.
  3. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).
  4. Предмет, объект современной психологии (20 век).

    Структура и функции психики.

  5. Фрейдизм и психоаналитические направления в психологии.
  6. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.
  7. Гуманистическая психология.
  8. Трансперсональная психология. Нейро-лингвистическое программирование.
  9. Трансакционный анализ Э. Берна.
  10. Когнитивная психология.
  11. Становление и развитие русской научной психологии (до 1917 года).
  12. Отечественная психология (послереволюционный и современный период).

    Перспективы развития психологической науки.

  13. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
  14. Система методов психологического исследования.
  15. Развитие психики в филогенезе.
  16. Физиологические основы работы психики.
  17. Основные психологические характеристики сознания. Предпосылки возникновения сознания.
  18. Понятие и структура личности. Факторы, определяющие развитие личности.
  19. Теории личности.
  20. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  21. Темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
  22. Характер. Типологии характеров.
  23. Формирование характера. Акцентуации характера.
  24. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.
  25. Способности: общая одаренность и специальные способности. Развитие способностей.
  26. Общение. Функции общения. Средства общения.
  27. Характеристика основных видов общения.
  28. Общая и профессиональная коммуникативная компетентность личности.
  29. Типология групп. Влияние группы на личность и личности на группу.
  30. Межличностные отношения в группе. Методы исследования системы межличностных отношений в группе.
  31. Конфликт: сущность, классификация, управление.
  32. Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
  33. Деятельность человека: структура и психологическая характеристика основных видов деятельности.
  34. Виды и качества внимания. Связь внимания с познавательными процессами и деятельностью человека.
  35. Ощущения. Классификация, свойства и механизм возникновения ощущений.
  36. Виды и свойства восприятия. Иллюзии.
  37. Репрезентативные системы и их роль в формировании субъективной картины мира.
  38. Память: виды, процессы и закономерности памяти.
  39. Мышление: виды, мыслительные операции. Развитие мышления человека.
  40. Воображение как психический процесс. Виды и процессы воображения.
  41. Интеллект человека. Диагностика уровня интеллектуального развития.
  42. Профессиональное самоопределение молодого специалиста.
  43. Профессиональная деятельность как условие личностного роста.
  44. Психическая саморегуляция поведения и деятельности.
  45. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Основные функции языка.
  46. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.
  47. Воля: функции, формирование и проявление волевых качеств личности.
  48. Психические состояния: классификация и основные характеристики. Саморегуляция психических состояний.
  49. Периодизация психического развития человека.
  50. Организация процесса самопознания и саморазвития личности.

Рекомендуемая литература

Основная литература

(имеется на абонементе в библиотеке АГАУ)

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – М.: МИР, 1992.
  3. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 304 с.
  4. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим специальностям. / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2011. – 639 с.
  5. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 806 с.
  6. Общая психология: учебное пособие для вузов /ред. Е.И. Рогов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 345 с.
  7. Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; под ред. Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник – ВЗФЭИ. 2010.- 384 с.
  8. Психология и педагогика: учебник для вузов /ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт: Высшее образование. 2010. – 714 с.
  9. Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Рассыпнова, Л.В. Немцова; Пензенская ГСХА, 2008. – 259 с.
  10. Сивцова А.В., Н.С. Колмогорова. Психология и педагогика. Раздел «Психология»: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 198 с.
  11. Сивцова А.В., Н.С. Колмогорова. Психология и конфликтология. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.
  12. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с.
  13. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2008. – 592 с.

Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
  5. Бороздина Г.В. Психология общения. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 295 с.
  6. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1982.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
  8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
  10. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2005.
  11. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов. – М., 2005.
  12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск, 1998.
  13. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1997.
  14. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
  15. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М., 1997.
  16. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
  17. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Монография. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 224 с.
  18. Конфликтология / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 301 с.
  19. Кравченко А.И. Психология и педагогика. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 400 с.
  20. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
  21. Кукушин В.С. Психология делового общения. — Ростов-на-Д.: Феникс, 2010. — 364 с.
  22. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
  24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
  25. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2002.
  26. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 1996.
  27. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу. – СПб., 2003.
  28. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для высших пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М., 2001.
  29. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2000.
  30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
  31. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 2002.
  32. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1986.
  33. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990.
  34. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.
  35. Психология от А до Я: Словарь персоналий. – М., 1997.
  36. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. – СПб., 2000.
  38. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология менеджмента: учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.
  39. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов, обучающихся по непедагогическим специальностям. – М., 2001.
  40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1995.
  41. Теории личности: познание человека. / под ред. С. Клонингер. – СПб., 2003.
  42. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности в онтогенезе. – М, 1995.
  43. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2002.
  44. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для вузов. – М, 2001.
  45. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Интернет-ресурсы:

Портал «Гуманитарное образование»

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) — http://www.auditorium.ru/. Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.

Периодические издания: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Иностранная психология».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Образец оформления титульного листа реферата

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Основы психологии»

Тема: «Теории личности»

Выполнил

студент (ФИО)

Факультет:

Специальность:

Курс……. группа №……

Зачетная книжка №

Проверил: ………………………………

Барнаул 2013

28